Вы не зашли.
Уважаемые форумчане!
Кто-нибудь владеет информацией о галерном мастере (подмастерье) Кляузове? (70-80 гг. 18 века)
Сохранилась пара его чертежей и, похоже, всё...
Давно интересует такой вопрос.
Могли ли российские корабельные мастера (подмастерья), помимо своей основной деятельности, выполнять частные заказы от купцов и других богатых людей на постройку торговых и каботажных судов? Или для такого рода деятельности имелись специальные (вольные) мастера?
С другой стороны, в России некоторые военные или транспортные суда строились подрядом - часто подрядчиками были купцы, богатые крестьяне, или вообще группы лиц. Для этого опять-таки нужны были специалисты - мастера и проч. Их как - нанимали, или власти командировали таковых для постройки?
STEFAN написал:
#1592998
Их как - нанимали, или власти командировали таковых для постройки?
До Петра строили артели плотников. Постройка флота получила характер особой общенародной повинности. Царь Петр Великий поделил жителей страны на кумпанства. Каждым 10 тыс. частных крестьян и их владельцам вменили в обязанность строительство одного корабля. Государственных землепашцев, горожан, купцов и духовенство не оставили в стороне — для них образовали собственные кумпанства. С 1696 года по 1697 год было создано несколько десятков кумпанств, из них около половины принадлежало церкви. Все они подчинялись Адмиралтейскому приказу. Для кумпанств был организован наём иностранных корабельных мастеров, выписываемых из ведущей морской державы того времени, Голландии. В 1700 году кумпанства, как особая форма кораблестроительных организаций, были упразднены.
Юрген написал:
#1593567
Для кумпанств был организован наём иностранных корабельных мастеров, выписываемых из ведущей морской державы того времени,
Это в петровское время. А позже?
И речь именно о мастерах и прочих специалистах, а нен о простых плотниках или разнорабочих.
STEFAN написал:
#1592998
Могли ли российские корабельные мастера (подмастерья), помимо своей основной деятельности, выполнять частные заказы от купцов и других богатых людей на постройку торговых и каботажных судов?
По участию в строительстве частных парусных судов офицеров Корпуса корабельных инженеров неизвестно, а вот в строительстве пароходов они участие принимали, например, Грейг посылал мастеров для строительства парохода "Надежда" для Воронцова, а Акимов строил пароход "Митридат" в Одессе.
При строительстве судов с подряда от флота выделялся т.н. наблюдающий - офицер ККИ, подрядчики нанимали людей сами, но были случаи, когда для отдельных работ они просили выделить и казенных мастеровых. После ликвидации рабочих экипажей и Адмиралтейства прибегали к найму волнонаемных, например, плотников.
Понятно. Спасибо за интересные подробности.
Еще есть нюанс: мог ли корабельный (галерный, ластовых судов) мастер в "свободное от работы время", "приватным образом" выполнять какие-либо частные заказы - помогать в строительстве судов для купцов (богатых крестьян-мещан, дворян-коммерсантов и др.), разрабатывать проекты (с чертежами) и прочее, за денежное вознаграждение от заказчика, или это было запрещено?
STEFAN написал:
#1594077
мог ли корабельный (галерный, ластовых судов) мастер в "свободное от работы время", "приватным образом" выполнять какие-либо частные заказы
Теоретически мог, к сожалению, это не особенно афишировалось и об этом можно узнать случайно, но, думаю, что это могло быть где-нибудь с 1860-х гг.
Симен2 написал:
#1594079
это могло быть где-нибудь с 1860-х гг.
Вот как раз интересует 18 век. Бывали же случаи, что богатый человек строил коммерческое судно (не сам же он это делал, хотя и мог частично разбираться в кораблестроении?), а потом оно покупалось у него для нужд военного флота - в качестве вооруженного транспорта, "крейсерского судна", а то и полноценного фрегата. То есть изначально оно должно было иметь для этого достойные качественные характеристики: относительно большие размеры, быть крепким, способным понести достаточно артиллерии и боезапаса и проч. Думаю, что далеко не каждый "частный" мастер, из тех, что строили каботажные посудины, мореходные лодки, торговые галиоты и т.д. мог строить такие суда. Нужен был опытный профессионал, связанный с военным флотом.
STEFAN написал:
#1594080
Нужен был опытный профессионал, связанный с военным флотом.
Так могли строить и на частных верфях, например https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003588782 … heme=white
Аскольд написал:
#1594148
могли строить и на частных верфях
Могли. А мастера там кто были?
Спасибо за наводку на книгу!
Отредактированно STEFAN (13.12.2023 12:20:13)
Я дико извиняюсь.А никто не подскажет,где брали уголь для параходов Ч.Ф до Крымской войны?
jurdenis написал:
#1594249
А никто не подскажет,где брали уголь для параходов Ч.Ф до Крымской войны?
На Донбассе. Особо ценился антрацит. Возили по Северскому Донцу - Дону - Азовскому морю. Специально для этого в Англии был куплен мелкосидящий пароход "Донец" - баржи с углём буксировать.
Когда-то занимался темой экспедиции поручика Ермолаева - в конце 40-х - нач. 50-х гг. его группа занималась изучением гидрографии Дона и притоков, составлением карт. Сохранилась его переписка за несколько лет, рапорты и проч. Его отчет - это серьезная почти научная работа. (опубликовать бы) Плюс Ермолаев много карт изготовил - одна есть у меня... Самое интересное, что подлинник этой карты в 1855-56 гг. (с показанием глубин всех рек и протоков Донской дельты + донских гирл) использовался при сооружении фортификационных сооружений в низовьях Дона.
STEFAN написал:
#1594251
На Донбассе.
Еще Грушевское месторождение недалеко от Ростова на одноименной реке, даже для его перевозки в 1841 году задымил первый пароход «Донец» на Дону, он был куплен в Англии и перевозил уголь. Горный инженер А. Б. Иваницкий обследовал образцы Грушевского антрацита и доказал их высокое качество. Что самое смешное - для Черноморского флота дешевле было поставлять уголь из Англии, нежели из находившихся рядом шахт войска Донского. Драли за него 3 шкуры.
Юрген написал:
#1594277
Еще Грушевское месторождение недалеко от Ростова на одноименной реке,
Ну это не совсем "недалеко от Ростова". По сути - тот же Донецкий бассейн, хотя тогда этого термина не существовало.
Юрген написал:
#1594277
для его перевозки в 1841 году задымил первый пароход «Донец» на Дону, он был куплен в Англии и перевозил уголь.
Вот не думаю, что перевозил сам пароход - ему и своего угля хватало, чтобы не сильно глубоко в воде сидеть. Буксировал баржи с углем. Предполагали, что в будущем таких пароходов будет больше. Но, в сравнении, например, с Волгой, на Дону паровое судоходство сильно отставало. До Крымской войны на Дону появился частный пароход купца Деревицкого "Надежда" и принадлежащий непосредственно Войску Донскому пароход "Предприятие". Кстати, в изданных справочниках (начиная от Веселаго) ошибочная информация - якобы "Предприятие" имел деревянный корпус, а на самом деле он был из железа.
Аскольд написал:
#1594254
Какие-нибудь вольные корабельные мастера.
Вот о них и речь. Где они изначально обучались мастерству? Понятно, что для постройки каботажных посудин, лодок, стругов, байдаков и т.п. хватало самоучек или "семейного подряда" - передача мастерства от старших родственников к младшим. Там достаточно практических знаний. Но для знания "теории" этого недостаточно. Особенно для постройки больших мореходных судов. Плюс чертежи. Наверняка, существовали какие-то типовые чертежи морских коммерческих судов разных классов - их много сохранилось. Возможно, какой-нибудь профессионал их сочинял "на досуге", а потом продавал коммерсантам. А те, в зависимости от их вкусов, планов и возможностей, нанимали грамотного вольного мастера, который по данному чертежу строил. Т. е., этот вольный мастер должен был хотя бы уметь строить по чертежу, а не просто "на глазок", как дедушка учил.
STEFAN написал:
#1594296
Вот о них и речь. Где они изначально обучались мастерству? Понятно, что для постройки каботажных посудин, лодок, стругов, байдаков и т.п. хватало самоучек или "семейного подряда" - передача мастерства от старших родственников к младшим. Там достаточно практических знаний. Но для знания "теории" этого недостаточно. Особенно для постройки больших мореходных судов. Плюс чертежи. Наверняка, существовали какие-то типовые чертежи морских коммерческих судов разных классов - их много сохранилось. Возможно, какой-нибудь профессионал их сочинял "на досуге", а потом продавал коммерсантам. А те, в зависимости от их вкусов, планов и возможностей, нанимали грамотного вольного мастера, который по данному чертежу строил. Т. е., этот вольный мастер должен был хотя бы уметь строить по чертежу, а не просто "на глазок", как дедушка учил.
Так самоучками, по моему разумению, как раз и были в основном. Если уж боевые линейные корабли вполне могли строить в рамках "семейного подряда" или наличия опыта/репутации, то купеческие суда и подавно. Тем более, что существовали различные утверждённые "спецификации" по строительству частных судов, особенно при Петре 1, когда он фактически ввёл унификацию/регламентацию гражданского судостроения. Т.е. строили купеческие галиоты, гукоры и тп. по подобию "как в Санктпитербурге". А на примере правил постройки на Каспийском море https://nlr.ru/e-res/law_r/search.php закон 5327 где говорится о "под надзором мастеров Адмиралтейства (при наличии)", а также передаче Коммерц-Коллегии надзорных функций по купеческому судостроению, можно предположить, что на указанный период времени вполне и могли обходиться "типовыми" чертежами, корректируя под личные потребности.
Отредактированно Аскольд (14.12.2023 18:33:50)
STEFAN написал:
#1594289
пароходов будет больше.
Да через год "Ростов" появился, ну а "Донец"
В 1840 году изготовленные в Англии части речного парохода через Таганрогский морской порт были доставлены в Ростов. Он обошёлся в 38000 руб. Началась сборка узлов и деталей. Собирали его около полугода. Назвали пароход «Донец». На этом речном пароходе планировалось перевозить уголь из шахт Лисичанска в Ростов. И, как пишут историки и газеты, 24 апреля 1841 года пароход вышел из Ростова в направлении Лисичанска. Через 11 дней пути по рекам Дон и Северский Донец пароход прибыл в пункт назначения. Набрав полные трюмы угля пароход двинулся в обратный путь. Но практика показала, что организовать полноценное сообщение из-за природных особенностей реки Северский Донец не получается. И тогда пароход стал курсировать по Дону между Ростовом и Таганрогом.
Закончил свою жизненную трудовую деятельность первый пароход с припиской в порту Ростов трагично. На время боевых действий Крымской войны в 1855 году пароход «Донец» переоборудовали и поставили на линию по доставки боеприпасов русскому флоту в Черном море из Керчи. Во время очередного похода пароход был атакован противником и потоплен своим экипажем, чтобы врагу не достался корабль и груз, находящийся в его трюмах.
Отредактированно Юрген (14.12.2023 19:45:17)
Юрген написал:
#1594385
Во время очередного похода пароход был атакован противником и потоплен своим экипажем, чтобы врагу не достался корабль и груз, находящийся в его трюмах.
Его сожгли в Керчи в мае 1855 года во время нападения эскадры союзников. Имеются сведения, что в результате неприятельского обстрела «Донец» получил серьезные повреждения; 10 матросов из 22 погибли. Оставшиеся члены экипажа парохода, вместе с мастеровыми из Луганского Завода, работавшими на чугоноплавильном заводе в Керчи, под руководством помощника управляющего Луганским заводом подполковником Иваницким, пешим порядком эвакуировались домой.
Юрген написал:
#1594385
Да через год "Ростов" появился
Мелкосидящий частный пароходик. Принадлежал Н.П. Летуновскому - начальнику Луганского Завода. (Если когда-нибудь издам свой труд по КВ - будут про него интересные факты).
STEFAN написал:
#1594391
Если когда-нибудь издам свой труд по КВ -
ждем-с и нетерпением, а то после ухода в тень Ромы Лапшина и творческого кризиса у Гайдука (что-то Леша давно молчит) малые формы как-то поблекли, я уж не говорю от давней потере Иван Ивановича Черникова.
http://donjetsk.com/retro/27147-knyaz-v … basse.html
Князь Воронцов на Донбассе
Предлагаем текст Петронелли Тройницкой — исследовательницы, в свое время на одной из научных конференций сделавшей доклад о том, как князь Михаил Воронцов в наших краях горное дело разворачивал. Этот доклад, собственно — перед вами…
https://letopis.donbass-name.ru/istorij … uganshh-2/
В соответствии с Указом 14 ноября 1795 г. в комплексе с Луганским литейным заводом в урочище Лисичья балка был заложен первый рудник Донбасса. Он входил в структуру завода, был одним из его подразделений (цехов). Предназначался рудник для обеспечения каменным углем Луганского литейного завода, Черноморского флота, а также удовлетворения нужд промышленности и населения в топливе. Имея в виду эти задачи, директор Луганского литейного завода Карл Гаскойн писал: “Прииск каменного угля и добыча оного на меня возложена, яко главнейшие поручения с тем намерением, чтобы оным на кораблях Черноморского флота, в крепостях и даже во всем том крае заменить употребление дров, а леса, кои там весьма недостаточны, от совершенного истребления сохранить. За сим мне было поручено стараться открыть уголь в таких местах, откуда бы на судах оный доставлять в Черноморские порты и в разные места тамошних губерний”.
Отредактированно Strannik4465 (18.12.2023 18:58:53)
STEFAN написал:
#1594289
непосредственно Войску Донскому пароход "Предприятие". Кстати, в изданных справочниках (начиная от Веселаго) ошибочная информация - якобы "Предприятие" имел деревянный корпус, а на самом деле он был из железа.
"Предприятие" был построен по заказу Инженерного ведомства и находился до 1852 г. в распоряжении инженерной команды в Севастополе. По всем русским архивным документам он числится деревянным. А по списку верфи Fairbairn&Murray он действительно числится как "iron" с заводским № 28. Причина этого расхождения думается связано с тем, что он имел смешанную конструкцию (или, как бы сказали сейчас, композитную), т.е. набор был частично железным, а обшивка деревянной. При эксплуатации обычно судили по обшивке, т.к. сроки тимбировки как раз определялись по обшивки, а строителю было выгодно продать пароход подороже. Кроме того, есть и другая, менее предпочтительная версия, что просто-напросто перепутали пароходы.
Отредактированно Симен2 (24.12.2023 13:33:24)