Вы не зашли.
Но в случае Войновича и Ушакова звучать будет натужно - в основном учатся в небольших чинах.
Так ведь толковый каперанг и флотоводец разные категории, и первый не факт что дорастет до флотоводца. И опыт младшего флагмана в разы полезнее чем служба адьютантом или там старпомом. Вот Пустошкин тот был вполне себе ученик и помошник, как младший флагман, но знаменитым флотоводцем он не стал.
Мне кажется, пока не дадим четкого определения терминам "тактика" и "школа", дальнейшая дискуссия не имеет смысла.
Что касаемо школы, то подготовка флагмана и подготовка хорошего исполнительного офицера это разные вещи. Офицеры несомненно под командой Ушакова получали хороший опыт, чтобы исполнять обязанности командира корабля. И тут несомненно школа была, а вот с подготовкой флагманов все очень непросто. Сильно сомневаюсь, что Ушаков желал бы того же Сенявина себе в младшие флагманы и возможные приемники, у них срача хватало по жизни. Но раз Сенявин выбился в известные флотоводцы, а тот же Пустошкин нет, то начинается попытка приписать его к флотоводческой школе именно Ушакова.
Отредактированно Arioch (06.11.2014 16:31:20)
Олег написал:
Оригинальное сообщение #886243
Мне кажется, пока не дадим четкого определения терминам "тактика" и "школа", дальнейшая дискуссия не имеет смысла.
"Тактика" - см. Военная энциклопедия.
Школа ВМИ: Понятие «Отечественная школа военно-морского искусства» определяется как исторически сложившаяся в России форма деятельности военно-морского сообщества с общими ценностными установками под руководством и влиянием признанных отечественных практиков и теоретиков военно-морского искусства, направленная на генерирование, аккумулирование и апробацию передовых идей и передачу накопленного опыта по созданию и реализации наиболее эффективных форм и способов вооруженной борьбы на море, которая обеспечивает преемственность в воспроизводстве нескольких поколений национальных военно-морских кадров – носителей идей данной школы, в общности применяемых подходов, в поддержании и преумножении заложенных традиций и создает условия постоянного роста квалификации и воспитания представителей школы, развития выдвинутых положений и приращения знаний.
Podvodnik написал:
#883492
Если военно-морская история - это наука, то в ней должны действовать законы и принципы науки, в т.ч. и принцип научной систематики, в соответствии с которым все элементы одной подсистемы входят в неё по одному классификационному признаку. В периодизации морской тактики таким признаком являются тактико-технические элементы (нападения, защиты и маневренные). При чём заметьте, это придумал не Овчинников! При их качественном изменении меняется и тактика. На смену парусу (маневренный элемент) пришёл пар - изменилась и тактика - сформировалась тактика парового флота;
Уважаемый Podvodnik,
я полностью согласен с тем, что в военно-морскогй истории должны действовать законы и принципы науки. Одним из таких принципов является системный подход, в соответствии с которым, как писал еще Аристотель, целое больше суммы его частей. Т.е. свойства системы нельзя вывести рассматривая только свойства отдельных элементов (свойство эмергентности систем тоже придумал не я!) Вы же предлагаете рассматривать возможности флота как системы только исходя из свойств отдельных элементов, т.е. отдельно взятых кораблей: приводятся в движение парусом - тактика парусного флота; паром - тактика парового флота. А ведь набор элементов превращается в систему только при наличие определенного типа связей!
В качестве одной из таких связей,превращающих отдельные корабли в некую систему (флот), на мой взгляд, должен рассматриваться принцип формирование флота (исскуство подготовки боя в Вашем определении). По этому показателю в истории парусных флотов (грубо) можно выделить три периода:
1. Период нанимаемых частных кораблей с небольшим вкраплением государственных (примерно до начала XVII в.) - никаких возможностей для совместного обучения и четкого маневрирования у них не было, отсюда главной формой ведения боя выступает свалка, модифицировавшаяся несколько позже в тактику роя.
2. Период больших эскадр, снаряжаемых в конкретную кампанию (вторая половина XVII - середина XVIII вв) - корабли большей частью государственные, однако отсутствие совместной подготовки в таких эскадрах позволяет вести бой только в линии, следуя движениям флагмана и избегая сложных маневров.
3. Период небольших по численности постоянных эскадр (вторая половина XVIII - середина XIX вв) - имея опыт совместного маневрирования, а также более развитую к тому времени систему сигнализации (кстати, еще один фактор, влияющий на эффективность флота как системы) командующий мог осуществлять более сложное и даже раздельное маневрирование отрядов.
Т.е. искусство подготовки ведения боя (как Вы определили тактику) зависело не только от типа движителя и замысла командующего,но и от того материала, который был в его распоряжении. В противном случае следует признать, что в сражении при Рапалло в 1494 году и при Трафальгаре 1805 году использовалась одна и таже тактика парусного флота, ведь и там и там в бою сошлись парусные корабли, вооруженные артиллерией.
Агриппа написал:
Оригинальное сообщение #886262
искусство подготовки ведения боя (как Вы определили тактику)
В данном случае (тактика) речь идёт не о подготовке сил - элемент строительства ВС, - а о подготовке флота с момента получения приказа на выход в море.
ТТЭ кораблей взяты за основу в классификации тактики ещё С.О. Макаровым, который называл их «наступательные средства», «оборонительные средства» и «морские качества» (Макаров С.О. Разбор элементов, составляющих боевую силу судов // Морской сборник. 1894. № 6. Неоф. С. 1–106. )
Podvodnik написал:
#886246
Школа ВМИ/quote]
Под это определение замечательно подходит школа Петра 1. Более того, установки этой школы были закреплены в форме Морского Устава, что выгодно отличает ее от последующих школ. Кстати, из него совсем не следует, что основатель школы сделал вклад в мировое ВМИ, достаточно вклада в отечественное ВМИ.Эд написал:
#886227
Был башенный фрегат,Встречалось мнение, что он назван в честь младшего Грейга.
Podvodnik написал:
#886235
Данные факты не соответствуют действительности!Опала Сенявина после сдачи эскадры - вещь общеизвестная. О недовольстве Ушаковым из-за его политических дейситвий на Корфу мне сообщил человек, пишущий книгу про Павла. Впрочем, он не смог найти в архивах, с какой целью перевели Ушакова на Балтику. Может вы знаете?
“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz
Какой вклад в развитие ВМИ внёс Пётр? Он был признанным флагманом?
Олег написал:
Оригинальное сообщение #886284
О недовольстве Ушаковым из-за его политических дейситвий на Корфу мне сообщил человек, пишущий книгу про Павла.
Я же говорю, читаете неправильные книги.
Из рескрипта Павла I от 15 июля 1799 г. на имя В.С. Томары: «Из рапортов адмирала Ушакова и донесений Ваших уведомилися Мы о распоряжениях, учиненных на островах бывших Венецианских, касательно установления на оных правления, новому положению их соответствующих. Находя меры упомянутым адмиралом в Корфу принятые и представленные Вами Порте согласующими с предположениями Нашими, Мы оные одобряем (Выделено мной. – Авт.)»
Podvodnik написал:
#886288
Какой вклад в развитие ВМИ внёс Пётр?
В отечественное ВМИ? Он регулярный флот создал.
Podvodnik написал:
#886288
Он был признанным флагманом?
Как минимум одну победу на море он лично одержал. Лазарев или Бутаков не могут подобным похвастаться.
Олег написал:
Оригинальное сообщение #886293
Он регулярный флот создал.
Это - не военно-морское искусство. Это процесс строительства вооружённых сил! В этом его неоспоримая заслуга. Но мы говорим о ВМИ.
Олег написал:
Оригинальное сообщение #886293
Как минимум одну победу на море он лично одержал.
Спиридов при Чесме тоже победу одержал. Вклад в ВМИ какой!?
Podvodnik написал:
#886296
Спиридов при Чесме тоже победу одержал. Вклад в ВМИ какой!?
А Лазарев вообще ничего не одержал, и вклада в ВМИ нет, а школа есть. Тут одно из двух - или определение не полное, или то, что мы называем "школой Лазарева" не подходит под "школу ВМИ".
Олег написал:
Оригинальное сообщение #886300
А Лазарев вообще ничего не одержал
Так уж и ничего? Соглашусь с тем, что его школу не совсем корректно называть школой ВМИ, но флотоводческой школой - вполне. И он действительно был признанным лидером в этой школе.
Агриппа написал:
#886262
В качестве одной из таких связей,превращающих отдельные корабли в некую систему (флот), на мой взгляд, должен рассматриваться принцип формирование флота (исскуство подготовки боя в Вашем определении). По этому показателю в истории парусных флотов (грубо) можно выделить три периода:
1. Период нанимаемых частных кораблей с небольшим вкраплением государственных (примерно до начала XVII в.) - никаких возможностей для совместного обучения и четкого маневрирования у них не было, отсюда главной формой ведения боя выступает свалка, модифицировавшаяся несколько позже в тактику роя.
2. Период больших эскадр, снаряжаемых в конкретную кампанию (вторая половина XVII - середина XVIII вв) - корабли большей частью государственные, однако отсутствие совместной подготовки в таких эскадрах позволяет вести бой только в линии, следуя движениям флагмана и избегая сложных маневров.
3. Период небольших по численности постоянных эскадр (вторая половина XVIII - середина XIX вв) - имея опыт совместного маневрирования, а также более развитую к тому времени систему сигнализации (кстати, еще один фактор, влияющий на эффективность флота как системы) командующий мог осуществлять более сложное и даже раздельное маневрирование отрядов.
Несколько не так.
1). 1-я половина 17 в.: в Голландии, Дании, Швеции, Франции корабль рассматривается как пехотная или кавалерийская единица. Соответственно, голландский флот в 1652-53 гг. строится, как русская армия в Куликовской битве: центр, левое крыло, правое крыло, передовой отряд, резерв. Впрочем, также построен и боевой порядок флота христиан при Лепанто 1571 г. Шведы в сражениях 1657-59 гг. строят флот тройками-треугольниками: в голове корабль флагмана, несколько сзади слева и сзади – еще 2 корабля поменьше, потом еще одна такая тройка и т.д.
Голландцы применяют тактику «пчелиного роя»: их небольшие корабли отсекают части флота противника и облепляют отдельные корабли, создавая локальное превосходство сил. И стреляют они быстрее всех.
2). Англичане, столкнувшись с тактикой роя голландцев, изобретают линейную тактику, хотя ее, похоже, применяли еще в Древней Греции.
В Англии приходят к выводу (Дин, Монк, Пенн, Блейк), что корабль – это прежде всего артиллерийская единица. Английские корабли – самые большие и сильно вооруженные в мире, они перегружены артиллерией, и их нижний дек – у самой воды. Вооружению приносятся в жертву все остальные качества корабля. Внедряются пушки-дрейки – облегченные с уменьшенным зарядом, но большого калибра, что позволяет ставить их даже на небольшие суда. Итог – разгром доселе непобедимых голландцев (1653 и 1665 гг.).
3). Голландцы и все прочие нации принимают на вооружение линейную тактику (с 1666 г.). Это продолжается более ста лет. Теперь победу одержать при равных силах почти невозможно. После 1713 г. прежний французский флот, равный английскому, исчезает, но корабли совершенствуются, и качественно более слабый флот (французский, испанский) без труда уклоняется от решительного боя. Победа Роднея 12 апреля 1782 г. – чисто случайная: опрометчивость де Грасса и неожиданное изменение ветра. Родней приходит к выводу, что единственная возможность – эксперименты в пределах линии (1780 г., Мартиника), но капитаны не поняли его. Но этот маневр позже удается Сенявину при Афоне.
4). После 1792 г.: Революция уничтожает французский флот. Теперь против такого слабого соперника можно опять применить прежнюю тактику роя – сосредоточение превосходящих сил против меньших сил противника. И в 1794-1805 гг. английский флот последовательно крушит флоты всех прочих стран.
После 1805 г. превосходство королевского флота столь значительно, что его соперники могут вести лишь крейсерскую войну, и «история (тактики) прекратила движение свое».
Эд написал:
Оригинальное сообщение #886321
Англичане, столкнувшись с тактикой роя голландцев, изобретают линейную тактику
Опять-двадцать пять за рыбу деньги... Не линейную тактику, а линейное построение боевого порядка.
Podvodnik написал:
#886309
но флотоводческой школой - вполне.
Ладно, тогда и Петр породил флотоводческую школу. Не может же быть флот без этой школы.
Олег написал:
Оригинальное сообщение #886331
Ладно, тогда и Петр породил флотоводческую школу. Не может же быть флот без этой школы.
Петр породил школу отечественного военного кораблестроения.
Arioch написал:
#886244
не факт что дорастет до флотоводца
Увы, увы. Так устроена жизнь. И у гениальных отцов не всегда бывают одаренные дети. Семейство Бахов - отнюдь не правило. И одаренные ученики случаются не у каждого, даже талантливого учителя. А талант учителя, увы, не творит чудес.
Arioch написал:
#886244
это разные вещи
Это разные стадии - сперва готовят офицера, затем из пригодных для дальнейшего продвижения готовят младших флагманов.
Podvodnik написал:
Оригинальное сообщение #886342
Петр породил школу отечественного военного кораблестроения.
А школы флотоводцев по вашему вообще не было до Ушакова?
Podvodnik написал:
#886327
Не линейную тактику, а линейное построение боевого порядка.
Все-таки это было не просто построение боевого порядка.
В 1653 г. принимается "Военный кодекс" с 39 статьями, определяющий поведение адмиралов и капитанов в линии баталии. Далее, в 1653 г. - "Инструкции по порядку действий флота в плавании" и самое главное - "Инструкции по порядку действий флота в бою", их было 14, они описывали различные маневры для сохранения боевой линии, действия на случай гибели флагмана и т.п.; здесь также приводились флажные сигналы. В принципе, они оставались в силе и в 18 в., разумеется, с определенными изменениями и дополнениями ("погоня" и т.д.).
Эд написал:
Оригинальное сообщение #886394
Все-таки это было не просто построение боевого порядка.
Всё понятно, но это боевое построение флота - элемент способа действий, который формирует флагман в своем тактическом замысле на сражение! В парусном флоте этот порядок был наиболее оптимальным, поэтому был практически обязательным. Но, тем не менее, понятие "тактика" намного шире понятия "боевой порядок". Поэтому их надо разделять. Как говорит наш президент: "Мухи отдельно, котлеты отдельно".
Отредактированно Podvodnik (06.11.2014 23:06:52)
Олег написал:
Оригинальное сообщение #886387
А школы флотоводцев по вашему вообще не было до Ушакова?
А откуда ей было взяться, если Ушаков был первым в России флагманом, участвовавшим в сражении флотов в открытом море. Кроме того, он сформировал свою систему подготовки сил, в усовершенствованном виде, сохранившуюся до н.в. Все предшествующие поколения флагманов создавали предпосылки для создания этой школы.
Отредактированно Podvodnik (06.11.2014 23:08:33)
Podvodnik написал:
#886342
Петр породил школу отечественного военного кораблестроения.
Так и просится добавить что-нибудь евангельское. А вообще, почаще стоило бы втолковывать это известному Вам доктору наук!
Podvodnik написал:
#886246
"Тактика" - см. Военная энциклопедия.
Да, смотрим и несколько дивимся. Как-то все, что смотрим не совсем вписывается в то, о чем Вы толкуете:
ТАКТИКА военная (греч. taktika - искусство построения войск, от tasso - строю войска), составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки
и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооруж. сил, родов войск (сил) и спец. войск на суше, в воздухе и на море; военно-теоретич. дисциплина. Т. охватывает изучение, разработку, подготовку и ведение всех видов боевых действий: наступления, обороны, встречного боя, тактич. перегруппировок и т. д.
Осн. задачи Т.: изучение закономерностей, характера и содержания боя, разработка способов его подготовки и ведения; определение наиболее эффективных способов применения в бою средств поражения и защиты; исследование боевых свойств и возможностей подразделений, частей, соединений, определение их задач и боевых порядков при ведении боевых действий и методов организации взаимодействия между ними; изучение роли огня, ударов и манёвра в бою; разработка рекомендаций по управлению войсками (силами), их боевому, специальному и тыловому обеспечению; изучение сил и средств противника и его приёмов ведения боя. Каждый вид вооруж. сил (Сухопутные
войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, Ракетные войска стратегического назначения, Войска противовоздушной обороны страны), род войск (сил, авиации) и вид специальных войск, а также войсковой тыл и части Гражданской обороны имеют свою Т., к-рая изучает боевые свойства и возможности соединений, частей (кораблей) и подразделений данного вида вооруж. сил, рода войск (сил, авиации), вида спец. войск, способы их применения и действий в бою самостоятельно и во взаимодействии с др. видами и родами войск. Общие закономерности и положения по подготовке и ведению боя соединениями, частями и подразделениями всех видов вооружённых сил, родов войск (сил) и специальных войск составляют основы общей теории Т. Исследуя многообразные условия ведения боя, Т. не даёт готовых рецептов. Она вырабатывает только главные, наиболее важные положения и правила, следуя к-рым, командир принимает самостоят. решение, соответствующее конкретным условиям боевой обстановки, проявляя творческую инициативу.
Изменения в Т. и её развитие связаны с достигнутым уровнем произ-ва, изобретениями новых видов оружия и боевой техники, степенью общего развития и состоянием морального духа войск, их обученности, развитием стратегии и оперативного искусства, организацией войск. Непосредственное влияние на Т. и способы боевых действий оказывают люди и воен. техника. Именно Т.- наиболее изменяющаяся часть воен. искусства. На Т. влияют также состояние и подготовка вооруж. сил противника, способы
их действий и др. факторы. Новые тактич. способы, основанные на возможностях более совершенной воен. техники, находятся в постоянной борьбе со старыми способами ведения боя, к-рые перестали или перестают отвечать сложившимся условиям, но укрепились в теории и практике.
Лит.:Тактика, М., 1966;Caвкии В. Е., Основные принципы оперативного искусства и тактики, М., 1972;
Тактика воен.-мор. флота - составная часть военно-морского искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя и др. видов боевых действий на море соединениями, частями, подразделениями различных сил флота. Т. ВМФ зародилась в древности с появлением гребного флота, характерными чертами Т. к-рого были: стремление вести бой в тихую погоду и недалеко от берега, применение сомкнутого строя и фронтального столкновения кораблей, таранного удара, позднее (5-4
вв. до н. э.) и абордажа.
До 16 в. Т. ВМФ, несмотря на появление парусных судов и вооружение их артиллерией, мало отличалась от Т. гребного флота. В 17 в. был завершён переход от гребного флота к парусному, обладавшему большей скоростью хода и дальностью плавания. Глубокие изменения в Т. вызвало развитие корабельной артиллерии и использованием её в мор. сражениях во время англо-голландских войн 2-й пол. 17 в. в качестве гл. оружия. В это время была установлена классификация кораблей, к-рые стали объединяться в эскадры. Основу ударной мощи флотов составляли линейные корабли. Стремление максимально использовать в мор. сражениях огонь артиллерии привело к развитию линейной Т., к-рая в 17-18 вв. господствовала во всех флотах. Гл. её содержанием было ведение арт. боя эскадрами кораблей, к-рые маневрировали в линии баталии (кильватерной колонне) на контркурсах или на параллельных курсах. К сер. 18 в. в связи с увеличением дальности стрельбы, убойной и разрушит, силы ядра возникло противоречие между возможностями корабельной артиллерии и тактич. формой её использования -шаблонной линейной Т. Рус. адмиралы Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков, выступившие против линейной Т., впервые в практике мор. боя отказались от её шаблонов и заложили основы новых способов боевого использования парусного флота
- манёвренной Т. Её характерные особенности заключались в сближении сторон на дистанцию эффективного артогня, создании превосходства в силах или огневой
мощи против части сил противника, что достигалось охватом головы колонны его линейных кораблей или расчленением их строя, окружением и разгромом части сил вражеского флота, включая флагманский корабль. Принципы манёвренной Т. в дальнейшем были использованы адмиралом Г. Нельсоном в сражениях при Абукире (1798) и Трафальгаре (1805) и рус. адмиралом Д. H. Сенявиным в Афонском сражении (1807) и способствовали её утверждению.
С переходом от парусного к паровому флоту во 2-й пол. 19 в. гл. силы флотов стали составлять крупные арт. корабли броненосцы и броненосные крейсера. Существ, вклад в разработку Т. парового флота внесли рус. адмиралы Г. И. Бутаков, А. А. Попов, С. О. Макаров. Основой Т. ВМФ стал мор. бой эскадр, включавших в себя надводные корабли различных классов. Как правило, бой в море состоял из трёх этапов: разведки противника (крейсерами) и развёртывания в боевой порядок своих броненосных сил; арт. боя гл. сил; развития успеха миноносцами или обеспечения ими отхода (в случае неудачи). Для охвата головы вражеской эскадры обычно выделялся отряд быстроходных броненосных крейсеров. Сформировалась также Т. миноносцев, минных заградителей.
Развитие Т. в 1-ю мировую войну связано с глубокими изменениями характера мор. боя, вызванными применением в нём различных новых средств борьбы, резким увеличением числа кораблей и появлением основной формы боевой деятельности ВМФ - операции. Наряду с боями крупных группировок надводных сил флота большое распространение получили одиночные действия подводных лодок, противолодочных сил, сформировались основы Т. разнородных сил флотов. Линейные силы, составлявшие основу ударной мощи флотов, могли действовать только под прикрытием лёгких сил от ударов подводных лодок, миноносцев и от воздействия минного оружия.
В годы Гражд. войны зародилась Т. сов. ВМФ, сложились тактич. принципы боевого применения речных и озёрных флотилий, совместных действий сил флота с сухопутными войсками, высадки мор. десантов и ведения мор. боя в своей прибрежной зоне. По мере развития сил и средств флота в 20-30-х гг. совершенствовались Т. действий
разнородных сил ВМФ и способы взаимодействия между ними в мор. бою. Основы Т. ВМФ были закреплены в Боевом уставе морских сил РККА и др. документах.
Большое влияние на развитие Т. ВМФ оказало возрастание значения во время 2-й мировой войны подводных лодок и мор. авиации, к-рые стали гл. ударной силой флотов. В нек-рых иностр. флотах (Японии, США) важная роль в бою отводилась авианосцам и была выработана Т. их боевого использования. Авианосная авиация вела мор. бои, -когда корабли воюющих сторон находились в сотнях миль друг от друга. Это привело к увеличению пространственного размаха боя, позволяло силам флота наносить по противнику удары с неск. направлений из-под воды и с воздуха.
Гл. содержанием Т. ВМФ во 2-й мировой войне стали возд.-морской и подводно-морской бои, ведущиеся взаимодействующими разнородными силами.
Т. сов. ВМФ в Великой Отечеств, войне развивалась в самостоят, действиях флотов и их совместных боевых действиях с сухопутными войсками. Получила дальнейшее развитие Т. нанесения комбинированных ударов мор. авиацией, подводными лодками и лёгкими надводными силами с целью нарушения мор. коммуникаций противника. Были разработаны способы группового использования подводных лодок и взаимодействия их с др. силами флота.
Развитие сил и средств борьбы в послевоен. время предопределило глубокие изменения характера боя на море и Т. ВМФ, появились новые направления её развития: Т. ракетных подводных лодок, ракетных кораблей, ракетоносной авиации и др. Атомные ракетные подводные лодки получили возможность длительно и скрытно маневрировать вне зон противолодочной обороны противника с целью внезапного нанесения из-под воды мощных ударов по его важным объектам. Мор. ракетоносная авиация теперь способна наносить ракетные удары по кораблям противника с расстояний, находящихся за пределами досягаемости его зенитными ракетными и арт. средствами и зоны прикрытия истребителями. Находящиеся на вооружении подводных лодок и надводных кораблей крылатые ракеты позволяют им применять это оружие с расстояний, резко снижающих эффективность противолодочной обороны противника и исключающих использование им артиллерии и торпед. Важнейшим принципом совр. Т. ВМФ является ведение боевых действий объединёнными усилиями разнородных сил и различных видов оружия при их тесном взаимодействии.
Лит.: Горшков С., Некоторые вопросы развития военно-морского искусства, "Морской сборник", 1974, № 12; Сталбо К., Развитие советского военно-морского искусства в Великой Отечественной войне, "Морской сборник", 1973, № 8; Ачкасов В. И., Павлович H. Б., Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне, М., 1973; История военноморского искусства, М., 1969.
Как видим, "традиционная периодизация" также как-то "не состыковывается" с традиционной периодизацией. Так, "кто там на ком стоял?" г-н Овчинников?
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #886398
ТАКТИКА военная (греч. taktika - искусство построения войск, от tasso - строю войска), составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки
и ведения боя
А я что-то не так говорил? Коротко - искусство подготовки и ведения боя.
А.Иванов написал:
Оригинальное сообщение #886398
Стремление максимально использовать в мор. сражениях огонь артиллерии привело к развитию линейной Т., к-рая в 17-18 вв. господствовала во всех флотах. Гл. её содержанием было ведение арт. боя эскадрами кораблей, к-рые маневрировали в линии баталии (кильватерной колонне) на контркурсах или на параллельных курсах. К сер. 18 в. в связи с увеличением дальности стрельбы, убойной и разрушит, силы ядра возникло противоречие между возможностями корабельной артиллерии и тактич. формой её использования -шаблонной линейной Т. Рус. адмиралы Г. А. Спиридов, Ф. Ф. Ушаков, выступившие против линейной Т., впервые в практике мор. боя отказались от её шаблонов и заложили основы новых способов боевого использования парусного флота
- манёвренной Т.
Вот именно против этого и появились аргументированные возражения. И составителей нашей замечательной Военной энциклопедии удалось в этом убедить. Так что, смотрите последующие издания...