Сейчас на борту: 
lom,
serezha,
Алекс,
ВладимирФ,
капитан
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#26 22.01.2014 03:50:49

callmycow
Гость




Re: Гальюн

AVerner написал:

Оригинальное сообщение #785651
появилось это еще веке в 17-18

В 17 веке в России не было морской литературы :)) Проиллюстрируйте предметнее, пожалуйста: цитата, автор/источник, дата. Если перевод с иностранного - когда и кем. Может, тогда станет понятнее.

#27 22.01.2014 04:20:17

callmycow
Гость




Re: Гальюн

Lot написал:

Оригинальное сообщение #785637
галерея- колонны, пилястры, нептуны, русалки

Галерея - слово нерусское, для корабля заимствовано от корабельных наций. Исторически были и нептуны с русалками, а где они на Прайсовом "Президенте" или на корабле "Владимир"? (См. заголовок на чертеже - это из голландского архива, от Глокого Куздра http://gloky-koozdr.livejournal.com/4400.html)
http://ic.pics.livejournal.com/gloky_koozdr/40092504/15329/15329_original.jpg

#28 22.01.2014 04:35:13

AVerner
Гость




Re: Гальюн

callmycow написал:

Оригинальное сообщение #785654
В 17 веке в России не было морской литературы ) Проиллюстрируйте предметнее, пожалуйста: цитата, автор/источник, дата. Если перевод с иностранного - когда и кем. Может, тогда станет понятнее.

Понятие появилось. Хотя да, странно выходит. Впрочем, при прямом переводе если - то возможно, в 18, с Петровскими уставчиками...

#29 22.01.2014 11:22:49

Lot
Гость




Re: Гальюн

AVerner написал:

Оригинальное сообщение #785651
Так ведь появилось это еще веке в 17-18. "толчке" = раковине, это я шутил так. Вот я про это время. Тогда и в устав вошло.
А иначе, конечно, по мордам.

По любому, сигнальщик при докладе употреблял только те слова и понятия, которым его научили. Никакой отсебятины типа:"Эй, вашбродь, мубыть с боку 2 лаптя из за острова на стежень выплывают..." Не знаю, была ли тогда книжка сигнальщика, но для несения вахты направляли уже подготовленного матроса.
Что касается толчка, так то деревенское строение в виде будки с очком появилось только в 20-ом веке. Это касается деревень.
По крайней мере, в деревне откуда мой отец , будки появились в годы войны, до того на двор до ветру.
В 1992г. был в Рязанской обл. "Куда? - А на двор где хошь..." А там грязюка, дождь.

Отредактированно Lot (22.01.2014 13:05:02)

#30 22.01.2014 11:40:00

Lot
Гость




Re: Гальюн

callmycow написал:

Оригинальное сообщение #785655
Галерея - слово нерусское, для корабля заимствовано от корабельных наций. Исторически были и нептуны с русалками, а где они на Прайсовом "Президенте" или на корабле "Владимир"?

Паша, по поводу происхождения слова никто с тобой не спорит.
Но не надо  слишком буквально принимать мои слова. Оформление кормы менялось в зависимости от стиля в архитектуре.
Были стили барокко, роккоко с богатым убранством, но в 19-ом веке господство классицизма. Виньетки и русалок убрали, но кое-какое украшение всё же на корме осталось. Осталось и название- галерея.

Отредактированно Lot (22.01.2014 13:05:28)

#31 23.01.2014 16:39:03

Lot
Гость




Re: Гальюн

greenstone написал:

Оригинальное сообщение #785566
Штульцы полагались кораблям рангом не ниже 50-пушечных. Р

А как тогда быть с известными изображениями фр. "Аврора"? Ведь она 44-х пушечного ранга.
Или совсем уже мелочь шлюп "Камчатка", командир которого Головнин писал следующее-
« Мне кажется, кораблестроители должны поставить себе непременное правило, делать на судах, приготовляемых в дальние путешествия, корму как можно выше; подзор или навес без большого уклона, окна менее и штульцы меньше и подбористее. Еще нужно им заметить, что подъемные рамы в окнах вовсе не годятся; ныне у меня, где щиты стояли, рамы были подняты и от сырости так разбухли, сто никак не возможно было опустить, и потому принужден я был завесить окна парусиною».
А вот иностранный производитель с малым числом пушек шлюп USS "Constellation"
Хорошо видны бортовые не декоративные штульцы (раковины)
http://i33.fastpic.ru/thumb/2014/0123/7d/51e076d0287b779c69b61ceb4686977d.jpeg

И внутри оных.
http://i33.fastpic.ru/thumb/2014/0123/36/8fbcf8bff9a60d8e6cb3e4379c238f36.jpeg
http://i58.fastpic.ru/thumb/2014/0123/92/4ca7b3683b93ff63117e325ffd5e1f92.jpeg
Фотки Bullа.

#32 24.01.2014 14:51:08

callmycow
Гость




Re: Гальюн

Lot написал:

Оригинальное сообщение #786347
USS "Constellation"

Большое фото хочешь?http://farm4.staticflickr.com/3064/3034 … 9cd0_o.jpg
Виталий, а что ещё не ясно? По архитектуре раковина или боковая галерея, по назначению - штульцы. Между раковиной или галереей разница зыбкая. Галерея - горизонтальная (в многопалубном корабле ярусами, одна над другой), раковина - вертикальная. (Этот термин тянется из романской архитектуры: конха - полусвод, накрывающий полубашенку). У наших шлюпов, корветов, фрегатов эти кабинки были такие маленькие, что все три термина превращались в синонимы. На самом корабле, логично, употребительнее было "штульцы" - какое дело матросом до архитектуры?
Если вопрос только в том, когда слово "гальюн" вытеснило "штульцы" - нет, не знаю. Полистай медицинский том отчётов о загранплаваниях русского флота. Микробов тогда ещё не было, но гигиену уже чтили.

#33 24.01.2014 15:30:04

Lot
Гость




Re: Гальюн

callmycow написал:

Оригинальное сообщение #786952
Виталий, а что ещё не ясно?

Да мне то всё ясно.:)
Но коллега написал, что "штульцы полагались" кораблям имевшим более 50-ти пушек.
Поэтому и всплыл явно не 50-ти пушечный "Constellation".

callmycow написал:

Оригинальное сообщение #786952
Между раковиной или галереей разница зыбкая.

Да не зыбкая. Разные предметы. Повторяться не хочется и в лом.

callmycow написал:

Оригинальное сообщение #786952
Если вопрос только в том, когда слово "гальюн" вытеснило "штульцы" - нет, не знаю. Полистай медицинский том отчётов о загранплаваниях русского флота. Микробов тогда ещё не было, но гигиену уже чтили.

Ну так ты начал то длинные письма писать на эту тему. Меня вполне устраивало и не знание сего глубокого вопроса.
И по любому, описывая нужник 18-19 века буду употреблять слово гальюн, как современное и не имеющее в отличие от штульцов, галерей, раковин много понятий и значений.:)

#34 25.01.2014 21:44:16

CVG
Гардемаринъ
gardemarin
Гроза дредноутов яматообразных Супердредноут "Слава" по кличке "Балтийский танк Славик".
Сообщений: 3657




Re: Гальюн

Так гальюн в носу был или в корме? В корме ведь все офицерские помещения?


Когда я поступаю хорошо - об этом ни кто не вспоминает. Когда я поступаю плохо - об этом ни кто не забывает.

#35 25.01.2014 21:47:49

Заинька
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
stasik3
Откуда: Новгород
РМС Титан
Сообщений: 9626




Re: Гальюн

CVG написал:

Оригинальное сообщение #787815
гальюн в носу был или в корме?

Здесь же всё уже расписано. Гальюн - в носу, матросский, в корме штульцы для ихних благородий, относительно сухие и уединённые.


Я знаю пароль, я вижу ориентир!
Покончить с собой, уничтожив весь мир...
Покончив с собой, уничтожить весь мир...

#36 25.01.2014 22:48:54

CVG
Гардемаринъ
gardemarin
Гроза дредноутов яматообразных Супердредноут "Слава" по кличке "Балтийский танк Славик".
Сообщений: 3657




Re: Гальюн

Заинька написал:

Оригинальное сообщение #787817
Здесь же всё уже расписано. Гальюн - в носу, матросский, в корме штульцы для ихних благородий, относительно сухие и уединённые.

Относительно? Это видимо как в древних крепостях. Очко нависало над окнами нижнего этажа.


Когда я поступаю хорошо - об этом ни кто не вспоминает. Когда я поступаю плохо - об этом ни кто не забывает.

#37 25.01.2014 22:51:15

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Гальюн

CVG написал:

Оригинальное сообщение #787815
Так гальюн в носу был или в корме?

Так смотря что понимать под этим словом. Если отхожее место, то я полностью согласен со сказанным ув. Заинькой...

Заинька написал:

Оригинальное сообщение #787817
в носу, матросский, в корме штульцы для ихних благородий

Если же под гальюном понимать элемент конструкции судна, то он находился в нос от бикгет-переборки. Основой его являлся греп, перед грепом выше него крепился княвдигед. Над грепом проходили лисель-индигеды, державшие гальюнную фигуру. Сверху гальюн к форштевню крепился с помощью стандерс-индигеда, а с боков - регелями, которые связывались шпангоутами гальюна.
Полагаю, даже из этого беглого и сокращенного описания понятно, что гальюн был частью конструкции судна. А матросским отхожим местом служил "по совместительству". Подобная конструкция гальюна существовала до 1-й четверти XIX века. И только с появлением специализированных отхожих мест для матросов на паровых судах их стали именовать "гальюн".

#38 25.01.2014 23:00:58

CVG
Гардемаринъ
gardemarin
Гроза дредноутов яматообразных Супердредноут "Слава" по кличке "Балтийский танк Славик".
Сообщений: 3657




Re: Гальюн

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #787859
Полагаю, даже из этого беглого и сокращенного описания понятно, что гальюн был частью конструкции судна. А матросским отхожим местом служил "по совместительству"

Ну это "писоть". А по срать и громкопердением?


Когда я поступаю хорошо - об этом ни кто не вспоминает. Когда я поступаю плохо - об этом ни кто не забывает.

#39 25.01.2014 23:05:37

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Гальюн

1

Т.е. под "гальюном" вы понимаете исключительно место, где можно

CVG написал:

Оригинальное сообщение #787866
... "писоть". А по срать и громкопердением?

Посмотрите конструкцию гальюна - дырок разного размера хватает на все случаи жизни.

#40 25.01.2014 23:26:31

Lot
Гость




Re: Гальюн

CVG написал:

Оригинальное сообщение #787866
Ну это "писоть". А по срать и громкопердением?

"Затем мы облегчались в гальюне, расположенном в носовой части. На всю команду в 250 рядовых моряков было только два сидения, и первым делом матросы лезли на бушпритную сетку с подветренного борта и мочились прямо в волны. При бурном море и сильном ветре холод пронизывал не хуже кинжала. Начало дня было жестким – особенно после тепла и духоты кубрика – и мгновенно прочищало голову от остатков сна.
Я с возмущением узнал, что у капитана Мандевилла имелось два личных клозета, с обоих бортов его большой каюты, и он мог в любое время использовать подветренный борт. На фрегате даже у офицеров не было своих клозетов, но, по крайней мере, у них были каюты, ночные горшки и слуги. Мы, рядовые матросы, не имели ничего. Поначалу я очень смущался сидеть на толчке в компании нетерпеливой очереди моряков, находящихся в различной степени нетерпения. К толчку был прикреплен канат, распушенный конец которого болтался в воде. Закончив опорожнять кишечник, канат вытаскивали и подтирались этим концом. Я старался не думать о том, что вся команда использует один и тот же канат."
"Пороховой юнга" Пол  Досуэлл.
http://i33.fastpic.ru/thumb/2014/0125/18/fd3114396d7469f255902f500da9af18.jpeg

#41 25.01.2014 23:28:51

CVG
Гардемаринъ
gardemarin
Гроза дредноутов яматообразных Супердредноут "Слава" по кличке "Балтийский танк Славик".
Сообщений: 3657




Re: Гальюн

Lot написал:

Оригинальное сообщение #787884
Я старался не думать о том, что вся команда использует один и тот же канат."

Черт!


Когда я поступаю хорошо - об этом ни кто не вспоминает. Когда я поступаю плохо - об этом ни кто не забывает.

#42 25.01.2014 23:29:28

CVG
Гардемаринъ
gardemarin
Гроза дредноутов яматообразных Супердредноут "Слава" по кличке "Балтийский танк Славик".
Сообщений: 3657




Re: Гальюн

На броненосцах все это дело получше устроено.


Когда я поступаю хорошо - об этом ни кто не вспоминает. Когда я поступаю плохо - об этом ни кто не забывает.

#43 25.01.2014 23:29:38

Lot
Гость




Re: Гальюн

Агриппа написал:

Оригинальное сообщение #787859
И только с появлением специализированных отхожих мест для матросов на паровых судах их стали именовать "гальюн".

Как я понял, далеко не сразу.
Петров А.И.
«Пароход «Аргунь», длиной 120 футов, был выстроен на Петровском заводе за Байкалом. Машина была очень хрупкая, из непрочного железа. Ходила «Аргунь» со скоростью не более семи узлов. Имела две мачты, передняя с двумя реями. Парусность очень помогала ходу. До меня ее мало употребляли, но я старался ею пользоваться при первой же возможности. Эти уроки остались у меня от К. К. Сиденснера на пароходе «Гер­кулес». Каюты были все хороши, но капитанская в особенности. Большой зал со светлым люком, спальня, буфет и хороший клозет

#44 25.01.2014 23:38:41

Lot
Гость




Re: Гальюн

http://i57.fastpic.ru/thumb/2014/0125/47/97b75417dc829449707f287e442ed747.jpeg
HMS "Victory", адмиральский нужник.

http://i58.fastpic.ru/thumb/2014/0125/76/_2e3f608f62192d76cc9870fbfbf85476.jpeg
USS "Constitution".

#45 25.01.2014 23:49:03

CVG
Гардемаринъ
gardemarin
Гроза дредноутов яматообразных Супердредноут "Слава" по кличке "Балтийский танк Славик".
Сообщений: 3657




Re: Гальюн

Ну это уже нормальный сортир. На таком и попердеть, и почитать газетку (даже под грохот орудий) милое дело для начальственной задницы.


Когда я поступаю хорошо - об этом ни кто не вспоминает. Когда я поступаю плохо - об этом ни кто не забывает.

#46 26.01.2014 00:19:01

Lot
Гость




Re: Гальюн

CVG написал:

Оригинальное сообщение #787894
Ну это уже нормальный сортир.

Что бы посидеть в таком сортире, сначала энное количество лет нужно пользоваться канатом.:)

#47 27.01.2014 04:29:54

callmycow
Гость




Re: Гальюн

Lot написал:

Оригинальное сообщение #787890
хороший клозет

У меня собралась подборка, обобщить с цитатами пока не в силах. Суть:
1) Слово "гальюн" ввёл на Руси Пётр I - обозначало носовое украшение = отхожее место. Во многих статьях XVIII-XIX века читаем, что гальюн - гордость корабля. Поэтому, говоря о парусной эпохе, называть гальюном любое отхожее место некорректно - только матросское на носу.
2) Слово "раковина" означало прямо противоположное гальюну - кормовое украшение. Но слово имело слишком много значений: и вся фигурная часть кормы (задняя четверть корабля), и фигурные свесы, и крыши и подпоры этих свесов, и... - посему предлагаю этим словом не пользоваться во избежание путаницы.
3) штульц, штульцы означало посадочное место - помимо очка в галерее или на гальюне, для больных использовались выносные штульцы - это как раз из отчётов врачей. Боковая галерея на корме также официально называлась "штульцы".
4) Слово "гальюн" заменило собой все прочие слова после того как исчез настоящий гальюн-носовое украшение. Это произошло не сразу. "Морской сборник" в 1870-х недоумевает, почему англичане, начав строить цельнометаллические корабли, не перестали делать на них гальюн и раковину. (Есть ссылка).
5) Клозет - запирающаяся уборная. Ватерклозет - ещё лучше - фактически унитаз со сливом и сифоном, откуда не воняет.

Отредактированно callmycow (27.01.2014 07:02:04)

#48 27.01.2014 09:21:15

Lot
Гость




Re: Гальюн

callmycow написал:

Оригинальное сообщение #788567
Суть:[/quote]
"А суть где попало "(с)
В тему гальюна.
И ещё:
1. раковина,
2. судно,
3. утка, как сантехнические термины имеют явно морское происхождение.:)

callmycow написал:

Оригинальное сообщение #788567
штульц, штульцы означало посадочное место - помимо очка в галерее или на гальюне, для больных использовались выносные штульцы

Почему такое поэтичное слово "штульцы" заменили унитазом, и что это за такой "унифицированный таз", он с чем унифицирован?:D

#49 27.01.2014 11:15:30

SLV
Гость




Re: Гальюн

Lot написал:

Оригинальное сообщение #787901
Что бы посидеть в таком сортире, сначала энное количество лет нужно пользоваться канатом.

Сортир - это у солдат в окопах, в "отхожем ровике". Такая деревянная конструкция.
http://army.armor.kiev.ua/fort/rus-okop-1897-b-95.jpg

#50 27.01.2014 13:01:56

callmycow
Гость




Re: Гальюн

Lot написал:

Оригинальное сообщение #788585
Почему такое поэтичное слово "штульцы" заменили унитазом

Насколько помню - но легко уточнить, - "унитаз" не расшифровывается, а просто фирма, которая их делала одной из первых, называлась "Унита".  (Т.е. единство. Простор для фантазии, чего с чем.)
Корень "суд" есть в слове "посуда", "судок" и "сосуд". В древнерусском сосуд дак и назывался "соудъ" (оу - вариант написания "у"). Почему-то тем же словом Соудъ называлась в летописях константинопольская бухта Золотой Рог, которая запиралась на цепь от гостей типа Вещего Олега.

Страниц: 1 2 3


Board footer