Вы не зашли.
Ещё раз хотелось бы коснуться вопроса обстоятельств ухода ТКА отряда Осипова из Либавы. А именно, кого обстреляли наши эсминцы в Ирбенах. Вот тут:
http://nashapobeda.lv/1712.html
приведены отрывки беседы С.А. Осипова с писателем С.С. Смирновым (полностью запись, как подозреваю, сейчас находится в РГАЛИ), там есть такая фраза:
"В Ирбенском проливе нас обстрелял немецкий эсминец." Не знаю, правда ли Осипов принял наши корабли за немецкие, но факт обстрела был. И всё ещё не ясно, какой катер это был, ТКА-17 или -67.
С уважением,
savera написал:
#1171914
А именно, кого обстреляли наши эсминцы в Ирбенах.
Огонь вел "Сердитый", прикрывавший буксировку "Энгельсом" обломка, оставшегося от "Сторожевого". Время открытия огня (ЖБД БОБР) в 08.30 и в 08.45. После обмена опознавательными одиночный ТКА признан своим (отчет "Сердитого"). Так что Осипов твердо знал, что эсминец был наш. Думаю, что это был катер №17 с Клевенским и Осиповым на борту. На катере №67, как я понимаю, с некоторым отрывом шел Радкевич. Этот катер вроде ни в каких инцидентах не участвовал.
Из отчета об оставлении Либавы: "КЛЕВЕНСКИЙ примерно в 4.00 27 июня сел на один из ТК с частью штабных работников, на котором был командир дивизиона ТК т. ОСИПОВ, на ходу дал приказание тов.РАДКЕВИЧУ зайти на ТК в канал, где стояли транспорта с ранеными и посмотреть, как там дела, поторопив их с выходом, а сам ушел в Виндаву... Тов. РАДКЕВИЧ пытался зайти в канал в исполнении приказа КЛЕВЕНСКОГО, но так, как по всему каналу пылала нефть, зайти он туда не смог. Принял решение оставить капитана КОВТУНА с тремя ТК в Либаве, а сам ушел на ТК вслед за КЛЕВЕНСКИМ в Виндаву... Три ТК во главе с капитаном КОВТУНОМ стояли на выходе из канала и ожидали транспортов, для их последующего сопровождения. В 5.00 27 июня один из транспортов, стоявший в канале по другую сторону горевших нефтебаков, вышел из канала и торпедные катера начали его сопровождать. В это время налетела фашистская авиация и тут же, на выходе из базы на низкой высоте из пулеметов и сбрасываемых бомб, зверски затопило транспорт с ранеными и один ТК. Спасена была только команда с торпедного катера, все остальные люди, погруженные на транспорт, погибли.
В дальнейшем КЛЕВЕНСКИЙ со своим штабом в разные сроки прибывали в РИГУ. На переходе ТК неоднократно обстреливались своими береговыми батареями и кораблями, в результате был ранен зам.начальника 3-го отдела Либавской базы - майор ШУГУРОВ, который так же покинул базу и ушел на ТК вместе с бывшим Начальником Штаба, тов. РАДКЕВИЧЕМ.
Подойдя к Виндаве, КЛЕВЕНСКИЙ увидел много транспортов на рейде, принял их за транспорта противника, высаживающие десант, не зашел в Виндаву а прямо пошел на Ригу. Тут же дал семафор посту СНИС передать Военному Совету КБФ о том, что противник в Виндаве высаживает десант. В 12 милях от Риги кончился на ТК бензин. Торпедный катер был оставлен, КЛЕВЕНСКИЙ взял рыбацкую шхуну и ушел в Ригу, обещав сразу же доставить бензин тов. ОСИПОВУ.
Вследствие паники в Риге. Возглавляемой контр-адмиралом ТРОЙНИНЫМ, бензин т. ОСИПОВУ доставлен не был. Тов. ОСИПОВ не дождавшись бензина, через полтора суток прибуксировал катер в Ригу рыбацкой шхуной"
Спасибо!
Да, Осипов наверняка знал, кто его обстрелял, но, видимо, в советской газете тех лет признать факт "дружественного огня" постеснялись.
Только мне кажется, что Осипов с Клевенским шли на ТКА-67 - в литературе встречались воспоминания флагманского минёра Вольского, занимавшегося заграждением Пярну, он пишет, что там были Осипов и Афанасьев, у которых он и позаимствовал глубинные бомбы для подрыва Эвериги. Да и сам факт того, что ТКА-67 оказался в Пярну, показателен - похоже, он действовал в отрыве от всех остальных, кто уходил из Риги (все ушли в Моонзунд). Ещё встречалось упоминание, что катер Иванова (т.е. ТКА-17) пытался войти в Виндаву, был обстрелян с берега из пулемётов и ушёл сразу на Эзель.
В общем, случай, на мой взгляд, мутный...
С уважением,
Отредактированно savera (17.06.2017 01:11:52)
Из отчета по обороне Либавы, который выкладывал ув. Прибалт.
Ясно, что вторым катером, участвовавшим в бою со "шнелльботами", следовательно тем катером, на котором шли Клевенский и Осипов был ТКА-17.
Что касается ТКА-67, то в моем конспекте по нему такая запись:
ТКА №67 (Афанасьев) с Радкевичем на борту шел отдельно от первой группы и наткнулся на шнелльботы часом позже, но смог от них оторваться без потерь. После дозаправки в Риге он ушел в Пярну, где его подчинил себе к 1 р Птохов, занимавшийся уничтожением тамошнего порта. Спустя несколько дней катер был отбуксирован в Хапасалу ГИСУ "Норд".
savera написал:
#1172087
Ещё встречалось упоминание, что катер Иванова (т.е. ТКА-17) пытался войти в Виндаву, был обстрелян с берега из пулемётов и ушёл сразу на Эзель.
Как уже писалось выше:
"Подойдя к Виндаве, КЛЕВЕНСКИЙ увидел много транспортов на рейде, принял их за транспорта противника, высаживающие десант, не зашел в Виндаву а прямо пошел на Ригу. Тут же дал семафор посту СНИС передать Военному Совету КБФ о том, что противник в Виндаве высаживает десант".
Был ли он при этом обстрелян из пулеметов - доподлинно не известно.
Botik Petra Velikogo написал:
#1172120
Что касается ТКА-67, то в моем конспекте по нему такая запись/quote]
Это замечания Осипова к рукописи книги "Курсами доблести и славы". См. замечание №8.
"Вранье и ложь в пропаганде, агитации и печати дискредитируют партийно-политическую работу, флотскую печать и наносят исключительный вред делу большевистского воспитания масс".
Из директивы заместителя Наркома ВМФ СССР и Начальника Главного политического управления ВМФ армейского комиссара 2 ранга И.В. Рогова.
Да, отчёт на сегодня является единственным документом по теме, поэтому наверное следует опираться на него. Но согласитесь, что тут всё крайне запутано - к примеру, в своё время в теме выкладывали письмо Жильцова (ТКА-37), ЕМНИП, тому же С.С. Смирнову, из которого следует, что второй бой со шнелльботами вёл именно его катер - и тут оснований сомневаться я не вижу. Так что, возможно, и другие факты, меняющую общепринятую картину, со временем всплывут. Знать бы, как к РГАЛИ подобраться...
С уважением,
Пока писал предыдущий пост, не заметил новостей Я именно на эту книгу и ориентировался - большое спасибо за страничку с правками! Но кстати, Осипов не пишет, на каком катере находился сам - а по ТКА-67 подробностей ему известно явно больше.
С уважением,
Отредактированно savera (17.06.2017 12:56:53)
savera написал:
#1172130
Осипов не пишет, на каком катере находился сам
Да, это так. Но если предположить, что он находился на ТКА-67, то получается, что он не участвовал в бою со "шнелльботами" и не был на катерах первой группы вместе с Клевенским. Получается обманывал? Мне кажется это вряд ли. А подробности по ТКА-67 он был обязан знать, поскольку даже после прорыва из Либавы формально продолжал оставаться командиром тамошнего отряда ТКА и отвечал за них.
Нет, такого и в мыслях не было. Честно говоря, версия появилась потому, что Осипова вместе с Афанасьевым видели в Пярну. Но сам понимаю, что пока отчёт Клевенского опровергнуть нечем, гадать смысла нет.
С уважением,
Обещаю, больше с ТКА надоедать не буду , просто "информация к размышлению" - наградной лист на Афанасьева:
Но второе столкновение с немецкими ТКА имел Жильцов на ТКА-37.
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php … 5&p=26
Так что, получается, Иванов (ТКА-17) не при делах?
С уважением,
Отредактированно savera (17.06.2017 15:55:18)
savera написал:
#1172160
просто "информация к размышлению" - наградной лист на Афанасьева:
Наградной лист - наименее ценный и точный вид документов. Увы. Можно, конечно, предположить, что первыми шли ТКА-47 и ТКА-67, затем ТКА-17 с Радкевичем и затем ТКА-37 с Жильцовым, но это будет противоречить "Отчету". Если выбирать между ним и наградным, то я больше доверяю первому. Посмотрю еще ЖБД Прибалтийской ВМБ - может там будет последовательность прибытия ТКА в Ригу.
Кстати, на счет боя ТКА-37 со "шнелльботами" есть подозрения. КТВ 3-й флотилии, как Вы наверняка знаете, не дает нам столь драматической картины.
Да, у немцев этот эпизод описан гораздо "спокойнее". Вполне возможно, что В.М. Жильцов 30 лет спустя приукрасил эпизод, но вряд ли его придумал.
Я посмотрел отчёт 2-го Дивизиона ТКА в части межбазовых переходов: из либавских катеров первым появляется ТКА-37 30.06 на переходе Рохокюль - Хаапсалу (т.е. вероятно он прибыл из Риги с общей массой кораблей);
ТКА-17 только 08.07 - переход ещё с 2 ТКА Хаапсалу - Мынту; а ТКА-67 09.07, когда его вместе с ТКА-73 отправили из Триги в дозор к банке Аполлон.
Касательно Наградных листов - я понимаю, что им особо верить нельзя, но больше пока ориентироваться не на что. В наградном на Осипова этот эпизод слово в слово совпадает с Афанасьевским, на Иванова и Жильцова о бое с немецкими ТКА упоминаний нет.
С уважением,
ЖБД Прибалтийской ВМБ за 27 июня:
08.20 Получено открытое радио от ТКА №67 постом Колкасрагс: "ТКА ТКА прорваться в Ригу после атаки десанта в Виндаве. Транспортам следовать серединой Балтийского моря в Таллин самостоятельно".
14.05 Два ТКА вошли в Усть-Двинск (по выходам - возвращениям это не рижские ТКА).
Больше ничего нет.
Так что да, возможно Осипов с Клевенским шли на ТКА №67.
Мои поздравления!
А это "исправленное и дополненное", или просто переиздание без изменений?
С уважением,
Исправленное и дополненное. Спасибо.
Что ж, тогда будем брать!
С уважением,
Поздравляю.
А в чем суть отличий от 1-го?
Коренным образом переработана. Добавлены новые источники. По германскому ВМФ с Вами консультировался.
прибалт написал:
#1233763
2-е издание
Вновь приветствую Автора и поздравляю в выходом в свет 2-го издания. Извините, что с опозданием - редко посещаю в последнее время данный уважаемый форум.
Подскажите, пожалуйста, когда ждать это издание в Лиепае? Или оно уже у нас?
С уважением
Спасибо за поздравление. Ответил в личке. Распространяет книгу издательство "Гангут".