Вы не зашли.
Олег Николаевич Ольховатский мой давнишний приятель и большой патриот своего родного города Феодосии и завода "Гидроприбор".
Фактически все определяется одним документом - списком немецких трофеев в Балаклаве:
Да, похоже это о ней, хотя и смущает фраза "всё ещё на плаву", если я конечно правильно перевёл. Но винта на фото не видно, как и написано у немцев.
С уважением,
Единственный «женский тральщик» Великой Отечественной
девушкам достался мобилизованный речной газогенераторный буксир, как их называли, газоход Г-12, который находился в плачевном состоянии и требовал срочного ремонта, хотя старым он не являлся, т.к. был построен в 1937 году. Так или иначе, но тральщик оснастили пулемётом ДШК на тумбе и тралами. Некогда буксирный газоход под номером 12 стал катерным тральщиком Т-611, войдя в 6-й дивизион тральщиков 2-й бригады траления Волжской флотилии под командованием капитан-лейтенанта Олега Селянкина.Т-611 был примерно 21,7 м длиной, 4,4 м шириной, с осадкой на корму 0,56 м, а на нос и вовсе 0,14 м. Корпус был древесным, что делало его менее заметным для магнитных мин. Однако Т-611 как и все газоходы, кроме очевидной экономии топлива, отличался неуклюжестью, низкими маневренностью и скоростью. Но служба его началась.31 июля 1943 года женская команда Т-611 весь белый день таскала трал-баржу по участку Волги. Уже вечерело, пора было возвращаться на базу. Но Антонина решила сделать ещё один рейс. Грянул взрыв такой силы, а главное так близко, что не только разворотил баржу, которая в секунду ушла под воду, но и здорово тряхнул сам тральщик. В составе 1 бригады траления ВВФ женский экипаж Т-611 сумел вытралить ещё 2 мины. Кто-то, верно, будет разочарован? Всего три мины за карьеру? Во-первых, всего на Волге действовали около 200 тральщиков. Во-вторых, мин немцы высыпали около 750, часть из которых, пускай и небольшая, была уничтожена войсками с берега. В-третьих, немцы были асами минного дела, а электромагнитных тралов для их смертоносных игрушек у советского флота на тот момент фактически не было. Если же убрать детали, трал-баржа была плавучим набитым металлоломом ведром, провоцирующим магнитные мины. Т.е. траление представляло собой бег по лезвию. https://topwar.ru/143355-edinstvennyy-z … ennoy.html
Что известно о деревянных ТКА типа Г-5?
Это о тех, что ДТКА?
Журнал «Судостроение» № 2 за 2013 год опубликовал статью И.Я. Баскакова «Начало работ по созданию торпедных катеров с корпусами из дерева».
Botik Petra Velikogo написал:
#1317515
Это о тех, что ДТКА?
Термин (аббревиатуру) ДТКА, судя по всему, сам Баскаков и придумал. В довоенных документах ничего похожего нет. А так - да, это они (или часть из них). Немного погодя, посмотрю свои конспекты и отпишусь. Вообще-то, интересовали номера этих катеров в составе флота. №1 - №3, приводимые Баскаковым, это или заводские, или придуманные им самим.
Также интересуют флотские номера двух опытных ТКА, строившихся заводом №194 накануне войны. Судя по приведенному в заводских документах водоизмещению (16 т) они относились к типу Г-5 (по ним оно давалось такое же, хотя и не очень походило на спецификационное). Один строился с набором из открытых профилей (навроде Г-9, а в остальном это был обычный Г-5), а вот со вторым - неясности. Завод называл его "катер с обор. МН-1". Что такое "с обор." я пока не разобрался. Первый сдан в конце 1940 г., а второй, насколько можно судить, в следующем году (возможно, уже после начала войны. Так что, флотские номера они точно должны были иметь.
vvy написал:
#1317813
Термин (аббревиатуру) ДТКА, судя по всему, сам Баскаков и придумал.
Вам виднее. В известном справочнике ССБ назвал этот тип "ДТК" (с. 191).
vvy написал:
#1317813
Вообще-то, интересовали номера этих катеров в составе флота. №1 - №3, приводимые Баскаковым, это или заводские, или придуманные им самим.
ССБ дает номера №104, 114 и 124 по БТКА ЧФ.
vvy написал:
#1317813
Также интересуют флотские номера двух опытных ТКА, строившихся заводом №194 накануне войны. Судя по приведенному в заводских документах водоизмещению (16 т) они относились к типу Г-5 (по ним оно давалось такое же, хотя и не очень походило на спецификационное). Один строился с набором из открытых профилей (навроде Г-9, а в остальном это был обычный Г-5), а вот со вторым - неясности. Завод называл его "катер с обор. МН-1". Что такое "с обор." я пока не разобрался. Первый сдан в конце 1940 г., а второй, насколько можно судить, в следующем году (возможно, уже после начала войны. Так что, флотские номера они точно должны были иметь.
Обор., вероятно, оборудование. Судя по тому, что опытный авиационный дизель Чаромского имел обозначение АН-1, считаю вероятным, что его морская модификация обозначалась МН-1.
Ну и по всем другим прикидкам получается, что из двух катеров, несомненно, это тот, что строился с дизельными двигателями.
ТКА типа Г-5 серии XI бис строительный номер С-543 с опытными двигателями «М-50».
ТКА С-543 заложен на заводе №194 им. Марти НКСП в г. Ленинграде 30 марта 1940 года. Спущен на воду 15 ноября 1940 года. Заводские испытания прошёл с 4 по 15 марта 1941 года. Государственные испытания проводились с 19 марта по 5 июня 1941 года.
Приёмный акт №75 от 05.06.1941, г. Севастополь.
Вошел в состав БТКА ЧФ как ТКА №103 (я писал не так давно об этом катере в рубрике "вопрос-ответ" Морской кампании).
Второй, как мне кажется, это С-505 - головной "Комсомолец" - после вступления в строй №13 БТКА ЧФ.
Встречный вопрос: а что у Вас есть по ТКА типа "Стальной"? Совершенно не освещенный в литературе тип. Не планируете написать статью по ним?
Botik Petra Velikogo написал:
#1317817
ТКА типа Г-5 серии XI бис строительный номер С-543 с опытными двигателями «М-50».
Точно, это он и есть.
Botik Petra Velikogo написал:
#1317817
Спущен на воду 15 ноября 1940 года.
Завод дату спуска указывает как 28.11.40 г.
Botik Petra Velikogo написал:
#1317817
Второй, как мне кажется, это С-505 - головной "Комсомолец" - после вступления в строй №13 БТКА ЧФ.
Да, это оказался головной пр. 123. Но есть нюанс: что-то там при постройке было не так. В отчете завода за 1939 г. указано, что С-505 спущен на воду 11.09.39 г., а в отчете за 1940 г. говорится буквально: "16 мая 1940 г. снят со стапеля". Получается, что он снова был поднят на стапель? В какой связи тогда?
Botik Petra Velikogo написал:
#1317817
Встречный вопрос: а что у Вас есть по ТКА типа "Стальной"? Совершенно не освещенный в литературе тип. Не планируете написать статью по ним?
Этой парочкой я еще не занимался. Проблема в том, что в начале 30-х гг. еще во-всю буйствовал беспредел в документообороте, возникший после революции и продолжавшийся где-то до середины 30-х, и где искать материалы по этим катерам - совершенно непонятно.
Botik Petra Velikogo написал:
#1317817
Встречный вопрос: а что у Вас есть по ТКА типа "Стальной"? Совершенно не освещенный в литературе тип. Не планируете написать статью по ним?
Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов
В 4 часа 20 минут, воспользовавшись тем, что внимание противника было отвлечено обстрелом нашего самолета, возвращавшегося после бомбардировки Феодосии через Двуякорную, они выпустили три торпеды (две с "ТКА-73" и одну с "СМ-3"), которые взорвались в районе бухты. Атака оказалась неожиданной для гитлеровцев. Включив три мощных прожектора, они перекрыли световой завесой выход из бухты, сосредоточив по завесе мощный артиллерийский огонь.В 6 часов 05 минут торпедный катер "СМ-3" подвергся преследованию четырех вражеских торпедных катеров, имевших большую скорость хода и более сильное вооружение. Через 15 минут советский катер был окружен. В двух кабельтовах справа от него и на таком же расстоянии слева находилось по два вражеских катера. Личный состав "СМ-3" решил принять неравный бой. Против их двух пулеметов ДШК действовали четыре автоматические пушки и восемь крупнокалиберных пулеметов противника.Бой начался в 6 часов 20 минут. Маневрируя на 30-узловой скорости, "СМ-3" отражал атаку гитлеровцев. В 7 часов 10 минут в результате меткого огня загорелся и вышел из строя концевой катер противника, шедший с правого борта, вскоре загорелся и другой катер. Вражеские катера, маневрировавшие с левого борта, не выдержали боя и легли на обратный курс. Победа в этом беспримерном в истории торпедных катеров бою досталась советским морякам, проявившим исключительную стойкость и боевую выучку. http://ucrazy.ru/other/1508901187-pocht … kuriy.html
Тип "СМ-4"
Силуэт торпедного катера типа ''СМ-4''
№ 124 (с 28.09.1941 г. № 164, с 26.06.1942 г. по 11.08.1943 г. МО №164, с 14.04.1944 “ТК-164”)
Водоизмещение 42 т. Размерения 22 х 4.1 х 1.8 м. 4 бензиновых двигателя, 4000 л.с. Скорость 30 узлов. Вооружение: 3 х 12.7 мм пулемета. Экипаж 9 чел.
Торпедный катер в стальном корпусе. Заложен в 1939 г., спущен в 1940 г., вст. в строй в июле 1941 г. и 14.08.1941 г. вошел в состав КБФ. Разрабатывался с целью получить больший радиус действия, лучшую мореходность и повышенную коррозионную устойчивостью корпуса по сравнению с катером “Г-5”, даже ценой снижения скорости. Серийно не строился. Участвовал в боевых действиях в качестве минного заградителя и малого охотника, а 11.08.1943 г. возвращен в класс торпедных катеров. Погиб 11.11.1944 г. от подрыва на мине у Таллинна. http://sovnavy-ww2.ho.ua/mtb/typ_sm4.htm
helblitter написал:
#1318130
Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов
Какой-то славный человек забабахал заметку про бой СМ-3 по мотивам вот этого моего поста на "Цусиме":
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=8396
С длинными дословными цитатами.
Прикольно. Малая литературная форма зажила собственной жизнью.
vvy написал:
#1318086
Получается, что он снова был поднят на стапель? В какой связи тогда?
Этого я не знаю.
vvy написал:
#1318086
Этой парочкой я еще не занимался. Проблема в том, что в начале 30-х гг. еще во-всю буйствовал беспредел в документообороте, возникший после революции и продолжавшийся где-то до середины 30-х, и где искать материалы по этим катерам - совершенно непонятно.
Будем ждать находок на дне архивов.
helblitter написал:
#1318130
Botik Petra Velikogo написал:
#1317817
Встречный вопрос: а что у Вас есть по ТКА типа "Стальной"? Совершенно не освещенный в литературе тип. Не планируете написать статью по ним?
Торпедный катер СМ-3 против 4 шнельботов
Какое отношение СМ-3 и СМ-4 имеют к ТКА типа "Стальной"?
Botik Petra Velikogo написал:
#1318461
Будем ждать находок на дне архивов.
Похоже, к этому Новому Году я окончательно выйду на пенсию. В связи с чем поездки в архивы становятся проблематичными прежде всего с финансовой точки зрения.
vvy написал:
#1317813
Немного погодя, посмотрю свои конспекты и отпишусь.
По деревянным ТКА есть, в частности, такое:
"31.12.1934 г. с завода им. Марти в Севастополь для испытаний отправлен опытный деревянный торпедный катер типа "5Г", построенный Спецсектором НКТП по Ленинградской области."
В другом документе от 20.02.1935 г. упоминается о каком-то деревянном 5Г постройки завода им. Каракозова.
Давно хотел поработать с документами этого предприятия, да все руки не доходили. Теперь, скорее всего, и не дойдут.
Кстати, как известно, согласно заданию ТКА IX серии должны были оснащаться 6-дм ДРП. Интересно, реально хоть на один катер их пробовали ставить (хотя бы для испытания)? Планов вооружения 152-мм и 76-мм (в т.ч. в спаренных установках) было много, а вот в действительности?
vvy написал:
#1318472
В связи с чем поездки в архивы становятся проблематичными прежде всего с финансовой точки зрения.
Печально. Но неужели Ваши труды не вызвали интереса хотя бы у кого-то, кто мог бы стать спонсором продолжения исследований?
vvy написал:
#1318472
Планов вооружения 152-мм и 76-мм (в т.ч. в спаренных установках) было много, а вот в действительности?
Спрошу у ув. К. Кулагина - ДРП его тема.
Botik Petra Velikogo написал:
#1318482
неужели Ваши труды не вызвали интереса хотя бы у кого-то, кто мог бы стать спонсором продолжения исследований?
Мне об этом ничего не известно
С другой стороны, если хорошенько подумать, то архивы не самое важное место на свете. Абсолютное большинство людей без них обходится легко и свободно.
vvy написал:
#1318472
Кстати, как известно, согласно заданию ТКА IX серии должны были оснащаться 6-дм ДРП. Интересно, реально хоть на один катер их пробовали ставить (хотя бы для испытания)? Планов вооружения 152-мм и 76-мм (в т.ч. в спаренных установках) было много, а вот в действительности?
На ТКА тоже испытывалась 76-мм ДРП КПК (Катерная Пушка Курчевского – на верхнем снимке) в виде морской версии его наиболее удачной батальонной трёхдюймовой ДРП (тут, наверное, правильнее сказать не "наиболее удачной", а "наиболее доведённой до ума", поскольку именно с этим элементом у Курчевского было совсем не хорошо).
Установленная на корме обычного ТКА, эта пушка хоть и стреляла, но вот обслуживать её было крайне сложно, точность стрельбы была сугубо условной, да и собственно прицеливание было возможно только на самом малом ходу.
Устанавливали на ТКА Г-5 и ту самую флотскую 152-мм пушку. И хотя опытные стрельбы из неё проводились исключительно на якорной стоянке, тем не менее, были признаны вполне успешными.
(ТКА типа Г-5 со 152-мм ДРП – причём ДРП с механизмом заряжания на пневматическом приводе и надствольным цилиндрическим магазином – как у авиационных ДРП) http://alternathistory.com/content/lider-tka
vvy написал:
#1318677
С другой стороны, если хорошенько подумать, то архивы не самое важное место на свете. Абсолютное большинство людей без них обходится легко и свободно.
Ну только не те, кто хочет написать что-то новое по отечественному флоту.
И, пользуясь случаем, хотел поинтересоваться:
1. А есть ли у Вас какой-либо материал по модернизации проекта 123 на заводе №639 в Тюмени? Например, первые катера были с бугельными аппаратами или с трубами? Ведь 450-мм ТА был принят на вооружение ВМФ СССР только приказом НК ВМФ от 7.12.44.
2. О перестройке ТКА типа "Стальной" в катера-минные заградители на одном из питерских заводов в 1942-1943 гг. Кто занимался? В чем заключался проект?
Botik Petra Velikogo написал:
#1318805
2. О перестройке ТКА типа "Стальной" в катера-минные заградители на одном из питерских заводов в 1942-1943 гг. Кто занимался? В чем заключался проект?
Видел упоминание, что на заводе №194. Однако, в документах военного периода этого предприятия, которые я смотрел, никаких сведений об этом не встретилось.
Botik Petra Velikogo написал:
#1318805
А есть ли у Вас какой-либо материал по модернизации проекта 123 на заводе №639 в Тюмени?
Таких материалов у меня нет.
vvy написал:
#1318086
Да, это оказался головной пр. 123. Но есть нюанс: что-то там при постройке было не так. В отчете завода за 1939 г. указано, что С-505 спущен на воду 11.09.39 г., а в отчете за 1940 г. говорится буквально: "16 мая 1940 г. снят со стапеля". Получается, что он снова был поднят на стапель? В какой связи тогда?
Так катер, вроде, был заложен только 30.7.1939. Разве его могли довести до готовности к спуску к 11 сентября? Может было какое-то лукавство с отчетностью?
И еще вопрос: Вам случайно не известна судьба двух ТКА Г-5 (зав. №755, 756), заложенных на зав. №341 в начале 1941 г. и позже переданных для достройки на зав. №639. Согласно постановления ГКО №2109 от 27.7.1942 их следовало сдать еще в 3-м квартале 1942 г., но среди вступивших в строй Г-5 их похоже вообще нет.
Botik Petra Velikogo написал:
#1319020
Так катер, вроде, был заложен только 30.7.1939. Разве его могли довести до готовности к спуску к 11 сентября?
Думаю, что могли. Мое предположение на сегодня в том, что С-505 закладывался как тип Г-5 с набором из открытых, а не коробчатых, профилей. Его спустили, но потом вновь подняли на стапель для переделки в проект 123. Интересно, что выражение "снят со стапеля" по отношению к другим катерам не употреблялось, только по этому корпусу. Дальнейшие изыскания, буде оные состоятся, покажут, что там было на самом деле.
Botik Petra Velikogo написал:
#1319020
Может было какое-то лукавство с отчетностью?
Учитывая наличие института военпредов, эту версию можно исключить. Не знаю пока как было с катерами, а по более-менее крупным кораблям составлялись акты спуска на воду, которые подписывали представители завода и военпред.
Botik Petra Velikogo написал:
#1319020
Вам случайно не известна судьба двух ТКА Г-5 (зав. №755, 756), заложенных на зав. №341 в начале 1941 г. и позже переданных для достройки на зав. №639. Согласно постановления ГКО №2109 от 27.7.1942 их следовало сдать еще в 3-м квартале 1942 г., но среди вступивших в строй Г-5 их похоже вообще нет.
Не знаю. Я вообще ТКА вплотную занялся только в прошлом месяце. Поэтому каких-либо откровений от меня ждать пока не стоит.
Возник вопрос о минно(торпедо)-пристрелочной станции для подводных лодок с наименованием «9 января». Судя по всему, это изначально была некая баржа, которую Усть-Ижорская верфь переделывала в самоходную по заданию Остехбюро НКТП. В 1937 г. станция была передана МС РККА, будучи поднятой на стапель УИВ. Водоизмещение ок. 1000 т, ход 8 уз, 2—533-мм ТА (один надводный и один подводный) и 1—450-мм ТА (подводный), предусматривалось зенитное вооружение. Использоваться станция должна была НИМТИ на Онежском озере. Как я понял, она же упоминается как судно №10 (проект №10?) для зарядки АКБ подлодок. В 1939 г. верфь еще трахалась с этой посудиной, дальше не встречал.
Кто-нибудь в курсе, чем там дело кончилось?
На 22 июня 1941 г. значится в достройке на все том же заводе №363.
Botik Petra Velikogo написал:
#1318805
О перестройке ТКА типа "Стальной" в катера-минные заградители на одном из питерских заводов в 1942-1943 гг. Кто занимался? В чем заключался проект?
СМ-4 имел торпедные аппараты бортового сбрасывания и нес две 533-мм торпеды и 10 малых глубинных бомб. Его стрелковое вооружение состояло из трех крупнокалиберных пулеметов ДШК. В августе 41-го СМ-4 был включен в состав Балтийского флота. Судьба катера сложилась непросто: в июне 1942 г. с него сняли торпедные аппараты и использовали в качестве малого охотника за подводными лодками и минного заградителя. В августе 1943 г. СМ-4 вновь стал торпедоносцем. https://flot.com/forum/?FID=14&PAGE … ;PAGEN_1=2
В 1942 году наша разведка обнаружила сосредоточение немецко-фашистских кораблей и транспортов в портах Усть-Луга, Котка, Нарва и в губе Кунда. Между этими пунктами происходило постоянное движение как отдельных судов и кораблей, так и конвоев. Чтобы закупорить входные фарватеры у названных пунктов, торпедные катера провели 15 групповых выходов и выставили около 30 минных банок. Несколько вражеских кораблей и судов подорвалось на минах, что вынудило гитлеровцев заметно ограничить здесь движение судов. Немецкие моряки были вынуждены тратить силы и средства на систематическое траление фарватеров.
Активные минные постановки торпедными катерами оправдали себя.
Военный совет Краснознаменного Балтийского флота распорядился к началу кампании 1943 года создать специальный отряд, в состав которого вошли шесть торпедных катеров типа "Г-5". Четыре из них были специально оборудованы минными стеллажами, а остальные два предназначались для прикрытия катеров-минеров. Кроме того, в состав отряда входил один опытный катер типа "СМ-4", который также был приспособлен для постановки мин. Командиром отряда назначили капитан-лейтенанта Б. П. Ущева.
В середине мая, как только Финский залив очистился ото льда, отряд приступил к постановке мин на опушке Хоопсарских шхер, у входа в Бьерке-зунд и в Нарвском заливе. К июню здесь было выставлено уже более 200 мин. Катерники действовали смело и дерзко, с каждым разом все глубже и глубже проникали во вражеские воды, выставляя мины на фарватерах непосредственно у портов.
Чего только не предпринимали гитлеровцы, чтобы помешать катерам-минерам! Прожекторы почти непрерывно обшаривали фарватеры. Артиллеристы береговых батарей не отходили от орудий, готовые в любой момент открыть огонь по обнаруженным катерам. На подходах к портам выставлялись усиленные дозоры. На путях движения катеров расставлялись минные ловушки.
Но отряд как ни в чем не бывало продолжал ставить мины, прорываясь и через заградительный огонь батарей, и сквозь заслоны сторожевых катеров, и через минные ловушки. Будничная боевая работа моряков отряда, по существу, была длительным подвигом. Командир его капитан-лейтенант Б. П. Ущев, всегда ходивший на головном катере, дважды подрывался на минных ловушках. Но даже контуженный, он отказывался от госпиталя и в каждый новый поход вновь шел во главе своего отряда. http://www.e-reading.club/bookreader.ph … terah.html
ИМХО, переоборудование выполнялось Кронштадским Морзаводом.
Сняли ТА, установили бомбмсбрасыватель и рельсы под мины..
Кстати, судя по фото на Д-3 изначально стояли кормовые бомбосбрасыватели
Оборудование для приема и постановки мин на катерах проектом не было предусмотрено. Поэтому пришлось срочно крепить на их палубах рельсы и ставить минные скаты. Сначала их устанавливали перед рубкой, перпендикулярно диаметральной плоскости. Но такое расположение оказалось неудачным. В последующем стали оборудовать катера приспособлениями для сбрасывания мин с кормы. Для этого между входным люком в кают-компанию и транцем вместо бомбосбрасывателей крепили две пары минных рельсов, оканчивавшихся скатами. Это создавало удобства при погрузке мин, обеспечивало надежное их крепление и безопасность при сбрасывании, хорошую остойчивость катера на качке. Переоборудование катеров было выполнено в короткий срок. Оно производилось нашими специалистами под руководством флагманского минера штаба КБФ капитана 2 ранга А. К. Тулинова и при активном участии персонала технического отдела тыла флота. Вот так "малые охотники" были привлечены к созданию минных заграждений. http://www.e-reading.club/bookreader.ph … ltiki.html
Отредактированно helblitter (01.11.2018 18:05:40)
Botik Petra Velikogo написал:
#1319769
На 22 июня 1941 г. значится в достройке на все том же заводе №363.
Еще один повод посетить в будущем году архивы. Правда, документов военного периода этого завода сохранилось мало. Видимо, в связи с эвакуацией.
Шведский танкер "Свеа Рюйтер" ( 1336 брт ), который 2 сентября 1943 года, находясь в немецком фрахте, во время рейса Рига-Данциг был повреждён советским самолётом-торпедоносцем ( погибло 6 шведских моряков ). Второй раз танкер "Свеа Рюйтер" был повреждён в 1944 году в ходе авианалёта авиации союзников на Гамбург.
Танкер "Soya VI", с 1943 года-"Svea Reuter".
Танкер "Svea Reuter".