Вы не зашли.
Уважаемый Тоболец, а можно библиографическую ссылку по материалам трех предыдущих постов?
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #862361
можно библиографическую ссылку
Юрген написал:
Оригинальное сообщение #863712
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #862361
можно библиографическую ссылку
http://cmboat.ru/monitor/monitor108/
Спасибо за ссылку.
Добрый Вечер !
vas63 написал:
Оригинальное сообщение #850786
Некоторую информацию можно выудить из Справочника Бережного 1917-1927.
Состав Аму-Дарьинской и двух других близких по географии , Сыр-Дарьинского дивизиона и Аральской флотилии :
Добрый Вечер !
По справочнику С.С.Б .3.08.1920 г. -КЛ №5. бывш.колесный буксирный пароход "Чарджуй" , 9 сентября 1920 года была интернирована правительством Афганистана.
Думаю факт интернирования вооруженного судна более 200 тонн в тех краях если не уникален , то крайне редок уж точно !
Notsaint написал:
#852156
Я вообще предлагаю в данной теме обсуждать, размещать материалы о судах, катерах средне -азиатского региона, будь это Арал, Сирдарья или Амударья. Переименовывать тему не буду.)
Надеюсь, тема судоходства по о. Балхаш и р. Или будет в рамках ветки? Попался интересный факт без подробностей, в 1856 году на р. Аягуз собран частный пароход для плавания по Балхашу и в Заилийские поселения. Название парохода и его владелец неизвестны.
Добрый Вечер !
amba написал:
#895337
в 1856 году на р. Аягуз собран частный пароход для плавания по Балхашу и в Заилийские поселения. Название парохода и его владелец неизвестны.
Сей факт весьма любопытен . А на реке Или первый пароход появился 14 марта 1883 года , недолго ходил правда , спустя год во время бури был выброшен на берег и при невозможности снятия разобран.
пароход был заказан в Англии . доставлен в С-Петербург морем , по ж.д в разобранном виде к Иртышу , затем на баржах в Семипалатинск потом гужевым транспортом на расстояние более тысячи километров ! к поселку (выселки)" Илийский "., где за зиму 82-83 годов в мастерских инженера И.И.Паклевского был собран и как уже говорил 14 марта винтовой пароход "Колпаковский" ( назван в честь Верненского губернатора) был спущен на воду реки "Или" . Уже в мае того же года совершил первый коммерческий рейс в Кульджу (Китай) , был в устье реки на оз."Балхаш".
Во выдержка из " Очерки по истории Семиречья" А. Лухтанова .
ИСТОРИЯ СУДОХОДСТВО НА РЕКЕ ИЛИ.
Первая попытка организации судоходства на своенравной реке была предпринята в 1856 году купцом В. Кузнецовым (см.). Тогда на Балхаше была построена баржа («Святой Николай»); нагруженную хлебом, ее благополучно подняли бечевой до выселка Илийского ». (Гнать бечевой означает, что судно тянут с помощью привязанных канатов идущие по берегу люди. См. картину И.Репина «Бурлаки на Волге»). Об этом оставил воспоминания наш замечательный путешественник П.П.Семенов Тянь-Шанский. «Несколько выше Илийского пикета стоял на реке большой и неуклюжий баркас. Он был выстроен на западном берегу озера Балхаш, и я видел его строителей только месяц тому назад приведших его в Илийский пикет. Чрез озеро ехали они недели две, задержанные противным ветром. По реке Или они поднимались бечевой до Илийского пикета на протяжении трехсот верст в течение двух месяцев». Видно, трудным и невыгодным показалось плавание по Или купцу, что более он не эксплуатировал свое судно.
В 1872 году инженер Фишер спустился с баржой течением реки от Кульджи до Илийска. В 1882–1883 годах предпринимателем И. Паклевским в компании с богатым уйгурским купцом В. Юлдашевым была предпринята попытка наладить регулярное пароходное сообщение от Балхаша до Кульджи. Компаньоны выписали из Англии небольшой, 35-ти сильной пароход (длина 17 м, ширина 3,5 м, осадка 1,2 м, грузоподъемность 800 пудов) и с большим трудом в разобранном виде, где по морю, где по железной дороге, а затем на телегах, доставили в Илийск. Здесь, в механической мастерской Паклевского его собрали. Весной 1883 года пароход, названный именем первого губернатора края «Колпаковский», совершил два рейса до Кульджи, а затем и рейс до Балхаша, пройдя всего 6000 верст. Были построены три плавучих причала: в Илийске, Кульдже и в устье реки Усек (у строящегося Джаркента). Опыт первого плавания показал возможность судоходства, но и выявил неблагоприятные особенности реки: сильное течение, изменчивость русла и небольшая глубина фарватера. Кроме того, возникли проблемы с топливом: угля хорошего качества поблизости не оказалось, использовать же для этой цели дрова было невыгодно. Учитывая характер реки, Паклевский составил проект на строительство более мощных пароходов и самоходной баржи. Вместо движущего винта он предполагал использовать колеса и уменьшить глубину посадки судна, для чего увеличит ее длину. Однако своих денег у него не было, а государственная казна не поддержала его. В 1884 году пароход и баржу выбросило на берег во время шторма, попыток снять их с мели предпринято не было из-за отсутствия средств.
Так печально закончился первый опыт пароходства на Или. Из всех причин неудачи, кроме недостаточного финансирования и неизученности характера реки, следует отметить малонаселенность и неосвоенность территории по берегам Или. Попытки одиночек были обречены на неудачу, а государство не проявило к этому делу интереса. Короче говоря, не было особой надобности в развитии здесь транспортного сообщения. Другое дело – сообщение Семиречья с Сибирью. Эта транспортная артерия дала бы выход дешевым продуктам сельского хозяйства Семиречья (хлеб, овощи, фрукты, кожсырье) и стимулировала бы развитие здесь промышленности. Даже сейчас трудно себе представить, но в то время задумывались о соединении водным путем реки Иртыша с Или. Конечно, эта была утопия.
Пароходство было налажено только через 42 года в 1927 году, когда начали регулярно курсировать грузовые и даже пассажирские колесные пароходы от низовий реки до китайской границы. Сейчас пароходное сообщение заглохло из-за ненадобности, но напоминанием о нем служат кое-где еще сохранившиеся разгрузочные портальные краны да могильные холмики бакенщиков, нашедших на берегах реки вечный покой.
Каюк на Амударье
загрузить картинку
Каюкчи на Амударье
фотохостинг
Юрген написал:
#1193172
...в списках флотилии его нет, общества "Хива" тоже - или это косяк надписи?
Похоже, с надписью ошибка (преднамеренная?) издателя открытки. Где можно глянуть списки общества "Хива"? Думаю, общество являлось владельцем парохода "Генерал Анненков". Есть данные за 1926 год на этот п/х, интересуют?
Он и не был в "Хиве" (а до "Анненкова" носил другое название). "Хива" хорошо отражена в газетных источниках. АД-флотилия тоже.
vvy написал:
#1212883
В отчете общества "Хива" за 1912 г. есть список судов
В моих краях такого нет. Спасибо, буду искать.
mnt написал:
#1212948
Он и не был в "Хиве" (а до "Анненкова" носил другое название).
У братьев Лапшиных? В 1923 буксирный п/х "Ленин" числился в рабочем ядре Аму-дарьинского агентства, 100 л.с., 1901 г.
amba написал:
#1210598
"Цесаревич" перестраивали или это другой пароход?
vvy написал:
#1213305
Названия газет не уточните?
Да помилуйте. Я столько лет ходил их штудировал (имея в виду себя).
mnt написал:
#1213615
Да помилуйте. Я столько лет ходил их штудировал (имея в виду себя
Странная позиция...
vvy написал:
#1213305
Названия газет не уточните?
Я не могу влезть в мозг mnt, но, думаю, что имелись в виду "Туркестанские ведомости" и, возможно, "Асхабад". Но насколько я понял, Вы вплотную занялись АДФл. Тогда лучше смотреть в 400-х фондах (что-то в памяти конкретно ф. 420, но боюсь ошибиться) РГВИА материалы комиссии ген.-лта Глуховского и ВС. Как гласит древняя амударьинская пословица "На Аллаха надейся, а верблюда привязывай".
Отредактированно Симен2 (19.10.2017 09:36:28)
mnt написал:
#1213615
Да помилуйте. Я столько лет ходил их штудировал (имея в виду себя).
А что тут такого? Туркестанских газет менее десятка и все они известны. Другое дело, что не все из них отражали у себя речные дела.
Симен2 написал:
#1213678
Но насколько я понял, Вы вплотную занялись АДФл.
Пришлось, после появления в последние годы ряда статей по среднеазиатским флотилиям, которые имеют сомнительно качество...
Симен2 написал:
#1213678
Я не могу влезть в мозг mnt, но, думаю, что имелись в виду "Туркестанские ведомости" и, возможно, "Асхабад".
ТВ я в основном прошерстил, а до "Асхабада" руки пока не дошли.
amba написал:
#1213561
В моих краях такого нет. Спасибо, буду искать.
Я отчет за 1912 г. переснял. Но сейчас я в отъезде. Напомните через недельку - скину на почту.
Симен2 написал:
#1211358
Сами по себе данные из Регистра неинтересны, а интересны в сравнении с приведенными в справочнике Бережного.
Переснял несколько сотен документов по гражданской войне в Средней Азии (в основном списки судов, приказы и пр.). Но особенно в содержание не вчитывался - снимал как автомат. Дома буду разбираться, но повторных копий, как кажется, наделал предостаточно.
Отредактированно vvy (19.10.2017 15:15:37)
Симен2 написал:
#1213678
Странная позиция...
Что смутило Вас, уважаемый? Достоин делатель мзды своей (не в деньгах, а в увенчании труда).
vvy написал:
#1213752
не все из них отражали у себя речные дела.
В марте – апреле 1877 г., пароход «Самарканд» совершил рейс вверх по Амударье из Петро-Александровска (ныне Турткуль) до Чарджоу (ныне Туркменабад) став первым судном, добравшимся до этих мест. По этому случаю газета «Туркестанские ведомости" писала: «22 марта 1877 года пароход “Самарканд” отправился в плавание из Петро-Александровска до Учкудука шел благополучно, 30 марта подошел к крепости Кабаклы, 3 апреля продолжал плавание, погрузив прибывшие на каюках дрова. 7 апреля подошел к Чарджоу. Обратное плавание совершил быстрее, прибыв в Петро-Александровск 18 апреля».