Сейчас на борту: 
Mitry,
sezin,
Starracer,
vaviloff74,
АК
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 03.09.2013 18:21:53

Gato
Гость




B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Уважаемые господа!

Есть ли информация о том, сколько B5N1 и B5N2 принимали участие в Гавайской операции, и каким было их распределение по авианосцам соединения Нагумо? В инете можно часто встретить утверждения, что перевооружение  1-го Воздушного флота с B5N1 на B5N2 к моменту атаки Перл-Харбора не было ещё завершено, и в операции участвовали оба типа самолётов.

С другой стороны, в многих источниках (например,  http://www.navweaps.com/index_oob/OOB_W … Harbor.htm  , http://www.ibiblio.org/hyperwar/AAF/USS … dex.html#1 или  Francillon, René J. Japanese Carrier Air groups 1941-45. ) различие между типами этих самолётов не проводится или утверждается, что авиагруппы 1, 2 и 5-й дивизий имели на вооружении только B5N2.

Как же было на самом деле?

#2 03.09.2013 19:32:03

SLV
Гость




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Gato написал:

Оригинальное сообщение #737664
азличие между типами этих самолётов не проводится

Самое заметное различие - у N2 была мачта радиоантенны, а у N1 ее не было. Кроме того, у N1 капот напоминал по форме капот Ки-27 - в виде усеченного конуса, широким основанием вперед и был большего диаметра, чем у N2. У последнего капот был в виде цилиндра. 
Источник, конечно, мурзилистый, но почитать его стоит.

#3 03.09.2013 20:46:53

БМВадимка
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 2167




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

SLV написал:

Оригинальное сообщение #737712
у N2 была мачта радиоантенны

Там схемы и фото этому противоречат.

#4 03.09.2013 22:35:03

SLV
Гость




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

БМВадимка написал:

Оригинальное сообщение #737722
ам схемы и фото этому противоречат.

Может позже дооснащали?

#5 04.09.2013 10:38:38

Gato
Гость




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Источник, конечно, мурзилистый, но почитать его стоит.

Спасибо. Говоря о том, что источники не проводят различий между B5N1 и B5N2, я имел в виду, что часто указывается либо общее обозначение самолёта B5N, либо всех обозначают как B5N2.

Например, о Ryujo детализированный состав авиагруппы примерно на этот период известен:

Спойлер :

Об авианосцах Кидо Бутай я таких данных не нашёл. В "Драконах" Перл-Харбора и Мидуэя" есть состав авиагрупп "Сорю" и "Хирю" на начало войны: 18 палубных истребителей тип 0, 18 палубных бомбардировщиков тип 99, 18 ударных самолётов корабельного базирования тип 97 + по 3 резервных самолёта каждого типа. Однако же, ударные самолёты корабельного базирования тип 97 могли быть модели 11 (т.е. B5N1) или модели 13 (B5N2), однако какой модели,11 или 13, были данные ударные самолёты, не сказано.

#6 05.09.2013 17:02:53

БМВадимка
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 2167




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

SLV написал:

Оригинальное сообщение #737778
Может позже дооснащали?

Так ведь на фото у некоторых B5N2 нет мачты антенны.

Gato написал:

Оригинальное сообщение #737885
Об авианосцах Кидо Бутай я таких данных не нашёл.

Если цитировать вражеский текст: "Японская авиация во Второй мировой войне", пер. А.Г.Больных, ООО "Издательство АСТ", 2001, стр.78, (воспоминания Мори), 2 абзац снизу: "Мой торпедоносец, старая модель "Кейта"...

#7 05.09.2013 17:28:26

SLV
Гость




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

БМВадимка написал:

Оригинальное сообщение #738386
Так ведь на фото у некоторых B5N2 нет мачты антенны.

Значит, с В5 была примерно та же ситуация, как и с нашим СБ, у которого было 2 варианта пропеллеров, 2 варианта размещения радиаторов (+3-й на Ар-2), 2 варианта основных стоек шасси  и 2 варианта верхней турели. Только тут меньше элементов варьировалось, и потому комбинаций было меньше.

#8 05.09.2013 18:56:59

БМВадимка
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 2167




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

SLV написал:

Оригинальное сообщение #738391
Значит, с В5 была примерно

Видимо. Я давно уже это заметил (про Кейт на Айрвар). Решил, что просто есть самолеты радиофицировнные и не радиофицированные. Радиофицированных среди 2 было явно больше- в любом случае, хотя бы просто арифметически. Ну, и решили, что это отличительный признак.
Хорошо бы выяснить, конечно. давайте у Е.Пинак спросим.

Отредактированно БМВадимка (05.09.2013 19:00:39)

#9 05.09.2013 23:15:48

Евгений Пинак
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2201




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Gato написал:

Оригинальное сообщение #737664
Есть ли информация о том, сколько B5N1 и B5N2 принимали участие в Гавайской операции, и каким было их распределение по авианосцам соединения Нагумо? В инете можно часто встретить утверждения, что перевооружение  1-го Воздушного флота с B5N1 на B5N2 к моменту атаки Перл-Харбора не было ещё завершено, и в операции участвовали оба типа самолётов.

Впервые о таком слышу. Что за "инет" такой? :) Любопытно же, откуда ноги у байки растут. Ни один из известных мне источников о наличии над П-Х B5N1 не упоминает.

Gato написал:

Оригинальное сообщение #737885
Например, о Ryujo детализированный состав авиагруппы примерно на этот период известен:
Спойлер :
5 December 1941:
Arrives at Koror, Palaus. RYUJO’s air group consists of 12 (+4 spares) Mitsubishi Type 96 A5M4 “Claude” fighters and 14 (+4 spares) Nakajima Type 97 B5N (12 N1 and 2 N2) “Kate” attack planes. http://combinedfleet.com/ryujo.htm

Вопрос спорный, на самом деле. Наличие запасных машин на японских АВ к началу войны весьма сомнительно. Ну и данные не по операционнопригодным самолётам не сходятся с другими источниками. Например, выше указано 12 операционнопригодных истребителя, а на предвоенном фото пилотов истребительного отряда "Рюдзё" - 14 человек. Также непонятно, откуда взялись 2 B5N2. Да - есть фото с 2 B5N2 с "Рюдзё", но это не значит, что их не могло быть больше.

Gato написал:

Оригинальное сообщение #737885
ударные самолёты корабельного базирования тип 97 могли быть модели 11 (т.е. B5N1) или модели 13 (B5N2)

B5N2 - это модель 12, а не 13.

БМВадимка написал:

Оригинальное сообщение #738416
Я давно уже это заметил (про Кейт на Айрвар). Решил, что просто есть самолеты радиофицировнные и не радиофицированные. Радиофицированных среди 2 было явно больше- в любом случае, хотя бы просто арифметически. Ну, и решили, что это отличительный признак.
Хорошо бы выяснить, конечно. давайте у Е.Пинак спросим.

Насколько я знаю, все самолёты авианосной авиации были радиофицированными как по конструкции, так и по факту (с базовых "Рэйсэнов" рации иногда снимались). Это вдвойне верно для В5, являвшихся ещё и разведчиками авианосных авиагрупп.
Что касается наличия/отсутствия мачты радиоантенны, то на B5N было два способа её крепления: с мачты на киль и от фюзеляжа к расчалкам, идущим с крыльев на хвостовое оперение. Вторую версию практически нереально заметить на фото. При этом наряду с первым способом мог использоваться второй, второй использовался и без первого, а вот использовался ли только первый способ - я не знаю.

#10 06.09.2013 17:03:08

Gato
Гость




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Любопытно же, откуда ноги у байки растут. Ни один из известных мне источников о наличии над П-Х B5N1 не упоминает.

Вот, например, вот здесь:http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis … diveb.html, цитата оттуда:

Спойлер :

Где-то ещё видел нечто подобное, там упоминалось, что к началу войны большинство B5N1  в соединении Нагумо были заменены на B5N2, но некоторое количество самолётов B5N1 всё же в Кидо Бутай оставалось (не помню адрес ссылки, если вспомню, приведу). Поясню, почему такой вопрос вообще возник, мне показалось, что я "где-то" несколько месяцев назад видел таблицу, в которой было указано распределение B5N1 и B5N2 между дивизиями авианосцев в Кидо Бутай на момент начала войны, но, видно, померещилось - следов такой информации нигде не оказалось.

На самом деле, Евгений, Вы ответили на мой вопрос - видимо, разговоры о B5N1 над Перл-Харбором - обыкновенная байка. Спасибо.

#11 06.09.2013 17:47:22

Евгений Пинак
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2201




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Gato написал:

Оригинальное сообщение #738650
Любопытно же, откуда ноги у байки растут. Ни один из известных мне источников о наличии над П-Х B5N1 не упоминает.

Вот, например, вот здесь:http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis … diveb.html, цитата оттуда:
...

Мда - не ожидал от Максима такого ляпа :(
Ну и "бухта Танкар", которая на самом деле - Хитокаппу, а ныне - залив Касатка, тоже удивляет.

#12 06.09.2013 21:54:01

Dianov
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Каменск-Шахтинский
зеконосец ИК 12
Сообщений: 1830




Вебсайт

Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Евгений Пинак написал:

Оригинальное сообщение #738660
Мда - не ожидал от Максима такого ляпа :(
Ну и "бухта Танкар", которая на самом деле - Хитокаппу, а ныне - залив Касатка, тоже удивляет.

А можно еще вопрос по ссылке -  Первоначальной командной единицей являлось звено "сётай" (3 самолета), командиром звена был, как правило, петти-офицер, пилот ведущего самолета.  Кажется писалось,что командиром экипажа у "Кейта" был штурман. Как тогда звеном командовал пилот? И кстати чем обосновывалось "командирство" штурмана?


"Человек, который остался в живых после встречи с русским солдатом и русским климатом, знает, что такое война. После этого ему незачем учиться воевать".(с) Генерал Гюнтер Блюментрит.

#13 06.09.2013 22:16:06

SLV
Гость




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Dianov написал:

Оригинальное сообщение #738727
Кажется писалось,что командиром экипажа у "Кейта" был штурман. Как тогда звеном командовал пилот? И кстати чем обосновывалось "командирство" штурмана?

Вообще во многих источниках, касающихся организации авиации в 20-х - начале 30-х годов упоминается, что на многоместных машинах командиром был штурман. А про пилота даже шутка ходила, что он только катает последнего. Но к концу 30-х годов в большинстве стран командиром становится пилот. Это с одной стороны. С другой - японцы очень не спешно перенимали новшества в организации ВВС. Может у них такое архаичное распределение командных обязанностей сохранялось дольше?

#14 07.09.2013 22:57:59

Евгений Пинак
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2201




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Dianov написал:

Оригинальное сообщение #738727
А можно еще вопрос по ссылке -  Первоначальной командной единицей являлось звено "сётай" (3 самолета), командиром звена был, как правило, петти-офицер, пилот ведущего самолета.  Кажется писалось,что командиром экипажа у "Кейта" был штурман. Как тогда звеном командовал пилот? И кстати чем обосновывалось "командирство" штурмана?

Это тоже ошибка.
Во-первых, звено могло состоять и из 2 самолётов.
Во-вторых, командовал экипажем всегда старший по званию - вне зависимости от его специальности. Естественно, что старший по званию лётчик в звене командовал и самолётом, и звеном.

#15 08.09.2013 09:52:10

Dianov
Гардемаринъ
gardemarin
Откуда: Каменск-Шахтинский
зеконосец ИК 12
Сообщений: 1830




Вебсайт

Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Евгений Пинак написал:

Оригинальное сообщение #738982
Во-вторых, командовал экипажем всегда старший по званию - вне зависимости от его специальности. Естественно, что старший по званию лётчик в звене командовал и самолётом, и звеном.

В смысле - даже воздушный стрелок? Это удивительно, всегда должность вроде определяла старшинство.


"Человек, который остался в живых после встречи с русским солдатом и русским климатом, знает, что такое война. После этого ему незачем учиться воевать".(с) Генерал Гюнтер Блюментрит.

#16 08.09.2013 17:08:13

Евгений Пинак
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2201




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Dianov написал:

Оригинальное сообщение #739027
В смысле - даже воздушный стрелок?

Да - на пикировщиках/2-местных разведчиках командиром мог быть и воздушный стрелок. В теории мог быть и на других самолётах, но обычно этого не было, т.к. там стрелками обычно ставили матросов.

Dianov написал:

Оригинальное сообщение #739027
всегда должность вроде определяла старшинство.

В японском флоте было наоборот. Например, на эсминцах должность старшего офицера была закреплена за старшим из командиров боевых частей.

#17 08.09.2013 22:28:56

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Gato написал:

Оригинальное сообщение #737664
Есть ли информация о том, сколько B5N1 и B5N2 принимали участие в Гавайской операции, и каким было их распределение по авианосцам соединения Нагумо?

Есть то она конечно есть но с большими нареканиями. Скажем в Rise and Fall of the Japanese Imperial Air Service Эдвардса есть фраза на 100 стр: "In fact forty planes of the B5N1 type flew from the aircraft сarrier HIJMS Soryu to attack the US battleships at Pearl Harbor." Помимо явной ошибки (опечатки?) автор далее на стр 207 пишет "In this initial attack the Imperial Naval Air Service launched 353 aircraft, comprising Aichi D3A1 dive-bombers, Nakajima B5N2 torpedobombers and Mitsubishi A6M2 fighter planes."
Если со второй цитатой вроде понятно - из Франсильона, то откуда взялась первая не знаю. К тому же Эдвардс не писал по первичным источникам + редактирование его книги безобразное.

Евгений Пинак написал:

Оригинальное сообщение #738528
Наличие запасных машин на японских АВ к началу войны весьма сомнительно.

Почему?

#18 09.09.2013 10:51:00

Евгений Пинак
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2201




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

1

Serg написал:

Оригинальное сообщение #739238
Gato написал:

Оригинальное сообщение #737664
Есть ли информация о том, сколько B5N1 и B5N2 принимали участие в Гавайской операции, и каким было их распределение по авианосцам соединения Нагумо?

Есть то она конечно есть но с большими нареканиями. Скажем в Rise and Fall of the Japanese Imperial Air Service Эдвардса есть фраза на 100 стр: "In fact forty planes of the B5N1 type flew from the aircraft сarrier HIJMS Soryu to attack the US battleships at Pearl Harbor."

Про книгу Эдвадса достаточно написано вот тут :)

Serg написал:

Оригинальное сообщение #739238
Евгений Пинак написал:

Оригинальное сообщение #738528
Наличие запасных машин на японских АВ к началу войны весьма сомнительно.

Почему?

Потому, что штаты по крайней мере большинства АВ на начало войны их не предусматривали. А когда начали предусматривать (с января 1942), то их на АВ точно не было - самолётов новых типов не хватало даже на укомплектование их авиагрупп операционнопригодными самолётами. Правда, на "Рюдзё" в основном были машины старых типов - но это ещё не факт, что на нём были запасные машины. Конечно, наличие запасных самолётов можно попробовать посчитать по ЖБД его авиагруппы - но мне лень :)

#19 09.09.2013 15:52:05

Сидоренко Владимир
Контръ-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 5947




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Dianov

Евгений Пинак написал:

Оригинальное сообщение #739113
Dianov написал:Оригинальное сообщение #739027
В смысле - даже воздушный стрелок?

Да - на пикировщиках/2-местных разведчиках командиром мог быть и воздушный стрелок. В теории мог быть и на других самолётах, но обычно этого не было, т.к. там стрелками обычно ставили матросов.

Тут надо пояснить один нюанс. В японском флоте лётчик сидевший в задней кабине пикирующего бомбардировщика или 2-местного гидросамолёта-разведчика/корректировщика именовался не "стрелок", а "наблюдатель" (тэйсацуин).
Он выполнял функции штурмана, бомбардира (с горизонтального полёта), наблюдателя/воздушного корректировщика, радиста и воздушного стрелка.
Т.е. его обязанности были гораздо шире и ответственнее, чем обязанности воздушного стрелка, скажем, на наших "Ил-2".

Отредактированно Сидоренко Владимир (09.09.2013 15:54:45)

#20 09.09.2013 19:14:17

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Евгений Пинак написал:

Оригинальное сообщение #739399
Потому, что штаты по крайней мере большинства АВ на начало войны их не предусматривали. А когда начали предусматривать (с января 1942), то их на АВ точно не было - самолётов новых типов не хватало даже на укомплектование их авиагрупп операционнопригодными самолётами. Правда, на "Рюдзё" в основном были машины старых типов - но это ещё не факт, что на нём были запасные машины. Конечно, наличие запасных самолётов можно попробовать посчитать по ЖБД его авиагруппы - но мне лень

Не понял. В известной книге Пинака&Сидоренко есть нормы снабжения запасными самолетами по некоторым АВ. Если их не было на борту значит они хранились где-то на берегу, Вы это имеете ввиду? Или подразумевается что Сорю+Хирю есть меньшая часть АВ.

А если запасных самолетов не было в штате то может в разобранном виде они числились как ЗИП.

#21 09.09.2013 20:52:08

Евгений Пинак
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2201




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Serg написал:

Оригинальное сообщение #739647
Не понял. В известной книге Пинака&Сидоренко есть нормы снабжения запасными самолетами по некоторым АВ. Если их не было на борту значит они хранились где-то на берегу, Вы это имеете ввиду?

Я имел в виду, что те данные, которые приведены в нашей с Володей книге, это стандартные данные по японским источникам. Однако есть и альтернативное мнение - которое я и озвучил. И сейчас я более склонен согласиться именно с альтернативным мнением, поскольку найти упоминания о запасных торпедоносцах и пикировщиках в Гавайской операции я так и не смог. Что же касается истребителей (их наличие неоспоримо), то у меня есть сомнения - я можно ли называть их запасными?

Serg написал:

Оригинальное сообщение #739647
Или подразумевается что Сорю+Хирю есть меньшая часть АВ.

Нет - тут я имел в виду малые АВ.

Serg написал:

Оригинальное сообщение #739647
А если запасных самолетов не было в штате то может в разобранном виде они числились как ЗИП.

Насколько я понял, запасные самолёты всегда так назывались вне зависимости от того, в каком виде они хранились.

Отредактированно Евгений Пинак (09.09.2013 20:53:17)

#22 10.09.2013 14:20:03

Serg
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2630




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

То есть в ЖБД все же есть информация про запасные истребители, которые участвовали в патруле. Но про запасные бомберы ее может и не быть. Возможность их задействовать была разве что при Уэйке.
Ну а про численность самолетов на борту что можно сказать? Данные весьма разнятся, в порядке убывания:
Морисон 423
Зимм 417+54 запасных
Поломаный меч 412
Таблица в П-Х бумагах 408
Ленгерер 441 включая 54 запасных, стало быть 387.

#23 11.09.2013 11:08:48

Евгений Пинак
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 2201




Re: B5N1 и B5N2 в Гавайской операции

Serg написал:

Оригинальное сообщение #739890
То есть в ЖБД все же есть информация про запасные истребители, которые участвовали в патруле.

И тут возникает терминологический вопрос: если запасной самолёт имеет своего пилота и участвует в боевых вылетах наравне с остальными, это запасной самолёт или нет?

Serg написал:

Оригинальное сообщение #739890
Но про запасные бомберы ее может и не быть. Возможность их задействовать была разве что при Уэйке.

И при Уэйке, похоже, их не задействовали - посмотрите обсуждение вот тут: http://www.j-aircraft.org/smf/index.php?topic=13570

Serg написал:

Оригинальное сообщение #739890
Ну а про численность самолетов на борту что можно сказать? Данные весьма разнятся, в порядке убывания:
Морисон 423
Зимм 417+54 запасных
Поломаный меч 412
Таблица в П-Х бумагах 408
Ленгерер 441 включая 54 запасных, стало быть 387.

Вот и я о том же :) Вроде бы все источника солидные - а циферки у всех разные. При этом у всех авторов циферки - из японских источников.

Страниц: 1


Board footer