Объявление

Цусимцы! На нашем форуме размещено много фотографий при помощи сторонних сервисов (Радикал и прочие). К сожалению, некоторые фотохостинги подменяют изображения на другие. Естественно, политической направленности в контексте сегодняшних событий. Это делается без участия форумчан и администрации форума, а дистанционно, через скрипты на этих ресурсах. Просим направлять жалобы на такие посты для оперативного реагирования.
Сейчас на борту: 
Борис С.
   [Подробнее...]

#76 26.05.2009 11:10:48

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

АльАзия. Вариант №7. Как оно видится:

http://s41.radikal.ru/i091/0905/7e/006e3be7a81b.jpg

Базовый корпус - двухпалубный коммерческий пароход с баком, ютом и фальшбортом полной высоты между ними - в военном исполнении он же проходит по классу корветов. 4100 тонн. 90*10*5 метров. Оснаска трёхмачтовой шхуны 1100 м^2. 4000 сил=14 узлов. Валовая вместимость в доброфлотовском исполнении - 2800 тонн; в крейсерском - 2200 тонн угля плюс провизия. Вооружение 8*6"/28 + 4*87мм или 2*8"(обр.67/77) + 6*6"/28 - ещё не решил.

Отредактированно yuu2 (26.05.2009 12:46:44)

 

#77 26.05.2009 12:44:46

anton
Капитанъ I ранга
k1r
stasik3
Откуда: СПБ
Сообщений: 1232




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #71286
АльАзия. Вариант №7. Как оно видится:

Только правым бортом рисуйте, как это принято в России. (Это формальное замечание).

 

#78 26.05.2009 12:52:57

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

anton написал:

Оригинальное сообщение #71298
Только правым бортом рисуйте

Не знаю... Почему-то мне сподручней начинать с форштевня и двигаться с линейкой вправо. *pull* Отчего сам собой получается левый борт.

anton написал:

Оригинальное сообщение #71298
как это принято в России

Ну да если кто будет привередничать - отзеркалим ;)

Отредактированно yuu2 (26.05.2009 18:45:07)

 

#79 27.05.2009 23:46:00

Волонтер
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #67549
Или делить линейку на две (3600 и 4500 тонн) и маяться с их обоснованием сразу перед двумя заказчиками (флот и Доброфлот).

Нужно иметь наиболее широкий ассортимент продукции, все равно рано или поздно делить.

 

#80 28.05.2009 07:46:56

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

Волонтер написал:

Оригинальное сообщение #72332
Нужно иметь наиболее широкий ассортимент продукции, все равно рано или поздно делить.

"Рано или поздно" - да. Но не забывайте, что 1878 - это гонка в условиях потенциальной войны с Англией. И для этих условий кране желательно "Азию" и доброфлотцев выполнить по одному и тому же проекту. А затем возникнет "Память Меркурия" (в девичестве "Ярославль") - и он также (впрочем, как и в реале) будет заказываться Добровольным флотом - так что времени на кардинальную перекройку проекта будет мало.

А вот потом, когда доброфлоту возжаждутся 1-2.000тонные местные каботажники, 6-10.000тонные "экономичные" и 10-12.000тонные "крейсера" - тогда-то и будет "широкий ассортимент продукции" ;)

 

#81 28.05.2009 19:18:51

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #71286
4100 тонн. 90*10*5 метров. Оснаска трёхмачтовой шхуны 1100 м^2.

Кто-нибудь в состоянии на основе таких вот исходных данных сказать хоть что-нибудь полезное в отношении хода под парусом и смешанного (парус + машина) хода?

 

#82 28.05.2009 21:11:13

Волонтер
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #72380
кране желательно "Азию" и доброфлотцев выполнить по одному и тому же проекту.

корпуса все равно штучный товар - но даже тут можно унифицировать часть элементов.
машины и котлы можно попробовать  (заодно уж) расширить количественно, зато могут получится более функциональные пароходы особенно если увеличить водоизмещение сразу до 5000-6000 т. т.

 

#83 29.05.2009 07:51:22

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

Волонтер написал:

Оригинальное сообщение #72692
корпуса все равно штучный товар - но даже тут можно унифицировать часть элементов

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #67549
Была задумка выпустить по одному и тому же корпусу последовательно: "Азию", "Африку", пару пароходов для Доброфлота ("Азия" без воинских примочек), "Память Меркурия" ("Азия" удвоенной мощности) и пару "Витязей" ("Память Меркурия" с бронепалубой).

Так что и корпуса, и машины, и котлы - всё серийное. Отличия начинаются с "Памяти Меркурия" (другая планировка внутри тех же самых отсеков из-за удвоения мощности) и "Витязей" (таки "Память Меркурия" с бронепалубой).

 

#84 29.05.2009 14:32:23

Волонтер
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #72884
Так что и корпуса, и машины, и котлы - всё серийное.

ну так тем более
3000 и 6000 тон - два типа

 

#85 29.05.2009 15:58:04

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

Волонтер написал:

Оригинальное сообщение #73049
3000 и 6000 тон - два типа

Повтор: два типа за один и тот же 1878 год никак не склепать. А в 1878 нужно не просто два, нужно "Азию", "Африку" и два доброфлотца - четыре корпуса. Стапель будет беспрерывно загружен. Тут хочешь - не хочешь, всё равно пойдёшь на унификацию.

А вооот пооосле - тогда действительно будет два типа для Добровольного флота. Вернее три: 6000тонн "экономичный", 12000тонн "крейсер" и 12000тонн "сверхэкономичный" (когда прийдёт пора доставлять грузы для Транссиба).

Отредактированно yuu2 (29.05.2009 15:59:38)

 

#86 30.05.2009 21:23:57

Волонтер
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #73118
Повтор: два типа за один и тот же 1878 год никак не склепать. А в 1878 нужно не просто два, нужно "Азию", "Африку" и два доброфлотца - четыре корпуса. Стапель будет беспрерывно загружен. Тут хочешь - не хочешь, всё равно пойдёшь на унификацию.

четыре корпуса или 2*2 разница не велика, листы обшивки и часть элементов набора  можно сделать одинаковыми.
если на 6000 можно просто увеличить числ котлов и машин (например 2 вместо одной) то проблемы особой в этом нет, как мне кажется.

 

#87 01.06.2009 11:08:56

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

Волонтер написал:

Оригинальное сообщение #73902
четыре корпуса или 2*2 разница не велика

Разница огромная - или два различающихся по корпусам, котлам и машинам проекта составлять, или один. Учтите, что КБ у героя нет. Да и завод как таковой - пока одно только название - всё, кроме непосредственно клёпки корпусных листов, отдано контрагентам. С учётом заявляемых сроков поставки будет герой вертеться как ужаленный. Поэтому не вижу практически никакого смысла в 1878 году иметь два различных проекта.

 

#88 01.06.2009 21:18:42

Волонтер
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #74565
Разница огромная - или два различающихся по корпусам, котлам и машинам проекта составлять, или один

ну так я и говорю если можно вместо скажем 4 котлов на 3000 поставить 8 таких-же котлов на 5000 и вместо одной или 2 машин поставить 3 таких-же машины то тогда стоить, если все другое тогда этого наверно и не получится. но уж очень заманчиво штампуй одинаковые машины и комбинируй необходимую мощьность, конечно тут есть сложность - две машины на вал тогда не поставить, но вот 1 или 2 вальные (может быть 3?) варианты мне кажется будут довольно стандатизованны

 

#89 02.06.2009 07:20:34

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

Волонтер написал:

Оригинальное сообщение #75006
все другое

Угу.

Волонтер написал:

Оригинальное сообщение #75006
но уж очень заманчиво штампуй одинаковые машины и комбинируй необходимую мощьность

А оно так и будет - "Память Меркурия" и "Витязи" тупо будут иметь по две тех же самых "корветских" машины на один вал вместо одной у "Азии". И котлов, соответственно, будет больше. Но эта троица - уже после судостроительной гонки 1878 года. А в ходе - без вариаций.

 

#90 02.06.2009 14:21:36

Вик
Капитанъ I ранга
k1r
Сообщений: 2974




Re: "Котельная альтернатива"

Волонтер написал:

Оригинальное сообщение #73902
четыре корпуса или 2*2 разница не велика

Именно строительство корпусов - разница большая. Котлы можно одинаковые, просто разное их число. Машины тоже, просто получим один или два винта.

 

#91 03.06.2009 17:16:44

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

Окончательно встал на вариант 4100 тонн. Соответственно, кусок

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #60187
При длине 80 и ширине 10 метров крейсер имел проектное водоизмещение 3600 тонн и осадку 4,9 метра.

денонсирую.

Теперь описательно-техническая часть второй главы будет:

При длине 90 и ширине 10 метров крейсер имел проектное водоизмещение 4100 тонн и осадку 5 метров. Восемь переборок, двойной борт и комбинированное двойное дно защищали корабль от потопления. Высказанное на этапе обсуждения проекта предложение по заполнению перед боем пространства двойного борта водой – для снижения силуэта и увеличения защиты – не было реализовано из-за технической сложности и сомнительной ценности. А вот предложение о приёмке забортной воды в ячейки двойного дна вполне пришлось ко двору – не имеющему брони пароходу защитить машину от вражеских снарядов можно было, только укрыв её ниже ватерлинии. Принимая же во внимание, что осадка в полном грузу была больше осадки без груза почти на три метра, система приёма балластной воды в ячейки двойного дна и освобождаемые от угля трюмы стала неотъемлемой частью защиты корабля.

    На мерной миле машина в четырёх пробегах показала от 4010 до 4040 индикаторных сил. В акт приёмки была занесена скорость длительного хода 14,2 узла. Вместимость угольных ям в 2300 тонн, склады провизии и запасы воды позволяли пройти 8600 миль полным ходом или 14000 миль на 10 узлах. Паруса позволяли экономить уголь, но без пополнения запасов на большую дальность не рассчитывали.

    Главной изюминкой нового корвета была пара орудий далеко не корветского калибра – на главной палубе над третьей и четвёртой переборками размещалась пара восьмидюймовок образца 1867 года. Высвобожденные в ходе модернизации броненосных батарей орудия могли по проложенным над переборками погонам переводиться с одного борта на другой. Переборка, погон и размещённые в его концах бортовые комендорские площадки распределяли статическую и динамическую нагрузку от орудий на остальные элементы корпуса, отчего дополнительных подкреплений не требовалось. По такому же принципу – с возможностью перегона от борта к борту, но уже прикрытые палубами бака и юта, в районе второй, пятой и седьмой переборок размещались три двадцатитрёхкалиберных шестидюймовки образца 1867 года. Правда их погоны и комендорские площадки несколько отстояли от переборок, поскольку те сокращали углы обстрела. Ещё две таких же шестидюймовки размещались на баке, одна – на корме. В дополнение установили две 87мм пушки – по одной справа и слева от надстройки – не каждый транспорт в море достоин шестидюймового снаряда. В результате всех этих хитростей при двух восьмидюймовках и шести шестидюймовках корвет «Азия» имел в бортовом залпе семь крупных орудий и мог дать достойный ответ практически любому небронированному кораблю Британии.

Отредактированно yuu2 (03.06.2009 17:22:59)

 

#92 17.06.2009 14:55:00

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

1

Продолжая про "первые серийные":

Глава 4. Балканские итоги.

    В Бресте же четыре русских крейсера и были застигнуты известиями о том, что конгресс европейских держав в Берлине пересмотрел условия примирения на Балканах.
    Россия вернула контроль над придунайскими землями, приросла округами Карс, Аргадан и Баязет в Закавказье. Против её выхода к главному рукаву дунайской дельты выступила Австро-Венгрия. Пришлось ограничиться Измаилом и прилегающим островками. Навигационный, пограничный, таможенный и другой контроль в основном рукаве дельты возлагался на международную комиссию.
    Греция приняла под свой флаг Крит, благо по итогам войны на острове практически не осталось турок. Населённые греками Кипр, Наксос и малые острова Эгейского моря так и остались во власти султана – собравшиеся на конгрессе европейские державы посчитали, что грекам и Крита много будет.
    Болгария … Болгария получила флаг. И одобрение «державами» Тырновской конституции.
    Россия передала нарождающемуся болгарскому флоту взятые в Никополе в качестве трофеев турецкие бронированные лодки «Подгорица» и «Шкодра». После ремонта в Николаеве под именами «Никополь» и «Систово» они несли болгарский флаг до 1900 года. Греческий флот пополнился другим российским трофеем балканской войны – отремонтированный в Венеции турецкий «Авни Аллах» стал «Базилеосом Александром». Естественно – в честь Александра II. Обе страны подписали с Россией договор на обучение флотских офицеров, что на годы вперёд обеспечило устойчивое пророссийское лобби во флотской среде.
    Турцию обязали возместить России те финансовые потери от войны, которые ей «недодали» землёй; в числе прочих в счёт турецких долгов вписали и «инцидент с преступным утоплением русского лесовозного парохода». Россия выплачивала компании-судовладельцу 150 тысяч рублей, которые дополнительно взыскивались с Турции. Нужно ли говорить, что конечным получателем этого платежа была компания Плотникова «Северный лес»? И были сразу же по получении вложены в достройку «своего» парохода.
    Но все эти решения пункт за пунктом вызывали у королевы Виктории изжогу. Дизраэли пытался опротестовать всё, благо парламент выделил ему средства на мобилизацию флота «для учений». В такой обстановке охладить британский пыл могли только российские корабли. И самая важная роль досталась отряду крейсеров в Бресте – батареи и мониторы на подходах к Петербургу недоступны для иноземных газетчиков в такой же мере, как и британские броненосцы в собственных портах. А крейсера обоих стран – они у всех на виду, они – яркий индикатор серьёзности намерений. Поэтому когда «Пожарский», «Генерал-адмирал», «Азия» и «Африка» десятого июня окидали Брест, они до границы территориальных вод Франции шли в сопровождении целой кавалькады французских яхт, яхточек, ботов и лодочек – прямо как на похоронах «Алабамы».
    А в паре миль от границы их встречали уже совсем другие «хозяева вод» – справа по борту в трёх милях к русскому отряду пристроилась кильватерная колонна из шести паровых фрегатов и корветов, возглавляемая уже знакомым одиннадцатитысячетонным «Нортумберлендом». Слева по борту объявилась вернувшаяся из Мраморного моря «Александра». Вслед за ней двигались ещё шесть крейсеров. А где-то в районе мелководного фарватера дымил третий отряд. Столь беспардонной демонстрации силы Британия не устраивала со времён наполеоновских войн. И даже нагло появившаяся в Мраморном море в январе британская эскадра теперь казалась мелкой пакостью.
    В такой обстановке Конаржевскому не оставалось ничего иного, кроме как довериться силе машин. Иначе сходящиеся британские колонны поставят его отряд в два огня, не оставляя шансов для манёвра или возвращения к французским берегам. Русские крейсера начали поднимать ход прямо от границы французских вод – как только от них отделилась кавалькада яхт. На фоне чехарды парусов и дымов французских ротозеев командиры британских отрядов опоздали с командой на подъём паров. Нет, все их котлы были уже разогреты, но поступающая в них питательная вода была всё ещё холодной, поэтому ни один механик не рисковал мгновенным увеличением мощности.
    В результате русский отряд стал медленно выходить из, казалось неминуемо сжимающихся, тисков. Уже имеющий опыт преследования русских крейсеров командир «Нортумберленда» не спешил форсировать события. Командир же «Александры» был до такой степени уверен в техническом превосходстве собственного броненосца, что попытался сблизить свою колонну с русскими, не дожидаясь окончательного подъёма мощности. Он своего добился – по нормали расстояние между его линией и русской сократилось до одной мили, но фактическое расстояние между головной «Александрой» и концевым «Генерал-адмиралом» возросло до четырёх миль – левая британская колонна «провалилась» за корму русской.
    Конаржевский не стал искушать судьбу и принял на пять градусов в сторону от «Нортумберленда». Командирам следующих за ним крейсеров специальных приказов не потребовалось – за отсутствием парусов они явственно «читали» отсутствие створения мачт у головного «Пожарского» в момент поворота и, соответственно, своевременно становились на новый курс. С «Нортумберленда» поворот оставался незамеченным минут десять – слишком небольшим было изменение курса. В результате чего правая британская колонна «проиграла» дополнительные три-четыре кабельтова до русских.
    Но окончательно изменил расклад сил догоняющих и убегающих взрыв котла на одном из британских корветов. На семьдесят четвёртой минуте погони третий в кильватере «Нортумберленда» корвет окутался облаком пара и дыма. Следующие за ним на четырнадцати узлах корабли вынуждены были вывалиться из общего строя, сбросить скорость и начать оказание помощи невезучему собрату. Преследование продолжили «Нортумберленд» и два фрегата. И тут Коржаневский «вынул последний козырь из рукава» – по его сигналу русские крейсера повернули «все вдруг» на девяносто градусов. Теперь вместо единой крейсерской группы в море действовали две пары русских крейсеров – каждая со своим маршрутом. «Все вдруг» «Нортумберленд» сотоварищи ещё могли отработать, но преследовать два отрада, расстояние между которыми непрерывно возрастает … Это из области буриданова осла – преследовать обоих, значит не поймать ни одного. Нестройный фронт из трёх британских кораблей по команде нацелился на «Пожарского» и «Азию», как потенциально ближайших к водам британской метрополии. А дальше всё повторилось как и в походе вокруг Шотландии – в наступающих сумерках Коржаневский окончательно оторвался от преследования.
    Французские газеты ждали … Если одиночная «Алабама» была поводом для пары недель пересудов, то ожидавшееся сражение сразу двух с дюжин крейсеров вблизи французских вод могло стать для них «золотой жилой». Поэтому, не смотря на рекомендации портовых властей, пара арендованных пароходиков отчаянно дымила, пытаясь поспеть за военными. Два с половиной часа спустя они таки добились столь желанного эксклюзива – журналисты увидели, как «Александра» тянет на буксире корвет с закопченными обрывками парусов на мачтах. Так как курсы военных и журналистов не пересекались, последним не оставалось ничего иного, кроме как зарисовать открывшуюся картину.
    На следующее утро французские газеты были полны сенсаций. Газеты по-консервативней ограничились дробью вопросительных знаков, газеты по-беспринципней были усеяны знаками восклицательными. Кто-то говорил о русской победе, кто-то об учинённом британцами разгроме. Дипломаты России и Британии заготавливали декларации «на все случаи жизни», вплоть до объявления войны. Телеграф трещал слухами вплоть до прибытия «Александры» в домашние воды. Лишь только тогда выяснилось, что в ходе выдуманного газетчиками «сражения» не прозвучало ни одного выстрела.
    К концу столь суматошно начавшейся недели британцы вновь могли лицезреть русские крейсера: «Генерал-адмирал» и «Африка» появились в Лиссабоне, отправили в Петербург шифрованную телеграмму и скрылись на просторах океана, не приняв ни унции груза с берега. Оказавшийся там же по случаю шлюп британского флота пытался, было, проследить их маршрут, но повторил результативность «Нортумберленда». Вызванная им по телеграфу эскадра из Гибралтара была ещё менее эффективна.
    Десятки кораблей, несколько суток на полном ходу нещадно сжигавшие уголь столь же неутомимо изничтожали бюджет, отпущенный парламентом на большие учения флота. В итоге вся затея свелась к королевскому смотру «особой эскадры» – собранных с бору по сосенке разнотипных малых броненосцев Британии. Виктории под грохот салютов сообщили, что «в случае войны именно эти молодцы станут штурмовать укрепления Кронштадта».
    Стоит ли говорить, что в ходе королевского смотра ни Дизраэли, ни адмирал Кей не решились огорчить Викторию рассказами о возникших в североамериканских водах русских крейсерах. «Выплеснули грязную воду», естественно, сторонники оппозиции. После чего Британия на месяц погрузилась в чехарду отставок и назначений. Желание силой заставить Россию отказаться от приобретений Балканской войны как-то само собой угасло – не сделав ни единого выстрела, четыре русских корабля свергли правительство мощнейшей империи мира.

 

#93 23.06.2009 13:57:53

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

Махинации :)

Глава 5. Свои-чужие пароходы.

    На заложенный в «стапель-сарае» сразу после «Африки» пароход Сергей Плотников возлагал особые надежды. Хотелось таки немного обособиться от лесозаготовительного бизнеса. Да – налаженного, да – прибыльного. Но сезонного и довольно нервного. На его фоне бизнес судовладельца казался простым и надёжным.
    500 тысяч рублей «остатков» от казённого заказа на крейсера плюс 150 «турецких» тысяч, в принципе, позволяли разгуляться конструкторским амбициям. Но с другой стороны – уже разработанный проект, уже налаженная кооперация, уже имеющаяся (хоть и не слишком удобная) стапельная площадка … В общем, третий корабль на Голодае был заложен в начале мая практически по проекту «Азии»: корпус, котлы, машина, размещение надстройки и мачт – всё было тем же. Отличия были в части упрощения и увеличения вместимости трюмов – всё ж таки коммерческий пароход.
***
    Но, как говорится, хотеть не вредно. Гонцы учреждённого 11 апреля «Комитета по сбору пожертвований на приобретение морских судов» добрались и до глухого угла Голодая. Сборщик пожертвований оказался студентом, благо университет от Голодая не так уж далеко.
    – Как хотите, а свободных денег у меня нет. Все мои деньги сейчас на стапеле. Впрочем … У Вас тут в воззвании написано: «нам нужны быстрые и крепкие суда, которые являлись бы неожиданною грозою на морских торговых путях нашего врага. Последняя война покрыла славой русских моряков, сражавшихся на утлых судах с грозными броненосцами и выходивших победителями из борьбы столь неравной. Дайте им настоящие морские суда, пошлите их в океан на ловлю вражеского купеческого флота, и враг наш раскается в своей самонадеянности» . Так Вы точно по адресу! Я уже построил для российского флота два корвета, могу и для Добровольного флота построить под заказ. А могу и находящийся на стапеле корабль продать. Он у меня той же конструкции, что и во флоте: быстрый и крепкий – можете не сомневаться.
    – А как же пожертвования?
    – Могу пожертвовать собственной прибылью. Продам исключительно по себестоимости. Или даже чуть-чуть дешевле. Сто тысяч скидки в качестве пожертвований засчитаете?
    – Стооо? Тысяч??? Дайте три рубля – я немедленно отстучу телеграмму в Москву, в Комитет.
    – Чтобы не тратить лишний раз деньги на телеграфистов, отправьте им от меня предложение о двух пароходах и, соответственно, о моём предложении скидки на двести тысяч.
    – Двести? – студиозус схватил поданный на телеграмму рубль и рысью помчался на Васильевский. Бросив на прощание: – Я ещё вернусь!
***
    Но он не вернулся. Вместо него «для выяснения обстоятельств предложения заводчика Плотникова» была делегирована общественная комиссия в составе пары отставных флотских офицеров, трёх действующих чиновников и одного по жизни бездействующего князя.
    Делегация обошла место сборки корабля, выслушала комментарии хозяина, нагуляла аппетит … За столом в тени покосившейся берёзы перешли к разговору по существу. Правда, начали издалека.
    – Четырнадцать узлов вообще без парусов? – начал отставной капитан.
    – Дааа, всего-то десять лет назад когда я служил, – подхватил второй, – у нас лучшие фрегаты под машиной давали не больше восьми. А тут коммерческий пароход и четырнадцать. Не рано ли мы с Вами Фёдор Семёнович в отставку вышли?
    – Увольте, я своё отплавал
    – А просто побыть на борту во время испытания машин не хотите? – вмешался Плотников. Отставники оживились.
    – Но позвольте! – вмешался один из чиновных, – нам сказали, что Вы предлагаете Добровольному флоту два корабля. А тут только один.
    – Я за полгода построил и сдал в казну два боевых корвета. При этом работы велись на морозе и часто при искусственном освещении. Неужели Вы сомневаетесь, что до конца навигации я не …
    – Но четырнадцать узлов! – вмешался капитан, – это же быстрее, чем фрегат.
    – Да ладно Вам о фрегатах, – подал голос князь, – нам же требуется грузовой пароход. А лучшие пароходы строят в Британии …
    – Хорошенькое дело – искать пароходы против Британии на Британских верфях.
    – Да уж! Как узнают для каких целей мы их покупаем – продадут такое г …
    «Похоже, капитаны уже сделали свой выбор. Теперь нужно переманить прагматиков».
    – А на счёт коммерческого применения – лучшего парохода в мире вы не найдёте. Наименьший на сегодня расход угля в расчёте на одну силу, полная вместимость 175 тысяч пудов . И 12 тысяч квадратных футов  парусов.
    Не знакомые с реальными коммерческими пароходами чиновники-прагматики были подавлены озвученными цифрами. До сих пор в таких единицах они мерили дрова да писчую бумагу, но представить их десятками и сотнями тысяч – это уже было за пределами обыденности. После двух-трёх дополнительных обменов репликами поддался один из них. А затем и другой. Князю ничего не оставалось, как сказать: – Хорошо, мы известим Комитет о том, что Вы в состоянии построить два парохода до конца навигации. В какую сумму Вы их оцениваете?
    – Пару корветов я сдал флоту за два миллиона триста тысяч рублей. Однако, это были первые корабли, сейчас я бы мог те же самые корветы построить на двести тысяч дешевле – световой день дольше, расходов на отопление практически нет, да и сам проект уже проверен. Но если вести речь о коммерческих пароходах, то можно не делать в трюмах некоторые корветские выгородки, не заказывать лишние шлюпки, уменьшить возимые с собой запасы и предпринять ещё целый ряд мер. Пару таких коммерческих пароходов я спокойно построю по девятьсот тысяч за штуку. За вычетом прибыли – моей и всех тех, кто одалживал мне деньги – будет два по восемьсот тысяч. И дальше – самое интересное: я могу в найти дополнительных жертвователей. Где-то на четыреста тысяч рублей. Соответственно, Комитет по сбору пожертвований может приобрести два парохода всего за миллион двести тысяч.
    – Это значит, с учётом Ваших жертвователей мы можем купить один пароход за четыреста?
    – Э-э-э, нет! Мне нужно до конца года платить рабочим, платить за аренду земли, налоги, наконец. И никто из тех, кто готов пожертвовать деньги на укрепление России, не станет жертвовать деньги на заводчика Плотникова. Так что один пароход или два, но дешевле шестисот тысяч за штуку не отдам.
    – Но мы сейчас ведём переговоры по покупке в Германии парохода за полмиллиона.
    – В каком году его спустили на воду?
    – 1857. «Саксонией» именуется.
    – Ну и чего же вы хотите? Пароходишко уже больше чем половину собственной жизни прожил. Владельцы уже раза два окупили вложенные в него деньги. И теперь собираются заработать в третий раз, продав его по несуразной цене. Лет через пять он станет убыточным из-за малой вместимости и излишней прожорливости по углю. И как тогда ваш Комитет посмотрит в глаза жертвователей?
    – Но ведь на сто тысяч дешевле Вашего предложения.
    – А какая у него вместимость, какая скорость?
    – 2600 тонн и 13 узлов, – капитаны явно были в курсе сделки.
    – А мой пароход даст 14 узлов при валовой вместимости 2800 тонн. Соответственно, в расчёте на цену одной тонны вместимости мой и немецкий пароходы практически равны. А если вспомнить, что у моего машины на двадцать лет моложе и, следовательно, экономичней, то в расчёте на одну тонну перевозимого груза мой ещё и дешевле будет.
    Похоже, подобные сопоставления преодолели даже сомнения князя: – Хорошо, мы сообщим Ваше предложение Комитету.
    – Давайте, на всякий случай, я его Вам запишу: два парохода по типу корвета «Азия» за один миллион шестьсот тысяч рублей, из которых четыреста тысяч я привлекаю у частных жертвователей, а один миллион двести тысяч оплачивает Комитет. До конца навигации этого года оба парохода будут готовы к плаванию.
***
    Видимо, предложение упало на подходящую почву. Неделю спустя из Москвы привезли договор. Комитет увидел лазейку в том, что пароходы за границей пришлось бы покупать за серебряные рубли , а с отечественным заводчиком можно расплатиться и ассигнациями, которые дешевле серебра – за сотню бумажных рублей дают не больше девяноста серебряных.
    Но и Плотников был не промах – когда он расписывал дешевизну собственных пароходов, он цепко держался за себестоимость. Которая, как раз, в районе шестисот-семисот тысяч за корабль и ожидалась. Следовательно, все те четыреста тысяч, что он обещал привлечь, были в полном его распоряжении – «крутись, как можешь». Вот только требуемый темп постройки практически не оставлял времени на поиск жертвователей.
    Заложенный в начале марта пароход выводили на Малую Неву в начале мая. От прежней ледяной аппарели уже не осталось и следа – пришлось делать дощатый скат, а под корпус в качестве катков воткнуть вереницу брёвен. А затем портовым буксиром всё в тот же затон на Серном, где прежде достраивались корветы. Впрочем, оказалось, что это не самое лучшее решение – пока на реке стоял лёд, на достраиваемый пароход по первому требованию можно было доставить всё, что угодно. А гонять ради каждой заклёпки лодку поперёк реки – накладно будет.
    Тут-то и пригодились индульгенции на сбор пожертвований. После непродолжительного разговора по-душам командир Петербургского морского порта «вдруг» оказался жертвователем ста тысяч рублей – на уровне великих князей и крупнейших купцов. И столь же «вдруг» казённые портовые землечерпалки начали расширять протоку между Голодаем и Гоноропуло. В результате чего в июне достройка велась уже не в затоне посреди реки, а в протоке.
    Правда, суета в протоке несколько не понравилась владельцу островка – раньше он до Васильевского добирался вброд, а теперь … Но и тут помогло право сбора пожертвований: пятьдесят тысяч рублей ассигнациями и двести тысяч, вписанных в список пожертвований, привели к переходу острова из рук в руки. Тем более, что бывший хозяин говорил при этом что-то про «потерянную могилу неупокоенных мертвецов» , но какое отношение это имеет к судостроению?
    В начале июля обитатель протоки сменился: первый «добровольный» пароход отправился в док на постановку винта, а его место занял второй.
***
    Семнадцатого июля в Кронштадте состоялся осмотр генерал-адмиралом новоприобретённых кораблей Добровольного флота. На время мобилизации корабли приняли вооружение и подняли Андреевский флаг. В одном строю стояли «Россия» (бывшая немецкая «Гользация»), «Петербург» («Тюрингия») и созданный Плотниковым пароход «Москва». Обитателю протоки Гоноропуло заочно присвоили имя «Нижний Новгород».
    Неделю спустя первые три парохода Добровольного флота отправились в Мраморное море – помогать РОПиТу в возвращении русских войск из Турции. Бельт миновали без происшествий, но на Доггер-банке были обнаружены дежурными британскими кораблями. Дозорный отправил телеграмму: «корвет типа Азия, сопровождающий два коммерческих парохода». И уже начиная с Канала, отряд шёл «под присмотром» британских корветов. В Лиссабоне местным газетчикам популярно объяснили, что перед ними не знакомый им корвет «Африка», а исключительно мирный пароход российской судоходной компании, следующий в Турцию для исполнения решения Берлинского конгресса по выводу российских войск. Впрочем, в британском адмиралтействе уже имели свежайшие телеграммы о продолжающемся вояже четвёрки русских крейсеров вдоль американских берегов. Соответственно, после Гибралтара британский эскорт пропал – лорды посчитали отряд не представляющим угрозы. А были на борту пароходов Добровольного флота пушки или нет – до сих пор неизвестно. Здравый смысл подсказывает, что должны были быть, официальные документы всё отрицают.
    Так или иначе, но корабли приступили к операции по вывозу русских войск и имущества из Турции. К концу сентября к ним присоединился и «Нижний Новгород».
***
    По итогам строительства двух корветов для флота и двух пароходов для Добровольного флота судостроитель Плотников заработал три миллиона пятьсот тысяч рублей, а израсходовал практически ровно три. И снова встал вопрос: что делать? То ли построить, как мечталось, собственный большой пароход и пуститься в зарабатывание денег, то ли заняться судостроением и вложить деньги в обустройство на Гоноропуло полноценного завода.

Отредактированно yuu2 (23.06.2009 16:01:30)

 

#94 23.06.2009 15:52:57

Shum
Гардемаринъ
gardemarin
Сообщений: 630




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #83309
Видимо, предложение упало на подходящую почту.

Наверное почву...

 

#95 23.06.2009 16:01:03

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

Shum написал:

Оригинальное сообщение #83432
Наверное почву

Спасибо, конечно же описка.

 

#96 24.06.2009 15:46:44

raven
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

Но мы сейчас ведём переговоры по покупке в Германии парохода за полмиллиона.
...
    – А какая у него вместимость, какая скорость?
    – 2600 тонн и 13 узлов, – капитаны явно были в курсе сделки.
    – А мой пароход даст 14 узлов при валовой вместимости 2800 тонн. Соответственно, в расчёте на цену одной тонны вместимости мой и немецкий пароходы практически равны.

для примерно одинаковой цены 1-й тонны, вместимость должна быть хотя бы 2400. а лучше - 2300.
200 тонн от 2600 - это 8 %, а нужно - 20%.

 

#97 24.06.2009 16:16:10

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

raven написал:

Оригинальное сообщение #84080
200 тонн от 2600 - это 8 %, а нужно - 20%

Вы путаете брутто-вместимость и коммерческую нагрузку.

С учётом более старого корпуса и старой КМУ та же самая "Саксония" имеет полное водоизмещение под 4.800-5.000 тонн (по разным источникам) из которых за вычетом топлива на безостановочный рейс на 10 узлах Одесса-Владивосток коммерческой нагрузки будет тонн 700-800.

Такой же рейс моего "корвета" в 4.100 водоизмещения с брутто-вместимостью 2.800 даст "забрасываемую коммерческую нагрузку" уровня 1.000-1.100 тонн.

Будут позволены промежуточные бункеровки на маршруте - преимущество несколько сгладится.

***
Впрочем, про вместимость - это я сам брякнул. Отчего не ясно брутто- или нетто- . Заменю в тексте на груз.

Отредактированно yuu2 (24.06.2009 16:18:11)

 

#98 29.06.2009 20:04:22

Vasiliy2
Гость




Re: "Котельная альтернатива"

Один только вопрос- когда все это счастье можно будет прочитать?

 

#99 30.06.2009 08:14:28

yuu2
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 12917




Re: "Котельная альтернатива"

Vasiliy2 написал:

Оригинальное сообщение #85813
Один только вопрос- когда все это счастье можно будет прочитать?

Буду не оригинален ;)

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #60395
А можно где нибудь полный текст найти ?
Нигде. Есть большие ещё незаполненные промежутки между главами.

Некоторые главы в режиме постоянного переписывания. Ещё с пол-года назад я не планировал одаривать героя личным островом на Малой Неве. Идея устроить в протоках Гоноропула сухие доки также ещё неизвестно куда вывезет. Может оказаться, что в 1880е завод будет способен провести апгрейд того же "Петра Великого". Дадут ему или нет - другой вопрос.

Это я всё к тому, что единого целого текста ещё нет. Нет даже безусловного плана - где-то впереди смутно просматриваются ожесточённые бои за "Корнилова", "Светлану", императорские яхты. Но ни исход, ни ТТХ ещё не ясны. Балканская война на Средиземном море также ещё только в набросках.

Отредактированно yuu2 (30.06.2009 08:16:18)

 

#100 30.06.2009 11:48:10

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3405




Re: "Котельная альтернатива"

yuu2 написал:

Оригинальное сообщение #83309
После непродолжительного разговора по-душам командир Петербургского морского порта «вдруг» оказался жертвователем ста тысяч рублей – на уровне великих князей и крупнейших купцов.

Это что за должность!?

Цитата из Брокгауза и Ефрона

... Все береговые учреждения в русском флоте распределяются по портам, которые разделяются на главные порты и порты второго разряда. Главные порты - Кронштадт, С.-Петербург и Николаев, 2-го разряда - Ревель, Свеаборг, Севастополь, Батум, Баку, Владивосток, порт Императора Александра III-го (в Либаве) и Порт-Артур; кроме того на Каспийском море имеется Астрабадская морская станция. Главные порты (кроме С.-Петербурга) управляются главными командирами, в ведении которых состоят все морские учреждения, чины и суда в порте. С должностью главного командира Николаевского порта соединяется звание главного командира черноморского флота и портов Черного моря. Ближайшее заведывание портом и его мастерскими вверяется капитану над портом, а заведывание личным составом, строевою частью и движением судов - начальнику штаба над портом. В С.-Петербургском порту стоевые команды непосредственно подчинены начальнику главного штаба; капитан над портом называется командиром порта. В портах второго разряда имеются лишь командиры порта, ведающие и строевыми чинами и портовами мастерскими и т.п...

Цитата на конец века, но вряд-ли есть большие изменения по отношению к 70-м годам.
Получается, что командир Петербургского морского порта офицер флота - адмирал. И 100 тыс он может дать только казенные, со всеми вытекающими.
Если Вы имеете ввиду должностное лицо торгового порта, то была ли тогда такая структура? Надо копать. И скорее всего такое должностное лицо будет чиновником, а не коммерсантом. Соответственно финансовая государственная дисциплина будет распространяться и на него.

Лучше уж подобрать какого-нибудь купца 1-й гильдии из лесо- или горнозаводчиков, соблазнив его будущими заказами.


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

 

Board footer