Сейчас на борту: 
mangust-lis
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 23.06.2009 19:21:00

KaiserAdler
Гость




Украинский Державный Флот

...в тот день, когда немецкие войска освободили Севастополь, в Киеве произошли следующие события. Центральная Рада прекратила свое существование. Мощное политическое движение хлеборобов, набиравшее значимости и популярности день ото дня решило установить монархическую форму государственного правления и провозгласить гетманат. Гетманом Украины был избран один из известнейших организаторов украинских военных частей, почетный атаман Вольного казачества генерал Павел Скоропадский. Центральная Рада была распущена. Собственно, именно  из-за роспуска Рады не было вовремя получено сообщение адмирала Саблина.

Фактически произошел переворот, но он открыл возможность построения новой по форме Украинской державы, которая установит стабильный политический режим на принципах частной собственности и обеспечить национальное процветание. Германия поддержала происходящие в Украине политические изменения. На короткое время в Украине восстановились законность и порядок. Не зря гетманская держава слыла «оазисом благополучия среди  рек крови и голода».

Особенно большое внимание гетман уделял внимание формированию новой  армии и флота.
Скоропадский получил от Центральной Рады печальное наследие – территория Украины была оккупирована, а весь флот был захвачен немцами. С германской администрацией вскоре были налажены тесные контакты. На запросы гетмана в Берлин о передаче Черноморского флота Украине, всегда отвечали вежливым отказом. Они мотивировали свой отказ тем, что решением Генерального Украинского Морского Совета от 4 января 1918 Украина фактически добровольно отказалась от большей части флота.

Недальновидные решения предшественников ставили гетмана в неудобное положение. Вдобавок ко всем навалившимся проблемам, по Бухарестскому мирному договору от 3 мая 1918 года Украинская держава обязывалась вернуть Румынии корабли Одесской транспортной флотилии. Большая часть этих кораблей были румынскими пароходами, реквизированные царским правительством в годы войны. Следует отметить, что корабли Дунайской флотилии, подчинявшиеся Центральной Раде, вскоре после событий 29 апреля также были вынуждены спустить украинский флаг. Сошедшие с них экипажи немцы объявили неблагонадежными, вскоре эти экипажи были расформированы и  распущены по домам.

В архивах сохранилась часть документов посвященных вопросу расформированию Дунайской флотилии. Среди них можно найти дело о возврате парохода «Белороссия», захваченного болгарами. Возвращение «Белороссии», судя по всему, сильно занимало министерство, потому что в Софию для решения вопроса специально отправляли офицера. Правда, посольство Украинской державы в Болгарии не допустило его к участию в этих переговорах. Потом министерство пыталось вернуть суда Черноморского флота, находившиеся в грузинских портах. Однако все старания министерства по возвращению судов были напрасны.

Таким образом, в распоряжении Морского Министерства гетмана по состоянию на май не было ни одного боевого корабля на плаву.
Гетман вспоминал, что «немцы же вели в отношении флота политику захвата и, скажу, захвата самого решительного. С кораблей все выво¬зилось, некоторые суда уводились в Босфор, в портах все ценное ими утилизировалось. Наконец, дело дошло до того, что в Николаеве были захвачены все наши кораблестроительные верфи со строящимися там судами, между прочим, там было несколько судов небольшого типа, называемого «эльпидифор», немцы особенно хотели им завладеть. Я решительно протестовал, и верфи эти нам вернули. Вообще, все время приходилось шаг за шагом отвоевывать морское добро».

Поэтому немцам пришлось признать право Украинской Державы на строящиеся корабли, а именно: 1 линейный корабль, 4 крейсера, 12 миноносцев, 8 подводных лодок, 1 матку для подводных лодок, 1 канонерскую лодку, 1 наливной теплоход, 12 пароходов, и 1 плавучий док.
Также немцы признали право Украинской Державы на поднятый 23 мая 1918 года со дна Севастопольской бухты линкор «Императрица Мария», погибший 21 октября 1916 года от внутреннего взрыва. Операцией по подъему корабля руководили адмирал В.А. Канин и инженер Г.Н. Сиденснер.
К операции по подъему корабля приступили еще в конце 1916 года. Инженеры надеялись в предварительно герметизировавшиеся отсеки корабля, как в цистерны подводной лодки подать сжатый воздух, и, вытеснив воду, заставить линкор всплыть в том же (вверх килем) положении.

Затем, введя в док, полностью был загерметизирован корпус, и на глубокой воде его решили поставить на ровный киль. С первой частью проекта справились успешно. В ноябре 1917 года во время шторма корабль привсплыл кормовой частью, обнажив днище на половину длины корпуса, и затем, постепенно поднимаясь по мере вытеснения воды, полностью всплыл 8 мая 1918 года. Все это время из линкора, по мере освоения его отсеков водолазами, продолжалась выгрузка боеприпасов, уже в доке с корабля сняли 130 мм артиллерию и ряд вспомогательных механизмов.

Вот так вспоминал об этом событии матрос  с  немецкого линейного крейсера «Гебен», который сам был свидетелем проводившихся работ: «В глубине бухты у Северной стороны плавает килем вверх взорвавшийся в 1916 г. линкор "Императрица Мария". Непрерывно русские вели работы по его подъему, и спустя год, килем вверх колосс удалось поднять. Под водой была заделана пробоина в днище, под водой же сняли и тяжелые трехорудийные башни. Немыслимо тяжёлая работа! День и ночь напролет работали насосы, которые выкачивали из корабля находящуюся там воду и одновременно подавали воздух. Наконец его отсеки осушили. Сложность состояла теперь в том, чтобы поставить его на ровный киль. Это почти удалось — но тут корабль снова пошел ко дну. Заново приступили к работе, и спустя некоторое время "Императрица Мария" снова плавала вверх килем. Но как придать ей верное положение, на этот счёт решения не было».

Так Украинская Держава обзавелась еще одним кораблем. Правда, трудно сказать, когда его смогли бы ввести в строй – но работы на нем были начаты. На днище линкора были сооружены инженерные склады и постройки. Вопрос с введением  «Императрицы Марии» в строй стал одним из главных вопросов для руководства Украинского Государственного Флота.

В этот же день 23 мая 1918 Скоропадский издал указ по Морскому ведомству «О начале формирования бригады Морской пехоты в составе трех полков для несения службы».

Задачей Морской пехоты было несение службы на побережье государства и военно-морских крепостях, а также, осуществление десантных операций. Бригада Морской пехоты, в соответствии с вышеупомянутым указом, делилась на три части. Одна из них должна была выполнять свои обязанности на территории от западной границы Украинского Государства до Сичавки; вторая — от Сичавки до Станиславова (совр. Ивано-Франковск); третья — от Станиславова до Перекопа. Помимо основных задач, в обязанности полков Морской пехоты входила охрана имущества Морского ведомства. Этим же указом были назначены командиры полков и начальники отделов. На первом же этапе развёртывания бригады, прежде всего было начато формирование трех батальонов Морской пехоты в каждом из полков.

Пока Скоропадский пытался навести порядок в военно-морском ведомстве, произошло одно очень важное событие. На боевых кораблях, которые 1 мая ушли в Новороссийск, был проведён матросский референдум, и треть личного состава под воздействием командира линкора «Воля» капитана 1 ранга А.И.Тихменева, которого назначили начальником Морских сил, приняла решение о возвращении в Севастополь. В ночь с 16-17 июня начался массовый уход моряков с кораблей, ушло около трети личного состава. Утром 17 июня 1918 г. линкор «Воля», семь эсминцев, а также посыльная яхта «Креста» и гидрокрейсер «Император Траян» взяли курс на Севастополь под украинскими флагами, эсминец «Керчь» им в след просигналил: «Судам, идущим в Севастополь: позор изменникам России». Через два дня эти корабли пришли к месту назначения, немцы их поставили в Стрелецкой бухте, частично разоружили, а экипажи расформировали, — формально из них образовали «Союзный крымско-Украинский флот» под командованием контр-адмирала С.И. Бурлея. Однако этими кораблями фактически, командовали немцы; но на их мачтах были подняты как украинские, так и кайзеровские флаги. 

До начала июля, Украинской Державе, несмотря на формальное существование морского ведомства, не подчинялся ни один военный корабль (кроме строящихся). Гетман ликвидировал это явление. Наконец он добился от оккупационной администрации передачи Украине 2 старых линкоров –  броненосцев «Георгий Победоносец» и «Синоп». Добиваясь от германского правительства передачи этих кораблей, Скоропадский, в свою очередь, ссылался на результаты первого заседания Генерального Украинского Морского Совета, которое состоялось еще 4 января 1918 года. Немцы удовлетворили требования гетмана, и в начале июля над кораблями был поднят украинский военно-морской флаг, утвержденный 14 января 1918 года.

Свершилось то, чего так долго добивались украинцы – наконец-то у них были собственные боевые корабли, и решительные, целеустремленные экипажи! Кадры для флота подбирались очень тщательно. На флот поступило более 50 % офицерского состава бывшего российского флота. Лица, имеющие сомнительное прошлое отсеивались. Таким образом, флот был надежно застрахован от вероятности повторения событий 1 мая 1918 года.  Присутствие украинского флота в Севастополе теперь стало четко обозначенным.

Отредактированно KaiserAdler (23.06.2009 19:26:15)

#2 23.06.2009 19:41:47

KaiserAdler
Гость




Re: Украинский Державный Флот

-1

Корабельный состав УДФ (лето-осень 1918 года).
http://s44.radikal.ru/i103/0906/ca/cc12e3668a96.gif

Линейный корабли (В составе УДФ с середины мая;Базировались в Севастополе):
"Синоп"
"Георгий Победоносец"

Канонерские лодки (В составе УДФ с 17 сентября 1918 года; Базировались в Одессе):
"Запорожец"
"Донец"

Подводные лодки (В составе УДФ с 17 сентября 1918 года; Базировались в Одессе)
"Судак"
"Лосось"
"Карп"
"Карась"
и другие, итого 17 единиц (согласно историку Я. Тинченко).

Союзный Крымско-Украинский флот (под совместным германско-гетманским контролем)
http://s41.radikal.ru/i091/0906/74/9769c5f783da.png
линкор «Воля»(разоружен),
семь эсминцев
посыльная яхта «Креста»
гидрокрейсер «Император Траян».

Отредактированно KaiserAdler (23.06.2009 19:52:12)

Страниц: 1


Board footer