Вы не зашли.
igor написал:
#1007872
Мне уверенности придает то, что я не вижу никакого другого логичного описания ситуации. Никто, в том числе и вы, объяснить по-другому этот случай не смогли.
Кек, а почему мысль "60 человек синхронно испытали слуховой глюк" надо считать логичной? Я вот не знаю почему, поэтому от объяснений воздерживаюсь.
vov написал:
#1008000
Ну, ясно же было сказано вадимками:"советские моряки не врут"
Настолько ясно, что такой фразы про советских моряков во всей теме днем с огнем не сыскать...
Вообще интересная ситуация получилась. В этой теме никто однозначно не утверждал, что К-21 таки попала, но кто-то посчитал, кто КТВ не такой надежный источник, как утверждают другие. Этого оказалось достаточно, чтобы записать оппонента в "конспирологи", а рассуждая за объективность приписывать ему фразы, которых он не говорил.
Botik Petra Velikogo написал:
#1007976
Нет. Все происходило севернее немецких заграждений, поставленных в проливах между островами.
Спасибо. Значит не взрывы мин.
Botik Petra Velikogo написал:
#1007976
Непременно.
Это хорошо;раз подписывает,значит отвечает за это. И КТВ выходит документ таки для своего флота, а не фальшивка,который делают для победителей, на случай проигрыша войны.
han-solo написал:
#1008128
обратим внимание на разницу в акустике:"Тирпитц" двигался в слое тёплой приповерхностной воды
Ей Богу устал долдонить, но народ, как-будто не замечает: на своей скорости ни "Тирпиц", ни корабли его эскорта просто ничего не могли услышать. Откройте любой справочник того времени и посмотрите из любопытства на какой макс. скорости велось "выслушивание" ПЛ и прочих шумов. Для чего на малые охотники ставили двигатели экономического хода?
han-solo написал:
#1008128
Имея сейчас информацию,можно попробовать найти источник взрывов:
Ага, как бы не так. Немцы вдоль всего побережья устанавливали береговые батареи и вели пристрелку орудий - где об этом брать документы? Или самовзрывы плавающих мин, которые туда сносило по Гольфстриму от Фарерских о-в, как будто самих немецких там плавало мало.
han-solo написал:
#1008128
Думаю не нужно ставить их под сомнение
Под сомнение я предлагал ставить не взрывы, а выводы о преследовании этих ПЛ, которые делали их командиры. Вероятно не четко изложил свою мысль.
Отредактированно Botik Petra Velikogo (24.11.2015 01:04:09)
SeeMin написал:
#1008131
В этой теме никто однозначно не утверждал, что К-21 таки попала
Напишите однозначно, что она не попала и тогда в конспирологи Вас точно не запишут. Правда могут записать в фашистские прихвостни...
SeeMin написал:
#1008131
"60 человек синхронно испытали слуховой глюк" надо считать логичной
Никто не предлагает. Одному показалось, он доложил (тот самый, про которого тут вспоминали), а остальные подтверждали. Это тоже психологический феномен.
han-solo написал:
#1007885
Я КТВ ни разу не читал,а командир подписывает его?
На титульном листе полумесячного стандартного КТВ есть фамилие героя. Если вдруг он болел и его кто подменил, или командир сменился, там тоже это упоминается. Есть также богато печатей и штампов, в т.ч. и про особую секретность. В центре поверху - "Секретно, только для командования".
На следующей странице минует 1 число, и мы видим крестик (возможно, пометка о прочтении или проверке) и подпись командира. Она стоит после каждого дня. Да, данных мало - время посещения гальюна каждым матросом не зафиксирована, так что считать этот документ стоящим будет не каждый.
Botik Petra Velikogo написал:
#1008144
Ей Богу устал долдонить, но народ, как-будто не замечает: на своей скорости ни "Тирпиц", ни корабли его эскорта просто ничего не могли услышать. Откройте любой справочник того времени и посмотрите из любопытства на какой макс. скорости велось "выслушивание" ПЛ и прочих шумов. Для чего на малые охотники ставили двигатели экономического хода?
Я в курсе.
Botik Petra Velikogo написал:
#1008144
Ага, как бы не так. Немцы вдоль всего побережья устанавливали береговые батареи и вели пристрелку орудий - где об этом брать документы? Или самовзрывы плавающих мин, которые туда сносило по Гольфстриму от Фарерских о-в, как будто самих немецких там плавало мало.
Конечно это тоже серьёзно запутывают ситуацию и даёт много взрывов. Тем более увеличивает шансы, что экипаж К-21 слышал взрывы, пусть и не своих торпед.
Botik Petra Velikogo написал:
#1008144
Под сомнение я предлагал ставить не взрывы, а выводы о преследовании этих ПЛ, которые делали их командиры. Вероятно не четко изложил свою мысль.
Отредактированно Botik Petra Velikogo (Сегодня 01:04:09)
Понял, согласен с таким подходом.
igor написал:
#1008159
На титульном листе полумесячного стандартного КТВ есть фамилие героя. Если вдруг он болел и его кто подменил, или командир сменился, там тоже это упоминается. Есть также богато печатей и штампов, в т.ч. и про особую секретность. В центре поверху - "Секретно, только для командования".
Спасибо, теперь понятно.
igor написал:
#1008159
На следующей странице минует 1 число, и мы видим крестик (возможно, пометка о прочтении или проверке) и подпись командира. Она стоит после каждого дня. Да, данных мало - время посещения гальюна каждым матросом не зафиксирована, так что считать этот документ стоящим будет не каждый.
КТВ серьёзный и вполне исчерпывающий документ, теперь точно не верю в его подделку.
han-solo написал:
#1008172
КТВ серьёзный и вполне исчерпывающий документ, теперь точно не верю в его подделку.
Хан, надеюсь Вас не услышать фоннаты творчества Пикуля...
CAM написал:
#1008106
На тему того, что может "привидеться/прислышаться" в морском бою, сейчас читаю в описании атаки конвоя "Дуйсбург".Если вкратце, два итальянских тяжелых крейсера с нескольких миль выпускают в англичан уйму снарядов, но те не видят ни противника, ни всплесков, и вообще не подозревают об их присутствии.
Да, это сверхоригинальный момент. Но итальянцы выпустили-таки около 200 снарядов, сами пишут.
Интересно, куда?
И как вообще можно не видеть не то что всплесков, но самого факта стрельбы? Однако, с большой вер-стью, было именно так.
han-solo написал:
#1008128
Думаю не нужно ставить их под сомнение,а сопоставить факты.Здесь тоже наши ПЛ находились на глубине,в слое более холодной воды,тоесть в зоне отрицательной рефракции. Что могло быть;немецкое орудие выстрелило и снаряд разорвался в воде. Не смотря на расстояние,акустическая волна пришла к лодке и воспринята экипажем как взрыв ГБ. Далее,не забываем о реверберации:происходит отражение акустической волны от поверхности моря (Это раз), от дна (это два) и от слоя температурного скачка(это три). таким образом акустик и экипаж мог воспринять далёкий взрыв снаряда из-за капризной гидрологии моря за четыре взрыва ГБ.
Так ведь речь не о сомнении, а именно о том, что возможны (и весьма вероятны) другие объяснения.
Вы предлагаете для таких случаев более разумное объяснение - "отражение" далёких реальных взрывов. Но они должны быть в некоторых случаях очень далёкими. А возможны ли восприятие принципиально посторонних звуков (пробулькивание пузырей воздуха, случайный удар предметом в самой лодке) в таком разрезе, как аналог "взрыва"? (То. что акустиков учат их различать, мы все знаем:-). Но любюой ли член экипажа на это способен?)
Botik Petra Velikogo написал:
#1008144
Немцы вдоль всего побережья устанавливали береговые батареи и вели пристрелку орудий - где об этом брать документы? Или самовзрывы плавающих мин, которые туда сносило по Гольфстриму от Фарерских о-в, как будто самих немецких там плавало мало.
Здесь возникает вопрос о уж больно точном соответствии по времени с "услышанными взрывами". Но всё может быть.
han-solo написал:
#1008172
КТВ серьёзный и вполне исчерпывающий документ
Ну, ВЖ был бы более исчерпывающим, конечно. КТВ всё же сводный документ. Но в подавляющем большинстве случаев достаточный для исторического изучения со стороны прот-ка.
han-solo написал:
#1008172
теперь точно не верю в его подделку.
Подделать, конечно, при очень большом желании можно. Но смысл?!! И подделать в данном случае нужно целый ворох документов.
Это сколько ж надо раритетных пишмашинок! :-) И "специалистов по документам" :-)
igor написал:
#1008156
Это тоже психологический феномен.
"С каждым рассказом о прошедшем событии появляется всё большее количество очевидцев.." (с)
Читал в сети воспоминания (бумажные!) З.М. Арванова об атаке по "Тирпицу".. с подробностями, не смотря на то, что он пришел на К-21 лишь 19 июля ..
Отредактированно maslopoop (24.11.2015 13:05:17)
vov написал:
#1008205
Здесь возникает вопрос о уж больно точном соответствии по времени с "услышанными взрывами".
Меня этот момент очень сильно смущает. Не могу поверить, чтобы так ловко совпало.
igor написал:
#1008274
Не могу поверить, чтобы так ловко совпало.
Все нормально.
Сейчас разбираю атаку К-21, произведенную 13.1.1942, когда ей командовал еще Жуков. Картина следующая: ПЛ в надводном положении лежит в дрейфе у сев. оконечности о. Квалё (это тот, на западном берегу которого находится порт Хаммерфест), несет гидроакустическое наблюдение в предрассветных сумерках. Внезапно в 08.50 по пеленгу 245 град видят дым, затем в 08.52 конвой, идущий курсом 65 град.
245-180=65 а это означает, что конвой идет прямо на ПЛ. Дают ход электромоторами и начинают уходить с пути конвоя. Боевой курс 336, затем 338 град., расчетный угол встречи - 90 град. В 09.00 дают двухторпедный залп. Сколько ПЛ могла за 8 минут пройти под электромоторами? У меня получилось, что не более 11 кбт. Тем не менее в донесении Жуков пишет, что в момент залпа до цели было 20 кбт. Почему он так пишет? Да потому, что взрыв был зафиксирован через 124 сек после выстрела, а за это время торпеда проходит примерно 20 кбт. По немецким данным (КТВ 15-й флотилии ТЩ) единственная торпеда с пеленга 330 град прошла в 10 метрах за кормой М-1502 и пошла дальше, чего не было бы если бы до цели в момент залпа было бы действительно 20 кбт - она в этом случае затонула бы на глазах у немцев. После этого немцы наблюдения за торпедой не вели, тем более, что Жуков пишет, что атакованный транспорт "утонул в пародымовой завесе" - значит был туман или что-то наподобие. Торпеда либо рванула о берег Квалё, либо, что мне кажется более вероятным, израсходовав все топливо рванула при падении на дно.
Ну и, конечно, никто в штабе БПЛ СФ не обратил внимания на такие нестыковки в рапорте КПЛ, критиковали лишь за то, что не стрелял носовыми, хотя никто и не пытался объяснить как это было сделать так, чтобы угол встречи был бы около 90 град.
Так что все совпадения при таком подходе к написанию донесений не случайны, а закономерны.
Скорость полного подводного хода у "катюш" - 10 узлов. С такой скоростью лодка за 8 минут прошла бы 10 уз. х (8 мин./60 мин.) = 1,33 мили = 13,3 каб. Но 10 узлов - это в подводном положении, а "К-21" шла в надводном, сопротивление воды в этом случае меньше, так что и скорость была бы больше. Да, с носовых ТА сняли волнорезы, так что так просто и не скажешь, на сколько оно было бы быстрее в надводном положении...
Правда, если считать дальше, то получается еще веселее. За 124 сек. торпеда (53-38, 44,5 уз.) прошла бы (44,5 уз. х 1852 м / 3600 сек.) х 124 сек. = 2839 м. = 15,3 каб. А никак не 20. Так что...
"Тщательнее надо, ребята!" (© М. М. Жванецкий)
Botik Petra Velikogo написал:
#1008305
Все нормально.Сейчас разбираю атаку К-21, произведенную 13.1.1942, когда ей командовал еще Жуков. Картина следующая: ПЛ в надводном положении лежит в дрейфе у сев. оконечности о. Квалё (это тот, на западном берегу которого находится порт Хаммерфест), несет гидроакустическое наблюдение в предрассветных сумерках. Внезапно в 08.50 по пеленгу 245 град видят дым, затем в 08.52 конвой, идущий курсом 65 град. 245-180=65 а это означает, что конвой идет прямо на ПЛ. Дают ход электромоторами и начинают уходить с пути конвоя. Боевой курс 336, затем 338 град., расчетный угол встречи - 90 град. В 09.00 дают двухторпедный залп. Сколько ПЛ могла за 8 минут пройти под электромоторами? У меня получилось, что не более 11 кбт. Тем не менее в донесении Жуков пишет, что в момент залпа до цели было 20 кбт. Почему он так пишет? Да потому, что взрыв был зафиксирован через 124 сек после выстрела, а за это время торпеда проходит примерно 20 кбт.
Ну. здесь могут быть небольшие отклонения от "прямо по курсу" из-за небольшой неточности в пеленге/курсе прот-ка. Исходной дальности и скорости цели нет, поэтому судить сложно, но еще несколько каб. можно натянуть:-)
Botik Petra Velikogo написал:
#1008305
По немецким данным (КТВ 15-й флотилии ТЩ) единственная торпеда с пеленга 330 град прошла в 10 метрах за кормой М-1502 и пошла дальше, чего не было бы если бы до цели в момент залпа было бы действительно 20 кбт - она в этом случае затонула бы на глазах у немцев.
Так это несомненный успех Жукова. Реально торпеда пошла "куда надо" и немцы подтверждают "близкий промах". прямо скажем, не особо частый вариант.
Что до "затонула": вряд ли дальность хода на соотв. скорости соблюдалась настолько точно, чтобы устр-во самозатопления срабатывало тут же.
Botik Petra Velikogo написал:
#1008305
После этого немцы наблюдения за торпедой не вели, тем более, что Жуков пишет, что атакованный транспорт "утонул в пародымовой завесе" - значит был туман или что-то наподобие.
Тем не менее, торпеду увидели! В отличие от случая с Тирпицем.
Botik Petra Velikogo написал:
#1008305
Торпеда либо рванула о берег Квалё, либо, что мне кажется более вероятным, израсходовав все топливо рванула при падении на дно.
Вот это тот самый технический момент, который хотелось бы понять. Может ли торпеда взорваться о дно при самозатоплении?
(Понятно, что но в фиордах каменистое. Но всё же?)
vov написал:
#1008371
чтобы устр-во самозатопления срабатывало тут же.
Никаких "устройств самозатопления" на советских торпедах не было. Был только прибор расстояния. Прошла положенную дальность, машина останавливается - и на дно под действием отрицательной плавучести.
SeeMin написал:
#1008370
Скорость полного подводного хода у "катюш" - 10 узлов.
Кстати К.М. Сергеев, которого Вы читали много раз, пишет про Жукова: "Решив использовать кормовые торпедные аппараты, он дал малый ход электромоторами и лег на боевой курс".
http://militera.lib.ru/h/sergeev_km/03.html
Так что никак не максимальный. Я дал свою оценку лишь чтобы обозначить верхнюю границу.
SeeMin написал:
#1008370
За 124 сек. торпеда (53-38, 44,5 уз.) прошла бы (44,5 уз. х 1852 м / 3600 сек.) х 124 сек. = 2839 м. = 15,3 каб. А никак не 20. Так что...
Да, в этом месте не пересчитал, согласен. Но тем страннее выглядит донесение Жукова, который докладывает, что до цели 20 кбт (так далеко ПЛ просто не смогла бы отплыть), а торпеда попадает в цель по прохождению 15,3 кбт. И всех это устраивает. Так что...
"Липа должна быть дубовой" (с), Армейский фольклор)
vov написал:
#1008371
Что до "затонула": вряд ли дальность хода на соотв. скорости соблюдалась настолько точно, чтобы устр-во самозатопления срабатывало тут же.
Это о каком устройстве самозатопления речь? Такого на 53-38 не было. Было два инерционных ударника.
vov написал:
#1008371
Тем не менее, торпеду увидели! В отличие от случая с Тирпицем.
Ну а зачем им замеченные торпеды скрывать
vov написал:
#1008371
Может ли торпеда взорваться о дно при самозатоплении?
(Понятно, что но в фиордах каменистое. Но всё же?)
У англичан такие случаю фиксировались регулярно, но тут кое-кто считает, что наши торпеды были из другого теста.
Отредактированно Botik Petra Velikogo (24.11.2015 16:13:05)
У меня возник вопрос.А должны были ли немцы в судовых документах упомянуть о подводном взрыве при неизвестном источнике взрыва?
А при известном? Т.е. если эсминец заметив торпеду или же по разгильдяйству сбросил 2 глубинных бомбы, будет ли это отражено в документах?
Отредактированно Блэкджек (24.11.2015 17:24:41)
SeeMin написал:
#1008373
Никаких "устройств самозатопления" на советских торпедах не было. Был только прибор расстояния. Прошла положенную дальность, машина останавливается - и на дно под действием отрицательной плавучести.
Botik Petra Velikogo написал:
#1008376
Это о каком устройстве самозатопления речь? Такого на 53-38 не было. Было два инерционных ударника.
Да, я неудачно выразился. Хотел поставить "устройство" в кавычки. Правильнее - "процесс самозатопления".
Botik Petra Velikogo написал:
#1008376
тем страннее выглядит донесение Жукова, который докладывает, что до цели 20 кбт (так далеко ПЛ просто не смогла бы отплыть), а торпеда попадает в цель по прохождению 15,3 кбт.
20, судя по тексту, в момент выпуска торпед. За 2 мин конвой может пройти навстречу (пусть под углом) ещё 3-3,5 каб. 15,5+от 2,5до3,5 уже = 18-19. Совсем неплохо для глазомерного определения.
Вообще эта атака (по приведенным данным) выглядит очень прилично. Ну. кроме претензии на результат.
Botik Petra Velikogo написал:
#1008376
Ну а зачем им замеченные торпеды скрывать
См. выше. Когда данные сходятся (пусть хотя бы более или менее), то и "скрывать" никто не "скрывает". И конспирологи отдыхают. Или им такая "мелочь" неинтересна:-).
Botik Petra Velikogo написал:
#1008376
У англичан такие случаю фиксировались регулярно
Тогда вопрос: именно в этих водах? Ведь вряд ли где-то в Северном море, где дно "мягкое"?
И как они определяли, что торпеды (именно они) "взрывались"?
Блэкджек написал:
#1008413
если эсминец заметив торпеду или же по разгильдяйству сбросил 2 глубинных бомбы, будет ли это отражено в документах?
Интересный вопрос:-)
Вообще-то, в конкретной обст-ке должен как минимум сообщить на флагманский. и уж точно, отразить в ВЖ.
Перекочует ли это в КТВ? ИМХО, должно бы - в конкретной обст-ке, поскольку это важно для понимания хода операции. Но более знакомые с этим типом док-тов ответят более весомо.
vov написал:
#1008469
За 2 мин конвой может пройти навстречу (пусть под углом) ещё 3-3,5 каб.
Конвой не двигался навстречу - этого нет в документах. В документах есть расчетный угол встречи торпеды с целью 90 градусов. При таком угле дистанция сокращаться не может. За пару лишних минут она могла только вырасти с учетом курса ПЛ, которая была обращена к противнику кормовыми ТА. А вообще я все углы и курсы написал, при желании любой можно все отобразить графически и места для фантазий не останется.
vov написал:
#1008469
Вообще эта атака (по приведенным данным) выглядит очень прилично. Ну. кроме претензии на результат.
Ну если бы могли стрелять веерным залпом и торпеды на поверхность не выскакивали, то и вовсе попадание было бы. Только увы, все было не так, зато были претензии.
vov написал:
#1008469
Тогда вопрос: именно в этих водах? Ведь вряд ли где-то в Северном море, где дно "мягкое"?
И как они определяли, что торпеды (именно они) "взрывались"?
Об этом тонко намекал коммандер Фокс, когда в сентябре 41-го ходил в поход на М-34. Есть и еще кое-какой материал, который я сейчас выкладывать не буду. Впрочем, это было известно и нашим подводникам, по крайней мере Старикову, который стрелял, слышал взрыв, а судно как шло так и шло старым курсом, что увидел начальник отдела подводного плавания, который выходил на М-171 в качестве обеспечивающего. Вот тогда Стариков и высказал свое предположение...
vov написал:
#1008469
Интересный вопрос:-)
Не интересный. Рядом ветка с документами немецкой эскадры за "Россельшпрунг", можно открыть и посмотреть на листы живых КТВ если действительно интересно. В 22.46 5 июля и в 06.49 6 июля эсминцы эскорта объявляли противолодочные тревоги по ложным контактам. У "Тирпица" и у "Шеера" про сброс бомб в первом случае ничего, а вот у ближайшего в строю "Хиппера" об этом уже есть, как есть и примечание, что причиной тревоги был принятый за перископ топляк. В КТВ эсминца Z-27, объявившего тревогу, все еще подробнее:
Этих листов из КТВ по веткам в разделе по советскому флоту вообще до черта выложено и наивность некоторых вопросов про них не может не убивать.
Botik Petra Velikogo написал:
#1008478
Об этом тонко намекал
Прошу прощения за оффтопик, ну уж коли ветка и так немножко погрязает в "конспирологии"...
Насколько мне известно из описаний в научно-популярной литературе, "столики" Дрейера визуализировали выходные данные посредством плоттера, во всяком случае некоторые из них. Рискну предположить, что баллистические вычислители других моделей умели тоже самое. Следовательно, о маневрировании в бою всех кораблей, оснащённых таким устройством, ну и их целей, оставались инструментально зафиксированные сведения, пусть и с некоторой погрешностью, но погрешностью, позволяющей иногда даже попадать.
Интересно, использовались ли распечатки "столиков" при составлении вторичных донесений и сохраняются ли в архивах (по крайней мере полученные в ходе важнейших боёв)?
Прошу прощения ещё раз, лень открывать новую ветку ради одного вопроса, а здесь он не совсем посторонний.
Botik Petra Velikogo написал:
#1008478
Не интересный.
Ну почему. У П.Смита в "Пьедестале" таких случаев хватает - итальянская лодка стреляет из удобного положения по групповой цели, в расчетное время слышит взрывы, а затем и взрывы глубинных бомб, но выясняется, что в английских документах ничего подобного не зафиксировано. И что об этом думать?
CAM написал:
#1008521
Ну почему.
Да потому, что нужно не спрашивать о КТВ, а читать их благо лежат в соседней ветке. Кому нужны наши с Игорем экспертные оценки, если на слово уже давно никто никому не верит.
Что касается приведенного Вами примера, то насколько я себе представляю, подобные заблуждения со взрывами, а иногда не только с ними, претерпели подводники каждого из сражавшихся флотов и все не хотели потом верить, что атакованная им цель уцелела. Только потом все в свои руки взяли историки, проработали документы и вынесли свой вердикт. Такой же вердикт был вынесен и по "Тирпицу" - К-21 не попала. Об этом черным по белому написано в главном труде по истории ВМФ в ВОВ "Военно-Морской Флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Т. 1. М., 1959.
Вот:
А у нас почему-то до сих пор находятся люди, которые больше верят Пикулю и Мухину, чем тем, кто профессионально занимается наукой.
Botik Petra Velikogo написал:
#1008557
на слово уже давно никто никому не верит.
Заангажированый индивид не поверит никаким документам. Думаю, нужно объяснить, какие акустические эффекты могут быть приняты за взрывы. Торпеды с магнитным взрывателем могли рваться от чего угодно, хоть от волнения, с временным - понятно. А с ударным, если не от попадания в цель или грунт?
Ох, сколько всего интересного... И дистанция, которая при угле встречи 90 градусов не может сокращаться, и графические построения, не оставляющие места фантазиям (к слову, "графические построения" уже заявлялись в этой теме как "окончательное решение" некоторых вопросов, но в тот раз самих этих построений увидеть не удалось)...
Никто не может объяснить один момент? Тут интересовались, а с чего, мол, советским торпедам взрываться при падении на дно после пробега? Был дан ответ на этот вопрос, и я этот ответ понял так, что советские торпеды взрывались при падении на дно потому, что английские торпеды взрывались при падении на дно. У меня вообще много вопросов по этому поводу возникло, и один из них - а почему это, если английские торпеды, потонув и ударившись на дно, якобы могли взорваться, то это и к советским торпедам надо относить? Там что-то про торпеды из теста было, но я смысла этой аргументации не понял.