Вы не зашли.
Азов написал:
Оригинальное сообщение #464108
Может с "Евстафия" или с "И.Златоуста"?
В общем. все о той же средней и противоминной артиллерии "резервных" кораблей ЧФ.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #464120
В общем. все о той же средней и противоминной артиллерии "резервных" кораблей ЧФ.
Вроде на Перекопе белые ставили 6 дм...
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #464056
3. Мелкий вопрос - на одном из бронепоездов Слащева зимой 19/20 были две морские 8" - откуда? (знаю, что все бронепоезда "достались" ему в результате отхода части "белых" войск в Крым, может. 8" "не местные", может. взяты из предполагаемого вооружения береговых батарей ЧФ-?)
По фото-береговой башеноподобный щит
Изготовлены в Сормово
http://lib.rus.ec/b/198914/read
Тяжёлые бронепоезда белых юзали 153/45 Канэ
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #464056
3. Мелкий вопрос - на одном из бронепоездов Слащева зимой 19/20 были две морские 8" - откуда? (знаю, что все бронепоезда "достались" ему в результате отхода части "белых" войск в Крым, может. 8" "не местные", может. взяты из предполагаемого вооружения береговых батарей ЧФ-?)
В составе вооружения бронепоездов обеих сторон были практически все типы современных морских и сухопутных систем России, а также десятки типов орудий стран Антанты, закупленных до революции Россией или доставленных туда в ходе интервенции.
Чаще всего на тяжелых бронепоездах красных и белых устанавливались 152/45-мм (6/45-дюймовые) пушки Кане. Такие пушки с 1892 г. состояли на вооружении русского флота и с 1895 г. — на вооружении армии, точнее, береговых батарей. 6-дюймовые пушки Кане могли стрелять фугасными, бронебойными, химическими и осветительными снарядами. Фугасный снаряд образца 1915 г. имел вес 41,5 кг, содержал 6,8 кг тротила и при начальной скорости 792 м/с имел дальность 14,6 км при угле возвышения 20° (Сх. 53).
Схема 53. 152/45-мм пушка Кане на железнодорожной установке Севастопольского морского завода. Такие установки входили в состав тяжелых бронепоездов Добровольческой армии
Принципиальным различием корабельных и береговых орудий был способ заряжания: у первых◦— унитарное, у вторых◦— раздельно-гильзовое. Снаряды их были взаимозаменяемыми. На бронепоездах устанавливалось не менее четырех типов станков 6/45-дюймовых пушек с углом возвышения от 15° до 25° (чаще всего 20°). 6/45-дюймовые пушки на бронепоездах устанавливались в башнеобразных щитах, с обычными щитами и вообще без щитов. 6/45-дюймовые пушки устанавливались на обычных четырехосных вагонах.
Стрельба обычно производилась при остановке бронепоезда. При этом бронеплощадка с 6-дюймовым орудием расцеплялась с остальными бронеплощадками и отводилась на 20–25 м, чтобы две бронеплощадки не были поражены одним снарядом. При переходе в боевое положение откидывались боковые кронштейны с настилом, по которому могла передвигаться прислуга. Подача и досылка производилась вручную. В отдельных случаях ставились боковые упоры и деревянные опоры под раму бронеплощадки. Но чаще всего круговой обстрел 6-дюймовых орудий обеспечивался без всяких приспособлений.
203-мм пушки длиной в 45 и 50 калибров были установлены на нескольких красных бронепоездах. Обе стороны ставили на тяжелые бронепоезда 120/45-мм, 120/50-мм и 102/60-мм корабельные орудия. Эти орудия отличались хорошей баллистикой, но их снаряды имели очень слабое фугасное действие. У 102/60-мм пушки при весе фугасного снаряда образца 1915 г. 17,5 кг вес ВВ составлял 2,1 кг, дальность стрельбы◦— 16 км при угле 30° и 12 км при угле 20°.
Ряд деникинских и колчаковских бронепоездов были вооружены 127-мм английскими осадными пушками. Снаряд этой пушки весом 27,2 кг содержал 2,8 кг тротила, дальность стрельбы 9,5 км. Прислуга бронепоездов не любила эти пушки из-за частых осечек и неудовлетворительной работы противооткатных устройств.
http://www.litmir.net/br/?b=139392&p=52
поллитра написал:
Оригинальное сообщение #465142
В составе вооружения бронепоездов обеих сторон были практически все типы современных морских и сухопутных систем России, а также десятки типов орудий стран Антанты, закупленных до революции Россией или доставленных туда в ходе интервенции.
Благодарю, я тут за выходные еще и сам "подковался", правда, посредством чтения всевозможных книшек А.Б. Широкорада. Сам 3- й вопрос рапорта "вытек" у меня как частный из общего - использовалась ли артиллерия кораблей ЧФ для обороны Крыма, если да - то как и какая от этого была польза. Барону это ставят в упрек, но, IMHO, если Слащев год назад Крым оборонял и в этом преуспел. то барон оборону "обозначал" как в бесконтактном каратэ. а когда на него нажали, он и откатился аж до причалов. Тут никакая артиллерия - хоть башенная ГК - не помогла бы (опять - таки - IMHO). Всем была памятна эвакуация Новороссийска, все (кому хотелось) жаждали места на пароходе. А тем. кто захотел остаться, поверив Фрунзе, "лишний срок" на себя "вешать" и вовсе не хотелось.
Азов написал:
Оригинальное сообщение #464148
Вроде на Перекопе белые ставили 6 дм...
4 старых крепостных (по Слащеву и перепето Широкорадом).
По Триандафилову http://militera.lib.ru/h/sb_perekop_i_chongar/07.html у пехотных частей белых было 127 орудий (о морских орудиях, ясно. речь не идет). Тот же автор пишет: "Неимоверными усилиями мы заняли положение, угрожающее тылу Перекопских позиций противника.Только общим надломом воли противника можно объяснить очищение им Перекопских позиций, но не нашим тактическим успехом".
И далее: Как атака Турецкого вала, так и тягучие бои на Литовском полуострове не привели к непосредственному разгрому живой силы противника только потому, что в организации боя за Перекоп имелся целый ряд недочетов, связанных с артиллерийским вопросом, с вопросом о взаимодействии между пехотой и артиллерией.
Неправильно было определено, какой ширины фронт можно рвать наличными артиллерийскими средствами, неправильно была сгруппирована артиллерия, неудовлетворительно она связалась с пехотой, поэтому она плохо выполнила выпадавшие на нее задачи по подготовке пехотной атаки. Только этим объясняется неудача нашей атаки против Турецкого вала; 55 орудий, даже 2 средних групп артиллерии, могло бы хватить для подготовки атаки на правом фланге дивизии, на участке ударно-огневой бригады. Правильное распределение артиллерии без сомнения могло бы обеспечить успех ударно-огневой бригады, и это в связи с наступлением через Литовский полуостров привело бы к падению Турецкого вала в течение 8 ноября.
Ошибки в расчете средств и в организации общевойскового боя были причиной наших тактических неудач под Перекопом, несмотря на героизм, с которым дрались наши войска в этом бою."
В. Триандафиллов. Перекопская операция Красной армии
Не особо хотели белые защищать Крым
А по бронепоездам нашел пока:
«Единая Россия» — тяжелый бронепоезд Русской армии. Сформирован в марте 1920 года в Крыму на базе 3-й батареи 1-го дивизиона морской тяжелой артиллерии. Оставлен в ноябре 1920 года при эвакуации Русской армии из Севастополя. http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/05.html
Возможно, он и был с 8".
Или эти: «Москва» — тяжелый бронепоезд Вооруженных сил Юга России и Русской армии. Сформирован в марте 1920 года в Крыму из 1-й батареи 1-го дивизиона морской тяжелой артиллерии. Входил в состав 4-го бронепоездного дивизиона. Вступил в бой в апреле 1920 года на подступах к Крыму. Оставлен в ноябре 1920 года при эвакуации Русской армии из Крыма".
«Иоанн Калита» — тяжелый бронепоезд Русской армии. Сформирован (возрожден) в марте 1920 года в Крыму на базе 2-й батареи 1-го дивизиона морской тяжелой артиллерии. Входил в состав 3-го бронепоездного дивизиона. Оставлен в ноябре 1920 года при эвакуации частей Русской армии из Керчи. Командир бронепоезда — капитан Норенберг".
А вот и у красных:" Новейший тяжелый бронепоезд № 85, построенный в 1920 году на Сормовском заводе с учетом опыта предыдущих боев, был вооружен крепостными дальнобойными восьмидюймовыми пушками, установленными на специальных многоосных платформах".
Отредактированно сарычев (16.01.2012 17:06:43)
"В июне 1918 г. весь русский Черноморский флот был захвачен немецкими войсками, а корабли, ушедшие в Новороссийск, также обязаны сдаться. Они будут возвращены в Севастополь, где встанут на рейде и будут ожидать разоружения. Я также приписан к команде, которая выводит из боеготового состояния русские корабельные орудия, снимает с кораблей торпеды, радиостанции должны выводиться из эксплуатации путём демонтажа важных деталей.
Затем наступает решающий день! В первой половине дня, в 10 часов, остатки русского флота прибывают на рейд Севастополя. Орудийные башни «Гебена» угрожающе наведены на сверхдредноут «Александр III», который получил тем временем имя «Воля». С волнением мы рассматриваем приближающийся колосс. Как знать? Возможно, русские идут с намерением уничтожить «Гебен»!
Но всё остается спокойным, корабли бросают якоря на рейде. В 12 часов дня мы на пароходе выходим на рейд и начинаем разоружение. Черт побери! Что за корабль, эта «Воля»! Наши специалисты безмолвны, когда они осознают боевую мощь этого корабля. Но вскоре с ней покончено. Друг за другом снимаются затворы орудий и грузятся на пароход, затем туда перемещаются торпеды и разобранные части радиостанций. Всё снабжается бирками и точно регистрируется. Снятые части передаются в морской арсенал в Севастополе. Сразу же на следующий день корабли могут войти в базу и стать у причалов. Весь русский Черноморский флот стоит разоруженным. Таков конец! "
http://militera.lib.ru/memo/german/kopp_g/22.html
Копп, ГеоргKopp, George
На линейном крейсере «Гебен»
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #465787
Весь русский Черноморский флот стоит разоруженным.
Коллега Сарычев, вроде все знакомо, но все равно спасибо за цитату. Ведь вскоре после прибытия в Севастополь "Гебен" первым делом стал в док, построенный для русских дредноутов. Немцы (малоизвестный факт) даже усовершенствовали его, соединив между собой . крановые рельсы обоих бортов дока и обеспечив т.о. возможность переброски кранов при необходимости куда надо. Все это работало еще много лет.
А от обилия трофеев (хотя термин не совсем правильный) у немцев возникли свои проблемы-недостаток флагов, все запасы с "Гебена" они использовали, на известном фото "Счастливого" бывший русский ЭМ стоит как раз под огромным флагом с "Гебена", поднятым на гафеле.
С уважением
Петрович написал:
Оригинальное сообщение #467108
Ведь вскоре после прибытия в Севастополь "Гебен" первым делом стал в док, построенный для русских дредноутов. Немцы (малоизвестный факт) даже усовершенствовали его, соединив между собой . крановые рельсы обоих бортов дока и обеспечив т.о. возможность переброски кранов при необходимости куда надо. Все это работало еще много лет.
И не нашлось никого из русских... что бы допустить "ошибку" при постановке его в док... чтоб как у "Пересвета" "котлы покривились"... и килевая балка дала бы прогиб...(
Петрович написал:
Оригинальное сообщение #467108
А от обилия трофеев (хотя термин не совсем правильный) у немцев возникли свои проблемы-недостаток флагов, все запасы с "Гебена" они использовали, на известном фото "Счастливого" бывший русский ЭМ стоит как раз под огромным флагом с "Гебена", поднятым на гафеле.
Делов то... есть ещё турецкие флаги... не хватит их... полумесяцы на красных трофейных намалевать недолго... на крайняк и австрийские сойдут...
Петрович написал:
Оригинальное сообщение #467108
у немцев возникли свои проблемы-недостаток флагов, все запасы с "Гебена" они использовали
Ну ничего, а у союзников на их п/л потом французских флагов хватило, а англичане, те и "мараться" не стали.
Азов написал:
Оригинальное сообщение #467142
И не нашлось никого из русских...
Немцы к работам в доке никого из русских не допускали, все работы проводили силами экипажа.
Петрович написал:
Оригинальное сообщение #468198
Немцы к работам в доке никого из русских не допускали, все работы проводили силами экипажа.
Постановку в док мог осуществить только обслуживающий персонал дока... не убеждён что немцы никого для этой операции не привлекли из него...
Азов написал:
Оригинальное сообщение #468220
Постановку в док мог осуществить только обслуживающий персонал дока..
Да и ремонтировали IMHO. не немецкие рабочие - где их взять? а материалы - тоже не из Германии везли.
А вообще - у немцев порядок был:
"ТИХМЕНЕВ Александр Иванович, р. 1879. Морской корпус 1901, Морская академия 1906. Капитан 1-го ранга. Георгиевский кавалер. В Добровольческой армии с июля 1918 (перешел от красных; в июне 1918, временно вступив в командование Черноморским флотом, уведенным в Новороссийск, не подчинился секретному приказу большевиков о затоплении кораблей в Цемесской бухте и увел часть кораблей обратно в Севастополь); нояб. 1918 принял у немцев часть Черноморского флота,"
Сдал - принял, прОтокол, отпечатки пальцев.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #469296
а материалы - тоже не из Германии везли.
Уж с материалами то у них в Севастополе точно не было проблем...)
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #469340
Сдал - принял
Коллега Сарычев, а с чего Вы взяли, что Тихменев принял корабли у немцев? Как раз по документам обратное, 19 июня 1918 г Тихменев их сдал, а осенью, в октябре (надо смотреть даты) от немцев в лице адмирала Гопмана принял их уже Клочковский, представитель Украины, будущий адмирал трех флотов, русского, украинского и польского и тоже офицер-черноморец и Георгиевский кавалер. Корабли передавались Украине "без права поднятия Андреевского флага". Правда, с учетом ситуации на тот момент, это не могло иметь особого значения, ибо рейх войну проиграл, а с ним вместе клонилась к закату и звезда посаженного немцами же на киевский "престол" гетмана Скоропадского, кстати, в прошлом тоже русского боевого генерала. Этому тоже Георгиевскому кавалеру они целую Украину передали - с тем же результатом, но это уже совсем отдельная тема.
С уважением
Петрович написал:
Оригинальное сообщение #469602
Коллега Сарычев, а с чего Вы взяли, что Тихменев принял корабли у немцев? Как раз по документам обратное, 19 июня 1918 г Тихменев их сдал, а осенью, в октябре (надо смотреть даты) от немцев в лице адмирала Гопмана принял их уже Клочковский, представитель Украины, будущий адмирал трех флотов, русского, украинского и польского и тоже офицер-черноморец и Георгиевский кавалер. Корабли передавались Украине "без права поднятия Андреевского флага".
"8 ноября 1918 г. германский адмирал Гопман передал Черноморские корабли морским представителям: от сепаратной Украины - контр-адмиралу Клочковскому и от не принявшего эту окраску русского флота кап. 1 р. (контр-адмиралу Тихменеву и Лебединскому"
Н.З. Кадесников "Краткий очерк белой борьбы под Андреевским флагом......" ЛНПП "ОБЛИК" 1991 г.
Отредактированно Азов (23.01.2012 20:05:21)
Азов написал:
Оригинальное сообщение #469636
германский адмирал
Уважаемый Азов, спасибо за важное уточнение. Позволю себе добавить пару ссылок по этой же теме.
23 октября 1918 г германский адмирал Гопман объявил морскому представителю Украины Клочковскому, что он передает Украине русский флот без права поднимать на этих судах Андреевский флаг
(Бизертинский Морской сборник, №10, 1922 г, стр.32).
А вот 8 ноября только состоялось совещание у Гопмана "по поводу передачи военных судов русским комиссарам". Комиссаром от Украины считался Клочковский, от Советской России-Тихменев и Лебединский, от России вообще-Нищенков.
("Гражданская война", боевые действия на морях, речных и озерных системах, т.III, Юго-запад, 1925г).
А что кому фактически передано - в документах нет. Я во всяком случае пока не видел. По логике немцы должны были вернуть Тихменеву только те корабли, которые 19 июня возвратились из Новороссийска, а все остальные - Клочковскому, но это не более, чем мое личное предположение.
С уважением
Отредактированно Петрович (23.01.2012 23:25:20)
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #469340
В Добровольческой армии с июля 1918
Тогда получается, что немцы передали 8 ноября 1918 г корабли представителю Добровольческой армии? Интересно получается, а ведь именно Тихменев представлял там Советскую Россию...
Петрович написал:
Оригинальное сообщение #469777
Тогда получается, что немцы передали 8 ноября 1918 г корабли представителю Добровольческой армии? Интересно получается, а ведь именно Тихменев представлял там Советскую Россию...
ИМХО немцам видимо уже было всё равно кому эти корабли передавать...
Азов написал:
Оригинальное сообщение #469864
немцам видимо уже было всё равно кому эти корабли передавать...
Сведения о Тихменеве - из Волкова http://militera.lib.ru/bio/volkov_sv01/index.html. Наткнулся на них, "наткнувшись" на биографию Тихменева вообще. До этого где-то читал (получается - легенду) о том. что он с найденной Георгиевской саблей Колчака во главе отряда преданных матросов пробрался к тому в Сибирь, а затем возглавил бронедивизион, который весь замерз, но не сдался красным зимой 19-го. И вдруг- такой конфуз. А насчет того, кому сдали - не очень принципиально. Для меня неожиданным было - раз приняли - значит, и сдали. Европа.
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #469907
а затем возглавил бронедивизион, который весь замерз, но не сдался красным зимой 19-го.
ЕМНИП ... это другой Тихменев...
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #469907
А насчет того, кому сдали - не очень принципиально. Для меня неожиданным было - раз приняли - значит, и сдали. Европа.
Европа (в смысле Антанта) на следующий день пришла и всё отобрала у тех кому сдавали немцы...)))
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #469907
раз приняли - значит, и сдали. Европа
Да в общем-то и верно, так оно и было. Пример тому имеется. В "Морском сборнике" в 20-х гг была статья И.Благовещенского "Пребывание немцев в Севастополе в 1918 г", советую почитать, очень любопытно. Если отыщу свой экз. фотокопии (сорри, новоселье после переезда все надо искать), постараюсь отсканить и выложить здесь.
Так вот, во-первых, немцы вошли в Севастополь походным порядком утром 1 мая 1918 г, встретив в городе Первомайскую демонстрацию рабочих, с которой они мирно разминулись. Занятие города прошло спокойно.
А вот наличие на кораблях, стоявших в бухтах, украинских флагов немцы не приветствовали, поскольку не признавали вхождения Крыма в состав Украины. На этом основании они перехватили на подступах к городу накануне его занятия отрях сичевых стредльцов полковника Болбочана, секретно посланных из Киева, дабы упредить немцев и первыми занять Севастопль. Болбочана из Крыма прогнали, кажется, со стрельбой. А флаги на кораблях начали менять на германские.
Докование "Гебена" происходило в сжатые сроки и проводилось исключительно силами немецкого личного состава. Кто готовил док к постановке-не указано, возможно, что и местные спецы. Немцы испытывали острую нужду в жирах и организовали его производство в Севастополе. С кораблей Тихменева они сняли боезапас и продовольствие. То же сделали на других кораблях, ранее доставшихся им в Севастополе.
30 июня "Гебен" ходил в Новороссийск, откуда привел в Севастополь 2 июля пару десятков русских транспортов с грузами (кстати, именно тогда в Новороссийске 3 или 4 из них были затоплены союзными командами). В Новороссийске "Гебен" также освободил пленных немцев и оставил там в качестве стационера МН R10 (ex "Зоркий").
Наконец, при эвакуации немцы аккуратно расчитывались с рабочими за все выполненные работы. Но это не меняет того факта, что немцы же разграбили доставшиеся им корабли и предприятия, отправив в Германию массу оборудования и материалов. Часть вагонов удалось в последний момент вернуть в Севастополь. Вот так вкратце. Если я Вас не утомил, конечно.
Петрович написал:
Оригинальное сообщение #470112
Занятие города прошло спокойно.
А писали, что Дерзкий обстреляли при попытке выхода, да так, что тот на камни выбросился. У Цветкова в "Э/м Новик", да и вообще - как могли - препятствовали выходу будущей "Гибели эскадры" в Новороссийск.
Или - город - городом, а "призы" - чтобы были на месте.
Отредактированно сарычев (24.01.2012 15:55:07)