Вы не зашли.
ИЛ-2 №78-26 двигатель №ф25301
ЛПТ написал:
#983000
ИЛ-2 №78-26 двигатель №ф25301
Это другое дело.
Ил-2 №7826 с мотором 25301 сбит в воздушном бою 1.11.1943. По документам, упал в середине пролива на траверзе Тобечикского озера. Позже посмотрю, м.б. посты СНиС точнее наблюдали.
Летчик - младший лейтенант Александр Петрович Ударов, 2-я аэ 8 гшап ВВС ЧФ. Имел орден Боевого Красного Знамени.
Стрелок - младший сержант Петр Павлович Калинкин.
А. Кузнецов написал:
#978068
Ил-2 №9629, хвост.№3, мл.л-т Клишин А.Г., 8 гшап 11 шад ВВС ЧФ. По наблюдениям, подбит ИА 5.11.43, упал горящий 2 км зап. м. Панагия.
Нашлись родственники Клишина А.Г - племянник,вчера с ним общался.Фото к сожалению не сохранилось.
Вот выдержка из переписки:
Здравствуйте, Александр! На вашей странице мы случайно встретили знакомую фамилию: Клишин Александр Григорьевич !921г.р. Дело в том, что это наш родственник. Он двоюродный брат моей мамы Клишиной Александры Тимофеевны, и они были ровесниками, мама тоже была 1921г.р. О нём мы (наше поколение его родственников, т.е.я и две мои двоюродные сестры знаем не очень много) Но по тем данным написанным на вашей странице, это точно он: Клишин Александр Григорьевич 1921 г. рождения до войны проживал в г. Астрахани, в Трусовском районе по улице Комсомольская Родители его: Клишин Григорий Иванович и Клишина Ефросиния Ивановна. К сожалению Его родителей и моей мамы уже давно нет в живых и насколько я знаю из его родственников, мы остались только трое я и две моих двоюродных сестры. Знаем со слов наших матерей, что он служил в авиации на Чёрном море и не вернулся с боевого вылета. Вот и всё, что мы знаем о нём, но это точно он, потому что всё совпадает.
Сам я коренной астраханец и с рождения проживал недалеко от родителей Александра Григорьевича, Когда я был ещё юношей, иногда заходил к его маме Ефросинии Ивановне помочь по дому, в то время она жила уже одна и была старенькая женщина. Она всегда ждала, что Александр всё таки вернётся домой с войны, ведь он был в их семье единственным ребёнком.
Спасибо огромное Вы и ваши коллеги, поистине совершаете чудо вашей благородной работой. Наши родственники и особенно мама Александра, Ефросиния Ивановна, всю жизнь так и жили в ожидании того, что всё таки станут известны подробности его гибели и место где это случилось, где он сложил свою голову на алтарь ПОБЕДЫ.. Но вот мы, трое, всё таки дождались, благодаря Вам, хоть и печальную, но такую долгожданную новость. Спасибо Вам! И храни Вас БОГ!
Отредактированно ЛПТ (26.08.2015 20:04:22)
ЛПТ написал:
#984575
Нашлись родственники Клишина А.Г - племянник,вчера с ним общался.
Это здорово. Большое дело делаете.
Последний вылет Клишина по документам выглядел так:
Он вылетел в составе 6-ки Ил-2 (ведущий - мл.лейтенант Тюрин) в сопровождении пары Як-1 9-го иап в 11:57 на уничтожение плавсредств в районе Камыш-Бурунской косы. В 12:15-12:18 наносили бомбо-штурмовые удары. Один заход от Горкома (т.е. с северо-востока), две атаки. Сначала атаковали сторожевой катер на выходе из Камыш-Буруна, потом пехоту в окопах и артбатареи в 200 м восточнее коммуны "Инициатива" (южнее Эльтигена). По докладам, потоплен катер, взорван склад боеприпасов на Камыш-Бурунской косе (наблюдался взрыв большой силы), уничтожено до 20 человек пехоты.
Катер в действительности был одним из полузатопленных сейнеров в Камыш-Бурунской бухте, а вот атака по сухопутным целям наверняка сыграла положительную роль. Именно непрерывные удары штурмовиков в сочетании с артогнем группы Малахова и помогли десантникам в Эльтигене удержать плацдарм в 1-ю неделю операции.
Над целью группа Тюрина была атакована 6-ю Ме-109. В тяжелом воздушном бою был сбит Ил-2 Клишина и подбит один Як-1 (удачно совершил вынужденную посадку).
Клишина сбил Отто Фённекольд из II./JG52. В этот период у немцев всего одна заявка на Ил-2, у нас потерян 1 Ил-2, координаты заявки хорошо соответствуют месту, где найден самолет. Так что тут сомнений вроде бы быть не может.
Фённекольд был матёрый враг. Это его 69-я заявка, а всего до своей гибели он заявил, как пишут, 136 сбитых, 600 боевых вылетов. Насчет 136 реально сбитых - это, как обычно, вряд ли. Но судя по тому, что я проверял по немцам за период Керчь-Эльтигенской операции, у него достоверность заявок выше 50%. А это много.
Экипаж Ударов - Калинкин вылетел в 12:00 составе 6-ки Ил-2 (ведущий - майор Челноков) в сопровождении 2 Як-1 9-го иап на уничтожение артбатарей в районе Эльтигена. В 12:18-12:20 сделали 2 захода по зенитным батареям, блиндажам, окопам, автомашинам (до 12 штук), пехоте и огневым точкам 20-мм зенитных автоматов. По наблюдениям, разрывы наблюдались по целям, прямыми попаданиями РС-82 уничтожены 2 автомашины, уничтожены 2 огневые точки 20-мм автоматов и до 15 солдат. Вызван небольшой взрыв - предположительно уничтожен склад боеприпасов. Противник противодействовал зенитным огнем (в т.ч. огонь зенитных автоматов оценен как интенсивный).
Над целью группу атаковала пара Ме-109 из I./JG52, которые и сбили самолет Ударова.
Сбил или Рудольф Тренкель (его 98-я заявка, всего за войну заявил 138 сбитых самолетов), или Пауль-Генрих Дэне (67-я заявка, всего к моменту его гибели за ним числилось 99 сбитых). Или же Дэне добил подбитый Тренкелем Ил-2. Тренкель заявил сбитый Ил-2 в 12:15 мск как раз в районе Эльтигена, а Дэне - в 12:18 мск восточнее Тамани. Но скорее всего там в квадрате опечатка (66831 вместо 66731) и речь идет о том же воздушном бое, т.к. восточнее Тамани в это время вроде бы никаких воздушных боев не было и наши самолеты не терялись.
Против таких опытных летчиков прикрытие из 2 Як-1 было, конечно маловато.
Удары нашей штурмовой авиации и огонь артгруппы Малахова 1 ноября смогли компенсировать слабость десанта в первый день операции и помогли героям Эльтигена отстоять плацдарм.
Люди работают, еще один Ил-2 нашли, попросили по номеру опознать. Его я пока не нашел, но зато наткнулся на некоторые боевые эпизоды Александра Петровича Ударова, о котором речь шла выше по ветке.
10.8.43 он получил легкие ранения шеи и руки в воздушном бою.
21.9.43 сбил в воздушном бою Ме-110, сам был подбит, Ил-2 разбит при вынужденной посадке. Ударов получил ранение в ногу и отправлен в госпиталь.
Это только то, что встретилось случайно, по ходу поиска номера другого самолета. В общем, боевой был товарищ, жил ярко.
Числящийся за ним Ме-110 сходу не опознается, но не исключено, что найдется, отметил для себя на будущее.
В Керченском проливе у мыса Тузла в районе минного заграждения К-12 экспедицией Краснодарского историко-археологического музея-заповедника поднята 76 мм полковая пушка образца 1927 г.
Подводные работы обеспечивались группой водолазов Центра поисковых отрядов г. Новороссийска.
Орудие было обнаружено несколько лет назад при проведении совместных исследований в проливе с ППТР «ПЕТР» г.Воронежа с целью выявления и постановки на учет объектов подводного историко-культурного наследия региона.
Пушка располагалась на грунте колесами вверх и была сильно занесена песком. Предварительно определена как «ЗИС-3», затонувшее в самом начале Эльтигенского десанта от подрыве на мине буксируемого понтона.
После размыва грунта выяснилось, что орудие действительно 76 мм, но с коротким стволом, образца 1927 г., без опор.
Пушка будет приведена в порядок и установлена к годовщине освобождения Тамани 09.10.2015 г. в музейном комплексе «Военная горка» в г.Темрюке.
Отредактированно Юг (01.02.2016 13:10:49)
Важно отметить, что орудие обнаружено на грунте примерно в 50 м к востоку от погибшего БКА-73. В этом же районе находятся затонувшие СКА и КАТЩ. А.Кузнецов упоминает, что в самом начале операции 76 мм полковые пушки были погружены на бочечные паромы и все были потеряны во время переправы. Один из КАТЩ проскочил промоину и минное заграждение, но буксируемый паром подорвался на мине и затонул. Не с него ли найденное орудие ?
Подъем шел в сложных условиях, при довольно сильном волнении и нулевой видимости. Пушку поднимали мягким понтоном 2 т. Во время транспортировки к берегу орудие оборвало стропы понтона и затонуло, понтон унесло в море. Спустя несколько дней все пришлось начинать сначала. При подходе к берегу ждала другая беда - мелководье. На расстоянии около 150 м от берега пушка плотно застряла в песке, буксировщик справиться не смог. Тянули с берега лебедкой, рядом с берегом уже помогли рыбаки с бригады.
Из сообщения А.Я Кузнецова:
Катер БКА-73 успел сделать 4 рейса в Эльтиген. Вечером 2.11 принял в Кроткове около 40 десантников, взял на буксир мотобот с 76-мм пушкой (по некоторым донесениям - 2 мотобота), и в очередной раз вышел в Эльтиген, но подорвался на якорной мине. Из команды спаслось 2 краснофлотца, погибли 2 офицера и 17 человек рядового состава.
Отредактированно ЛПТ (01.10.2015 20:41:47)
ЛПТ написал:
#994206
буксируемый паром подорвался на мине и затонул
Это днем 4 ноября. Но там была дивизионная пушка, а найденная - полковуха.
Бочечные паромы ночью 31.10/1.11, насколько известно, середину пролива пересекли в полном составе, и всё плохое с ними случилось в районе крымского берега.
ЛПТ написал:
#994206
Вечером 2.11 принял в Кроткове около 40 десантников, взял на буксир мотобот с 76-мм пушкой
БКА-73 подорвался и погиб, но о гибели бота, который он вел, нигде не упоминается. Вообще нужно будет прикинуть, откуда могла взяться эта пушка в этом месте. С источниками по десантным ботам плохо - сохранилось мало донесений, а многих донесений и вообще не было, скорее всего.
М.б., там рядом какой-то бот лежит неподалеку. Или плот.
А. Кузнецов написал:
#985258
Экипаж Ударов - Калинкин вылетел в 12:00 составе 6-ки Ил-2 (ведущий - майор Челноков) в сопровождении 2 Як-1 9-го иап на уничтожение артбатарей в районе Эльтигена. В 12:18-12:20 сделали 2 захода по зенитным батареям, блиндажам, окопам, автомашинам (до 12 штук), пехоте и огневым точкам 20-мм зенитных автоматов. По наблюдениям, разрывы наблюдались по целям, прямыми попаданиями РС-82 уничтожены 2 автомашины, уничтожены 2 огневые точки 20-мм автоматов и до 15 солдат. Вызван небольшой взрыв - предположительно уничтожен склад боеприпасов. Противник противодействовал зенитным огнем (в т.ч. огонь зенитных автоматов оценен как интенсивный).
Над целью группу атаковала пара Ме-109 из I./JG52, которые и сбили самолет Ударова.
А. Кузнецов написал:
#994273
М.б., там рядом какой-то бот лежит неподалеку. Или плот.
Что-то есть. Посмотрим попозже.
У меня из головы не выходит Бронекатер обнаруженный на мелководье рядом с Жуковкой (Керченский пролив). Мне на ощупь, не удалось определить. Но несколько человек все таки утверждают что точно видели башню Т-34 и носовую оконечность.
Как говорят это точно не БК №81, поднятый 1975 году. Досталась мне занятная книжечка "По следам трагедий" В.В Шатунов. Где автор в прошлом водолаз занимался обследованием и подъемом судов в Керченском проливе. Он дает описание подъема на поверхность БК-81.
Печатать не хочется
Судя по описанию. БК поднят без носовой части. Нет описание боевой рубки. Описывается корма с башней. Как будто не хватало большого куска. Наверное было поднято небольшое кол-во останков. А на памятнике набили ФИО всех кто был на борту.
Здесь хорошая статья по БКА-81
http://military.sevstudio.com/a-badyaki … tebe-vose/
Наконец увенчались успехом поиски родственников погибшего 2.11.43г в Керченском проливе командира БКА-73 гв ст лейтенанта Запорожца Ивана Петровича ,нашёлся племянник Запорожца И.П проживающий на Украине.
Фотография прислана родным племянником ком БКА-73 ,фото видимо сделано во время прохождения срочной службы.
Отредактированно ЛПТ (04.11.2015 09:48:46)
Александр Васильевич- это буксир СИЛИН!!
Да, в ноябре 1941 г. спасательный буксир «Силин» был потоплен немецкой авиацией у косы Тузла в Керченском проливе. А какие аргументы, что это именно он ?