Вы не зашли.
Господа уже пол года форуму на новом месте но мы еще так не разу не касались речников.
ПыСы флотилии при крепостях (Ковно, Усть Двинск и т.д.) также здесь.
В годы ПМВ в России впервые стали формироваться флотилии с использованием мобилизованных судов и судов спец.постройки. Претенденты формирования речных флотилий были и раньше но в таких обьемах и с таким размахом прецедентов еще не было. Флотилии создавались на много тысячекилометровом участке фронта от озер Финляндии где и угроза была призрачной до гор Кавказа куда катера и суда доставлялись в разобранном виде посредством вьючных животных.
На ряду с мобилизованными и вооруженными на месте полпредствами в 1915 годк была принята грандиозная программа по постройке бронекатеров и других судов спец проектов .
В отличии от подобных программ Морского ведомства эту программу военного ведомства удалось выполнить практически целиком.
на базе мат части и экипажей этих флотилий позже образовались многие флотилии периода ГВ в России.
Имеет ли смысл рассмотреть эту тему на ветках форума?
Давайте для начала попытаемся их перечислить (с Севера на Юг) :
Сатакундская и Сайменская озерная флотилия в Финляндии;
Ковенская и Гродненская крепостные на Немане;
Усть-Двинская крепостная;
Рижская военная;
Флотилия 5-й армии на Западной Двине;
Чудская озерная;
Варшавская и Ивангородская крепостная на Висле;
Флотилия морского полка (позднее бригады) на Припяти;
ЭОН ( Экспедиция особого назначения) на Дунае;
Дунайская военная и Дунайская транспортная флотилии;
Ванская озерная на оз Ван.Кавказ;
Существовал и ряд других более мелких формирований а также плавсредства используемые пехотными подразделениями которые предлагаю вспоминать по ходу.
Недавно на форуме "Кортик" уже была попытка обсуждения Ковенской крепостной флотилии но она потерпела крах. Продолжим здесь.
(из обсуждаемого)
В конце 8 1914 г. в Ковно прибыл 2 –й отдельный батальон гвардейского (морского) экипажа под командованием кап.1 ранга князя Ширинского-Шахматова. Его цель в боевых операциях на реке, минирование, блокада фарватера Немана которым могли воспользоваться немцы. Им передан моторный катер "Maргаритa" и после ремонта на заводе "Rekos" 5 9 1914 начал службу Готовясь к отражению нападения в штабе Ковенской крепости решение о переоборудовании и вооружении колесных речных пароходов "Jaroslavna" и "Venera". Оба построены в Кёнигсберге, "Venera" 1910 г, "Jaroslavna" 1911 г. их данные похожи,149 т, скорость в стоячей воде 21 км.(не узел) в час, машина 1, мощность 135 и 150 л.с., наибольшее давление пара 10 атмосфер. Цена – 33 и 35 тыс. рублей. Гражданские команды заменены на военных. Переоборудование вели специалисты Ижорского завода С.Петербурга, 4 12 1914 г.работы закончены. Борта покрыты бронелистами, броней покрыты казематы носовой, средней и кормовой части, а так же рубки судов. Установлены 4 орудийных станка и 4 двигающиеся бронещита. Думается на станках смонтированы 57 мм. капонирные или орудия боевых кораблей. Первый выход "Jaroslavna" (экипаж 80 чел) с 13 5 1915 г. вниз по реке, разогнала на берегу конный разъезд немцев. "Venera" – 14 5 того года и тоже обстреляла конных немцев на берегу. С этого начинается их боевая жизнь. Они постоянно помогают пехоте и казакам огнем. 15 6 1915 г. к ним добавился "Kнязь Гедимин". Начинается минирование реки вниз по течению до Юрбаркаса.После приближения немцев и выхода на линию фортов их арт.огонь как по крепости так и по судам на реке усиливается, 3.8 (ст стиль) у Ковенской пристани артогнем уничтожены "Kometa", "Perkunas", "Ekspres", "Kурьер","Maрс".Тогда же команда "Jaroslavna" сняла вооружение и покинула пароход. Неизвестно как и когда затоплена "Venera" (экипаж 40 чел) - при независимости "Jaroslavna" и "Venera" подняты. С последней сняли орудия и передали в музей. (В Каунасском историческом музее есть 2 57 мм. орудия. Одно "Nordenfelt " 1883 г., другое 1899 г. петербургского оружейного завода И интересно - оба с замками. Редкий случай в музейной истории) При отступлении русских войск суда использовались для переправы живой силы и раненых с левого берега. На Немане между Илгува и Вилькия (поселок в 25 км. от Ковно вниз по течению) русскими по приказу начальства затоплено 12 судов Ковенского пароходства. 4 8 1915 г. командир резервного корпуса ген.Linzman, на реке у храма Кармелитов на правом берегу, почти в центре Ковно в 200 метрах от берега увидел пароход, он приказал солдатам переправиться и уничтожить -приказ выполнили. К взятию крепости немцы уничтожили большую часть судов.
Далее еще кой какая нарезка.
К концу августа 1914 г. в Гвардейском экипаже были сформированы 1-й и 2-й Отдельные батальоны Гвардейского экипажа (двухротного состава). 1-й Отдельный батальон Гв. эк. 06. 09. 1914 г. выехал в Новогеоргиевскую крепость, куда прибыл 09. 09. 1914 г. К-р батальона к. 1 р. Полушкин А.С., к-р 1-й роты л-т Картавцев В.Е., к-р 2-й роты л-т Столица П.К., пулеметная команда и подрывная партия, всего 563 человека. Боевая деятельность 1-го Отд. бат-на Гв. эк. проходила на р. Висла на речных пароходах "Наревский минер", "Плоцчанин", "Звезда" и нескольких баржах (перевозка грузов для крепости, переброска войск с одного берега на другой, постановка мин на фарватере реки и траление мин, а также оказание огневой поддержки сухопутным частям). В конце ноября 1914 г. был сформирован отряд для операций против неприятеля на правом берегу р. Вислы и г. Вышеграда под командованием к.1 р. Полушкина А.С. (состав - 2 парохода, 1-й Отд. б-н Гв. эк., б-н погр-го полка, сотня погр-го полка, 1 батарея, крепостная гаубичная батарея, 1 легкая и 1 конная батареи, 1 эскадрон Клястицкого гус. полка). В декабре 1914 г. к этому отряду присоединился 2-й Отд. б-н Гв. эк. В конце декабря 1914 г. 2-й Отд. б-н Гв. эк. был выведен из состава отряда. 06. 03. 1915 г. 1-й Отд. б-н Гв. эк. сдал линию своего сторожевого охранения вдоль берега р. Вислы пограничной сотне и на своих пароходах перешел в г. Новый Двор, откуда по ж.д. переехал в Варшаву, а 21. 03.1915 г. убыл в Одессу.
2-й Отд. б-н Гв. эк. 30.08.1914 г. выехал в крепость Ковно, куда прибыл 01.09.1914 г. К-р б-на к.1 р. кн. Ширинский-Шихматов С.А., к-р 3-й роты ст. л-т Бабицкий 2-й, к-р 4-й роты ст. л-т Бутаков 4-й, пулеметная команда и подрывная партия, всего 592 человека. Боевая деятельность 2-го Отд. б-на Гв. эк. проходила на р. Неман на пароходах "Ковно", "Планета", "Венера", "Курьер" и "Ярославна" и др. (заграждение фарватера р. Неман груженными камнем баржами, перевозка грузов, переправа сух. частей). В ноябре 1914 г. 2-й Отд. б-н Гв. эк. был отправлен в Новогеоргиевскую крепость, куда прибыл 02.12.1914 г. (см. выше). 06.01.1915 г. 2-й Отд. б-н Гв. эк. был передан в распоряжение командующего 5-й армией (занимался охраной мостов). В феврале-марте 1915 г. 1-й и 2-й Отд. б-ны Гв. эк. были переведены на трехротный штат. 13. 03. 1915 г. 2-й Отд. б-н Гв. эк. прибыл в Варшаву, а затем вместе с 1-м б-ном убыл в Одессу, куда оба батальона прибыли 24. 03. 1915 г. В Одессе оба батальона были сведены в один - Отд. б-н Гв. эк. (шестиротного состава, пулеметная команда и подрывная партия, к-р к.1 р. Полушкин А.С.). 22.05.1915 г. из Одессы в распоряжение коменданта Новогеоргиевской крепости была командирована 5-я рота, а в распоряжение коменданта крепости Ковно - 6-я рота (к-р л-т Родзянко В.П.). 6-я рота прибыла в Ковно 27.05.1915 г. и стала нести сторожевую службу на 2 пароходах. В июне 1915 г. в Ковно прибыл Отд. морской б-н Балтийского флота к-ру которого была подчинена 6-я рота и который стал использовать 6-ю роту только, как сухопутное подразделение.
Вторая командировка гвардейских моряков в Ковно.
Согласно телеграмме Начальника морских батальонов в Действующей Армии великого князя Кирилла Владимировича от 22 мая 1915 г. № 269 6-я рота Отдельного батальона Гвардейского экипажа была командирована в распоряжение начальника Ковенской крепости. Ротой командовал лейтенант В.П.Родзянко. В ней состояли: мичман С.В.Секерин, минный кондуктор Бардаш и 150 нижних чинов. 27 мая рота прибыла в Ковно и разместилась на пароходах «Венера» и «Планета», а также в окопах на левом берегу возле деревни Сапежиши. Вскоре рота получила и другое имущество, оставшееся от первой командировки (об этом как раз данный приказ). По приказу начальника штаба крепости от 13 июня 1915 г. № 2555 рота утром 14 июня выступила к деревне Пипле, где поступила в распоряжение начальника Пипленского укрепрайона. Рота заняла спокойный боевой участок, месяц окапывалась, после чего 24 июля произвела разведку высоты № 31.9. Моряки попали в засаду и под сильным ружейным и пулеметным огнем отступили. В бою унтер-офицер Дорохов был убит, сраженный пулеметной очередью матрос 2-й статьи Ирд остался тяжело раненым возле халупы, 4 матроса были ранены. На следующий день поступило приказание срочно снять 6-ю роту с боевых позиций и отправить ее в Гвардейский экипаж в связи с подготовкой десанта на Босфор. 26 июля 6-я рота покинула Ковно. За разведу 17 моряков были представлены к Георгиевским крестам. Матрос Ирд, пролежав больше суток, был в бессознательном состоянии подобран немцами и отправлен в госпиталь в Волковышки. Оправившись от ран, Ирд 18 сентября совершил побег, прошел около 360 верст по вражеским тылам, перешел ночью с 12 на 13 октября линию фронта возле Минска и, встретив первую русскую часть, был отправлен в Петроград. 5 ноября 1915 г. к всеобщему изумлению считавшийся убитым матрос Ирд явился в казармы Гвардейского экипажа. 21 ноября великий князь Кирилл Владимирович лично наградил Ирда Георгиевским крестом 4-й степени.
С началом 1 МВ немцы сформировали Отряд су¬дов крепости Кенигсберг (22 буксира и 28 мотокатеров) из 4 флотилий.В Кенигсберге Фришгафская (5 пароходов и 1 моторкатер).В гавани Кранца - Куриншгафская в том же составе.Прегельская (7 пароходов и 1 мотокатер), в Кенигсберге, Тапиау и Лабиау. Там и флотилия Добровольческого корпуса моторкатеров из 20 единиц. Для вооружения – пулеметы дала армия. Позже от флота 10 автоматических и 10 револьверных 37-мм пушек. В конце 8 - начале 9 1914 г. отряд кре¬пости Кенигсберг участвовал в боях с русскими, что дошли до Деймы, связывавшей Прегель с Куришгафом.. С 26 8 и до середины 9 1914 г. германские буксиры и мо¬токатера у Лабиау вели разведку в юго-восточном участке Куришга¬фа, обстреливая из пулеметов деревни, занятые русскими. Потом шли по Неману за отходившими русскими. Немалое значение имели перевозки после того как русские взорвали моста через Дейму, прервав сообщение ж/д Кенигсберг-Тильзит. 10 1914 г. 2 парохода и 5 мотокатеров придали Восточной флотилии Добровольческого корпуса мотокатеров в 6 катеров (на Немане).25 10 1914 - набег на русские земли из Тильзита.Затем у Георгиевска бой с пароходами русского Гвардейского флотского экипажа.В начале 12 1914 удари¬ли морозы, и флотилия ушла зимовать. Зимой 1914 - 1915 гг.крепостной отряд при помощи ледокола поддерживал сообщение по Прегель, Дейме и Неману, на Прегель был ледокол, что строился в Кенигс¬берге для Управления Рижского порта - с ноября в составе кре¬постного отряда как «Гинденбург» (первый морской корабль отряда) – нес 2 37-мм револьверные пушки и 30 3 1915 ушел из Пиллау в Мемель.Весной 1915 отряд комплектовал флотилию из пароходов «Тильзит» и «Герольд», защищенных броней из листовой стали, несший каждый 2 револьверные пушки и 8 мотокатеров вооруженых частью пулеметами, частью тралами. Остальные 4-5 1915 г. возили войска из Тильзита на земли за Неманом. Суммарно - 20 000 чел, 3 000 лошадей и обоз. Флотилия вначале базировалась на Юрьев. Дозорные суда искали боев с русскими и обвеховывали фарватер. Мосты и заграждения также двигали вперед. После нескольких столкновений с русскими 9 8 флотилия перенесла базу в Ильгово. Сразу после взятия Вильно (на полпути к Ковно) началась отправка в тыл запасов леса, взятых как трофеи. Затем немцы взяли Ковно. 18 8 1915 г. 2 парохода и мотокатера вошли в Ковно и взяли брошенные русские бронепароходы «Ярославна» и «Венера», 6 других пароходов и боеприпасы. Этим кончились речные бои на Немане. Германский отряд судов крепости Кенигсберг перешел в ведение Главнокомандующего Восточным фронтом и служил до конца войны. С 1917 г. назван Судовой отряд.
Ковенская крепость:
Ну что заодно фотоматериалу -мало мало
Литовский пх Vytis бывшая Ярославна
Ярославна Реконструкция И.И. Черникова.
Ивангородская крепость:
пх ИВАНГОРОД эх австро-венгерский "Тынец" фото от Сергея Харитонова.
Реконструкция И.И. Черникова.
В ныне не существующей на "Кортике" ветке посвященной Ковенской крепости форумчане (С.Гордеев и пр.) вывешивали приказы касающиеся флотилии. Осмеюсь их повторить так как они имеют отношение к обсуждению.
.
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #57486
В ныне не существующей на "Кортике" ветке посвященной Ковенской крепости
Леш, а куда она делась???
Сумрак написал:
Оригинальное сообщение #57489
Леш, а куда она делась???
Война брат. Она многое превращает в пепел Потому вот -пользуйтесь поддерживайте и будет всем счастье.
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #57470
Варшавская и Ивангородская крепостная на Висле;
Тр ВИСЛА Реконструкция Черникова.
Тр ВИСЛА из частной коллекции
Довольно плотно занимаясь регионом так до сих пор и не смог до сих пор обнаружить фото парохода Венера.
.
Обращаюсь к форумчанам - нужна помощь с фото
Далее по схемам и фото. Не ставлю целью обсуждать творчество И.Черникова но: На мой взгляд то ли по вине редакторов то ли по ошибке автора по миру пошло гулять заблуждение. См фото и реконструкцию Ярославны они совершенно не похожи зато реконструкция Венеры отдаленно напоминает Ярославну. Может предположить что произошла подмена подписей? При ближайшей встрече с И.И. будут вопросы.
На "Кортике" Тритон запостил списки приписаных к крепости пароходов. кто стянул прошу запостить дабы было от чего оттолкнуться при обсуждении отдельно взятых судов.
А имел ли место хоть один нормальный бой нашей Дунайской флотилии? И нет ли более конкретной информации о румынских п/х, в ней состоящих? Буду очень признателен.
Да Ковенская флотилия будучи сугубо сухопутной таки получила на вооружение морскую артиллерию. 10 дм.
РоссiяСоветую поискать вот такую книжечку ( в электронном виде есть у десятка человек)
Недавно мене уважаемый Юрген (Каторин) подкинул перевод большой статьи о деятельности австро-венгерской флотилии на Дунае но из за недавней поломки компа никак не могу разобраться где теперь у меня что. Там есть упоминания о русской флотилии и румынах. Найду обязательно поделюсь.
Потопление австрийского монитора "Темеш" 23 октября 1914 г. на Дунае/Саве (по О.Вульфу) - вероятнее всего на русских МЗ (позднее были обнаружены подобные): позабытая победа? Кто из командированных офицеров и матросов могли "приложить старание" к успеху?
Отредактированно von Echenbach (20.04.2009 16:52:20)
Причины "неучастия" в боях румынских речных кораблей (мониторов)? Есть ли какие-нибудь описания действий Румынской Флотилии в 1МВ?
von Echenbach написал:
Оригинальное сообщение #57694
Причины "неучастия" в боях румынских речных кораблей (мониторов)?
Противник не вступал в боевой контакт, плюс хорошая организация береговых батарей, отталкивающих противника даже от плана боя как такового.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #57695
не вступал в боевой контакт
О.Вульф пишет - румынские корабли не выходили из баз. (таков смысл) политическое решение "сберечь" или начальство Реч. флотилии "не шмогло"? Целей достойных не было и за линию своих войск не ходили?
Насколько помнится сразу после вступления в войну Румынии их флотом на Дунае была предпринята безуспешная атака австрийских мониторов но жертвой вместо монитора стала пришвартованная к его борту небольшая нефтеналивная баржа. Этот эпизод по моему проходит у того же О.Вульфа.
von Echenbach написал:
Оригинальное сообщение #57722
О.Вульф пишет - румынские корабли не выходили из баз.
Вульф пишет так:
.................................... с течением времени недочеты эти в значительной степени были изжиты, однако, своеобразная «минная война» на реке повлекла за собой немало потерь в корабельном соста¬ве флотилии, поглотила много средств и, по существу, явилась одной из главных задач флотилии на протяжении всей войны.
Со вступлением в войну Болгарии, а после нее и Румынии, центр тяжести деятельности Дунайской флотилии переносится на среднее и нижнее течения Дуная, причем у австро-венгерской флотилии появляется новый серьезный противник, в виде румынской Дунайской флотилии. Однако пассивность последней, фактически устранившейся от участия в борьбе за владение рекой, не внесла новых осложнений в обстановку для деятельности австро-венгерской флотилии. Главными противниками ее и на этот период остались береговая и полевая ар¬тиллерия и мины. В этот период австро-венгерская флотилия обеспечила решающий успех по срыву переправы через Нижний Дунай у Ряхово румынских войск и уничтожению тех из них, которые уже переправились на болгарский берег.........................
..............Посещение монитора «Michael Kogelniceanu» было особенно замечательно тем, что его командир был как раз из тех офицеров, которые получили образование в австрийском флоте. При разговоре выяснилось, что именно этот офицер в день объявления войны Румынией выпустил торпеду в корабли Дунайской флотилии, стоявшие у Рущука. Жертвой торпеды стала бензиновая баржа, а монитор «Теmes» (впоследствии «Bosna»), в который очевидно целились, продолжал успешно воевать против Румынии и дошел до устья Дуная...............
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #57470
Давайте для начала попытаемся их перечислить (с Севера на Юг) /quote]
А какие из них реально участвовали в боевых действиях?Отредактированно Буйный (27.04.2009 08:47:58)
С уважением.
Ув Буйный - окромя Сатакундской и Ванской пожалуй в той или иной мере все. В разные периоды конечно.
Что то тема совсем иссякла потому вольем новой крови. Нет наверное смысла цитировать "классика" И.И. Черникова потому предлагаю обсудить вопрос им практически не раскрытый - крепостные флотилии. Итак из общего представленного списка к ним можно отнести-
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #57470
Ковенская и Гродненская крепостные на Немане;
Усть-Двинская крепостная;
Варшавская и Ивангородская крепостная на Висле;
Обратимся к их судовому составу. (См.Черникова) - (продолж следует - вынужден отвлечся)