Сейчас на борту: 
FOBOS.DEMOS,
John Smith,
Prinz Eugen,
S300,
shuricos,
Yosikava,
Алекс,
Алексей Логинов,
Боярин
   [Подробнее...]

Страниц: 1

#1 19.03.2015 00:02:35

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5916




Автономность парусных кораблей

Вопрос подняли в книжной теме, думаю достоин более плотного обсуждения
Как минимум, можно рассматривать несколько автономностей
1) По запасам воды
2) По запасам топлива для приготовления пищи
3) По запасам еды

Встречалась информация, что на рубеже 18-19 вв корабли основных классов (ЛК, Фр) океанских стран (Англия, Франция, Испания) рассчитывались на автономность 6 месяцев, балтийских стран - 4 месяца.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#2 19.03.2015 12:51:05

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Автономность парусных кораблей

Относительно воды и дров для камбуза особых проблем не было: водой наливались и дрова заготавливали на берегу. С едой было сложнее: ее надо было брать с собой: свежая провизия стоила очень дорого и не всегда была доступна. Имеются данные по запасам провианта почти по всем французским парусным кораблям 17-19 вв. В конце 18 – начале 19 вв. обычно корабли брали продовольствия на 6 месяцев, 74-пуш. ЛК пр. Санэ (Темерэр 1782 г.) – на 7 месяцев, с 1800-х гг. 80-пушечники – также на 7 месяцев. Воды брали на 3-4 месяца. Чемпионами были габары (с фрегатским вооружением) Лаперуза: при отправлении они имели еды на 36 месяцев!

#3 19.03.2015 14:53:43

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Автономность парусных кораблей

Эд написал:

#933425
Относительно воды и дров для камбуза особых проблем не было: водой наливались и дрова заготавливали на берегу.

И все-таки автономность по воде была ниже, что следует и из Вашего поста. Солонина, горох и сухари хранились дольше, чем вода и дрова (вопросы качества и воды, и провизии выносим за тему обсуждения). Если корабль, в процессе решения им своей задачи, мог подойти к берегу у которого мог залить воду и получить дрова - проблем действительно не было. Но если он входил в состав блокирующей эскадры, да еще в ожидании боя - последствия могли быть весьма неприятными. Вспомните эскадру Нельсона перед Трафальгаром...

"Нельсон,... по прибытии к эскадре близ Кадиса, вступил в командование двадцатью девятью линейными кораблями, число которых, с прибытием впоследствии еще четырех, возросло ко дню битвы до тридцати трех. Но так как вода на них была уже на исходе, то для возобновления ее запасов явилась необходимость посылать корабли в Гибралтар отрядами по шесть в каждом. Именно поэтому в последовавшем бою участвовали только двадцать семь кораблей 

Р.S. Никак не могу понять - а почему на британских кораблях использовали дрова, а не уголь? Он ведь более калорийный, т.е. при тех же объемах может дать больше тепла и, стало быть, его должно хватать на больший срок.

#4 19.03.2015 17:51:28

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Автономность парусных кораблей

Агриппа написал:

#933473
почему на британских кораблях использовали дрова, а не уголь?

Цена? Повышенная пожароопасность?

#5 19.03.2015 17:56:48

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Автономность парусных кораблей

Эд написал:

#933504
Цена?

Очень возможно! *THUMBS UP*

Эд написал:

#933504
Повышенная пожароопасность?

Сомневаюсь, т.к. опыта использования угля на судах (и, стало быть, случаев самовозгорания угля) еще не было...

#6 19.03.2015 22:52:25

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5916




Re: Автономность парусных кораблей

Агриппа написал:

#933473
а почему на британских кораблях использовали дрова, а не уголь?

Может есть заметная разница в дровяной и угольной печи? Тогда ведь за пределами Англии уголь было не просто найти, в отличие от дров.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#7 20.03.2015 10:57:36

McSeem
Гость




Re: Автономность парусных кораблей

Когда был на HMS Victory, видел в трюме уголь.
Правда, не знаю - когда он там появился.

#8 20.03.2015 12:48:21

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Автономность парусных кораблей

McSeem написал:

#933689
уголь.

Уголь обычно использовался для обогрева. Встречал упоминания, что в адмиральских салонах были угольные жаровни или нагреватели.

#9 20.03.2015 20:34:41

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5916




Re: Автономность парусных кораблей

McSeem написал:

#933689
Когда был на HMS Victory, видел в трюме уголь.
Правда, не знаю - когда он там появился.

Вроде в 1820х-30х перешли на угольные печи, "Виктори" еще оставался кораблем линии.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#10 21.03.2015 20:26:58

БМВадимка
Капитанъ II ранга
k2r
Сообщений: 2167




Re: Автономность парусных кораблей

Эд написал:

#933425
Относительно воды и дров для камбуза особых проблем не было: водой наливались и дрова заготавливали на берегу. С едой было сложнее: ее надо было брать с собой: свежая провизия стоила очень дорого и не всегда была доступна.

Дело даже не в том, свежая она или дешевая. Провизия просто мало где была в требуемых количествах. Планета была не такая перенаселенная и не такая богатая. Воду и дрова можно найти и на необитаемом берегу. Сколько в ту эпоху было на всех побережьях Мирового океана населенных пунктов, способных поделиться запасами пищи хотя бы с одним крупным кораблем?

#11 24.03.2015 12:55:09

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Автономность парусных кораблей

БМВадимка написал:

#934209
Сколько в ту эпоху было на всех побережьях Мирового океана населенных пунктов, способных поделиться запасами пищи хотя бы с одним крупным кораблем?

Вопрос - какой именно провизией "поделиться"? Если свежей - то таких пунктов достаточно много, однако ее хватало ненадолго. А вот специально приспособленную для долгого хранения (солонина, сухари и т.п.) - быстро пополнить реально только в собственной базе.

#12 24.03.2015 14:40:11

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Автономность парусных кораблей

Олег написал:

#933863
Вроде в 1820х-30х перешли на угольные печи, "Виктори" еще оставался кораблем линии.

Разве? После Трафальгара "Victory" принимал участие в нескольких операциях на Балтике. 18 декабря 1812 г. корабль исключили из списков военно-морского флота Великобритании. Вскоре после списания англичане начали относиться к "Victory" как к кораблю-памятнику. В 1815 г. корабль поставили на капитальный ремонт. Корпус и прочее оборудование тщательно осмотрели, выполнили ремонтные работы, заменили носовую фигуру, перекрасили корпус (в районе пушечных портов были проведены широкие белые полосы). После ремонта в течение целых ста лет корабль стоял в порту Госпорт, недалеко от Портсмута. С 1824 г. на "Victory" ежегодно устраивался торжественный обед в память о Трафальгарской битве и адмирале Нельсоне, а в 1847 г. "Victory" был объявлен постоянным флагманским кораблем командующего Хоум-флит Англии.
http://s019.radikal.ru/i604/1503/fa/be22fd9707cct.jpg
Виктори после ремонта 1802 года

http://s019.radikal.ru/i612/1503/9a/db37cf431b8at.jpg
Виктори после ремонта 1815 года.

#13 24.03.2015 23:52:33

Олег
Контр-адмиралъ
k-admiral
Откуда: Москва
корабль Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуст
Сообщений: 5916




Re: Автономность парусных кораблей

Агриппа написал:

#935289
После Трафальгара "Victory" принимал участие в нескольких операциях на Балтике. 18 декабря 1812 г. корабль исключили из списков военно-морского флота Великобритании.

Вы правы, я поленился слазить в подробный справочник, доверился Конвею. Тем не менее, даже на учебном корабле "Виктори" логично использовать угольные печи.


“My country, right or wrong; if right, to be kept right; and if wrong, to be set right.”
Carl Schurz

#14 25.03.2015 14:39:01

Эд
Адмиралъ, лучший исследователь 2009
admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 10369




Re: Автономность парусных кораблей

Агриппа написал:

#935289
18 декабря 1812 г. корабль исключили из списков военно-морского флота Великобритании.

Не совсем так. 18.12.1812 г. "Виктори" (с 1806 г. - 2 ранга) был выведен в резерв Мореходного флота; флот Англии делился на мореходный (for sea-service, cruisers) и портовый (for harbour service). В 1814-16 гг. он прошел в Портсмуте дорогостоящйю тимберовку (79722 ф.ст.), едва ли ее стали бы проводить для портового корабля. В 1823-24 гг. он в последний раз был "в кампании" в качестве охранного судна "guard ship", и только в 1824 г. стал портовым адмиралом, на котором располагался командир порта со свои штабом и чиновниками, так что портовым он стал только в 1824 г.; в 1830 г. был выведен в резерв портовых судов.

#15 25.03.2015 15:35:37

Агриппа
Контр-адмиралъ
k-admiral
anna3 stas3b
Сообщений: 3381




Re: Автономность парусных кораблей

Эд написал:

#935692
был выведен в резерв Мореходного флота

Согласен, я здесь написал чересчур кратко - имелось в виду, был выведен с действительной службы в резерв. Хотя в истории "Виктори", как и других британских ЛК, вывод в резерв в мирное время вовсе не означал списания и корабль мог, в случае необходимости, вернуться на действительную службу

Эд написал:

#935692
едва ли ее стали бы проводить для портового корабля

Для просто портового корабля - полностью с Вами согласен - весьма сомнительно. Но для корабля - реликвии, даже не на действительной службе, могли вполне.

Страниц: 1


Board footer