Страниц: 1 2 3 4 5 6 … 13

#76 31.07.2017 13:38:46

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Командир Госпитального судна "Орел"

Яков Константинович Лахматов (15 июля 1853 — ?) — офицер русского императорского флота, капитан 1-го ранга, участник Цусимского сражения.

1871 — Вступил в службу.
31 марта 1874 — Гардемарин.
30 августа 1878 — Мичман.
1 января 1880 — Лейтенант.
1877 — Минный офицер 2-го разряда.
1904 — В связи с началом русско-японской войны призван из отставки и определен в службу капитаном 2-го ранга с зачислением в 1-й Балтийский флотский экипаж. Командовал госпитальным судном «Орёл» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры.
10 февраля 1916 — Зачислен в береговой состав.
10 апреля 1916 — Капитан 1-го ранга (за отличие).

Семья
Жена: Антонина Александровна Лахматова.

Награды
Светло–бронзовая медаль в память войны с Турцией 1877–1878 годов (1878).
Светло–бронзовая медаль в память 200–летия Гангутской победы (1915).


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#77 31.07.2017 15:47:33

РыбаКит
Предсказатель-апокалиптолог 6-го разряда
Сообщений: 19761




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

По Орлу

Спойлер :

Отредактированно РыбаКит (31.07.2017 15:47:55)


Dear God, be good to me;
The sea is so wide,
And my boat is so small.

#78 31.07.2017 15:51:28

РыбаКит
Предсказатель-апокалиптолог 6-го разряда
Сообщений: 19761




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

По Костроме, увы только вот

Name:     KOSTROMA
Type:     Cargo Ship
Launched:     28/01/1888
Completed:     1888
Builder:     R & W Hawthorn, Leslie & Co Ltd
Yard:     Hebburn
Yard Number:     274
Dimensions:     3513grt, 1996nrt, 375.0 x 42.2x 20.9ft
Engines:     T3cyl (31, 46 & 78 x 56ins), 525nhp
Engines by:     Wigham Richardson & Co, Low Walker
Propulsion:     1 x Screw
Construction:     Steel
Reg Number:     n/a
History:   
1888     Russian Volunteer Fleet Association, Odessa
07/09/1913     Wrecked
Comments:     Launched as PORT CAROLINE for W Milburn & Co, London
1905: In service as a hospital ship
27/05/1905: Captured by Japanese forces in Tsushima Strait
12/06/1905: Released
07/09/1913: Wrecked near Karaga
On a voyage from Vladivostok to Kamchatka with a cargo of fish


Dear God, be good to me;
The sea is so wide,
And my boat is so small.

#79 31.07.2017 17:39:20

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6486




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

1

Боярин написал:

#1189755
справочнике Ярового "Добровольный флот"

Может, сделаем так: вышла книжка - читаем, высказываемся,а далее - в зависимости от мнения - ссылаемся на форуме или нет. Свое IMHO- оно свое и есть, можно оставить при себе, поскольку форум читают и на него ссылаются разные по своей информированности люди. А по нескольким веткам вижу - только-только забрезжило - и вдруг влезает команда знатоков - и понеслась. Уже не Цусима, а Перл-Харбор и не ЗПР, а какой-нибудь де Рюйтер.


Sapienti sat

#80 01.08.2017 19:22:51

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Госпитальное судно "Орел"

Командный состав судна:
Капитан: капитан 2-го ранга Лохматов Я.К.;
Старший помощник: лейтенант Бейерман (Байельман, Бейерман) Александр Логинович;
Заведующий делопроизводством: Гейман Лазарь Карлович;
Ревизор: барон фон Остен-Сакен В.Г., помощник уполномоченного медицинского управления Российского Красного Креста.
Иеромонах Зиновий
Помощник делопроизводителя Морошкин

Медицинский персонал ГС «Орел»:

Главный врач: Мультановский Яков Яковлевич, 1857 г.р., лекарь с 1881 г., С 1882 по 1892 гг. служил во Владивостокском морском госпитале. Был врачом в Николаевском морском госпитале в Кронштадте (1892-1893 и в 1897-1904, был консультантом по хирургии), в Обуховской больнице в Петербурге (1896-1897). С 1905 года – главный хирург Николаевского
морского госпиталя в Кронштадте. По данным на 1916 г.: Доктор Медицины, Статский Советник, Старший врач 17 Флотского экипажа, Консультант морского госпиталя в г. Кронштадте ;
Старший ординатор: Загорянский-Кисель Василий Павлович, 1859 г.р., лекарь с 1886 г. Коллежский Советник, Старший врач 30 Флотского экипажа, г. Севастополь. По данным на 1916 г.: хирург, Действительный Статский Советник, Старший врач Черноморского Флотского экипажа, Консультант морского госпиталя в г. Севастополь, Таврической губернии ;
Ординаторы:
Полозов Андрей Алексеевич, 1873 г.р., лекарь с 1897 г., коллежский асессор. Младший врач 36 Флотского экипажа, г. Николаев Херсонской губернии ;
Вержбицкий, Дмитрий Титович, 1873 г.р. В 1909 г. старший врач Сибирского Флотского экипажа, Доктор медицины ;
Соколовский, Евгений Карлович, 1975 г.р., лекарь с 1900 г. Младший врач 68 пехотного полка, Замостье, Люблин ;
Доктор медицины Парис Генрих, (гражданин Франции);
Морозов Дмитрий Васильевич, 1854 г.р., лекарь с 1879 г. (специализация – «женские болезни»), врач Добровольного Флота. По данным на 1916 г. – вольнопрактикующий врач в г. Одесса .
Кондратьев Константин, провизор .

ГС «Орел» было укомплектовано сёстрами Кронштадской общины сестёр Милосердия Российского общества Красного Креста.
Патронесса общины Капитолина Николаевна Макарова, вдова Адмирала С.О. Макарова, писала: «… Попечительский Совет
Кронштадской общины командирует в Ваше распоряжение для нужд вверенного Вам госпитального судна отряд, поменованный в прилагаемом списке в составе 20 сестёр милосердия и 2 монастырских послушниц в качестве прислуги при сёстрах…» (К.А. Макарова – Старшему врачу, Статскому  Советнику Мультановскому Я.Я., 16.08.1904). Патронесса Кронштадской общины сестёр Милосердия Российского общества Красного Креста К.Н. Макарова.


На «Орле» находилась женщина-врач доктор Бурнашева, 7 штатных сестёр милосердия и 13 сестер милосердия волонтерок. Кроме того на ГС находились 31 санитаров.
В составе группы сестер милосердия были:
Сиверс Наталья Михайловна, сестра-настоятельница;
Алашева Ольга Витальевна, старшая сестра по заведованию медицинской частью.
Александрова С.; Бондарева М.; Воеводская М.(впоследствии по представлению Главного медицинского инспектора флота была награждена золотой медалью «За усердие» на Аннинской ленте); Жакелен Е. (впоследствии была награждена медалью «За войну»); Иванова О. (впоследствии была награждена медалью «За войну»); Игнатьева Н.; Клемм Евгения (дочь инженер генерал-лейтенанта); Любовицкая Н.; Мелехова А. (впоследствии была награждена медалью «За войну»); Митенко Н.
(впоследствии по представлению Главного медицинского инспектора флота была награждена серебряной медалью «За усердие» на Аннинской ленте);
Невинская Э.; Николаева В.; Павловская Ольга (племянница адмирала З.П.
Рожественского); Трейгер Г.; Тюнина М. (впоследствии по представлению Главного медицинского инспектора флота была награждена серебряной медалью «За усердие» на Аннинской ленте); Тур О.; Юрьева О.; Карманова В. (впоследствии была награждена медалью «За войну»); Карель Ольга Александровна, дочь подполковника (впоследствии награждена знаком
Красного креста); Карель Лидия Александровна, дочь подполковника (впоследствии награждена знаком Красного креста); Шендзиховская Елизавета Иосифовна, дочь генерал-майора (впоследствии награждена знаком Красного креста); Трухманова Глафира Васильевна, дочь купца (впоследствии награждена знаком Красного креста); Фёдорова О.; Охотина Мария Ивановна, вдова доктора медицины (впоследствии награждена знаком Красного креста); Арендт Евгения Морисовна; Дмитриева Д., монастырская послушница; Николина Т., монастырская послушница .


Основание:Российский медицинский список, изданный Управлением Главного
Врачебного Инспектора Министерства Внутренних Дел на 1916 год.
Петроград. Типография Министерства Внутренних Дел. 1916.

Отредактированно Strannik4465 (01.08.2017 20:12:25)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#81 02.08.2017 15:08:17

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

«Кострома» — пароход Добровольного флота, госпитальное судно, сопровождавшее отряд Небогатова в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и участвовавшее в Цусимском сражении.

Товаро-пассажирский пароход «Кострома» (вторая)
Весной 1888 года Добровольный флот принял решение о срочной покупке нового грузопассажирского судна для замены парохода «Кострома», погибшего на камнях у мыса Крильон 18 мая 1887 года. Строить судно на заказ не было времени, поэтому в Великобританию были направлены инспектор Добровольного флота М. Бахтин и инженер-механик Н. Вавилов с заданием приобрести уже построенное судно. В Ньюкасле на верфи фирмы «Hawthorn R & W. Leslie & Со» они купили новый пароход, только что получивший название «Port Caroline», на который в тот момент устанавливалась специально для него построенная машина фирмы «Wigham Richardson & Co».
Корпус стальной двухпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы Wigham Richardson & Со. Имел три мачты и одну дымовую трубу.
Судно имело двухпалубный стальной корпус, три мачты и одну дымовую трубу. После подписания контракта на покупку (судно обошлось флоту в  52 500 фунтов стерлингов)  пароход получил название «Кострома».

Технические характеристики
Длина: 114,3 м
Ширина: 12,8 м
Скорость: 13 уз
Тип машины: паровая тройного расширения
Мощность: 2600 л. с.
Кол-во пассажиров:
В каютах: 23 × 2-го класса, 22 × 3-го класса
На палубе: 596—1327
Грузоподъёмность: 3574 т

История службы

18 февраля 1888 после подписания контракта на покупку пароход получил название «Кострома». Весной 1888 года прибыл в Одессу и был сразу введен в эксплуатацию на линии до Владивостока.
24.03.1888 г. вышел из Одессы первым рейсом во Владивосток с 12 пассажирами и 1425 т груза. Затем эксплуатировался на регулярной дальневосточной линии. 31.07.1888 г. при возвращении из Тихого океана столкнулся после выхода из Стамбула с австрийским пароходом «Mars», который затонул. «Кострома» при этом получила повреждения носовой части, что потребовало докового ремонта в Севастополе. Осенью 1888 г. совершил поход с высочайшими особами по портам Средиземного моря. В 1892 и 1897 гг. выполнил одиночные рейсы большого каботажа из Одессы в Петербург.

http://s008.radikal.ru/i305/1708/b7/4d1a6126c5a9t.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#82 02.08.2017 15:13:34

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

02.10.1897 г. при следовании из Владивостока в Одессу из-за ошибки в счислении наскочил на коралловый риф у мыса Рас-Эльба в Красном море. 10.11.1897 г. снят с рифа пароходом «Петербург» и с апреля по сентябрь 1898 г. капитально ремонтировался в Англии на заводе фирмы R. & W. Hawthorn, Leslie & Со. При этом были установлены новые котлы, вторая динамо-машина и электрическая вентиляция. После ремонта вернулся на прежний маршрут. 21.02.1900 г. в Босфоре таранен в левый борт английским пароходом «Chittagong», получил подводную пробоину и был вынужден выброситься на мель. 02.03.1900 г. после разгрузки самостоятельно снялся с мели и ушел в Стамбул на ремонт, который продлился два месяца.

В августе — октябре 1900 г. в связи с ихэтуаньским восстанием в Китае находился в распоряжении Военного министерства и использовался для доставки во Владивосток сухопутных войск, в частности стрелковой бригады с тремя батареями и саперной ротой.

http://s019.radikal.ru/i608/1709/17/86d3483190dct.jpg  "Кострома 1900 год."

03.01.1904 г. прибыл в Одессу из очередного рейса на Тихий океан. В связи с прекращением коммерческого движения на Дальний Восток после начала русско-японской войны весь 1904 г. не покидал пределов Черного моря, совершая короткие рейсы между Одессой, Новороссийском и Батумом.

Вновь мобилизовано в 1904 году. и в декабре  передан во временное пользование Российскому обществу Красного Креста и затем переоборудован в Одессе в госпитальное судно на 208 коек.

http://s019.radikal.ru/i612/1708/e2/cb2ddbae2e34t.jpg

Отредактированно Strannik4465 (01.09.2017 21:04:29)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#83 02.08.2017 15:21:29

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

"ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ С ЯПОНИЕЙ"

№ 41. 24-31 декабря 1904 г.

С. 789. Управляющий морским министерством сообщил исполнительной комиссии «Краснаго Креста», что в первом эшелонедополнительной эскадры флота Тихаго океана будет состоять госпитальное судно, для каковой цели приспосабливается на средства морского министерства пароход Добровольнаго флота «Кострома». В виду того, что судно это должно плавать под флагом «Краснаго Креста», генерал-адъютант Авелан просит распоряжений исполнительной комиссии о призвании за этим госпитальным судном прав, выработанных на сей предмет постановлениями гаагской конференции. Одновременно генерал-адъютант Авелан просит о назначении на помянутый плавучий госпиталь 9 сестер милосердия из Касперовской общины или другой, находящейся близ Одессы, где приспособляется пароход «Кострома».




26 января 1905 года пароход ввели в док «Русского общества пароходства и торговли» в Одессе и приступили к переделкам. На жилой палубе разместили три палаты на 198 коек, на верхнее палубе — гангренозное отделение на четыре койки и изолятор на десять коек.

Медицинский персонал состоял из главного доктора, четырёх ординаторов, провизора, девяти сестёр милосердия, пять фельдшеров и десять санитаров. Командиром госпитального судна был назначен полковник Корпуса штурманов Н.В. Смельский, главным доктором – статский советник В.А. Плотников.После выполнения всех основных работ, «Кострома» была выкрашена в белый цвет с красной горизонтальной полосой вдоль борта и 15 февраля вместо флага Добровольного флота подняла флаг Красного Креста.

http://i066.radikal.ru/1708/de/57bca30beb56t.jpg

http://s019.radikal.ru/i639/1708/c8/72fde3dbfb78t.jpg

Отредактированно Strannik4465 (02.08.2017 15:46:10)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#84 02.08.2017 15:22:02

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

1

http://s014.radikal.ru/i328/1708/73/2dc83b9cd154t.jpg

http://s009.radikal.ru/i308/1708/51/343775ea4ce8t.jpg

http://s019.radikal.ru/i600/1708/e0/e84f81a3cba8t.jpg

http://s018.radikal.ru/i523/1708/45/ad66b151f806t.jpg

01.03.1905 г. вышел из Одессы по назначению 
08.03.1905 г. в бухте Суда присоединился к 1-му отдельному отряду судов Тихого океана, но на Дальний Восток дальше следовал самостоятельно. 30.04.1905 г. в бухте Ван-Фонг присоединился ко 2-ой эскадре флота Тихого океана, в составе которой дошел до Цусимы.

http://s018.radikal.ru/i514/1708/78/c9e16c88f527t.jpg

14.05.1905 г. задержан в Корейском проливе японским вспомогательным крейсером «Manshu Маш» и отведен в Сасебо. 30.05.1905 г. возвращен Добровольному флоту и в то же день отправился из Сасебо на Черное море.
Его участие в самих боях при Цусиме совершенно незначительно, а по письменному мнению одного из участников самого боя – даже вредно. По мнению многих историков именно «Орёл» и «Кострома» стали косвенным виновниками того, что сражение состоялось под утро 14 мая 1905 года, т.к. опознавательные огни пароходов были замечены разведывательным судном японского флота. Если бы не это, 2-я Тихоокеанская эскадра, шедшая в сумраке и тумане без огней, могла бы пройти место сражения незамеченной.

Вот что пишет Владимир Семёнович Кравченко, лейтенант медслужбы, непосредственно участвовавший в бою, в своём очерке «Через три океана»:

Лишь полтора месяца спустя после боя в Манилу пришло госпитальное судно «Кострома», врачи которого увидали первых раненых цусимцев в аврорском лазарете. Госпитальные суда «Орел» и «Кострома», прекрасно оборудованные, не сыграли той роли, которая для них предназначалась, а напротив, сыграли даже печальную роль…
… Я тоже пристально вглядывался в эту черную бархатную пелену, окутывавшую крейсер. Различить что-либо было невозможно. Даже наших миноносцев, идущих справа на траверзе «Авроры», и тех не было видно. Слева по временам, казалось, мелькали искорки, точно вылетавшие из труб — это фосфоресцировала вода. Среди этой тьмы, благоприятной для нас, а еще более — для неприятельских миноносцев, досадными елками горели госпитальные суда «Орёл» и «Кострома», идущие сзади чуть-чуть поодаль, расцветившиеся полными огнями, со своим знаком Красного Креста на гафеле, с освещенным спардеком, словом, совсем плавучие дворцы…
…Вахтенный начальник, наконец, не выдержал и, когда «Кострома» уж больно насела сзади, стал семафорить ей потайным фонарем Ратьера, прося отойти подальше. Часов около десяти на горизонте по левому траверзу сверкнул короткой вспышкой луч неприятельского прожектора…
… А сколько народу они могли бы спасти во время боя! И зачем это они в самом начале боя удалились так далеко, что были отрезаны и захвачены «Садо Мару», который и увел их? … К «Костроме»… была сделана придирка за ее будто бы неправильную окраску вопреки правилам конвенции Красного Креста. Все это мелочные, недостойные придирки. В следующий раз госпитальным судам необходимо постараться как-нибудь избегнуть неприятной возможности быть захваченными в плен и не исполнить своего назначения; необходимо придумать для них какие-нибудь дополнительные постановления и выполнять их уже строго, без нарушений…
Как нам уже известно, 14 мая 1905 года «Кострома» была захвачена японским вспомогательным крейсером «Sado Maru» и отконвоирован в Сасебо. Из-за нарушений Гаагской конвенции по решению японского призового суда она подлежала конфискации, для неё даже было зарезервировано новое название «Hasuho Maru». Однако по решению японских властей 30 мая судно всё же было освобождено и в тот же день ушло из Сасебо на Чёрное море. Об обстоятельствах пленения мы можем узнать из записей «Летописи войны с Японией»:

Министр иностранных дел, согласно полученной от российского генерального консула в Шанхае телеграммы, уведомил исполнительную комиссию главного управления Красного Креста, что 1-го июня прибыло в этот город госпитальное судно «Кострома». Как видно из сообщения командира судна, 14-го мая, в разгар сражения в Корейском проливе, к нему подошли японские крейсера с требованием следовать за ними; затем на пароход взошли японские офицеры, сделали беглый допрос и предписали идти в Сасебо, куда судно отправилось под усиленным конвоем. После 14- дневного следствия, якобы по подозрению в нарушении женевской конвенции, «Кострома» была освобождена вечером 30-го мая, с условием взять весь
медицинский персонал и 30 больных с «Орла», выдачи больным обоих судов подписки о непринятии участия в настоящей войне и ухода в любой порт за исключением Владивостока. Больных на «Костроме» 60 человек, из коих 37 с «Орла».
По пути судно зашло в Шанхай, где приняло на борт русских солдат, и в начале августа доставила их в Севастополь.



№. 63. 6-12 июня 1605 г."ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ С ЯПОНИЕЙ"

С. 1266. Генерал-губернатору Филиппинских островов послано извещение, коим разрешается отпускать адм. Энквиста, а также больных и раненых его эскадры, на честное слово, воспользовавшись для этого ожидаемым со дня на день плавучим госпиталем «Кострома», уже прибывшим в Шанхай. Возвращение в Россию адмирала, командовавшаго крейсерамив Цусимском бою, имеет большое значение для всего русскаго общества в смысле ожидаемаго освещения обстоятельств, сопровождавших уход отряда на юг в разгар боя и прибытия его в Маниллу.

С. 1269."ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ С ЯПОНИЕЙ" Министр иностранных дел, согласно полученной от российскаго генеральнаго консула в Шанхае телеграммы, уведомил исполнительную коммиссию главнаго управления Краснаго Креста, что 1-го июня прибыло в этот город госпитальное судно «Кострома». Как видно из сообщения командира судна, 14-го мая, в разгар сражения в Корейском проливе, к нему подошли японские крейсера с требованием следовать за ними; затем на пароход взошли японские офицеры, сделали беглый допрос и предписали идти в Сасебо, куда судно отправилось под усиленным конвоем. После 14-дневнаго следствия, якобы по подозрению в нарушении женевской конвенции, «Кострома» была освобождена 30-го мая вечером, под условием взять весь медицинский персонал и 30 больных с «Орла», выдачи больным обоих судов подписки о непринятии участия в настоящей войне и ухода в любой порт за исключением Владивостока. Больных на «Костроме» 60 человек, из коих 37 с «Орла».

Отредактированно Strannik4465 (02.08.2017 15:52:38)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#85 02.08.2017 15:45:06

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

09.08.1905 г. пришел в Севастополь  10 сентября 1905 года вернулся в Одессу и в конце декабря был возвращен в состав Добровольного флота в последующие годы продолжал использоваться на дальневосточном маршруте. 12.02.1913 г. прибыл во Владивосток из Одессы для эксплуатации в дальневосточных водах, затем прошел капитальный ремонт в Шанхае и был поставлен на линию по портам охотско-камчатского побережья.

http://s41.radikal.ru/i093/1708/9e/13644c48ac04t.jpg  "Кострома" во Владивостоке

Во время выполнения 4-го восточно-камчатского рейса со 150 пассажирами и 1150 т рыбы и икры в ночь на 25.08.1913 г. в туман и дождь сел на песчаную мель в Беринговом проливе у входа в Карагинскую бухту и глубоко зарылся днищем в песок, в силу чего снять с мели судно не удалось. 03.10.1913 г. в условиях разыгравшегося шторма оставлен командой. Все люди и часть груза были спасены. Зимой 1913 — 1914 гг. разрушен волнами и льдом. В 1914 г. остатки судна были переданы в дар Камчатскому благотворительному братству. Из материалов, снятых с парохода, в селении Карача впоследствии построили зимник для сельской школы.

http://s02.radikal.ru/i175/1708/02/cf1437012393t.jpg

Отредактированно Strannik4465 (02.08.2017 15:52:09)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#86 02.08.2017 15:50:29

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

http://s018.radikal.ru/i525/1708/61/942604d3a9dct.jpghttp://i069.radikal.ru/1708/10/d8ea2120514at.jpg

http://s019.radikal.ru/i633/1708/38/2bb177e0c629t.jpghttp://s019.radikal.ru/i619/1708/30/a4429c4b07d6t.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#87 03.08.2017 20:30:36

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Рисунки старшего сигнальщика с броненосца  "Орел" В.П. Зефирова.

http://s008.radikal.ru/i305/1708/33/140f59a248e2t.jpg  Камчатка.

http://s42.radikal.ru/i096/1708/48/f1c4c1a65a08t.jpg  Транспорты

Отредактированно Strannik4465 (03.08.2017 20:31:56)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#88 03.08.2017 20:33:39

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

http://s019.radikal.ru/i624/1708/bf/1635092520dbt.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#89 07.08.2017 15:21:11

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Операции вспомогательных крейсеров


                                                                                       1904

26 февраля. Решение особого совещания при морском министерстве об организации крейсерской войны на торговых путях противника с целью борьбы с военной контрабандой при посредстве вспомогательных крейсеров, переоборудованных из быстроходных пароходов Добровольного флота и купленных за границей .

Февраль — апрель. Покупка морским министерством для оборудования под вспомогательные крейсера пароходов германского общества Гамбургско-Американской линии «Фюрст Бисмарк» (крейсер 2 ранга «Дон»), «Колумбия» (крейсер 2 ранга «Терек»), «Августа-Виктория» (крейсер 2 ранга «Кубань») и парохода Северо-Германского Ллойда «Мария-Терезия» (крейсер 2 ранга «Урал»).

Одновременно приступлено к оборудованию под крейсера двух пароходов Добровольного флота «Смоленск» и «Петербург».

Тактико-технические данные вспомогательных крейсеров


Название и ранг  Год постройки  Тоннаж  Ход  Артиллерия 
Крейсер 2 ранга «Смоленск»  1902  12000  20 узл.  8–120 мм, 7–75, 4–47 
Крейсер 2 ранга «Петербург»  1894  9500  19 узл.  7–120, 8–47, 10– 37 
Крейсер 2 ранга «Дон»  1891  10500  19,5 узл.  2–120, 5–75, 8–75, 2 пулемета 
Крейсер 2 ранга «Урал» («Мария-Терезия»)  1890  10500  19 узл.  2–120 мм, 4–75, 8–57, 2 пулемета 
Крейсер 2 ранга «Терек» («Колумбия») —  1896  10000  19 узл.   
Крейсер 2 ранга «Кубань» («Августа-Виктория»)  1900  12000  18,5 узл.   


28 июня — 5 сентября. Крейсерство вспомогательного (крейсера «Дон» по маршруту Балтийский порт — Большой Бельт — Скаген — Северное море — кругом Шотландских островов в Атлантическом океане — мыс Джуби — Виго — Английский канал — Большой Бельт — Либава. За это время крейсером не было осмотрено ни одного парохода .

28 июля — 25 августа. Крейсерство вспомогательного крейсера «Урал» по маршруту Балтийский порт — Большой Бельт — Скаген — Северное море — кругом Шотландских островов в Атлантическом океане — мыс Финистерре — Лиссабонская бухта — подходы к Гибралтарскому проливу — Виго — Английский канал — Большой Бельт — Либава. За это время крейсером были остановлены и осмотрены 12 пароходов, на которых никакой контрабанды обнаружено не было .

25 августа — 7 октября. Крейсерство вспомогательного крейсера «Терек» по маршруту Либава — Большой Бельт — Скаген — Лиссабон — подступы к Гибралтарскому проливу — Виго — Лас-Пальмас — Лиссабон — Английский канал — Большой Бельт — Либава. За это время было остановлено и осмотрено 15 пароходов, преимущественно английских угольщиков, на которых контрабанды не было обнаружено.

Июль — сентябрь. Крейсерство вспомогательных крейсеров «Петербург» и «Смоленск» (Добровольного флота) в Красном море и у восточных берегов Африки.

Оба судна, прибыв в апреле 1904 г. из Одессы в Севастополь, были здесь переоборудованы во вспомогательные крейсера, получив артиллерию, радиотелеграф, прожектора и пр.

3 июля «Петербург» и 5 июля «Смоленск», по получении приказания итти в крейсерство, вышли под флагом Добровольного флота из Севастополя, имея орудия и прочее оборудование убранными в трюм, по маршруту Константинополь — Дарданеллы — Суэц. Пройдя канал и выйдя в Красное море, оба парохода поставили орудия и прочее оборудование на места и, подняв военный флаг, начали с 11 июля крейсерские операции на путях движения торговых судов.

За это время до конца крейсерства около 1 сентября обоими вспомогательными крейсерами в Красном море, а затем у восточных берегов Африки в районе до Мадагаскара было остановлено и осмотрено свыше 20 пароходов различных наций, подозреваемых в доставке Японии различных видов военной контрабанды. Из этого числа крейсером «Петербург» 14 июля был задержан английский пароход «Малакка» с большим грузом военной контрабанды для Японии (броневые плиты, взрывчатые вещества, стратегическое сырье и пр.). Признанный подлежащим конфискации пароход с посаженной на него призовой командой был отправлен в Либаву.

Крейсером «Смоленск» были встречены с грузом военной контрабанды английские пароходы «Ардова» (задержан 17 июля), «Скандия» (задержан 18 июля) и «Формоза» (задержан  24 июля). Все три судна были задержаны, снабжены призовой командой и отправлены в Россию.

Захват пароходов, и в особенности «Малакки», вызвал чрезвычайный шум в английской прессе и ряд протестов со стороны пароходных компаний, требовавших от правительства принятия, соответствующих решительных мер для прекращения действий русских крейсеров. Основным доводом являлось непризнание за пароходами Добровольного флота права быть использованными в качестве вспомогательных крейсеров, особенно при условии выхода из своих баз под торговым флагом и замены его в море военным. В начатых переговорах, в которых английское правительство заняло решительную позицию непризнания действия крейсеров законными, с его стороны было подчеркнуто, что если русское правительство будет настаивать на задержании конфискованных пароходов, то Англия примет свои меры. Это заявление была подкреплено соответствующим развертыванием английского флота в Средиземном море.

Угрожающее поведение Англии вынудило русское правительство, опасавшееся дальнейших осложнений, которые могли привести к разрыву, пойти на уступки и отдать распоряжение о прекращении крейсерских операций и возвращении захваченных пароходов.

1 сентября оба крейсера получили приказание окончить крейсерство и возвращаться в Россию. Пройдя 11 сентября Суэцкий канал, оба крейсера в сентябре прибыли в Либаву.


                                                                                     1905

21 мая. Выделение из 2-й Тихоокеанской эскадры вспомогательных крейсеров «Кубань» (капитан 2 ранга Маньковский) и «Терек» (капитан 2 ранга Панферов) для крейсерства в Тихом океане у берегов Японии на торговых коммуникациях и отвлечения на себя части японских крейсерских сил из Корейского пролива.

25 мая. Отделение от 2-й Тихоокеанской эскадры разгруженных транспортов отряда капитана 1 ранга Радлова в составе «Ярославль», «Владимир», «Метеор», «Воронеж», «Ливония» и «Курония» для следования в Шанхай под конвоем вспомогательных крейсеров «Днепр» (капитан 2 ранга Скальский) и «Рион» (капитан 2 ранга Троян), которые, доведя транспорты до подходов, к Шанхаю, должны были итти для крейсерства в южной части Желтого моря на путях сообщения Японии с целью уничтожения пароходов противника и отвлечения на себя части японских крейсерских сил .

26 мая — 5 июня. Крейсерство вспомогательного крейсера «Кубань» (капитан 2 ранга Маньковский) в Тихом океане к югу от Токийского залива в расстоянии от 90 до 130 миль. За это время крейсером было осмотрено 2 парохода, на которых контрабанды не обнаружено .

5 июня. Вспомогательный крейсер «Кубань», прекратив крейсерство у восточных берегов Японии ввиду недостатка угля, ушел к Камрану для пополнения его запасов. Получив здесь сведение о  гибели 2-й эскадры, он спустился в Сайгон и, приняв уголь, направился в Россию.

25 мая — 4 июля. Крейсерство вспомогательного крейсера «Рион» (капитан 2 ранга Троян) в южной части Желтого моря, в районе между Шанхаем и о. Кельпарт. За это время крейсером было осмотрено 2 парохода, из которых один с грузом военной контрабанды был потоплен. Узнав из газет на осматриваемых пароходах о результатах Цусимского боя, крейсер, окончив крейсерство, ушел на юг в Батавию (о. Ява), откуда после приемки угля направился в Россию .

22 мая — 9 июня. Крейсерство вспомогательного крейсера «Терек» (капитан 2 ранга Панферов) у юго-восточных берегов Японии в Тихом океане на путях сообщения в расстоянии 70–100 миль от берегов. За это время крейсером было осмотрено несколько пароходов, из которых два с контрабандой потоплено .

Продержавшись в районе крейсерства до начала июня, вспомогательный крейсер «Терек» спустился на юг. Узнав в пути о гибели 2-й эскадры, крейсер направился в Батавию, где и был интернирован до конца войны .

25 мая — конец июня. Имея задание действовать на японских путях сообщения в южной части Желтого моря, между берегами Китая и юго-западным побережьем Кореи, командир вспомогательного крейсера «Днепр» (капитан 2 ранга Скальский), придя в назначенный район, счел свою задачу неосуществимой и положение крейсера опасным, а потому, отказавшись от действий здесь, повернул на юг и ушел на Филиппинские острова и далее к Гонгконгу. Узнав здесь о гибели 2-й эскадры, крейсер направился в Россию.

Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948.

Отредактированно Strannik4465 (07.08.2017 16:23:04)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#90 07.08.2017 18:53:08

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

http://s019.radikal.ru/i644/1708/f1/d83ade347785t.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#91 08.08.2017 07:02:19

VVK
Гость




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Strannik4465 написал:

#1191015
Старший помощник: лейтенант Бейерман (Байельман, Бейерман) Александр Логинович

По Списку 1904 отчество Фридрихович

#92 09.08.2017 18:09:44

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Урал (вспомогательный крейсер)

"Ура́л" — русский вспомогательный крейсер, участвовавший в Цусимском походе и сражении 2-й Тихоокеанской эскадры.

http://s014.radikal.ru/i328/1708/0e/cce635904f57t.jpg

«Урал»
Служба:    Naval Ensign of Russia. Россия
Класс и тип судна    Вспомогательный крейсер
Порт приписки    Либава
Организация    Вторая Тихоокеанская эскадра
Изготовитель    «AG Vulcan»
Спущен на воду    17 мая 1890 года
Введён в эксплуатацию    6 октября 1890 года
Выведен из состава флота    2 сентября 1905 года
Статус    Потоплен
Основные характеристики
Двигатели    1890: 1 × ВТР, 10 огнетрубных котлов
Мощность    18 110/19 328 л. с.
Движитель    2
Скорость хода    20,35/22 узла
Дальность плавания    10 300 морских миль на скорости 13 узлов
Экипаж    19 офицеров и 491 нижний чин
Вооружение
Артиллерия    2 × 120-мм/45,
4 × 76-мм/40,
8 × 57-мм Гочкиса,
2 пулемёта

http://s011.radikal.ru/i317/1708/56/ee4f073419ect.jpg

http://s019.radikal.ru/i626/1708/d2/2be55416d37ct.jpg


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#93 09.08.2017 18:13:01

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Постройка:
Под названием «Шпрее» (Spree) был заказан германской компанией «Северогерманский Ллойд» (Norddeutscher Lloyd, NDL) заводу «AG Vulcan» в Штеттине. Второй в серии из двух однотипных океанских лайнеров (первый носил название «Хафель» (Havel). Заложен под стапельным номером 194. 17 мая 1890 года был спущен на воду, 6 октября того же года был принят заказчиком, а уже 11 октября вышел в первый трансатлантический рейс на линии Бремен—Саутгемптон—Нью-Йорк.

http://s48.radikal.ru/i119/1708/7f/95543f6f1025t.jpghttp://i066.radikal.ru/1708/e7/0f94b51c6070t.jpg

Отредактированно Strannik4465 (09.08.2017 18:23:49)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#94 09.08.2017 18:23:31

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

В гражданском флоте: "Шпрее"

http://s018.radikal.ru/i526/1708/c8/d2ed29d1202ct.jpg

11 октября 1890 г. вышел в свой первый трансатлантический рейс на линии Бремен - Саутгемптон - Нью-Йорк. 18 декабря следующего года лайнер встретился в море с горящим пароходом "Абиссиния" компании "Гийон Лайн" (Guion Line). Хотя экипаж "Шпрее" и пытался оказать помощь терпящему бедствие собрату, все попытки оказались тщетными и, приняв на борт 60 пассажиров и 88 членов его команды, "Шпрее" продолжил маршрут.

А 26 ноября 1892 г. произошел совершенно противоположный случай. Находясь в море приблизительно в 1000 милях от Куинстауна, на "Шпрее" сломался вал, что повлекло за собой заполнение двух отсеков. С 750 пассажирами на борту, имея дифферент на корму, лишившийся хода лайнер два дня беспомощно дрейфовал в океане (радио в то время еще не изобрели!), пока его не заметил проходивший мимо лайнер "Лэйк Гурон" компании "Бивер Лайн" (Beaver Line). С него завели конец и через шесть дней благополучно довели до Куинстауна.

Пароход стал в ремонт на заводе в Мил-фордхейвене и в 1893 г. снова смог выйти на линию, но ненадолго. В декабре 1895 г. он налетел на риф. И опять, только спустя несколько дней, потерявший ход лайнер обнаружили и сняли с мели. На сей раз для ремонта его отправили в родную Германию, после которого в декабре 1896 г. "Шпрее" перевели на линию Шербур - Нью-Йорк. И снова ненадолго. 2 июля 1897 г. на лайнере снова сломался единственный вал и снова в течение трех дней пришлось ожидать помощь, случайно проходившую мимо. На сей раз ею оказался пароход "Мэйн" компании "Атлантик Транспорт Лайн" (Atlantic Transport Line), обнаруживший "Шпрее" 5 июля и отбуксировавший лайнер к Куинстауну. Позднее многострадальное судно отбуксировали в Саутгем-птон, где оно стало в ремонт, чтобы по его завершении 16 ноября 1897 г. выйти в свой последний рейс Бремен - Саутгемптон - Нью-Йорк. Неудачливый лайнер создавал компании плохую рекламу, и потому было принято решение переделать его в двухвинтовой, одновременно сменив название.

Следует отметить, что решение отправить "Шпрее" на переделку было не совсем своевременным. Потратив на модернизацию приличную сумму, компания снова получала пароход вчерашнего дня, хотя и обновленный, а повремени она еще с полгода, лайнер ушел бы в Испанию. Лихорадочно готовясь к войне с Америкой, испанцы были готовы приобрести все что угодно. В литературе встречаются сведения, что переговоры о продаже лайнера велись. Сообщалось также, что испанцы его купили и даже, по ряду источников, якобы успели переименовать в "Магальянес".


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#95 09.08.2017 18:28:00

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

«Кайзерин Мария-Терезия»

В ходе модернизации, проходившей в Штеттине, на пароходе установили 20-м вставку, из-за чего в габариты его корпуса смогли вписаться механизмы большей мощности, и появилась третья дымовая труба. В июне 1899 г. обновленный лайнер под новым наименованием "Кайзерин Мария Терезия" вышел на ходовые испытания в Северное море, после чего его снова вернули на Балтику. Но злой рок продолжал преследовать даже переименованное судно: в первых же походах "Кайзерин Мария Терезия" налетела на мель и получила сильную течь. Два спасательных судна и два корабля ВМС Германии помогли снять пароход, и он собственным ходом вновь отправился на ремонт в Штеттин, но вблизи него опять сел на мель. На сей раз в спасательной операции участвовали пять буксиров и ледокол.

http://s018.radikal.ru/i512/1708/90/1fe2c8ee8ff6t.jpg

http://s010.radikal.ru/i312/1708/5d/67b801081db9t.jpg


И только 13 марта 1900 г. судно смогло наконец отправиться из Бремена в Саутгемптон и дальше - в Нью-Йорк. 4 февраля 1901 г. германские моряки спасли команду погибшей в Северной Атлантике британской шхуны "Павия". Всего лайнер сделал 29 рейсов туда и обратно, семь раз совершал круизы с заходом на Средиземное море. Однако, как и все суда подобного класса, он уже был убыточным. Поэтому, завершив последний рейс, начавшийся 26 сентября 1903 г., пароход встал на прикол.

Отредактированно Strannik4465 (09.08.2017 18:40:13)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#96 09.08.2017 18:39:02

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

1

В российском военном флоте:  Перевооружение:

К счастью для компании, лайнером заинтересовалось правительство России, готовившее пополнение к отправке на Тихий океан. В марте 1904 года российское Морское ведомство через посредническую фирму вступило с NDL в переговоры о приобретении лайнера. В целях секретности было объявлено, что пароход приобретается для [Добровольного флота]. Цена контракта составила 2,5 млн руб. 6 апреля того же года вновь приобретенное судно прошло ходовые испытания. При средней мощности механизмов 18110 и. л. с. была достигнута средняя скорость 20,35 уз. Максимальная мощность составила 19328 л. с, а максимальная скорость — 22 узла. Штатный запас угля составлял 2760 тонн. В каюты эмигрантского класса мог быть загружен дополнительный запас — в таком случае 13-узловым ходом лайнер мог пройти до 10300 миль без пополнения топлива.

http://s11.radikal.ru/i183/1708/cd/e8d7d2b0c8e7t.jpg

21 апреля 1904 года в [Либаве] комиссия Морского ведомства приняла судно у прежних владельцев (приказ № 164). 24 апреля на судне подняли флаг Добровольного флота, после чего началась его перестройка во вспомогательный крейсер. 28 мая решением Адмиралтейств-Совета пароход под наименованием «Урал» был зачислен во второй ранг судов флота.

http://s011.radikal.ru/i315/1708/99/bf3f27c2a63bt.jpg

http://i062.radikal.ru/1708/08/c14b8d0e6314t.jpg




Для вооружения корабля использовали артиллерию, приобретенную русскими военно-морскими агентами за границей: два 120-мм/45 орудия Канэ (побортно на полуюте), четыре 76-мм/40 орудия Армстронга (два на шканцах и два на полубаке), восемь 57-мм пушек Гочкиса (два на шканцах, и шесть на центральной надстройке — четыре из них в носу и два в корме) и два пулемёта. За счет помещений эмигрантского класса запас топлива довели до 4260 тонн. Также на «Урале» установили станцию беспроволочного телеграфа и два боевых прожектора.

http://s018.radikal.ru/i524/1708/69/3e83dbf91051t.jpg

Отредактированно Strannik4465 (09.08.2017 22:18:33)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#97 09.08.2017 18:48:34

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Экипаж крейсера составлял 19 офицеров и 491 нижний чин.

http://s014.radikal.ru/i326/1708/9a/680223977686t.jpg

http://s018.radikal.ru/i505/1709/56/2e7ce7d69615t.jpg

http://s012.radikal.ru/i319/1708/f4/d6a96d9d439dt.jpg

Отредактированно Strannik4465 (03.09.2017 23:37:11)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#98 09.08.2017 18:50:59

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

13 июля приказом № 135 Алексея Александровича  зачислили пароход в список судов флота в класс крейсеров II ранга.

Вместе с другими балтийскими вспомогательными крейсерами «Урал» предполагали использовать в операциях против контрабандных судов в Атлантике, у северо-западного побережья Африки, островов Капе Верде  и в районе   Гибралтарского пролива .

http://s16.radikal.ru/i191/1708/95/1d75f1e8a85dt.jpg

Отредактированно Strannik4465 (09.08.2017 19:02:23)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#99 09.08.2017 18:57:21

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

12 июля лайнер вышел из Либавы курсом на Балтийский порт, где он должен был соединиться с "Доном". Переход прошел благополучно: крейсер шел со средней скоростью 13 уз., по дороге произведя практические стрельбы. Вечером "Урал" ошвартовался с "Иртышом", с которого принял приготовленный для передачи уголь, а на утро в Балтийском порту предстоял высочайший смотр великим князем Алексеем Михайловичем.

На следующий день "Урал" поднял Андреевский флаг, когда приказом № 135 генерал-адмирал зачислил пароход в список судов флота в класс крейсеров II ранга. 14 июля крейсер начал кампанию. Таким образом, с самого выхода корабль шел под военным флагом, то есть имел все права военного корабля: так были соблюдены требования международного призового права и исправлено упущение, имевшее место в апреле с крейсерами "Петербург" и "Смоленск".

15 июля в 23.45 "Урал" снялся с якоря и вслед за "Доном" вышел из Балтийского порта. 18 июля в 14.30 в заданной точке состоялась встреча с миноносцами "Рьяный" и "Прочный", которые должны были подстраховать крейсера при проходе датскими проливами. У мыса Скаген миноносцы повернули обратно, а крейсера, обогнув Англию вокруг Шетлендских островов, направились на юг.

http://s008.radikal.ru/i304/1708/33/65ed2f4dcd2at.jpg

26 июля на параллели Лиссабона крейсера разделились: "Урал" двинулся к мысу Финистерре, а "Дон" - к северо-западному побережью Африки. Предварительно договорившись о встрече, оба крейсера попали в густой туман. Когда тот рассеялся, "Дон" и "Урал" находились уже вне видимости друг друга.

Уже в 9 утра 26 июля "Урал" встретил свой первый потенциальный приз. Большой трехмачтовый пароход без флага демонстративно проигнорировал запрос русского крейсера и, развив полный ход, шел прежним курсом. Лишь когда "Урал" пошел наперерез, на пароходе подняли английский флаг. Впрочем, сильный ветер все равно не давал возможности спустить на воду шлюпки с досмотровой партией, так что неопознанный "англичанин" ушел.

Вечером этого же дня крейсер зашел в Лиссабон, где простоял отведенные нормами международного права 24 часа. Приняв до 400 т воды и обменявшись депешами с Петербургом, "Урал" утром 28 июля снова направился в море, отказавшись от приема угля.

Чтобы сбить с толку предполагаемых наблюдателей на берегу, крейсер взял курс на север и буквально у входа в порт встретил идущий на юг британский пароход. Дав ему удалиться от берега на 20 миль, чтобы исключить всякую возможность наблюдения, сигналом остановил его. Английский угольщик, следующий из Кардифа в Анкону, после полуторачасовой задержки был отпущен. В тот же день "Урал" встретил еще два парохода: "Ан-жело Падре" из Генуи и "Нордфилд" из Лондона, но так как это были небольшие кораблики, явно для каботажных перевозок, их даже не стали останавливать.

В 5 утра, когда "Урал" подошел к мысу Сан-Винсенте, в утреннем тумане заметили большой трехмачтовый пароход, шедший со скоростью 12 уз. В связи с тем, что в это время оба корабля находились недалеко от берега, погоня затянулась на целых три часа. На сигнал остановиться "купец" не среагировал, равно как и на предупредительный холостой выстрел. И только после второго выстрела застопорил машины. Причины столь странного поведения обнаружились при осмотре. Досмотровая партия во главе с лейтенантом фон Шульцем установила, что грузопассажирский пароход "Коррха", шедший в Калькутту, имеет на борту большие запасы взрывчатки и боевых материалов. Хотя официальным пунктом доставки потенциальной контрабанды был указан Тринкономале, многочисленные неточности в документах заставили Истомина вмешаться. Два раза между стоящими в море судами туда и обратно сновали шлюпки. Наконец, нервы капитана "англичанина" не выдержали, и он сигналом запросил: "Сообщите мне, я задержан?". Лишь после этого Истомин принял решение его отпустить.

Весь следующий день русский вспомогательный крейсер находился в этом районе, но лишь 30 июля около 9 утра с него заметили идущий к Гибралтару большой четырех-мачтовый пароход. Но и на этот раз, несмотря на военный характер груза, его даже не остановили, поскольку на борту английского парохода "Памония" находились войска. Примерно через час "Уралом" был остановлен английский пароход "Пенесленир", угольщик, шедший из Фальмута на Мальту, его, разумеется, также отпустили. А вот следующий угольщик, замеченный сигнальщиками около полудня, заставил поволноваться. На сигнал и два холостых выстрела он не среагировал и остановился лишь после боевого выстрела под нос. "Нахалом" оказался английский угольщик "Скотиан". Высадившаяся на пароход досмотровая партия контрабанды не обнаружила, и судно отпустили для его следования в Марсель. Последний в этот день пароход "Рондо" задержали около 15 часов. Но даже несмотря на то, что он вез в числе прочих грузов части для машин, его также пришлось отпустить: груз предназначался для Марселя и итальянских портов. В 7 вечера "Урал" отошел с оживленной линии и лег в дрейф: до 3 часов ночи экипаж занимался перегрузкой угля из импровизированных бункеров, установленных в эмигрантских каютах.

В 7 часов утра 31 июля "Урал" снова вышел "на работу". Практически сразу же его сигнальщики обнаружили пароход "Брайнсайд", шедший в Марсель. Отправившаяся на английский купец досмотровая партия под командой Шульца снова попала в щекотливую ситуацию. Шкипер парохода не хотел показывать необходимые документы. Лишь после угрозы отвести дерзкого купца в Либаву Шульц смог приступить к своим обязанностям. Бумаги оказались в порядке, и "Брайнсайд" пошел прежним курсом. В то время, когда Шульц препирался со шкипером, мимо прошел еще один пароход. И как только шлюпка с досмотровой партией вернулась обратно, "Урал" бросился в погоню. Купца пришлось преследовать почти полтора часа, и лишь после холостого выстрела корабли легли в дрейф. Это оказался итальянский угольщик "Сопенго Женева", идущий в Специю, так что и его пришлось отпустить. Больше в этот день работы для рейдера не нашлось. Хотя в 6 часов вечера сигнальщики и обнаружили огни, но, увидев за собой погоню, пароход поднял французский флаг. Пожелав союзнику счастливого плавания, корабли разошлись.

Между тем, "Урал" находился в данном квадрате уже четвертый день и сумел своими действиями изрядно переполошить судовладельцев. Посчитав свою миссию выполненной, ведь, получив информацию с пришедших в порт кораблей, японцы вряд ли бы рискнули в ближайшее время посылать контрабанду Гибралтарским проливом, Истомин принял решение идти в океан. В 9 часов вечера крейсер прошел траверз Сан-Винсенте. Между тем, сильный ветер вызвал крупную зыбь, так что, когда на следующий день сигнальщики обнаружили английский пароход "Сити оф Венис", шедший на юг, его даже не пытались остановить, ведь при таком состоянии моря отправить шлюпку на задержанный пароход было невозможно.

Лишь во второй половине дня зыбь более-менее улеглась, а "Урал" смог приступить к своим прежним обязанностям. Уже около 5 часов вечера был задержан английский угольщик "Джесер", следовавший на юг в порт назначения Бари. Что больше всего поразило Шульца, как и прежде возглавившего досмотровую партию, это показанные шкипером парохода среди прочих документов специальные инструкции английским капитанам, как следует себя вести при задержке их русским крейсером!

В 14.30 2 августа Истомин принял решение прекратить операцию и пойти в точку рандеву, для получения дальнейших инструкций МГШ. Около 8 часов утра следующего дня "Урал" вошел в заданный квадрат и уже через час увидел дымы идущего навстречу испанского парохода "Милан Карассо". Передав на "Урал" секретную документацию, испанец направился в Кадис, а "Урал", в соответствии с планами, - в Виго. Именно там намечалась встреча с "Доном". 4 августа "Милан Карассо" передал из Кадиса телеграмму, полученную с "Урала": "Осмотрел десять пароходов, все отпустил. Завтра продолжу крейсерствовать, иду в Виго. Прибуду 6 августа".

Поскольку "Дона" в назначенном месте не оказалось, "Урал" продолжил досмотр пароходов. Около 5 часов вечера был задержан "Эйша" компании "Анкор Лайн", держащий курс на Гибралтар. Среди прочих грузов на нем находился ящик с револьверами, но портом назначения задержанного купца указывалась Калькутта, так что его пришлось отпустить. В 11 часов вечера "Урал" снова был в точке рандеву, где безрезультатно простоял до 5 часов утра следующего дня, 4 августа. Разумеется, на его борту не знали, что "Дон" из-за серьезных неполадок в котлах прийти в точку встречи просто не в состоянии.

В очередной раз, не дождавшись "Дона", около 9 часов "Урал" лег курсом на Сан-Винсенте. Из-за обилия пароходов Истомин принял решение досматривать лишь крупные суда. И только около 17 часов сигнальщики обнаружили как раз именно такое. Впрочем, после погони и последовавшего запроса оказалось, что это английский пассажирский пароход "Сирия", и его отпустили. В 21.20 крейсер находился на траверзе Сан-Винсенте и оставался в этом районе до 7 утра следующего дня, после чего снова взял курс на Виго. При обратном переходе случилась авария. В ночь с 4 на 5 августа перегорела обмотка динамо-машины №3, в результате на "Урале" остался всего один рабочий агрегат.

В 7 часов утра 6 августа "Урал", имея на борту 1200 т угля, вошел в Виго. Посчитав свою задачу выполненной, Истомин отправил донесение о результатах своих действий. В порту командир встретился с русским агентом, который передал ему ответную телеграмму управляющего Морским министерством адмирала К.Ф.Авелана с приказом вернуться в Либаву.

Приняв на борт свежую провизию, в 8.00 7 августа "Урал" направился домой. На следующий день, около 13 часов он оставил на траверзе Дуврский маяк. Чтобы "не светиться" в Па-де-Кале, крейсер развил полный ход и шел им около 11 часов, покрыв 188 миль и показав таким образом среднюю скорость 17,27 уз. Максимальной скорости в 19,5 уз. удалось достичь лишь единожды, да и то пришлось затормозить, чтобы разойтись с шедшим навстречу пароходом. По рапорту Истомина, машины работали как часы, но вот работа кочегаров не выдерживала никакой критики: пар держался очень неровно.

Помня о прошлом инциденте в Скагене, при подходе к нему на крейсере сыграли боевую тревогу: котлы как один были под парами, орудия заряжены. Но на сей раз все прошло спокойно. 12 августа около 7 часов утра сигнальщики заметили два силуэта, которые опознали как два миноносца. Впрочем, тревога оказалась ложной: это были "Рьяный" и "Прочный". Около 9 часов вечера "Урал" стал на якорь в Либаве. В ходе 6568-мильного крейсерства было израсходовано 3480 т угля и досмотрено 12 пароходов. В бункерах "Урала" оставалось лишь 120 т топлива.

Отредактированно Strannik4465 (09.08.2017 18:59:22)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

#100 09.08.2017 19:02:03

Strannik4465
Адмиралъ
admiral
stasik3
Сообщений: 44011




Re: Суда обеспечения 2ТОЭ

Цусимский поход и сражение


Последующие три месяца "Урал" готовился к переходу на Дальний Восток.

http://i057.radikal.ru/1708/35/d075250e4386t.jpg


Среди прочих проведенных работ на него поставили мощную радиостанцию с цепью вести переговоры с Владивостоком на подходе. В начале октября обнаружилось, что при работе машинами корпус подвергается вибрациям. 14 октября прибывшая из Кронштадта водолазная партия приступила к осмотру подводной части. Вскоре водолазы доложили, что левый винт обмотан стальным тросом. В этот же день "Урал" вышел в море для проведения артиллерийских стрельб у маяка Оденсхольм.

В 14.30 14 ноября "Урал" самостоятельно вышел из Либавы и, счислив девиацию, в 17 часов взял курс вслед за судами Второй эскадры флота Тихого океана.

http://s018.radikal.ru/i511/1708/45/cc5f5d9c08aat.jpg

15 ноября, находясь в 180 милях от Берлина, радисты крейсера установили с ним устойчивую связь, которую поддерживали почти всю ночь.

16 ноября, в 10 утра надломился один из ползунов, по которому скользила по салазкам рулевая машина с румпелем. Однако плавание продолжили, в надежде, что пока тот окончательно не сломается, собственными силами удастся сделать новый ползун. Но в первом часу ночи все-таки пришлось стать на якорь, так как трещина достигла опасных размеров. Возникший перерыв снова с успехом использовали радисты, вступив в устойчивую радиосвязь с Берлином. В этот момент дальность до Берлина составила 210 миль.

Поскольку изготовление нового ползуна задерживалось, приняли решение разломать старый и дальше идти лишь на оставшейся половине. Утром 17 ноября крейсер снова дал ход.

Вечером этого же дня экипаж ждала новая напасть: при запуске паровой машины сломался поршень цилиндра. Хотя Истомин и приказал принять меры к исправлению, осуществить ремонт можно было лишь в береговых условиях. Так что на время похода "Урал" лишился своей лучшей динамо-машины.

17 ноября, пройдя Скагеном, "Урал" покинул Балтику. 20 ноября в Бискайском заливе крейсер попал в шторм. Хотя крен и достигал 20°, качка была довольно плавная, и крейсер без особого труда всходил на волну, сохраняя 14-уз. ход. Все это время по выходу из Балтики расход угля составлял по 140 т/с, так что возникала серьезная опасность недойти до следующей угольной станции в Дакаре. Командир принял решение с 21 ноября снизить обороты с 62 до 55. Впрочем, вскоре "Урал" попал в попутный пассат, так что на общем темпе продвижения это решение практически не сказалось.

25 ноября судовые механики сделали невозможное. Им удалось восстановить поршень динамо-машины - теперь электрооборудование снова могло функционировать в полном объеме. На следующий день, точно в полдень, "Урал" пришел в Дакар.

В это время в Петербурге от агента в Берлине получили сообщение об отправке 25 ноября из Гамбурга немецкого парохода "Сам-бия" с 236 полевыми и 93 горными орудиями для японской армии. Поскольку из шедших вокруг Африки крейсеров лишь "Урал" мог выполнить перехват ("Терек" шел позади и угольные запасы на нем подходили к концу, бункеровку же можно было произвести только в Дакаре, а запасов угля на "Кубани" хватало лишь до Носси-Бе), 27 ноября "Урал" получил телеграмму, подписанную начальником МГШ, с приказом выполнить эту задачу. Поскольку предполагаемый курс парохода не указывался, Истомин наиболее вероятным посчитал маршрут через Магелланов пролив, из-за чего решил идти в район между Дакаром и островами Зеленого Мыса. Парадоксально то, что МГШ, зная о маршруте движения "Самбии" через Средиземное море, по какой-то причине дал добро на план Истомина.

Около 11 утра, 27 ноября "Урал", выйдя из французских территориальных вод, примерно в трех милях от города Руфикса, начал бункеровку, продолжавшуюся до 10 утра 2 декабря. Так как крейсеру предстояло еще вести поиски контрабандного парохода, Истомин принял решение загрузить дополнительные 500 т, которые поначалу предназначались идущему следом "Тереку". Но все равно угля было мало: удалось принять всего 1811 т. Поэтому сразу по окончании бункеровки крейсер телеграфировал: "Сегодня ухожу к Сан-Винценту, буду крейсировать до понедельника, после чего пойду в Носси-Бе, куда буду 29 декабря почти без угля". Несколько дней "Урал" крейсировал в треугольнике остров Наронья - Антонио - Жага. 6 декабря он встретил пять пароходов, на следующий день - три, 7 декабря - еще два парохода, но перехватить контрабандное судно, естественно, не сумел и потому продолжил свой путь к мысу Доброй Надежды. Обогнув материк, 28 декабря "Урал" прибыл в Носи-Бе, всего через несколько дней после подхода крейсеров отряда контр-адмирала Д.Г. Фелькерзама.

28 декабря приказом командующего № 192 "Урал" вошел в состав Разведывательного отряда. Примерно в это же время к эскадре присоединились крейсера II ранга "Кубань" и "Терек", также влившиеся в отряд. Бывшим трансатлантическим лайнерам не требовались столь частые и сильно изматывавшие команду бункеровки, как остальным кораблям эскадры. Впрочем, собственными силами крейсер производил бункеровку чрезвычайно медленно, и потому, когда на Мадагаскаре потребовалось срочно загрузить 3600 т топлива, для работ, ко всеобщему неудовольствию, привлекли экипажи других кораблей.

Несмотря на то, что в полдень, когда температура воздуха была максимальной и работы на корабле практически прекращались, на "Урале" от солнечного удара погиб матрос. Первые потери в офицерском составе крейсер понес на Мадагаскаре, задолго до Цусимы. 2 января сорвавшейся грузовой стрелой тяжело ранило лейтенанта С.В. Евдокимова и убило прапорщика по механической части А.А.Попова, которого похоронили 31 декабря на местном кладбище.

В начале февраля "Урал" невольно оказался в центре внимания всей эскадры. Как оказалось, на корабле возникли напряженные отношения между командиром и старшим офицером - с одной стороны и офицерами - с другой. Первые не могли выработать судовое расписание и заняться боевой подготовкой, мотивируя это тем, что такой беззащитный корабль в случае боя сразу же пойдет на дно. Вторые как могли пытались привлечь внимание адмирала к столь ненормальной обстановке в экипаже. Масла в огонь подлил и командир корабля Истомин, назвав одного из лейтенантов крейсера сумасшедшим. В ответ лейтенант отказался подчиниться распоряжениям командира, направив ему рапорт-протест в довольно резких тонах.

В ходе состоявшегося 8 февраля суда лейтенанта признали виновным и даже приговорили к исключению из флота с лишением всех чинов и орденов, но окончательный приговор свелся к четырем месяцам гауптвахты, в условиях похода вообще сведшихся к "домашнему" аресту в своей каюте.

Простояв на Мадагаскаре больше двух месяцев, 3 марта 1905 г. "Урал" вместе с остальными судами покинул Носси-Бе. Во время похода крейсера отряда также активно привлекались для ближней разведки и сторожевой службы во время бункеровки эскадрой угля.

После прохода Малаккским проливом на эскадре получили сообщение о том, что несколько дней назад у Сингапура были замечены большие силы японцев. Опасаясь диверсий со стороны противника, "Светлана", "Терек", "Кубань", "Урал", "Днепр" и "Рион", построившись фронтом перед эскадрой, образовали завесу. Следующую продолжительную стоянку эскадра имела в бухте Камрань, куда русские суда прибыли 31 марта. 6 апреля "Урал" совместно с "Кубанью" и "Тереком" отконвоировали из Камрани в Сайгон транспорты "Воронеж", "Киев" и "Князь Горчаков". Вечером следующего дня крейсера вернулись к эскадре.

К 12 мая все вспомогательные крейсера, кроме "Урала", были отправлены в самостоятельные действия на неприятельских коммуникациях. "Урал" остался при Разведывательном отряде, для усиления которого из Крейсерского отряда был передан крейсер "Алмаз". Поэтому, когда эскадра Рожественского вошла в Корейский пролив, перед ней в дозоре находились крейсера "Светлана", "Урал" и "Алмаз". 12 мая на русских кораблях стали перехватывать первые радиопереговоры японцев. Поскольку радиостанция "Урала" была самая мощная на эскадре, Истомин выступил с предложением попытаться глушить неприятеля, но Рожественский ответил категоричным отказом: "Не мешать японцам телеграфировать". Трудно сказать, что послужило причиной для подобного приказа. В работе М.А. Параталы приводится версия, что при передаче данный запрос был искажен. Во всяком случае, в показаниях Ро-жественского в следственной комиссии и в нескольких свидетельствах других участников сражения запрос командира "Урала" воспроизводится как относящийся к текущей обстановке. С учетом этого обстоятельства, реакция на данное предложение, основанная на стремлении "не дать японским разведчикам уверенность в близости эскадры", представляется вполне оправданной, тем более что практически с одинаковым успехом глушение мог вести любой корабль эскадры, оборудованный радиотелеграфом, в том числе и флагманский "Князь Суворов". Но, так или иначе, а глушение радиопереговоров осуществить не удалось.

Уже перед самым Цусимским сражением, около 6 часов утра, подойдя полным ходом к флагману, "Урал" семафором донес, что сзади эскадры ее курс пересекли справа налево четыре корабля, опознать которые не удалось.

Крейсера Разведывательного отряда выдвинулись вперед строем уступа, но в 8 часов получили приказ адмирала отойти в тыл и вступить в охрану транспортов. "Светлана" заняла место в кильватере, а "Урал" с "Алмазом" - по траверзам.

После появления главных сил японцев, по сигналу с флагмана Крейсерский и Разведывательный отряды и транспорты увеличили ход и расположились справа от колонны броненосцев. Перед транспортами стали "Олег" с "Авророй", сзади - "Светлана" с "Уралом" и "Алмазом", слева - "Дмитрий Донской", справа - "Владимир Мономах".

Затем последовало знаменитое Цусимское сражение. Благодаря своим огромным размерам "Урал" представлял очень удобную цель, и его накрыли практически первым залпом: японский снаряд взорвался в корме. Потом он получил еще несколько попаданий, а в 15.35 японский снаряд угодил в корпус ниже ватерлинии в носовой части с левого борта. Вода стала быстро поступать в трюм, затопила погреб. Крейсер получил дифферент на нос и крен на левый борт. Еще одним снарядом был выведен из строя рулевой привод, управляться пришлось машинами. В результате "Урал" начал рыскать на курсе, опасно сближаясь с остальными кораблями эскадры, пока не навалился носом на корму идущего впереди "Изумруда", помял ему лопасти правого винта и разбил заряженный минный аппарат, но мина, к счастью, не взорвалась.

http://s009.radikal.ru/i309/1708/87/c386f8e0656ft.jpg  "Урал" в Цусимском сражении.

Попытки завести пластырь на ходу также не увенчались успехом: заплату сносило набегавшим потоком и закручивало. Наконец, когда крейсер получил еще одно попадание под ватерлинию, на сей раз по миделю правого борта, Истомин передал сигнал: "Имею пробоину, которую не могу заделать собственными силами", и приказал покинуть крейсер. К этому времени средства борьбы за живучесть были еще далеко не исчерпаны: вода заполнила лишь трюм № 2 и стала поступать в соседние трюмы № 1 и № 3. Но, сделав пробоину в противоположном борту, японцы тем самым произвели контрзатопление крейсера, и он стал практически на ровный киль, но по-прежнему с дифферентом на нос.

Тем не менее, "Урал" застопорил ход, а экипаж открыл кингстоны. На "Олеге", видя бедственное положение товарищей, подняли сигнал оказать помощь в спасении команды крейсера, но на него откликнулся лишь миноносец "Грозный". Около 17 часов он подошел к "Уралу" и снял с него девять человек. Остальной личный состав перебрался на шлюпки. Нарушая флотскую традицию, Истомин покинул свой корабль далеко не последним. Для спасения людей в шлюпках к месту трагедии подошел транспорт "Анадырь", но, приблизившись на полтора кабельтовых, вынужден был застопорить ход. Рядом с ним находились "Светлана", "Свирь" и три миноносца. В 17.40 дрейфовавший без хода крейсер и группа кораблей около него привлекли внимание японцев. В результате Первый боевой отряд оказался всего в 30 кбт от них. Японцы сосредоточили огонь (в основном с "Микасы" и "Сикисимы") на "Урале", совершенно не подозревая о том, что корабль уже покинут. Между тем, даже подвергшись обстрелу орудиями крупного калибра, крейсер упрямо не тонул. Тогда японские броненосцы, изменив свой курс, приблизились к нему на 10 кбт и в 17.50 потопили бывший лайнер торпедой. Находящиеся у "Урала" корабли и суда пытались отвечать на огонь противника, но из-за полной бесполезности вскоре прекратили это занятие, сосредоточив усилия на спасении людей. В это время случайным снарядом уничтожило шлюпку. Всего экипаж "Урала" потерял 22 человека, еще 6 были ранены (1 офицер и 5 нижних чинов). В дополнение к девятерым счастливчикам, которых на борту миноносца "Грозный" доставили во Владивосток, 337 человек команды принял транспорт "Анадырь". Среди них находились лейтенанты М.А. Кедров, М.Р. Анцев, прапорщик A.M. Шпернгер, врач Б.А. Гужевский, священник отец Маркел, 5 кондукторов, 325 нижних чинов и 2 вольнонаемных. В 16.50, не видя больше шлюпок, "Анадырь" прекратил спасательную операцию и вышел из зоны обстрела.

Третьим судном, принявшим активное участие в спасении моряков "Урала", стал буксирный пароход "Свирь". Офицер, два кондуктора и 93 нижних чина, эвакуированных с поля боя на "Свире", в 7 часов утра 17 мая передали на пароход "Ярославль". Позднее их распределили между пароходами "Воронеж", "Владимир" и "Ярославль", а в Шанхае перевели на борт английского парохода "Мюнхен", на котором они вернулись на Родину.

Оставшиеся 57 человек на следующий день высадились со шлюпок на японский берег. Судя по японским данным (Описания военных действий на море в 37 - 38 гг. Мейдзи), в провинции Нагато в районе бухты Сузи прибило шлюпку с тремя офицерами, кондуктором и 30 нижними чинами. Еще одна шлюпка оказалась в провинции Ивами в 12 милях к западу от порта Хамада. На ней находились офицер и 22 нижних чина. Все они попали в плен.

"Анадырь", поначалу шедший вместе с транспортом "Корея", сильно отстал от основных сил и поэтому в ночь на 15 мая повернул назад. До 9 утра оба транспорта шли вместе, но потом разошлись. "Корея" 17 мая пришла в Шанхай, где ее интернировали, а "Анадырь" отправился прямо в Россию. 14 июня он достиг бухты Диего-Суарес на Мадагаскаре. Стоит отметить, что весь этот месяц в России совершенно не имели сведений о транспорте и считали его погибшим! Впоследствии "Анадырь" вернулся в Россию. В числе его команды, сошедшей на берег в Либаве, находились и 337 человек, спасенных с "Урала".

Официальное исключение потопленного крейсера из списка флота состоялось 2 сентября 1905 г.

Отредактированно Strannik4465 (09.08.2017 20:14:23)


REMEMBER THE GOOD OLD NAVY

Страниц: 1 2 3 4 5 6 … 13


Board footer