Вы не зашли.
Возвращаясь к фотографии таллинского Бостона - на эстонских и финских военных форумах (в частности, здесь - http://www.flightforum.fi/forum/index.p … 920.0.html), считают, что это самолёт 15 РАП, сбитый 23 августа 1943. По Хронике он проходит как не вернувшийся из полёта. Очень похоже, что так и есть. Немного пробежался по документам - сбит двумя финскими Мессерами из 2-й эскадрильи 34-й возд. флотилии, упал у эстонского побережья в 10 милях северо-восточнее Таллина. Имеется большое описание боя, но его не переводил. От немцев есть это (из КТВ Зеевертайдигунг Ревель):
Примерный перевод (за ошибки сильно не пинайте):
17.00 Русский самолёт сбит немецким истребителем у Рандвере.
Машина упала примерно в 100 м от гостиницы Рандвере в море у берега. Из экипажа 1 убит и раненый пилот перенесён в гостиницу, различные предметы вооружения изъяты.
Также финны у себя на форуме пишут, что впоследствии самолёт находился в порту, где 21 сентября был погружен на поезд.
Вот такая история.
С уважением,
Gast это вроде бы хутор. Изъяты были различные предметы оборудования, а не вооружения.
Мультитран даёт оба значения .
С уважением,
Коллеги по существу вопрос, читал я намедни про оборону Ханко Чернышева.........
Каковы потери реальные германских и Финских ВМС и ВВС, а так же транспортного тоннажа в окрестностях полуострова.....................???
Cobra написал:
Оригинальное сообщение #724110
Каковы потери реальные германских и Финских ВМС и ВВС, а так же транспортного тоннажа в окрестностях полуострова.
А каков радиус "окрестностей"?
Я прежде всего имел в виду результаты достигнутые гернизоном базы........... Наверное коряво выразился..........
Гарнизон с кораблями не воевал. Минные постановки, выставленные силами ОВРа и ОХРа ВМБ Ханко с целью предотвращения высадок десанта, насколько мне известно, никаких результатов не имели. От кораблей, ПЛ и ударной авиации базы успехов ожидать и вовсе не приходится за неимением оных кораблей, ПЛ и авиации.
Корабли противника гибли на ЦМАП и на активных постановках СКР и БТЩ типа той, что уконтрила "Ильмаринен".
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #724571
, насколько мне известно, никаких результатов не имели.
Я поясню речь шла о книге Чернышева (сего года издания) - так там Аффтар не моргнув глазом и написал о не менее чем 17 катерах уничтоженных+54 самолета, вот я и решил уточнить между делом - это все сказки или таки нет.
Cobra написал:
Оригинальное сообщение #724587
ечь шла о книге Чернышева (сего года издания)
У меня эта книга 2011 года.
Вы не все посчитали: "авиацией Ханко потоплено: два торпедных катера, 14 катеров (из них 10 с солдатами), одна баржа и четыре шхуны. Подожжено 2 торпедных катера. Огнем 10-й железнодорожной батареи уничтожено 6 катеров в районе Вестервик, Стурхольм, Мээн, Эльмхольм. 45-мм батареи уничтожили 9 и подбили 7 катеров противника."
Истребители с Ханко действительно неоднократно атаковали немецкие и финские ТКА, а также "раумботы", и хотя регулярно наносили им повреждения, ни одного потопить так и не смогли.
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #724602
"авиацией Ханко потоплено: два торпедных катера, 14 катеров (из них 10 с солдатами), одна баржа и четыре шхуны. Подожжено 2 торпедных катера. Огнем 10-й железнодорожной батареи уничтожено 6 катеров в районе Вестервик, Стурхольм, Мээн, Эльмхольм. 45-мм батареи уничтожили 9 и подбили 7 катеров противника."
Ну дык виноват, по памяти цитировал.... И с годом ошибся.... Просто приобрел ее на днях.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #724644
Истребители с Ханко действительно неоднократно атаковали немецкие и финские ТКА, а также "раумботы", и хотя регулярно наносили им повреждения, ни одного потопить так и не смогли.
Понятно, спасибо. А подробностей нет? И еще вопрос а что с уничтоженными самолетами?
Что интересно в серии 1418 дней есть и очень дотошные вещи типа Кузнецова по Эльтингену - так и откровенно написаная в стиле агиток книга указанного выше Чернышева..........
Непосредственно в районе Ханко финны признают потерю 5 своих истребителей (по два Фоккера и Кёртисса и одна трофейная Чайка):
09.07.1941 FR-147 был уничтожен в заградительном полете Vestanfjärdin Nivelaksissa 30 км к северо-западу от Ханко.
Пилот рядовой Нимела Эско был убит. Воздушный бой с пятью вражескими самолетами, врезался в лес, совершая вынужденную посадку в результате попаданий, которые получил Фоккер.
10.7.1941 сбит в воздушном бою IT-14 (И-153) к северу от Ханко, пилот погиб. Пилот лейтенант Каллио, Вейкко. Воздушный бой с И-153 и МиГ-3. Упал в море неподалеку от Käringsholm.
02.08.1941 04.16 FR-126 был сбит в воздушном бою западнее Ханко вблизи Ormskär, пилот убит. Сбит И-16, в 7 км северо-восточнее Ханко. Пилот фенрик Найберг, Юха.
01.11.1941 CU-570 упал в море к востоку от Ханко, пилот погиб. Капитан Берг, Пааво. Воздушный бой с И-16. Берг упал в море к югу от Коён.
5.11.1941 CU-567 был сбит в воздушном бою к востоку от Ханко, пилот погиб. Фенрик Лакио, Альпо. Воздушный бой с восемью И-16. Упал в море южнее Hästö-Busö, направлении Jussarö 253 градусов.
А также пишут о сбитом зенитной артиллерией 5 июля немецком Ю-88 из 806-й группы, о нём же говорит и Кабанов в своих мемуарах, в финском фотоархиве есть даже фото обломков, найденных финнами в декабре.
Но ещё раз подчеркну, это только непосредственно в районе полуострова. Реально побед ханковских истребителей больше - так, попадались сообщения о гибели финских истребителей в р-не Турку (в бою) и т.п.
Точное число установить весьма сложно - нет полных немецких данных.
С уважением,
Спасибо большее..!!!. А броненосцы реально привлекались к обстрелу базы?
Да, стреляли. Вот ссылка на соответствующую страничку сайта Яри Аромаа, там расписаны и обстрелы Ханко:
http://kotisivut.fonet.fi/~aromaa/Navyg … index.html
с уважением,
Спасибо. Хороший сайт.. А торговый и рыболоыецкий тоннаж потери нес?.
От сил на Ханко - нет.
Ну я так и понял.....
Немного посмотрел про действия авиации вокруг Ханко. Нашлось несколько интересных эпизодов. Ну, во-первых, финны сейчас лукавят, приуменьшая свои потери. Например, вот этот случай у них видимо потерей не считается:
24.10.41 (ЖБД 6-й воздушной флотилии)
12.30-13.30 Полёт по маршруту Нуммела-Юссарё-гавань Ханко пары VH-12 и VH-19 (Чайки). Над гаванью спикировали с 4000 до 1500 м. Во время обратного полёта у Юссарё головной был внезапно атакован вражеским истребителем т. И-17, обстрелявшим крылья самолёта, которые позже оторвались, пришлось совершить вынужденную посадку поблизости от базы Пяйвёля (Солберг) на болото. Машина VH-19 серьёзно повреждена.
Из донесения пилота: между Юссарё и материком он услышал звук пулемётов и подумал, что это свои пулемёты открыли огонь из-за какой-нибудь неисправности их предохранителя. Несколько позже он услышал тот же звук и увидел поблизости облачка от зенитного огня (Твярминне).
При этом, оглянувшись, он обнаружил на расстоянии приблизительно 300 м истребитель т. И-17. Он немедленно вошёл в пике, летя зигзагами во время пикирования. Выровнявшись у поверхности, он обнаружил, что вражеский истребитель оказался примерно в 3 км впереди него, а также потерю связи. Мотор работал плохо, и ему пришлось произвести вынужденную посадку поблизости от базы Пяйвёля на болото Лаббан.
Машина провалилась сквозь своего рода моховой навес, который лишил машину плоскостей.
Следующий эпизод связан с действиями наших самолётов по финским кораблям, ранее мне он не встречался, а потому стандартный вопрос, что говорят на этот счёт наши источники?
Из ЖБД 2-го дивизиона 4-й бригады БО
17.07.41
18.30 3 вражеских истребителя обстреляли из пулемётов и автоматических пушек к востоку от Лилл Марсин Фискарс II с баржей. 4 раненых из отряда Ярря.
19.30-19.50
3 вражеских истребителя пролетели над Бьёрнхольм, Лилл-Марсин и Стор-Марсин. Батарея Лилл’а открыла огонь в 19.45 и попала в один самолёт, который упал на Оденсё. Машина – истребитель-моноплан, разнос крыльев около 8 м, 9-ти цилиндровый звёздообразный мотор. В кабине место для одного человека. На хвосте номер 4 1721284. Вооружение: 2 – 20-мм пушки и 2 пулемёта. Пилот – лейтенант Михаил Екусов, родился 15.02.1917, холост. Одет: длинное кожаное пальто, под которым синий морской форменный костюм.
Два других самолёта пролетели над Бьёрнхольмом, стреляя из пулемётов, все очереди пришлись в остов?, так как были замечены разлетающиеся большие куски метала.
Из отчёта командира зенитного взвода Лилиус:
19.53 Слышен гул самолётов в направлении Ханко. В 19.55 мы внезапно обнаружили 3 истребителя, практически колонной, на высоте около 100 м, приближающихся с направления Хермансё к судну Фискарс II, который, с баржей, стремился на восток и почти достиг северной стороны Бастхольма.
Мы ждали, орудия (2 20/60 Мадсен) и зенитный пулемёт в боевой готовности, пока самолёты не приблизились к нам приблизительно на 100 м, при этом мы обнаружили, что на них были красные звёзды (мы не слышали никакой стрельбы по ним до нас).
По моей команде сейчас же мы открыли по ним огонь. Сначала всё оружие стреляло по первому самолёту. Когда самолёт уже пролетел мимо нас, оба Мадсена обстреляли последний самолёт. Зенитный пулемёт тогда уже не стрелял.
Первый самолёт получил попадания как из пулемёта, так и из одного из 20/60 Мадсенов. Мадсен попал в нижнюю часть самолёта как раз под пилотом, где он взорвался. Все мы видели это, и что самолёт плохо держится в воздухе, после чего он резко развернулся носом к Оденсё, успев, однако, выпустить несколько пулемётных очередей по барже. Затем он опустился в западной части Оденсё. Вероятно пытался достигнуть воды между Оденсё и Скогбю, однако без успеха.
Средний самолёт обстрелял как из 20-мм пушек, так и из пулемётов Фискарс и его баржу, после чего он развернулся на север и пропал. Находящийся на Фискарсе пулемёт теперь также стрелял по самолёту. Мадсены уже обстреливали последний самолёт, который летел прямо на очереди. Наш наблюдатель утверждал, что и этот самолёт получил попадание куда-то в центральную часть. Этот самолёт и вправду не обстрелял Фискарс, а повернул на север, неровно летя.
К сему прилагается такая схема:
Ещё добавлю, что такого пилота в ОБД я не нашёл, как и Екушева (который реально был на Ханко).
С уважением,
savera написал:
Оригинальное сообщение #726800
Следующий эпизод связан с действиями наши
Все просмотрел, ничего не нашел - действительно самолеты с Ханко, а их оперсводок на систематической основе у меня нет.
savera написал:
Оригинальное сообщение #726800
Ещё добавлю, что такого пилота в ОБД я не нашёл, как и Екушева
Может Якушев?
Тут немного заинтересовался немецкой блокадой Сырве в начале октября 1941 г. и нашел ряд интересных эпизодов.
1. в 06.12 4.10.1941 ТЩ М-1803 вместе с М-1807, 04 в АО6127 захват бук. «Эта» (порт приписки Рига) с 7 солдатами - в 14.50 прибыли для сдачи пленных 61-й ПД в Кюдема-бухт (буксир на буксире у ТЩ, оставлен в бухте - сдан армейским саперам).
2. Из КТВ 18-й флотилии ТЩ 5.10.1941 (перевод И. Борисенко):
05.40 Кв. 6134. М-1801 с М.1805 в сторожевом звене ходим туда-сюда.
07.10 Судно в видимости на 170 град., вероятно с беженцами с Эзеля. Звено поворачивает на него и требует остановиться примерно с 60 гм с помощью орудийного огня. Разрывы накрывают. Звено быстро приближается к судно, которое, кажется останавливается.
07.20 При приближении кажется, что экипаж забился под палубу. Все бортовые иллюминаторы погасли и задраены. Вдоль борта постреляли из пулеметов, чтобы выгнать экипаж, после чего 4 человека (с ТЩ) перепрыгнули на борт. Они установили, что катер пуст. Найденные, совершенно свежие продукты питания указывают, что катер был в море с недавнего времени. Дальнейшие находки показали, что это эстонский таможенный катер размерами примерно с разъездной катер. Попытка взять его на буксир провалилась, т.к. у него была слишком большая течь и он сильно осел носом. Т.к. остов этого деревянного катера в такой форме представлял собой угрозу судоходству, его потопили подрывными зарядами.
Как я понимаю, никаких быв. эстонских таможенных (пограничных) катеров на Сырве быть не могло и это скорее всего какой-нибудь "Партизанас"?
Получается, что наши бойцы предпочли затопить катер и прыгнуть за борт, чем сдаваться в плен. А мы еще "Варяг" поминаем...
3. запись в 08.00 5.10.1941 в КТВ МГК Норд (у других аналогичного не нашел) - ФлФю Остзее докладывает о потоплении (подожжен, все погибли) ТКА в АО6161 в 30 милях зап. Даго - предположительно катер, который перевозил 11 сбежавших с Сырве на Даго комиссаров.
Как я понимаю это ТКА-154 с командиром 3-й осб п-ком Гавриловым. То, что он был найден в квадрате АО6161 явно указывает, что ТКА шел не в Швецию (как это в своей статье предполагал К.Б. Стрельбицкий http://forum.patriotcenter.ru/index.php … .1310;wap2), а на Хийума, куда и должен был идти.
Чисто умозрительно - это мог быть бывший эстонский "Партизанас" (употребляю как имя нарицательное) - наверняка наши пограничники или флот конфисковали все эстонские плав. средства на островах, если не до войны, так с началом уж точно. Могли среди них быть и таможенные - ведь с контрабандой как-то боролись?
Спасибо за помощь по предыдущему вопросу - Екушева в ОБД нашёл, только он был не Михаил, а Николай. Но в остальном сходится.
С уважением,
marwaj написал:
Оригинальное сообщение #727081
Я нашёл следующую информацию
Спасибо. С интересом прочитал эту, ранее прошедшую мимо меня, статью К.Б. Стрельбицкого. По существу могу добавить, что "Партизан" все-таки организационно входил в состав 2-го дивизиона 2-го БОПС, хотя к началу войны вероятно, мог быть в Таллине. С номером катера тоже не все гладко. Я, например, встречал в официальных списках два варианта его номера - К-267 и К-276. Сам, в общем, склоняюсь ко второму варианту.
Отредактированно vas63 (11.08.2013 21:35:41)
Попытался разобраться с довольно известным эпизодом - ударами истребителей Ханковской авиагруппы по сухопутному и морскому аэродромам Турку 23.07.41. С нашей стороны все имеющиеся подробности видимо взяты из Отчёта по обороне Ханко, на его базе написаны и воспоминания Кабанова, и современная книга Чернышева. Там эти события разнесены на два дня, и особо интересен результат вечернего воздушного боя - 4 наших истребителя без потерь со своей стороны сбили 5 Фоккеров из 6. Судя по финским документам, всё это происходило в один день, но описание боя тоже весьма далеко от действительности. Зато результаты ударов по морскому аэродрому близки к реальным (наши заявили о повреждении и возможной гибели 5 самолётов). Отражены ли эти события в каких-либо других документах?
Из ЖБД Базы флота Турку
23.07.41
14.10 Воздушная тревога Турку
14.20 Боевая тревога
14.45 Сигнал об окончании опасности
Во время тревоги следующий противник:
Самолёты: 2 бомбардировщика, 9 истребителей. Наблюдательные пункты Вяхин, Хейккиля, базы Турку наблюдали только 9 истребителей, которые летели в разреженном строю. От воздействия зенитного огня строй рассеялся.
Часть самолётов пролетела над аэродромом, где зенитки добились попадания в один из истребителей, который загорелся и упал в лес рядом с аэродромом. Остальные пролетели над Пансио, где бомбили район Пансио, 3 бомбы, из которых одна не взорвалась; кроме того, зажигательные бомбы, которые подожгли лес, пожар начали тушить. Одна бомба очень большой мощности, так как воронка 8 м диаметром. Ущерба не причинили.
Самолёты обстреляли из пулемётов баржу Паргас, которая находилась у берега Пансио. Ущерба нет. Обогнув Пансио, самолёты повернули назад к городу и обстреляли в гавани морского аэродрома немецкий гидросамолёт. Один поплавок повреждён.
18.00 Воздушная тревога Турку
18.31 Сигнал об окончании опасности
Во время тревоги обнаружены вражеские самолёты. Направление полёта тоже самое, как и днём. Нет бомбёжки. Самолёты вновь обстреляли из пулемётов гавань гидроаэродрома и склады Калланпяя. Пароход Херрёснуд, который находился на якоре перед Калланпяя, обстрелял самолёты из пулемёта. Самолёты очень низко. На базе флота наблюдали 3 вражеских самолёта, которых преследовали наши истребители.
Из КТВ FdT
Во время двукратной бомбовой атаки 3 разведывательных машины из Кетте Турку так сильно повреждены, что не годны для дальнейших операций.
Из ЖБД 30-й воздушной флотилии
В 14.30 девятка вражеских И-153 бомбила и обстреляла аэродром Турку и его окрестности. Из повреждений только пара небольших лесных пожаров около аэродрома. Нашими зенитками сбит один из бомбивших И-153. Машина рухнула вниз, горя рядом с аэродромом.
В то же время, когда вышеупомянутые 9 И-153 бомбили аэродром Турку, над аэродромом летали 12 И-16! на высоте 3000 м, следя за бомбардировкой и прикрывая бомбившие самолёты.
18.05-18.45 Вылет на перехват 4 машин в квадрат 26. Поднявшись в воздух, патруль к северу от аэродрома застал врасплох вражеский патруль, состоявший из 4 машин (И-153), которых Фоккеры атаковали. FR-148 выпустил очередь в один И-153, когда тот оказался позади трёх других.
Наш патруль начал преследование одиночного И-153. Примерно в 50 м севернее Бенгтшера, когда Фоккеры почти нагнали вражеский самолёт, из-за острова появились 5 И-16 и первые 4 И-153, которые с пикирования атаковали наш патруль.
В произошедшем бою FR-148 обстрелял один И-16, тот перевернулся кругом, примерно с 50 м вертикально рухнул вниз и разрушился в море. В это же время FR-148, FR-156, FR-152 и FR-150 дрались с другими вражескими истребителями, при этом один И-153 рухнул на остров и загорелся. Во время боя наибольшая высота полёта Фоккеров была около 100 м, и в бою участвовали 5-7 И-16 и 7 И-153.
На FR-148 отстреляна стойка антенны, правые шина и камера простреляны насквозь. В добавок к этому конец левого крыла в дырах от пулемётной очереди, задняя кромка элерона разбита и в крыле ряд попаданий.
И ещё один, ранее не известный мне случай:
Из ЖБД Базы Ханко
11.07.41
В 18.30 упал один русский самолёт в квадрате 20154t4 в нижнем углу (восточнее Халсхольма). В машине вероятно 2 человека. 1 найден, находившиеся в карманах документы изъяты в хорошем состоянии.
Вышеупомянутый русский пилот был старший лейтенант Александр Иванович Быстров, Балтийский флот, 61-я авиабригада, политотдел. Он в числе прочего 25.06.41 произвёл в течение 1 ч. 50 м. разведывательный полёт Таллин-Ханко. Имел орден Красной Звезды.
Из ЖБД 6-й воздушной флотилии от 14.07.41
Позвонивший офицер связи из Штаба Группы Ханко сообщил, что упавший восточнее Халсхольма вражеский самолёт был т. И-16.
Машина упала 11.07 в 18.15, производя атаку на финские моторные катера. Крыло поднято из воды. Место падения у восточной стороны Халсхольма, неподалёку от берега, в 10 м. Машина на глубине 2 м. В числе прочего подняты парашют и лента 20-мм патронов.
С данными ОБД Мемориал совпадает, там значится сбитый зенитным огнём, хотя финны про это не пишут - просто упал. Возможно, есть ещё какие-либо подробности?
Вообще, похоже, что боевые потери Ханковской авиагруппы до конца лета исчерпываются тремя вышеупомянутыми машинами, плюс ещё дикий случай с расстрелом своей Чайки (а по воспоминаниям одного из пилотов и выпрыгнувшего с парашютом лётчика Козлова) ГСС Бринько 15.07. С осенью сложнее, там Ханковские пилоты активно участвовали в боях за Моонзунд, соответственно и потерь было больше, и отследить их сложнее.
С уважением,
Отредактированно savera (24.08.2013 15:00:42)