Вы не зашли.
Алексин Сергей написал:
Оригинальное сообщение #747712
дорог напоминающих взлетную полосу достаточно
ВПП это не "дорога", а широкая площадка. Взлетать могли и по нескольку машин одновременно. Да и на случай бомбёжки всегда должна быть запасная взлётка. Лучше всего для этого подходит поле. Когда в 2000г. к нам на Тузлу приезжал ветеран он говорил про аэродром на поле ближе к Тамани. Думаю на краю мыса делать аэродром не могли. На подлёте к аэродромам всегда стояли посты ВНОС и зенитные батареи. Иначе возможности обороняться практически не было. В любом случае нужны источники. Тот абстрактный многоугольник непонятно откуда взят. Хотелось бы увидеть источники.
КАРТА РАСПОЛОЖЕНИЯ АЭРОДРОМОВ НА ТАМАНСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ И КРЫМУ www.rkka.ru/maps/krym1.gif
Отредактированно ЛПТ (29.09.2013 11:29:06)
Точка занимает площадь от пролива до Тамани и от залива до Панагии. Примерно 36 квадратных километров. Общее представление о месте базирования даёт, но точной привязки к местности нет абсолютно.
Отредактированно Станислав Долгов (29.09.2013 11:34:47)
Аэродром Тамань располагался у юго-западной окраины Тамани. От мыса Тузла до западного края аэродрома 5-6 км строго на восток. Летное поле - 1300х600 м, вытянуто с востока на запад. Викимапия в данном случае дезинформирует.
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #748001
располагался у юго-западной окраины Тамани
Вот о нём и рассказывал ветеран. Сейчас там виноградник. Спасибо за информацию.
Станислав Долгов написал:
Оригинальное сообщение #748018
Чёткое "попадание" в границы основных дорог (с точностью до метра)
Примерно так и есть. У него границы немного ломанные были (в обход холмов и т.п.), но в целом похоже.
А. Кузнецов написал:
Оригинальное сообщение #748032
в обход холмов и т.п.
Сейчас там холмов нет. Ровное поле - виноградник. Андрей, а нет каких-нибудь фото аэродрома (хочется привязать к натуре). И уже стало интересно, кто и в какие сроки на нём базировался? Наверняка не только 347-й ИАП, но и другие полки стояли. Да и немцы, наверняка, его использовали.
Может на него и штурмовики базировались? И может "наш" покоящийся на дне с него взлетал и из-за отказа двигателя приводнился?
Отредактированно Станислав Долгов (29.09.2013 14:08:02)
1941-42 я не смотрел, в 1943 наши там не базировались, он как аварийная площадка использовался.
Немцы в 1943 использовали - периодически I.и III./JG52, 15./JG52 (хорваты), ближние разведчики. Вероятно, как аэродром подскока "штуки" могли использовать.
Станислав Долгов написал:
Оригинальное сообщение #748018
Сейчас там холмов нет. Ровное поле - виноградник.
Судя по схемке, которую я видел лет 10 назад, холмы по краям были, а западнее - хлопковое поле.
Снимка, увы, нет. На немецких АФС, выложенных на http://www.wwii-photos-maps.com, аэродрома тоже нет - оба снимка Тамани аэродром не захватывают.
Станислав Долгов написал:
Оригинальное сообщение #748018
Чёткое "попадание" в границы основных дорог
Станислав, аэродром по воспоминаниям местных был справа по ходу движения из Тамани на Тузлу. От Тузлы до Тамани видна еще одна дорога под углом 30. Вот к этой дороге он длинной стороной с юга примыкал. Ведь ориентация взлетных полос определяется не границами "основных дорог", а местной розой ветров. После войны там был гражданский аэродром, летали регулярные рейсы Керчь-Тамань-Старотитаровская. Находили там и штампованные слани. Между прочим эта территория ни после войны ни сейчас ничем не засеивалась и не занималась.
Отредактированно ЗИС (29.09.2013 18:50:23)
Игорь, про тот аэродром, о котором ты говоришь я тоже знаю, но там на 100% говорили о послевоенном и со словами "вроде" упоминали про военный.
Отредактированно Станислав Долгов (29.09.2013 19:15:19)
Ещё информация про базирование аэродромов на полуострове. В Пересыпи базировался легендарный 46-й гвардейский ночной легкобомбардировочный Таманский женский авиаполк под командованием майора Евдокии Давыдовны Бершанской. Аэродромом служила узкая полоса морского берега шириной всего в триста метров, ограниченная со стороны суши высоковольтной линией. Взлетать и садиться на легких самолетах "По-2" было очень трудно, особенно при порывистых ветрах с Азова. В тяжелейших условиях отважные женщины полка по нескольку раз за ночь летали на штурмовку укреплений Керчи, снабжали боеприпасами и продовольствием истекавший кровью эльтигенский десант В. Ф. Гладкова. В Пересыпи поставлен обелиск в честь героинь таманского неба.
Для поддержки высадки в Крым были выделены крупные силы авиации. Со стороны Северо-Кавказского фронта это была вся 4-я воздушная армия (генерал-полковник К.А. Вершинин). Впрочем, 926-й иап и 103-й шап вообще не участвовали в боевых действиях, некоторые другие полки также почти не привлекались к боевым вылетам. Штаб армии находился в Старотитаровской, выносной пункт управления (ВПУ) — в Кордоне совместно с ВПУ 56-й армии. Когда ВПУ 56-й армии 9 ноября перешел на плацдарм, туда же были направлена группа от 4-й ВА для организации ВПУ-1. ВВС ЧФ (генерал-лейтенант В.В. Ермаченков) выделили 11-ю шад (без 6-го гиап), сводную истребительную группу майора К.Д. Денисова (командир 11-го гиап) в составе 11-го гиап, 25-го иап и 3-й (в ходе операции переименована в 4-ю) эскадрильи 62-го иап (И-15 и И-153 в роли ночных бомбардировщиков), а также 3-ю эскадрилью 30-го рап («Киттихауки»), 18-ю эскадрилью 119-го мрап (МБР-2). На первую ночь привлекались 5 «бостонов» 36-го дбап и два Ил-4 5-го гмтап. Кроме того, из состава 4-й ВА придавалась 214-я шад в полном составе. Для управления этими силами создавалась оперативная группа штаба ВВС ЧФ во главе с заместителем начальника штаба ВВС ЧФ полковником В.И. Смирновым. Она располагалась в районе Тамани. В последствии состав сил неоднократно менялся.
Авиационные части 4-й воздушной армии и ВВС Черноморского флота, принявшие участие в Керченско-Эльтигенской операции
4-я воздушная армия
Дивизии Полки, отд. эскадрильи Самолеты Базирование Примечания
132 бад 46 гнлбап У-2 Синяя балка (р-н Пересыпи) Действовал весь период по ночам
132 бад 63 бап А-206, А-20ж, Б-3, УБ-3 Крымская Действовал по 8.11 и с 27.11 по ночам
132 бад 244 бап А-206, А-20ж, Б-3 Краснодар Боевые вылеты только 6.12
132 бад 277 бап А-206, А-20ж, Б-3, УБ-3 Краснодар Боевые вылеты только 4.12 и 6.12
132 бад 367 бап ДБ-3 Краснодар Действовал эпизодически по ночам
132 бад 650 ббап Су-2, Р-5 + Ил-2, УИл-2 Славянская Действовал эпизодически по ночам. 20.11 параллельно боевой работе приступил к переучиванию на Ил-2
132 бад 889 нлбап У-2 Бугае(в Краснодаре — 10 И-153, не участвовали) Действовал весь период по ночам
214 шад 190 шап Ил-2 Гостагаевская Действовал весь период
214 шад 622 шап Ил-2 Вышестеблиевская Действовал весь период
214 шад 805 иап ЛаГГ-3,1 Як-1 Бугае Действовал весь период
230 шад 7 гшап Ил-2 Трактовый Действовал весь период
230 шад 43 гшап Ил-2 Анастасиевская До 2.12 несколько с/в в составе других полков; действовал с 2.12
230 шад 103 шап Ил-2 (с-тов нет) Тимашевская Не участвовал
230 шад 210 шап Ил-2 Ахтанизовская Действовал весь период
230 шад 765 шап Ил-2 Анастасиевская (до 18.11) Джигинская (с 18.11) Действовал весь период
230 шад 805 шап Ил-2 Джигинская (по 16.11) Тимашевская (с 17–19.11) Новая матчасть (с з-да № 18). Последние боевые вылеты — 14.11; 16.11 сдал матчасть и часть летного состава (9 Ил-2 с 8 летчиками и 8 стрелками) 210-му шап
230 шад 863 иап ЛаГГ-3 Татарский Действовал весь период
230 шад 979 иап ЛаГГ-3 Джигинская Действовал весь период
229 иад 42 гиап Як-1 Запорожская Действовал весь период
229 иад 88 иап ЛаГГ-3,1 Як-1 Варениковская (до 15.11), Фонталовская (сев.) (2-я и 3-я аэ с 15.11, 1-яаэ с 30.11) Действовал со 2-й половины ноября. До этого прикрывал ж/д станцию Варениковская, боевой работы почти не вел (1 и 2.11 по 4 с/в на сопровождение Ил-2 55 окаэ).
229 иад 249 иап ЛаГГ-3 Фонталовская (сев.) Действовал весь период
229 иад 790 иап ЛаГГ-3 Фонталовская (вост.) Действовал весь период
229 иад 926 иап ЛаГГ-3, Ла-5 Тимашевская Не участвовал
329 иад 57 гиап «аэрокобра» Старотитаровская (до 4.11), Станишевского (с 4.11) Действовал весь период
329 иад 66 иап «аэрокобра» Вышестеблиевская Действовал весь период
329 иад 101 гиап «аэрокобра» Краснодар, 3-я аэ с 30.11 Вышестеблиевская (юж.), с 7.12 Крымская Действовала только 3-я аэ 1–6 декабря
отд. 366 орап Пе-2, Б-20 (Б-3) Славянская, с 16.11 три Пе-2 — Вышестеблиевская Действовал весь период
отд. 55 окаэ Ил-2 Гостагаевская, с конца ноября — Трактовый Эпизодически проводила аэрофотосъемку, огня не корректировала
отд. 8оаэс У-2, УТ-2 Кр. Стрела
отд. 130 оаэс У-2 Гостагаевская, Кр. Стрела
отд. 143 оаэс У-2 Славянская
отд. 371 оаэс У-2 Крымская
отд. 588 оаэс У-2 Ахтанизовская, Старотитаровская
отд. 5 осаэ С-2, С-3, С-4, Як-6 Фонталовская
отд. 6 оутап Пе-2, СБ, УСБ, Ил-2, УИл-2, ЛаГГ-3, Ла-7, Як-1, Як-7б, Як-7в, И-16, УТ-2, УТИ-4, У-2 Тихорецк Учебно-тренировочный
ВВС ЧФ (только части, участвовавшие в операции)
Дивизии Полки, отд. эскадрильи Самолеты Базирование Примечания
1 мтад 5 гмтап Ил-4 Геленджик Только 2 с/в в ночь на 1.11.43
1 мтад 36 дбап А-20, Б-3 Геленджик, Гудаута Только 5 с/в в ночь на 1.11.43
1 мтад 40 пбап Пе-2 Геленджик, Гудаута Действовал весь период
11 шад 8 гшап Ил-2 Анапа, с 29.11 Анапская Действовал весь период
отд. 23 шап Ил-2 Геленджик Действовал эпизодически, частью сил перебазировался в Скадовск
11 шад 47 шап Ил-2 Анапа Действовал весь период
11 шад 6 гиап Як-1, Як-9 Адлер, с 7–8.12 Анапа Участвовал только в последний день операции (11.12–18 с/в)
11 шад 9 иап Як-1, Як-7б, 1 И-16 Анапа, 10.12 убыл в Гудауты Действовал весь период до 10.12
1 мтад 11 гиап «аэрокобра» + 1 И-16 Витязевская, Сухуми, Геленджик Действовал весь период, частью сил перебазировался в Скадовск
4иад 25 иап ЛаГГ-3+ 1 Як-1, 1 Як-7 Витязевская Действовал весь период
4 иад 62 иап «Киггихаук», ЛаГГ-3, И-15, И-153, И-16 Лазаревское, 3-я (4-я) аэ — Витязевская Действовала только 3-я (4-я аэ) в роли ночных бомбардировщиков.
отд. 30 pan Б-3, Ил-4, «Киттихаук» Мысхако, Гудаута, Лазаревское Действовал весь период
отд. 119 мрап Б-3, МБР-2 Геленджик (18-я мраэ), Адлер Участвовала только 18-я мраэ (МБР-2 в роли ночных бомбардировщиков)
отд. 60 омраэ МБР-2 Поти Действовали эпизодически в роли ночных бомбардировщиков
отд. 82 омраэ МБР-2 Поти Действовали эпизодически в роли ночных бомбардировщиков
отд. 2 аао Ил-2 Анапа, с 8.12 Витязевская (3 Ил-2) Действовал эпизодически
Значит, не было в интересующий нас период советского аэродрома в Тамани.
вопрос по ТКА-35,может кто знает завод изготовитель и заводской номер?
До 13.11.1940 г. №21. Заложен весной 1939 г., спущен летом 1939 г., вст. в строй в конце 1939 г. и 13.02.1940 г. вошел в состав ЧФ. Завод Андре Марти.
№134 (с 6.08.1942 г. №56, c 29.07.1943 г. №35)
15.11.43 обеспечивал пересадку пополнения десанта. В 19.55 погиб на мине западнее тузлинской промоины.
Завод Андре Марти. Номер трехзначный :-)
Отредактированно ЗИС (02.10.2013 19:45:07)
ЗИС написал:
Оригинальное сообщение #749421
Номер трехзначный :-)
Станислав Долгов написал:
Оригинальное сообщение #749403
Завод Андре Марти.
Увы, вы ошибаетесь. Это катер 11-й бис серии производства Керченского завода №532. Вступил в строй он в июле 1941 г., а №35 получил только в июле 1943 г. Заводской номер у него - 1.
Тот, который быв. №21 это катер, погибший 20 марта 1943 г.
Интересная вещь получается - у катеров серии Г- 5 изготовленных на Завод Андре Марти основные детали (например винт пусковые устройства и пр.) маркировались заводским клеймом Завод Андре Марти и дублировался заводской номер.
на 35 изготовленным на заводе г. Керчь маркировка отсутствует в том числе и заводской номер - у этого завода особые условия ???
спасибо Botik Petra Velikogo за информацию по заводу изготовителю ТКА35 ,Есть ли у Вас данные по заводам изготовителям ТКА-45 и ТКА-72? заводские номера?
Отредактированно ЛПТ (04.10.2013 22:10:41)
У 35-го один пулемёт стоял на носу другой на рубке.
так выглядит серия 11-бис. то что один стоял на носу ,известно,а где стоял второй неясно
Отредактированно ЛПТ (05.10.2013 22:11:53)
один ДШК и один ШКАС
Из найденых на катере боеприпасов были только патроны калибра 12,7 мм в коробках. Боекомплектов 7,62 мм не находили.