Вы не зашли.
Конкретно: есть какая- то статистика (в % ) по истребителям ВМВ ? Или только общие соображения ?
Широко распространено мнение о преимуществах цельнометаллической конструкции в плане большей живучести. Но есть пример ЛаГГ-3 в начале войны. Цельнодеревянный самолет оказался самым живучим за счет оснащения бензобаков системой нейтр. газа ("Яки" получили ее только в сентябре 1942 г.). Ил-2 с металлическим крылом был более живучим. Но по штурмовикам действовали неавиационные (более крупные) калибры зениток 25- 37 мм. Вот насчет истребителей, которые как правило не имели дела с калибром свыше 20 мм, не очень понятно. Есть т.з., что смешанная и даже цельнодеревянная конструкция сама по себе не недостаток. Явное достоинство металла, что равнопрочная цельнометаллическая конструкция легче. Но это можно компенсировать, установив более мощный двигатель или уменьшив полезную нагрузку. Устойчивость металла в плане климатических условий на войне не очень важна. Боевой самолет долго не живет. В конце войны немцы столкнулись с нехваткой дюраля. Поэтому Me-109 серий G-10, G-14, K-4 имели смешанную конструкцию. Не знаю, понизилась ли живучесть поздних "Мессеров" по сравнению с цельнометаллическими Me-109 G-6 и более ранних серий.
Так насколько справедливо мнение, что цельнометаллическая конструкция истребителя ВМВ несомненное достоинство в бою ? Конечно при прочих равных условиях. Т.е. при грамотном весовом проектировании, соблюдении всех технологий (когда крылья не отваливаются от фюзеляжа при перегрузках, как случалось у "Яков") и т.д.
С уважением, Jufel.
Jufel написал:
Оригинальное сообщение #119548
насколько справедливо мнение, что цельнометаллическая конструкция истребителя ВМВ несомненное достоинство в бою ? Конечно при прочих равных условиях. Т.е. при грамотном весовом проектировании, соблюдении всех технологий
Jufel написал:
Оригинальное сообщение #119548
Явное достоинство металла, что равнопрочная цельнометаллическая конструкция легче.
вы сами ответили.
Jufel написал:
Оригинальное сообщение #119548
Явное достоинство металла, что равнопрочная цельнометаллическая конструкция легче.
На самом деле не факт. Послевоенные Яки и Ла, став металлическими весьма потяжелели.
А вот в плане внутреннего объема металлический лонжерон получше будет.
Jufel написал:
Оригинальное сообщение #119548
Так насколько справедливо мнение, что цельнометаллическая конструкция истребителя ВМВ несомненное достоинство в бою ?
По большому счету большая боевая живучесть металлического самолета не очевидна. Она всеже скорее будет обеспечиваться бронированием, протектором и компоновкой уязвимых деталей.
В конце концов развалить самолет на куски достаточно сложно, гораздо вероятнее поражение баков, пилота или двигателя.
Простейший пример - кто живучей в бою И-16 тип 17 или его ровестник Бф-109Е-1? Очевидно, что ишак, несмотря на металлическую конструкцию мессера.
А вот в плане максимальной скорости пикирования металлическая конструкция лучше, хотя и здесь есть нюансы - японские самолеты, например от И-97 крутым пикированием могла оторваться даже чайка.
Нельзя отрывать выбор между конструкциями от технологических возможностей страны. В тех условиях в которых оказался СССР в начале ВМВ не было другого выбора как выпускать самолеты смешанной конструкции...
СДА написал:
Оригинальное сообщение #119563
Послевоенные Яки и Ла, став металлическими весьма потяжелели.
а можно цифровые данные? а то у меня такое чувство что Вы говорите про разные модели самолетов.
Vova7 написал:
Оригинальное сообщение #119632
Нельзя отрывать выбор между конструкциями от технологических возможностей страны. В тех условиях в которых оказался СССР в начале ВМВ не было другого выбора как выпускать самолеты смешанной конструкции...
Вот именно. СССР выбора не имел, какие самолеты выпускать. Собственно в чем вопрос: являлся ли выбор смешанной или цельнодеревянной конструкции истребителя времен ВМВ своего рода "приговором" ? Т.е. как ни крутись, а советские самолеты были обречены на отставание по ТТХ от иностранных цельнометаллических аналогов. Или отставание обусловлено не выбором конструктивно- силовой схемы (пресловутые "фанерные самолеты"), а иными факторами. Такими, как отсутствие мошных и компактных двигателей, систем автоматизации управления, просчетами проектировщиков (отсутствие герметизации планера например) и т.п. В отсутствие перечисленных недостатков сказался бы на ТТХ советских истребителей вызванный нехваткой дюраля отказ от цельнометаллической конструкции ?
Jufel написал:
Оригинальное сообщение #119654
. Или отставание обусловлено не выбором конструктивно- силовой схемы (пресловутые "фанерные самолеты"), а иными факторами
ЕМНИП в №27 "Аэрохобби" была статья А.Булах о чешских лицензионных СБ "Чешский взгляд на СБ". За счет мелких конструктивных доработок и высокого качества сборки максимальная скорость на испытаниях достигала 460-480км/ч. против 420 у оригинала.
Отредактированно charlie (15.09.2009 21:36:11)
Вобще же главным преимуществом цельнометалличской конструкции перед смешанной, помимо более высокой удельной прочности, является бОльшая технологичность.
SLV написал:
Оригинальное сообщение #119698
Вобще же главным преимуществом цельнометалличской конструкции перед смешанной, помимо более высокой удельной прочности, является бОльшая технологичность.
Это от завода зависит.
а есть ли статистика по данному вопросу??
С уважением, Страусъ
СДА написал:
Оригинальное сообщение #119806
Это от завода зависит.
Исходя из реальных возможностей в плане наличия дюраля, станков, специалистов по работе с металлом и т.д., для ряда заводов смешанная или цельнодеревянная конструкция проще и привычнее. Но при прочих равных условиях цельнометаллический самолёт должен требовать меньших трудозатрат на изготовление. "Технологичность" здесь не свойство, присущее конструктивно- силовой схеме (как прочность), а характеристика отсталости советской авиапромышленности и цветной металлургии того времени...
Страусъ написал:
Оригинальное сообщение #119813
а есть ли статистика по данному вопросу??
Ждем...
Jufel написал:
Оригинальное сообщение #119979
"Технологичность" здесь не свойство, присущее конструктивно- силовой схеме (как прочность), а характеристика отсталости советской авиапромышленности и цветной металлургии того времени...
Так может тем-же самым попенять британцев? За Москито, к примеру. Или Веллингтон....
смешанная конструкция - Харрикейн-I(до1940г), Ме-163В, Fi-156,
1944-45 - FW-190D, Bf.109G|K - деревянные хвосты.
Цельнодеревянный Та-154 - получился, правда, мелкосерийным, клей, что применялся на опытных образцах, в серии оказался недоступным по причине уничтожения завода, его производившего.
asdik написал:
Оригинальное сообщение #120111
ак может тем-же самым попенять британцев? За Москито, к примеру. Или Веллингтон...
За Москито (и Хорнет, правда, этот - послевоенный) - вряд ли получится попенять. В сущности, там даже не вполне дерево местами, а композит. Кроме того, стоит учесть, что обширно использовали в конструкции бальзу, которая не выглядит тяжелой в сравнении с алюминиевыми сплавами, например.
А то и сталью - как силовые элементы фюзеляжа Та-152Н (впрочем, здесь уже не с бальзой сравнивать нужно, ибо из нее шпангоутов, стрингеров, нервюр и лонжеронов не делали).
Отредактированно gorizont (18.09.2009 20:19:45)
14 сентября 1938 г. Томашевич направляет в Военно-промышленную комиссию при Комитете Обороны СНК СССР докладную записку, в которой предлагает в масштабах страны кардинально пересмотреть использование авиадревесины, а именно - создать "Завод авиалеса" для сортировки и тщательного отбора поставляемого сырья.
Вот основные тезисы его предложений:
"Требование конструкторов, разрабатывающих летательные аппараты, коротко - максимальная прочность при минимальном удельном весе. Повышение прочности на 10 резко меняет лицо конструкции. Доля авиационной древесины, как конструкционного материала, на фоне дефицита дюралюминия по-прежнему высока. Поставляемая для производства сосна вся усреднение оценивается как имеющая предел прочности 350 кг/см2 при удельном весе 0,53. С учетом этих значений и ведутся все расчеты при проектировании. Однако встречается сосна и с пределом прочности около 500 кг/см2 и удельным весом 0,584. Требуется создать организацию, которая тщательно сортировала и отбирала древесину, испытывала на прочность каждый поставляемый кряж дерева с целью более эффективного его использования".
Что стало с этим предложением, вообще-то известно - закопали в ворохе бумаг. Эта интересная и весьма полезная идея осталась нереализованной Самому же Томашевичу судьба уготовила удар.
Кто-нибудь может прокомментировать данное утверждение (целесообразность использования, перспективы создания такого завода)? На первый взгляд как раз то, что доктор прописал нашим самолетам с долей использования древесины в их конструкциях?
Отредактированно iivanov (01.10.2009 08:48:10)
этого же можно добиться соблюдением ГОСТов на существующих заводов. ОТК.
Думается процент такой сосны очень мал и чтобы отобрать необходимые объемы нужно проверить на прочность солидное количество древесины. Но главный вопрос даст ли это снижение веса достаточно значительное, чтобы этим заморачиваться?
куда больший эффект даст просто соблюдение технологии. ну и сортировка готовых листов/бруса по весу.
iivanov написал:
Оригинальное сообщение #125480
Кто-нибудь может прокомментировать данное утверждение (целесообразность использования, перспективы создания такого завода)? На первый взгляд как раз то, что доктор прописал нашим самолетам с долей использования древесины в их конструкциях?
В книге по советским вертолётам, то сеть несколько десятилетий спустя, аналогично обсуждался разброс параметров материалов, используемых в авиации, но там речь шла только о прочностных характеристиках. Насколько я знаю, разброс по полтности у металлов небольшой. Так что проблема была актуальна достаточно долго.
Затраты на определение плотности - невелики, зато параметры самолётов увеличиваются намного лучше. Так что овячинка стот выделки. Учитывая, что других путей улучшения ЛТХ самолётов в СССР было не так уж много, тем более таких несложных, быстрых и недорогих.
По определению прочности - тут вопрос. Тут будет разница у каждого отдельно взятого дерева. Мы его сломали для определения прочности, но зачем нам нужен сломанный ствол?
Это как в том анекдоте. Если кот съел гриб, занчит он был съедобным.
Допустим при изготовлении ЛаГГ-3 какой выигрыш в весе? Я не технолог (я по образованию ШДП), с соблюдением ГОСТов – это понятно (тема больная и достойная отдельной ветки), с тем что “путей улучшения ЛТХ самолётов в СССР было не так уж много, тем более таких несложных, быстрых и недорогих” согласен на все сто. Положим возьмем на вскидку… Какова масса древесина в ЛаГГ-3(без учета дельта-древесины)? И сколько составит выигрыш в весе? Вообще, по каким формулам можно провести грубые расчеты (не вдаваясь в теорию самолетостроения)?
В ЛАГГах 42-44гг дельта-древесины вообще не было. если из веса пустого отнять двигатель, вооружение, шасси и прочее не деревянное, то останется около 1000-1300кг. ИМХО. тщательный отбор древесины, возможно, позволит сэкономить % 10-20...
Отредактированно Alex_12 (02.10.2009 20:43:14)
Alex_12 написал:
Оригинальное сообщение #126313
ИМХО. тщательный отбор древесины, возможно, позволит сэкономить % 10-20...
А что этого мало?
Андрей Рожков написал:
Оригинальное сообщение #126338
А что этого мало?
немало.
только если проводить столь тщательный отбор, то кол-во облегченных ЛАГГов будет невелико, зато в целом, производство самолетов этого типа замедлится.
Alex_12 написал:
Оригинальное сообщение #126347
ато в целом, производство самолетов этого типа замедлится.
Древесину можно взвешивать на других предприятиях, на уровне мебельной фабрики, даже ниже. На сборочный завод приходила бы древесина с откалиброванной древесиной, и отсортированной. А на сборочном заводе была бы технологическая карта, в которой написано сколько какой древесины нужно ставить. Ничего сложного. Никакого снижения объёмов производства.
разброс удельного веса партии древесины распределяется по экспоненте, более легкая, как и более тяжелая составит лишь небольшую ее часть.
вы собираетесь использовать всего лишь меньшую часть.
куда вы будете девать остальную, большую часть древесины, выпущенную по госту ? тем более во время войны ?