Страниц: 1 … 8 9 10 11 12 … 14

#226 20.05.2013 09:00:51

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10343




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Олег написал:

Оригинальное сообщение #698219
Вот эту фразу не понял.

Лебедка стояла за пушкой, в сетку (на конце каната) закатывали 170кг ядро и потом поднимали его до уровня жерла и закатывали в жерло. Сохранился подробный рисунок в венецианском архиве.

Олег написал:

Оригинальное сообщение #698219
откуда сразу же возьмутся именно горящие обломки.

Дело случая, горящие фитили, к примеру.

#227 20.05.2013 22:30:28

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5903




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Эд написал:

Оригинальное сообщение #698270
Дело случая, горящие фитили, к примеру.

В ходе длительного боя часть пороха просыпалась на палубы, по идее такие же горящие фитили должны были часто вызывать возгорания, но такое было довольно редко. Значит не так они опасны. А венецианцы в это время еще не экспериментировали с бомбическими пушками? Может у них собственные бомбы поначалу рвались?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#228 20.05.2013 23:28:56

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10343




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Олег написал:

Оригинальное сообщение #698537
А венецианцы в это время еще не экспериментировали с бомбическими пушками?

Венецианцы изобрели бомбические пушки в 1698 г. (в ответ на османские камнеметы), впервые их применили в сражении в том же 1698 г.. после этого почти их все корабли получили обычно по 4 таких орудия, чаще на гон-деке. Сведения об этих орудиях держались в секрете.

#229 21.05.2013 14:15:56

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10343




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Еще вот такое соображение: в венецианских отчетах о сражениях с турками часто говорится, что после попадания турецким большим ядром обычно начинался сильный пожар. К примеру, в третьем сражении 1718 г. флагман «Трионфо» получил в корму большое каменное ядро (которым корма была разрушена), и тут же загорелась грот-стеньга; пришлось срочно срубить грот-мачту, пожар был с трудом потушен.
Для сравнения: в 1666 г. в 1-й день 4-дневного сражения у голландцев сгорели 2 ЛК, и еще на нескольких были опасные пожары. Были некоторые неясные сведения, что причиной этого были какие-то «розовые ядра» (перед боем англичане доставили на 8 кораблей 120 полых бронзовых ядер – бомб или брандскугелей – неясно), но в официальном голландском отчете о сражении эта версия была полностью отброшена; причиной пожаров сочли горящие пыжи: голландцы вели частый огонь против сильного порывистого ветра, горящие пыжи летели обратно на голландские корабли, вызывая пожары.   
Пушки-монстры турок должны были иметь огромные пыжи, из-за плохой меткости таких пушек (и низкой боевой подготовки как турок, так и венецианцев) стрельба шла на небольших дистанциях; в таком случае крупные горящие куски пыжей также могли достигнуть венецианских кораблей и вызвать пожар.

#230 21.05.2013 22:52:48

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5903




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Эд написал:

Оригинальное сообщение #698711
в таком случае крупные горящие куски пыжей также могли достигнуть венецианских кораблей и вызвать пожар.

Да, эта версия все объясняет, спасибо.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #698711
голландцы вели частый огонь против сильного порывистого ветра, горящие пыжи летели обратно на голландские корабли, вызывая пожары.

Видимо позднее улучшили дисциплину и эти пожары гасили в зародыше. Или состав пыжа поменяли.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#231 23.05.2013 13:37:53

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Grosse написал:

Оригинальное сообщение #697854
Бурдж-у Зафер именно что еще довольно долго горел, оставаясь на плаву. Все таки 600 метров продрейфовал...

Парусник, даже лежащий в дрейфе под парусами, которые специально настроены так, чтобы часть из них давала ход вперед, а часть толкала его назад (чтобы судно оставалось неподвижным), тем не менее смещается со скоростью не менее 0.5-1 узла. Если же парусов нет, скорость перемещения под ветер будет еще выше. Но даже если принять скорость дрейфа в 1 узел (0.5 м/с), чтобы "продрейфовать 600 метров" понадобится не более 20 минут. Где же тут "довольно долго горел"?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #698134
Крюйт-камера находилась почти на днище, на орлоп-деке, ниже ватерлинии. Над ней (и соседним перегрузочным отделением, в котором насыпали порох в картузы; в крюйт-камере же были бочонки с порохом) было несколько (2-3-4) палубы, толщиной в 2 фута.

Давайте посмотрим на разрез близкого по конструкции ЛК "Трех Иерархов"...
http://s48.radikal.ru/i120/1305/f8/456fd6c6277dt.jpg
Крюйт-камера (№13) действительно находится ниже ватерлинии под 3 палубами, однако они не были непрерывными, непроницаемыми для огня! Почти вся средняя часть опер-дека (от форкастля до грот-мачты) занята решечатым люком, через который огонь или горящие предметы могли легко проникнуть ниже. В гон-деке также хватает незакрывающихся люков.
Что же касается "палуб, толщиной в 2 фута", к сожалению сейчас у меня нет под рукой конкретных цифр, но если память мне не изменяет - 2 фута все-таки перебор.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #698134
Вызвать их пожар (и взрыв) можно было только:1). Навесным огнем мортир большого калибра: «Ville de Paris» – 5-пудовой бомбой (Севастополь, 1854) и «Россия» (132дм бомбой, Свеаборг, 1855). Бомбы вызвали пожар, но он был потушен. Корабли не двигались, и по ним  было произведено много выстрелов.2). Разорвавшейся пушкой на гон-деке, как это было с ЛК «Дерись» в 1789 г. Куски пушки пробили гон-дек и рухнули в зарядное отделение. Чтобы обраться до крюйт-камеры, пожару, даже сильному, потребовалось бы довольно много времени.

Кажется у турок в Синопе не было "мортир большого калибра", и на "Ростиславе" пушки не взрывались, однако "попадание калёного ядра или гранаты с батареи едва не привело к взрыву корабля - горящие куски занавеси попали в люки крюйт-камеры". Т.е. огонь все-таки может добраться до крюйт-камеры и в результате падения горящих предметов, причем за весьма короткое время.

Другой пример - взрыв "Ориента" в результате пожара: "...около 9 часов вечера на «Ориане» возник пожар. В 10 часов он взорвался...". И здесь все обошлось без навесного огня, а пожару хватило часа.

Эд написал:

Оригинальное сообщение #698134
Если бы турок был в контакте с Евстафием, он погиб бы очень быстро, недалеко от него. По турецким данным, турки возвратились с него на свой корабль из-за сильного пожара, обрубили канаты и сдрейфовали на юг, их корабль уже горел, но погиб он от удара о прибрежную скалу, хотя, видимо, уже был на мели и продолжал гореть

Но ведь он и погиб "недалеко от него" - всего в 3 кабельтовых! Однако здесь очень важно знать от чего именно он погиб. Если получил пробоину при ударе о скалу или сгорел сев на мель - тогда действительно, боевые повреждения могли быть невелики.
Однако в турецкой версии мне кое-что непонятно. В Ваших предыдущих постах было сказано, что русские пытались, но не успели отдать якорь и Евстафий навалило на турка. Т.е. он был с наветра! Каким образом турки до взрыва смогли расцепить корабли? Ведь если они "обрубили канаты и сдрейфовали на юг" до взрыва, они могли это делать только вместе с Евстафием, навалившим на их борт. Вот после взрыва - другое дело - Евстафий тонет, а перепутавшийся рангоут уже обломан.

.

#232 23.05.2013 14:07:49

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10343




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #699331
Другой пример - взрыв "Ориента" в результате пожара: "...около 9 часов вечера на «Ориане» возник пожар. В 10 часов он взорвался...". И здесь все обошлось без навесного огня, а пожару хватило часа.

Пожары на Orient при Абукире и на Alcion в бою у Йерских о-вов (13.07.1795) были вызваны французскими же 36ф бомбами: в 1787 г. на вооружение французского флота были приняты 36ф гаубицы, стрелявшие бомбами, но они, похоже, окзались опаснее для самих франузов.

#233 23.05.2013 14:15:52

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Эд написал:

Оригинальное сообщение #699337
Пожары на Orient при Абукире и на Alcion в бою у Йерских о-вов (13.07.1795) были вызваны французскими же 36ф бомбами: в 1787 г. на вооружение французского флота были приняты 36ф гаубицы, стрелявшие бомбами, но они, похоже, окзались опаснее для самих франузов.

Спасибо за информацию, но хотелось бы понять, чем именно были опасны бомбы? Происходил преждевременный разрыв в стволе или был какой-то иной механизм?

#234 23.05.2013 14:32:41

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Уважаемый marksman!
Приведенный Вами текст объясняет, почему корабли оказались рассоединенными до взрыва. Однако мне непонятны два момента:
1). Как именно Круз "вывел свой корабль из-под бушприта", если еще до сваливания он не управлялся и "течение принесло его боком" , а "все усилия отбуксировать...остались тщетны"?

2).Почему турецкий корабль без экипажа, на котором русские "перебили остальных турок" и стоявший близко от Евстафия, вдруг оказался погибшим в 600 метрах от него?

#235 23.05.2013 14:35:59

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10343




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #699340
чем именно были опасны бомбы?

Деревянный просмоленный корабль со своими парусами, канатами и бочонками пороха – сам по себе пороховая бочка. Англичане это учитывали, и несмотря на некоторые удачные случаи применения «огненных ядер» (1666, 1689, 1704), в общем-то на вооружение их не приняли.
Французы после войны 1778-83 гг. в ответ на английские карронады в ходе реформы 1786-87 гг. приняли на вооружение 36ф гаубицы (очень легкие, по 300 кг, по 4-6 на ЛКи ФР), испанцы в подражание им ввели на флот такие гаубицы в 48, 36, 30 и 24 фунта. Но о каком-либо их успешном применении ничего не известно, зато сами они со своим боезапасом представляли угрозу для их самих кораблей. 

marksman написал:

Оригинальное сообщение #699342
РђРіСЂРёРїРїР° написал:

Простите, а это чьи данные?

#236 23.05.2013 14:39:16

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Эд написал:

Оригинальное сообщение #699350
зато сами они со своим боезапасом представляли угрозу для их самих кораблей

Вот именно это и хотелось бы узнать подробнее. В чем заключалась  угроза со стороны боезапаса? Как именно эти бомбы вызвали пожар на "Ориенте"?

#237 23.05.2013 14:51:48

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Эд написал:

Оригинальное сообщение #699337
Пожары на Orient при Абукире и на Alcion в бою у Йерских о-вов (13.07.1795) были вызваны французскими же 36ф бомбами

Может быть не в тему, но можно поинтересоваться источником данной информации?
У Гравьера, например, сказано только:
"...страшный пожар вспыхивает на корабле «л'Ориен»: загораются его бизань-руслени, и вскоре пламя охватывает весь рангоут; оно переходит от мачты к мачте с неудержимой быстротой...".
Но нет ни слова о причинах возникновения пожара на бизань-русленях.

#238 23.05.2013 14:58:37

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10343




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #699351
В чем заключалась  угроза со стороны боезапаса?

Данные английские из Naval Chronicle. Англичане, имевшие превосходство в обычных видах оружия (ядра, картечь, цепные ядра и т.п.), не хотели рисковать с бомбами.

#239 23.05.2013 18:34:38

Алтаец
Участник форума
Сообщений: 287




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Уважаемый Агриппа, не могли бы выложить и другие чертежи "Трех Иерархов"

#240 24.05.2013 13:40:04

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

#241 15.11.2013 19:08:50

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5903




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Не могу найти тему, где выкладывали последние данные о сотсаве вооружения турецких кораблей при Чесме.
Существует загадка - почему захваченный нами "Родос" турки считали 40 пушечником, а наши 60 пушечником?
Возможно причина в том, что турки неправильно определили захваченный русскими корабль и был захвачен все-таки 60 пушечник?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#242 15.11.2013 19:23:23

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10343




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Олег написал:

Оригинальное сообщение #762223
последние данные о сотсаве вооружения турецких кораблей при Чесме.

Бурдж-у Зафер, Хысн-ы Бахри 70 – по:
2-3ка+8-1ка+18-14ку; 30-7ку;12-3ку
Зивер-и Бахри 70: 8-1ка+20-11ку; 30-7ку; 12-3ку
Себк (Сейф)-и Бахри 62: 6-1ка+20-11ку; 28-5ку; 8-3ку
Пеленг-и Бахри, Икаб (Укаб)-и Бахри 62 по:
6-1ка+20-9ку; 28-5ку; 8-3ку   
Мукаддеме-и Шереф 50: 2-0,5 ка+24-7ку; 20-3ку; 4-0,5ky
Тылсым-ы Бахри, Семенд-и Бахри, Мескен-и Гази по:
22-5ку; 20-3ку; 4-1,5ку

Олег написал:

Оригинальное сообщение #762223
Возможно причина в том, что турки неправильно определили захваченный русскими корабль и был захвачен все-таки 60 пушечник?

О том, что захвачен именно Семенд-и Бахри (Морской огненный дракон), сообщает в своем отчете Хасан-бей (флаг-капитан). Это подтверждает и носовая фигура модели Родоса - дракона. Да и кораблик сам маловат, наш экипаж на нем насчитывал 250 чел.

#243 15.11.2013 19:42:57

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5903




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Эд написал:

Оригинальное сообщение #762230
Да и кораблик сам маловат, наш экипаж на нем насчитывал 250 чел.

Возможно именно столько наскребли с остальных кораблей эскадры?

Эд написал:

Оригинальное сообщение #762230
Это подтверждает и носовая фигура модели Родоса - дракона.

Но у модели неполный нижний дек, чего у Семенд-и-Бахри, судя по вооружению быть не должно. Как писалось ранее, модель была сделана после гибели корабля.  А известно, какие были носовые фигуры у более крупных кораблей?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#244 15.11.2013 19:56:53

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10343




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Олег написал:

Оригинальное сообщение #762239
модель была сделана после гибели корабля

Тут вопрос, насколько точно модель соответствовала оригиналу. Родос был совсем недолго в наших руках.

Олег написал:

Оригинальное сообщение #762239
какие были носовые фигуры у более крупных кораблей?

Вообще, традиционно название османских кораблей было отражено в фигурах на носу, корме, на боку или в растительном орнаменте на корме (как у азовских кораблей Петра 1), в случае абстрактного названия на носу обычно был лев.

#245 16.11.2013 09:58:24

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10343




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Олег написал:

Оригинальное сообщение #762223
Существует загадка - почему захваченный нами "Родос" турки считали 40 пушечником, а наши 60 пушечником?

Причины могли быть следующими:
1). Обычно турецкие корабли имели меньше пушек, чем пушечных портов.
2). В журнале Грейга в список 17 турецких ЛК входят: 1-100, 1-96, 4-84, 1-80, 2-74, 1-70, 7-60, таким образом, по этим данным,  приз не мог быть менее, чем 60-пушечным.
3). Призовые деньги устанавливались в зависимости от числа пушек приза, так что нельзя исключать и приписки.

#246 18.11.2013 14:30:11

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Эд написал:

Оригинальное сообщение #762247
Вообще, традиционно название османских кораблей было отражено в фигурах на носу, корме, на боку...в случае абстрактного названия на носу обычно был лев

Непонятно, как это сочетается с запретом мусульманам создавать изображения людей и животных?

#247 18.11.2013 16:40:16

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10343




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #763077
как это сочетается с запретом мусульманам создавать изображения людей и животных?

На средневековых персидских и могольских миниатюрах (а в более позднее время - и на османских) изображение людей и животных было в порядке вещей.
Изображения запрещались, если они использовались для колдовства (порчи).

#248 27.11.2013 15:09:55

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Поскольку не имею доступа к турецким источникам, хочу спросить - как они объясняли запредельное количество адмиралов на своих эскадрах? Например, согласно журналу корабля "Сильный" 10 мая 1807 года
"...у Дарданельского пролива турецких кораблей 8, из коих под флагом капитан-паши 1, под адмиральским 2, под вице-адмиральским 1, под контр-адмиральским 1..."
т.е. на отряд из 8 ЛК приходилось 5! адмиралов. Но и это еще не все...
"...фрегатов 8, из коих адмиральской 1, контр-адмиральской 1..."
Отрядом из 8 фрегатов командует полный адмирал. Какой-то "перекос" в сторону высшего командного состава.

#249 27.11.2013 16:02:54

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10343




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #765611
Какой-то "перекос" в сторону высшего командного состава.

До 1791 г. Османскими эскадрами, независимо от числа кораблей, командовали три флагмана: каптан-э дария (у нас обычно известный, как капудан-паша) – генерал-адмирал, морской министр и главком флота; патрона-бей (правильно – патрона-бег) – вице-адмирал, и рийала-бей (рийала-бег) – контр-адмирал, названия позаимствованы у венецианцев. В конце 1790 г. Алжирский моряк Сейди-Али (у нас – Сейит-Али), прибывший в Стамбул с африканскими моряками, был сперва произведен султаном в еще одного патрона-бей, а затем – в каптан-и хумайун, т.е. – в «султанский адмирал», чтобы показать, что он 2-й в командовании после каптан-э дария; каптан или капудан означал адмирала, капитан рядового османского корабля именовался «капитаном».
С тех пор флагманов стало четыре, как это было в сражениях 1791 и 1807 гг. и в 1810 г., когда Сарычев и Клокачев гнались за османским флотом.
В 1798-99 гг. османская эскадра (4 ЛК и 6 ФР) Абделькадера (Кадыр-бея), выделенная для совместных действий с Ушаковым,  имела трех флагманов: каптан-и хумайун, патрона-бег и рийала-бег; каптан-э дария Кучук Хусейн-паша оставался в Стамбуле.
Командиры отдельных отрядов (в т.ч. фрегатов) могли иметь временные назначения, примерно соответствующие командорам или коммодорам; некоторые большие 2-дечники (74-84-пуш.), имевшие карронады или легкие пушки на спардеке, выглядели как трехдечные «уч-амбарлы», которым полагался особой флаг, отличный от остальных ЛК. Все это создавало большую пестроту и порядочную неразбериху в османских флагах, что могло сбить с толка наших моряков.

#250 14.09.2015 10:58:13

Леонид
Гость




Re: Глазами турок: Чесма, Ушаков, Синоп. По книге Nejat Gülen. Şanlı Bahriye (Türk Bahriyesinin İkiyüz Yıllık Tarihşesi 1773- 1973)

Не хочется для этого заводить новую ветку, но попалась мне книга: Атлас архипелага и рукописные карты первой архипелагской экспедиции... М., 1997. Я бы её выбросил за ненадобностью вместе с другими книгами, но вдруг кому-нибудь нужна?

Страниц: 1 … 8 9 10 11 12 … 14


Board footer