Вы не зашли.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #530950
Боевая устойчивость "Славы" в ПМВ по сравнению с дредноутами уже совершенно не достаточная, под огнем 30-см линейненшифов у нее нет зоны свободного маневрирования.
Вот это я хотел бы уточнить с цифрами. ГК немецких дредноутов не принципиально отличаются от ГК ЭБРов. Бой Славы с дредноутами скорее можно считать подобным бою ЭБРа с несколькими ЭБрами на больших дистанциях, где СК не эффективен, чем подобным бою БРБО с ЭБРами.
Водоизмещение и систему броневой защиты у Славы наличие дредноутов в качестве противника отнять не может. Просто все это будет подвергаться большему воздействию.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #530950
В то же время 10" брони "ушаковых" устойчивы на прогнозируемых дистанциях к 24-см и 28-см 30-и и 35-калиберным пушкам новых германских броненосцев. Это не говоря о старых германских казематных броненосцах.
Только вот площадь этой брони очень мала. Водоизмещение мало (одно попадание в небронированную оконечность наносит в процентном отношении большие разрушения). СК слаб и не защищен.
И не надо строить НОВЫЕ корабли против СТАРЫХ кораблей противника. Это не "флот мечты", а путь в никуда.
AVerner написал:
Оригинальное сообщение #530957
Беда в том, что "Слава" и в противостоянии с Эбр не шибко достаточна..
А это Вы зря. Слава - в ряду лучших ЭБРов своего времени.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #530987
Что до экономии, то ее с ББО не случится. Будет перерасход в 1,5 млн. Но благодаря тому, что в 91-92 гг закладывается не 4, а только 3 ЭБр, минфин и госстовет упираться не будут.
Я имел в виду построить не 3, а 2 малых ЭБРа а-ля Монарх.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #530987
В результате изменений и строительства в/и и вырастит до 5+ КТ.
5+ и 5,5 КТ - минимальная разница. Добавьте еще 500 тонн в проект и получите защищенную батарею. И будет 6-6дм, а не 4-4,7дм. Разница в осадке Монарха и Ушакова около 0,5 м. Ну сделайте это! Дело того стоит.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #530993
Одномоментный заказ на 5 истребителей и 2 крейсера вполне побудительный мотив для вкладывания собственных денег для создания предприятия "под отвертку".
С этим согласен. Тем более, это заказ не на год, и Шихау может тайно надеяться получить и следующий заказ.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531058
В случае войны с Англией наши эбры будут сидеть в Финском заливе, опираясь на береговую оборону. Или один лишний эбр заставит вылезти на бой?
Нет, не заставит. Но в случае боя пригодится. А БРБО точно также не заставит, но в случае боя будет намного менее полезным.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #531004
Против броненосного крейсера в качестве рейдера работают два постулата: цена и дальность. Переоборудованный в крейсер пароход, даже самый быстроходный, будет в разы меньше стоить, а его грузовые трюма примут до 5 тыс. тонн угля, что недостижимо для специализированного крейсера.
Абсолютно согласен!!!
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531058
И в чем ослабление в эскадренном бою с Германией? Два Ушакова по огневой мощи сильнее одного Сисоя и не менее устойчивы немецких эбров до брандербургов.
Утомительно повторять - есть не только немцы. И, добавлю, строить новые корабли против старых кораблей противника неумно. Это была ошибка Морского ведомства, которую без всякого послезнания повторять не обязательно.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531058
Ушаковы вполне могут доставить большие неприятности английским "Адмиралам".
А уж для нельсоновской Виктори, так вообще грозные соперники.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531058
А Зигфриды не будут мальчиками для битья, они будут безнаказано действовать в Рижском заливе, пока наш БФ будет блокирован в ФЗ.
А без Зигфридов германский флот сможет заставить РИФ залезть в ФЗ? А если сможет, то Ушаковы не помогут, в силу малого своего числа.
Для защиты побережья надо искать другие решения. Впрочем, они известны.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531058
А я где-то сказал что надо через каждую милю побережься выставить по ББО? Дело в том, что ключевых точек несколько, и в каждой должны быть определенные силы, способные отбить/задержать противника до подхода наших главных сил. Эбров только хватит для прикрытия ФЗ. А создать флот, способный разбить немецкий в эскадренном сражении нам не покарману.
Вы внимательно прочитайте, что написали.
У Вас:
1. Имеем несколько точек и в них надо иметь силы. Какие силы? По БРБО с легкими силами в каждой? Но принцип концентрации сил в стратегии еще никто не отменял, он написан кровью.
2. Задержали (ценой гибели) атакующие превосходящие силы противника (которые ввиду превосходства пострадали очень слабо) до подхода главных сил.
3. А эти главные силы, по Вашему утверждению, разбить противника в эскадренном сражении не могут... Либо их побили, либо они убежали. Смысл гибели сил, сосредоточенных в ключевой точке?
Вы дали прекрасную демонстрацию стратегии, противоречащей основным принципам, и дающей, вследствие этого, вполне предсказуемые последствия.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531058
Здесь с Вами согласен. В качестве ударных сил русские эбры использовать можно. Только чем это кончится...
Иронизируем-с... А чем кончится, показала Цусима. Гибель Бородинцев, выдержавших дневной бой и Ушакова. Наглядное сравнение.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531058
Проектирование началось с 1889. И с 1896 уже защищали страну в отличии от Полтав с 1899.
С 1896 г? А я, наивный, считал, что Апраксин укомплектован в 1899 г. И длительность постройки Полтав не фатальна. А заложены они одновременно.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531058
И откуда взяли концепцию "бегать по мелковдью, чего-то там пытаться отразить"? А что оказывать поддержку своим минным силам при их действии у побережья эбры будут?
Не будут. И БРБО не будут. Реально эффективными минные атаки были только ночью, когда все основывалось на скрытности.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531058
Насчет "прибрежных миноносцев у нас хватало". Не сообщите их количество и немецкое заодно?
Это можно посмотреть в любом справочнике ВКАМ. Только считая, не надо забывать, что у своих берегов могут действовать ВСЕ миноносцы, даже самые малые и старые, а к вражеским берегам можно подтянуть только наиболее мореходные.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531058
Во всех ли местах Моонзунда могут ЭБРы справиться?
Честно говоря, заклинание "мелковдьем" надоело. Еще раз прошу: перечислите места "на мелководье", где по стратегическим соображениям без артиллерийских кораблей с малой осадкой не обойтись. Только, пожалуйста, детальненько, с координатами.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531058
Да, а эбры часом не извращения в виде узко профилированных по назначению корабли? Где крейсера с составе флота, что с минными силами? Не нравятся лично ББО? Но отчего за счет их надо именно эбры строить?
ЭБРы - это корабли для завоевания моря, или его части. Т.е. для выполнения основной задачи морской войны.
Крейсера? Для РИФ крейсера специальной постройки рационально использовать только как разведчики при линейных силах. На большее денег нет.
Минные силы? Их надо всевозможно усиливать. Это для РИФ, пожалуй, основное средство (наряду с минными заграждениями) защиты побережья.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531058
И еще один момент который пока возможно не рассматривался. В 1891-92 на БМ было заложено 4 эбра. Был ли в наличии еще один свободный стапель годный для постройки эбра?
Конечно надо бы проверить, кого спускали до них и после с этих стапелей, но, помнится, стапели были для крупных кораблей. И уж корабль в 5,5-6 КТ там вполне поместится.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531067
Наличие 6 ВСПКРов в торговом флоте - сдерживающий фактор для Англии???!!! Кто будет придавать устойчивость их действиям без рюриковичей? "Эффективность" ВСПКРов показала и РЯВ, а тут Англию сдерживать
Единственное реальное оружие рейдера - скрытность. И как Вы понимаете "придавать устойчивость их действиям"? Наличие Рюриковича в 50-100 милях сильно поможет ВспКРу?
Эффективность ВспКРов была очень высокой и в РЯВ. Но, увы, только в те периоды времени, когда они действовали. Результаты деятельности ВспКРов в Красном море и на ТО после ухода от 2ТОЭ говорят сами за себя. А ведь организовано все было просто никак.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531067
А также ПМВ окончательно показала что лайнеры в качестве ВСПКР плохо подходят. И переловили их относительно быстро.
А специально построенные крейсера ловили намного дольше. Рейдер - это расходный материал. И ВспКРа лучше тем, что "настрогать" их можно больше.
А чтобы оценить эффективность ВспКРов надо посмотреть тоннаж уничтоженных ими судов.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531101
А как же визит китайской эскадры в 1886 во время переговоров по границе с Китаем? В 1887 и особое совещание было по ДВ. Из-за слабости флота отказались от планов использования порта Лазарева в Корее в конце 80-х.(поподробнее в моркампе №6 за 2010).
Все так, но до 1895 г особого внимания на ДВ не обращали. Что, впрочем, не исключает развития альтернативы с большим вниманием к указанных Вами фактов.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531101
И альтББО будут скорее просто лучше защищенными. Да еще перерасход в 1,5 млн.!!! А это 8 80-ти тонных или 6-7 120-ти тонных ММ. Минфин и госсовет упираться не будут только если нет перерасхода сметы.
Насчет перерасхода сметы надо посчитать. Все же +10% расходов было объявлено в начале альтернативы.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531108
И одно дело "отверточное" производство миноносцев и другое крейсеров.
А столь ли велика разница? Строго говоря, любая верфь (именно верфь, без сопутствующих производств) - отверточное производство. Тот же Галерный островок практически отверточное производство. На месте - только сборка, остальное поставляют контрагенты. А здесь ся разница в том, что, в основном, все повезут из-за границы.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531194
Опасность для ВСПКр представляю не только специализированные крейсера-охотники, но и ВСПКр противника и даже всякая мелочь вроде КЛ - нет бронирования, особенно по ВЛ. Плюс у БРКР более сильная артиллерия, благодаря чему он может вывести из строя противника прежде чем сам получит неприемлемые повреждения. БРКР могут решать и более широкие задачи, например атаковать угольные станции и порты противника.
Все верно. Но рейдеров должно быть много. Иначе они теряют смысл. А много специальных крейсеров позволить себе РИФ не может.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531194
Только как быть с пароходами, которые с началом войны будут на ЧМ?
Хороший вопрос. И ответ на него зависит от многих обстоятельств. Но со всем эим приходится мириться из-за дешевизны ВспКРа для флота.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531194
В итоге в РЯВ основу ВСПКР составили заграничные пароходы, не предназначенные изначально для крейсерства, а РИФ лишился до 6 кр 2 ранга специальной постройки.
Это уже проблема организации. А убыточность ВспКРов в разы ниже, чем у специально построенных крейсеров. Ибо они приносят хоть какую-то прибыль, а специальные крейсера - один расход.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531194
Разве возможность приема 5000 тонн угля закладывалась сразу?
В принципе, да. Учитывалась возможность загрузки угля в грузовые трюмы.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531194
Лично сам я за ВСПКР, но в альтернативе должна быть определенная логика - если в 1890 временно приоритет отдается для линейного флота, то это должно быть справедливо и для ВСПКР.
Логично.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531194
А вот с 1898, наоборот, крейсерская составляющая получает второе дыхание. Япония, как новый противник, весьма уязвима при крейсерской войне. В отличии от Англии у нее нет достаточно крейсеров и ВСПКР для защиты военных и торговых перевозок.
И это очень логично.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531194
С 1893 по 1898 за счет отказа по субсидированию ДФ экономим 3 млн. рублей. При этом ДФ построит лайнеры в коммерческом варианте, ну будут они на пару узлов медленнее. Разве смертельно?
Очень верно. И экономия приятна. А, главное, немецкие рейдеры в ВМВ имели ход в 14-16 узлов и действовали весьма успешно.
Кстати, для ВспКРов можно будет использовать и 14-узловые лайнеры РОПиТа.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531540
Вы считаете что в указанной АИ 6 пароходов-крейсеров могут оказать хоть малейшее давление на Англию?
В качестве одного (конечно, небольшого) из множества военно-дипломатических аргументов.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531540
Чего только не встретишь на просторах инета.
Прошел по ссылке. Печалько. Так Вы утверждаете, что немцы будут специально делать какие-то угольщики для ВМФ?
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531540
История отечественного судостроения, том 2, стр. 96.
Однако. Каюсь, грешен - нет у меня этой книги. Только вот один черт - не правда это... Пояс по ВЛ ввели для защиты от осколков (прежде всего) при близких разрывах снарядов... И какие-то трампы с пушками абсолютно не при чем.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531540
Убыточен он становится с 1900-х, когда "Вел. Сибир. ж. д. (доведенная до Срѣтенска въ 1900 г.) оттянула къ себѣ большое количество грузовъ, и въ 1901 г. послѣдовало рѣзкое пониженіе доходности Д. флота"(Военная энц. Сытина)
Ваша правда.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #531540
Т.е. Вы считаете что в указанной АИ 6 пароходов-крейсеров могут оказать хоть малейшее давление на Англию?
Тьфу. Я Вас, вероятно не так понял Я именно, что решил, что Вы полагаете, что толк, как раз - будет.
Значит мнения сходятся, прошу пардона, за недопонимание.
На тему спора о БрБо...
Думается, что это - костыли. Если РИ собирается лезть в океан - а придется ж - эти "Ушаковы" нафиг не сдались. Подобные корабли хороши (кстати) для ЧФ. На Балтике они не нужны!
Что касаемо "Славы" - великого и могучего броненосца... Ну, в соответствующих ветках (еще на старой цусиме, кажись, даже было) это перемусоливалось неоднократно... Он средний ЭБр... Не более.
AVerner написал:
Оригинальное сообщение #532061
Что касаемо "Славы" - великого и могучего броненосца... Он средний ЭБр... Не более.
Но в ряду ровесников (причем всех без исключений) все же выглядит достойно.
AVerner написал:
Оригинальное сообщение #532055
И какие-то трампы с пушками абсолютно не при чем.
Хотя мельников (а именно он автор 2-го тома) на с.96 пишет именно так. Но тоже думается, что причины введения Поповым пояса по ВЛ были несколько более многообразными. В частности, интересно с каких дистанций начинали пробивать 6дм компаунд орудия английских крейсеров, ровесников генерал-адмирала, герц.Эдинбургского и Минина.
Вик написал:
Оригинальное сообщение #531938
Нет, не заставит. Но в случае боя пригодится. А БРБО точно также не заставит, но в случае боя будет намного менее полезным.
Чем менее? Два ББО по огневой мощи сильнее ЭБРА, как цели меньше. И при обороне универсальнее. К моменту боя эбр может быть в ремонте, у двух броненосцев вероятность подобного ниже.
Вик написал:
Оригинальное сообщение #531938
Утомительно повторять - есть не только немцы. И, добавлю, строить новые корабли против старых кораблей противника неумно. Это была ошибка Морского ведомства, которую без всякого послезнания повторять не обязательно.
Правильно, шведы с их шхерами Когда старых кораблей у противника достаточно много, то с этим надо как-то считаться. Как и с новыми ББО. Эта ошибка морведа как раз из учета послезнания.
Вик написал:
Оригинальное сообщение #531961
У Вас:
1. Имеем несколько точек и в них надо иметь силы. Какие силы? По БРБО с легкими силами в каждой? Но принцип концентрации сил в стратегии еще никто не отменял, он написан кровью.
2. Задержали (ценой гибели) атакующие превосходящие силы противника (которые ввиду превосходства пострадали очень слабо) до подхода главных сил.
3. А эти главные силы, по Вашему утверждению, разбить противника в эскадренном сражении не могут... Либо их побили, либо они убежали. Смысл гибели сил, сосредоточенных в ключевой точке?
Вы дали прекрасную демонстрацию стратегии, противоречащей основным принципам, и дающей, вследствие этого, вполне предсказуемые последствия.
Может раскроете пресловутые "основные принципы", да еще применительно к 90-м годам 19 века?
По Вашему задача броненосцев в банальной перестрелке? Оказывать поддержку армии, даже в ряде случаев ценой гибели, флот не должен?
Вик написал:
Оригинальное сообщение #531974
Иронизируем-с... А чем кончится, показала Цусима. Гибель Бородинцев, выдержавших дневной бой и Ушакова. Наглядное сравнение.
Опять послезнание... Ушакова затопили сами, поскольку не могли использовать ГК.
Вик написал:
Оригинальное сообщение #531974
С 1896 г? А я, наивный, считал, что Апраксин укомплектован в 1899 г. И длительность постройки Полтав не фатальна. А заложены они одновременно.
Так и Сева в 1900 г. Длительность постройки не фатальна? К Ослябе - это тоже справедливо? Или здесь фатально, а здесь не фатально? А случись, к примеру, настоящая война в 1898 из-за Фашоды с Англией и Францией, то Россия разве отсиделась бы? Тогда длительность постройки Полтав могла быть фатальна.
Вик написал:
Оригинальное сообщение #531974
Это можно посмотреть в любом справочнике ВКАМ. Только считая, не надо забывать, что у своих берегов могут действовать ВСЕ миноносцы, даже самые малые и старые, а к вражеским берегам можно подтянуть только наиболее мореходные.
Хитро..
Неужели Вы действительно серьезно предлагаете учитывать миноноски периода РТВ? Которые годятся лишь для охраны портов со своими 13 узлами (если повезет) и дальностью в пределах 200 миль.
А разве ВСЕ миноносцы, даже самые малые и старые не надо подтянуть к своим берегам? И что там у самых малых и старых с мореходностью и дальностью? И что с ними будет после встречи с немецкими большими и новыми?
Наши 40 и 60 тонные ММ своим ходом приходили после постройки. Неужели немецкие ММ окажутся не способны на переход куда меньшей протяженности?
Вик написал:
Оригинальное сообщение #532001
Честно говоря, заклинание "мелковдьем" надоело. Еще раз прошу: перечислите места "на мелководье", где по стратегическим соображениям без артиллерийских кораблей с малой осадкой не обойтись. Только, пожалуйста, детальненько, с координатами.
большое стратегич. значеніе для насъ имѣютъ шхерные раіоны Финскаго залива, Або-Аландскаго архипелага и Моонзунда.
Это писалось уже после РЯВ, то что говорить про 90-е года!
Вик написал:
Оригинальное сообщение #532023
А столь ли велика разница?
Затраты на сооружение стапеля для ММ и БПКР разнятся сильно.
AVerner написал:
Оригинальное сообщение #532055
Прошел по ссылке. Печалько. Так Вы утверждаете, что немцы будут специально делать какие-то угольщики для ВМФ?
Несколько штук могут - для обеспечения действующего флота. Мы же "Камчатку" специально как угольщик ведь строили до РЯВ. А после РЯВ и подавно все будут. Амеры до ПМВ построили 7 угольщиков под 20 000 тонн.
По любому немцы разработают планы по задействованию гражданских угольщиков для снабжения крейсеров.
AVerner написал:
Оригинальное сообщение #532055
Однако. Каюсь, грешен - нет у меня этой книги. Только вот один черт - не правда это... Пояс по ВЛ ввели для защиты от осколков (прежде всего) при близких разрывах снарядов... И какие-то трампы с пушками абсолютно не при чем.
Цитирую выдержку из книги по обоснованию пояса на "Генерал-Адмиралах": "Так как крупные пароходы не могут для отпора крейсерам носить орудия крупнее 152 мм калибра, было признано достаточным вооружить их пушками 203-мм калибра, а чтобы 152-мм снаряды не могли пробить его железный борт, корабль по ватерлинии решили прикрыть поясом брони"
В опасность осколков при близких разрывах снарядов, изготовленных из чугуна и снаряженных черным порохом, не говоря о взрывателях, не верю.
Относительно ББО предлагаю очередной компромисс:
1. Определенным дополнительным стимулом для их появления в АИ будет активное выведение из состава всяких плавучих батарей и мониторов начиная со второй половины 80-х. Подобные планы уже озвучены давным-давно Автором (ЕМНИП).
На фоне этого "ослабления" флота необходимо компенсировать убыль в судах БО.
2. В РеИ в июле 1891 г. было решено построить два прибрежных броненосца. В АИ подобное решение оставляем как в реальности.
3. В РеИ решение о начале строительства "Апраксина"было принято Н. М. Чихачевым в декабре 1893 г.
В АИ предлагаю от "Апраксина" отказаться. Конец 93 года - достаточное время чтобы ГА более взвешано определился со структурой флота и насущными проблемами.
С учетом "более дорогой" постройки первых двух ББО, экономия может составить до 2,5 млн. рублей.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #531486
Только смоделировать развитие ситуации я пока не смогу. Как не могу представить изменения предложения Менделеева в ходе прохождения его по коридорам власти.
Сама программа представляется разделенной на две части: 1. Поощрение дальнего каботажа на судах под российским флагом иностранной постройки на начальном этапе для накопления капитала русскими судовладельцами. 2. На заработанных капиталах судовладельцы при государственном поощрении начнут заказывать суда русской постройки. Начало второй части и придется на 1896-98 гг.
В 1891 Менделеев подал свое предложение в Правительство - в это году был образован комитет, направленный на развитие отчественного судостроения. Скорее год-другой будут собирать материалы и вырабатывать решения. ГА где сможет поможет.
На первом этапе возможно субсидирование доставки угля на Балтику и СМ. Но эта мера в первую очередь стумулирует добычу угля. А так помильная оплата и так существует не только для Доброфлота. Крупные пароходы по-любому строить за границей - дело не только в дороговизне, но и отсутствие по сути мощностей по постройке пароходов свыше 1000 тонн. Для накопления капитала потребуется минимум 5 лет. И к этому времени необходимо иметь в наличии верфи для выполнения заказов и железоделательные заводы, которые обеспечат их сталью. На Балтике локомотивом может стать "Крейтон", а на ЧМ верфи РОПиТ и Беллино-Френдерих. Дополнительно возможно повысить таможенные пошлины на пароходы до 500 тонн.
С 1898 начнется экономический кризис. В этом плане серьезной поддержкой будет выполнение заказов для казны. У морведа еще и стапеля высвобадятся. А в целом вторая часть в полной мере может начаться с года 1902-го. Как раз и ВКАМ определенные дела для развития судостроения сделает.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #531486
Как раз именно на эти годы и приходится пришествие иностранцев в русскую судовую промышленность. Получается логичным раздача казенных верфей Ярроу (хотя он занимается только военным судостроением) и французам (ОНЗиВ может строить и гражданские суда).
Судпром тоже бывает разный.
По Ярроу понятно - строит соколы.
По французам тоже понятно - строят механизмы и котлы (в рамках записки 1892 года лейтенанта П. П. Македонского), затем/параллельно перновы. Один только вопрос по ним - на Балтике у французов перспектив больше с их точки зрения - ММ строится больше, можно получить заказ на более крупные корабли и в большем количестве чем на ЧМ. Николавская верфь - серьезный конкурент для французов. А заниматься ФЭШ каботажниками врядли с руки.
И те и другие иностранные верфи появляются в середине 90-х.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #531486
Но самое интересное с Шихау. Его новая верфь в Ревеле может быть построена не только с прицелом на суда программы для ДВ, хотя если экстраполировать темпы роста военного судостроения с начала правления Генерал-Адмирала будет понятно, что с завершением программ 1890 и 1897 гг будет новая, не меньшая, программа от которой можно откусить свой кусок, но и на гражданские суда если на суда иностранной постройки будут введены заградительные пошлины.
Действительно интересно. В 90-е до 1898 ничего не строится немецкого. Соответственно приход немцев можно ожидать только в начале 20 века после немецких заказов, пока отстроятся на пустом месте... К 1904 ничего на их мощностях не построить из крупняка. А для мелочи есть Ярроу, Невский и Крейтон.
То что будет новая программа не факт. Состав флота определен. Размеры фактического ассигнования тоже, мощностей в принципе хватает.
На фоне этого рост собственных немецких заказов позволит "Шихау" особо не задумываться над российской площадкой.
Просчитать возможный рост гражданского судостроения на порядок сложнее. У "Шихау" все же некая судостроительная специализация - миноносцестроение. Куда вероятнее будет приход Крампа, например, или еще английских компаний. Даже датчане могут построить верфь под свою пароходную компанию "Русское Восточно-Азиатское общество" - что при наличии лобби в лице императрицы вполне допустимо.
Еще интересно в отношении РОПиТа. При наличии заказов на судостроение он может задуматься о непродаже стапелей в Севастополе в 1897. Придется морведу выкупать их дороже.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #531486
Кроме того очень логичным представляется включение в систему государственной власти "Милейшего Сандро", которого Генерал-Адмирал будет вынужден замкнуть на торговое мореплавание, что бы не лез в управление собственно флотом. С программой Менделеева как раз будет чем заняться ВКАМовскому "Управлению торговым мореплаванием и портами" которое появится несколько раньше реального.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #531486
Уважаемый Аскольд!
Если бы Вы взяли на себя гражданское мореплавание по предложению Менделеева, сыграли роль Александра Михайловича, я с удовольствием включу эту работу в альтернативу.
Уважаемый Константин! Попробывать сыграть роль ВКАМа я готов, а что получится...
В данной альтернативе взаимоотношения ГА и ВКАМа могут принять несколько иной вид чем были в реале. Ведь здесь ГА действительно занимается флотом, недочетов должно быть меньше. Соответственно критики со стороны ВКАМа тоже будет меньше, а положение ГА устойчивее.
Конфликт 1896 скорее так и будет - поскольку Чихачев приверженец оборонительного флота, а ВКАМ - крейсерского. Недовольство Николая 2 Чихачевым также может иметь место. Ведь и в АИ следует ожидать предоставление Кази Николаю 2 записки "О современном состоянии русского флота и его ближайших задачах" с последующим "читал довольно неудачное опровержение Чихачова на дельную записку Кази о флоте, масса подтасовок и неизворотливых объяснений!".
В тоже время, работа ВКАМа "Соображения о необходимости усилить состав русского флота в Тихом океане" может в данной АИ совпасть с точкой зрения ГА, послужить основанием для более раннего принятия программы "для нужд ДВ". Принятие крейсерской концепции делает логичным закладку в 1898 альтПересветов.
Значительно более раннее возглавление ВКАМом торгового мореплавания не получится - нужен конфликт с ГА, отставка с флота и "амнистия" в виде вхождения в Совет торгового мореплавания.
Здесь предлагаю "задвигание" ВКАМа со стороны ГА на ДВ по принципу - раз ты за крейсерскую войну, то иди и обеспечивай инфраструктуру. При этом ВКАМ может войти в Совет по делам торгового мореплавания на год раньше, а затем и возглавить в 1899. Также на год, в 1901, ВКАМ добивается выдела Главного управления торгового мореплавания и портов из состава Минфина и возглавляет первое. Как главный над портами и имея собственный бюджет у Управления, ВКАМ вполне может за 1902-1903 значительно способствовать развитию инфраструктуры Владивостока и ПА по сравнению с реалом.
Для развития отечественного судостроения ВКАМ может ускорить введения системы классификации морских и речных торговых судов (началась с 1896). Ввести раньше льготы по кредитованию при постройке судов в России из отечественных материалов - так в РеИ с 1904 предусматривалась выдача долговременных (на 20, а не 5 лет) и значительных (до 2/3 стоимости судна) ссуд с взиманием лишь 3,8%, а не 6% годовых. Все это должно позволить повысить рентабельность торгового флота.
Насчет Кази.
В воспоминания А.Н. Крылова есть такой момент: "В 1896 г скончался М.И. Кази. Это было в июле, в самый жар. Ковалевский и Кази были приглашены обедать к Баранову, бывшему тогда генерал-губернатором. Обед был с целью примирения первых двух сановников с генерал-губернатором. Баранов был болен, поэтому обед был сервирован в его спальне, он лежал в постели и почти ничего не ел.
После обеда у Ковалевского была сильнейшая рвота и понос, а Кази, как более слабый, помер в ту же ночь, причем ему были впрыснуты всякого рода жидкости, предохраняющие от гниения."
Налицо пищевое отравление. Но поскольку в АИ у Кази несколько изменилась его деятельность, то этот обед и его печальные последствия вряли произойдут.
Отчего Кази может в АИ и после 1896 работать на благо России. Во второй половине 90-х предлагаю перенацелить его деятельность на развитие гражданского судостроения.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #531486
Собственно от рацпредложения Менделеева флоту нужно:
Налаживание снабжения углем портов флота включая и дальневосточные.
Строительство судов плавучего тыла, в частности четырех угольщиков.
Что до развития судостроения по Менделееву. В своей работе он приводит расчетную стоимость донецкого угля в Кронштадте в 13 копеек за пуд. При этом стоимость ньюкастельского угля в Кронштадте без учета таможенной пошлины 13,6 копеек за пуд. Италия в 1889 уплатила 16 копеек за пуд. В 1891 году наши военные суда на Средиземном море покупали в различных портах уголь в диапазоне от 17,7 копеек за пуд (Порт-Саид) до 23, 7 копеек за пуд (Неаполь). По росписи на 1892 расходы на топливо для внутреннего плавания и топливо для заводов и мастерских определялись в 1,7 млн. рублей. Понятно что не все приходится на Балтику, но пусть даже треть. На фоне приведенных выше цифр возможна экономия на топливе не менее 10% - 60 тыс. рублей в год.
Подобный расчет может сделать и ГА, и соответственно принять меры для фактической проверки расчетов Менделеева в рамках своего ведомства путем постановки задачи перед Доброфлотом по доставке угля на Балтику.
В 1892 году во время совещания о продлении субсидии для Доброфлота ГА предлагает дополнительно/или вместо одного из транспортов построить сугубо пароход-угольщик для обеспечения морведа угля на Балтике и СМ. Таким образом, он дополняет Доброфлот задачей по обеспечению топливом судов флота, а заодно Доброфлот служит первопроходцем по доставке донецкого угля на Балтику и СМ. Далее могут подтянутся РОПиТ и другие компании когда увидят выгоду в подобном направлении.
Для этого ГА использует свое влияние чтобы "Морская перевозка российских товаров между всякими русскими портами, считаемая каботажем, предоставляется исключительно судам, носящим российский флаг".
Также в угольщики (вместо учебных судов) можно переоборудовать выкупленные у Доброфлота из-за низкой рентабельности в 1894 товаро-пассажирский пароход "Россия" и в 1895 товаро-пассажирский пароход "Москва" (вторая). И придать их средиземноморской эскадре (дополнительно экономия от использования донецкого угля), на которой будет получен собственный опыт по снабжению углем в море.
Еще один угольщик - "Камчатка", построенная по первоначальному проекту как транспорт, но 16 узловая(Тыртов не отменял обратно эту скорость).
Таким образом флот к 1896 году получает 3 угольщика, которые способны обеспечить текущие потребности в угле на Балтике. Запасы же создавать за счет частников и ЖД.
Относительно дальневосточных портов:
1. Более широко закупать донецкий уголь вместо английского, пусть его даже доставляют иностранцы.
2. Непосредственная добыча угля на месте, в частности сучанского месторождения.
Приведу некоторые этапы из РеИ:
В 1895-1896 гг. командный состав Тихоокеанской эскадры и общественность Владивостока потребовали от правительства скорейшей организации разработки Сучанского угольного месторождения, недавно переданного геологами в ведение Морского ведомства. (Но столичные чиновники Морского ведомства, не зная действительного положения дел на Дальнем Востоке, решили привлечь для строительства и эксплуатации шахт в Сучане частный капитал.). В эту борьбу включился адмирал С.О. Макаров – он требовал создания предприятия по добычи сучанского угля за счет государственной казны.
Морское ведомство, занимаясь в это время добычей угля на Сучане, не задавалось целью развернуть крупномасштабную разработку копей. «Хозяйственные команды» Владивостокского морского порта фактически брали лишь то, что лежало на поверхности. Капитальным строительством не только производственной базы, но и жилья для рабочих на месте добычи они почти не занимались.
В 1900 г. при Министерстве финансов, земледелия и государственных имуществ была образована особая комиссия для разработки сметы строительства угольных шахт на Дальнем Востоке, в которую вошли представители Министерства финансов, военного и морского ведомств. Комиссия пришла к выводу, что для строительства шахт в Сучане и узкоколейной железной дороги от копей до бухты Находка нужно ассигновать 2.141.067 рублей.
На докладе генерал-адмирала от 29 января 1901 г., касавшегося предложений морского министерства о составе русских эскадр в погра-ничных водах, император Николай собственноручно подписал: «Требую принятия немедленных мер для разработки угольных копей. Пора нам на Востоке у себя быть вне зависимости от иностранных углей».
В 1901-1902 заложили две шахты.В 1903 году обе шахты выдали угля в количестве 1.174.348 пудов. В последующие годы угледобыча увеличивалась: в 1904 году 1.644.367 и в 1905 – 3.062.531 пудов.
В 1903 г. по распоряжению вице-адмирала Н.И. Скрыдлова были проведены испытания сучанского антрацита на новейших судах с водотрубными котлами, которые выявили такие его ценные качества как «ничтожное количество дыма и длинное пламя». Это были важнейшие качества угля для применения его на боевых кораблях с такими котлами.
Но одно дело добыть уголь, а другое его доставить.
С постройкой жд в РеИ как раз и было затруднение. После резолюции Николая 2 в 1901 о принятии немедленных мер для разработки угольных месторождений, начались изыскания по постройке ЖД, но они сильно затянулись и в итоге, когда по докладу Государственного контролера «Об успешном ходе работы по оборудованию Сучанских копей», в августе 1903 г. Государю Императору было сообщено, что к постройке подъездного пути еще не было преступлено, то Николай 2 изволил собственноручно написать: «С неудовольствием я вижу, что воля моя не исполняется». После такой высочайшей резолюции в распоряжение Управления Сучанских копей был выделен аванс на изыскание и постройку подъездного железнодорожного пути до бухты Находка, длинной 45 верст.
Соответственно при более раннем и активном контроле ГА, а затем еще и ВКАМа, за развитием сучанского месторождения и постройки сучанской ЖД до Находки, постройки пароходов для доставки угля во Владивосток, можно на пару лет раньше иметь те уровни угледобычи чем были в реальности.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #531486
Второй линейный ледокол в дополнение к "Ермаку"
Из РеИ: Макаров в своем отчете, предоставленном Витте, предлагает построить 2 ледокола в 10000 л.с. и 5000 л.с. На это Витте, в целом он за, предлагает сначала построить пробный ледокол. Т.е. все предпосылки для второго ледокола есть, но правда меньшего чем "Ермак".
И если по результатам плавания "Ермака" в Финском заливе и на Севере будет признано что ледокол в 5000 л.с. будет слабоват и нужен второй "Ермак", то так тому и быть
Правда построен он будет в 1903 году
Константин написал:
Оригинальное сообщение #531486
Частные верфи.
Из существующих верфей, которые могут послужить основой для строительства средне и крупнотоннажных пароходов - это "Крейтон" на Балтике. Верфи РОПиТ и завода Беллино-Френдриха.
Из них только у Беллино-Френдриха нет опыта в строительстве крупных кораблей. В тоже время в конце 80-х на нем построено 2 ММ. Здесь он также может продолжать выступать подрядчиком по строительству миноносцев для флота. А если еще и французы на ЧМ появляются в середине 90-х, то последние смогут "подтянуть" данный завод. Также известно что в конце 80-х завод Беллино-Френдрих построил у себя стапель для постройки судов до 800 тонн. В теории можно на нем и истребители строить.
А в целом резкого прогресса в развитии гражданского судостроения в данной АИ по сравнению с военным добиться не удастся. Высокая стоимость постройки у нас - почти в два раза больше чем в Англии, даже при введении пошлины в 40% может ничего и не дать. Может получится увеличить долю малотоннажных пароходов отечественной постройки за счет льготного кредитования и пошлин. Кроме того, строить средне и крупнотоннажные пароходы могут очень и очень немногие. По факту в РеИ крупными пароходными компаниями были окологосударственные компании - Доброфлот, КВЖД, РОПиТ. И только когда пойдет крупный финансовый капитал в Россию возможны подвижки. Ведь Менделеев свои предложения опубликовал затем в 1893 году. Не думаю что их никто из судовладельцев не видел. И расчеты были не верны. Скорее просто не было денег, а в 1898 еще и экономический кризис грянул.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #534993
Затраты на сооружение стапеля для ММ и БПКР разнятся сильно.
Невский завод построил металлический эллинг на два стапеля для крейсеров из собственных еще до получения заказа на "Жемчуг" и "Изумруд". Не делая из факта строительства подвиг. При этом финансовое положение самого завода было, скажем, не очень...
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #535016
Относительно ББО предлагаю очередной компромисс:
1. Определенным дополнительным стимулом для их появления в АИ будет активное выведение из состава всяких плавучих батарей и мониторов начиная со второй половины 80-х. Подобные планы уже озвучены давным-давно Автором (ЕМНИП).
Мониторы начнут выводится из состава в начале 90-х. Но уже тогда, с момента появления бездымной артиллерии, то есть уже четвертого поколения артсистем по сравнению с системами 60-х, вполне ясно стремительное устаревание прибрежного флота. Окончательно мониторы, плавучие батареи, башенные фрегаты и прибрежные канонерские лодки будут выведены из состава флота до начала 900-х, лет на 5 раньше реальности.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #535016
2. В РеИ в июле 1891 г. было решено построить два прибрежных броненосца. В АИ подобное решение оставляем как в реальности.
В альтернативе, в отличии от реальности, в 1890-м году определен нормальный состав Балтийского флота. Под этот состав и сверсталась программа "Усиленного строительства". По ней надлежало заложить до 1902 года шесть ББО. Но не готовность производственных мощностей Петербургских заводов, особенно Нового адмиралтейства, не позволяет заложить сразу три ББО. Третий перенесен. Но внешне все совпадает с реальностью.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #535016
3. В РеИ решение о начале строительства "Апраксина"было принято Н. М. Чихачевым в декабре 1893 г.
"Апраксин" важен с точки зрения развития техники - электрические башни. При отсутствии третьего ББО электрические башни получит одна из "полтав".
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #535016
В АИ предлагаю от "Апраксина" отказаться. Конец 93 года - достаточное время чтобы ГА более взвешано определился со структурой флота и насущными проблемами.
С учетом "более дорогой" постройки первых двух ББО, экономия может составить до 2,5 млн. рублей.
Если нет третьего ББО, то появится третья "светлана" - "Богатырь". Он и в правду дешевле ББО. Но влезет ли корпус крейсера в малый каменный эллинг Нового адмиралтейства?
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #535057
На Балтике локомотивом может стать "Крейтон"
Не уверен, что месторасположение Крейтона позволит ему строить что-то больше, чем минные суда. Я просто не знаю где точно в Турку располагалась верфь. Известно, что верфь располагалась на западном берегу Аурайоки, то есть еще до Архипелагового моря. Есть картина спуска на воду фрегата "Рюрик" в 1851 году.
Посмотрите, на сколько близок противоположный берег. Крейтон располагал тремя металлическими эллингами, на не забываем, что кроме миноносцев Крейтон был основным строителем плавсредств для судов РИФ. А в альтернативе катеров и шлюпок ему предстоит строить больше чем в реальности.
Более перспективным местом строительства торговых судов могут стать Бывшие Мастерские Турку (Turun Konepaja-nimellä) ставшие в 1898 или 1899 году Oy Vulcan Ab. В реальности, после банкротства Крейтона в 1913 году, в 1924 обе верфи были объединены и стали Крейтон-Вулкан, а после ВМВ - Вяртслия. Вот только имеет ли отношение Вулкан в Або к Вулкану в Штетине?
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #535057
а на ЧМ верфи РОПиТ и Беллино-Френдерих
Лазаревкое адмиралтейство РОПиТу придется возвращать в казну в середине 90-х. А флоту нужна судоремонтный завод в главной базе ЧФ. Мошности Беллино-Фендерих не позволят ему строить крупные суда. Вот и появляется возможность ОНЗиВ заполнить нишу крупного гражданского судостроения если Российское правительство будет поднимать планку тоннажа отечественных судов заградительными пошлинами.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #535057
Судпром тоже бывает разный.
По Ярроу понятно - строит соколы.
По французам тоже понятно - строят механизмы и котлы (в рамках записки 1892 года лейтенанта П. П. Македонского), затем/параллельно перновы. Один только вопрос по ним - на Балтике у французов перспектив больше с их точки зрения - ММ строится больше, можно получить заказ на более крупные корабли и в большем количестве чем на ЧМ. Николавская верфь - серьезный конкурент для французов. А заниматься ФЭШ каботажниками врядли с руки.
С Ярроу, действительно, все понятно.
А у французов перспектив больше как раз на Черном море. Котлы и механизмы - да, на Черном море нет своего производства, "перновы" и так уже строятся на российских заводах, но за ними неизбежно последуют заказы на новые серии миноносцев и их МКУ. Как для ЧФ, так и для БФ. Но на Черном море нет крупнотоннажного гражданского строительства. Лазаревское адмиралтейство, оно же верфь РОПиТ, так и так вернется в казну. РОПиТ это прекрасно понимал и кроме военных судов построил только несколько гражданских для себя. Николаевское адмиралтейство, как казенное, строить гражданские суда не будет. Беллино-Фендерих и Ваддон пока строят только каботажников.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #535057
Еще интересно в отношении РОПиТа. При наличии заказов на судостроение он может задуматься о непродаже стапелей в Севастополе в 1897. Придется морведу выкупать их дороже.
РОПиТ не сможет продать то, что ему не принадлежит.
Аскольд написал:
Оригинальное сообщение #535057
Действительно интересно. В 90-е до 1898 ничего не строится немецкого. Соответственно приход немцев можно ожидать только в начале 20 века после немецких заказов, пока отстроятся на пустом месте... К 1904 ничего на их мощностях не построить из крупняка. А для мелочи есть Ярроу, Невский и Крейтон.
То что будет новая программа не факт. Состав флота определен. Размеры фактического ассигнования тоже, мощностей в принципе хватает.
На фоне этого рост собственных немецких заказов позволит "Шихау" особо не задумываться над российской площадкой.
Просчитать возможный рост гражданского судостроения на порядок сложнее. У "Шихау" все же некая судостроительная специализация - миноносцестроение. Куда вероятнее будет приход Крампа, например, или еще английских компаний. Даже датчане могут построить верфь под свою пароходную компанию "Русское Восточно-Азиатское общество" - что при наличии лобби в лице императрицы вполне допустимо.
Только миноносная специализация "Шихау" не есть правда. Но успешно строил и гражданские суда, серия "рязаней" для ДФ тому подтверждение. Так, что заградительные пошлины на гражданские суда - повод Цизе подсуетится с площадкой в России, благо контакты есть.
Посуетится могут и датчане. Благо места на Коппли в Ревеле рядом с заводом Бекера есть. А вот для Крампа организовывать производство в России далековато.
Вообще же введение заградительных пошлин на гражданские суда для России - благо. Увеличивая постепенно тоннаж облагаемых судов мы сможем и привлечь иностранный капитал и пнуть собственных промышленников. Для этого только нужно заранее обозначить правила игры. Например: С 1898 повышенные пошлины на суда ниже 500 брт, с 1902 ниже 1000 брт, с 1906 ниже 5000 брт.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #536008
Невский завод построил металлический эллинг на два стапеля для крейсеров из собственных еще до получения заказа на "Жемчуг" и "Изумруд". Не делая из факта строительства подвиг. При этом финансовое положение самого завода было, скажем, не очень...
Согласно "Истории отечественного судостроения" т.2, стр. 61: металлический эллинг на два каменных стапеля появился на Невском заводе в конце 60-х годов...
Константин написал:
Оригинальное сообщение #536008
"Апраксин" важен с точки зрения развития техники - электрические башни. При отсутствии третьего ББО электрические башни получит одна из "полтав".
Может лучше "Ростислав" как в РеИ?
Константин написал:
Оригинальное сообщение #536008
Если нет третьего ББО, то появится третья "светлана" - "Богатырь". Он и в правду дешевле ББО. Но влезет ли корпус крейсера в малый каменный эллинг Нового адмиралтейства?
Почему именно в малый каменный эллинг Нового адмиралтейства? В реальной истории к 1894/95 имели:
Новое адмиралтейство:
Большой деревянный эллинг
Новый каменный эллинг
Галерный остров:
Новый каменный эллинг
Старый деревянный эллинг
Балтийский завод:
Большой Деревянный Эллинг
Новый Каменный Эллинг
Налицо 6 "машиномест". На худой случай в наличии Невский завод с двумя каменными стапелями. Хватит и на 3 альтПолтавы и 3 альтСветланы.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #536054
Не уверен, что месторасположение Крейтона позволит ему строить что-то больше, чем минные суда. Я просто не знаю где точно в Турку располагалась верфь. Известно, что верфь располагалась на западном берегу Аурайоки, то есть еще до Архипелагового моря. Есть картина спуска на воду фрегата "Рюрик" в 1851 году.
Посмотрите, на сколько близок противоположный берег. Крейтон располагал тремя металлическими эллингами, на не забываем, что кроме миноносцев Крейтон был основным строителем плавсредств для судов РИФ. А в альтернативе катеров и шлюпок ему предстоит строить больше чем в реальности.
В реальной истории Крейтон построил КЛ "Бобр", в Вашем варианте еще и КЛ "Манджур". В "Истории отеч. суд-ния" говорится что Крейтон готов был строить сразу 2 КЛ (+"Сивуч"). Помимо паровых катеров для морведа Крейтон строил пароходы и по частным заказам. Так что для малотоннажного судостроения Крейтон определенно подходит в качестве локомотива. В дополнение к нему в наличии Невский завод, подходящий для среднетоннажного судостроения.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #536054
Лазаревкое адмиралтейство РОПиТу придется возвращать в казну в середине 90-х. А флоту нужна судоремонтный завод в главной базе ЧФ. Мошности Беллино-Фендерих не позволят ему строить крупные суда. Вот и появляется возможность ОНЗиВ заполнить нишу крупного гражданского судостроения если Российское правительство будет поднимать планку тоннажа отечественных судов заградительными пошлинами.
Срок аренды заканчивается? И если нужен судоремонтный завод в главной базе ЧФ, то зачем потом "Очакова" строили на Лазаревском адмиралтействе?. Для постройки крупных судов, помимо наличия мощностей, требуется наличие заказов. Вот бельгийцы (Наваль) не имели достаточных заказов - вот и прогорели. Единственными заказчиками средне и крупнотоннажных пароходов являются РОПиТ и Доброфлот. А высокие пошлины и так в 1891 году ввели. Без госзаказа ничего не получится.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #536054
РОПиТ не сможет продать то, что ему не принадлежит.
Полученную в безвозмездную аренду землю разумеется. Но все постройки на ней частная собственность - "16 августа 1897 г. был подписан акт о передаче Севастопольского адмиралтейства РОПиТ Морскому ведомству. Стоимость предприятия определялась в 1900 тыс. руб." http://www.gosarhiv.sev.net.ua/fonds/so … avod.shtml
Скорее всего, дополнительную роль в продаже сыграло отсутствие заказов у РОПиТ со стороны морведа, а также иметь судоремонтную базу непосредственно в Одессе.
В АИ все может быть несколько иначе:
Поскольку ГА придерживается принципа "строить в России", то РОПиТ может надеется на заказ по постройке "Буга" и "Дуная".
Далее, после записки Менделеева и вообще (в 1891 была создан специальный Комитет по развитию судостроения) ГА может в 1892(до идеи судоремонтного завода в 1897 еще далеко) году использовать свое влияние на постройку пароходов Доброфлота "Тамбов" и "Ярославль"(третий) в России. А это только РОПиТ по плечу (Балтийскому не до этого). Потом заказ на пару пароходов типа "Владимир".
И если в 1897 РОПиТ придется продать свои верфи, то вот ему и предложить обосноваться в Николаеве. Кази в свое время руководил верфями Ропит в Севастополе, тут ему и карты в руки по созданию новой площадки.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #536054
А у французов перспектив больше как раз на Черном море. Котлы и механизмы - да, на Черном море нет своего производства, "перновы" и так уже строятся на российских заводах, но за ними неизбежно последуют заказы на новые серии миноносцев и их МКУ. Как для ЧФ, так и для БФ. Но на Черном море нет крупнотоннажного гражданского строительства. Лазаревское адмиралтейство, оно же верфь РОПиТ, так и так вернется в казну. РОПиТ это прекрасно понимал и кроме военных судов построил только несколько гражданских для себя. Николаевское адмиралтейство, как казенное, строить гражданские суда не будет. Беллино-Фендерих и Ваддон пока строят только каботажников.
Котлы и механизмы производить в принципе, для тех же балтийских ММ - машиностроение имеем сильное отставание.
С одной стороны на Черном море не так много частников кто может строить ММ - по сути только Беллино-Фендерих, завод Вадона слишком мелкий для военных заказов. С другой стороны объем заказов для ЧФ не идет ни в какое сравнение с заказами для БФ и СибФл. На фоне этого французам куда интереснее было бы "пустить корни в судостроении" на Балтике. Несколько ММ = одному крупнотонажному пароходу. Только заказов на подобные пароходы не предвидется - Доброфлот все построит за бугром или у РОПиТ. Да, и количество заказа конечно.
А строить каботажники ФЭШ неинтересно.
Николаевское адмиралтейство будет строить пароходы для морведа, а также других министерств - "строить все России"! Либо их тому же РОПиТу и Беллино-Фендерих "сплавить".
Константин написал:
Оригинальное сообщение #536054
Только миноносная специализация "Шихау" не есть правда. Но успешно строил и гражданские суда, серия "рязаней" для ДФ тому подтверждение. Так, что заградительные пошлины на гражданские суда - повод Цизе подсуетится с площадкой в России, благо контакты есть.
Строил их через несколько лет после РЯВ. Специализация расширилась, вполне логично. Только когда Цизе начнет суетиться, в каком году? Тот же Невский завод в 1905-07 построил два 5000 парохода. А при заградительных пошлинах он может и раньше подразвиться в плане среднетоннажного судостроения.
Константин написал:
Оригинальное сообщение #536054
Вообще же введение заградительных пошлин на гражданские суда для России - благо. Увеличивая постепенно тоннаж облагаемых судов мы сможем и привлечь иностранный капитал и пнуть собственных промышленников. Для этого только нужно заранее обозначить правила игры. Например: С 1898 повышенные пошлины на суда ниже 500 брт, с 1902 ниже 1000 брт, с 1906 ниже 5000 брт.
Высокие пошлины и так вводили, но толку? Этого не достаточно - качество не вырастет. Без госмер в виде льготного кредитования, субсидирования, налоговых послаблений и непосредственно госзаказов ничего путного не выйдет. А распродать весь судпром иностранцам не сложно - у них и денег больше. И пинать надо в первую очередь чиновников.
А в рамках альтернативы я бы принцип "строим все в России" распространил на все казенные заказы по строительству судов. Это как минимум позволит обеспечивать заказами казенные предприятия, будет меньше простоя, повысится квалификация рабочих. Также позволит поддерживать частные предприятия, связанные с военным судостроением - меньше рисков что расходы на расширение предприятия не отобъются.