Вы не зашли.
STEFAN написал:
#1604452
Что касается каек 1-й половины 18 века, то вопросов много...
Судя по всему, этот термин был принят уже после смерти Петра I.
30 каек, построенные в Таврове в 23-24 гг. изначально именовались «новым маниром малые суда», а позже – 12-баночными бригантинами. Их размерения (если верить Расторгуеву): 67 × 13 × 3,5 фут.
Кроме того, (по Веселаго) в Петербурге имелась одна «староманерная» кайка (бригантина). Возможно именно её чертёж сохранился (в копии Кучковского). Плоскодонная, 12 банок, 67,5 × 11 × 3,5 фут. Банки не показаны, но, вероятно, турецким манером, постиц нет.
По моему мнению, эти гребные суда являлись улучшенной конструкции так наз. "итальянских" бригантин (в отличие от "русских" бригантин), т. е. малыми гребными судами, меньше скампавей, 2-мачтовыми, без куршейного помоста.
Почему переменили термин на «кайка» – непонятно, возможно для меньшей путаницы с бригантинами «русского» типа.
Позже в 27 г. в С-Пб. построили 30 каек (65ф. 5д. × 10,5 ф. × 3ф.), а в 28 г. еще 6 штук (66,5 ф. × 10ф. 8д. × 3ф. 4д.). Вооружение – 1 3-фнт. пушка. Больше не строили, вплоть до конца 60-х гг. – кайки екатерининского флота, конструктивно суда явно другого типа.
Кроме того, в 37 – 38 гг. в Таврове построили 50 каек (65ф. 7д. × 10,5ф. × 2ф. 11д.), а позже 50 точно таких же – для Каспийского моря. (По Расторгуеву тавровские кайки 37-38 гг. имели другие размеры – 67 × 13 × 4 ф.)
Отредактированно STEFAN (20.03.2024 18:56:57)
STEFAN написал:
#1604547
Хотя, экипажи были немаленькие, особенно при десантных операциях.
Стандартная французская галера - 130 солдат и матросов , 260 гребцов
при 4 офицерах. Наши и шведские галеры про ощутимо меньших экипажах имели куда большие десантные возможности за счёт того, что гребцы были солдатами.
Олег написал:
#1604609
Наши и шведские галеры про ощутимо меньших экипажах имели куда большие десантные возможности за счёт того, что гребцы были солдатами.
Первые петровские галеры, как на Азовском, так и на Балтийском флотах для гребли комплектовались исключительно "невольниками" - каторжниками, пленными, штрафниками. Экипаж галеры мог достигать 500 человек, но позже (быстрое ветшание) редко достигал 300.
Уже во второй половине войны, после создания большого гребного флота, Петр переписал в гребцы несколько солдатских полков. Вероятно, столько невольников негде было взять. К тому же куча плюсов - надежный экипаж, массовая переброска войск морем и т. д.
Про шведов точно не знаю. Кажется солдат посадили во второй половине 18 века, когда образовали армейский флот. Хотя, может и не прав.
Отредактированно STEFAN (21.03.2024 19:00:15)
Эд написал:
#1604022
в легенде указано вооружение: 2 12-фунт. пушки и 14 2-фунт. басов.
Опять по той галере. Насколько понял - куршейная пушка не указана? И вопрос Эду - басов или фальконетов? Это вроде бы разные виды орудий...
Эд написал:
#1605136
Фальконетов (Falqueneter).
Спасибо! Появились новые соображения, возможно более близкие к истине.
Эд написал:
#1604022
2 12-фунт. пушки и 14 2-фунт. басов.
А что за порты у неё в задней части корпуса? Теоретически можно четыре пушки воткнуть.
Подобное есть на изображении петровских галер на гравюре Пикарта - или для красоты?
STEFAN написал:
#1604733
Про шведов точно не знаю
У них массовая постройка галер - 1740е, около 50 галер, по 300 человек на каждой, явно солдатами комплектовали. Столько колодников в Швеции не было.
Есть список всех шведских гребных с 1720 г. Шведы, как спохватились, и начали строить серии галер. В 1749 построили 14 галер (22 банки) 140х22 шв. фута с 1-24 (или 2-18), 2-6, 17-23- 3, потом еще 26 (в том же 1749 г.), 20 банок, 130х20, с таким же вооружением; они оказались долговечными, дожили до войны 1808-09 гг.
Эд написал:
#1605478
В 1749 построили 14 галер (22 банки) 140х22 шв. фута с 1-24 (или 2-18), 2-6, 17-23- 3, потом еще 26
У меня есть незаконченный чертеж такой, 1768 г.
STEFAN написал:
#1603987
https://www.sa.dk/ao-soegesider/billedv … 5,39522621
По поводу той нестандартной галеры.
Очень может быть, что это – одна из галер Брянской флотилии. Эта флотилия, поначалу всего 12 судов (2 больших, 3 малых прамов, 7 галер), + всякая мелочь – два «галерных бота», шлюпки, стала строится позже Донской. Если не считать времени заготовки лесов и проч., то фактическая постройка судов началась в 1726 году.
Кстати, попадался чертёж этой галеры, датированной 1726 годом (может быть, эта дата имеется на обороте чертежа?).
В 1726 году на Брянскую верфь были посланы корабельный и галерный подмастерья – Д. Щербачёв и А.Алатченинов, формально для проверки качества лесов, но, возможно, они же и осуществляли постройку судов. Прамы строил Щербачёв (есть их чертежи с его автографом), а галеры – Алатченинов.
Имеются сведения, что галеры строил в 1724 - 25 гг. М.Черкасов, но это вряд ли - в эти годы их не строили, а позже мастер работал на Киевской верфи, причем, какое-то время Алатченинов помогал ему.
По галерам – три были остродонными, «большие», французского манеру, а остальные четыре – плоскодонными. Их еще «малыми» называли, но позже – во время войны с турками в 1737 – 39 гг.
Нельзя ли предположить, что Алатченинов (ученик Дипонтия) построил их любимым венецианским манером, но с уменьшенной длиной-шириной, учитывая специфику Днепра, с его порогами и мелями? Но с достаточно тяжелыми орудиями. Человек был талантливый, изобретательный.
Кстати, вооружение совпадает с первоисточниками. На галеры (все) предполагалось поставить по 1-й 18-фнт., и по 2 12-фнт. пушке. Фальконеты 2-фунтовые, что тоже характерно для Днепровской флотилии. Естественно, галеры вооружили артиллерией уже после того, как их в 1738 году сумели перевести через днепровские пороги, и отправили к Очакову. «Остродонные» галеры так и остались выше порогов в устье р. Самары.
А вот как ее чертёж (копия конечно) оказался в Дании… Возможно какой-нибудь офицер-датчанин позаимствовал.
А про четверку галер (или галеасов) Карла 12, построенных в 1717.
Carolus, Greve Mõrnen, Prins Frederik av Hessen, Stä Bra 160*32*10 (осадка), 3-36+2-18+4-12, 44 фальконета.
Известно про их архитектуру и на чем основывался проект?
Видел рисунок, чуть ли не с круглой башней, как у венецианских галеасов Лепанто, но это может быть фантазия художника.
Отредактированно Олег (14.04.2024 23:13:28)
Они были в Гетеборгской эскадре, в 1718-19 гг. часть их захватил Торденшельд.
Эд написал:
#1577202
1
Elias написал:
#1577169
А всё таки, где например?
Во флотах Европы на кораблях все классов каюты офицеров были в корме, старшины обычно располагались между пушками, матросы и юнги - в гамаках в трюме под пушечной палубой.
Прошу прощения, но это немного путает, во-первых каких классов? Известно, что на линейных кораблях жили на пушечных палубах, на однодечных фрегатах на палубе ниже пушечной; а как жили в "трюме", если он заполнен провизией, припасами и т.д.?
Плохо жили. Но это лучше, чем спать на верхней палубе, как это было на дракарах и каравеллах.
Вопрос знатокам:
Что за тип судна КАТ? Понятно, что грузовое - ластовое - коммерческое. В чем отличие от пинка или флейта?
Интересно, конечно. Хотя, по мне, если с нашими сравнивать, то скорее пинк.
Интересно, как русские каты выглядели. А то, чертежей как-то не наблюдается. В пинках один есть - можно как кат интерпретировать, хотя дата - явно ошибочна...
(За качество извиняюсь, какое есть...)
В 1722 г. в Петербурге было распоряжение построить 8 или 6 катов с размерениями 120 х 27,5-28 футов с "углублением в трюме в 30 футов (не опечатка ли?)...
Вроде, балясины. Вертлюжные пушечки были съемные и ставились на борт.
..... а так же, в последствии израсходования пресной воды, эти же бочки заполняли забортной водой в качестве балласта для большей остойчивости.