Вы не зашли.
aligvi написал:
#627915
Опять же вопрос к одесситам.А где у нас музей железных дорог?
музей ОдЖД находится по адресу: Одесса, улица Степная, 44.
seaberserk написал:
#1038573
музей ОдЖД находится по адресу: Одесса, улица Степная, 44.
там уже были...акромя нескольких фото на стендах..ничего полезного или архивного по обороне Одессы там нет.
И фото паровозов с утонувшего дока там только копии, увы.
seaberserk написал:
#1038573
aligvi написал:
#627915
Опять же вопрос к одесситам.А где у нас музей железных дорог?
музей ОдЖД находится по адресу: Одесса, улица Степная, 44.
Спустя 4 года! Спасибо за оперативность! Знал и до того, как задавал вопрос...
Отредактированно aligvi (24.02.2016 16:34:05)
Уважаемые форумчане, у меня вопрос.
Изучаю историю создания и боевого применения бронепоездов Приморской Армии в обороне Одессы в 1941 году. Известно, что всего было построено 3 бронепоезда из 5 запланированных: №21 «Черноморец», №22, №23 «За Родину»; №24 и №25 не были достроены.
По командирам 2 БП ПА в исторической литературе есть информация, проверить которую по доступным мне ресурсам «Подвиг народа», «Память народа» и «ОБД мемориал» не удается.
Относительно бронепоезда №21 в литературе указывается командир старший лейтенант И.А.Кирпин (ошибочное разночтение: Киприн), комиссар политрук Петр Агафонович Дудко. Также по состоянию на октябрь 1941 года в качестве командира бронепоезда №21 указан капитан Конгур Р.Д. Поиск по базам «Подвиг народа», «Память народа» и «ОБД мемориал» по Дудко П.А. и Конгуру Р.Д. ничего не дал.
Приказом ВС Приморской Армии от 22 марта 1942 года медалью «За боевые заслуги» награжден командир батареи 69 артиллерийского полка капитан Кирпин Иван Кондратьевич. Есть только приказ, наградной лист не сохранился.
Возможно, он был командиром БП №21, так как фамилия редкая, хоть отчество и не совпадает.
майор Кирпин Иван Кондратьевич (Кондратович), 26.12.1906 года рождения (в советских документах везде указан 1907 год рождения), уроженец города Ялта Крымской АССР (вариант – Евпатория), беспартийный, в РККА с 1929 года, попал в плен 06.07.1942 (вариант – август 1942 года), репатриирован.
Конгур – редчайшая фамилия. Среди награжденных – 3 человека, все – не офицеры.
По бронепоезду №22, в качестве командира указан лейтенант Беликов В.Ф., выпускник Одесского артучилища (вместе с тем, базы данных выдают как командира этого БП старшего лейтенанта Дубового Павла Александровича, 1908 года рождения, офицера РККФ, а не РККА).
По Беликову В.Ф. ничего найти не удалось.
Имеются ли у кого-то данные о командирах одесских бронепоездов? Полная ясность в этом вопросе только с БП №23 «За Родину», командиром которого был Чечельницкий Михаил Рафаилович.
Отредактированно Вальчук Игорь (28.02.2016 16:20:43)
Кроме того, в книге (Первая на Украине: Путеводитель по музею Одесской железной дороги /А.И. Болтенков, Д.М. Гейзер, В.И. Касьяненко (рук.) и др. – Одесса: Маяк, 1989.) в качестве комиссара БП №22 указан Гасанов, без инициалов. Политработник с такой фамилией вообще один, из ПА, потому вероятность попадания близка к 100%.
Старший политрук Гасанов Иван Тимофеевич, 1903 года рождения, военком батальона 161 сп 95 сд, в РККА с 1941 года, призван Полтавским ГВК, украинец, член ВКП (б) – данные на март-июнь 1942 года.
Приказом ВС Северо-Кавказского фронта №43 от 17 июня 1942 года награжден орденом Красного Знамени (представлялся к ордену Красная Звезда), данных о других награждениях, пленении или гибели – нет. Награждение утверждено Указом ВС СССР.
Возможно, он был комиссаром бронепоезда №22 Приморской Армии в период обороны Одессы (август-октябрь 1941).
вообще многие офицеры и бойцы – члены экипажей бронепоездов, после утраты материальной части ввиду эвакуации Приморской Армии в Севастополь, в дальнейшем воюют в составе подразделений 95-й Молдавской стрелковой дивизии. Исключение – БП №23 "Черноморец", экипаж которого формировался, главным образом, за счет флота, а не армии.
Вальчук Игорь написал:
#1042827
Изучаю историю создания и боевого применения бронепоездов Приморской Армии в обороне Одессы в 1941 году.
в разделе "Бронепоезда" указано без привязки к конкретным БеПо:
- к-р батареи к-н Серов.
- старшина батареи Баранов С.
- к-ры разведвзводов л-т Волков и л-т Ситенков (ниже есть л-т с практически такой же фамилией - возможно одно и то же лицо).
- к-ры взводов л-т Волков (см. ниже), л-т Шатохин М., л-т Марков.
- комиссар бронепоезда Вышинский С.С.
- комиссар бронепоезда политрук Дудко П.А.
- нач-к путейной бригады ст.л-т Михайловский.
- машинист бронепоезда Богатов М.Ф.
- пулемётчики И.Шибжинов, Худолеев, Степко, Б.Кошман, К.Еринджаев, Щёлоков (см. ниже по некоторым в/служащим).
- красноармейцы В.З.Волков, С.П.Дикий, В.И.Мишкин, Н.Смехов, С.Рябоконь, Р.Хасбулатов, Котов, С.Синельников, Р.Дзюба, Х.Кочан, Реутов, С.Брегман, Сидоров, Мыслицкий, Сайгин, Мисурин, Колыханов, Лисюк, Сонин, Божок, Дубинченко.
- медсёстры Ж.Литвиненко и Е.Корочкина. ---------- "Героической обороне Одессы - 60 лет (1941-2001)" - Одесса, "Оптимум", 2001.
бронепоезд "За родину!"
- разведчик Баранов.
- военфельдшер л-т Большаченко.
- л-т Волков.
- комиссар БеПо политрук Дудко П.А.
- пулемётчик Еринджаев Калимбет.
- Криволап (комсостав БеПо).
- Куркатов (комсостав БеПо).
- медсестра Литвиненко Жанна.
- л-т Синенков.
- пулемётчик Шибжинов Исмерд.
- с-т Щёлоков. ---------- "Героической обороне Одессы - 60 лет (1941-2001)" (Дополнение) - Одесса, Всеизраильское землячество "Одесса", 2001.
Игорь! а Вы невкурсе где в каких местах города или на рубеже обороны,
были подорваны указанные бронепоезда в ночь отхода Приморской армии ?
в Вами указанном путеводителе или в других источниках,указано что имел каждый бронепоезд
в отдельности по составу вооружения и количеству бронеплощадок ??
Ничего ранее неслышали..где в каком месте у нас стояли до Финской компании
ЖД транспортеры МО-1-180..гдето под городом../так называемая б/б жд базирования,№-16.
seaberserk написал:
#1042869
в разделе "Бронепоезда" указано без привязки к конкретным БеПо
в этих списках куча ошибок, а сами списки сформированы на основе советских изданий 1960-х годов (мемуаров Азарова, например).
Например, в составе экпипажей бронепоездов ПА никакого Сонина не было никогда, а был рядовой Санин Михаил Трофимович, 01 апреля 1918 года, уроженец Верхне-Мамонского района Воронежской области, призван Верхне-Мамонским РВК Воронежской области, 21 бронепоезд, попал в плен 16 октября 1941 года (в румынском документе указаны 95 сд и бронепоезд), освобожден в апреле 1944 года и повторно призван военно-полевым военкоматом в городе Одессе.
Приказом командира 308 гвардейского стрелкового полка 108 гвардейской стрелковой дивизии 46 Армии 3 Украинского Фронта №022/н от 31 августа 1944 года автоматчик 7 роты 3 батальона Санин М.Т. награжден медалью «За отвагу». Санин М.Т. умер от ран 07 февраля 1945 года в 600 ОМСБ.
Этот список можно продолжать.
Как и нет никакой медсестры Литвиненко Жанны, а есть медсестра Литвиненко Прасковья Евгеньевна, место службы ВГ 411 Прим. А, и так далее
Отредактированно Вальчук Игорь (28.02.2016 19:00:55)
Анатолий написал:
#1042870
что имел каждый бронепоездв отдельности по составу вооружения и количеству бронеплощадок
по поводу 16-й железнодорожной батареи ничего сказать не могу (кроме того, что наградные листы на личный состав батареи, применительно к боевым действиям на Кавказе, имеются на "Подвиге народа")
по вооружению бронепоездов, данные есть у Коломийца М.В.
по составу бронепоездов – количеству бронеплощадок, и т.д., данных у меня, на данный момент – нет. Но я надеюсь, что в скором времени будут
seaberserk написал:
#1042869
бронепоезд "За родину!"- разведчик Баранов.- военфельдшер л-т Большаченко.- л-т Волков.- комиссар БеПо политрук Дудко П.А.
БП №23 "За Родину" комиссара не имел, это 100% информация, об этом прямо говорит его командир Чечельницкий в письме бывшему комиссару Одесской ВМБ
Дудко П.А. - комиссар БП №21 "Черноморец"
Отредактированно Вальчук Игорь (28.02.2016 19:08:57)
Вальчук Игорь написал:
#1042877
в этих списках куча ошибок
Если взять приведённые мною источники, то соглашусь поскольку сам ещё при первом чтении книги с дополнением отмечал это.
Но тот, кто занимается конкретным исследованием, примет эти сведения к своей работе (изучению).
Вальчук Игорь написал:
#1042877
21-й бронепоезд, попал в плен 16 октября 1941 года
интересная дата..да и вообще..понятно что в плен могли попасть как угодно..
Но..это человек с бронепоезда..как он попал в плен ?
интересна взаимосвязь нахождения бронепоездов в ночь на 16 октября и пути отхода личного состава ??
Ибо в частности,моряки и офицеры Б/Б до конца вели обстрел Румын и затем уходили на автомашинах в порт..и др./все это подробно есть у Дененбурга.
А вот что было с бронепоездами и их личным составом,ничего неизвестно..
хотя как я понял,большая часть личного состава,была видимо эвакуирована./имхо
Отредактированно Анатолий (28.02.2016 19:10:04)
seaberserk написал:
#1042869
комиссар бронепоезда Вышинский С.С.
Вышинский Владимир Ричардович (а не Вышинский С.С.) комиссаром никакого БП Приморской Армии никогда не являлся, он был политработником 95 СД и лишь принимал участие в одном из рейдов БП №21 "Черноморец". Вышинский неоднократно награждался, первое награждение - в 1942 командованием ПА. Есть только приказ, а самого интересного - наградного листа, нет.
Отредактированно Вальчук Игорь (28.02.2016 19:25:08)
Анатолий написал:
#1042886
интересная дата..да и вообще..понятно что в плен могли попасть как угодно..
многие безусловно верные своему воинскому долгу бойцы и командиры ПА попали в плен потому, что прикрывали отход войск/уничтожали вверенную им материальную часть и т.д. Хотя, в Отдельном танковом батальоне ПА при эвакуации из Одессы 15 октября 1941 года дезертировал 41 человек, все одесситы, все – женатые и многодетные.
Анатолий написал:
#1042886
А вот что было с бронепоездами и их личным составом,ничего неизвестно..
личный состав бронепоездов, как утративший свою материальную часть, был расформирован и его бойцы и командиры в дальнейшем воевали к Крыму, на Кавказе, и даже - в Советском Заполярье и Ленинграде. Многие погибли.
вот например Большаченко, о котором пишет Азаров:
старший военфельдшер Большаченко Ф.И., 178 инженерный батальон Черноморского флота, судьба (варианты): погиб в бою 18 июня 1942 года, пропал без вести в Севастополе 02 июля 1942 года
Вальчук Игорь написал:
#1042891
Хотя, в Отдельном танковом батальоне ПА при эвакуации из Одессы 15 октября 1941 года дезертировал 41 человек, все одесситы, все – женатые и многодетные.
интересно..неслышал об этом..и какова судьба этих людей..
думаю незавидная.
Анатолий написал:
#1042897
интересно..неслышал об этом..и какова судьба этих людей..думаю незавидная.
точно могу сказать, что ни на одного из этих 41 нет данных о повторном призыве в РККА, награждении и гибели. Значит, не были призваны, и возможно были осуждены. Хотя базы данных (архивы РФ) и не на 100% полны, однако …
и еще, вопреки трудам Солженицина, большинство освобожденных пленных повторно призывались и воевали, большинство награждены – не только медалями "За оборону ...", "За взятие ...", "За освобождение ..", но и индивидуальными наградами, в том числе орденами. При этом, в одних случаях командиры деликатно, на свой страх и риск, обходили вопрос плена, указывая дату только повторного призыва, а в других случаях – прямо указывали дату пленения и дату освобождения. Оказалось, что коварная гебня Советская власть была не такой жестокой
Отредактированно Вальчук Игорь (28.02.2016 20:08:51)
Анатолий написал:
#1042897
и какова судьба этих людей..думаю незавидная.
Видать по-разному...
Например, Сигуранца вообще не выясняла толком кем был летом-осенью 1941г. Анатолий Фёдорович Зубрицкий, не удосужилась проверить списки военнопленных (и, конкретно, сбежавших на переходе/этапе). До такой степени Сигуранца проморгала красноармейца, попавшего в окружение (а не добровольно перешедшего на сторону врага), что допускали даже его общение с супругой Антонеску...
Кем стал в послевоенное время А.Ф.Зубрицкий - широко известно (это к тому, что и у НКВД к нему не было особых вопросов).
Вальчук Игорь написал:
#1042891
многие безусловно верные своему воинскому долгу бойцы и командиры ПА попали в плен потому, что прикрывали отход войск/уничтожали вверенную им материальную часть и т.д. Хотя, в Отдельном танковом батальоне ПА при эвакуации из Одессы 15 октября 1941 года дезертировал 41 человек, все одесситы, все – женатые и многодетные.
Никто ничего не уничтожал...так,побросали,да и дело с концом...во всяком случае нет данных,что кто то сдувая колёса в полуторке опоздал на пароход.Румыны пишут о пленении в Одессе 7 тысяч...в подразделениях были схемы марщрутов,где всё расписано по минутам:кто хотел,тот ушёл.Есть доки,походу за 17 октября,где идёт разбор почему в 54 полку много не эвакуировалось.В ночь на 16-е румыны практически нигде не атаковали.Мог ли это быть договорняк...типа вы нам не мешаете,а за это получаете целый(не повреждённый...ну за исключением того,что румыны разбомбили) город?
Дулонаки-Скарлато написал:
#1042933
Никто ничего не уничтожал...так,побросали,да и дело с концом...во всяком случае нет данных,что кто то сдувая колёса в полуторке опоздал на пароход.
почитайте того же Денненбурга, как личный состав 42 ОАД уничтожал вверенную ему материальную часть. На руины 411 батареи и сейчас посмотреть можно. У него хорошо расписано, как эвакуировались командиры и краснофлотцы. Конкретно им, ЛС 42 ОАД, повезло. А кто-то мог опоздать и только видеть, как растворяются на горизонте наши корабли.
Есть много фото перед морпортом Одессы, со сгоревшими полуторками
Дулонаки-Скарлато написал:
#1042933
Мог ли это быть договорняк...типа вы нам не мешаете,а за это получаете целый(не повреждённый...ну за исключением того,что румыны разбомбили) город?
о каком договоре с противником может идти речь? Если бы румыны точно знали дату эвакуации ПА, они бы на плечах отступающих подразделений ворвались бы в город, а по маршруту Одесса-Севастополь вместе с камарадами-немцами утопили бы половину транспортов и боевых кораблей (а так им достался только один, шедший в балласте транспорт).
Ну люфтваффе же бомбило караван...маловато у них было силёнок,да и мощное прикрытие...я думаю румыны знали...может и точно...в плен каждый день сдавались десятки наших бойцов.Думаю,числа с десятого в войсках уже знали дату...Возможно Якобичи хотел сохранить жизни румбойцов...королевские войска и так понесли большие потери...Может надеялся,что армию легче утопить на кораблях,чем выковыривать из каждой баррикады,а их в городе было 242 штуки.