Вы не зашли.
я знаю, но хотел иметь турецкую карту
Алтаец написал:
Оригинальное сообщение #675482
турецкую карту
Вообще, помнится, она наша, но с переводом кораблей на османский для турок. Сам хочу ее восстановить, если вспомню, от кого ее получил.
Пару лет назад с лишком здесь шла оживленная дискуссия о причинах неожиданной гибели Евстафия. Не вдаваясь в детали (желающие могут с ними ознакомиться), скажу только, что неожиданный сильный пожар на Евстафии, по моему предположению, был вызван разорвавшейся пушкой. С тех пор появились новые данные, заслуживающие внимания. В июне 1994 г. останки Евстафия были найдены на глубине 40 метров. Дерево не сохранилось (в Эгейском море много микроорганизмов), но было обнаружено огромное количество костей и скелетов, а также много турецкого оружия (ятаганы), монет и т.п. На основе этих данных и автобиографии Хасан-бея (флаг-капитана, фактически командовавшего парусным флотом) турецкие историки считают, что когда янычары в большем числе оказались на палубе Евстафия, Спиридов, опасаясь захвата корабля, будто бы приказал Крузу затопить или взорвать его. Хасан-бей также ссылается на сообщения русских пленных, говоривших, что «адмирал бежал, оставив нас погибать». Евстафий будто был сильно поврежден при сближении (разбит руль), экипаж, видимо, отчаянно пытался бросить якорь (под канатами у шпиля было много скелетов), но не успел остановиться и навалил на Бурдж-у Зафер (Реал Мустафу, как мы его называли), он уже сильно горел, и русские моряки пытались спастись от пламени на турецком корабле. Еще такие интересные детали: при сближении (выстрелом с Европы?) была сбита фор-стеньга у турка; Бурдж-у Зафер успел обрубить канат и сдрейфовал под ветер; его останки были найдены в 600 метрах южнее у выдающегося полуострова. Неясно, от чего он погиб: от пожара или натолкнувшись на мель.
Причины гибели Евстафия, которые предлагают турецкие историки, мне представляются надуманными. Турки стреляли очень плохо, наши людские потери были ничтожные, шедший первым Европа должен был бы иметь наибольшие повреждения, между тем он свободно повернул через оверштаг, что было бы невозможно, если бы он сильно поврежден. Есть еще одно интересное турецкое свидетельство: на Бурдж-у Зафере было по крайней мере два 3-кантарных орудия-монстра (и 25 ядер к ним), стрелявших мраморными ядрами весом почти в 170 кг. (кантар=56,45 кг), и сообщалось об одном попадании в Евстафий такого ядра. Поскольку огонь велся с минимального расстояния (в упор), такое ядро могло проломить борт Евстафия на уровне гон-дека над крюйт-камерой или зарядным отделением, и упавшие туда с гон-дека обломки (в т.ч. и горящие) могли вызвать немедленный и очень сильный пожар, что и заставило Спиридова и Орлова спешно покинуть корабль (вместе с казной?).
Кстати, капудан-паша Хосаметдин находился не на берегу, а на большой флагманской галере «баштарда», что было обычным во флотах Венеции (до 1718 г.) и Испании (в 1675-76 гг.). После гибели турецкого флота при Чесме эта «баштарда» с капудан-пашой сумела уйти в море и прибыть в Стамбул.
Надо бы договориться с турками – объявить это место морским захоронением, поставить какой-нибудь памятный знак; у турок там музей с поднятыми вещами, наш единорог и памятник Хасан-паше.
Уважаемый Эд,
спасибо за новую информацию. Не сочтите мой пост за попытку оспорить Вашу точку зрения (в ряде понятных мне моментов я с ней согласен), однако, если Вы не против, несколько моментов хотелось бы прояснить...
Эд написал:
Оригинальное сообщение #696721
неожиданный сильный пожар на Евстафии, по моему предположению, был вызван разорвавшейся пушкой
Когда, по Вашему мнению, начался пожар - до столкновения судов? И есть ли какие-либо источники, подтверждаюшие это?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #696721
Хасан-бей также ссылается на сообщения русских пленных
Откуда у турок появились русские пленные? Есть ли какие-то упоминания, что после взрыва они спасали русских моряков?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #696721
экипаж, видимо, отчаянно пытался бросить якорь (под канатами у шпиля было много скелетов)
Не очень понятно, о каких "канатах у шпиля" идет речь. Якорный канат находился в канатном ящике, а у шпиля, мог быть только кабаляринг, никак не использовавшийся при отдаче якоря.
Помимо этого мне не понятно, как могли сохраниться канаты, если не сохранилось дерево?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #696721
такое ядро могло проломить борт Евстафия на уровне гон-дека над крюйт-камерой или зарядным отделением, и упавшие туда с гон-дека обломки (в т.ч. и горящие) могли вызвать немедленный и очень сильный пожар
Т.е. в основе версии лежит пожар Евстафия до столкновения и до попадания каменного ядра? Иначе откуда взялись горящие обломки?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #696721
могли вызвать немедленный и очень сильный пожар, что и заставило Спиридова и Орлова спешно покинуть корабль
Вот это, пожалуй, многое проясняет. Мне всегда было непонятно спасение Спиридова и Орлова. Если, как принято считать, пожар в крюйт-камере был вызван упавшей мачтой и взрыв произошел почти мгновенно, причем русские в этот момент побеждали в абордаже - что же заставило Спиридова покинуть корабль до взрыва? Сильный пожар - веское основание и хорошее объяснение этого факта.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #696910
Когда, по Вашему мнению, начался пожар - до столкновения судов? И есть ли какие-либо источники, подтверждаюшие это?
До. Подтверждения – только турецкие. Биография (частично – автобиография) Хасан-паши.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #696910
Откуда у турок появились русские пленные? Есть ли какие-то упоминания, что после взрыва они спасали русских моряков?
Хасан-паша сообщает, что русские пытались спастись от огня на Бурдж-у Зафере, и он сам будто бы допрашивал их.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #696910
Не очень понятно, о каких "канатах у шпиля" идет речь.
Турки сообщают, что этих cords было очень много, рядом с «кабестаном», и там же было найдено особенно много скелетов.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #696910
Т.е. в основе версии лежит пожар Евстафия до столкновения и до попадания каменного ядра? Иначе откуда взялись горящие обломки?
Тогда еще ударные кремниевые замки не использовались, только горящие фитили.
Меня всегда удивляла странная гибель Евстафия, при том, что официальные сведения А. Орлова были в 2-х словах: корабли столкнулись и взорвались. Прочие подробные повествования об абордаже и т.д. были неофициальные, со слов участников боя, находившихся довольно далеко от места события. Было еще странное письмо Спиридова Екатерине в 1777 г. Круз и др. за Хиос награждены не были.
Вообще, у меня складывается впечатление, что абордажа как такового вообще не было: после появления героических описаний наших подвигов на палубе турецкого флагмана турки придумали свою версию об их победе на палубе Евстафия, а найденное турецкое оружие и монеты могли быть трофейными. Т.е. после получения попадания 3-кантарным ядром и пожара на Евстафии турок мог, обрубив канаты, дрейфовать на юг (но уже в огне от взрыва Евстафия): оба адмирала со свитой драпанули со своих флагманов.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #696968
оба адмирала со свитой драпанули со своих флагманов.
По-моему ничего криминального. Если флагманский корабль обречен - командующему надо его срочно менять, пусть это и выглядит несколько трусливо, но гибель командующего - часто решает исход сражения.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #696721
Поскольку огонь велся с минимального расстояния (в упор), такое ядро могло проломить борт Евстафия на уровне гон-дека над крюйт-камерой или зарядным отделением, и упавшие туда с гон-дека обломки (в т.ч. и горящие) могли вызвать немедленный и очень сильный пожар
Строго говоря, возгорание могло вызвать любое турецкое ядро, и борт проламывать необязательно, достаточно попасть в орудийный порт. В случае попадания русского ядра пожар мог возникнуть и на турецком корабле. Судя по многочисленным сгоревшим в следующую войну турецким кораблям, с противопожарными мерами у них было не важно. В принципе, для отъезда адмирала достаточно возникновения большого пожара на любом из уже сцепившихся ЛК.
Да, но пожар сразу стал очень сильным.
Кстати, а были иные случаи пожаров на русских кораблях в бою, кроме "Азова"?
Навскидку, "Европа" в сражении с шведской гребной флотилией 17.8.1789 два раза загорался. Но пожары были потушены.
В Эландском сражении (1789) на 66-пуш. "Дерись" разорвало три пушки, что вызвало сильный пожар, загорелись картузы с порохом, из крюйт-камеры повалил дым, матросы начали бросаться за борт, шлюпки отчалили от корабля, и корабль был спасен только мичманом Насакиным, который (со своей командой) потушил пожар в крюйт-камере; 15 убитых, 98 тяжело раненых, "Дерись" вышел из линии.
Еще такое замечание относительно эпизода с Евстафием: в принципе все историки в качестве основы своего повествования по сражениям и т.д морской истории берут данные официальных отчетов командующих, расследований, трибуналов и т.п. – в основе всегда официальная документалистика. Частные сведения имеют второстепенный характер по причине их неизбежной тенденциозности и предвзятости, тем более, когда в них говорится о чем-то, происходившим не на корабле свидетелей, а где-то в другом месте.
В частных свидетельствах о событиях боя Евстафия в одном случае говорится о яростном абордажном бое, в другом – о том, что турки прыгали за борт, в третьем – о том, что палубы турецкого корабля были пустые.
Между тем в наших историях ВМФ эти частные сведения по 1770 г. (бой в Хиосском проливе) даются как официальные, обычно без ссылки на источники таких сведений.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #696968
Меня всегда удивляла странная гибель Евстафия, при том, что официальные сведения А. Орлова были в 2-х словах: корабли столкнулись и взорвались.
Можно попросить Вас описать подробнее, что именно странного Вы видите в гибели Евстафия?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #696968
Т.е. после получения попадания 3-кантарным ядром и пожара на Евстафии турок мог, обрубив канаты, дрейфовать на юг (но уже в огне от взрыва Евстафия)
Правильно ли я Вас понял - турок дрейфовал на юг уже после взрыва Евстафия?
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #697451
Можно попросить Вас описать подробнее, что именно странного Вы видите в гибели Евстафия?
1). Непонятная причина гибели Евстафия.
2). Практически полное отсутствие официальных данных о причинах его гибели; полное отсутствие свидетельств тех, кто спасся с Евстафия. Наличие только неофициальных сведений посторонних лиц, негласно принятых нашими (и прочими европейскими) историками как официальные. При том, что данные турок прямо противоположны.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #697451
Правильно ли я Вас понял - турок дрейфовал на юг уже после взрыва Евстафия?
Да. Что говорит о том, что во время взрыва Евстафия контакта уже (или еще) не было, хотя турок находился недалеко от Евстафия.
Олег написал:
Оригинальное сообщение #697118
Кстати, а были иные случаи пожаров на русских кораблях в бою, кроме "Азова"?
При Синопе едва не взлетел на воздух "Ростислав", когда "попадание калёного ядра или гранаты с батареи едва не привело к взрыву корабля - горящие куски занавеси попали в люки крюйт-камеры".
Эд написал:
Оригинальное сообщение #697457
Непонятная причина гибели Евстафия.
Полагаю, причиной мог быть только взрыв крюйт-камеры. В противном случае корабль мог долго гореть, оставаясь на плаву. Причина же взрыва действительно неоднозначна: традиционно приводимое "падения горящей мачты", либо "попадания горящих обломков в крюйт-камеру", либо просто сильный пожар, "добравшийся" до крюйт-камеры.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #697457
Практически полное отсутствие официальных данных о причинах его гибели; полное отсутствие свидетельств тех, кто спасся с Евстафия. Наличие только неофициальных сведений посторонних лиц, негласно принятых нашими (и прочими европейскими) историками как официальные.
А производилось ли какое-либо следствие по делу о гибели "Евстафия"? Если нет, то откуда взяться официальным сведениям?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #697457
Что говорит о том, что во время взрыва Евстафия контакта уже (или еще) не было
Простите, это утверждение мне непонятно. Скорее наоборот - именно в результате взрыва турок, находившийся в контакте с Евстафием, получил такие повреждения, что достаточно быстро затонул. В противном случае он еще долго мог гореть, оставаясь на плаву.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #696968
Было еще странное письмо Спиридова Екатерине в 1777 г.
Если не секрет, что это за письмо и где можно ознакомится с его содержанием?
Эд написал:
Оригинальное сообщение #696721
После гибели турецкого флота при Чесме эта «баштарда» с капудан-пашой сумела уйти в море и прибыть в Стамбул.
Получается, что эта "баштарда" смогла вырваться из Чесменской бухты сквозь весь русский флот? Может она укрылась не в Чесме, а рядом?
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #697462
Простите, это утверждение мне непонятно. Скорее наоборот - именно в результате взрыва турок, находившийся в контакте с Евстафием, получил такие повреждения, что достаточно быстро затонул. В противном случае он еще долго мог гореть, оставаясь на плаву.
Насколько я понял эти слова ув. Эда:
Эд написал:
Оригинальное сообщение #696721
Бурдж-у Зафер успел обрубить канат и сдрейфовал под ветер; его останки были найдены в 600 метрах южнее у выдающегося полуострова
Бурдж-у Зафер именно что еще довольно долго горел, оставаясь на плаву. Все таки 600 метров продрейфовал...
Алтаец написал:
Оригинальное сообщение #697676
Если не секрет, что это за письмо и где можно ознакомится с его содержанием?
Я не знаю, где подлиник, надо смотреть материалы Спиридова, МИРФ (?).
Там сказано следующее: "Своим поступком (когда он покинул Евстафий) я зотел не только славы русского оружия, но и спасения богатства Вашего Величества в тех дальних краях".
Алтаец написал:
Оригинальное сообщение #697676
Получается, что эта "баштарда" смогла вырваться из Чесменской бухты сквозь весь русский флот? Может она укрылась не в Чесме, а рядом?
А что странного? Она вышла на веслах на северо-запад против северо-западного ветра, имела под 500 гребцов, парусные корабли не могли ее догнать (против ветра).
Эд написал:
Оригинальное сообщение #698106
парусные корабли не могли ее догнать (против ветра).
А разве наши 4 ЛК не блокировали выход из бухты?
Олег написал:
Оригинальное сообщение #697067
Строго говоря, возгорание могло вызвать любое турецкое ядро, и борт проламывать необязательно, достаточно попасть в орудийный порт.
Разговор идет о том, можно ли было в сражении вызвать взрыв крюйт-камеры.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #697462
Причина же взрыва действительно неоднозначна: традиционно приводимое "падения горящей мачты", либо "попадания горящих обломков в крюйт-камеру", либо просто сильный пожар, "добравшийся" до крюйт-камеры.
Первые 2 причины явно высказаны кем-то, не знакомым с конструкцией корабля тех времен.
Крюйт-камера находилась почти на днище, на орлоп-деке, ниже ватерлинии. Над ней (и соседним перегрузочным отделением, в котором насыпали порох в картузы; в крюйт-камере же были бочонки с порохом) было несколько (2-3-4) палубы, толщиной в 2 фута. Вызвать их пожар (и взрыв) можно было только:
1). Навесным огнем мортир большого калибра: «Ville de Paris» – 5-пудовой бомбой (Севастополь, 1854) и «Россия» (132дм бомбой, Свеаборг, 1855). Бомбы вызвали пожар, но он был потушен. Корабли не двигались, и по ним было произведено много выстрелов.
2). Разорвавшейся пушкой на гон-деке, как это было с ЛК «Дерись» в 1789 г. Куски пушки пробили гон-дек и рухнули в зарядное отделение. Т.е. необходим сильный взрыв на гон-деке.
Чтобы обраться до крюйт-камеры, пожару, даже сильному, потребовалось бы довольно много времени.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #697462
А производилось ли какое-либо следствие по делу о гибели "Евстафия"? Если нет, то откуда взяться официальным сведениям?
Спецы по этому периоду (мои оппоненты) заверили, что никакого расследования не проводилось. Дескать, что тут особенного, дело обычное, житейское.
Официальные данные, очень краткие («корабли столкнулись, загорелись и взорвались») приведены в отчете Алексея Орлова Екатерине. Строго говоря, учитывать следует только их, остальное – беллетристика.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #697462
это утверждение мне непонятно. Скорее наоборот - именно в результате взрыва турок, находившийся в контакте с Евстафием, получил такие повреждения, что достаточно быстро затонул
Если бы турок был в контакте с Евстафием, он погиб бы очень быстро, недалеко от него. По турецким данным, турки возвратились с него на свой корабль из-за сильного пожара, обрубили канаты и сдрейфовали на юг, их корабль уже горел, но погиб он от удара о прибрежную скалу, хотя, видимо, уже был на мели и продолжал гореть (до взрыва?). Хасан-бей успел в шлюпке его покинуть.
В этом отношении представляют интерес сведения турецких историков о том, что капудан-паша Медзаморт (Меццоморто) ввел пушки-монстры, стрелявшие мраморными ядрами в 1окке (56,45 кг); Толстой в 1702 г. сообщает, что большие корабли имели их по 4-8, вес ядра – 3 пуда и 12 фунтов. Впервые турецкий флот (под командованием Медзаморт-паши) применил их против венецианцев в сражении у о. Спалмадори (у Хиоса) в 1695 г. Флагманы были во главе линий баталии, Медзаморт был, видимо, на 90-пуш. 3-дечнике, он вел огонь с очень близкого расстояния по венецианцам, шедший 2-м в линии венецианский флагман 74-пуш. «Стелла Марис» вскоре был объят пламенем и вдруг взорвался, почти сразу же взлетел на воздух головной венецианский «Леоне Коронато» 72п, а затем – 50-пуш. «Драго Воланте». Венецианцы потерпели тяжелое поражение, потеряв только убитыми 1700 чел.; были случаи успешного применения одно- и трехкантарных ядер в сражениях 1717-18 гг.
Олег написал:
Оригинальное сообщение #698131
разве наши 4 ЛК не блокировали выход из бухты?
Баштарда вышла, когда еще было темно, ее не заметили или не догнали (против ветра). Она определенно пришла в Стамбул, капудан-паша Хосаметдин не решился идти к султану, он уехал в Анатолию и вскоре умер.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #698134
он вел огонь с очень близкого расстояния по венецианцам, шедший 2-м в линии венецианский флагман 74-пуш. «Стелла Марис» вскоре был объят пламенем и вдруг взорвался, почти сразу же взлетел на воздух головной венецианский «Леоне Коронато» 72п, а затем – 50-пуш. «Драго Воланте».
Все-таки я не понимаю, почему каменные ядра настолько часто вызывали взрывы, в то время как обычные ядра, которые так же могли пробивать борт, вызывали пожар гораздо меньше. Может турки их чем-то оборачивали, что возгоралось в ходе выстрела и в дальнейшем вызывало взрыв пороха?
Турецкие камнеметы стояли на гон-деке, стреляли с очень малого расстояния (ядра к жерлу опускали на лебедке), ядра не только проламывали борт, но и уничтожали часть палубы (гон-дека), в итоге вниз на орлоп-дек рушились горящие обломки. Разумеется, это только мое предположение.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #698211
ядра к жерлу опускали на лебедке
Вот эту фразу не понял.
Эд написал:
Оригинальное сообщение #698211
ядра не только проламывали борт, но и уничтожали часть палубы (гон-дека), в итоге вниз на орлоп-дек рушились горящие обломки.
Вероятность вызвать пожар у каменных ядер не сильно больше, чем у металлических. Не понятно, откуда сразу же возьмутся именно горящие обломки.