Сейчас на борту: 
John Smith,
Starracer,
veter
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 21.11.2010 12:03:45

altair
Гость




Война за испанское наследство

Коллеги, начал читать книжку уважаемых участников форума и появился следующие вопросы:
с связи со смерть в 1699г Турвилля во Франция с новой силой начинаются звучать идеи Жерома Поншартрена о ненужности линейного флота. Подобные изменения взглядов как то отражались на планировании действий флотов Англии и Голландии в 1700-1701г в части необходимого минимума численности флота? Насколько вообще стороны знали о потенциальной численности флота своих противников и как это влияло на планы боевых действий?

#2 21.11.2010 14:26:48

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Война за испанское наследство

altair написал:

Оригинальное сообщение #324105
с связи со смерть в 1699г Турвилля во Франция с новой силой начинаются звучать идеи Жерома Поншартрена о ненужности линейного флота. Подобные изменения взглядов как то отражались на планировании действий флотов Англии и Голландии в 1700-1701г в части необходимого минимума численности флота? Насколько вообще стороны знали о потенциальной численности флота своих противников и как это влияло на планы боевых действий?

Наконец-то хоть кто-то этим заинтересовался.
Турвилль умер 28 мая 1701 г., незадолго до этого король назначил его командующим флотом в Бресте.
В 1699 г. 25-летний Жером Поншартрен сменил своего отца на посту морского министра (его отец Луи стал госканцлером). Это была совершенно ничтожная фигура, Жером явно не подходил на эту роль, недаром его отец пытался еще в 1690 г. ликвидировать флот вообще (было условлено, что его сын сменит его на посту морского министра), поскольку министру флота без флота можно было бы жить без проблем. Став министром, Жером стремился лишь к том, чтобы возможно больше ограничить деятельность линейного флота, не имея ни способностей, ни желания заниматься хлопотным делом по изысканию средств, организации комплектования, снабжения, постройки кораблей и т.п.; характерно, что король не сделал его своим статс-секретарем, авторитетом он не обладал, прославился интригами, адмирал Франции граф Тулузский демонстративно ему не подчинялся.

После того, как в 1694 г. были достроены корабли, материалы для которых заготовил еще Сеньелэ, кораблестроение резко сокращается, стр-во 3-дечников вообще было прекращено. Маршал Вобан в 1695 г. усиленно советует королю отказаться от флота; в 1694 г. вооружено вдвое меньше судов, чем в 1693 г., в 1695 г. флот вообще не был выведен в море, только приватиры. 

Разумеется, стороны знали о силах пр-ка, хотя по обыкновению их несколько преувеличивали, но, в общем, информация была точная. Очень хорошо они знали и обо всех передвижениях эскадр своих пр-ков.

К 1698 г. у Англии было в строю 120 ЛК – 6-100, 13-90, 42-64-80, 59-48-60, и 66 фрегатов  (39 – 30-40, 27-20-24), вместе с мелким судами всего во флоте было 294 корабля, в постройке 1-90, 5-70-80, 8-50-60. Предвидя неизбежные дальние походы в Средиземное море и в Америку, в 1702 г. были приняты новые облегченные штаты вооружения кораблей, впредь запрещалось перестраивать корабли в доках, доки были предназначены только для нового строительства.

Во Франции с 1682 г. существовали штаты флота: 12-1 ранга (80-110п), 26-2 (64-78), 40-3 (50-64), 26-4 (40-48), 16-5 (30-38), в 1698 г. все еще имелось соответственно 26-1, 27-2, 47-3, 18-4, 17-5, но французские корабли были крупнее английских и сильнее вооружены. Голландцы к 1702 г. имели 15-90п, 20-72, 21-64, 27-50, 15-40, 9-34-38, но их корабли были небольшие и слабо вооруженные.

Король Франции, утверждавший всю стратегию, к флоту был совершенно равнодушен, так что каких-либо постоянных стратегических установок, кроме «защиты своих берегов», флоту не ставилось, он выполнял роль холодного сапожника, о нем вспоминали, если вдруг требовалось его участие. Основное внимание было уделено ведению войны на суше. В 1701 г. было вооружено 25 ЛК в Кадисе (Эстре) и 15 – в Бресте (Шато-Рено), цель – обеспечить приход их Америки «серебряного флота». Союзники выслали эскадру Бенбоу (35 ЛК)  на перехват, Эстре передал в эскадру Шато-Рено 14 ЛК, а сам ушел в Тулон.

В начале 1702 г., когда точный состав французского флота еще не был известен, союзники сперва хотели вооружить (для похода к Кадису) 50 англ. и 30 голл. ЛК, оставив в Канале 30 англ. и 15голл. ЛК, но такие грандиозные вооружения оказались излишними, т.к. французы вооружили скромные силы, да к тому же их разделили.

#3 21.11.2010 14:37:41

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5911




Re: Война за испанское наследство

Эд написал:

Оригинальное сообщение #324135
Во Франции с 1682 г. существовали штаты флота: 12-1 ранга (80-110п), 26-2 (64-78), 40-3 (50-64), 26-4 (40-48), 16-5 (30-38), в 1698 г. все еще имелось соответственно 26-1, 27-2, 47-3, 18-4, 17-5,

А почему такой "перебор" в кораблях первого ранга?


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#4 21.11.2010 14:54:42

altair
Гость




Re: Война за испанское наследство

Эд написал:

Оригинальное сообщение #324135
но, в общем, информация была точная

Интересно, каковы её более менее оперативные источники на тот момент? Или стороны просто смотрели на официальные штаты флотов, в которых до 1702г особых изменений со времён Аугсбургской лиги не было?

#5 21.11.2010 15:04:59

Repulse
Гость




Re: Война за испанское наследство

altair написал:

Оригинальное сообщение #324143
Интересно, каковы её более менее оперативные источники на тот момент?

Были и шпионские данные, вообще английские шпионы имелись во всех французских портах, включая Брест, Лориан, Ла-Рошель, Нант, Тулон и т.д. Секретную службу его величества при Вильгельме возглавлял его друг детства Виллем Бентик, а английскую секретную службу - Дэвид Финч, герцог Ноттингем.

#6 21.11.2010 15:56:39

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Война за испанское наследство

Олег написал:

Оригинальное сообщение #324138
А почему такой "перебор" в кораблях первого ранга?

В 1677 г. в Англии была принята программа стр-ва 30 ЛК (1-100, 9-90, 20-70), все - с 32ф на гон-деке, а 100п - с 42ф. Французские ЛК в это время обычно имели на гон-деке 24ф, для 36ф пушек требовался гораздо больший ЛК, его было цлесообразно закончить как 3-дечние, при этом на верхней палубе было обычно 405 орудий, так что такие ЛК имели 86-90 пушек, хотя по рангу и силе соответствовали английскому 100-пушечнику. Их огонь англичане в полной мере ощутили пр Барфлере 1692 и Малаге 1704. 

altair написал:

Оригинальное сообщение #324143
каковы её более менее оперативные источники на тот момент?

Англичане имели своих шпионов во всех французских портах, причем те служили моряками на французских кораблях, так что в Англии точно знали о силе флота, кол-ве кораблей, их капитанах и т.д и даже о том, как они стоят в гавани.

Французам было проще: еще Пальмерстон жаловался, что пр-ку нет необходимости иметь шпионов, достаточно купить английские газеты. В 1691 г. адм. Рассел жаловался статс-секретарю Ноттингему о том, что "я только что составил линию баталии, а о ней орут на всех углах, и вот она у меня уже на французском языке!" (я ее видел и на испанском).

#7 10.12.2010 15:57:05

altair
Гость




Re: Война за испанское наследство

Вопросы уважаемым авторам:
1) как объясняется сочетание плотной блокады французских портов в рамках борьбы с каперами и сравнительно небольшими потерями французов  плававших в Америку и обратно? Возможно их ,,капельный ,, характер - 335 судов за 15 лет вместе с испанцами - позволял обходить английскую блокаду?
2) В год первых основных успехов конвойной системы - 1709 - англичане сосредочили в С. Атлантике 30 кораблей  и 5 фрегатов. Какое количество ЛК и фрегатов выделил французский флот для поддержки каперов? У меня по книге сложилось впечатление что не более 15.

#8 10.12.2010 18:10:49

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Война за испанское наследство

altair написал:

Оригинальное сообщение #331868
1) как объясняется сочетание плотной блокады французских портов в рамках борьбы с каперами и сравнительно небольшими потерями французов  плававших в Америку и обратно? Возможно их ,,капельный ,, характер - 335 судов за 15 лет вместе с испанцами - позволял обходить английскую блокаду?
2) В год первых основных успехов конвойной системы - 1709 - англичане сосредочили в С. Атлантике 30 кораблей  и 5 фрегатов. Какое количество ЛК и фрегатов выделил французский флот для поддержки каперов? У меня по книге сложилось впечатление что не более 15.

В войну за Испанское наследство Англия и Нидерланды еще не осуществляли блокаду портов и берегов пр-ка, как это имело место, скажем, во время Наполеоновских войн. Стратегия носила скорее оборонительный характер: главные силы представляли флот, которой каждый год отправлялся в Средиземное море для защиты своей торговли и поддержки союзников в Испании и Италии; в Английском канале англичане охраняли свою торговлю и держали под наблюдением Брест и Дюнкерк; голландцы держали еще эскадру а Северном море. Вот разбивка сил союзников в 1709 г. (есть их названия):
Средиземное море – 29 англ. и 14 голл. ЛК, фрегатов – 7 и1.
В Торбэе (против Дюнкерка) – 11 ЛК и 5 фр. (англ.)
В Канале (против Бреста) – 8 ЛК и 2 фр.
К о-в Силли (к юго-западу от Англии) – прикрытие конвоев в Америку и из Америки – 9 ЛК и 2 фр.
В Ирландии (осенью отправлены в Средиземное море) – 6 ЛК, 2 фр.
Голландская эскадра в Северном море -  9 ЛК, 1 фр
Голландский эскорт для остиндийцев – 7 ЛК, 5 фр
Кроме того, у англичан были небольшие отряды кораблей на станциях в колониях (Ямайка, Барбадос).
В «домашних водах» не учтены еще некоторые конвойные корабли.
Всего в «домашних водах» у англичан было в эту кампанию вооружено 45 ЛК и 29 ЛК в Леванте.

Отдельные отряды французских кораблей достаточно свободно выходили в море. Франция не выделяла какие-либо силы специально для поддержки каперских судов; некоторые историки считают, что, возможно, такую роль косвенно играло только «большое крейсерство» Турвилля в 1691 г.
В последний раз линейный флот Франции (26 ЛК) был вооружен в 1706 г. для участия в осаде Барселоны. После этого он более не вооружался, но его отдельные корабли использовались для каперских операций, при этом они обычно вооружались на средства частных лиц.
В 1709 г. были вооружены следующие французские королевские корабли:
Крейсерство в Атлантике – 2 ЛК
Береговая оборона и охрана торговли в Атлантике – 3 ФР, 5 флейтов, 6 корветов
В Северной Америке -  2 ЛК, 4 ФР
Вест-Индия – 1ЛК, 2 фр, 2 флейта
У Дюге-Труэна – 11 ЛК, 1 флейт
В Сен-Мало – 1 ЛК, 3 флейта, 2 корвета
Для компании Асьенто – 6 ЛК, 2 фр
Крейсерство в Леванте – 6 ЛК
Береговая оборона и охрана торговли в Леванте – 12 ЛК, 1 фр
В общей сложности 79 судов, в т.ч. 41 ЛК, в основном, небольших (4-2 ранга, 23-3 ранга, 14-4 ранга)

#9 10.12.2010 20:09:39

Repulse
Гость




Re: Война за испанское наследство

altair написал:

Оригинальное сообщение #331868
плотной блокады французских портов

Добавлю.
В том то и дело, что не была она плотной и постоянной.
Тут более подходит слово - эпизодической. В те времена флоты в октябре-ноябре отправлялись на "зимние квартиры", в это время можно было через Канал протащить хоть слона.

#10 21.12.2014 17:21:59

Gromoboy1
Гость




Re: Война за испанское наследство

Подскажите, пожалуйста, известен ли корабельный состав флота союзников под командованием Шовеля летом 1707 (операции у Тулона)?

#11 21.12.2014 17:59:12

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Война за испанское наследство

По Войне за  Испанское Наследство на море специальных и полных работ нет, статистика вообще отсутствует почти начисто.
Я собирал из многих источников, современных той войне, составы флотов и эскадр участников, не все получились полными. Посмотрю, что есть по 1707 г.

#12 21.12.2014 18:16:34

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Война за испанское наследство

В общей сложности у Шовеля в 1707 г. было, считая корабли, оставшиеся в Средиземном море после кампании 1706 г.:
Английский флот:
1-I, 2-II, 22-III, 9-IV, 5-V, 4-VI, 4 брандера, 2 шлюпа, 3 бомбардирских, 1 яхта, 4 госпитальных, 2 транспорта.
Нидерландский флот:
2-92, 4-72/74, 7-60/64, 1-36, 2 брандера, 3 бомбардирских, 1 госпитальный, 3 транспорта.
Вам нужны их названия?

#13 21.12.2014 21:18:17

Gromoboy1
Гость




Re: Война за испанское наследство

Эд написал:

#900388
Вам нужны их названия?

Буду признателен за список

Получается, что эскадра Тулона была по кол-ву линейных вымпелов даже многочисленнее, чем союзная эскадра. Однако в море решили не выходить, и вместо этого затопили почти все суда

#14 21.12.2014 22:23:10

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Война за испанское наследство

Gromoboy1 написал:

#900443
Получается, что эскадра Тулона была по кол-ву линейных вымпелов даже многочисленнее, чем союзная эскадра. Однако в море решили не выходить, и вместо этого затопили почти все суда

Вооружать весь флот уже не было денег. Впрочем, деньги (золото, серебро) к тому времени во Франции давно исчезли, их заменяли бумажные королевские векселя на 600 млн ливров, которые ходили вместо денег за четверть номинала.
В 1706 г. с трудом вооружили половину флота Тулона (26 ЛК) для содействия осаде Барселоны, где заперся австрийский претендент Карл, но подоспел флот союзников (53 ЛК), осаду пришлось бросить, Карл продолжил борьбу.
В 1707 г. корабли в Тулоне были притоплены до верхней палубы (не все, только 38), а в сентябре их подняли и ввели в строй.
Список союзников я Вам составлю, Вам список французов в Тулоне нужен?

#15 21.12.2014 22:59:27

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Война за испанское наследство

Gromoboy1 написал:

#900443
Буду признателен за список

Осада Тулона, 1707 г.
Английский флот:
I Royal Anne 100 RA Byng
II Association 96 A Shovell
St. George 96

III Chichester 80 RA Dilkes
Torbay 80 RA Norris
Somerset 80
Cornwall 80
Newark 80
Lancaster 80
70-gunners:
Restoration
Monmouth
Orford
Revenge
Lennox
Elizabeth
Swiftsure 66
Rupert 66
Eagle
Warspight
Burford
StirlingCastle
Grafton
Bedford, Berwick, Ipswich – эти три все лето были в Португалии

IV Dunkirk 64
York 64
50-54-gunners:
Newcastle, Tilbury, Panther, Romney, Triton, Winchester, Centurion
V Sorlings 42, Rye 32, Milford 36, Falcon 32, + 1….
VI Enterprize24, Aldborough 24, Valeur 26,+ 1…
Bombs: Basisisk, Blast, Granado
Isabella-yacht
Fire-ships: Vulcan, Phoenix, Griffin, Firebrand
Sloops: Weasel, Swift
Hospitals: Antelope, Jeffrys, Smyrna Factor, Matthews
Были еще несколько судов, которые вскоре ушли домой.
Вооружение кораблей штатное, только на новых, остальные несли прежнюю артиллерию до 1714 г., те, что плавали в Левант, имели обычно уменьшенное вооружение (к примеру, 70-пушечники – только 62 орудия). 
Нидерландский флот: с ним большие проблемы: во время пожара в Морском министерстве в Гааге в 1844 г. сгорел весь центральный архив ВМФ, осталось только кое-что в портовых архивах:
Beschermer 92 VA Van der Goes
Prins Willem 92
Ridderschap 74
Monnikendam 74
Provincie van Utrecht 72
Hollandia 72
Deventer 72
Aemilia 64
Wassenaar 64
Zeelandia 64
Banier 64
Leeuwen 64
Wapen van Utrecht 64
Veere 60
Schieland 54
Landskroon 36

#16 22.12.2014 01:27:47

Gromoboy1
Гость




Re: Война за испанское наследство

Спасибо!

По французам в Тулоне я в свое время нашел вот такой список:
http://rusmilhist.blogspot.ru/2011/09/f … on-in.html

#17 22.12.2014 09:57:14

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Война за испанское наследство

Gromoboy1 написал:

#900568
По французам в Тулоне я в свое время нашел вот такой список:
http://rusmilhist.blogspot.ru/2011/09/f … on-in.html

Это по данным английской разведки, он не точный, могу дать точный по данным Морского ведомства Франции.

#18 22.12.2014 21:51:27

Gromoboy1
Гость




Re: Война за испанское наследство

Буду признателен за французскую эскадру! Есть вот такой источник, из него можно вычленить перечень кораблей:
http://www.netmarine.net/bat/listes/flot1707.htm
Там точные данные, или состав эскадры менялся? Насколько я знаю, вся средиземноморская эскадра осталась в Тулоне, в Марсель ушли только галеры

#19 22.12.2014 22:31:00

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Война за испанское наследство

Gromoboy1 написал:

#900847
Есть вот такой источник, из него можно вычленить перечень кораблей:

Да, я его и имел в виду. Морское ведомство Франции почти ежегодно (за небольшими исключениями) публиковали такие списки; с 1669 г. стали давать разбивку по классам, с 1696 г. - артвооружение.

Gromoboy1 написал:

#900847
Там точные данные, или состав эскадры менялся?

Вобщем, да. Корабли, приписанные к Тулонскому департаменту. Хотя могли быть небольшие исключения: кто-то был в прошлом году в крейсерстве и зазимовал в другом порту, кто-то в 1707 г. успел выйти в море из Тулона для каперства. Когда я компоновал плановый список французского флота в 1692 г. - какой ЛК в каком порту был вооружен - (для вторжения в Англию), оказалось несколько несоответствий. Но, несомненно, этот список ближе к истине, чем английские данные (из Кемпбелла и Чарнока).
Два французхских ЛК сгорели, т.к. их не успели притопить, еще у одного обгорела верхняя палуба и еще один, превращенный в плавбатарею, также частично обгорел. Издание Демерлиака (том по 1661-1715 гг.) содержит данные о притоплении 39 ЛК (1-4 рангов). Их всех подняли до октября 1707 г.

#20 01.02.2016 20:36:32

Михайлов Андрей
Гость




Re: Война за испанское наследство

В порядке бреда. А отсутствие хорошо организованной системы блокады французских портов союзниками вкупе с высоким качеством французского личного состава в ходе ВзН не могло привести к успеху? Французы умудрялись выводить в море из Бреста и Дюнкерка достаточно крупные силы, а англичане, которые этому не могли помешать в итоге столкнулись с тем, что несли приличные потери в корабельном составе при конвойных сражениях. Форбен и Дюге-Труэн на пару в 1706-1707 г.г. привезли союзникам вполне приличные плюхи: у Доггер-Банки в октябре 1706 г. голландцы потеряли шесть кораблей, из которых один погиб, а пять были захвачены; а в 1707 г. только в делах 13 мая (известно так же, как дело у Бичи-Хед) и 10 октября (знаменитый Лизард) британцы лишились пяти кораблей ("Камберленд" 80, "Хэмптон Корт" 70, "Графтон" 70, "Честер" 54, "Руби" 50) захваченными и "Девоншир" 80 был уничтожен (при этом в первом случае было ещё взято 21 или 22 торговых корабля; и некоторое количество во втором - данные расходятся). Форбен и Дюге-Труэн подробно описывают в мемуарах эти свои успехи (при Лизарде, где действовали вместе, выставляют друг другу претензии - но результат для английского военного флота от этого не легче). При этом в знаменитой победе Турвиля у Бичи-Хед англичане, собственно, безвозвратно лишились лишь одного корабля (остальные потери пришлись на голландцев, что вызвало циничное одобрение Коломба, увидевшего в маневре Герберта, удержавшего центр, целесообразный маневр). И английские "охотники на каперов" имели реальный шанс превратиться в эту эпоху в дичь.

В итоге даже при отказе от генеральной баталии за захват господства на море (его в случае успеха ещё и использовать надо), не было ли возможности привести английский флот в серии таких конвойных битв к сильному ослаблению, или, как минимум, растащить его на конвои, которые французы могли атаковать соединенными эскадрами по выбору?

#21 01.02.2016 22:45:07

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Война за испанское наследство

Михайлов Андрей написал:

#1033267
В итоге даже при отказе от генеральной баталии за захват господства на море (его в случае успеха ещё и использовать надо), не было ли возможности привести английский флот в серии таких конвойных битв к сильному ослаблению, или, как минимум, растащить его на конвои, которые французы могли атаковать соединенными эскадрами по выбору?

Разумеется, крейсерская война и охрана торговли отвлекала значительные силы союзников – Англии и Нидерландов – 25-30-35% общего числа вооруженных ЛК, в основном, низших классов. Но затем началась срочная постройка новых кораблей. В 1690-97 гг. в Англии было построено 4-90-пуш., 17-80-пуш., 7-70-пуш., 11-60-пуш. и 52-50-пуш. ЛК. Несмотря на большие потери, английский флот вырос за время этой войны со 100 ЛК до 131, а голландский – с 69 до 85; французский же – с 93 до 107.
В 1705 г. французский морской министр обещал королю победу через два, максимум – через три года, если будет начата полномасштабная крейсерская война в форме массированных атак конвоев отрядами из 4-6 ЛК в сопровождении нескольких фрегатов, наряду с продолжением корсарских операций отдельными приватирами. Эти отряды причинили существенный вред морской торговле союзников и нейтралов, но они не смогли помочь многочисленным – сотням корсаров, которых продолжали ловить и уничтожать в прежнем достаточно высоком темпе. Морские перевозки союзников, хотя и понесли потери, но в общем-то сохранялись на достаточно высоком уровне и в 1689-97, и в 1702-13 гг.

#22 01.02.2016 23:29:23

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10359




Re: Война за испанское наследство

1

Вот кое-что о крейсерской войне в Канале для общего представления:

4 июля 1702 г. 6 галер, которые пришли в Дюнкерк из Рошфора 13.06.1701(С La Pailleterie) – Heureuse, Triomphante, Emeraude, Palme, Martiale, Marquise захватили голл. ЛК Eenhoorn 56 220 из эскадры вице-адм. Эвертсена. За это С Пэйетри был произведен в СЕ галер.
В 1702 г., выйдя из Бреста, Дюгэ-Труэн (ДТ) с Bellone 38 158, Railleuse 24 117 захватил у бер. Шотландии 4 голл. судна, в т.ч. Sint Jacques 38. 
В 1703 ДТ (всегда действовал из Бреста, (а Сент-Поль (СП) из Дюнкерка), в крейсерской войне корабли часто имели облегченное вооружение, но увеличенный экипаж) с Eclatant 70 (58) 577, Furieux 62 (56) 456 и Bienvenu 30 239 уничтожил у Шпицбергена большой голл. рыболовный флот; при этом он отбился от голл. S Ван дер Дуссена с 15 кораблями, успев избить головных голландцев - Zeeland 64 (флагман) и Overijssel 56.
28.01.1703 С Сент-Поль (СП) (сменивший умершего Ж. Бара), вышедший из Дюнкерка  с Adroit 42 294, Milford 28 129, Dryade 46 330 + каперы из Остенде Reina de Spagna 40 260, Notre Dame 10 75 + каперы из Дюнкерка Palme Сouronne 16 110, Esperance 20 110, захватил Salisbury 52 250, Ludlow 34 320 (c солдатами) и торговый Muscovia Merchant 36.
В июне 1703 г. СП вновь вышел в море с Salisbury 50 320, Milford 40 180, Adroit 42 294 и Ludlow 30 180 (С Рокфёйль, ком. брестского флота в 1744 г.) и захватил и сжег, сняв груз, 4 богатых голл. торговых судна: Gouden Zon 44 200, Kasteel van Antverpen 44 200, Wolfswinckel 24 100 и 1-16-пуш. В июле был захвачен голл. ФР Zaamslag 30, в сентябре к СП присоединился С Ла Люзерн (ком. брестского флота в 1734 г.) с Amphitrite 50 323, Jersey 44 356 (С Камилли, кот. в 1744 г. стал ком. брестского флота после смерти Рокфёйля) и Jeux 36 185, и они разгромили богатый голл. караван, взяв 3 приза (у Сев. Ирландии).

В 1704 г. дела приняли еще более серьезный оборот: после ухода Шовеля в Левант к Руку в Канале осталось 35 англ. (вице-адм. Фэйрборн) и 11 голл. ЛК, но 2/3 англ. и все голл. силы (+ 20 ФР) были заняты охраной конвоев в Северном море
15 июля 1704 г. у о-вов Сцилли С Керр с Revenge 70 2 часа дрался с ДТ на Jason 54, но подошли Auguste 54, Valeur 28, корвет Mouche  и 2 корсара из Сен-Мало, и Керр отошел в Плимут. В своих мемуарах ДТ обвинил Керра в трусости. Суд (председатель Фэйрборн) оправдал Керра, но ДТ после этого захватил в Атлантике весь караван (12 судов) и их эскорт ЛК Coventry. 20-го июля Керр вышел из Плимута с Revenge 70 и Falmouth 54 с большим караваном (в Вирджинию), 23-го он захв. Mouche, 24-го гнался за Valeur, но 27-го у Лизарда встретил ДТ с 6 судами (2-54-пуш. + призы); 3 дня стояли друг против друга, Керр не решился атаковать (да и надо защищать караван) (ДТ или его издатель писали в Мемуарах: «Я предложил бой, а англ. удрали»). Позже Mary 64 отбил приз у Valeur.

5 апреля 1704 г. Ла Люзерн сумел выйти из Дюнкерка с ЛК Fendant, Maure и мелк. Janin.
20 июля оттуда вырвался СП с Salisbury 50+2фальконета 413, Medee 20 (С Корниль Бар-сын), Amphitrite 50, Jersey 48 (С Несмонд-племяш), Milford 32, Heroine 20 и несколькими корсарами, несмотря на блокаду RA Уэтстоуна (тестя Вудса Роджерса) с Lichfield, Newcastle, Dover, Winchester, Dragon, Sorlings, Worcester и S де Бура с Monnikendam 72 400, Wassenaer 64 325, Wapen van Arnhem 64 360, еще 1 64-пушечником, Oranje Galley 44 250, Mercurius 40 210 и 2-18-пуш. 90 чел.

В это время подходил огромный флот из Вирджинии (св. 100 торговых), эскорт – Dreadnought 64, Falkland 50, Oxford 50 и Fowey 32; еще 15-го они встретили фр. конвой, шедший в Канаду в сопровождении флейтов Seyne 36 и Loire 36, 1-й был взят; он долго отбивался от  Falkland, Fowey и вооруж. торг. Rainbow, лишь подошедший Dreadnought сумел его взять. Он был переименован в Falkland’s Prize 54 и оказался гораздо больше обычного английского 54-пушечника. Затем к ним присоединился Medway. Некоторые из торговых имели по 20-30 пушек, но было очень мало экипажа.
Ночью сзади подошел СП, но Falkland отпугнул его. Французские же историки пишут, что туман спас СП от 15 англ. ЛК ! Затем Medway, отогнав еще 3 фр. корабля, провел часть вирджинского флота (10-15 судов) и передал их Hastings, который отвел их в Плимут; 90 других торговых ушли в Даунс.

2 августа ДТ опять пошел из Бреста с Jason 54 и Auguste 54 и корсарами Nymphe и Marquis d’O для соединения с СП. Взял 3 торговых с Барбадоса. Но тут в Саундингс пришел С Ламли с Moderate 64 и Gloucester 64. Он встретился 2 августа с Керром, но они поругались и разошлись. Керр тщетно пытался нагнать ДТ, сумев отбить у него только захваченный англ. торговый Friendship. 4 августа Керра атаковал СП и захватил Falmouth. Revenge и Mouche с трудом отбились; опять попал к фр. Friendship. На Amphitrite из 350 чел. 48 было убито и ранено. 6-го СП пришел в Брест. Рядом был Ламли с 2 64-пушечниками, но не помог Керру. Затем Ламли напал на ДТ, когда тот брал приз и уже посадил на него 60 своих моряков. С Мидс на Gloucester энергично атаковал ДТ, бывшие с ним 2 корсара тут же удрали, ДТ с трудом ушел (из-за нерешительности С Ламли). (ДТ утверждал, что победил бы, но Auguste-де длохо сражался). Мидс оказался единственным хорошим С у англичан. Оба англ. 64-пушечника ушли в Плимут, где уже был и Керр.
11 августа в Плимут из Опорто пришли 90 торговых с Rupert 64 и Hasardous 60. Керр пошел в море с Revenge 70, Medway 60, Exeter60 и Mary 60, 6 сентября захватил 2 фр. приватира, в т.ч. 1 -  Medway’s Prize 28 (так он был переименован), таких фр. у англ. почти не было (1 ½ дека, 6*6, 22*6). Видел СП, но не мог его догнать. (ДТ сидел в Бресте).
21 сентября в море был вице-адмирал Фэйрборн с Exeter, Revenge, Medway, Mary, Rochester, Deptford. Шторм загнал его в Торбэй. Рядом возвращаются из Леванта суда Рука, сильно повр. штормом. 28-го Фэйрборн опять вышел в море. 30-гл он встретил суда Ост-Индской компании и их эскорт Kingfisher. У него Exeter, Revenge, Medway, Mary, а  Elizabeth и Rupert посланы к о. Дурслей, где уже были Rochester и Deptford; Chatham ожидает, не появился ли Expеdition. А СП 4 октября спокойно вернулся из Ирландии с призами в Брест.
26 октября СП опять пошел с Salisbury, Amphitrite, Heroine. Фэйрборн безуспешно гнался за ним. 14 декабря СП с призами (2 корабля, 2 англ. корсара, 12 торговых) пришел в Дюнкерк.
А ДТ в сентябре-октябре с Jason, Auguste и Valeur прозевал богатый флот с Ямайки, который прошел у Ирландии под самым носом у СП. 12 ноября ДТ у о-вов Сцилли на Jason 54 атаковал Elizabeth 70 (из экипажа в 400 чел. 100 – больные) (С Кросс), и тот спустил флаг, но Chatham 50 (С Бокенхэм) отбился от Auguste 54. (В этом бою был убит брат ДТ Николя). За это по суду Кросс был всего лишен и присужден к пожизненному заключению. Только после этого боя ДТ был представлен к званию капитана ЛК. Rochester и Chatham были переведены в Северное море.
В сентябре пришли торговые с Ямайки с Norwich 48, Experiment 32 и Anglsea 48. Торговые из Ньюфаундленда пришли в ноябре с Looe 36, а часть их пошла сразу в Левант с Woolwich 54 и Lichfield’s Prize 36. Blackwall 48 и Milford 36 привели торговые из Вест-Индии в октябре, когда прошли харрикейны, но и их рассеял шторм. Лишь 6 декабря их остатки привел контр-адм. Бинг. ЛК и ФР из Вест-Индии шли с неполным вооружением.

В 1705 г. англичане контратаковали: 5 мая Worcester взял Valeur 28, а затем он же взял другой Valeur (приватир). ДТ с Jason, Auguste погнался за Chatham (Бокенхэм), который навел его на флот вице-адм. Бинга; Chatham 54, Medway 64 и Tryton 48 атаковали Auguste, a Worcester, Rochester 54, Mary 64 и Squirrel 24 – Jason, но упал ветер. Англичане выкинули весла и на другой день (19 августа) взяли Auguste. В англ. флоте он имел 64 пушки и 365 чел.     
19 мая СП и Рокфёйль c Salisbury и Protee выдержали бой с голландскими Wulverhorst 50 и Raadhuis van Haarlem 44, а 31 октября произошел последний бой СП: СП Salisbury имел 52 340, Protee 48 338, Jersey 30 257, Triton 50 308, Heroine 20 (Франсуа Бар-сын) и корсарoв в 16-30 пушек, Revanche, Comte de Toulouse, Grand Soleil, Petit Soleil, Sirene, Joyex. Был атакован у Доггер-банки конвой с лесом из Балтики: Salisbury взял на абордаж Pendennis (CM Foljamb) (при этом был убит СП), Protee – Blackwall, a Jersey – Sorlings, вскоре подошел и Triton, и с его помощью были взяты все 3 англ. корабля. Heroine и корсары взяли 10 торговых из 11. СП сменил С Форбэн (в 1707 – СЕ).
ДТ (Jason 54) 10 октября взял Flamborough 24 у м. Спартель.

В кампанию 1705 г. в Канале контр-адм. Бинг действовал очень энергично и захватил ФР Thetis 44 и 12 корсаров от 10 до 36 пушек (есть их названия).

Страниц: 1


Board footer