Сейчас на борту: 
Arriol,
dim999,
grey,
Prinz Eugen,
Аскольд,
Сергей_1
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 … 26

#1 14.01.2014 13:35:16

realswat
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2007
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6553




Боевой опыт как причина разгрома

1

Несколько соображений по поводу боевого опыта 1 ТОЭ - в той его части, в какой он был или мог быть известен – ЗПР.

Для начала цитата из статьи Кладо, которую ЗПР наверняка читал. Кроме того, ЗПР лично встречался с Кладо и, вероятно, слышал нечто подобное «из первых рук»:

Кладо написал:

Мне лично пришлось видеть наши крейсеры "Громобой" и "Россия", когда они вернулись во Владивосток после боя 1 августа. И я был поражен тем, что, хотя они непрерывно сражались в продолжение 5 часов с втрое сильнейшим неприятелем, хотя крейсер "Россия" имеет очень слабую броневую защиту и с трудом может быть причислен к современным броненосным крейсерам, все повреждения их корпусов имели скорее, если можно так выразиться, декоративный характер, производившие сильное впечатление на посторонний глаз, но мало говорившие морскому рассудку.
Действительно, я видел вырванные клочью железных листов из дымовых труб, пронизанные сотнями дыр вентиляторы [...], жалкие остатки шлюпок, зияющие пробоины в борту, разрушенные кают-компании, офицерские и адмиральские каюты, кое-где следы пожаров во внутренних помещениях и на вид все это производило с первого взгляда грандиозное впечатление.
Но, всмотревшись поближе, я увидел, что серьезного повреждния собственно нет ни одного.
Нигде не пробита даже сравнительно тонкая броня, которая защищает все жизненные части крейсеров, т.е. их котлы, машины, рули и бомбовые погреба, нет ни одной настоящей подводной пробоины, а имеются лишь надводные и только несколько таких, в которые вода может попадать лишь при значительном волнении, а следовательно возможна и временная заделка их в море; из 64 котлов на двух крейсерах, случайно, очень легко повреждены три, свалившимися при разрыве в трубе снаряда осколками, ни один пожар не принял опасных размеров, и самый опасный из них, в носовой части крейсера "Россия", был потушен в три минуты и т.п.
Правда, значительно пострадала артиллерия, в особенности на крейсере "Россия", но нельзя не обратить внимания на тот факт, что пострадала только артиллерия, не защищенная броней. Напр., на крейсере "Громобой", на котором главная его артиллерия снабжена броневой защитой, ни одно орудие из этой артиллерии не было выведено из строя.
Последствием отсутствия действительно серьезных повреждений явился тот факт, что через месяц все повреждения крейсеров были исправлены, даже при небогатых средствах Владивостокского порта.

Кроме того, из писем флагманского инженера Политовского к жене известно, что на эскадре было описание повреждений Цесаревича:

Есть описание повреждений Цесаревича, описание очень утешительное. В него попало 15 двенадцатидюймовых снарядов (это страшно много, и 12-дюймовые снаряды наиболее сильные), и ни одним снарядом не пробита броня. Наши броненосцы, "Суворов", "Бородино", "Александр", "Орел", бронированы лучше "Цесаревича". Если 12-дюймовые снаряды не могли пробить его брони, то что же сделали более мелкие снаряды - почти ничего. Конечно, если они будут попадать в защищенные места. Вот на "России" и "Громобое", очевидцы рассказывают, первые впечатления ужасны - все исковеркано, перебито, а присмотришься ничего не тронуто того, что было за броней и никакого существенного вреда кораблям не нанесено.

Конечно, Политовский мог утешать жену, но факт остаётся фактом: броня на Цесаревиче ни разу не была пробита, ни один пожар не принял опасных размеров и ни одно орудие за бронёй не было выведено из строя. То есть всё то, о чём писал Кладо, за исключением подводных пробоин - одна такая была и на Цесаревиче.

Кроме того, эти выводы согласовывались с более ранними донесениями. В частности, в тексте рапорта Алексеева «Царскому селу» от 9 марта 1904 г. (вполне вероятно, текст был известен Рожественскому) цитируется донесение Старка о бое 27 января:

Судя по характеру разрыва неприятельских снарядов, последние снаряжены лиддитом; действие их оказалось много слабее, чем об этом писалось раньше. Снаряды разрывались при первом прикосновении к самым слабозащищенным местам кораблей.
Осколков при разрыве снарядов получалось много и в большинстве случаев—мелких. Пожаров от разрыва этих снарядов не наблюдалось, хотя на некоторых кораблях разрывы происходили в деревянных частях; только на крейсере «Баян» от разрыва снаряда начали тлеть койки, сложенные в капитанской столовой. В броню было несколько попаданий, но ни на одном корабле броня, даже самая тонкая, не была пробита ни снарядами, снаряженными лиддитом, ни бронебойными сплошными.
На броненосце «Полтава» один 6" или 8" снаряд ударил нормально в 3-ю плиту с кормы—верхнего 5" каземата; снаряд сплошной не разорвался и сделал впадину; плита вогнулась и дала продольную трещину, без разветвлений.
На двух кораблях имела место незначительная вмятость брони в местах попадания, по всей вероятности, сплошных бронебойных снарядов.

На фоне соображений общего плана – ни один броненосец, ни русский, ни японский, в бою 28 июля не утонул – напрашивался вывод о том, что уничтожить современный броненосец артиллерийским огнём как минимум очень сложно. Особенно японскими снарядами, которые «не пробивают самой тонкой брони». Особенно броненосец типа Бородино, с большой площадью бронирования.
Собственно, это, по видимому, и было главным основанием для самого плана операции. Если утопить броненосцы артиллерией тяжело - то и сам прорыв кажется вполне возможным. При этом оптимальным будет дневной прорыв через Цусимский прорыв. При котором риски тяжёлых повреждений от торпед, мин или навигационных аварий, в результате которых корабль может погибнуть, будут сведены к минимуму. Ну а потерять корабль в почти неизбежном артиллерийском бою почти невозможно. Впрочем, эта идея уже обсуждалась. Есть и новая.

#2 14.01.2014 13:37:01

realswat
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2007
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6553




Re: Боевой опыт как причина разгрома

Рожественский предполагал, что японцы будут вести бой на больших дистанциях.
Приказ №29 от 10 января 1905 г.

Наши семь броненосцев с "Нахимовым", семь крейсеров с "Алмазом", семь миноносцев и вооруженные транспорты - сила очень большая.
Неприятель не отважится противопоставить ей флот свой иначе как с дальних дистанций и с расчетом на преимущество в ходе:

Кроме того, Рожественский считал, что японцы будут стрелять быстро, что отмечено в других его приказах - с просьбой «не увлекаться примером неприятеля».

Вот отрывок из текста рапорта Рейценштейна Алексееву от 01 сентября 1904 г. Не знаю, был ли он у Рожественского – но был отправлен «Царскому селу»,, а текст его похож на источник вдохновения для приказов ЗПР:

Относительно неприятеля.
Маневрирует прекрасно, с больших расстояний стреляет хорошо, снарядов не жалеет, выкидывает их массами. С малых расстояний стреляет много хуже, горячится, и потому сближаться не любит. Имея преимущество хода , можно на этом выиграть. Не выносит также хорошего попадания снарядов и за хорошо попавшим снарядом старается сейчас же удалиться. Вступает в бой, имея только превосходящие силы, а раз сила равная или больше, старается от боя уклониться.
Миноносцы, идущие по-видимому храбро, от первых же попавших выстрелов выпускают издалека мины и удаляются. Ни одна атака японских миноносцев, а их , особенно по крейсерам во время дежурств, была масса,— не удалась, не считая коварной атаки 26 января.

Кроме того, 23 августа 1904 г. Рейценштейн послал телеграмму председателю МТК вице-адмиралу Дубасову - вероятность того, что Рожественский её видел, близка к 100%. Там сказано так:

С больших расстояний японцы стреляют хорошо, снаряды выпускают массами, с малых хуже , горячатся, потому стараются не сближаться. Имея преимущество хода, можно на этом выиграть. Главное ход.

Таким образом, Рожественский имел информацию о том, что японцы стреляют быстро и с больших расстояний (причём эти сведения поступали не только от Рейценштейна). Что для него, как артиллериста, могло означать только одно - большой расход снарядов, при котором едва ли был возможен двухдневный бой (на который, как известно, на самом деле рассчитывал Того).
Что ещё хуже - Рожественский получил «сигнал» о том, что нам выгодно сближение с противником. Мнение это (едва ли, правда, достигшее Рожественского), к слову, разделяли многие офицеры 1 ТОЭ. В рапорте Матусевича Скрыдлову от 30 сентября 1904 г. сказано

А условие принятия боя на параллельных курсах невыгодно было для нас главным образом тем, что неприятель, как показал предыдущий бой, стрелял на больших дистанциях гораздо лучше нас даже на контр-галсах, следовательно, надо было рассчитывать, что он воспользуется этим преимуществом при лучших условиях, т. е. на параллельных курсах, и начнет бой при большом расстоянии, при чем это расстояние будет постоянно сохранять, благодаря преимуществу хода. и следовало ожидать еще более меткую его стрельбу, что впоследствии и подтвердилось: между тем, предыдущий бой дал ценное указание на то, что неприятель, во-первых— считал для себя невыгодным вести бой на малых расстояниях, так как, когда на контр-галсах мы сошлись до 38 кабельтовов, то японская эскадра, продолжая стрелять, повернула все вдруг на 8R влево и, увеличив расстояние до 55 кабельтовов, построилась снова в строй кильватера, исполнив этот маневр очень быстро и отчетливо, а во-вторых — на расстояниях менее 40 кабельтовов наши снаряды стали хорошо попадать в неприятельские суда, тогда как я решительно не замечал никакого улучшения в меткости со стороны неприятеля,—напротив, считаю в это время его стрельбу крайне беспорядочною и поспешною, хотя и очень быстрою, так как от массы падающих 6" снарядов вокруг «Цесаревича» море, если можно так выразиться, кипело, но попаданий почти не было. Все эти наблюдения я высказал командующему эскадрою, предлагая начать бой наступательно, для чего не требовалось никаких сложных построений, которых командующий эскадрою, в виду малой практики эскадры в эволюциях, не без основания избѣгалъ: слѣдовало только повернуть всем вдруг на 4 — 5 румбов вправо и в строе пеленга начинать бой, сближаясь с противником. Если бы противник не пожелал сближения, то должен был бы в строѣ пеленга нли фронта отступать, во всяком  случае меняя постоянно расстояние, равно как и относительное положение судов, что несомненно ухудшило бы его стрѣльбу.
Но, как я доносил, командующим эскадрою было принято другое решение.

Трудно сказать, читал ли это Рожественский, но это могло только подтвердить идеи Рейценштейна, с которыми Рожественский почти наверняка был знаком. Любопытно, что идея о «выгодной» для нас дистанции 20-25 кабельтовых всплывает и сейчас.

Между тем, Цусима как таковая (то есть не просто неизбежное поражение, а разгром - отнюдь не неизбежный): кмк, результат сближения на эту самую дистанцию в первые 40 минут боя, то есть в тот момент, когда прислуга орудий ещё не устала, и повреждений нет (на что, в частности, указывал Пэкинхем). И это сближение отчасти было инициативой Рожественского - есть основания считать, что Того хотел вести бой на дистанции в 30 кабельтовых (в частности, по «Мэйдзи» – он как раз эту дистанцию старался удерживать в последней фазе боя, и эту же дистанцию удерживал в начале боя – но только 30 кабельтовых были между Суворовым и Микаса, а вот середина японской линии была гораздо ближе к нашим кораблям). И если это так, то есть Рожественский считал такое сближение желательным – то такое решение могло быть прямым результатом «обобщения боевого опыта» офицерами 1 ТОЭ. Впрочем, это не утверждение, а только предположение, требующее дальнейших исследований - в первую очередь относительно того, какие документы 1 ТОЭ получал ЗПР. А пока – повод для мирного лясоточения на форуме. :)

Отредактированно realswat (14.01.2014 13:37:51)

#3 14.01.2014 14:03:52

vov
Гость




Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #781980
это, по видимому, и было главным основанием для самого плана операции. Если утопить броненосцы артиллерией тяжело - то и сам прорыв кажется вполне возможным. При этом оптимальным будет дневной прорыв через Цусимский прорыв. При котором риски тяжёлых повреждений от торпед, мин или навигационных аварий, в результате которых корабль может погибнуть, будут сведены к минимуму. Ну а потерять корабль в почти неизбежном артиллерийском бою почти невозможно.

Предположение вполне обоснованное. И, как вы отмечали:

realswat написал:

Оригинальное сообщение #781980
Впрочем, эта идея уже обсуждалась.

не новое.
Приведенные аргументы выглядят весьма вескими. Вопросов, понятное дело, два: 1) попали ли они к Рожественскому и 2) принимал ли он их.
Ответ на (1) еще как-то можно получить (хотя, насколько можно судить, ответа в настоящий момент не имеется). На (2) - вряд ли.

realswat написал:

Оригинальное сообщение #781982
Рожественский предполагал, что японцы будут вести бой на больших дистанциях.

realswat написал:

Оригинальное сообщение #781982
Кроме того, Рожественский считал, что японцы будут стрелять быстро, что отмечено в других его приказах - с просьбой «не увлекаться примером неприятеля».

Так эти заблуждения активно фигурируют и в пост-цусимских материалах. Не на пустом же месте. Они отражают имевшуюся информацию.

realswat написал:

Оригинальное сообщение #781982
И это сближение отчасти было инициативой Рожественского

Сложно сказать, насколько это именно "инициативно". Ситуация в начале боя оказалась настолько "заданной" тактически, что Рожественский вряд ли мог увеличить дистанцию, не ухудшая ее (ситуацию) еще более. А при "отжиме головы" дистанция уменьшалась естественным образом.

realswat написал:

Оригинальное сообщение #781982
Впрочем, это не утверждение, а только предположение

Аналогично:-)

#4 14.01.2014 14:14:33

shhturman
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Откуда: Петербург
Рожденный в СССР
Сообщений: 9219




Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #781982
А пока – повод для мирного лясоточения на форуме. :)

*THUMBS UP*

#5 14.01.2014 14:26:05

Бирсерг
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6866




Re: Боевой опыт как причина разгрома

Интерпретация боевого опыта ЗПРом так верней. При том, что данные были неполными, неточными и т.д.

#6 14.01.2014 15:10:32

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6483




Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #781980
Конечно, Политовский мог утешать жену

Конечно.
А о том, как был ошарашен Семенов, он сам написал - "нет, это было совсем не то же самое, что 28 июля"
Насчет лясоточения - что-то совсем "завяли" цусимские ветки на форуме.

Отредактированно сарычев (14.01.2014 15:15:00)


Sapienti sat

#7 14.01.2014 15:44:38

realswat
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2007
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6553




Re: Боевой опыт как причина разгрома

vov написал:

Оригинальное сообщение #781992
Ответ на (1) еще как-то можно получить (хотя, насколько можно судить, ответа в настоящий момент не имеется)

Вот я, кстати, не очень представляю, как это делать технически. Но тексты Кладо ЗПР известны были точно))
Есть, кстати, некоторые идеи пользоваться "маркерами".
Например, Семёнов упоминает слова Вернандера о том, что Цесаревич за сутки сжёг 480 т угля. Это - уже любопытно, и можно посмотреть, какие документы по Цесаревичу содержат такие сведения.
Я нашёл:
1. Рапорт Матусевича Наместнику от 14 августа 1904 г. - 420 тонн (точнее, указано, что на рассвете 29 июля было 700 т, а при выходе из Порт-Артура - 1120 т).
2. Отчёт Наместника Императору от 30 ноября 1904 г. - то же самое.
3. Выдержка из строевого рапорта Иванова Наместнику от 29 июля 1904 г. - 300 т за 18 часов (от выхода до полуночи)

К сожалению, в "пакете документов" по Цесаревичу, отправленном Матусевичем Скрыдлову 30 сентября 1904 г., нет рапорта старшего механика (хотя есть рапорты других офицеров броненосца). Но можно заподозрить, что к ЗПР попал документ №1 или №2. Скорее, №1.


vov написал:

Оригинальное сообщение #781992
На (2) - вряд ли.

С этим-то как раз проще. Есть тексты приказов, рапортов и показаний ЗПР.

vov написал:

Оригинальное сообщение #781992
Сложно сказать, насколько это именно "инициативно". Ситуация в начале боя оказалась настолько "заданной" тактически, что Рожественский вряд ли мог увеличить дистанцию, не ухудшая ее (ситуацию) еще более.

Ну, любой отворот от противника ситуацию улучшал. Но ЗПР с ним медлил, и отворачивал не резко. И есть даже версия (в рапорте ЗПР, Клапье-де-Колонга, Филипповского, флаг-офицера Кржижановского), что через 15-20 минут после начала боя Суворов поворачивал влево, для уменьшения дистанции.

#8 14.01.2014 15:45:35

realswat
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2007
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6553




Re: Боевой опыт как причина разгрома

Бирсерг написал:

Оригинальное сообщение #782004
Интерпретация боевого опыта ЗПРом так верней.

Ну, приведённые выше отрывки - это уже интерпретации Рейценштейна и Матусевича. Тогда уж интерпретация интерпретаций :D

#9 14.01.2014 15:46:45

realswat
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2007
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6553




Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782022
Рапорт Матусевича Наместнику от 14 августа 1904 г.

Его, кстати, тоже любопытно бы разобрать. Там приведены причины того, почему Витгефт не захотел сближаться с японцами (и, что любопытно, нет тех соображений Матусевича, которые он вроде как высказал Витгефту и которые отражены в его рапорте от 30 сентября).

#10 14.01.2014 16:36:33

Ольгерд
Участник форума
Откуда: Петропавловск-Камчатский
Атомный броненосный подводный десантный драккар УРО ледового класса "НЕПОКОБЕЛИМЫЙ"
Сообщений: 2606




Re: Боевой опыт как причина разгрома

vov написал:

Оригинальное сообщение #781992
Сложно сказать, насколько это именно "инициативно". Ситуация в начале боя оказалась настолько "заданной" тактически, что Рожественский вряд ли мог увеличить дистанцию, не ухудшая ее (ситуацию) еще более. А при "отжиме головы" дистанция уменьшалась естественным образом.

Ну а чем не вариант,что Рожественский сознательно шёл на сближение,убивая при этом (по его мнению) нескольких зайцев:
1,Держать эскадру на NO 23 постоянно,что не требует сложных манёвров и является кратчайшим путём до Владика.
2.Вывести естественным курсом на невыгодную (по его мнению) для японцев дистанцию боя,которую Того не сможет компенсировать своим превосходством в 2-3 узл скорости.
3.Вывести бой на оптимальную для наших "облегчённых" снарядов дистанцию,когда их мощь теоретически наиболее убийственна
При этом надо продержаться 20-30 мин (что по опыту боёв далеко не смертельно),чтобы заставить Того оказаться либо на параллельных курсах с нами слева или справа,либо вообще при должной удаче рассечь боевую линию японцев (при попытке манёвра crossing the T) и поставить их под анфиладный огонь с двух бортов. Да ещё в начальный момент ЗПР похоже попытался воспроизвести своим 1-м отрядом наиболее оптимальный против "палочки" строй фронта.


Правду знает каждый, и у Каждого она своя. Истина же единственна во Вселенной, но её не знает никто.
Искренность - Чести не в упрёк!
Живи как Ной - греби, а не ной!

#11 14.01.2014 17:17:36

realswat
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2007
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6553




Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782022
Рапорт Матусевича Наместнику от 14 августа 1904 г.

Собственно, здесь можно почитать:

http://dlib.rsl.ru/viewer/01005079862#?page=126

здесь находится обсуждаемый момент:

http://dlib.rsl.ru/viewer/01005079862#?page=134

Всякая попытка занять такое положеніе влекла бы за собою необходимость сблияженія, которое не могло быть допущено по слѣдующимъ соображеніямъ:
1) сближеніе безусловно повело бы настолько к сильному ослабленію нашей артиллеріи, особенно незащищенной броней, что мы были бы не въ силахъ ночыо отражать атаки мино
носцевъ, которыхъ набралось къ этому времена около 50, и было полное основаніе предполагать, что на слѣдующій день много миноносцевъ, особенно номерныхъ, отстанутъ;
2) кромѣ того, сближеніе влекло за собою настолько серьезныя поврежденія судовъ, что послѣ боя многія навѣрное не могли бы продолжать путь во Владивостокъ, особенно большимъ ходомъ.
Адмиралъ же имѣлъ надежду ночью ложными поворотами заставить японцевъ потерять связь съ нашей эскадрой и, благодаря этому, получить возможность дойти до Владивостока.
ІІредполагалось пройти не Корейскимъ проливомъ, а восточнѣе остроаа Цусима и проходить его передъ вечеромъ, съ расчетомъ вскорѣ послѣ того ночью снова ускользнуть отъ японцевъ. Вступать же въ бой и прорываться— представлялось вполнѣ невозможнымъ, вслѣдствіе громаднаго впереди разстоянія до Владивостока. Имѣя въ виду близость наступленія темноты, адмиралъ разсчитывалъ, что кратковременный бой, даже при менѣе выгодныхъ условіяхъ, на большихъ разстояніяхъ не можетъ настолько повредить суда, чтобы помѣшать дойти до Владивостока.

То есть от сближения отказались, несмотря на то, что бой на большой дистанции считался менее выгодным. Нельзя не отметить обоснованность этих рассуждений. Есть ровно одно но - эти рассуждения привели к катастрофе.

Опять же, уверенности в том, что этот текст был доступен ЗПР, нет (но эта вероятность намного выше, чем вероятность попадания к нему рапорта Алексеева от 30 ноября, а больше взять сведения о расходе угля на Цесаревиче было негде... если, конечно, Семёнов не врал).

Теперь же интересно сравнить это с текстом Рейценштейна, отправленным "Царскому селу":

http://dlib.rsl.ru/viewer/01005079685#?page=8

IIоднялъ сигналъ своему отряду: «слѣдовать за мною», во главѣ съ «Аскольдомъ» пошелъ прочищать путь къ выходу , принимая при прорывѣ передніе выстрѣлы на себя
и оставляя задніе на броненосцы. За мною слѣдомъ пошелъ «Новикъ» и въ нѣкоторомъ разстояніи— «ІІаллада» и «Діана». Крейсерскій отрядъ пошелъ прорываться противъ четырехъ крейсеровъ 2 класса и нѣсколькихъ миноносцевъ, а справа были ещё три крейсера тииа «Матсусима». Всѣ эти семь судовъ осыпали крейсера снарядами. Подходя ближе къ кольцу, замѣтилъ, что одинъ изъ четырехъ крейсеровъ былъ броненосный—типа «Асама», который сталъ поперекъ дороги. Бѣглый огонь «Аскольда» по непріятельскимъ крейсерамъ видимо произвелъ поврежденія на трехъ крейсерахъ 2 класса, а на «Асамѣ» произвелъ пожаръ. Тогда «Асама» повернулъ и отошелъ въ сторону, давая дорогу «Аскольду». Четыре непріятельскіе миноносца стали приближаться, атаковывая «Аскольдъ», и выпустили 4 мины, пошедшія въ разныя стороны, но не попавшія. Удачнымъ выстрѣломъ 6 дюймовой пушки «Аскольда» одинъ изъ миноносцевъ былъ потопленъ, а остальные сейчасъ же быстро удалились. Бой былъ жаркій. Въ теченіе 20 минутъ снаряды сыпались градомъ и производили много поврежденій на «Аскольдѣ», но кольцо непріятельскихъ судовъ было прорвано: «Аскольдъ» и «Новикъ» прошли, а вслѣдъ за ними
«ІІаллада» и «Діана». Японскіе крейсера пошли въ погоню за «Аскольдомъ» и «Новикомъ», но мы, доведя ходъ до 20 узловъ, стали быстро уходить отъ непріятеля. Въ это время наступила темнота.

То есть, в отличие от осторожного Витгефта, решившего не сближаться с противником, рискнувший Рейценштейн добился результата, который в Цусимском проливе был бы успехом - Аскольд добрался бы до Владивостока.
Это интересно не только с точки зрения того, что мог знать ЗПР (но телеграмма от 31 июля 1904 г., по адресу, рядом с которым в то время находился ЗПР). Интересно и само по себе - насколько боевой опыт во время войны может быть истолкован негативно.
Тут ведь интересно и то, что мы ничего толком о повреждениях японцев не знали. Те же имели описания повреждений Аскольда и Цесаревича (в газетах были толковые тексты). Они знали даже расход снарядов на Цесаревиче (был, опять же, во французской газете). И, судя по всему, имели описание повреждений России и Громобоя. Что безусловно способствовало более полному пониманию ситуации. Однако что интересно: план Того предусматривал вроде как шесть стадий (торпедные атаки в ночь перед боем, первый бой, повторные торпедные атаки, второй бой, повторные торпедные атаки, мины у Владивостока) и отчаянный экстрим (истребители и миноносцы под прикрытием Асама разбрасывают плавучие мины непосредственно перед нашей эскадрой). То есть Того, собиравшийся именно уничтожить русскую эскадру, тоже вроде как не сильно рассчитывал на эффективность артиллерийского огня.

#12 14.01.2014 17:31:21

vov
Гость




Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782022
Есть, кстати, некоторые идеи пользоваться "маркерами".

Отличная идея.
Жаль, такие "маркеры" находить непросто.

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782022
С этим-то как раз проще. Есть тексты приказов, рапортов и показаний ЗПР.

Ну. если только на его показания ориентироваться.
Помнится, уже об этом говорили: насколько они отражают решения, принятые именно тогда, в бою, могут быть вопросы. Но и это разумно. Всё равно ничего более нет.

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782022
любой отворот от противника ситуацию улучшал. Но ЗПР с ним медлил, и отворачивал не резко.

И это правда. Тоже уже обсуждали: резкий отворот мог вывести из дела "хвост". (Если японцы продолжали бы наворачивать.)

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782022
есть даже версия (в рапорте ЗПР, Клапье-де-Колонга, Филипповского, флаг-офицера Кржижановского), что через 15-20 минут после начала боя Суворов поворачивал влево, для уменьшения дистанции.

Да, вот это наиболее существенный момент. Его как-то упускают, поскольку вроде схемами он не подтверждается.
Но даже только намерение было бы интересным.

В принципе же, намерение менее умелого вести бой на меньшей дистанции понятно: разница в соотношении вероятностей должна уменьшаться хотя бы просто по законам математики:-).

Ольгерд написал:

Оригинальное сообщение #782043
а чем не вариант,что Рожественский сознательно шёл на сближение,убивая при этом (по его мнению) нескольких зайцев:1,Держать эскадру на NO 23 постоянно,что не требует сложных манёвров и является кратчайшим путём до Владика.

Это вполне могло быть мотивом для отклонения идеи резкого отворота.

Ольгерд написал:

Оригинальное сообщение #782043
2.Вывести естественным курсом на невыгодную (по его мнению) для японцев дистанцию боя,которую Того не сможет компенсировать своим превосходством в 2-3 узл скорости.

Почему нет? См. выше.
Вот только тактическое положение получалось при этом сильно невыгодным.

Ольгерд написал:

Оригинальное сообщение #782043
3.Вывести бой на оптимальную для наших "облегчённых" снарядов дистанцию,когда их мощь теоретически наиболее убийственна

Опять же, вполне разумно.

Ольгерд написал:

Оригинальное сообщение #782043
При этом надо продержаться 20-30 мин (что по опыту боёв далеко не смертельно),чтобы заставить Того оказаться либо на параллельных курсах с нами слева или справа,либо вообще при должной удаче рассечь боевую линию японцев (при попытке манёвра crossing the T) и поставить их под анфиладный огонь с двух бортов. Да ещё в начальный момент ЗПР похоже попытался воспроизвести своим 1-м отрядом наиболее оптимальный против "палочки" строй фронта.

Это, возможно, тоже разумно, но уже слишком сложно:-)

#13 14.01.2014 18:11:55

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9666




Re: Боевой опыт как причина разгрома

Ну так отчеты Кэмпбелла-Пэкингхема ясно говорят, что Того через опыт предыдущих боев определил для себя оптимальную дистанцию боя 25-35 каб, что позволяло эффективно использовать СК. Конечно, бронепробиваемость у СК небольшая, но интенсивность попаданий давала большой эффект - те же пожары, пары шимозы, выбивание орудий и пр.
28-го июля Того сначала вел бой на дальних дистанциях и, хотя японцы попадали чаще, но все равно редко. Очевидно, Того убедился в неэффективности подобной тактики и потому в конце боя пошел на сближение до 22 каб. И это дало результат - Цесаревич вышел из строя, хотя серьезных пробитий брони не имел.

Того сделал правильные выводы, он научился выбивать корабли. Японцы стали реально сильнее.
2ТОЭ ничему серьезно не могла научиться. Доверять рассказам Рейценштейна  и др смысла не было, поскольку для японцев это уже прошлое, а настоящее было другим. Они явно опережали русских в познании секретов войны на море.


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#14 14.01.2014 19:06:42

vov
Гость




Re: Боевой опыт как причина разгрома

invisible написал:

Оригинальное сообщение #782071
отчеты Кэмпбелла-Пэкингхема ясно говорят, что Того через опыт предыдущих боев определил для себя оптимальную дистанцию боя 25-35 каб, что позволяло эффективно использовать СК.

Что так же разумно. Поскольку это один из важнейших эл-тов японского превосходства в артогне.

Забавно: если резюмировать, получается, что меньшие дистанции были выгодны обеим сторонам. Хотя каждой по-своему.

#15 14.01.2014 19:33:47

realswat
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2007
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6553




Re: Боевой опыт как причина разгрома

vov написал:

Оригинальное сообщение #782057
В принципе же, намерение менее умелого вести бой на меньшей дистанции понятно: разница в соотношении вероятностей должна уменьшаться хотя бы просто по законам математики:-).

Наверное, зависит от конкретных чисел. Если, к примеру, "умелый" и "неумелый" на большой дистанции имеют соотношение попаданий 10:1, а на малой - скажем, 100:20, то "неумелому" во втором случае хуже будет при том, что соотношение попаданий и даже процента попаданий может быть лучше. Особенно если, скажем, "доза" для потопления 1 корабля - условные 25 попаданий. В первом случае будет разгромное, но терпимое поражение. Во втором - разгром.
И, при всей условности и упрощённости примера - нечто подобное имело место в случае Шантунга и Цусимы. При Цусиме ведь японцы пострадали больше, и соотношение попаданий, похоже, было для нас получше. А в итоге был разгром.

#16 14.01.2014 19:34:34

realswat
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2007
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6553




Re: Боевой опыт как причина разгрома

invisible написал:

Оригинальное сообщение #782071
Ну так отчеты Кэмпбелла-Пэкингхема ясно говорят, что Того через опыт предыдущих боев определил для себя оптимальную дистанцию боя 25-35 каб

Отчётов Кэмпбелла, признаться, не видел. А конкретный отчёт Пэкинхема можете напомнить?

#17 14.01.2014 19:36:17

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782052
То есть от сближения отказались, несмотря на то, что бой на большой дистанции считался менее выгодным. Нельзя не отметить обоснованность этих рассуждений. Есть ровно одно но - эти рассуждения привели к катастрофе.

К какой катастрофе?

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782052
То есть, в отличие от осторожного Витгефта, решившего не сближаться с противником, рискнувший Рейценштейн добился результата, который в Цусимском проливе был бы успехом - Аскольд добрался бы до Владивостока.

Это верно, Аскольд - мог. Тихоходная же эскадра на его месте - очевидно что нет.


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#18 14.01.2014 20:10:39

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9666




Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782107
Отчётов Кэмпбелла, признаться, не видел. А конкретный отчёт Пэкинхема можете напомнить?

Отчеты или статьи - какая разница? Дистанции боя в них приводятся довольно аккуратно. Можно получить представление.
Ну и конкретные описания тоже весьма информативны.
Кэмпбелл:
""Микаса" открыла огонь по "Суворову" в 13.50 с дистанции 35 каб., и по мере завершения поворота к ней присоединялись остальные японские корабли, так что к 14.00 бой шел по всей линии. "Ивате" и, возможно, "Касуга" и "Ниссин", открыли огонь до поворота. Первоначально "Микаса", "Асахи" и "Адзума" стреляли по "Суворову", а остальные корабли – по "Ослябе". Затем произошло перераспределение целей; так, вскоре после 14.00 "Фудзи" перенес огонь на "Суворов". Бурное море врывалось в орудийные порты наветренной стороны и сильно качало корабли, затрудняя наводку орудий. Однако японцы быстро пристрелялись и поддерживали в высшей степени точный, но, обычно медленный огонь. Стрельба русских кораблей в начальной фазе боя была также хорошей.
Оба флота шли на норд-ост примерно параллельными курсами, но японцы делали 15 узлов против русских 10-ти, и русских постепенно отжимали вправо. Дистанция в этой фазе боя колебалась, по большей части, от 28 до 32 каб., и не падала ниже 23– 25 каб. "
Пэкингхем:
"Последнее сражение началось на дистанции, на которой предшествующее было прекращено. Изнурительная и беспокойная работа, связанная с перестрелкой на дальних дистанциях, была пропущена. Ближний бой завязался с самого начала, артиллеристы еще не были утомлены, и большой опыт японцев позволил им немедленно достичь огневого превосходства. Почти все остальное повторилось, как и перед этим, только темнота наступила позже, когда разрушение продвинулось гораздо дальше, и (миноносной) флотилии пришлось иметь дело с флотом, способным на гораздо меньшее эффективное сопротивление ."

Кста, еще интересный момент:
" После первого боя японцы осознали все преимущества бережного отношения к глазам и нервной энергии своих наводчиков (gun-pointers); и последующий бой показал, как заботливо и аккуратно они использовались в течение дня. То же самое наблюдение приводит к выводу, что русские не осознали, что определенная потеря силы возникает от слишком интенсивного использования оружия, поскольку их снаряды никогда не прекращали падать, независимо от расстояния и от того, стреляли ли в это время японцы.
Этот фактор сам по себе недостаточен, чтобы объяснить разницу в полученном и причиненном ущербе. Матросы флота Порт-Артура были уже закаленными в боях ветеранами, тогда как у Рожественского большинство получало свое крещение огнем. Японцы показали более высокое искусство стрельбы, чем артиллеристы порт-артурского флота. Первые постоянно тренировались в стрельбе, главным образом отрабатывали прицеливание с помощью винтовочных патронов, но иногда стреляли и тяжелыми снарядами. Но улучшение подготовки не заканчивалось повышением сноровки артиллеристов. Как у офицеров, так и у рядовых артиллеристов возникали принципиальные темы для размышления и обсуждения в течение месяцев. Таким образом, не только техническое преимущество, но и общий кругозор, превосходство в которых только зарождалось в прошлом году, теперь развились и созрели.
"

Отредактированно invisible (14.01.2014 20:15:45)


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#19 14.01.2014 20:15:00

realswat
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2007
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6553




Re: Боевой опыт как причина разгрома

invisible написал:

Оригинальное сообщение #782119
Последнее сражение началось на дистанции, на которой предшествующее было прекращено. Изнурительная и беспокойная работа, связанная с перестрелкой на дальних дистанциях, была пропущена.

Это я видел. Но причём тут взгляды Того?

invisible написал:

Оригинальное сообщение #782119
Кста, еще интересный момент:[/quote]
А что автор этого текста знал о подготовке русских артиллеристов и о темах их бесед, чтобы делать соответствующие выводы?

#20 14.01.2014 20:17:08

realswat
Контр-адмиралъ, лучший участник Форума 2007
k-admiral
anna3 stas3
Сообщений: 6553




Re: Боевой опыт как причина разгрома

Стерегущий написал:

Оригинальное сообщение #782108
К какой катастрофе?

Известно, к какой.

Стерегущий написал:

Оригинальное сообщение #782108
Это верно, Аскольд - мог. Тихоходная же эскадра на его месте - очевидно что нет.

А можно сказать: "То, что мог бронепалубный крейсер с 6" орудиями - очевидно, ещё лучше могла броненосная эскадра с 12" пушками". А именно - из рапорта Рейценштейна следует, что Аскольд гнал Асама ссаными тряпками. Ибо сблизился с противником, а противник, как известно, хороших попаданий не выдерживает да на коротких дистанциях горячится.

#21 14.01.2014 20:19:05

Скучный Ёж
Мичманъ
michman
Откуда: Советская Федерация
Сообщений: 10798




Вебсайт

Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782106
Наверное, зависит от конкретных чисел.

Чисто математически зависит от технических параметров систем (так как идеальный стрелок не сможет дать больше 100% попаданий, то есть с уменьшением расстояния у него качество не изменится).

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782052
2) кромѣ того, сближеніе влекло за собою настолько серьезныя поврежденія судовъ, что послѣ боя многія навѣрное не могли бы продолжать путь во Владивостокъ, особенно большимъ ходомъ.
Адмиралъ же имѣлъ надежду ночью ложными поворотами заставить японцевъ потерять связь съ нашей эскадрой и, благодаря этому, получить возможность дойти до Владивостока.

Ну что и было в реале до 17 часов. Если бы пугнули 3,4 и 6 отряды и ушли интернироваться то было бы поражение (потоплены - Ослябя, Урал, Русь; тяж.повреждены - АIII, Бородино, Орёл и крейсера).
Дальше японцы уже на большей дистанции стреляли.
Если бы ушли после 18 часов - был бы разгром (потоплены - Ослябя, Суворов, Бородино, АIII, Урал, Русь).
Небогатов видно не осознал намека (собствно вариантов дойте уже не было после гибели Бородино).
Ну а дальше - катастрофа.


Жизнь ползёт, как змея в траве, пока мы водим хоровод у фонтана,
Сейчас ты в дамках, но что ты запляшешь, когда из-за гор начнет дуть трамонтана. (с)
цусимский тезис: Рожественский нерешительно принял решительный бой, в то время как Энквист решительно вел нерешительный бой.

#22 14.01.2014 20:21:00

invisible
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Le Fevre
HMAS Newcastle
Сообщений: 9666




Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782122
Это я видел. Но причём тут взгляды Того?

Как причем? Он же поменял кардинально тактику боя.

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782122
А что автор этого текста знал о подготовке русских артиллеристов и о темах их бесед, чтобы делать соответствующие выводы?

Очевидно, знал или догадался. Пленные русские офицеры ничего не скрывали. Пример я приводил.


История есть ложь, с которой все согласны (Вольтер)

#23 14.01.2014 20:54:07

Алик
Мичманъ
michman
Откуда: г. Николаев
Сообщений: 586




Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #781980
Кладо написал:Мне лично пришлось видеть наши крейсеры "Громобой" и "Россия",

А подбитый Рюрик Кладо застенчиво пропустил. Кладо бумажный теоретик, в боях не учавствовал, в походы не выходил , а писал и творил за сорок сороков

realswat написал:

Оригинальное сообщение #781980
Судя по характеру разрыва неприятельских снарядов, последние снаряжены лиддитом; действие их оказалось много слабее, чем об этом писалось раньше.

Японцы постоянно улучшали свои снаряды, шли даже на такие опасные меры как повышение флагминтации. Разумеется Рожественский об этом мог только догадываться.

realswat написал:

Оригинальное сообщение #781982
И если это так, то есть Рожественский считал такое сближение желательным

Но считать то он может и считал, но ничего фактичести не делал идя 9 узлами. А ведь мог на короткое время давать и 14 для сближения.

realswat написал:

Оригинальное сообщение #781982
Впрочем, это не утверждение, а только предположение, требующее дальнейших исследований - в первую очередь относительно того, какие документы 1 ТОЭ получал ЗПР.

Как мы знаем Рожественский был упертый самонадеянный и единоличный командующий. Советов не слушал, собраний не проводил. Если и делал кто какие предложения (как командир "Олега" Д.) воспринимал негативно или никак не воспринимал. Одному человеку все это не подсилу. Вот и сделал неправильные выводы.

#24 14.01.2014 21:13:09

Стерегущий
Капитанъ I ранга
k1r
anna3 stas3
Откуда: Рязань
ЭБР "Ретвизан"
Сообщений: 8016




Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782124
К какой катастрофе?
///
Известно, к какой.

Если Вы про 28 июля, то все же сильно погорячились. Вот тут ув. Скучный Ёж приводит неплохую градацию:

Скучный Ёж написал:

Оригинальное сообщение #782125
Ну что и было в реале до 17 часов. Если бы пугнули 3,4 и 6 отряды и ушли интернироваться то было бы поражение (потоплены - Ослябя, Урал, Русь; тяж.повреждены - АIII, Бородино, Орёл и крейсера).Дальше японцы уже на большей дистанции стреляли.Если бы ушли после 18 часов - был бы разгром (потоплены - Ослябя, Суворов, Бородино, АIII, Урал, Русь).Небогатов видно не осознал намека (собствно вариантов дойте уже не было после гибели Бородино).Ну а дальше - катастрофа.

И в соответствии с этим, то что произошло 28 июля было в худшем случае поражением.

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782124
А можно сказать: "То, что мог бронепалубный крейсер с 6" орудиями - очевидно, ещё лучше могла броненосная эскадра с 12" пушками". А именно - из рапорта Рейценштейна следует, что Аскольд гнал Асама ссаными тряпками. Ибо сблизился с противником, а противник, как известно, хороших попаданий не выдерживает да на коротких дистанциях горячится.

Тем не менее, из папорта Рейценштейна следует несколько иное:

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782052
Японскіе крейсера пошли въ погоню за «Аскольдомъ» и «Новикомъ», но мы, доведя ходъ до 20 узловъ, стали быстро уходить отъ непріятеля. Въ это время наступила темнота.

Очень четко и лаконично сформулировано, что решительным натиском можно заставить японцев уйти с дороги. Но это не заставит их отказаться от продолжения боя и преследования, и выручить в такой ситуации может только превосходство в скорости. Нелишним будет и скорое наступление ночи.


Если безопасности вашего государства угрожают названия улиц, городов, памятники, геральдика, люди, которые там живут и язык, на котором они говорят: вероятно вы строите своё государство на чужой территории... (c)

#25 15.01.2014 01:07:53

Пересвет
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3
Откуда: Санкт-Петербург
крейсер "Новик"
Сообщений: 14655




Re: Боевой опыт как причина разгрома

realswat написал:

Оригинальное сообщение #782124
А можно сказать: "То, что мог бронепалубный крейсер с 6" орудиями - очевидно, ещё лучше могла броненосная эскадра с 12" пушками". А именно - из рапорта Рейценштейна следует, что Аскольд гнал Асама ссаными тряпками

Всё-таки успех "Аскольда" был достигнут его скоростью, а не артиллерией, и для реализации этой скорости "рискнувший" Рейценштейн откровенно наср... наплевал на тихоходные корабли своего отряда. Был бы его прорыв столь же успешен, если бы он при этом ограничил скорость своего отряда скоростью "богини"? *hmm gmm*

Страниц: 1 2 3 … 26


Board footer