Сейчас на борту: 
прибалт
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3 4 5 6

#51 18.07.2019 12:36:56

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

1

На фоне таких событий осталось как-то незамеченными постройка в 1897 году постройка четырех танк-паровозов с нефтяным отоплением, а чуть позже, ещё четырех, но с угольным отоплением, как сказано в классической книге В.А. Ракова, «для Новороссийского порта».
    И вот тут начинаются сложности. Потому что Управлений Новороссийского порта было несколько. Все они были государственными структурами и входили в состав Отдела Торговых Портов Министерства Промышленности и Торговли.
      Прежде всего, это Управление главного инженера Новороссийских коммерческих портов, которое в 1905 - 1914 гг. возглавлял Тайный Советник Пель. Это Управление ни какого отношения к Новороссийску не имело. Оно  находилось оно в Одессе и руководило всеми работами на Черном и Азовском морях, кроме работ в Черноморской губернии, а именно: в устье р. Дунай, строительство Ренийского порта и хлебной гавани в Одессе, сооружение Феодосийского порта, работы в Потийском порту, изыскательские работы в Азовском море.
      Было Управление по устройству Новороссийского и Туапсинского портов. Где-то в 1912 году, в связи с началом работ по строительству Туапсинского порта, оно было переименовано в Управление по устройству Туапсинского и Новороссийского портов и его руководитель, старший производитель работ инженер А. Копылов, перебрался со своим Управлением из Новороссийска в Туапсе. Кроме работ в Туапсе и Новороссийске оно вело работы по всему побережью Черноморской губернии от Анапы до Гагр, в том числе и надзор за навигационными знаками, маяками, бакенами и т.д.
    И было Управление по устройству Новороссийского порта, которое непосредственно вело работы по строительству порта в Новороссийске.
    Кто и для кого заказывал паровозы на Коломенском заводе, сейчас сказать весьма трудно. Только из восьми заказанных в Новороссийск пришли один 16-ти тонный паровоз "Евгения" и два 20-ти тонных паровоза "Карл" и "Ольга" все с нефтяным отоплением, которые эксплуатировались Управлением по устройству Новороссийского порта, но были они в собственности Управления по устройству Новороссийского и Туапсинского портов, которое оплачивало все ремонты паровозов. Экипаж паровоза назывался паровозная бригада и состоял из машиниста, помощника машиниста и кондуктора и был на каждом паровозе свой. А вот кочегар и чернорабочая были всего два человека на все три паровоза. Кочегар топил их раз в сутки, а чернорабочая – убирала паровозы и вагоны, в том числе и «классные» - для перевозки пассажиров. 
      Для обслуживания паровозов b было построено паровозное депо на два паровоза.
     Как ни странно, это здание и сегодня существует, но используется как гараж Новороссийского судоремонтного завода. В дверях гаража остались проёмы для прохода паровозных труб, ныне заделанные кирпичом. А рядом, депо обстроено, различные участки завода...

#52 19.08.2019 13:02:44

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Но первые бумаги, имеемые в Новороссийском архиве по Новороссийском порту и мастерских, которыми тогда был завод, относятся к 1907 году.
На заседании Новороссийского портового присутствия 24 мая 1907 года
        "... была выяснена крайняя необходимость в устройстве в Новороссийском порту Мортонова эллинга и постановлено было войти с соответствующим постановлением в Отдел Торговых Портов… ".
Мортонов эллинг - это сооружение для подъема на берег небольших судов. Получило название по имени шотландского инженера Мортона, построившего в 1818 г. первый эллинг этого типа в г. Лейте в Шотландии. Суда втаскиваются на эллинг по направлению своей диаметральной плоскости.
В 1909 году Начальник Новороссийского Порта (все с большой буквы!) писал
"№ 448        В Отдел Торговый Портов.
16 мая 1909 г.
    Представляя при сем смету (непонятно слово) на 1910 год по работам Новороссийского, Туапсинского портов, с Анапой и Сочи, имею честь дать нижеследующие пояснения:
1)    По § 6 ст. 1 по Новороссийскому порту испрашивается сумма 100.000 рублей на приступ к работам по устройству Мортонова эллинга для судов водоизмещением до 375 тонн. В заседании Новороссийского портового присутствия 24 марта 1907 года была выяснена краткая(???) необходимость в устройстве в Новороссийском порте Мортонова эллинга и по постановлено было вост???? с соответствующим ходатайством в Отдел Торговых Портов, в следствии предписания Отдела от 3 сентября 1908 года № 5175 Управлением работ Новороссийского порта составлен проект Мортонова эллинга и был выслан на рассмотрение Новороссийского Портового Присутствия, имевшего место 27 апреля сего года. Проект со сметой и соответствующими (ис)правлениями будет представлен в Отдел Т.П. начальником Новороссийского торгового порта…."
Расходы "на приступ к работам по устройству Мортонова эллинга для судов водоизмещением 375 т" в сумме 100.000 рублей испрашивались Управлением по Устройству Новороссийского и Туапсинского портов по смете на 1910 года § 6 ст. 1.
Сколько думали и гадали, но ответили:
        "М.Т. и П.                    Вх. № 207  получено 4/VI-1910 г.
Отдел Торговый Портов
   Строительная часть                Г.И. об. Начальника работ Новоро-
           III дел-тво                    российского порта.
       29 мая 1910 г.
         № 3035
    Отдел Торговых портов уведомляют, что по § 7 ст. 3 сметы 1910 г. отпущены следующие суммы на содержание плавучих средств и механических приспособлений Новороссийского порта:
                                    На содержание 
    Землечерпательницы «Ф. Зброжек»…………………… 30.000
    Парохода «Мария»……………………………………… 11.000
        - «» -    «Днепровский канал»………………………..  18.800
    Плавучих кранов Новороссийского порта…………….    3.500
    Мастерской, баржей и шаланд Новороссийского
    Порта и 2 понтонов в Тупасе…………………………...  10.000   
                        Итого……………………  73.300
    В счет означенного кредита переведено на Новороссийское казначейство: по временному расписанию на первые четыре месяца 1910 г. – 19.000 руб., кассовым расписанием на остальные 8 месяцев 36.970 руб. и оставлено в рас-
Оборот     поряжении Отдела17.330 руб.
    Расходование сумм по § 7 ст. 3 по докладу от 3 февраля 1910 г., Его Превосходительством Г. Министром Торговли и Промышленности разрешено производить хозяйственным распоряжением Начальникам работ в портах.
    К сему Отдел присовокупляет, что в случае необходимости в дальнейшем переводе кредита из вышеупомянутой оставленной в ведении Отдела суммы, Вам надлежит войти об этом с особым представлением.
        За Начальника Отдела  Б. Кимун….
        Делопроизводитель      А. Рождественский".
И ни каких распоряжение о Мортоновом эллинге.
Тем не менее, Мортонов эллинг начал строится в 1911 году. В январе - феврале 1912 года проводились работы по разъездам за блоками для эллинга и доставка тросов и блоков на эллинг.
    «…На разъезды за блоками и доставку стальных тросов на эллинг израсходовано мною один руб. 50 коп. /1 руб. 50 коп./, которыя от Управления работ порта полностью получил…» - писал инженер К. Мортинсон, начальник работ по Новороссийскому порту.
И в этом же году эллинг на два судна ступил в строй.
    В «Ведомости о ходе и успехе работы в Новороссийском порту с 1-го января по 1-е мая 1912 года» сказано:
    «…1. Ремонт плавучего крана № 1.
    а) Произведен ремонт подъемной машины с детальной разборкой ея, тщательным осмотром и пригонкой отдельных частей на место.
    б) Произведен ремонт 2-х лебедок с детальной разборкой их, тщательным осмотром, пригонкой на место и заменой некоторых частей новыми, а так же произведен такой же ремонт питательной помпы.
    в) Произведен тщательный осмотр котла, сделана чеканка котлового кожуха, привальцованы дымогарныя трубы, поставлены новые колосники с переделкой перевальных балок и устроено 3 люка.
    г)  Сделана и поставлена новая дымовая труба.
    2. Ремонт парохода «Днепровский канал».
    а) Произведена полная смена дымогарных и связных трубок в  количестве                          238 штук.
    б) Произведен ремонт машин парохода.
    3. Ремонт парохода «Мария».
    Пароход был поднят в Мариупольский док, подводный корпус очищен от ракушек и окрашен;
    Также произведен частичный ремонт машины и брашпиля. Устроена новая рубка на капитанский мостик.
§ 7 ст. 3  см. 1911 года.
    Ремонт плавучего крана № 2.
    Кран поднят на эллинг, подводная часть корпуса очищена от ракушки, весь корпус тщательно очищен от ржавчины и осмотрен для дальнейшего ремонта для смены листов и заклёпок.
    Разобрана машина крана, так же лебёдки, произведен осмотр их для ремонта.
    Заказан новый брашпиль…»
        Эти работы дают примерный объем работ, выполнявшимися мастерскими, после введения в строй эллинга.
Впрочем, эллинг не входил в состав механических мастерских порта. А был отдельной структурой. В состав мастерских эллинг войдет только в годы Гражданской войны.

#53 23.10.2019 13:06:15

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

А вообще-то, Управлений Новороссийского порта было несколько. Все они были государственными структурами и входили в состав Отдела Торговых Портов Министерства Промышленности и Торговли.
      Прежде всего, это Управление главного инженера Новороссийских коммерческих портов, которое в 1905 - 1914 гг. возглавлял Тайный Советник Пель. Это Управление ни какого отношения к Новороссийску не имело. Оно  находилось оно в Одессе и руководило всеми работами на Черном и Азовском морях, кроме работ в Черноморской губернии, а именно: в устье р. Дунай, строительство Ренийского порта и хлебной гавани в Одессе, сооружение Феодосийского порта, работы в Потийском порту, изыскательские работы в Азовском море.
         Было Управление по устройству Новороссийского и Туапсинского портов. Где-то в 1912 году, в связи с началом работ по строительству Туапсинского порта, оно было переименовано в Управление по устройству Туапсинского и Новороссийского портов и его руководитель, старший производитель работ инженер А. Копылов, перебрался со своим Управлением из Новороссийска в Туапсе. Кроме работ в Туапсе и Новороссийске оно вело работы по всему побережью Черноморской губернии от Анапы до Гагр, в том числе и надзор за навигационными знаками, маяками, бакенами и т.д.
         И было Управление по устройству Новороссийского порта, которое непосредственно вело работы по строительству порта в Новороссийске. Оно называлось Управлением работ Новороссийского Порта. В это Управление работ входили механические мастерские, с числом рабочих в начале 1914 года целых 12!!! ДВЕНАДЦАТЬ человек!!! Конечно, ни каких больших работ по ремонту судов они не производили, но кое что делали. Благо и эллинг к тому времени уже действовал.

#54 28.10.2019 12:47:40

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Кто и для кого заказывал паровозы на Коломенском заводе, сейчас сказать весьма трудно. Только из восьми заказанных Управлением по устройству Новороссийского и Туапсинского портов в Новороссийск пришли один 16-ти тонный паровоз "Евгения" и два 20-ти тонных паровоза: "Карл" и "Ольга", все с нефтяным отоплением, которые эксплуатировались Управлением по устройству Новороссийского порта, но были они в собственности Управления по устройству Новороссийского и Туапсинского портов, которое оплачивало все ремонты паровозов.
         Экипаж паровоза назывался паровозная бригада и состоял из машиниста, помощника машиниста и кондуктора и был на каждом паровозе свой. А вот кочегар и чернорабочая были всего два человека на все три паровоза. Кочегар топил их раз в сутки, а чернорабочая – убирала паровозы и вагоны, в том числе и «классные» - для перевозки пассажиров.   
Для обслуживания паровозов было построено паровозное депо на два паровоза. Как ни странно, это здание и сегодня существует, но используется как гараж Новороссийского судоремонтного завода. В дверях гаража остались проёмы для прохода паровозных труб, ныне заделанные кирпичом.
         Впрочем, сегодня вопрос о гараже подвис в воздухе. Вроде ломать его хотят... Но, пока не ясно, на сколько это правдиво... По крайней мере здание музея, бывшее в 50 - 60 годах заводоуправление, уже приступают... Пока музей выселяют...

         Молы и прилегающая к ним территория были соединены казенной железной дорогой, пересекающей все железнодорожные пути Владикавказской железной дороги. На этом пресечении рельсов разной формы собственности днем и ночью кипела жизнь. Казенный порт, цементные заводы,  ВКЖД имели свои маневровые паровозы, прозванные даже в официальных документах того времени, «кукушками». И бегали они по одним и тем же путям, совершенно не согласуя своё движение с движением «конкурентов». Часто бывало так, что по одному пути шли на встречу друг другу, свистя и пуская пар, две «кукушки» и ни кто не хотел уступать путь. Потом шла матерная ругань машинистов, затем прибегали и так же матерились их мастера, дело доходило до их начальников и только потом, на самом высшем уровне между Заведывающим (именно так, а не каким-то там заведующим) Коммерческим агентством ВКЖД и Начальником работ Новороссийского порта решался вопрос об очередности проезда паровозов по данной ветке! Такие простои с руганью и разборками доходили до двух часов!
    Конечно, история движения паровозов того времени по путям вокруг бухты весьма занимательна. Сохранилось немало любопытных рапортов на эту тему, характеризующих сложившееся положение дел.
        Но ничего не сохранилось в архиве о паровозном депо около Восточного мола. Впрочем, в годы Первой мировой войны было решение построить рядом с депо вагонный сарай, но последующие события не позволили это сделать.

#55 06.11.2019 12:39:24

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Итак, на заводе сломали музей завода. Вообще-то не сломали, но перенесли все экспонаты в одну комнатку и... все. Из 200 кв.м. оставили комнатку в 20 кв.м.
Так что, если будете на заводе, загляните, погладите на сложенные кучкой экспонаты...
По крайней мере, дирекция официально дает три года до постройки нового здания заводоуправления, где будет место музея... Но проект ещё не разработан, даже черновой... А через пять лет - ни кто не знает, что будет с музеем. Хорошо, что Ященко уже умер, создатель музея...

#56 12.11.2019 13:16:11

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Но не только паровозы мешали друг другу. Океанские пароходы, громадные, по тем временам, но весьма небольшие по нашим, то же мешали друг другу. И довольно часто врезались в причалы и молы. Есть отрывочные данные об этом:
Так, норд-остом 22 – 23 января 1907 года был выброшен на берег обледеневший пароход «Камбрик». Английский пароход «Середа» врезался и повредил Западный мол. Его ремонт обошелся в 2600 рублей, на что был составлен Акт комиссии от 23 декабря 1909 года. В 1910 году пароход «Цимбелин» 18 октября вновь повредил Западный мол.     Во время шторма 7 февраля 1911 года пароход «Михайлинос» был выброшен штормом на берег.  И это только часть сведений о пароходах, весьма крупных. А сколько мелких было выкинуто на берег...
Аварийные работы на таких судах выполнялись и в мастерских порта. Но, данных об этом в архиве не сохранилось. Вообще, в архиве храниться дела с 1908 года. И то, по порту, в которую входили наши механические мастерские.

#57 18.11.2019 13:32:48

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

В начале ХХ века идет расширение объемов работ по строительству гидротехнических объектов по всему Черному морю и изыскательские работы в Азовском море. Это насущно требования создания своей судоремонтной базы. И мастерские порта постепенно переходят на судоремонт. К сожалению, материалов об этом переходе в Новороссийском архиве так же не обнаружено. Они погибли при эвакуации, когда пожар охватил часть вагонов с городским архивом, и более 4 тысяч дел было уничтожено огнем!
Однако продолжим с тем, что есть, по материалам архива.
А есть очень мало и весьма разрознено.
    На заседании Новороссийского портового присутствия 24 мая 1907 года
        "... была выяснена крайняя необходимость в устройстве в Новороссийском порту Мортонова эллинга и постановлено было войти с соответствующим постановлением в Отдел Торговых Портов… ".
Мортонов эллинг - это сооружение для подъема на берег небольших судов. Получило название по имени шотландского инженера Мортона, построившего в 1818 г. первый эллинг этого типа в г. Лейте в Шотландии. Суда втаскиваются на эллинг по направлению своей диаметральной плоскости.
        Об этом предложении было доложено в Отдел Торговый портов Министерства Промышленности и Торговли, который, предписанием от 13 апреля 1908 года за № 5175, подтвердил необходимость выполнения данных работ. Управление работ Новороссийского порта составило проект и смету. 27 апреля 1909 года этот проект со сметой был рассмотрен и утвержден на заседании Портового присутствия.
    Расходы "на приступ к работам по устройству Мортонова эллинга для судов водоизмещением 375 т" в сумме 100.000 рублей испрашивались Управлением по Устройству Новороссийского и Туапсинского портов по смете на 1910 года § 6 ст. 1.
        Смета была рассмотрена Государственным контролером Э. Гольмблатом, который надзирал за строительством Новороссийского и Туапсинского портов. 30 мая 1909 года он направил начальнику работ Новороссийского порта свои замечания:
       «... по § 6 ст. 1 (новыя работы) испрашивается: а) по Новороссийскому порту  100.000 р. на приступ к работам по устройству Мортонова эллинга для судов водоизмещением до 375 тонн.
            По мнению Контроля, высказанного на заседании Портового Присутствия 27 апреля сего года и поддержанного большинством его членов, доходность от эллинга предложенных размеров будет слишком незначительной в сравнении с суммой, которая на его устройство по смете исчисляется (свыше 200.000 р.); ввиду несомненно ограниченного спроса на пользование  им со стороны частных судовладельцев. Надлежащую же доходность можно ожидать лишь при наличии эллинга, рассчитанного на суда длиною до 250 фут [76,2 м] или водоизмещением не менее 1200 тонн, ибо такового Черное море не имеет.
            Посему, принимая во внимание постановление означенного присутствия и в связи с другими соображениями по этому вопросу,  изложенным в журнале его за № 33, Контроль полагал бы желательным испрошения указанного кредита лишь при условии устройства эллинга для судов длиною более 250 фут...»
        С мнением Государственного Контролера Отдел Торговых портов министерства согласился, но денег на "приступ работ" не выделил. Отметим, что в 1910 году были
        "... отпущены следующия суммы на содержание плавучих средств и механических приспособлений Новороссийского порта:
        - землечерпательница " Ф. Зброжек "                 - 30.000 рублей;
        - пароход " Мария "                                         - 11.000 рублей;
        - пароход " Днепровский канал "                        - 18.800 рублей;
        - два плавучих крана в Новороссийске               -  3.500 рублей;
        - МАСТЕРСКОЙ, барж и шаланд Новороссийского     - 10.000 рублей.
          порта и двух понтонов в Туапсе
         Сумма 2.500 рублей на приобретение моторной лодки из сметы исключена..."
          Но лодку все же купили. 15 февраля 1910 года по ассигновке № 139 было уплачено М.И. Макларену за моторную лодку 2500 рублей, а 16 февраля по ассигновке № 153 еще 250 рублей "за обшивку подводной части моторной лодки листовой медью".
    Обшивка подводной части судов медью применялась ещё со времен парусного флота, что бы подводная часть не обрастала растительностью.

#58 25.11.2019 16:26:28

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Сохранился акт 1909 года на техническое состояние плавучего портового крана:
                                                                                                                                                          «А К Т
       г. Новороссийск июня 15 дня 1909 года. Мы, ниже подписавшиеся, Вр.И.О. начальника работ Новороссийского порта инженер А. Копылов и контролер Контроля Новороссийского порта Э.Б. Гольмблат произвели осмотр состояния плавучего подъемного крана, переданного в ведение Управления работ Новороссийского порта, на осмотре выявилось:
1)    ......ющаяся деревянная палуба сильно протекает, часть досок
пришла в полную негодность, необходимо всю палубу перебрать, заменить большую ея часть новыми досками, проконопатить и залить смолой швы.
         2) Подводную часть корпуса необходимо очистить и закрасить вновь, в ней же поставить несколько новых листов и переменить часть заклепок.
         3) на палубе машиниста рубки не имеется; машинист во время работы находится в машинном помещении. Для успеха работы крайне желательно управление машины с палубы, для чего необходимо устройство соответствующей рубки и переводные рычаги поднять на палубу.
         4) две входных тамбучины пришли в  ветхость, необходимо заменить их новыми.
         5) помещение для старшины, машиниста и команды совершенно не удовлетворяют самым скромным требованиям; необходимо устройство таковых почти заново.
         6) кладовой для материалов не имеется, ея устройство необходимо.
         7) Все механизмы необходимо перебрать, в главной машине разсточить цилиндры, проверить коленчатый вал, отлить новый чугунный барабан для подъема цепи и вообще произвести мелкий ремонт механизмов.
         8) необходимо произвести мелкий ремонт котла и заменить часть испорченной арматуры новым.
         9) имеющийся на корме брашпиль крайне желательно заменить новым (паровым), так как работа крана при имеющимся брашпиле не успешна.
         Подлинный подписал: Вр.И.О. начальника работ Новороссийского порта инженер А. Копылов и контролер Э. Гольмблат.
         С подлинным сверял делопроизводитель подпись Л. Некрасов» [21]
    Как видно, требования выставлены почти современные. Место, где проводился ремонт крана, в документах не обозначено. Поэтому предполагаем, что ремонт выполнялся  в портовых мастерских, то есть на нашем современном судоремонтном заводе.
    Да, кстати, контролёр Контроля Новороссийского порта выполнял функции современного Регистра, контролируя выполнение ремонта судов.

#59 02.12.2019 12:49:26

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Старший механик земкаравана Вячеслав Зенонович Свирский долгое время производил наблюдение за ремонтом судов Новороссийского порта. В характеристике, данной ему в сентябре 1910 года, говориться:
«...И до настоящего времени производятся механические ремонтные работы парохода «Днепровский канал» в 500 индикаторных сил, парохода «Мария» в 375 индикаторных сил, землечерпательницы «Федор Зброжек», в 250 индикаторных сил и других вспомогательных снарядов (паровых плавучих кранов, травеллера и паровозов)…»
        Подписана характеристика старшим производителем работ инженером А.А. Копыловым. [22]
В начале января 1911 года вступил в должность начальник порта М.А. Гирш, а временно исполняющим его обязанности был назначен Н. Ильин. [23]
А производителем работ Новороссийского порта в 1912 году был инженер А. Покровский. [24]
При рассмотрении сметы за 1912 год Государственный контролер по устройству Новороссийского порта Э.Б. Гольмблат отметил, что:
    «…что же касается суммы в 5600 рублей, испрашиваемой на содержание мастерской, барж и шаланд, то Контроль находить таковую сильно преувеличенной против действительной надобности и полагает сократить ея до 3000 руб. согласно ниже приведенному расчету.
а) Для мастерской нужен один постоянный слесарь с жалованием 60 руб. в месяц                                                - 720 р.
б) Для обслуживания 6-ти барок и шаланд нужен
один старший матрос      35 руб.                                                                  - 420 р.
и один младший матрос 30 руб.                                                                   - 360 р.
в) Ремонт 6-ти судов по 200 руб.                                                               - 1200 р.
г) Уголь, ремонт станков и инструментов                                                 - 300 р.
                                                                                                         -----------------------
                                                                                                           Всего   3000 р.
    А потому к отпуску по смете 1912 г. § 7 ст. 3 Контроль полагает нужным испросить не 64684 руб., а 62084 руб., то есть менее на 2600 руб.» [25]
    И испросили, ибо другого контролёр не предлагал.

#60 09.12.2019 12:37:55

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

В 1911 году притупили к строительству эллинга. В январе - феврале 1912 года проводились работы по разъездам за блоками для эллинга и доставка тросов и блоков на эллинг.
    «…На разъезды за блоками и доставку стальных тросов на эллинг израсходовано мною один руб. 50 коп. /1 руб. 50 коп./, которыя от Управления работ порта полностью получил…» - писал инженер К. Мортинсон, начальник работ по Новороссийскому порту. [26]
И в этом же году эллинг на два судна ступил в строй.
    В «Ведомости о ходе и успехе работы в Новороссийском порту с 1-го января по 1-е мая 1912 года» сказано:
    «…1. Ремонт плавучего крана № 1.
    а) Произведен ремонт подъемной машины с детальной разборкой ея, тщательным осмотром и пригонкой отдельных частей на место.
    б) Произведен ремонт 2-х лебедок с детальной разборкой их, тщательным осмотром, пригонкой на место и заменой некоторых частей новыми, а так же произведен такой же ремонт питательной помпы.
    в) Произведен тщательный осмотр котла, сделана чеканка котлового кожуха, привальцованы дымогарныя трубы, поставлены новые колосники с переделкой перевальных балок и устроено 3 люка.
    г)  Сделана и поставлена новая дымовая труба.
    2. Ремонт парохода «Днепровский канал».
    а) Произведена полная смена дымогарных и связных трубок в  количестве                          238 штук.
    б) Произведен ремонт машин парохода.
    3. Ремонт парохода «Мария».
    Пароход был поднят в Мариупольский док, подводный корпус очищен от ракушек и окрашен;
    Также произведен частичный ремонт машины и брашпиля. Устроена новая рубка на капитанский мостик.
§ 7 ст. 3  см. 1911 года.
    Ремонт плавучего крана № 2.
    Кран поднят на эллинг, подводная часть корпуса очищена от ракушки, весь корпус тщательно очищен от ржавчины и осмотрен для дальнейшего ремонта для смены листов и заклёпок.
    Разобрана машина крана, так же лебёдки, произведен осмотр их для ремонта.
    Заказан новый брашпиль…» [27]
        Эти работы дают примерный объем работ, выполнявшимися мастерскими, после введения в строй эллинга.
    Крупная авария в мастерских произошла во время норд-оста 11 апреля 1912 года. Сильным ветром была «снесена в щепы разбита деревянная кузницы Управления работ», а так же другие объекты порта.
НГА ф. 17, оп. 1, д. 15, л. 104 оборот, подлинник

#61 16.12.2019 13:13:23

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Сохранилось предписание помощнику контролера по устройству Новороссийского порта от 25 июня 1913 года:
         «Настоящим имею честь известить Ваше Высокоблагородие, что в 11 часов утра 25 сего июня имеет быть осмотр состояния моторного катера, поднятого из воды на эллинг для выяснения и сдачи предстоящих ремонтных работ по исправлению катера». [29]
    Управление порта не забывало Новороссийское ремесленное училище. Так, 19 января 1912 года пришло в Управление порта письмо на имя А.А. Копылова из Новороссийской ремесленной школы:
«Глубокоуважаемый
Александр Алексеевич.
    От всей души благодарю Вас за Ваше содействие перед Отделом Торговли и портов о передаче в дар вверенной мне школе чугунного и железного лома мастерской Управления, чем окажете школе весьма существенную поддержку для удовлетворения ея учебных и материальных нужд…
Заведующий ремесленной школы  подпись Терещенко» [30]
    1 февраля пришло новое письмо Начальнику работ Новороссийского порта из Новороссийской ремесленной школы:
    «…Не откажите разрешить взять на несколько дней для нужд вверенной мне школы (для раскатки труб парового городского катка) из портовой мастерской раскатку для дымогарных труб.
    Потерянные ролики раскатки будут изготовлены в школе  и она будет возвращена в полной исправности…» [31]
    И такие письма приходили довольно часто. Это говорит о том, что мастерские так же обеспечивали и ремесленную школу потребными ей материалами и инструментами.
        4 мая 1912 года начальник работ порта Новороссийск получил письмо от отдела торговых портов Министерства торговли и промышленности:
    «…Комитетом по портовым делам, в № 245 заседании 13 апреля 1912 года… постановлено отпустить в Ваше распоряжение  900 руб. на устройство в Новороссийском порту приспособлений для подъема моторных катеров и шлюпок Портового Управления и Управления работ порта, о переводе каковой суммы сделано сношение с Канцелярий Министра…» [32]
    Но это уже к судоремонтным мастерским ни какого отношения не имело.
        На заседании Портового присутствия 4 июня 1913 года рассматривался вопрос о строительстве новой мастерской порта по ремонту керосино-калильных фонарей маяков и портового катера. Выступающие отмечали, что в Управлении работ по устройству Новороссийского порта имеются большие механические мастерские, "на содержание коих ежегодно отпускаются средства в размере 10.000 р."
        Начальник порта М.А. Гирш утверждал, что мастерские Управления находятся на окраине порта, "…в то время как мастерские порта должны находиться в центральной части порта, и, кроме того там, где сосредоточено всё хозяйство Управления порта…".
       Кроме того, инженер Асафьев отметил, что необходимость работ по ремонту фонарей может возникнуть в любое время дня, поэтому работа в этих мастерских должна быть не нормирована. Положил конец обсуждению представитель Управления работ по устройству Новороссийского порта, заявивший, что механические мастерские не в состоянии выполнять тонкую работу, сродни часовой, по ремонту фонарей, поэтому в любом случае необходимо строить новое здание для мастерских. Было принято решение о необходимости строительства мастерских порта по ремонту керосино-калильных фонарей маяков и катера «в центральной части порта». [33]

#62 23.12.2019 12:57:52

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

А мастерские продолжали жить своей жизнью. Согласно инвентарной описи, проводившейся во второй половине 1913 года, механические мастерские Управления по устройству порта Новороссийск имели паровой котел и двухцилиндровую машину, один токарный станок длиной 13 фут 10 дюймов [4,2 м], один - длиной 11 фут 1 дюйм [3,4 м] и один - длиной 4 фут и 11 дюйма [1,5 м], один строгальный станок, два сверлильных станка, одну круглую [циркулярную] пилу, одно точило, верстаков слесарных два с 10 тисками, один столярный верстак, а так же разный  инструмент.
    В то же время порт имел: грузовые пароходы «Днепровский канал» и «Мария», баржи № 51 и № 53, плавучий кран № 2, моторный катер «Александр», паровозы «Евгения», массой 16 т, «Карл» и «Ольга», массой 20 тонн каждый, вагонов-трюков - 37, рессорный платформ - 10, опрокидывающихся платформ - 8, трюков (вагонов) для перевозки массивов подъемой силой 46 тонн – 2, то же деревянных – 4 шт.
    Но в июне 1913 года пароход «Днепровский канал» был передан Одесскому порту.
В «Перечень плановый предположений на 1914 г. …» так же были заложены
- капитальный ремонт паровозного депо на сумму 1181 руб. 05 коп;
- капитальный ремонт паровоза «Карл»  на сумму 3000 рублей.
    В городском архиве имеются за 1914 год часть документов по оплате работ, выполнявшимися на различных объектах механических мастерских.
Это работы по ремонту «стапеля на доке для вытаскивания барж», табель по спуску подводного кабеля на доке, табель по уборке мастерской от железа и инструментов, по перевозке трапов с дока на склад. [38] 
       А так же штукатурка каменных стен мастерской при депо и очистка от ржавчины стропил и покраска потолка в мастерской при депо.

#63 13.01.2020 12:13:34

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Объявление войны 1914 года стало для Новороссийска весьма ожидаемым и радостным событием. Перед войной местные газеты писали о тревожных событиях на Балканах. От одних заголовок в газетах становилось не по себе: «Около войны», «Перед лицом войны», «О войне»  и другие, не менее ясные. И вот, наконец, гром грянул.
    Уже 16 июля царь Николай II подписал указ о мобилизации. Спустя три дня Германия объявила войну России.
18 июля в Новороссийске был объявлен указ, а вечером 19 июня появились первые ряды призывников, направленные под знамена России.
    Из работников порта известно, что в августе были призваны в армию служащие землечерпательницы "Ф. Зброжек" смазчики Яков Краснов и Александр Савенко, палубный Аввакум Кирейкин. А так же дорожный мастер Рапойто-Дубяга и смазчик Иван Гордов.
        Другие служащие порта и рабочие механических мастерских призывались в армию позже, не в числе первых. Но документов об этом не обнаружено.
        С началом Первой мировой войны мастерские Новороссийского порта продолжали выполнять свою работу. Ни каких заказов «на оборону» для них ещё не было. Впрочем, надо понять психологию начала войны. Во всех воюющих странах население было уверенно, что война закончиться ещё до того, «…как упадут листья с деревьев, и доблестная их армия победоносно войдёт в столицу вражеского государства…» Здесь, вдали от фронта, война воспринималась как что-то далёкое, которое до Новороссийска ни когда не докатиться.
    Можно посмотреть
«Табель поденным рабочим, состоящим при работах по уборке эллинга после спуска состава 5 июля 1914 года:
      - Федор     Макаренко    5 дней по 1 руб. 10 коп;
      - Федор     Сулим            5 дней по 1 руб. 10 коп;
      - Моисей    Холич            5 дней по 1 руб. 10 коп;
      - Егор      Демидович      5 дней по 1 руб. 10 коп;
      - Григорий  Воробьев     3 дня  по 1 руб. 10 коп;
      - Яков      Конояк            3 дня  по 1 руб. 10 коп;
      - Антон     Дроздов        5 дней по 1 руб. 10 коп;
      - Ефрем     Мироненко  2 дня  по 1 руб. 10 коп;
      - Федор     Котов          2 дня  по 1 руб. 10 коп;
      - Авраам    Фомин        2 дня  по 1 руб. 10 коп;
      - Александр Городов    1 день по 1 руб. 10 коп;
      - Михаил    Баранов     1 день по 1 руб. 10 коп».
Как видно, работают рабочие вполне призывного возраста.

#64 13.01.2020 21:30:08

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Сколько лет НСРЗ?

Старый Судоремонтник написал:

#1409559
Как видно, работают рабочие вполне призывного возраста.

Возможно,об этом написано в тексте ведомости(скажем, Михаил Гордов 30 лет),но в посте 63 об этом нет ни слова.

#65 14.01.2020 12:35:50

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

К сожалению, в документе не указан возраст рабочих. Но судя по сохранившимся документам, им должно быть 30 - 45 лет.
Но точных данных нет по этим, конкретным рабочим, нет.

#66 14.01.2020 14:54:08

Анатолий
Контръ-Адмиралъ
k-admiral
Откуда: Одесса
Украина Украина
Сообщений: 13465




Re: Сколько лет НСРЗ?

Старый Судоремонтник написал:

#1409559
Объявление войны 1914 года стало для Новороссийска весьма ожидаемым и радостным событием


Дорогу осилит идущий

  В Библии есть прекрасные слова - "Не спорь о деле, для тебя ненужном".

#67 15.01.2020 15:17:40

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Да, объявление войны 1914 года стало для Новороссийска весьма ожидаемым и радостным событием. Ведь все в Новороссийске надеялись, что армия пойдет сразу на Берлин и выиграет войну. И отводили войне от 3 месяцев до полугода.

Кстати, а как у вас в Одессе встретили начало войны 1914 года? Именно в июле - августе 1914 года, какие были отношения?

#68 20.01.2020 15:14:55

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

В августе нашли три старых баркаса в районе Восточной стороны порта. Был составлен акт, который гласил:
    «…что они пришли в полную негодность и грозят безусловной опасностью при употреблении их. Могут быть употреблены только на дрова…»
    Этот акт подписали Начальник работ инженер М. Куриленок, производитель работ А. Жарский и помощник Государственного контролера Н. Клобуков.
          27 августа был составлен новый акт:
         «Мы, нижеподписавшиеся, проведя освидетельствование построенного "на доке" на Восточной стороне порта навесам для баркасов, нашли, что за отсутствием стен крыша может быть разрушена господствующими NE ветрами, а потому
                      П О С Т А Н О В И Л И
в построенном навесе устроить стену с трех его сторон, отнеся расходы к постройке стен по § 7 ст. 2 счета 1914 года.
            Начальник работ            инженер    подпись  /М. Куриленок/
            Производитель работ Новороссийского
            порта                              инженер    подпись  /А. Жарский/
            Помощник контролера                    подпись  /Н. Клобуков/
         10 сентября составили акт о ремонте жилых казарм № 1 и № 2 на Восточной стороне порта, которые являлись собственностью Управления по устройству Новороссийского порта. При этом говорилось:
    "... Вместо предложенных к производству по смете 1914 года ремонтных работ в казарме № 1, произвести вышеперечисленные в сем акте работы, с тем, однако, чтобы общая их стоимость не превышала сумм, отпущенных на сей предмет по смете 1914 года..."
        Аналогичный акт был составлен и на казарму № 2. Предлагалось выполнить самые необходимые работы: ремонт крыши, печей, замков и т.д.
       11 сентября Военным ведомством было сделано распоряжение о задержке всех находившихся в Новороссийском Порту моторных и парусных судов.
    21 сентября 1914 года была получена телеграмма от Временного генерал-губернатора Черноморской губернии ?.?. Бабыча:
    «Главнокомандующий приказал немедленно выпустить из Новороссийска задержанные пароходы. На будущее время задерживать пароходы только по распоряжению Командующего Черноморским флотом Адмирала ЭБЕРГАРДА».

#69 27.01.2020 12:22:58

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Наступило 14 октября 1914 года. Эскадра кораблей турецкого флота вышла из Босфора в Черное море, имея приказ "энергично начать военные действия против России..." Конкретно в нем говорилось:
          «...Минному крейсеру "Берк" на рассвете  3-го дня операции  сообщить властям Новороссийска,  что через 4 часа турецкий флот уничтожит нефтяные цистерны, зерновые элеваторы и суда в том случае, если к указанному времени не будут выведены  на рейд и сданы турецкому флоту  все пригодные для военных надобностей  плавучие средства. Дальнейшие указания "Берк" получит от "Бреслау". [турецкое название "Мидили"].
        Крейсеру "Бреслау" на рассвете 3-го дня операции поставить мины перед  входом в Керченский пролив.   После этого  совместно с "Берком" уничтожить в Новороссийске нефтяные цистерны и зерновой элеватор, так же как и неприятельские суда.  Затем оба крейсера ведут крейсерские операции к Ost от меридиана 34 (восточной долготы)».
    7 часов 30 минут 16 октября в Новороссийское портовое управление пришла телеграмма с Дообского маяка:
    «НОВОРОССИЙСК   НАЧАЛЬНИКУ  ПОРТА.
      ВОЙНА  С   ТУРЦИЕЙ  НАЧАЛАСЬ.   ПЛАНСОН»
    Передача и проверка этой телеграммы длилась 15 минут, после чего начальник порта М.А. Гирш немедленно поехал к губернатору Баранову. Тот не хотел верить телеграмме, но сказал, что ночью через Новороссийский телеграф последовала телеграмма аналогичного содержания. Тем временем в Новороссийскую бухту зашел корабль, похожий на отечественный контрминоносец, и встал на якорь около молов у входа в бухту. При входе в бухту ему встретился пароход «Батум», идущий в Батуми, который контрминоносец свободно пропустил.             
        Встав на якорь контрминоносец поднял турецкий флаг. Это оказалась турецкая канонерская лодка «Берк-и-Савет». С неё спустили шлюпку с офицером и она направилась к Каботажному молу. На молу офицер передал машинисту катера Управления порта запечатанный пакет на имя капитана порта. Пакет был передан на квартиру начальника порта, а оттуда – губернатору. Там пакет вскрыли. В нем была простая белая бумага без указания откуда она исходит. Текст на бумаге был напечатан на немецком, английском, французском и турецком языках. Текста на русском языке не было. Послание сообщало:
       «Имею честь уведомить, что через 4 часа прибудет весь турецкий флот и начнеться обстрел желеной дороги, нефтянных баков, всех казенных заводов и судов. Из последних исключаются суда нейтральных держав. Судам разрешается выйти из порта и они будут пропущены. Суда должны встать в бухте на якорь».
      Ознакомившись с содержанием, около 9 часов утра губернатор Баранов сообщил в Екатеринодар Наказному атаману Кубанского казачьего войска, Военному генерал-губернатору и генерал-лейтенанту Бабичу, а так же в Новороссийске генерал-майору Cоколовскому. В 10 часов 50 минут начальник порта М.А. Гирш направил телеграмму в Петроград на общий адрес «Море», то есть своим начальникам:
    «Получил извещение Штаба Севастополе война с Турцией началась. Ожидаю теперь же согласно уведомления Турецкого крейсера пришедшего в порт бомбардировку города.
                                                                                    № 2820        М. Гирш».

#70 03.02.2020 12:21:28

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

В это время в бухту вошел германо-трецкий крейсер «Миддили», бывший германский «Бреслау», и в 11 часов «Миддили» и «Берк-и- Савет»  начали обстреливать порт и район цемзаводов.
    В результате обстрела на Восточной стороне пострадали русские пароходы «Русь», сгоревший наполовину, но находящийся на плаву, «Феодор Феофани», который затонул, и «Панагий Вальяно», который пострадал, но находится на плаву. У пристани Русского Общества Пароходства и Торговли – пароход «Чатырдак» пострадал от пожара и затонул. У пританей ВКЖД № 1 английский пароход «Фредерик» пострадал от пожара, носовая часть парохода затоплена. У II-й пристани русский пароход «Пётр Регир» пострадал незначительно от пожара в носовой части. У V-й пристани русский пароход «Николай» выгорел и затонул, лег бортом на грунт. У Каботажного мола русский пароход «Труд» поврежден снарядом, но находится на плаву, а пароход «Дооб» - пострадал от пожара и затонул.
    17 октября в 3 часа 30 минут М.А. Гирш отправил телеграмму в Петроград, в которой описал последствия бомбардировки
         24 октября в 4 ч. 30 утра была получена телеграмма из Севастополя от вице-адмирала Маньковского:
    «Прошу срочно телеграфировать есть ли в порту пассажирские и грузовые пароходы и какие именно номер 191».
    На что им ответил Начальник Порта М. Гирш:
       «На номер 191 Неповрежденных три грузовых парохода Английский «Вольвертон», Голландский «Адмирал де Руйтер» каждый около 3000 тонн нетто Русский товаро-пассажирский местного сообщения «Отважный» 150 тонн точка Повреждены от пожаров и снарядов 11 русских пароходов…»
         30 октября была получена новая телеграмма вице-адмирала:
    «…По приказанию Командующего Флотом прикажите всем пароходам, могущим выйти в море, быть готовым к переходу в Севастополь или Керчь по первому приказанию. В случае назначения в Севастополь должны подойти между Лукулом и Замруком и ждать там миноносца, который введет их в порт…»
       2 ноября  М.А. Гирш отправил копии телеграммы для сведения генералу Соколовскому, Губернатору Баранову, заведующему Коммерческому агентству, а так же на девять пароходов, стоящих в Новороссийске.

#71 17.02.2020 13:20:12

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

А мастерские продолжали работать, как и прежде, выполняя заказы порта. К счастью, их не тронул огонь турецких кораблей, ни один снаряд не попал в расположение мастерских.
    31 октября 1914 г. Черноморский губернатор ?.?. Баранов писал в Управление порта:
       "Сообщаю Вам, Милостивый государь, что Временный Черноморский  генерал-губернатор приказал, чтобы без моего разрешения ни каких отпусков чиновников и служащих в правительственных учреждениях не давалось под страхом увольнения от должности и чтобы никто из должностных лиц правительственных учреждений самовольно, без моего разрешения, не выезжал.
                           Губернатор   подпись".
    Это относилось и к мастерским, поскольку мастерские были казенные, то есть принадлежавшие государственной казне.
        На следующий день, 1 ноября 1914 года, черноморский губернатор пишет заведующими работами в Новороссийском порту:
       "Сообщаю, для сведения и надлежащих распоряжений, что вывоз по военным обстоятельствам имущества правительственных учреждений следует отменить".
    В тот же день, 1 ноября, начальник порта издал «Объявление», распечатанное отдельным листом:
     "Настоящим объявляется для сведения капитанов и судовладельцев всякого рода судов и плавучих средств, агентам пароходных Обществ и иных лиц, что по приказанию Начальника Новороссийского гарнизона освещение порта и пристаней воспрещено, а по сему зажигание огней на судах и всякого рода плавучих средствах, а так же в зданиях, расположенных в пределах вверенного мне порта. Допускается только во внутренних помещениях, причем должны быть приняты все меры, исключающие возможность проникновения света снаружи".
    4 ноября Инженер А. Жарский предложил Технику Скороходову объявить подведомственным служащим:
    «…что, в следствии предписания г. Черноморского губернатора, никакие отлучки из Новороссийска хотя бы на самое короткое время без моего разрешения не допускаются».
        Все эти постановления и разрешения относилось и к работникам мастерским, но у них и без того не хватало времени на отлучки. Вскоре стали их забирать по мобилизации, но конкретных данных у нас нет.
        Вспоминал Ф.П. Щербаков, в 1930-е годы начальник механического цеха:
       «…В 1915 году это были маленькие мастерские порта, где в одном здании находились депо и четыре небольших паровозика и второе отделение, где был токарный станок, сверлильный, строгательный и 3-е тисков и работало человек 12...»
В одном оказался не прав Ф.П. Щербаков. Депо было на два паровоза, а не на четыре. Но Управление работ по устройству Туапсинского и Новороссийского портов уже имело в 1915 году в Новороссийске четыре паровоза: «Евгения», «Ольга», «Карл» и № 4, прикупленный по случаю. За всеми этими паровозами закрепилось имя «кукушки». Вокруг паровозного депо, сохранившегося до наших дней, как гараж, и рос завод.

#72 02.03.2020 13:05:10

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Но даже после обстрела бухты германо-турецкими крейсерами и предписаниями принять меры, в руководстве порта ни как не хотели признать, что война пришла в Новороссийск. Продолжались работы по строительству угольной гавани, ремонту казенных и частных судов, вагонов и паровозов. На 92-м заседании Новороссийского портового присутствия, проведенного через год после обстрела, 29 сентября 1915 года рассматривался вопрос о дальнейшем развитии порта:
        «... Единогласно постановлено признать необходимым:
    1. Постройку пирса в Восточной части порта на намеченном на прилагаемом плане месте размерами по длине 120 и 125 пог. сажень, при ширине 40 пог. сажень и при глубине у головной части пирса не менее 30 фут [9,14 м] для установки там не менее одного парохода современных размеров на стороны пирса….»
        И это в условиях, когда год уже идет война!
    А в первый год войны, даже после обстрела порта, производитель работ в порту А. Жарский продолжал смотреть, где и что плохо стоит и составлял акты. Так, 30 ноября составлен был акт:
«Мы, нижеподписавшиеся, осмотрев старое кровельное оцинкованное железо, полученное от разборки крыши депо при производстве капитального ремонта, нашли, что железо в полную негодность к употреблению, а потому постановили:
    Продать его Стрельникову в количестве 60 пудов по 65 коп. за пуд на сумму 39 руб. /тридцать девять руб./, каковые деньги и постановили внести в доход казны».
         Но мастерские росли. И довольно быстро. Война дала этому хорошо подспорье. Об этом вспоминал Ф.П. Щербаков:
    «…С 1915 года по 1917 год было построено ещё 3 здания. Это литейный цех и кузнечный и, в стороне, маленькое здание амбулатория и больница, где были 7 – 8 коек…
        В то время в основном работали молодые подростки и старики, так как была империалистическая война. Работало уже человек 35. Был ещё эллинг, где производился подъем вручную небольших барж. Вот собственно и все…»
        Да, молодых рабочих забрала война на свои фронты. Но численность рабочих в мастерских выросла в 3 раза!
        В Новороссийском городском архиве сохранились некоторые документы, непосредственно относящиеся к мастерским порта.
       Так были выполнены работы в июле 1915 года  по ремонту моторного катера «Александр», принадлежавшего порту. Катер был поднят на эллинг 9 июля. У него очистили корпус изнутри и снаружи, окрасили. Окраску корпуса выполнил Алекей Васильев, о чем была составлена расписка: "Окраска корпуса моторного катера "Александр", согласно словестного условия, 24 рубля 8 августа 1915 года сполна получил Алексей Васильев, а за него неграмотного по личной его просьбе расписался Летелин". И приклеена гербовая марка в 10 копеек.
       А так же выполнены плотницкие работы и работы по двигателю: отлита втулка из меди, высверлена из глушителя и заменена шпонка и т.д. А фирма Авиксон доставила новый медный(!) подшипник и новый вал точеный Ф 1”x40”.
        Интересны условия, на которых в июле 1915 года сдавал порт казенный эллинг Василию Георгиевичу Анастасову для ремонта баржи. Это были:
    «…1/ Эллинг предоставляется в том виде, в котором он в настоящее время у Управления работ имеется.
    2/ Сборка эллинга и приспособление его для работы, а равно и добавление каких либо новых частей к нему, если бы это В.Г. Анастасову понадобилось, всё это производится  за счет В.Г. Анастасова его рабочими материалами и приспособлениями.
    3/ За пользование эллингом В.Г. Анастасов вносит в депозит Управления работ ежемесячно впредь сумму в 30 рублей /тридцать руб./
    4/ Всякая порча эллинга или утеря каких либо частей его, происшедшая по вине В.Г. Анастасова, должны быть за его Анастасова счет восстановлены.
    5/ Эллинг может быть предоставлен не долее, как до 25 августа 1915 года; к этому времени эллинг и все части его должны быть приведены за счет В.Г. Анастасова в такое состояние, в каком они были до предоставления их в пользование В.Г. Анастасова
    6/ Независимо от срока В.Г. Анастасов принимает все меры к тому, чтобы работы по ремонту баржи велись без излишних остановок и замедлений…»
        Кроме того, по документам известно, что порт занимался электрическим вооружением мастерской: получение мастерской от Городского Управления трансформатора на 10 кВА, преобразующего ток с 2100 вольт в 117 вольт, с предохранителями высокого и низкого напряжения, прокладка под него кабеля от Цементного завода, получение железной будки массой 30 пудов (480 кг) для его установки. Выполнена установка трансформатора с заделкой муфты, установка предохранителей и подведение проводов к нему. А так же получены доски сосновые для кузни в депо. Но, скорее всего, это была кузня механических мастерских, так как мастерские располагались рядом с депо, из-за чего их путали.
    В декабре 1915 года были заказаны один пуд гаек 5/8”, один ящик гвоздей, одна печь железная, 30 крюков оцинкованных, а так же один умывальник и два ведра оцинкованных для конторки заведующего мастерскими.
    А так же много инструмента для будущего увеличения работающих: 10 молотков, 50 штук ручек для инструмента, 4 штуки пилы слесарной личной, 6 штук пил слесарных личных по 16”, а так же пил драчевых по 14”, 16” и18”, всего 14 шт. И всевозможные материалы, как то сетку медную, буры бурой, припою, олова, шнура, баббиту, шурупов.
         И это за один раз! Сколько же пришлось раз заказывать всего, для приходящих на ремонт судов – документов не сохранилось. Мастерские росли и росли весьма быстрыми темпами.

#73 16.03.2020 12:57:52

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

18 февраля 1916 года и.д. Главного Контролёра Н. Левитский издал приказ, в котором говорилось:
    «Приняв сего числа дела и имущества Контроля от Вр.и.о. Главного Контролера Надв. Сов. А.А. Баркова вступил в исполнение должности Главного Контролёра…»
    В начале марта в Новороссийск  стали прибывать войска для участия в высадке в турецком порту Ризе. Маршевые команды, пополнение конского состава и некоторые другие продолжали прибывать до 20 марта.
        По требованию Начальника Новороссийского отделения Ростовского жандармского полицейского управления железных дорог для размещения "нижних чинов временно прибывающих на станцию"  в связи с нехваткой помещений для них "в интересах казны"  были выделены два свободных каменных амбара в пакгаузах таможни.
        15 марта в 15 часов 20 минут на рейд Новороссийска стали заходить 27 судов отряда высадочных средств. Корабли эскадры прикрытия находились в море в  15 - 20 милях от Новороссийска.
        А с 16 марта в Новороссийске начались перебои с продуктами.                                     
        18 марта отряд кораблей прикрытия вошел в Цемесскую бухту. Одновременно прибытие в Новороссийск такого большого числа военных и транспортных судов выявило  серьезные недостатки в подготовке города к проведению операции. Важнейшими из них были: отсутствие береговой обороны, что заставляло держать корабли в повышенной  боевой готовности, нехватка портовых средств для обслуживания кораблей, плохая организация снабжения: уголь низкого качества, медленная подача воды, отсутствие в городе достаточных запасов продовольствия.
        Все это говорит о том, что ни какой подготовки в Новороссийске проведено не было. Военное руководство не поставило в известность о проводимой операции городские власти, которые оказались не в состоянии организовать приём такого большого количества кораблей.
        21 марта 1916 года в Механические мастерские обратился Начальник хозяйственной части Состоящего под августейшим её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны I  Кавказский Автомобильно-Санитарного Отряда (какого название!), входившего в десант, с прошением:
          «Прошу не отказать сделать для автомобиля отряда медный краник. Стоимость работ и материала будет уплачена по получении счёта…»
    И стояла круглая печать:                         
       «СОСТОЯЩИЙ  ПОД  АВГУСТЕЙШИМ  ЕЯ.  ИМ.  В.  Государыни Императрицы  АЛЕКСАНДРЫ  ФЕДОРОВНЫ  покр. орган. Жен Сагнакской  I  Кавказский Автом.-Санит. ОТРЯД».
    Вскоре пришел ещё один заказ от них, но за подписью шофера Кондрата Сысоева:
    «Покорнейше прошу сделать для 1-го Кавказского Автомобильного Санитар. Отряда два листа рессоры для автомобиля…»
    И с той же печатью.    И мастерские сделали.
       22 марта началась посадка войск на суда, а 23 марта в 14 часов начался выход транспортов. Все транспорта благополучно пришли в порт Ризе.

#74 23.03.2020 12:01:15

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

Пришлось принимать меры по усилению обороны бухты.
         27 мая 1916 года был издан приказ № 1 Временного Военного Коменданта военного порта:
    «Согласно приказа Командующего Черноморским флотом от 18-го апреля с.г. за № 331, сего числа прибыл в город Новороссийск и в командование временным военным портом вступил.
    О чем объявляю…»
    Подлинный приказ подписал капитан 2 ранга  Якушев.
       И начал заставлять Порт ремонтировать военные пароходы, изготовлять и устанавливать противолодочные сети. Для охраны входа в порт Новороссийск назначался дежурный миноносец, а по побережью устанавливались батареи артиллерии и наблюдательные посты. На Мысхако строилась батарея из орудий системы КАНЕ, детали для которой изготовляли мастерские порта.
       К сожалению, в городском архиве имеются платежные листы с описанием производившихся работ «мастеровыми и рабочими по мастерской Новороссийского порта» только начиная со второй половины 1916 года. Каждый платежный лист составил Журавский, проверил инженер Г. Шаттэ, подписал  Производитель работ Инженер А. Жарский,  оплату произвел Ив. Зеленский.
Кстати, инженер Г. Шаттэ был начальником мастерских, а Дегтярев - мастером мастерских.
       По сохранившимся документам, во второй половине 1916 года мастерские серьезно занимались судоремонтом. Уже с августа 1916 года они выполняли ремонтные работы на объектах, принадлежащих порту: ремонт землечерпательницы «Ф. Зброжек», шаланд «Гипанис», № 53, 92, катеров № 2 «Олеся», «Александр», «Лида», плавкранов № 1 и № 2, а так же паровозов «Ольга», «Евгения», «Карл», № 4, вагонов-платформ, декавилевских вагонов, железных вагонов для перевозки массивов.  Кроме того выполнялись работы по ремонту бетоньерок, травеллёра, автомобиля, единственного в порту, устройство канатной дороги, временной пристани, механического молота, и другие. А так же работы в канцелярии Управления Работ. При этом шли работы по заказам, как сказано в документах, «для военных надобностей». Кроме небольших работ, это был ремонт парохода «Николай», транспорта № 8, транспорта № 47 «Пётр Берг», катеров «Громобой» и «Ворон».
      Сохранились квитанции Новороссийского Казначейства, которые показывают, что Бжишкьянц пользовался казенным эллингом с 23 июля по 22 августа 1916 года и в сентябре, а М.С. Харченко – в сентябре.
      Имеется копия счета Лейзеровича за 16 августа 1916 г. об очистке выгребных ям отхожих мест у мастерских. Кстати, единственная, для мастерских, квитанция, сохранившая с архиве.
      19 июля вышло воззвание Новороссийской инициативной группы РСДРП. Эта листовка призывала почтить память рабочих, погибших в борьбе за свободу в революцию 1905 г., так как в этот день исполнилось 11 лет со дня расстрела забастовки рабочих мастерских  Владикавказской железной дороги:
       "...Российский пролетариат никогда не останавливался ни перед какими жертвами в деле борьбы за свои права, за поражение позорного ига царской монархии, за социализм. Это доказали товарищи рабочие в памятный день 19 июля. Сознание необходимости классовой борьбы ими и придавало им столько мужества в деле защиты своих интересов. Пусть кровь павших товарищей взывает к нашим сердцам и не дает вам идти путем компромиссов. Пусть ненависть к старому строю горячей волной зальет ваши души, это будет лучшей памятью... "
     После того, в июле в пос. Балка Адамовича состоялись рабочие массовки, в которых принимали участие и рабочие портовых мастерских. На них собирались средства для ведения подпольной работы большевиков.
     В ответ на это 8 августа жандармы совершили налет на квартиру А.Е. Худанина. Кроме него было арестовано  руководство  Инициативной группы большевиков в Новороссийске: Ф. Ерема, Ф. Абрамчук, С. Беляев, М. Шишка, С. Олейников.  Одновременно с  эти были  произведены аресты большевиков в других городах края. Аресты  производились на основании данных  тщательно замаскированного сотрудника охранного отделения, длительное время работавшего в Екатеринодарской организации большевиков. Этими арестами была сорвана областная конференция РСДРП(б),  планировавшаяся на август. Почти все арестованные без суда и следствия были сосланы в отдаленные районы Сибири.

#75 23.03.2020 12:03:36

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Сколько лет НСРЗ?

К сожалению, сейчас идет борьба с коронвирусом и нас выгоняют домой, "работать на удаленный манер".
Так что две недели меня не будет за компьютером.

Страниц: 1 2 3 4 5 6


Board footer