Вы не зашли.
Страниц: 1
Советские торпедные катера Северного флота типа Д-3 в походе. На заднем плане катер с тактическим номером ТК-15.
На переднем плане видны две 533-мм торпеды образца 1939 г., механизмы бугельных торпедных аппаратов бортового сбрасывания, вентиляционные головки и трубопровод дымовой аппаратуры.
Отредактированно ТОБОЛЕЦ (30.08.2014 23:30:37)
Моряки торпедного катера Северного флота ставят дымовую завесу. Баренцево море.
Один из моряков руками открывает морскую дымовую шашку (МДШ), из двух шашек уже идет густой дым. МДШ были приняты на вооружение в 1935 году, предназначались для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры, и обеспечивали создание дымзавесы длиной 350 метров и высотой 17 метров. В качестве дымообразователя использовалась твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена.
Отредактированно ТОБОЛЕЦ (30.08.2014 23:33:48)
ТОБОЛЕЦ написал:
Оригинальное сообщение #863673
На заднем плане видны подводные лодки К-1 и К-2
Ближняя - "эска", за "катюшами" - "щука".. а дата съёмки - неизвестна?
и на старуху бывает....или вы не ошибались уважаемый
Отредактированно ТОБОЛЕЦ (29.08.2014 20:15:02)
maslopoop написал:
Оригинальное сообщение #863691
а дата съёмки - неизвестна?
1942 год
Класс!
Линкор Севастополь стал относиться к классу торпедных катеров.
Вам самому не смешно!?
maslopoop написал:
Оригинальное сообщение #863691
а дата съёмки - неизвестна?
Конец сентября 1943
Tor написал:
Оригинальное сообщение #863907
Конец сентября 1943
На фото две "катюши".. ???К-1 и К-21 тогда получается, что фото не позднее 5 сентября?
maslopoop написал:
Оригинальное сообщение #864403
На фото две "катюши".. ???К-1 и К-21 тогда получается, что фото не позднее 5 сентября?
Не дописал.Снят с конца сентября 1943 и возможно по позднюю осень 1943,до выпадения снега.В апреле 44-го он уже был переименован.
Но везде пишут,что снимок сделан в 42-м.
Отредактированно Tor (26.08.2014 23:49:53)
Lumen написал:
Оригинальное сообщение #863874
Класс!
Линкор Севастополь стал относиться к классу торпедных катеров.
Вам самому не смешно!?
и на старуху бывает....или вы не ошибались уважаемый
Торпедный катер ТКА-12 в Североморске Торпедные катера типа «Д-3» — вид торпедных катеров, состоявших на вооружении ВМФ СССР в ходе Великой Отечественной войны. Описание Ходовые качества Полное водоизмещение составляло чуть более 32 тонн. Максимальные размеры: 21,6 × 3,9 × 0,8. Скорость зависела от двигателей: двигатели семейства ГАМ-34 давали ход от 32 до 37 узлов, американские двигатели Packard — до 48 узлов хода. Дальность плавания при максимальной скорости достигала 320—350 миль, при скорости в 8 узлов — 550 миль. Катер мог быть задействован при ветре не более 6 баллов. Вооружение На корабле ставились два пулемёта ДШК калибра 12,7 мм. Некоторые образцы вооружались пулемётами разработки фирм «Кольт», «Браунинг» и др., а на некоторые ставилась и автоматическая пушка «Эрликон» калибра 20 мм. ...
Отредактированно ТОБОЛЕЦ (30.08.2014 23:35:25)
Апрель 1943 год
В ночь с 17 на 18 апреля 1943 года в районе Петсамо — Лиинахамари на перехват вражеского конвоя, состоявшего из 2-х транспортов, груженных никелевой рудой и 6-ти сторожевых катеров), вышли наши два торпедных катера[1] под командованием капитан-лейтенанта В.М. Лозовова. Несмотря на превосходство противника, наши катера решили атаковать конвой.
Первые две атаки не дали результата, так как противник, ведя по нашим катерам шквальный огонь, не позволил выйти катерам на позицию стрельбы торпедами.
В то же время транспорты с рудой легли на обратный курс в базу, а катера охранения полукольцом окружили наши катера и начали теснить их к берегу.
Командир катера с бортовым номером 13[2] старший лейтенант А.О. Шабалин, воспользовавшись ранее поставленной противником дымовой завесой, умело маневрируя и стреляя пулеметами по сторожевым катерам противника, сумел отвлечь их на себя. Командир катера с бортовым номером 14 лейтенант Д.Ф. Колотия, на борту которого находился капитан-лейтенант В.М.Лозовой, воспользовавшись этим, на полном ходу проскакивает между вражескими катерами, догоняет концевой транспорт и двумя торпедами поражает его.Шабалин в свою очередь прорывается вглубь фиорда и, достигнув, второй транспорт, поражает его торпедой.
Теперь надо срочно уходить, но сторожевики противника перекрыли выход из фиорда и, ведя огонь, пошли навстречу. В эти минуты Шабалин принял единственно верное решение. Он направил свой катер к вражескому берегу под огонь береговых батарей противника. Находясь в мертвой зоне между берегом и разрывами снарядов батарей противника (узкая полоса) он стремительно пошел на выход из фиорда. Сторожевики противника в зону разрывов снарядов своих батарей идти не рискнули. Поэтому Шабалин вырвался из фиорда и благополучно вернулся на базу.
Старшему лейтенанту А.С. Шабалину присвоено звание Герой Советского Союза Лето 1944 г..
Торпедные катера совместно с береговой обороной и морской авиацией атакуют конвои.
28 июня в 03-24 мин батарея № 210 с полуострова Средний открыла огонь по немецкому конвою в составе пяти транспортов, 16 малых сторожевых судов и катеров, идущих к Лиинахамари — Петсамо. Немцы немедленно начали ставить дымовые завесы с катеров и с пяти самолетов Хе-115. Неприятельские береговые батареи открыли огонь по батарее № 210. Артиллерийский дивизион 104 го пушечного полка в свою очередь открыл огонь на подавление немецких батарей на мысах Ристиниеми, Нумерониеми и в порту Лиинахамари.В 03-38 наблюдательные посты № 101 и 103 отметили прямые попадания снарядов в головной транспорт противника и взрыв в районе немецкой батареи на острове Нумерониеми.
В 03-39 наша батарея № 221 открыла огонь по немецкому конвою, после чего батареи противника перенесли часть огня на ее подавление.
В 03-40 те же посты наблюдали прямое попадание снаряда во второй транспорт, на котором вспыхнул пожар.
В 03-46 по немецким кораблям открыла огонь наша батарея № 140.
Через несколько минут с полуострова Средний наблюдали, как один транспорт был потоплен, а второй, объятый огнем, выбросился на берег у мыса Нумерониеми.
В 03-50 огонь батарей был перенесен на третий транспорт, и наши наблюдательные посты отметили два попадания в него.
В 04-10 мин наши батареи и батареи противника прекратили перестрелку.
В это время к месту боя подошли из Пумманки три наших торпедных катера под командованием капитан-лейтенанта А.О. Шабалина и, прикрываясь дымовой завесой, поставленной противником, атаковали с короткой дистанции неприятельские корабли.Катера выпустили 6 торпед и потопили транспорт в 4000 т, уже подбитый артиллерийским огнем наших батарей, а также танкер в 3000 т и тральщик, т.е. завершили разгром конвоя.
В 05-20 катера оторвались от противника, но были атакованы шестью немецкими самолетами Ме-109. Наши истребители (шесть Як-7) отбили эту атаку и сбили два Ме-109.
Посты № 101 и 103 с полуострова Средний заметили выходившие из губы Петсамо четыре неприятельских корабля, а через несколько минут три катера-дымзавесчика начали ставить дымовые завесы. Наши батареи с острова Средний открыли огонь по немецким кораблям. Неприятельские батареи возобновили обстрел наших батарей.
В 04-04 для атаки немецкого конвоя вылетели 14 «Киттихаук» («Киттихок») (27 го истребительного авиаполка) под прикрытием восьми истребителей «Аэрокобра» (2 го гвардейского авиаполка).
В 4-42 с высоты 1200 м сбросили на него в районе мыса Нумерониеми 26 бомб ФАБ-100. Прямых попаданий в суда выходившего конвоя не наблюдалось. В воздушном бою был сбит истребитель ФВ-190.
В 06-15 батареи 113 го отдельного артиллерийского дивизиона прекратили огонь. Когда рассеялись дымовые завесы, в районе мыса Нумерониеми был виден выбросившийся на берег транспорт, объятый пожаром. Позже этот транспорт был расстрелян нашей артиллерией и затонул. Оставшиеся суда конвоя повернули назад в губу Петсамо.
Немцы выпустили по нашим батареям около 650 снарядов.
Батареи полуострова Средний в III квартале 1944 г.выпустили 130 мм и 100 мм 3156 снарядов, из них: по судам противника — 674, по батареям — 2297, на прочие стрельбы — 185.
Сентябрь 1944 года
На долю торпедных катеров типа «восперов», «хиггенсов» и «ЭДКО построенных в США для своих нужд и по ленд-лизу, в годы второй мировой войны выпала немалая боевая нагрузка. Наибольшие потери понесли катера ЭЛКО: из 326 единиц погибли 38, в их числе и РТ 109, на котором плавал командир отряда торпедных катеров Джон Кеннеди — будущий президент США. Из 203 «хиггинсов» — 15, из 140 «восперов» — 2.
Американские торпедные катера неплохо сражались в составе Северного флота. Одна из самых известных операций — уничтожение вражеского конвоя в сентябре 1944 года. Конвой был обнаружен подводной лодкой капитана 2 ранга Г. И. Щедрина, потопившей один транспорт. С получением доклада от Щедрина, командование флота поставило перед катерниками задачу: совместным ударом торпедных катеров и авиации флота уничтожить конвой в средней части Варангер-фиорда. Операцию назначили на 11-00 25 сентября 1944 года. Спустя пять минут после налета штурмовиков в атаку для нанесения главного удара должны были выйти две группы торпедных катеров — пять под командованием капитана 2 ранга В. Н. Алексеева и четыре под командованием капитан-лейтенанта И. Я. Решетько.«Восперы» Алексеева вышли к конвою почти на полчаса раньше назначенного срока, и это сразу же поставило командира перед выбором: атаковать немедленно или действовать по заранее составленному плану. Не дожидаясь авиационной поддержки, Алексеев решил атаковать, рассчитывая только на силы своей пятерки. Увеличив ход, катера пошли на сближение с конвоем, и, когда на дистанции 20 кабельтовых корабли вражеского охранения открыли огонь, ТКА-213, вырвавшись вперед на полном ходу, поставил дымовую завесу. В 10-44 ТКА-240 первым пересек ее и с дистанции 7-8 кабельтовых выпустил торпеды по тральщику, который переломился и стал тонуть. Через минуту от торпед ТКА-215 взорвался головной корабль охранени — и в это время в район боя вышли самолеты морской авиации (штурмовики), обрушившие на конвой град бомб, снарядов и пуль… Прикрывшись дымовой завесой, ТКА-240 потопил концевой транспорт, и почти одновременно ТКА-208 уничтожил второй в строю корабль охранения. Атаку завершал ТКА-213: после постановки дымовой завесы он разрядил свои торпедные аппараты, потопив самоходную баржу. Подошедшие к месту боя самолеты-дымзавесчики прикрыли отход катеров первой группы, и в бой вступили «восперы» второй группы… Конвой противника был разгромлен. В этот день совместными ударами торпедных катеров и авиации были потоплены 3 транспорта и СКР V-6101 “Гауляйтер Бохлес” (504 т.), СКР V-6105 “Голштейн” (134 т.), БДБ F-152А (220 т.). Получили тяжелые повреждения и надолго вышли их из строя СКР V-6110 и тральщик М-309. Это была последняя (не плановая) маневренная операция разнородных сил, при этом ТКА наносили главный результирующий удар по уничтожению вражеского конвоя.
На Северном флоте действовали крупные и мореходные деревянные катера Д-3 (см. пункт 2.16.2.) , и американские «Восперы», «Хиггинсы». С 1943 года по ленд-лизу поставлено (соответственно 77 и 55 единиц) и ЭЛКО, поставлявшиеся комплектами катеров со сборкой на одном из ленинградских заводов при участии американских специалистов. Наш флот пополнился 60-тью торпедными катерами ЭЛКО. Опыт боевого использования ТКА, полученных по ленд-лизу, и их конструктивные особенности в последующем использовался при создании типового отечественного большого ТКА проекта 183, который в послевоенное время длительно был в составе ВМФ.
Н. Федотов «Торпедный катер Д-3. В вихре торпедных атак».
Памятник «Торпедный катep «TK-12″ установлен в г. Североморске (пл. Мужества) 31 июля 1983г. Авторы: архитекторы В. В. Алексеев, В. А. Гопак; инженер А.П. Страшный.
В годы Великой Отечественной войны торпедные катера Северного флота 325 раз выходили в море на выполнение боевых заданий. Ими было потоплено 28 кораблей и судов противника общим водоизмещением 250 тысяч тонн. Сбито 10 вражеских самолетов, высажено на берег, занятый противником, 2157 десантников. За мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками бригада торпедных катеров была удостоена орденов Красного Знамени, Ушакова I степени; почетного наименования Печенгской.
Торпедный катер «TK-12″ 50 раз участвовал в боевых действиях на море. Потопил 4 корабля противника. В 1941-1945 гг. катером командовали: лейтенант Б. Ф. Химченко; лейтенант А. О. Шабалин — дважды Герой Советского Союза; ст. лейтенант С.Ф. Чехрыгин; лейтенант Г. М. Паламарчук — Герой Советского Союза; лейтенант Л.П.Чепелкин; капитан-лейтенант П. Я. Шуляковский.
«TK-12″ (проект “Д-3», см. [2] и пункт 2.16.2.) пришел на Северный флот с Балтики незадолго до начала Великой Отечественной войны. Он имел хорошую мореходность и маневренность, водоизмещение 35 тонн, деревянный корпус. Вооружение составляли 2 торпедных аппарата и 2 зенитные установки. Катер мог развивать скорость до 32 узлов.
Катер установлен на постамент, выполненный в виде расходящихся волн, на гребне которых застыл катер. По правому борту установлена памятная тумба с мемориальной доской с текстом о славных подвигах моряков-катерников Северного флота.
ТОБОЛЕЦ написал:
Оригинальное сообщение #865497
на перехват вражеского конвоя, состоявшего из 2-х транспортов, груженных никелевой рудой и 6-ти сторожевых катеров), вышли наши два торпедных катера
На самом деле ТКА №13 и 14 стояли в засаде, а не выходили на перехват. Реально атаке подвергся отряд боевых кораблей - минзаги BRUMMER, SKAGERRAK под прикрытием 4 тральщиков и 5 МТЩ. Торпеды взорвались на берегу.
ТОБОЛЕЦ написал:
В этом бою ТКА №239 (скорее всего, он, но могут быть и варианты) потопил пароход NERISSA. Это у немцев была единственная потеря за два конвоя в Петсамо и обратно.
ТОБОЛЕЦ написал:
Оригинальное сообщение #865497
В этот день совместными ударами торпедных катеров и авиации были потоплены 3 транспорта и СКР V-6101 “Гауляйтер Бохлес” (504 т.), СКР V-6105 “Голштейн” (134 т.), БДБ F-152А (220 т.). Получили тяжелые повреждения и надолго вышли их из строя СКР V-6110 и тральщик М-309.
Интересно - названий транспортов нет. Это потому что, ни одного не утопили. V.6101 "ГАУЛЯЙТЕР БОЛЕ" потоплен одновременным (!!) попаданием 2 бомб с илов 46 ШАП и 2 торпед с ТКА. V.6105 поврежден штурмовкой Р-40 из 78 ИП, посажен немцами на грунт, но уже через 9 часов снят и уведен в Киркенес. Плавмастерская D.152 (переделанная из БДБ) кратковременно садилась на мель при спасательных работах рядом с V.6105. V.6110 был поврежден не так уж серьезно, просто ППО с Р-40 поврежден паропровод и он потерял ход. В процессе боев самолеты потопили пару подвернувшихся под руку норвежских мотоботов. Тральщика М.309 там не было - это моторный тральщик R.309, тяжело поврежден во время буксировки V.6110. Также повреждены его коллеги R.202 и 301, но они легко.
V.6105 и 6110 уже 1.10.44 числились готовыми к конвойным задачам.
igor написал:
Оригинальное сообщение #865837
Интересно - названий транспортов нет. Это потому что, ни одного не утопили. V.6101 "ГАУЛЯЙТЕР БОЛЕ" потоплен одновременным (!!) попаданием 2 бомб с илов 46 ШАП и 2 торпед с ТКА. V.6105 поврежден штурмовкой Р-40 из 78 ИП, посажен немцами на грунт, но уже через 9 часов снят и уведен в Киркенес. Плавмастерская D.152 (переделанная из БДБ) кратковременно садилась на мель при спасательных работах рядом с V.6105. V.6110 был поврежден не так уж серьезно, просто ППО с Р-40 поврежден паропровод и он потерял ход. В процессе боев самолеты потопили пару подвернувшихся под руку норвежских мотоботов. Тральщика М.309 там не было - это моторный тральщик R.309, тяжело поврежден во время буксировки V.6110. Также повреждены его коллеги R.202 и 301, но они легко.
V.6105 и 6110 уже 1.10.44 числились готовыми к конвойным задачам.
Благодарю,за свое мнение и знание...
Советский торпедный катер ТКА-116, погруженный на железнодорожную платформу для перевозки на Балтийский флот. На снимке торпедный катер типа «Д-3». Катер заложен в 1939 году, спущен на воду в 1941 году, вступил в строй 30.06.1943 года и 4.07.1943 года включен в состав Балтийского флота. 30.11.1943 года отправлен по железной дороге на Северный флот и 6.12.1943 года вступил в его состав. Участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции в октябре 1944 года. 15.04.1945 года отправлен по железной дороге из Мурманска и 27.04.1945 г. Был возвращен в состав в состав Балтийского флота.
Страниц: 1