Вы не зашли.
Текст оригинала: http://www.runivers.ru/lib/book4393/53196/
9. "Через два года предполагается поход в Казань и Астрахань, - говорит Лефорт в письме своём от 4 июля 1694 года, адресованном в Женеву из Архангельска. - Впрочем, в эти два года многое может измениться. Однако я буду всегда готов следовать туда, куда укажут. Есть намерение выстроить несколько галиотов и идти к Балтийскому морю... Меня возводят в адмиралы всех судов Его Величества; этого непременно желает сам наш Великий Царь Пётр Алексеевич. Ежели это осуществиться, я вас уведомлю; дело стоит того, потому что у нас есть флот здесь, прекрасные суда в Переяславле, да предполагается выстроить ещё". "Меня непременно хотят сделать адмиралом, - продолжает он в письме от 13 сентября 1694 года, - я отказывался, но их Величество того желают. Это доставит мне большое содержание и безпримерную честь быть генералом и адмиралом. Мне вручено командование над всеми судами. Наш флот состоит из 24 кораблей и галер в разных местах. Будущим летом выстроят пять больших кораблей и две галеры, которые, ежели даст Бог, через два года отправятся в Астрахань для заключения важных договоров с Персиею" (Коллекция г. Поссельта).
стр. 214-215
В общем корабли и галеры русские мастера строили и до закупки европейских образцов. И что вполне естественно, предназначались они для плаваний по Волге и Каспийскому морю.
Вероятно, перед отъездом из Архангельска, или никак не позже возвращения в Москву, заказана в Голландии 32-весельная галера с тем, чтоб в следующем году доставить её в частях, со всеми принадлежностями к Архангельску, а оттуда внутрь России. По сведениям, сохранившимся в Гааге, галера предназначалась на Волгу и Каспийское море. Политические обстоятельства изменили это назначение ещё до прибытия галеры в Россию. Послужив моделью для постройки 22 подобных ей судов, она должна была явиться под Азовом во главе созданного флота, под флагом Лефорта.
стр. 25
Забегая вперёд, отмечу поразительное сходство в поведении Лефорта и Шеина: оба путешествовали на специально оборудованных стругах, оба поднимали собственные флаги на галерах и устраивали по этому поводу пиры (стр. 38 и 233, примечания 19 и 20). Но допустим, царь решил делать галеры, аналогичные привезённой из Голлании, и направить их на Дон и Азовское море. В таком случае всё равно верфь следовало строить на Волге. Тем более, что голландская галера была доставлена в Вологду, а строительством судов занимались мастера из Вологды и Нижнего Новгорода. Доставку заготовок судов азовской флотилии удобнее было осуществлять по Волге до места, на котором ныне расположен город Волгоград.
В выборе места для строительства судов на реке Воронеж тоже нет веских оснований. Но главный вопрос, который меня интересует: зачем Петру I для взятия Азова понадобился флот? Этот город ведь стоит не совсем близко к берегу моря и оттого мог был блокирован одними сухопутными войсками.
Асандр написал:
#1255737
: зачем Петру I для взятия Азова понадобился флот?
Зачем вообще флот? и России в частности.
для начала подумайте над этим.
или лучше вот над этим.
Асандр написал:
#1255732
направить их на Дон и Азовское море. В таком случае всё равно верфь следовало строить на Волге. Тем более, что голландская галера была доставлена в Вологду, а строительством судов занимались мастера из Вологды и Нижнего Новгорода. Доставку заготовок судов азовской флотилии удобнее было осуществлять по Волге до места, на котором ныне расположен город Волгоград.
Учебник географии уже не актуален? Волга в падает в Черное море? (с)
Асандр написал:
#1255732
отмечу поразительное сходство в поведении Лефорта и Шеина:
Более того у каждого по одной голове две руки и две ноги! это наводит на размышления
Асандр написал:
#1255737
мог был блокирован одними сухопутными войсками.
По осаде Азова - рекомендую для начала Почитать Патрика Гордона
Из отчета об осаде Азова в 1695 и 1696 годах генерала Гордона, командовавшего значительной частью армии . Британский источник XVIII в. об Азовских
Некое расстояние от моря почему то не мешало туркам снабжать гарнизон. может и Азов на самом деле не Азов?
и так для общего интереса - термины того времени циркумвалационная линия и контрвалационная линия вам что-то говорят?
для чего нужна каждая из линий. потом будет 2й вопрос.
Отредактированно Игнат (03.03.2018 16:05:56)
Игнат написал:
#1255745
Учебник географии уже не актуален? Волга в падает в Черное море? (с)
Если верить историкам, заготовки для галер в весеннюю распутицу перевезли почти на полтысячи километров. Но на расстоянии историки предпочитают не акцентировать внимание читателей, как и на времени, ушедшем на перевозку. Волга конечно же не впадает в Чёрное море, но зато она очень сильно сближается с Доном в одном известном месте. Расстояние между реками там намного меньше, чем между Москвой и Воронежем.
Асандр написал:
#1255779
заготовки для галер в весеннюю распутицу перевезли почти на полтысячи километров. Но на расстоянии историки предпочитают не акцентировать внимание читателей, как и на времени, ушедшем на перевозку.
а кто вам сказал что везли посуху?
Асандр написал:
#1255779
Волга конечно же не впадает в Чёрное море, но зато она очень сильно сближается с Доном в одном известном месте. Расстояние между реками там намного меньше, чем между Москвой и Воронежем.
для разборки галер на Волге нужна 1 верфь. для сборки на Дону- другая.
Отредактированно Игнат (03.03.2018 18:18:47)
Игнат написал:
#1255745
Из отчета об осаде Азова в 1695 и 1696 годах генерала Гордона, командовавшего значительной частью армии . Британский источник XVIII в.
И чем же в таком случае был занят Шеин? Наверное командовал Гордоном.
Игнат написал:
#1255782
Канала тогда еще не было. .для разборки галер на Волге нужна 1 верфь. для сборки на Дону- другая.
А отправить галеры на других судах в разобранном виде никак нельзя?! И по поводу канала - это спорный вопрос.
Асандр написал:
#1255783
чем же в таком случае был занят Шеин? Наверное командовал Гордоном.
Наверное. Азовские походы мне пока что неинтересны.
Асандр написал:
#1255785
отправить галеры на других судах в разобранном виде никак нельзя?
Еще и суда с грузом - разобранными частями перетаскивать.....
Вы всерьез считаете что в навигационном отношении Волга была тогда освоена и безопасна как и Дон?
Как и приятное путешествие по степи
Отредактированно Игнат (03.03.2018 18:24:26)
Игнат написал:
#1255787
Вы всерьез считаете что в навигационном отношении Волга была тогда освоена и безопасна как и Дон?
Как и приятное путешествие по степи
Если московская рать не могла пройти через низовья Волги, то на Азовском море ей ловить было нечего. Кроме тумаков, разумеется.
Асандр написал:
#1255793
не могла пройти через низовья Волги
Низовья Волги. напомните момент.
речь кстати шла о навигационной составляющей. слово "фарватер" вам знакомо?
военную я пока не беру.
Если что откройте Веселаго - узнаете кто из Роосийских Императоров извел наконец то! разбой на Волге. почти что в начале 19 века
Асандр написал:
#1255779
Расстояние между реками там намного меньше, чем между Москвой и Воронежем.
Расстояние Нижний или напр Казань - нынешний Волгоград прикиньте. по реке
сравните с расстоянием Москва - Воронеж.
Или в вернемся в к осаде Азова ?- когда оказывается что город в первую осаду вполне себе снабжался водным путем. не будучи и морским портом?
Асандр написал:
#1255737
блокирован одними сухопутными войсками.
Гордону наверное было виднее? или.. сперепепоя написал?
Отредактированно Игнат (03.03.2018 19:28:05)
Взятые пленные объявили, что осаждённые ожидают к себе на помощь флот, простирающийся до 50 судов. Показание это скоро подтвердилось. 14 июня показалось на горизонте несколько парусов, и затем 6 неприятельских кораблей и 17 галер бросили якорь в виду нашего флота. На них, как оказалось впоследствии, было до 4000 десантного войска. Простояв две недели, турецкий адмирал решился, наконец, действовать. 28 июня 24 гребных судна с десантом направились к берегу. Наши галеры начали сниматься с якоря, с намерением ударить неприятеля, но он поставил паруса и ушёл в море. (Дневник Гордона.)
стр. 46
Кампания кончилась. Без громкой славы, скромно, но вполне флот выполнил своё назначение - дать возможность не только покорить крепость, но приобрести край и кончить войну - искупив таким образом и значительные издержки, и почти нечеловеческие усилия, употреблённые на его постройку. Все суда до окончания кампании оставались на своих местах в готовности к делу. Современные документы, правда, весьма скудные, но тем не менее передавшие все движения и главные обстоятельства, касавшиеся флота, не заключают в себе никаких указаний на неудачи, которые могли бы случиться при неопытности офицеров и команд, едва познакомившихся с новым делом на 2-х, а некоторые на 3-недельном переходе с эллинга на место не только возможной, но, как следовало ожидать, неизбежной встречи с неприятелем.
стр. 48
Да вы что оказывается галеры пригодились
Асандр написал:
#1255737
зачем Петру I для взятия Азова понадобился флот?
Асандр написал:
#1256042
Наши галеры начали сниматься с якоря, с намерением ударить неприятеля, но он поставил паруса и ушёл в море. (Дневник Гордона.)
Асандр написал:
#1256042
флот выполнил своё назначение - дать возможность не только покорить крепость, но приобрести край и кончить войну
вы сами и ответили на свой вопрос. наличие флота сорвало выгрузку войск "флиит ин биинг"
но не все было так просто
Отредактированно Игнат (04.03.2018 20:38:23)
Игнат написал:
#1256055
Да вы что оказывается галеры пригодились
Галеры были бы нужны Петру, если бы Азов находился, скажем, на месте нынешнего Таганрога. А строительство крупных морских кораблей могло быть оправдано только при захвате берега за пределами Таганрогского залива. Крайние пункты, в которых мог базироваться морской флот, - это Мариуполь на севере и Ейск на юге. Для препятствия проходу турецких судов к Азову на Дону достаточно было стругов.
Асандр написал:
#1256062
Для препятствия проходу турецких судов к Азову на Дону достаточно было стругов.
Боевые действия гораздо шире чем осада 1 города.
Противник может выгружать войска где ему угодно. после чего прижать осаждающую армию к крепости.
Морские суда могли пригодиться при возможном продолжение и расширении боевых действий. плюс политическое воздействие от наличия флота.
Асандр написал:
#1256062
при захвате берега за пределами Таганрогского залива.
повторюсь - и во вторую осаду поначалу турки войска все же выгружали
Отредактированно Игнат (04.03.2018 21:49:01)
Донские казаки должны были более активно действовать в районе турецкой перевалочной базы. К сожалению, об их морских походах мы знаем очень мало, а сохранившиеся документы свидетельствуют, что казачьи флотилии действовали как у северного побережья Азовского моря, в том числе у Белосарайской косы, так и у кубанского, в частности в районе Ачаковской косы. В 1661 г. 20 донских стругов близ урочища Белосарай встретились с 5 османскими кораблями, на борту которых находились 500 турок, посланных под начальством Сеин-паши из Стамбула на Дон для усиления гарнизонов Каланчей и Лютика. Казаки атаковали неприятеля, но были отбиты. В 1673 г. 11 казачьих стругов под командованием атамана Михаила Самаренина несколько недель стояли в устье Миуса, дожидаясь турецких судов, которые ежегодно приходили в Азов с запасами. Донцы, не дождавшись турок, соорудили здесь небольшую крепость, причем некоторые из казачьих атаманов полагали, что она заградит османам путь в Азов.
http://papacoma.narod.ru/articles/balysyra_korolev.htm
VIII. Обмеление Азовского моря 134
http://apsnyteka.org/321-brun_chernomorie_I.html
7. В Московском архиве Министерства юстиции (Белгородск. стол.) находится ряд донесений боярина и воеводы Шеина, посланных на имя государя в разряд, в Москву. В одном из них от 15 июля, между прочим, сказано: "И там город Азов осаждён накрепко, въезду и выезду в него и из него нет; сухие и водяные пути, море и устья Донския все заперты московскаго каравана судами, а на них многочисленными твоими В. Г. ратными людьми и пушками те неприятельския пути отняты".
стр. 45
Отпустив накануне в Москву всё ещё не вполне здорового Лефорта, государь 26 июля в полдень в сопровождении Шеина, Гордона и других пошёл с флотом к устью.
Вот как описана эта поездка в дневнике Гордона: "пересев в гребныя суда, мы на вёслах пустились к Таганрогу (Tagana Rogue), куда прибыли около 4 часов пополудни. Это высокий скалистый мыс. Осмотрев местность и убедившись, что положение её удобно для гавани, мы отправились к другому низкому мысу, лежащему в одной или двух английских милях от первого. Эта местность оказалась ниже и с глинистым грунтом; вблизи находился небольшой остров, лежачий против Очаковского Рога (почему так названного, не знаю). По сравнении обеих местностей, большинство мнений оказалось в пользу первой, по возвышенности, её каменистой почве, достаточной глубине моря и простору для устройства гавани. При всём этом оказался источник хорошей воды".
стр. 47
Несомненно, что Пётр и другие члены царского дома, владевшие в то время все вместе с лишком 93 000 дворов, участвовали в корабельной складке наравне с другими, и поэтому, на основании принятого расчёта, должны были выстроить с лишком девять кораблей. Эти взносы с дворцовых волостей не были обращены на строение судов, предназначенных для Азовского моря, но, по всей вероятности, послужили средствами к постройке судов на Волге.
стр. 54
Тогда же на основании вновь приобретённых сведений составлена карта Азовского моря. Конечно, труд этот нельзя назвать картою всего моря, потому что на ней изображены довольно верно только северо-восточная часть его, т.е. нынешний Таганрогский залив, затем, начиная от Таганрога к западу, почти до меридиана Бирючей косы изредка нанесены глубины, означающие два пути, по которым флот шёл, направляясь к Керчи и обратно, с показанием мест, где суда становились на якорь. Остальные берега обведены грубым неверным очерком.
2. Атлас этот, напечатанный в начале 1700-х годов в Амстердаме и посвящённый царевичу Алексею Петровичу, заключает в себе план течения реки Дон на двух листах. Затем тот же план, с большими подробностями и ситуациею нескольких местностей, изображён на 13 листах. На одном из них показаны работы по соединению Волги с Доном.
стр. 124
Асандр написал:
#1256379
На одном из них показаны работы по соединению Волги с Доном
именно что работы. пролетевшие со свистом
иначе бы в 19м веке не ломали голову с проектами
http://sarkel.ru/istoriya/varianty_soed … gi_i_dona/
Асандр написал:
#1256366
В одном из них от 15 июля, между прочим, сказано: "И там город Азов осаждён накрепко, въезду и выезду в него и из него нет; сухие и водяные пути, море и устья Донския все заперты московскаго каравана судами
Информация от Гордона о провозе 800 чел подкрепления османами датирована 20м мая
далее интереснее (июнь)
17-е. Все лодки флота христиан с казаками двинулись к турецкому флоту, намереваясь нагнать страху на турок, но те выслали свои лодки с хорошо вооруженными людьми. Христиане решили не ввязываться в стычку и повернули обратно.
Отредактированно Игнат (05.03.2018 18:49:03)
Игнат написал:
#1256403
именно что работы. пролетевшие со свистом
иначе бы в 19м веке не ломали голову с проектами
Если строили канал, то передвижению в том месте армии и грузов вряд ли кто-то мог мешать.
Игнат написал:
#1255787
Вы всерьез считаете что в навигационном отношении Волга была тогда освоена и безопасна как и Дон?
Как и приятное путешествие по степи
Но есть и другой вариант: примерно от Саратова делать переход на реку Медведицу.
Асандр написал:
#1256420
Несмотря на то, что, на реке были отмели, через которые «курица вброд переходила», в 1831 года по реке Медведице на Дон пошли первые баржи, гружёные зерном. На следующий год количество судов увеличилось. А к началу 50-х гг. по реке проходило более ста судов, груженных зерном, мукой, овсом, льняным семенем. Эти баржи закупались готовыми на Волге. Назывались они лапшевскими, макарьевскими, богородскими в зависимости от того, где и кто их изготовлял. Размеры барж в длину от 18 до 19 саженей, а в ширину 12-13 аршин. Баржи — ветлужские, коломенские и лебедянки переделывались в Копенах, Жирное, Терсинке, Громках, Красном Яре, Орехово (Мариновка), Краснобавке (х. Красный). Закупленный купцами хлеб подвозился к медведицким хуторам, сёлам и станицам, где ссыпался в амбары и лабазы. Большие партии зерна приобретались в помещичьих имениях и на ярмарках в Рудне и Баланде. Рабочих на баржи нанимали в Пензенской, Тамбовской, Казанской губерниях. Для каждой баржи полагались один лоцман, один помощник, четыре чальщика и двадцать бурлаков-тягунов. Срок сбора бурлаков назначался на 25 февраля. Из этих рабочих составлялись артели, которые приступали к работе по сбору и конопатке барж. Заканчивались работы к 20 марта. К этому сроку Медведица начинала подниматься, лёд отставал от берегов, и река трогалась. Тут уж не зевай: спускай суда на воду и загружай их. Чуть замешкался — уйдёт вода. Фарватер реки, что называется «не подарок». Медведица часто петляет. Под водой немало пней, коряг, открытых кос и отмелей, считай, на каждой версте Медведицы и плотины встречались каждые пять вёрст.
Возле Ореховской мельницы Медведица делилась на два рукава. На одном проходе была устроена мельница, на другом плотина с вешняком. Далее вниз река перегораживалась двумя мелями, когда баржа садилась на «чужую» мель, то бурлаки должны были идти в студёную воду, тащить судно против течения и вновь вводить в фарватер, если он ещё сохранился. В противном случае приходилось баржу разгружать. Рабочие находились в постоянной опасности быть сброшенным в воду, попасть под судно и быть раздавленным.
Даниловский юрт не представлял для бурлаков особых затруднений, так как Медведица текла по глубокому руслу. Особенно опасна была Краснобоевская мельница с плотиной. В Березовском юрте около хутора Бобры находилась опасная коса и подводные кусты. Опасности подстерегали и около Молодельской, в дачах Орловской станицы. Медведица в 1856 году изменила русло, поэтому две версты караваны шли узким проносом, а мимо мельницы — на вёслах.
Берега Медведицы хранят много остатков разбитых барж, а на каждом перекате вода вскрывает бурлацкие кости — погибло немало. На Медведице для бурлаков трудный путь только начинался. Конечным пунктом через Дон был Ростов.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0 … %BD%D0%B0)
Отредактированно Асандр (05.03.2018 19:59:44)
Игнат написал:
#1256403
далее интереснее (июнь)
17-е. Все лодки флота христиан с казаками двинулись к турецкому флоту, намереваясь нагнать страху на турок, но те выслали свои лодки с хорошо вооруженными людьми. Христиане решили не ввязываться в стычку и повернули обратно.
Самое интересное Вы, как обычно, пропустили. Зачем воевода Шеин шлёт письма государю в Москву, если государь находится вместе с ним под Азовом?!
Смотрите стр. 98-99 - ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЧИСТКА РЕК ВОРОНЕЖА И ДОНА
Асандр написал:
#1256366
посланных на имя государя в разряд,
Асандр написал:
#1256424
Зачем воевода Шеин шлёт письма государю в Москву, если государь находится вместе с ним под Азовом?!
Делопроизводство. вам не раз советовали устроиться на завод
разряд _ разрядный приказ как понимаю. орган военного управления - комплектование, жалование, продвижение по службе и не только
скажем так " . в министерство обороны". передано исполнительному ведомству "для руководства" или "для информации"
Асандр написал:
#1256427
стр. 98-99 - ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЧИСТКА РЕК ВОРОНЕЖА И ДОНА
стр 99 озаглавлена "путешествия Петра 1 "
указаннов Вами совсем другая страница
http://www.runivers.ru/bookreader/book5 … 7/mode/1up
если прочтете то увидите что ни сделано них... в общем ничего вовсе
Отредактированно Игнат (05.03.2018 20:40:47)
Асандр, вот вы тут предлагаете с вами о чем-то подискутировать. А может быть вам стоит поставить вопрос немного иначе: уважаемые форумяне, порекомендуйте какие-нибудь стоящие источники об Азовских походах, а то я сам, кроме Веселаго, Елагина и Устрялова да всяких статеек из сети - ничего найти не могу? Например, дневник Гордона вы в каком издании смотрите? Или, может быть, вы вообще пользуетесь устряловским пересказом неполного и не совсем удачного перевода?
Игнат написал:
#1256431
стр 99 озаглавлена "путешествия Петра 1 "
указаннов Вами совсем другая страница
http://www.runivers.ru/bookreader/book5 … 7/mode/1up
если прочтете то увидите что ни сделано них... в общем ничего вовсе
Текст и номера страниц приведены мною по изданию 2017 года. Оно показано в самом начале темы. Что касается очистки Воронежа и Дона, то тут интересно следующее:
Не вникая в сущность дела, приказ поручил первому осмотреть и очистить реку Воронеж от города до устья и Дон вниз до Коротояка, а Зубову предоставлен Дон от Коротояка до Азова; людей же со всеми принадлежностями велено им требовать у воевод.
Глядя по современной карте, эти участки имеют очень разную протяжённость.
Шетневу предстоял труд огромный, ему приказано было, уже одному, реку Воронеж от города Воронежа и реку Дон до Азова очистить: "и где в тех реках объявятся какие карчи и ездовые перебои, и завалы, и наносы, и из тех рек то все повытаскать на берег и нагнутыя деревья ссечь, и в берегах реку Воронеж узкия места разчистить, и берега отрыть, и мелкия места вычистить и корабельному ходу учинить проход во всём свободный, и по берегам для обереженья и для проходу кораблям в полную воду поставить вехи".
Слишком много проблем с коротким участком Воронежа. За руслом реки протяжённостью в два десятка километров можно было следить, не дожидаясь нагоняев высокого начальства. А если всё-таки было нельзя, то снова возвращаемся к вопросу, почему для верфи было выбрано именно это место.