Сейчас на борту: 
savera,
Алексей Логинов,
Дмитрий,
Евгений Федосимов,
клерк,
Эд
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 23 24 25 26 27 … 38

#601 28.11.2012 21:04:53

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Vladimir Nagirnyak написал:

Оригинальное сообщение #630657
Я забыл про Коваленко и Лисина.

Мне кажется, что скорее Коваленко и Травкин (эпизод с матросом, поднявшим ПЛ на поверхность явно навеян предательством Галкина, хотя в фильме этот матрос скорее выставлен как недалекий герой, принявший смерть от немецких пуль, когда попытался открыть огонь по кораблям ПЛО).

Кстати, возник вопрос по Лойю

"Хлынувшая вода, вымыла командира U 921 обратно на мостик. Лой, видимо понявший, чем грозит лодке не закрытый рубочный люк, закрыл его уже под водой, находясь на мостике."
http://olt-z-s.livejournal.com/9998.html

Опуская обсуждение человеческой возможности удержаться на мостике стремительно погружающегося корабля, хотел бы уточнить следующее: а разве у немецких ПЛ имелась техническая возможность открывать/закрывать рубочный люк снаружи? У советских ее не было. Иначе в случае со Щ-403 немцы, побывавшие на мостике "щуки", смогли бы запросто вскрыть и захватить ее. Думаю, что и у немцев такого быть не должно было с учетом возможностей абордажа.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#602 28.11.2012 22:17:15

SeeMin
Мичманъ
michman
Сообщений: 1113




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Про застрявшую ногу не понятно: если командир утоп, кто, кроме него, мог знать про это злоключение?

#603 29.11.2012 05:49:33

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 6011




Вебсайт

Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #630659
Fübo - Fühlungshalterbojen

Аха! Примерно так я и думал.

#604 29.11.2012 06:00:05

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 6011




Вебсайт

Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Увы, оказывается про Лоя из документов ФдУ ничего не узнать - короткого отчета по ее переходу нет. Ближайший только за июль уже с Вернером. Значит все наверняка можно узнать только из КТВ лодки или хотя бы флотилии.

#605 29.11.2012 07:33:56

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

SeeMin написал:

Оригинальное сообщение #630758
Про застрявшую ногу не понятно: если командир утоп, кто, кроме него, мог знать про это злоключение?

Да и поток воды, "вымывший командира из рубки на мостик", должен был вливаться внутрь лодки, а не наоборот.

igor написал:

Оригинальное сообщение #630860
Значит все наверняка можно узнать только из КТВ лодки или хотя бы флотилии.

КТВ флотилии нет, значит те немцы, кто описывали случай пользовались лодочным КТВ или еще чем-то.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#606 29.11.2012 23:21:14

dad67
Гость




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Команду на погружение даёт только командир. Если он физически не может - старший на мостике, но тогда всем было бы известно, что командир тяжело ранен. Представляется, командир скомандовал (простите за тавтологию), все побежали, сам не смог быстро добраться (командир последним покидает мостик, а тут ранение). Возможно, он просто захлопнул люк, на глубине его (люк) обжало давлением - поэтому не затопило лодку. Возможно, что и пропускал немного.
Только в таком варианте вырисовывается картина с героизмом В. Лоя. Других вариантов не вижу - с незакрытым люком лодка уйти под воду смогла бы не более одного раза. Если люк закрывал не командир, то вахтенные должны были сразу знать, что командир забыт наверху. А это уже вариант почти Коваленко, но там все в суматохе прыгали, а здесь время на погружение всё-таки было больше - одна атака самолёта длится не более 30-40 секунд, после чего повторный заход на цель в течение 1-2- минут (в лучшем случае). Времени на срочное погружение - вагон с тележкой.
Конечно, было бы интересно посмотреть ещё КТВ.

Продолжаем.
16 мая 1944 г.
В 18.15 МСК подлодка U-668 к западу-северо-западу от Олесунда была атакована норвежским патрульным самолётом «Sunderland» III (бортовой JM667) 330-й эскадрильи RAF/V (пилот Fnr. Carl Thorleif Johnsen). Первый заход лодка отразила мощным огнём зенитной артиллерии, уклонившись от одной глубинной бомбы. Во втором заходе 4 глубинные бомбы взорвались по левому борту, лодка получила небольшие повреждения, один матрос получил пулевое ранение. Зенитным огнём лодка попала несколько раз в фюзеляж и правое крыло гидросамолёта, оба правых мотора были повреждены. Штурман Алф Йохан Йохансен (Kvm. Alf Johan Johansen) был убит, ещё два лётчика – Фердинанд Бак (Fnr. Ferdinand Buck) и Кристиан Инге Халворсен (Kvm. Kristian Inge Halvorsen) – получили ранения от разрыва снаряда в носовой кабине самолёта. На трёх моторах самолёт едва дотянул до аэродрома Саллом Воу (Sullom Voe, Шетландские острова).

17 мая 1944 г.
Подлодка U-240 пропала без вести в западной части Северного моря. Все 50 членов экипажа погибли.

18 мая 1944 г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #630132
2 тени в кв. 3767".

Следы двух торпед?

20 мая 1944 г.

С 00.35 до 09.10 подлодка С-15, находившаяся на позиции в районе Конгс-фиорда, отходила в район зарядки АКБ, и за это время 6 раз акустик ПЛ обнаруживал шумы винтов подводной лодки. С-15 уклонялась срочным погружением.
Сектор АС81. Немецких ПЛ в данном районе не было.

Остальное позже.

#607 29.11.2012 23:31:36

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #631235
Только в таком варианте вырисовывается картина с героизмом В. Лоя

Я пришел к аналогичным выводам, но было бы интересно узнать мнение ув. Владимира.
КТВ лодки существует (НАРА пленка 3379). В описи дословно говорится, что лодка "потеряла своего командира (пропал без вести) и трех раненых в результате воздушной атаки 24 мая 1944 г.".


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#608 30.11.2012 14:11:21

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 6011




Вебсайт

Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #631235
Следы двух торпед

Вряд ли. Тогда бы так и написали.

#609 30.11.2012 19:12:50

mihapm
Мичманъ
michman
Откуда: Средняя Волга
шлюпка с "Fuso"
Сообщений: 1432




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

1

Добрый Вечер !

igor написал:

Оригинальное сообщение #630132
U.289/425/957/737 действует против авианосного соединения в АВ55.

Ни чего они там существенного "не надействовали" . более того атакой ГБ с RN ЭМ ( др. данн. ЛД) "Милн"(G-14)  была потоплена U-289
Встречается в сети 30 мая ... Уж не знаю от кого , взяли

Спойлер :

"Всему быть там где суждено". ПМ.

#610 30.11.2012 20:39:06

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 6011




Вебсайт

Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

mihapm написал:

Оригинальное сообщение #631537
Встречается в сети 30 мая ... Уж не знаю от кого , взяли

Эх-ма. А зачем же я это переводил?

igor написал:

Оригинальное сообщение #630132
01.12
Короткий сигнал 0107/716 от U.289: 2 вражеских АВ, 1 КРЛ, 2 ЭМ.

31 мая.

#611 01.12.2012 17:17:27

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 6011




Вебсайт

Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Короткие отчеты.
Особенно поучителен тот, что от Кёнтоппа. Как же их союзники дрючили-то, не успевал всплыть - тут же обратно. По случаю U.476/990 есть еще разбор полетов на 3 стр., но я не думаю, что его следует в рамках данной ветки переводить.
Короткий отчет U.348 (Шунк), специальная операция.
По приказу на операцию №2 11-й ФПЛ для применения ПЛ у норвежского зап. побережья.
Пришли в Берген 15.4. За все время не было ни замеченных вражеских ПЛ, ни атак этих ПЛ на конвои в районе Скудеснес-фьорда. Много вражеских самолетов. Может быть, была одна атака с воздуха 6.5 - после тревоги вдалеке разывы авиабомб. Никаких обнаружений детекторами, очень хорошие акустические условия.

Короткий отчет U.312 (Николай), 3-я операция
29.4.44     Вышли из Нарвика.
13.5     Пришли в Нарвик.
30.4-3.5   действовали против конвоя QP. В качестве самой южной лодки расположения конвоя или сил охраненения не видели. 6 раз загнаны под воду самолетами, 3,7 не было.
1.5    В 04.20 в АВ6295 дымы на 40 град. Доклад не передали из-за прилетевшего самолета.
    В 04.25 погрузились от авианосного самолета (моноплан), дистанция 12000 м. После всплытия снова действовали против дымов, но больше не видели.
    В 12.45 в АВ6178 те же дымы на ИК 160 град, сильно дымящая наша ПЛ.
    15.20 в АВ5695 погрузились от подлетевшего авианосного самолета (биплан), дистанция 13000 м.
2.5    В 06.20 погрузились от пролетавшего мимо авианосного самолета, дистанция 7000 м.
    В 15.20 в АВ7969 погрузились от самолета, пролетавшего мимо. Дистанция 10000 м.
    В 19.30 погрузились от подлетевшего авианосного самолета (моноплан), дистанция 12000 м.
3.5    В 06.55 погрузились от летающей лодки, пролетавшей мимо на дистанции 13000 м.
    В 12.10 в AF4133 лодка была в рассчетном по докладам месте положения конвоя, но никого не увидела.
4-12.5    Район разведки AF4114, глубина 30 миль, ничего не видели, никаких обнаружений.
12.5    Возвращение из-за неполадок в машине.

Короткий отчет U.315 (Цоллер), 3-я операция.
19.444    Вышли из Нарвика,
14.5    Пришли в Нарвик.
    Выход через Вест-фьорд в AF2155, группа "Кайль".
20-25.4     В сторожевой линии в AF2155.
26.4    В 16.00 воздух доложил конвой PQ. Действовали по этому сообщению. Конвой обнаружить не удалось.
27-29.4     Разные сторожевые линии. Направлены против западного конвоя.
30.4    В 16.00 в АВ6681 заняли сторожевую линию в Медвежьей узости.
    В 17.22 передвинуты на 30 миль на 0 град.
    В 18.58 первое сообщение о замеченном конвое от Херрле, потом от Бюхлера. Действовали по последнему докладу.
    В 21.56 в АВ6377 "свордфиш" на ИК 0 град, дистанция 10000 м, заход отбит. При этом отогнаны на ЮВ. Ложный налет.
    В 22.23 биплан и скоростной моноплан на ИК 330 град., дистанция 12000 м. Погрузились по тревоге. Самолет сбросил шумовой буй. Позже звуки машин ЭМ и дизелей. При всплытии ничего не видели. Преследовали. Отвернули южнее, чтобы уклониться от воздушного охранения.
1.5    В 03.10 в АВ6515 ЭМ по ИК 330 град., дистанция 9 миль, в 03.15 авианосная машина над ЭМ, а также дымы на 300 град. Подлетает. Погружаемся. Идем на опережение.
    В 13.27 в АВ6784 дымы вне видимости, несмотря на преследование ничего не увидели. Перед этим только слабые исчезающие шумы. Предположительно, дымящий ЭМ. Действовали по сообщению о конвое на севере. В 19.04 в АВ8312 авианосная машина на ИК 340 град, дистанция 10 миль, летит мимо. Не заметили.
2.5    В 02.15 в АВ8453 шумы в полосе по ИК 55-70 град.
    В 04.29 в АВ8483 по расчету, сообщениям держащих контакт и акустическим пеленгам, находится конвой. Идем навстречу. Несмотря на видимость более 10 миль ничего не увидели. Непонятно.
    В 09.30 по сообщению об ЭМ вылазка на ЮЗ.
    В 15.12 в АВ8715 авианосный самолет ИК 180 град, дистанция 8000 м, высота полета 2000, погрузились.
    В 20.30 дизель вышел из строя.
    В 21.35 в AF1319 "каталина" по ИК 210 град., дистанция 12000 м, высота полета 2000 м, погрузились. В 23.00 дизель снова в строю. В 23.50 опять вышел из строя.
3.5    В 02.10 погрузились после обнаружения, плохая видимость. В 05.22 то же самое. В 06.24 в AF1538 при всплытии самолет на ИК 270 град, дистанция 5000 м, средняя высота, погрузились.
    В 08.20 дизель снова работает.
    В 08.30 в AF1512 "хэмпден", ИК 280 град, дистанция 8000 м, на бреющем. Подлетает, погружаемся. Из-за неполадок с дизелем и постоянных погружений оказались примерно в 50 милях позади конвоя.
    Действуем против отставших. В полдень операция прекращена.
4.5    Пошли в сторожевую линию группы "Трутц".
    В 06.50 в AF1235 "лервик" на ИК 125 град, дитсанция 12000 м, подлетает, низко. Погрузились.
4-12.5    В АВ7687 и 7937, в сторожевых линиях.
13.5    Возвращение из-за нехватки топлива.

Короткий отчет U.313 (Швайгер), 3-я операция
25.4.44     Вышли из Нарвика.
12.5    Пришли в Нарвик.
    Выход через Анд-фьорд в АВ84.
26.4    Действовали против доложенного воздузом конвоя. В 17.19 в АВ9710 2 самолета (тип не опознан), на бреющем, дистанция 8000 м. В 18.00 и 19.10 в АВ9710 шумы турбин (под вопросом) по ИК 210 град. Сместились и пропали на 270 град.
27.4    АВ9480 до АВ9491.
    В 12.00 левый дизель вышел из строя. Макс. скорость 10 уз. Район атаки АВ9113.
28.4    АВ9198 - АВ8949. Дизель снова работает.
29.4    Район атаки AF2151 - АВ8897.
    В 14.25 курсом 70 град макс. скорость. Против конвоя QP. Новый район атаки АВ6959.
30.4    Район атаки АВ6680. Достигли в 17.17. Южная позиция. В 17.32 начали действовать против конвоя.
    В 23.34 левый дизель вышел из строя.
1.5    00.50 снова починили.
    01.45 правый дизель вышел из строя.
    В 04.00 в АВ6450 шум турбин по ИК 40 град.
    В 08.00 в АВ6430 то же по ИК 50 град и 330 град.
    В 09.00 в АВ6450 то же по ИК 210 град.
    09.15 - дизель вернули в строй.
    В 11.30 в АВ6440 самолет на подлете, на бреющем с ИК 190 град.
    В 11.45 по ИК 190 град певучий звук, предположительно, сброшенный самолетом шумовой буй. Шумы турбин на 225 и 15 град.
    В 13.30 действовали против доложенных U.315 в АВ6749 дымах. Предположение: часть конвоя, контакта нет.
    В 17.15 снова против основного конвоя.
    В 20.45 левый дизель сломался.
    21.45 - починили опять.
2.5    В 01.45 правый дизель вышел из строя.
    В 05.15 снова работает.
    В 11.45 в АВ8750 самолет ("каталина"), на подлете, средняя высота, дистанция 5000 м. Погрузились.
    В 16.50 в АВ7980 погрузились от приближавшегося ЭМ (с 220 град.)
    В 16.59 одна ГБ, предположительно, средство против Т 5.
    В 17.00 преследование акустикой, посылки асдика, со стороны трех кораблей охранения, треск, при этом иногда певучий тон слышимый до 3 миню
    В 18.01 20 неточных ГБ, затем в АВ7980 над нами прошли 7 кораблей охранения курсом 210 град.
    В 22.45 левый дизель вышел из строя.
3.5    В 00.45 снова работает.
    12.23 операция прервана командованием. Район атаки АВ8770.
7.5    В 16.00 при пробном погружении кормовой руль глубины заклинило в положении между 17 и 20 град. Причину установить не смогли.
9.5    В 20.35, т.к. починить руль глубины своими средствами не смогли и это угрожало способности погружаться лодки, пошли обратно через Анд-фьорд.
Плавучие мины: 27.4 в АВ9470, сильно поношенная.
    30.4 в АВ9430 (2), в АВ6640, 1.5 в АВ6450, АВ8220, 9.5 в АВ8770, АВ7990, тип не установлен.
Дополнительно: 27.4 в 08.22 в АВ9710 обмен опознавательными с пропавшим позже Вайтцем. Лодка просила замены для компрессора юнкерса. У нас на борту такого не было.

Короткий отчет U.995 (Кёнтопп)
Переход из Бергена в Тронхейм.
18.5    В 19.00 вышли из Бергена в Нарвик. В 22.10 у Федье-Осен отпущены из конвоя. Марш в надводном положении курсом 275 град.
19.5    В 02.30 погрузились в AF8717. В 17.45 всплыли. В 20.23 в AF7669 погрузились после обнаружения облучения радаром.
20.5    В 04.00 всплыли. В 06.55 в AF8177 тревога. ("каталина" или "сандерленд"). Обнаружения не было. 1 авиабомба в 80 м. В 13.55 в 8174 в перископ видели "каталину" по левому борту в 5000 м. После проведения кругового обзора летающая лодка полетела на перископ. Ушли на 80 м. Бомб не было. В 14.45 в AF8171 на перископной глубине летающая лодка в том же направлении и на том же удалении. В 16.00 та же картина. Новый курс 90 град.
    В 19.00 всплыли. В 21.50 в AF8143 постоянные обнаружения Наксоса. Остались наверху, так как шла зарядка. В 21.52 тревога. "Сандерленд" с кормы, с правого борта, бомб не было.
21.5    В 03.00 всплыли. В 03.20 в AF5787 летающая лодка на 240 град. Оборонительный маневр, отвернули на полном ходу. Увернуться от машины не сумели. Пролетела у лодки в 10 м за кормой. 5 авиабомб, сильный обстрел из пулеметов. Повреждений нет. 3,7 вышел из строя через 5 выстрелов. Наблюдались многочисленные попадания 2-см. Летающая лодка держала контакт. В 03.33 погрузились. В 08.45 всплыли. В 09.12 тревога в AF5785. Летающая лодка, бомб не было. В 12.00 всплыли. В 12.48 в AF5791 летающая лодка, "сандерленд" на 0 град, подлетает, оборонительный маневр. Хорошая позиция для стрельбы, 1 мотор скоро горит, попадания в остекленную кабину, плоскости и фюзеляж, пролетела на уровне торпедного люка на 12 м, 5-6 бомб близко к правому борту. Сильное сотрясение, вышли из строя электродвигатели и предохранители. При отлете попадания в хвостовое оперение, 2 тяжело раненых от ППО и попадания в щиток нашего 2-см снаряда. По тревоге погрузились. Больше бомб не было. В 17.50 в AF5793 очень быстро пропавший акустический пеленг, жужжащий, видимо звук асдика, тианье. В 21.20 всплыли. В 21.30 в AF5873 поисковик на 120 Мгц, тревога .
22.5    В 04.15 всплыли. В 05.20 обнаружение на 210 Мгц. В 05.25 в AF8113 тревога от летающей лодки, бомб не было. В 08.20 всплыли. В 09.20 обнаружение на 215 Мгц. В 09.22 в AF8226 потрескивание в Наксосе, вероятно обнаружение ниже 4 см, тревога. В 10.30 всплыли, макс. скорость. В 13.00 пришли в Кристиансанд. Сдали тяжелораненых. В 23.00 вышли из Кристиансанда в конвое.
23.5    В 07.30 пришли в Тронхейм.
    Экипаж держался хорошо, особенно обслуга ЗА, а лучше всех - санитар.

Короткий отчет U.990 (Нордхаймер), 4-я операция (переход в Нарвик).
22.5    В 19.30 вышли из Бергена.
24.5    В AF8150 (все данные по квадратам реконструированы) действовали на макс. скорости по военному СОС от U.476 (Нитманн). В AF5575 в 19.20 подлет, нет опознавательных, обстрел из ЗА "кондора", нерегулярными кругами вышел из видимости. Через 1,5 ч пришла р/гр от самолета о том, что замечена ПЛ и резиновые лодки. Предположительно, находимся рядом с местом аварии. Заметили обломки хвостового оперения самолета (так дополнительно установлена победа Нитманна). Начальный пункт поисков в 19.50 в направлении улетевшего "кондора". Поиски отрезками по 4 мили в обе стороны, концы перекрываются по видимости. Пустая резиновая лодка, запустили радиобуй, в ответ 2 сигнала СОС, встретили плавучий плот с 11 чел., спасены, море 5-6 баллов. Потом 2 сигнала СОС в AF5575, в 00.15 видим U.476 с 10 чел. По сообщению командира, лодка может держаться 1-2 ч, причем постоянно обнаружения Наксоса. В 01.02 лодка потоплена торпедой, ушла на дно в 01.55, мы над водой продолжаем поиски. Видим белую ракету на ИК 50 град, в 10 милях приближается V.5901, поиски прерваны после 6 ч. Следуем за V.5901 на удалении 300 м в Тронхейм. В 06.30 летчик "либерейтор" установил контакт. В 07.30 атака в AF5679. Подаватель снарядов 3,7-см отказал через 7 выстрелов. 6 ГБ, последняя взорвалась под лодкой на уровне передней кромки рубки, сильные повреждения. Вода ворвалась внутрь. В носовом отсеке 2 J разрыв, хлор. В 07.35 все люди с лодки, лодка быстро тонет носом вперед. V.5901 спас 34 человека. 1 умер, 18 человек пропало. В 19.15 с V.5901 ошвартовались в Тронхейме.

Короткий отчет U.476 (Нитманн), 1-я операция.
20.5    В 19.00 вышли из Бергена.
22.5    В 16.20 в AF8150 в 1000 м по левому борту точно видели англ. перископ.
    В 16.30 авианосный биплан, белая тревога.
    В 20.00 в перископ "либерейтор" курсом на юг.
23.5    В 12.00 всплыли.
    В 12.30 в 8120 "каталина", поисковые развороты, при подлете тревога
    В 13.30 всплыли. Тревога от "каталины". В 16.00 всплыли. В 16.40 "каталина" на поисковых разворотах, на подлете, тревога.
    В 18.10 всплыли. В 60 град GF в 19.30 двигающийся шквал (?), погрузились.
    В 21.00 всплыли.
    В 21.30 "каталина", поисковые развороты, при подлете тревога.
24.5    В 00.00 всплыли. Выпустили "Афродиту".
    В 00.50 "каталина", летит перпендикулярно, тревога. Через 8 мин. авиабомбы по "Афродите". Идем под водой. Решили утром давать отпор в надводном положении.
    В 06.30 всплыли в AF(55)73.
    В 07.15 "каталина" на подлете, через 10 выстрелов задержка в подавателе снарядов. Несмотря на хорошо ложащиеся 2-см упрямо летит на высоте 40 м. 5 авиабомб, ППО. Последняя попаданием в борт у задней кромки дизельного, взрыв под лодкой. 2-й заход отбит, после этого погрузились, на А-30 продувание, т.к. электромоторы вышли из строя и пожар. Прорыв воды в дизельное, хлор. Всплыли. 3-й и 4-й заход с пролетом над лодкой - попадания в мотор и остекленение кабины, из-за хлора все люди на верхней палубе, все лодки приготовлены.
    В 16.00 "кондор" дал опознавательные, не смогли разобрать морзе, после нескольких кругов улетел.
    В 17.00 то же, кружил 2 ч.
    В 23.00 белая ракета на ЮВ, отвечали белыми и красными ракетами.
    В 00.05 видим ПЛ (Нордхаймер), в 00.50 приняты.
    В 01.02 лодка потоплена торпедой, врздух и батареи пусты.
Предполагаю, что "каталина" сбита, т.к. лодка на протяжении 17 ч была оставлена в покое.
Дополнения.
1) Лодка постоянно продувалась. При 50 кг все люди покинули ее.
2) Экипаж при "летчике" надевают спасательные жилеты. Кроме 2 одноместных резиновых лодок, на верхней палубе нет спасательных средств.
3) При попытке достать изнутри лодки резиновые лодки, утонули обер-фенрих Тильс, машинен-матрозе Регбер.
Экипаж плавал до 80 мин, море 5-6, температура +3.
4) отдельные тонущие люди наблюдались, в основном незадолго до подхода V.5901.

#612 01.12.2012 19:36:05

mihapm
Мичманъ
michman
Откуда: Средняя Волга
шлюпка с "Fuso"
Сообщений: 1432




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Добрый Вечер !

igor написал:

Оригинальное сообщение #631997
В 00.05 видим ПЛ (Нордхаймер)

Спасителям (U-990) также не долго жить оставалось.
http://www.u-boot-archiv.de/dieboote/u0990.php


"Всему быть там где суждено". ПМ.

#613 04.12.2012 01:48:25

dad67
Гость




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Вернёмся назад, ко 2 мая.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #630339
В Норвежском море к юго-востоку от острова Ян-Майен в точке с координатами СШ=69º20’ ЗД=00º20’ глубинными бомбами самолёта «Swordfish» 842/К эскадрильи эскортного авианосца HMS «FENCER» (D64) потоплена U-959. Весь экипаж (53 человека) погиб.
Квадрат АВ7948 или АВ7949. Второй лодкой была, скорее всего, U-711.

Нет, U-312. Время до минуты совпадает.

Поехали дальше.
21 мая 1944 г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #630132
Последний раз ее видели зап. Хальсё.

Halsøy, самый западный остров архипелага Буландет, коммуна Аскволл, губерния Согн-ог-Фьордане.

igor написал:

Оригинальное сообщение #630132
Кёнтоппу доложить квадрат и успех воздушного налета.

Может, результат? Смысловой перевод.

igor написал:

Оригинальное сообщение #631997
В 12.48 в AF5791 летающая лодка, "сандерленд" на 0 град, подлетает, оборонительный маневр. Хорошая позиция для стрельбы, 1 мотор скоро горит, попадания в остекленную кабину, плоскости и фюзеляж, пролетела на уровне торпедного люка на 12 м, 5-6 бомб близко к правому борту. Сильное сотрясение, вышли из строя электродвигатели и предохранители. При отлете попадания в хвостовое оперение, 2 тяжело раненых от ППО и попадания в щиток нашего 2-см снаряда. По тревоге погрузились. Больше бомб не было.

В точке с координатами СШ=64º03’ ВД=03º52’ подлодка U-995 была атакована канадским патрульным самолётом «Sunderland» эскадрильи OTU 4/S. Ранения получили 5 членов экипажа ПЛ.
Квадрат AF5755. О потерях ВВС - нигде не смог найти.

22 мая 1944 г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #630132
U.742 - АВ8?35.

Квадрат АВ8835.

В 20.30 МСК подлодка U-990 совместно с U-921 в сопровождении СКР V-5116 «UNITAS I» до острова Хеллисёй (у юго-западной оконечности острова Федье, губерния Хордаланд) вышла из Бергена в Нарвик.

В 23.20 в 3 милях к северо-западу от мыса Гавриловский эсминец «КУЙБЫШЕВ», шедший в эскорте конвоя КБ-8, был атакован подводной лодкой противника. Торпеда прошла перед форштевнем корабля. На ПЛ была сброшена большая серия глубинных бомб.
Квадрат АС8973. Немецких ПЛ в данном районе не было.

23 мая 1944 г.
В 00.30 МСК в районе острова Хеллисёй СКР V-5116 «UNITAS I» оставил лодки. U-990 и U-921 пошли генеральным курсом 315º на высокой скорости нерегулярным зигзагом.

igor написал:

Оригинальное сообщение #630132
В портах: U.307/313/315/673/711/965/997 - Нарвик, U.312/361/636/703/739/968/995 – Тронхейм, U.278/354/716/956/992 - Берген.

По состоянию на 08.00 БРЛ U-997 уже вышла из Нарвика, а U-995 – ещё не пришла в Тронхейм.

С 22.00 до 24.00 МСК подлодка U-990 производила зарядку батарей и тренировала зенитные расчёты. 37-мм орудие вновь вышло из строя.

24 мая 1944 г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #630132
07.36
Короткий сигнал 0718/48 от U.476 (Нитманн): Атакован самолетом в AF5573.

В 08.15 МСК подлодка U-476 в точке с координатами СШ=64º57’ ВД=06º07’ обнаружила приближавшийся самолёт «Catalina» 210/V эскадрильи. Механизм подачи снарядов 37-мм орудия M42U заело после 10 выстрелов. Несмотря на огонь 20-мм автоматов С/38 самолёт снизился до 40 метров и сбросил глубинные бомбы, одновременно обстреливая лодку из пулемётов. Последняя бомба упала за дизельным отсеком и сдетонировала под ПЛ. Второй заход «Каталины» был отбит зенитным огнём, после чего лодка погрузилась на глубину 10 метров.
Буквально сразу лодка всплыла из-за поступления воды в прочный корпус, возникновения пожара в электромеханическом отсеке по причине короткого замыкания и выделения газообразного хлора в дизельном отсеке из-за попадания морской воды в электролит кормовой группы АБ.
«Каталина» сделала ещё два захода, но получила несколько попаданий 20-мм снарядов в мотор и кабину, после чего скрылась из виду. Весь экипаж U-476 был выведен на верхнюю палубу, все спасательные средства спущены на воду.
Квадрат AF5555.

С 10.00 до 13.00 МСК подлодка U-990 производила зарядку АБ и тренировала артиллерийские расчёты. В очередной раз неисправен механиз подачи 37-мм орудия.

Небольшое отступление по поводу U-1060 - к этому времени она уже 4 раза была в Нарвике (Рамсунде), доставив в общей сложности 156 торпед, преимущественно, Т5.

igor написал:

Оригинальное сообщение #630132
Р/гр 1325/657 от АСП: Катер обеспечения полетов вышел из Тронхейма в AF5573. В 19.00 пройдет Хальтен.

Маяк на одноимённом острове на выходе из Тронхейм-фиорда, губерния Сёр-Трёнделаг, коммуна Фрёйя.

В 15.20 МСК у побережья Норвегии подлодка U-921, производившая поиск поврежденной авиацией подводной лодки U-476, была атакована канадским патрульным самолётом «Sunderland» (бортовой DV990) 422-й эскадрильи KKBC/R, вылетевшим с авиабазы Лох-Эрн (Lough Erne, Северная Ирландия, графство Фермана (County Fermanagh)). Самолёт успел сбросить 3 глубинные бомбы, после чего был сбит и упал в море. Лодка повреждений не получила. Экипаж самолёта – сержант П.Д. Эндью (Sgt. P.D. Andew RAF), сержант Д.Дж. Харви (Sgt. D.J. Harvey RAF), флайт-офицер Г.Б. Гингелл (F/O G.B.Gingell RAF), флайт-сержант Л.В. Гаджиари (F/Sgt. L.W. Guggiari RAF), флайт-лейтенант Эдгар В. Битти (F/L. Edgar W. Beattie RCAF), уорент-офицер Джеймс С. Бёрк (W/O James C. Burke RCAF), уорент-офицер Кейт М.Г. Флеминг (W/O Keith M.G. Fleming RCAF), флайт-офицер Томас И. Фрайар (F/O. Thomas E. Friar RCAF), флайт-офицер Джордж И. Холли (F/O. George E. Holley RCAF), пайлот-офицер Джон Г. Хамилтон (P/O. John H. Hamilton RCAF), сержант Джон С. Сили (Sgt. John C. Seeley RCAF) и пайлот-офицер Клод Сентон (P/O. Claude Senton RCAF) – погиб.

Вскоре после этого U-921 обнаружил другой «Sunderland» (бортовой DW111) 423-й эскадрильи KKBC/S (пилот F/L R.H. Nesbitt), который прилетел на сигнал SOS сбитого самолёта. Подлодка U-921 уклонилась от пяти глубинных бомб, но от пушечно-пулемётного обстрела получили ранения трое членов экипажа, включая командира ПЛ обер-лейтенанта В. Лоя (Olt. Wolfgang Leu). Подлодка уклонилась срочным погружением, при этом раненый командир не успел спуститься в рубку, остался на мостике и погиб.

В 19.00 МСК подлодка U-990 получила сигнал по пеленгу 30º.
В 20.20 МСК подлодка U-990 обнаружила самолёт слева по борту. Лодка изменила курс и скорость до «½ оба вперёд», в противном случае в этих погодных условиях невозможно будет использовать 37-мм орудие. На дальности 2500 метров самолёт опознан как FW-200, опознавательные сигналы не даёт. Самолёт сделал несколько неправильных кругов во всех направлениях и скрылся из виду. Никаких сигналов и указаний, способных помочь в обнаружении плотов U-476, самолёт не сделал, несмотря на неоднократные запросы ратьером направленными по пилотской кабине.
В 20.45 МСК подлодка U-990 обнаружила второй самолёт на дистанции около 10000 метров, который быстро ушёл в облака. Тип не опознан.
В 20.50 МСК самолёт опознан как FW-200, скрылся из виду.
В 21.00 МСК подлодка U-990 обнаружила какие-то обломки. Вероятно, хвостовой части самолёта (Скорее всего, это были останки не "Каталины" 210-й эскадрильи, а "Сандерленда" DV990).
В 21.20 МСК подлодка U-990 обнаружила пустой одноместный спасательный плот. С этой точки лодка каждые 20 минут пускала осветительные ракеты для обозначения своего положения другим лодкам и спасательным плотам.
В 23.16 МСК подлодка U-990 обнаружила сигнальные ракеты по пеленгам 30º и 280º приблизительно в 3,5 милях друг от друга.
В 23.25 МСК из спасательного плота взяты на борт 11 человек. Спасение затруднялось волнением 5-6 баллов. Маневрирование было сложным из-за недостаточной мощности заднего хода под электромоторами – лодку постоянно разворачивало кормой по ветру.
В 23.50 МСК подлодка U-990 обнаружила U-476 на плаву.

Извините, что часто попадается сочетание "подлодка U-..." Когда всё выстраиваешь в хронологической последовательности - очень легко запутаться.

25 мая 1944 г.
В 01.40 МСК командир, старший механик и ещё 8 членов экипажа U-476 в спасательном плоту переправились на U-990.
В 01.45 и 01.55 МСК подлодка U-990 зафиксировала работу вражеского радара.
В 02.02 МСК подлодка U-990 одной торпедой потопила повреждённую U-476 из-за усиления сигналов обнаруживаемых радаров. Вероятно, авиация противника уже на подлёте.
В 02.05 МСК подлодка U-990 погрузилась.
В 02.40 МСК подлодка U-990 всплыла и продолжила поиски.
В 03.00 МСК подлодка U-990 обнаружила белую сигнальную ракету по пеленгу 50º в расстоянии около 10 миль. Максимальным ходом пошла навстречу.
В 03.45 МСК подлодка U-990 встретила СКР V-5901 «FALKLAND».
Через 7,5 часов поисков U-990 прекратила спасательную операцию, так как по мнению командира U-476 через 17,5 часов после эвакуации в неспокойном море, учитывая оперативность и большую площадь поисков, вряд ли кто мог выжить. Люди из найденного пустого спасательного плота, вероятно, перевернулись на волне и замёрзли при температуре воды +3ºС. Ещё одна рабочая шлюпка с 5 моряками также, по-видимому, затонула.
Командир U-990 отказался от намерения идти в Нарвик. По разработанному плану ПЛ со сторожевым кораблём идёт в надводном положении в Тронхейм. Совместное отражение воздушных атак даёт шанс на выживание, тогда как оставление СКР один на один с авиацией неминуемо приведёт к его гибели. Подлодка будет вынуждена всплыть для спасения его экипажа и, в свою очередь, также будет потоплена. V-5901 должен будет идти впереди на дистанции 300-400 метров.
В 04.30 МСК подлодка U-990 в сопровождении СКР V-5901 «FALKLAND» направилась в Тронхейм.
В 07.40 МСК подлодка U-990 слева по борту обнаружила «Liberator», который летал кругами на дистанции около 7000 метров.
В 08.28 МСК в Норвежском море в районе к западу от Бодё в точке с координатами СШ=65º05’ ВД=07º28’ подлодка U-990 была потоплена глубинными бомбами британского патрульного самолёта «Liberator V» 59-й эскадрильи (бортовой FL984/S, пилот командир эскадрильи капитан Б.А. Сиссонс (S/Ldr Capt. B.A. Sissons)). Самолёт зашёл с правого борта. Когда дистанция сократилась до 6000 метров был открыт огонь из 37-мм орудия. После 7 выстрелов механизм подачи опять заклинило. Самолёт, обстреливая лодку пушечно-пулемётным огнём, сбросил 6 глубинных бомб. Последняя бомба упала в 3-5 метрах от носа и взорвалась под лодкой на уровне переднего среза рубки. Всех, находившихся на верхней палубе, разбросало взрывной волной. Часть моряков получила ранения от пулемётного огня. U-990 стала погружаться носом, её удалось одержать ходом «3/5 назад». Старший механик доложил, что лодка долго не продержится на поверхности – приходится постоянно продувать ЦГБ №3 и №5.
Квадрат AF5641.
В 08.32 МСК командир U-990 приказал экипажу оставить корабль.
В 08.34 МСК ратьером командир U-990 попросил сторожевой корабль сбросить в воду концы канатов, и в ту же минуту лодка тонет. С кормовой части ПЛ выбрасывает 2 спасательных плота, за которые тут же начинают цепляться 16-20 человек.
С 09.49 до 10.04 МСК подошедший СКР V-5901 поднимает на борт 51 человека: командира U-990, старшего механика, старшего и второго вахтенных офицеров, помощника штурмана, 8 старшин, 20 матросов и 18 членов экипажа U-476. Матрос гаупт-ефрейтор Ангер (Mtr. Hpt. Gfr. Anger) скончался на борту сторожевого корабля.
В 20.15 МСК сторожевой корабль V-5901 «FALKLAND» со спасёнными прибыл в Тронхейм. По докладу старшего механика U-990 на лодке были следующие разрушения: видимая трещина в прочном корпусе в районе топливной цистерны №2, кормовой отсек заполнился водой через торпедные аппараты и торпедопогрузочный люк. Геометрия корпуса нарушена так, что не закрывался ни один переборочный люк. Главный осушительный насос вышел из строя из-за перелома осушительной магистрали и искривления труб. Радар с мостика провалился в центральный пост. Панели предохранителей и трансформатор опрокинулись. Воздушный компрессор сдвинулся на фундаменте. Щит управления левым электромотором оказался в центральном проходе. Головка перископа разбита, механизм подъёма перископа разбит. Все шкафы во 2-м отсеке упали в проход и заблокировали коридор.
Лодка оставалась на плаву благодаря постоянному продуванию ЦГБ №3 и №5. Когда давление ВВД упало до 120 кг/см², продувку прекратили, и лодка сразу начала тонуть. Продувку возобновили. При остатке давления 40 кг/см² старший механик последним поднялся на палубу. Все повреждения свидетельствуют о том, что спасти лодку имеющимися на борту средствами БЗЖ было невозможно.

[u]Для интересующихся:[/u] http://www.uboatarchive.net/KTB990-4.htm

29 мая 1944 г.
В 02.30 в 22 милях юго-восточнее мыса Большой Городецкий тральщик Т-908 (бортовой №62, бывший РТ-41 «МАКСИМ ГОРЬКИЙ»), следуя в охранении транспорта «СВИЯГА», атаковал глубинными бомбами вражескую ПЛ. Результат атаки неизвестен.
Квадрат AW2657. Немецких ПЛ в данном районе не было.

30 мая 1944 г.
В 02.00 МСК подлодки U-711 и U-313 вышли из Нарвика через пролив Тьелдсундет (пролив к востоку от острова Тьелдёйя) и Анд-фиорд в сектор АВ89.

31 мая 1944 г.

igor написал:

Оригинальное сообщение #630132
Короткий сигнал 0107/716 от U.289: 2 вражеских АВ, 1 КРЛ, 2 ЭМ.

Обнаружена 7-я эскадра, вышедшая из Скапа-Флоу 28 мая по плану операций «Tiger Claw» и «Cambridge», в составе авианосцев HMS «VICTORIOUS» и HMS «FURIOUS», тяжёлых крейсеров HMS «BERWICK» и HMS «DEVONSHIRE» в охранении эсминцев HMS «MILNE» (G14), HMS «MUSKETEER» (G86), HMS «MARNE» (G35), HMS «METEOR» (G73) и HMS «MATCHLESS» (G52). План операции предусматривал воздушный налёт на стоянку линейного корабля «TIRPITZ» в Альта-фиорде и разведку места высадки морского десанта в районе Нарвика, но по погодным условиям удар был отменён и эскадра приступила к выполнению запасного плана – операции «Lombard» (нарушение вражеских коммуникаций в районе Олесунда).

В Баренцевом море к юго-западу от острова Медвежий в точке с координатами СШ=73º32’ ВД=00º28’ глубинными бомбами эсминца HMS «MILNE» (G14) потоплена U-289. Весь экипаж (51 человек) погиб.
Квадрат АВ4388.

igor написал:

Оригинальное сообщение #630132
Короткий сигнал 1850/736 от U.456: АВ6116.

Может, U-425?

В районе СШ=72º75’ ВД=08º16’ радиоразведкой СФ отмечались до 8 ПЛ противника.
Квадрат АВ5617. Лодок было больше, но район определён довольно близко.

Отредактированно dad67 (04.12.2012 01:52:07)

#614 04.12.2012 07:19:00

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 6011




Вебсайт

Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #633290
Может, результат? Смысловой перевод.

Смысл конечно такой, но я дал буквальный перевод. Там был именно "успех". Так вот криво пишут свои отчеты юберменьши.


dad67 написал:

Оригинальное сообщение #633290
Может, U-425?

Да, так точно.

#615 06.12.2012 20:48:26

Vladimir Nagirnyak
Гость




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

1

Botik Petra Velikogo написал:

Оригинальное сообщение #630713
Кстати, возник вопрос по Лойю

"Хлынувшая вода, вымыла командира U 921 обратно на мостик. Лой, видимо понявший, чем грозит лодке не закрытый рубочный люк, закрыл его уже под водой, находясь на мостике."
http://olt-z-s.livejournal.com/9998.html

Опуская обсуждение человеческой возможности удержаться на мостике стремительно погружающегося корабля, хотел бы уточнить следующее: а разве у немецких ПЛ имелась техническая возможность открывать/закрывать рубочный люк снаружи? У советских ее не было. Иначе в случае со Щ-403 немцы, побывавшие на мостике "щуки", смогли бы запросто вскрыть и захватить ее. Думаю, что и у немцев такого быть не должно было с учетом возможностей абордажа.

Да, такая возможность имелась и рубочный люк мог открываться снаружи. Немцев конечно  возможность абордажа волновала и поэтому они просто поставили блокиратор на крутящийся элемент замка люка с внутренней стороны.  То есть если блокиратор был опущен, то открыть замок люка снаружи возможности не было.  Что же касается "застрявшей ноги", то этот момент данной истории я видел в первом томе Буша и Ралля. Как предположение, могу высказать, что возможно это было определено по обуви, которая могла остаться в трапе, т.е. когда Лой тонул, он был на одну ногу босой.  Вариант с застрявшей ногой упоминается только в этом источнике, поэтому он может быть поставлен под сомнение, до дополнительной проверки. Однако сам факт того, что Лой закрыл люк собственноручно, у меня сомнений не вызывает, если конечно не выдвигать версию, что люк был закрыт предпоследним покидавшим мостик. Согласно воспоминаниям второго вахтофицера Райнера Ланга в момент обстрела самолетом мостика он сам и матрос Вольфганг Дурр были ранены, штурман помог спустится раненным в ЦО, после чего Лой отдал команду на погружение. Лой был последним, кто пытался покинуть мостик и, соответственно, люк  кроме него закрывать было некому. Лодка погружалась быстро, имея приличный дифферент на нос и в случае, если бы люк был открыт ЦО был бы затоплен. Так как события разворачивались очень быстро, отсутствие командира никто не заметил. Ланг слышал спустя короткий промежуток времени после погружения, что раздался крик  "Kommandant über Bord", после чего первый вахтофицер Нойман отдал приказ продуваться, что бы искать Лойя.

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #631235
Возможно, он просто захлопнул люк, на глубине его (люк) обжало давлением - поэтому не затопило лодку. Возможно, что и пропускал немного.

Мои извинения за замечание, но я уже неоднократно вижу здесь, что Вы слишком поспешны в своих выводах и это часто приводит Вас к неверному результату.  Люк был не захлопнут, а закрыт.

#616 07.12.2012 02:10:45

dad67
Гость




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Vladimir Nagirnyak написал:

Оригинальное сообщение #634670
Вы слишком поспешны в своих выводах

Есть такой грешок. *yes* Вы говорите, прямо, как моя жена. Здесь её нет - придётся вам всем меня тормозить. :D

#617 07.12.2012 20:49:35

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Спасибо, Владимир. Ваша точка зрения понятна. Любопытно было бы взглянуть на КТВ лодки как там описывается этот случай.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#618 08.12.2012 13:35:35

Vladimir Nagirnyak
Гость




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Пожалуйста, Мирослав.  Рад, что Вам понятно.
Этот случай может быть описан предельно кратко, как это уже бывало.

В ЖБД U564 от 7 апреля 1942 есть запись:

20.30 Всплыли
21.00 Командир за бортом
21.14 Командир  выловлен из воды и поднят на борт. Погода хорошая.

#619 08.12.2012 13:46:21

Botik Petra Velikogo
Адмиралъ
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10313




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Vladimir Nagirnyak написал:

Оригинальное сообщение #635272
Этот случай может быть описан предельно кратко, как это уже бывало.

Не показательно: здесь командир выловлен, а в том случае - нет.


"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".

Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.

#620 19.12.2012 09:36:39

Prospero
Гость




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

На Uboat.net в списке побед U-456 наткнулся на информацию о том, что "22.08.1942 лодка у острова Матюшева западнее пролива Маточкин Шар обнаружила стоящий на якоре мотобот "Чайка" (80 тонн) и в 23:00 отбуксировала его в открытое море, оставшись незамеченной советскими наблюдателями. После обследования мотобота он был затоплен подрывными зарядами. На мотоботе не было обнаружено ничего ценного, за исключением четырех полевых орудий".

В информации о действиях лодок в августе 1942 на данной ветке форума, этот случай не упоминается. В перечне Советских кораблей и судов, потопленных и поврежденных германскими ПЛ на Северном морском театре 1941-1945 гг., мотобот "Чайка" также отсутствует.

В связи с этим, возникают вопросы был ли отражен данный эпизод в немецких или советских документах? Принадлежность мотобота ? - (ГУСМП?) Куда предназначались орудия? - (Для береговой обороны Новоземельской ВМБ?) По каким причинам этот эпизод ранее не рассматривался в наших источниках?

#621 19.12.2012 10:06:35

Tor
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Романов-на Мурмане
Лениград-Западная Лица Потаенное судно Никонова
Сообщений: 1676




Вебсайт

Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Prospero написал:

Оригинальное сообщение #639603
В информации о действиях лодок в августе 1942 на данной ветке форума, этот случай не упоминается

http://tsushima.su/forums/viewtopic.php … 02#p441002


Кто из нас ровесники, кто герой, кто чмо.
Капитан Колесников пишет нам письмо...

#622 19.12.2012 10:44:15

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 6011




Вебсайт

Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

dad67 написал:

Оригинальное сообщение #440752
19.08.42.
Утром в Норвежском море в районе острова Надежды транспорт «БЕЛОМОРКАНАЛ» (2920 брт) был обнаружен вражеским самолётом-разведчиком. Через некоторое время обнаружена ПЛ противника в надводном положении. Пулемётным огнём лодка была загнана на глубину, после чего в месте погружения были сброшены 2 глубинные бомбы, и по перископу открыт огонь из автоматических 20-мм пушек «Эрликон» и 102-мм орудия.
Остров Надежды в квадрате АС12. Вероятно, U-355, но почему-то нет доклада об обстреле.

Пошел искать про ЧАЙКУ и внезапно нашел ответ на этот вопрос. Ответ в виде короткого доклада U.355, затерявшегося в Приложениях за конец августа:
"19.8 в кв. АВ3835 во время зигзагирования в полосе тумана при выходе в атаку из-под воды по одиночке не смогли выйти на выстрел, затем при атаке из надводного положения в тумане загнаны под воду обстрелом из зенитных пулеметов, при погружении обстрел из пушек, потом ГБ. Курс парохода 80 град, 8 уз. Акустические приборы, радар. Преследование до АС62, без результат.

#623 19.12.2012 11:10:04

Prospero
Гость




Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Да, действительно посмотрел немецкие документы, выложенные Igor ем, а комментарии dad67 не увидел ...
Принадлежность мотобота также указана на uboat.net - Главсеврыбпром (г. Архангельск). Но остальные вопросы остаются.

Еще один вопрос по эпизоду с уничтожением буксирного каравана 17/08/1942 лодкой U-209. В справочнике "Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." указано, что "... немецкая ПЛ «У-209» артиллерийским огнем потопила буксируемые суда, подожгла бук. п/х «Комсомолец» и расстреляла оказавшихся в воде людей."

Возможно ли на сегодняшний день установить, был ли это преднамеренный расстрел по аналогии со случаем потопления парохода Peleus лодкой U-852 13.08.1944, либо расстрел спасающихся в воде, как указано на uboat.net является маловероятным и в гибели пытающихся спастись людей виноват не пулеметный огонь, а ледяная вода Арктики?

#624 19.12.2012 11:44:18

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 6011




Вебсайт

Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Prospero написал:

Оригинальное сообщение #639603
В связи с этим, возникают вопросы был ли отражен данный эпизод в немецких или советских документах? Принадлежность мотобота ? - (ГУСМП?) Куда предназначались орудия? - (Для береговой обороны Новоземельской ВМБ?) По каким причинам этот эпизод ранее не рассматривался в наших источниках?

В Хронике этот случай описывается как угон рыболовного мотобота, оставленного рыбаками.
К сожалению, в документах про этот случай ничего не упоминается - г-н адмирал Арктики вел их так себе. Может быть короткий отчет лодки прячется в приложениях к первой половине сентября, однако они у меня практически нечитаемы, такое плохое качество.
К счастью, тут за нас все сделал Сергеев в своей книге. U.456 обнаружила мотобот с привязанной к нему шлюпкой, рядом никого не было. Мотобот после осмотра утопили на месте, а отбуксировали в секретное место только шлюпку. На борту мотобота обнаружили не орудия, а 4 винтовки военного образца (привет толмачам с U-boat.net, превратившими военные винтовки в infatry guns).

#625 19.12.2012 11:53:20

igor
Контр-адмиралъ, лучший исследователь Форума 2011
k-admiral
stasik3
Откуда: Киселевск
HSK 4 THOR
Сообщений: 6011




Вебсайт

Re: Бои с участием германских ПЛ в Арктике

Prospero написал:

Оригинальное сообщение #639615
Возможно ли на сегодняшний день установить, был ли это преднамеренный расстрел по аналогии со случаем потопления парохода Peleus лодкой U-852 13.08.1944, либо расстрел спасающихся в воде, как указано на uboat.net является маловероятным и в гибели пытающихся спастись людей виноват не пулеметный огонь, а ледяная вода Арктики?

Трудно об этом говорить без отчета непосредственно U.209. Пока кто-то не купит КТВ и не прочтет его в подробностях (в НАРА он есть), нам не сделать точных выводов о намерениях Бродды.
Я бы сказал, что он вряд ли стал бы намеренно расстреливать людей из кровожадных побуждений. Даже Экк расстреливал матросов ПЕЛЕУСА не потому что он маньяк-убийца, а чтобы не оставить свидетелей, которые рассказали бы о его лодке. Бродде такие резоны были ни к чему. Он никак не мог утопить злосчастную баржу, истратил на нее почти все снаряды и кое-как добил третьей торпедой. Поэтому долго велась стрельба, поэтому неизбежно попадали по плавающим вокруг людям. Это лично мое мнение.

Страниц: 1 … 23 24 25 26 27 … 38


Board footer