Вы не зашли.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #624955
Так как насчет установки глубины хода торпед заранее?
А взрывы были контактные или как?
Prinz Eugen написал:
Оригинальное сообщение #624965
А взрывы были контактные или как?
В подробности не вникал, но о неконтактных взрывателях на джаповских авиаторпедах не слыхал.
Отредактированно CAM (16.11.2012 12:51:42)
CAM написал:
Оригинальное сообщение #624955
На дно пошел только один из торпедированных. Два других уцелели, добрались до базы и затем были отремонтированы!
Это шибко похоже на неконтактный взрыватель...
Описание атаки на "Чикаго".
Вторая атака началась в 19:31, когда с востока на американцев ринулись шесть устаревших торпедоносцев и десять бомбардировщиков G3M из состава 701 -и авиагруппы. Первая сброшенная ими торпеда проскочила несколько впереди «Чикаго», а другая ударила в борт крейсера «Луисвилл», но взрыва не произошло. Видимо, сброс произошел на очень короткой дистанции и вертушка контактного взрывателя торпеды не успела привести его механизм в боевое положение.
В 19:38 новая группа «Неллов» атаковала правую колонну крейсеров. По американским данным, в этом бою испытывался новый дистанционный радиовзрыватель для 127-мм зенитных снарядов. Первый изуродованный осколками G3M взорвался за кормой эсминца «Уоллер», а другой рухнул в воду слева по носу крейсера «Чикаго», залив горящим бензином его палубу. Дополнительное освещение сделало крейсер прекрасной мишенью для остальных атакующих, и роковое попадание не заставило себя долго ждать.
В 19:45 торпеда попала в правый борт «Чикаго» и в результате взрыва были затоплены котельные отделения №1, 2 и 4. От сотрясения оказалось выведено из строя рулевое управление и заклинены гребные валы трех винтов. Прежде чем аварийные партии взялись за дело, взрыв второй торпеды вывел из строя котельное отделение №3 и переднее машинное отделение, остановив последний винт, что поставило корабль на грань гибели. Крейсер несколько минут двигался по инерции, но вскоре остановился. Тем временем, шедший за «Чикаго» «Луисвиль» отвернул, чтобы обойти неподвижный крейсер, рядом с которым плавали горящие обломки двух торпедоносцев и, снизив скорость, занял место за кормой флагманского крейсера «Уичита», в который спустя некоторое время также попала торпеда, к счастью, как и в случае с «Луисвилем», не взорвавшаяся.
Около 20:00 американцы получили передышку и Гиффен отдал приказ изменить курс и уменьшить скорости хода, с тем чтобы пропали фосфоресцирующие кильватерные струи, а кроме того запретил стрельбу в ответ на провокационное включение японскими пилотами навигационных огней. Эти меры принесли свои плоды и к 20:15 большая часть японских самолетов ушла на базы, хотя отдельные разведчики еще некоторое время обнаруживались на экранах американских радаров.
С этого момента началась отчаянная борьба за спасение «Чикаго», в ходе которой удалось осушить два отсека и запустить аварийные дизели, обеспечив корабль светом и энергией, хотя левый крен в 11° и дифферент на нос внушали опасения. К полуночи поврежденный крейсер был взят на буксир «Луисвиллем» и направился в Эспириту-Санто со скоростью 4 узла.
Утро ознаменовалось появлением японских самолетов-разведчиков, отогнанных палубными истребителями, а место «Луисвилла» занял океанский буксир «Навахо». Тем временем, «воздушный зонтик» над поврежденным крейсером значительно «уплотнился»: в дополнение к десяти «Уайлдкэтам» с «Шенанго» и «Суони», появилось еще столько же с «Энтерпрайза», который, по приказу адмирала Хэлси увеличив ход, вместе с кораблями эскорта пошел на сближение с буксировочной партией и сопровождающими ее эсминцами.
Между тем, в 15:00 последовал приказ эскортным авианосцам Гиффена продолжать прерванное выполнение задачи по сопровождению транспортного конвоя, а буксировочной партии в качестве пункта назначения была указана тыловая база в Эфате. Теперь «Чикаго» и «Навахо» сопровождали лишь пять эсминцев и десять F4F с «Энтерпрайза».
В 15:05 радиостанция на Гуадалканале передала сообщение об обнаружении к югу от о. Нью-Джорджия 12 G4M, направляющихся к о. Реннел. На самом деле, вылетевших для атаки американских кораблей с аэродрома о. Бука торпедоносцев 751-й авиагруппы было 11. Янки рассчитывали, что противник приблизится к их кораблям сразу после 16:00 и приготовили ему «теплую» встречу. На тот момент «Чикаго» находился в 43 милях к северо-северо-западу от «Энтерпрайза», а крейсера Гиффена к северу.
В 15:40 четверка «Уайлдкэтов», барражировавшая над буксируемым крейсером, загнала обратно появившийся из пелены облаков одиночный G4M, а спустя пять минут на экране радара «Энтерпрайза» появилась отметка групповой цели к северо-западу от соединения на дистанции 77 миль. Расстояние от вражеских самолетов до группы «Чикаго» составляло всего 28 миль, но судя по радиолокационной прокладке, противник собирался атаковать именно «Энтерпрайз».
В воздух были подняты дополнительно десять истребителей, а находившийся над поврежденным крейсером воздушный патруль также направился на помощь своему «плавучему аэродрому». Шесть взлетевших с «Энтерпрайза» истребителей были направлены на позицию перехвата в 17 милях юго-западнее авианосца, и попытавшаяся выйти в атаку на авианосец головная тройка G4M была ими немедленно сбита. Однако подходившая следом девятка из-за обилия отметок на экранах радаров от своих и чужих самолетов осталась для американских операторов РЛС незамеченной, а сложные погодные условия не позволили визуально обнаружить противника и пилотам истребителей.
Между тем, пробив облачность и быстро разобравшись в обстановке, японские экипажи атаковали крейсер с правого борта, где находился лишь эсминец «Ла Валетт». В 16:20 его зенитки открыли огонь и еще до того как «Бэтти» легли на боевой курс несколько торпедоносцев оказались повреждены. Спустя мгновение один горящий японский двухмоторник врезался в воду у правого борта «Чикаго», а другой упал по левому, пролетев над самой палубой крейсера.
Оставшиеся шесть машин продираясь на малой высоте сквозь кинжальный огонь десятков «Бофорсов» и «Эрликонов» были настигнуты подоспевшей четверкой «Уайлдкэтов», пилотам которых в коротком огневом контакте удалось свалить два шедших сзади самолета. Четыре уцелевших G4M исчезли в облачной мути в тот момент, когда с правого борта крейсера заметили следы пяти торпед шедших прямо на корабль. В последней отчаянной попытке экипаж «Навахо» попытался развернуть поврежденный корабль к ним форштевнем, но на это не хватило времени и в 16:24 правый борт крейсера разорвало несколько мощных взрывов, а спустя 20 минут корабль опрокинулся и затонул. Почти одновременно взрыв прогремел и на «Ла Валетт», но несмотря на то, что были затоплены оба котельных отделения, аварийные партии сумели спасти эсминец, который был доставлен на буксире «Навахо» в Эспириту-Санто 3 февраля.
Описание атаки тральщиков близ Дарвина 31 октября 1942 годя
31 октября вылетевший к Дарвину разведчик С5М обнаружил «выходившие на внешний рейд три крейсера». Появление на горизонте четверки Р-40Е заставило экипаж японского скаута срочно покинуть воздушное пространство над акваторией порта, но переданная им шифровка дошла до адресата, и вскоре 18 G4M из состава 753-й авиагруппы с подвешенными торпедами и в сопровождении 16 А6М из состава 202-й истребительной авиагруппы (бывшая 3-я) уже были в пути.
К этому времени четверку «Киттихауков» над кораблями сменили шесть «Бофайтеров» из состава 31-й австралийской эскадрильи, им-то и пришлось встретиться с японской армадой. Пилоты 16 «Зеро» легко связали боем экипажи тяжелых истребителей, которые не смогли прикрыть свои корабли, поскольку, в полном смысле слова, дрались за свою жизнь. Это позволило тройкам торпедоносцев без помех организовать атаку с нескольких направлений, но чем ближе самолеты подлетали к обнаруженным «крейсерам», тем яснее становилось, что последние таковыми не являются. В конечном счете экипажи японских торпедоносцев идентифицировали цели как фрегаты.
На самом деле это были паровые австралийские тральщики «Кастлмэйн», «Ковра» и «Эрмидэйл» (все по 790 т), правда, британской постройки, занимавшиеся в этот момент тралением, и двигавшиеся со скоростью не более 6 узлов. Поднять пар в котлах и увеличить ход до парадных 15,5 узлов быстро не представлялось возможным в силу самой конструкции силовых установок. Зенитное вооружение «пахарей моря» также было не слишком мощным: на трех кораблях имелось лишь две 4-дюймовки и одна 3-дюймовая пушка, пара 40-мм «Бофорсов» и два десятка пулеметов винтовочного калибра.
Вся эта «мощь» оказалась рассредоточенной «по всем румбам», а потому не представляла серьезной угрозы для нападавших. Отстреливаясь и описывая циркуляции, тральщики пытались уйти от мчавшихся с нескольких направлений торпед, но тщетно: в числе атаковавших еще были опытные экипажи с довоенной подготовкой и потому вряд ли стоит удивляться тому факту, что вскоре все три корабля получили по торпеде. Читатели без сомнения еще помнят к каким последствиям на линкоре «Принс оф Уэлс» привели попадания этих смертоносных сигар даже в участки корпуса имевшие ПТЗ. Учитывая мощность заряда боевых частей японских «рыбок» тип 91, гибель всех трех 800-тонников была бы вполне закономерной, но случилось невероятное. Затонул только «Эрмидэйл», а два других, хотя и получили тяжелейшие повреждения, но удержались на плаву и были отбуксированы в порт Дарвин.
Тип используемых японцами боеприпасов указан. А теперь хочу слышать, использовались ли на этих авиаторпедах "Дуплексы".
Отредактированно CAM (16.11.2012 14:09:16)
CAM написал:
Оригинальное сообщение #624955
Так как насчет установки глубины хода торпед заранее?
Именно так как было сказано. Прибора для установки глубины хода торпед на торпедоносцах ВМВ, по крайней мере, ее первого периода, никогда не существовало.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #624955
Все вышеуказанное предполагает, что на аэродроме/авианосце заранее знают, какую цель торпедоносцу предстоит атаковать и там оружейник выставляет глубину хода.
Вы абсолютно правы - это называется "Планирование боевого вылета". Оно было примерно одинаковым во всех странах-участниках ВМВ.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #624955
В бою у о. Реннел авиаторпеды японцев поражали как ТКР "Чикаго", так и эсминец "Ла Валетт" - корабли, совершенно различные по осадке! Каждый из пилотов "Бэтти" знал, какую цель ему доведется атаковать со "своей" установкой? Эсминец был случайной жертвой.
При планировании боевого вылета, исходя из ожидаемого характера цели, погодных условий и пр. выбиралась средняя осадка корабля-цели, которая и выставлялась перед стартом.
А там - как повезет...
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #625007
Прибора для установки глубины хода торпед на торпедоносцах ВМВ, по крайней мере, ее первого периода, никогда не существовало.
На Мк.13 допускалась регулировка глубины хода.
На "Эвенджерах" даже специальный люк был прорезан.
Prinz Eugen написал:
Оригинальное сообщение #625009
На "Эвенджерах" даже специальный люк был прорезан.
Простите- но там же вроде внутренняя подвеска торпеды?
bober550 написал:
Оригинальное сообщение #625012
Простите- но там же вроде внутренняя подвеска торпеды?
Да...Но Вы думаете штурман сидел на ней верхом?
Prinz Eugen написал:
Оригинальное сообщение #625014
Да...Но Вы думаете штурман сидел на ней верхом?
Нет, я о том. что принаружной подвеске даже наличие лючка сделает процедуру весьма проблематичной...
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #625007
Вы абсолютно правы - это называется "Планирование боевого вылета". Оно было примерно одинаковым во всех странах-участниках ВМВ.
Получается в указанных мной случаях противоречие со сказанным Вами. Планировали атаковать крейсера, а всаживали торпеды в эсминец и тральщики. Вывод один - ЗАРАНЕЕ устанавливалась малая глубина хода.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #625021
Вывод один - ЗАРАНЕЕ устанавливалась малая глубина хода.
Или неконтактные взрыватели. Остается дождаться "разящего грома"- Сидоренко
Отредактированно bober550 (16.11.2012 15:10:15)
CAM написал:
Оригинальное сообщение #625021
Планировали атаковать крейсера, а всаживали торпеды в эсминец и тральщики.
Можно взять среднюю установку глубины хода.
Например.
Осадка КРТ - 6,5 м.
Осадка ЭМ - 4,5 м
Осадка "батхерстов" ок. 3 м.
Вопрос решает глубина хода в 2,5 м.
Prinz Eugen написал:
Оригинальное сообщение #625023
Вопрос решает глубина хода в 2,5 м.
Да, но зачем ее ставить идя против крейсеров?
bober550 написал:
Оригинальное сообщение #625026
Да, но зачем ее ставить идя против крейсеров?
А много ли крейсеров с заглублением нижней кромки пояса в 2 м?
Prinz Eugen написал:
Оригинальное сообщение #625028
А много ли крейсеров с заглублением нижней кромки пояса в 2 м?
А у кого она 2 метра?
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #625316
А у кого она 2 метра?
Вот и я говорю: у кого...
Prinz Eugen написал:
Оригинальное сообщение #625028
А много ли крейсеров с заглублением нижней кромки пояса в 2 м?
А насколько столь ужасные последствия единственного торпедного попадания коррелируют с такой гадостью, как эшелонное расположение энергетической установки?
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #624722
Глубина хода на авиаторпеде в те славные годы устанавливалась перед подвеской изделия на самолет...
Да и позже так было.
shhturman написал:
Оригинальное сообщение #624722
Сомнительно, ибо этим занимался не просто техник, а отдельно взятый специалист-оружейник... и ЕМНИП, торпеда подкатывалась под самолет полностью снаряженная и одной из операций после подвески было надеть чеку на "ветряк"...
Установка углубления производится до укладки торпеды на тележку.Есть специальный проём в корпусе,там головка,поворотом ключа устанавливается углубление.Делает это воруженец,после этого торпеду грузят на тележку.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #624729
Следовательно, изначально торпедоносец должен был нацелен на атаку корабля определенного водоизмещения, в данном случае не менее линкора/авианосца, потому как классический крейсер "вашингтонец" водоизмещением и осадкой поменьше, чем современнейший тяжелый крейсер типа Балтимор.
И да и нет;установка производится не только в зависимости от класса корабля.Я с экипажами торпедоносцев общался,тут так:при атаке торпеды никогда не устанавливаются на глубину хода для поражения самого крупного корабля.Устанавливается максимальная,которая обеспечивает надёжное поражение и кораблей охранения.При установке учитывается важнейший фактор:погода,а конкретно волнение моря.Ежели 3 балла,а углубление 2 метра поставлено-напрасный труд.Торпеда не попадёт.Вообще она-капризная штучка.Кстати у нас на форуме есть торпедист,надо чтоб он нас просветил.
bober550 написал:
Оригинальное сообщение #624909
А еще есть качка. И крен от циркуляции.
Это учтено в расчётах и в наставлениях.При конкретной атаке об этом не думают и не делают.
CAM написал:
Оригинальное сообщение #624955
Два других уцелели, добрались до базы и затем были отремонтированы! Вот это устойчивость к попаданиям!Так как насчет установки глубины хода торпед заранее?
Вполне обьяснимая ситуация.Установка углубления явно была стандартная,видимо 2,5-3 метра.
Prinz Eugen написал:
Оригинальное сообщение #624965
А взрывы были контактные или как?
Контактные.
bober550 написал:
Оригинальное сообщение #625026
Да, но зачем ее ставить идя против крейсеров?
Я конечно не специалист.Меня учили обращаться с та "ПТА-53" и торпедами 5357 и СЭТ-53,но тут такое замечание:глубина хода торпеды парогазовой шибко влияет на дальность хода.Поэтому установка на попадание ниже бронепояса производится только в случае,если запрещено атаковать другие цели.В других случаях установка углубления ниже обоснованной приводила к получению двойки на занятиях.Обычно мы забивали установку в 2,5-4 метра.
Заинька написал:
Оригинальное сообщение #625427
А насколько столь ужасные последствия единственного торпедного попадания коррелируют с такой гадостью, как эшелонное расположение энергетической установки?
Скорее надо смотреть как конструировался корпус.
Кстати, хороший пример того, что эшелонное расположение ЭУ не панацея.
han-solo написал:
Оригинальное сообщение #625428
Это учтено в расчётах и в наставлениях.При конкретной атаке об этом не думают и не делают.
Это понятно. Я просто хотел сказать, что если подрыв произошел на 2метра ниже ватерлинии. это не значит. что углубление торпеды ставилось на 2метра, как ито. что если вы установили 4метра, то попадание прийдется строго на 4метра ниже ватерлинии.
han-solo написал:
Оригинальное сообщение #625428
Контактные.
Давайте не будем торопиться. Если рассуждать логически, то больше как раз похоже на неконтактный подрыв торпед при близком промахе и на дольшем заглублении. Иначе, скорее всего, вряд ли бы батхерты имели шанс не потопнуть.
Но опять таки лучше просто инфу о типе взрывателя.
Prinz Eugen написал:
Оригинальное сообщение #625431
Кстати, хороший пример того, что эшелонное расположение ЭУ не панацея.
Скорее прекрасная иллюстрация, что при проектировании крейсера не стоит уж сильно заморачиваться защитой, т.е ПТЗ и бронированием- все равно в приемлемом водоизмещении, т.е. пока сама концепция не потеряет смысл, его обеспечить не удастся. Скажу так- вложение денег в защищенность крейсера мало оправданно, боеспособность растет мало а цена сильно. Все таки крейсер, это в первую очередь яхта, позволяющая долгое, более менее комфортное для экипажа, нахождение корабля в необходимом месте и быстрое занятие этого места, с мощным вооружением, причем с минимально возможной ценой ибо их надо много- Океан велик, а защита... Ну как получится. Мини линкор один хрен не получается- хотя бы изза невозможности обеспечить требуемую глубину ПТЗ.
For this is our office: to spy and make room,
As hiding yet guiding the foe to their doom.
Surrounding, confounding, we bait and betray
And tempt them to battle the seas' width away.
Ибо здесь наше место работы, выслеживать и уходить,
Прячась, но ведя врага к его гибели,
Окружая, сбивая с толку, мы искушаем и обманываем,
И подбиваем их воевать по всей морской шири.
bober550 написал:
Оригинальное сообщение #625444
Мини линкор один хрен не получается- хотя бы изза невозможности обеспечить требуемую глубину ПТЗ.
У "Альжери" получилось.
В теории во всяком случае.
Prinz Eugen написал:
Оригинальное сообщение #625448
У "Альжери" получилось. В теории во всяком случае.
bober550 написал:
Поэтому и пишу "в теории", что сконструировано дельно, но практикой не проверено.
Prinz Eugen написал:
Оригинальное сообщение #625455
Поэтому и пишу "в теории", что сконструировано дельно, но практикой не проверено.
Вообще действительно проект "Альжери" производит очень приятное впечатление, но наличие "жучков" может выявить только практика.
Странно, а всё время считал, торпеда против крейсера))))