Вы не зашли.
Шведы пишут,что это- похороны семи немецких моряков.Однако капитан парома "Дойчланд" в своих воспоминаниях говорит,что на борту повреждённого парома были найдены тела четырёх солдат.Поэтому возможно хоронили и тех,и других.На двух фотографиях из этой же серии,вместе со шведами видны немецкие офицеры сухопутных войск.
Я правильно понимаю: в тексте говорится о торпедировании баржи №1028 в конце октября 43-го на открытом рейде Ак-Мечети?
Довольно расплывчатая формулировка. "Как это практически произошло с лихтером 1028". Т.е. неясно до конца, произошло это или чуть не произошло, например торпеда прошла под судном.
Пароход "Таутмила" ( 3724 брт ).
Пароход "Таутмила" на мели у побережья Англии ( графство Норфолк ) после бомбардировки немецкой авиации 29 января 1940 года ( тогда погибло 7 латвийских моряков ).Затем судно ушло для ремонта в Роттердам,где 16 мая 1940 года было захвачено немецкими войсками.После 17 июня 1940 года судно было признано собственностью СССР,однако,22 июня 1941 года там же было захвачено Германией и переименовано в "Балтенланд".
16 октября 1941 года пароход "Балтенланд" ( груз: деловая древесина и деревянные подпорки для шахт ) на подходах к Вастервику был торпедирован подводной лодкой "Щ-323".Судно загорелось,но благодаря грузу осталось на плаву.На судне находилось 24 мужчины и 2 женщины,из которых никто не погиб.В тот же день шведский лоцманский катер снял с судна 22 человека.На следующий день шведский сторожевой корабль "Снаппханен" снял с судна оставшихся четырёх человек,в том числе и капитана,который имел травму головы.Он был единственным пострадавшим в этой истории.Позже капитан получил медицинскую помощь в шведском лазарете.За спасение немецких моряков шведские лоцманы получили награды от Министерства иностранных дел Германии и немецкого общества спасателей.
Пароход "Балтенланд" сдрейфовал к северной оконечности острова Эланд,где 17 октября 1941 года сел на мель.Судно полностью выгорело,а затем переломилось.Позже остов судна был разобран.Однако по шведским данным по состоянию на 2010 год какие то останки парохода "Балтенланд" всё ещё находились на месте катастрофы.
Отредактированно Кибардин Г.А. (05.01.2020 13:24:27)
75 лет назад, 30 января 1945 года, в Данцигском заливе Балтийского моря советская подводная лодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско потопила немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф». Вместе с гигантским кораблем ушли на дно, по разным оценкам, от 6 до 10 тысяч человек (по последним немецким исследованиям — 9343 человека).
Германский паром "Дойчланд" (2972 брт).
Кормовая часть парома "Дойчланд" 19 октября 1942 года после торпедирования советской подводной лодкой "Д-2".
Паром "Дойчланд" в ремонте на верфи в Мальмё.Повреждённая кормовая часть демонтирована.
Паром "Дойчланд" с новой кормовой частью после ремонта.С апреля 1943 года паром вновь обслуживает маршрут Засниц – Треллеборг.
Отредактированно Кибардин Г.А. (11.02.2020 18:25:31)
Нашел тут просматривая мемуарии сэра Филиппа Вайана.
14 июля 1941 года, Полярный, встреча с Головко. «Когда мы (т.е Вайан и Майлс) спросили Головко, могут ли его подводные лодки перекрывать немецкие линии снабжения, адмирал ответил: «Нет, они недостаточно подготовлены», что очень удивило присутсвующего комиссара (т.е. Николаева)»
Ещё одно фото повреждённого парома "Дойчланд" ( вид сбоку ).
Нашёл полную версию уже выложенной мною фотографии.Это действительно паром "Дойчланд" после ремонта,но фото было сделано в 1944 году,когда паром доставил в Швецию военнопленных союзников для обмена ( толпятся на верхней палубе ).
Эти две фотографии запечатлели похороны в Треллеборге шести погибших немецких военнослужащих с парома "Дойчланд" 24 октября 1942 года ( седьмой погибший был похоронен позже ).Снимал фотограф,которого не пригласили на официальную церемонию.На первой фотографии ( снятой через забор ) виден оркестр и группа шведских военнослужащих,которые дают салют в честь погибших.
Отредактированно Кибардин Г.А. (11.02.2020 15:30:39)
Кибардин Г.А. написал:
#1406753
16 октября 1941 года пароход "Балтенланд"
Любопытное совпадение спустя три с с небольшим года 26 декабря 1944 года . наша К-56 пустила на дно тоже "Балтенланд"
и тоже бывший латвийский пароход .
изначально брит. п/х "Грегсайд" постройки 1904 года . затем " Антиопе " , "Муртлейк" , лат . "Вальдона" и у немцев "Судетенланд ", "Мемельланд" и "балтенланд"
Действительно любопытный факт.
Мало кто знает,что повреждение парома "Дойчланд" подводной лодкой "Д-2" 19 октября 1942 года было самым большим успехом советских подводников на Балтике в 1942 году.Всё дело в том значении,какое имело это судно для транспортных перевозок.
В 1942 году через территорию Швеции по железной дороге осуществлялся транзит боевой техники и личного состава немецких вооружённых сил.То есть,паром "Дойчланд" доставлял в Треллеборг вагоны с военными грузами,а дальше они следовали к различным пунктам назначения на территории Норвегии.Заменить паром "Дойчланд" на этом маршруте каким либо грузовым судном было нельзя,так как немцы не имели права выгружать боевую технику в портах Швеции.
В апреле 1943 года после ремонта паром "Дойчланд" вновь приступил к обслуживанию маршрута Засниц – Треллеборг.В этом месяце через Треллеборг в Норвегию проследовало 9 вагонов с танками,2 вагона с боеприпасами и 15 вагонов с другой военной техникой ( в том числе,два вагона с орудиями железнодорожной артиллерии ).Выход из строя парома "Дойчланд" почти на пол года серьёзно ограничил и осложнил снабжение немецких войск на территории Норвегии.
В августе 1943 года после успешного контрнаступления советских войск под Курском, Швеция отказала Германии в военном транзите через свою территорию.
Кибардин Г.А. написал:
#1417970
Заменить паром "Дойчланд" на этом маршруте каким либо грузовым судном было нельзя
А куда делся его систершип???
Железнодорожный паром "Пройссен" продолжал обслуживать маршрут Засниц – Треллеборг.
В начале 1942 года этот маршрут обслуживали 2 шведских и 2 немецких железнодорожных парома.Однако, в феврале 1942 года подорвался на мине и затонул шведский паром "Старке" ( позже был поднят,но в строй вступил лишь после войны ),а в октябре 1942 года был торпедирован немецкий паром "Дойчланд".То есть,к концу года пропускная возможность маршрута Засниц – Треллеборг упала как минимум в два раза ( когда паром "Пройссен" находился в ремонте я не знаю ).
Шведское моторное судно "Lulea" ( 5611 брт ),которое 11 июля 1942 года было потоплено подводной лодкой "С-7" в точке 57.39,15 с.ш. 16.54,30 в.д.
Судно "Lulea" шло в Гамбург в составе конвоя,состоявшего из 28 торговых судов ( шведских,немецких и финских ) и шведских сторожевых кораблей "Снаппханен" и "Ягарен",которые сбросили на советскую подводную лодку 26 глубинных бомб.
Вместе с судном "Lulea" погибло 8 шведских моряков и ценный груз: 7660 тонн железной руды предназначавшейся для Германии.
Шведский пароход "C. F. Liljevalch" ( 5513 брт ),который 18 августа 1942 г. в точке 57.37,4 с.ш. 17.00 в.д. был потоплен двумя торпедами подводной лодки "Л-3" (Грищенко).Судно ушло на дно в течение 35 секунд ( спаслось лишь 7 человек ).
Судно "C. F. Liljevalch" шло в Германию в составе конвоя,состоявшего из 16 торговых судов ( шведских, немецких и финских ) и шведских эсминцев: "Норденшёльд" и "Норрчёпинг",которые сбросили на советскую подводную лодку 42 глубинные бомбы.
Вместе с судном "C. F. Liljevalch" погибло 33 шведа ( 32 моряка и один лоцман ) и ценный груз: 7463 тонны железной руды предназначавшейся для Германии.
Шведские рабочие рисуют на борту парохода "C. F. Liljevalch" слова "C. F. Liljevalch" и "Sverige" рядом с маркой нейтралитета.
Шведский эсминец "Норденшёльд".
Шведский эсминец "Норрчёпинг".
Согласно шведским документам ( опубликованы в 1960 году ) шведский военно-морской флот через шведские территориальные воды в 1941 году отконвоировал в Финляндию и обратно 48 немецких транспортов с войсками и военными материалами.
В силу обстоятельств советские подводные лодки в 1941 году не смогли уделить этому направлению достойного внимания.Однако,попытки противодействовать этим перевозкам всё-таки имели место.Так,19 августа 1941 года подводная лодка "Щ-301" в районе Стокгольмских шхер пыталась атаковать конвой,но не смогла этого сделать из-за противодействия шведских кораблей охранения,которые сбросили глубинные бомбы.Через непродолжительное время "Щ-301" всплыла и безуспешно атаковала торпедами одиночный транспорт,который очевидно отстал от конвоя.
24 августа 1941 года "Щ-301" торпедой вновь атаковала конвой,но успеха опять не добилась.
На фото запечатлена погрузка немецких солдат на транспорт "Isar" ( 9026 брт ) в Штеттине в первых числах сентября 1941 года.На носовой части судна нанесён камуфляж напоминающий марку шведского нейтралитета.
5 сентября 1941 года транспорт "Isar" вышел из Штеттина в Турку ( данные сайта www.historisches-marinearchiv.de ).Большую часть пути "Isar" провёл в шведских территориальных водах под охраной шведских военных кораблей.
Расположение марок нейтралитета на шведском судне.
Шведский эсминец "Klas Uggla",который осуществлял охранение транспорта "Isar" ( фото сделано с борта транспорта "Isar" ).
Участие шведских военно-морских сил в конвоировании немецких транспортов заставило многих шведских историков заявить,что во время Второй мировой войны Швеция была не "нейтральной страной",а "невоюющей страной".
Отредактированно Кибардин Г.А. (02.06.2020 14:29:41)
Кибардин Г.А. написал:
#1446326
Согласно шведским документам ( опубликованы в 1960 году ) шведский военно-морской флот через шведские территориальные воды в 1941 году отконвоировал в Финляндию и обратно 48 немецких транспортов с войсками и военными материалами.
В силу обстоятельств советские подводные лодки в 1941 году не смогли уделить этому направлению достойного внимания.Однако,попытки противодействовать этим перевозкам всё-таки имели место.Так,19 августа 1941 года подводная лодка "Щ-301" в районе Стокгольмских шхер пыталась атаковать конвой,но не смогла этого сделать из-за противодействия шведских кораблей охранения,которые сбросили глубинные бомбы.Через непродолжительное время "Щ-301" всплыла и безуспешно атаковала торпедами одиночный транспорт,который очевидно отстал от конвоя.
Нет никаких сведений о хождении немецких конвоев или даже отдельных транспортов с войсками и военными материалами в период похода Щ-301 через шведские воды. Вероятно атакам подвергались "интернациональные" конвои, организованные так же, как они организовывались в 1942 г.: командование шв. ВМС доводило до сведения всех капитанов своих и иностранных судов о том, что несколько раз в сутки в одних и тех же отправных пунктах у шв. портов будут формироваться конвои, в состав которых может войти любой желающий. Конвои проводились вдоль берега в терводах как в северном так и в южном направлениях. Таким образом в них участвовали по собственному желанию капитаны судов любых национальностей, осуществлявших народно-хозяйственные перевозки. Войсковые перевозки осуществлялись немцами в рамках особых операций, а таких до конца августа 1941 г. на Балтике не было.
Кибардин Г.А. написал:
#1446326
5 сентября 1941 года транспорт "Isar" вышел из Штеттина в Турку.
"Изар" входил в 1-ю группу операции "Нордлихт-2" - переброска 6-й горнострелковой дивизии из Штеттина на заполярный фронт под Мурманск.
1-я гр «Нордлихт-2» из Штеттина в 06.00 30.8.41 – ТР Орестес, Изар, Мольткефельс, Мальгаш – сопр. ТЩ М-1801, 02, 04 до Треллеборга; шв. эскорт в шв. терводах – 2 ММ, 1 всп б/к, встречены в 10.40 2.9.41 у прол. Юж. Кваркен ТЩ М-4, 7, 8, 37 – утром 4.9 приб. в Васу.
5 сентября "Изар" не мог выйти из Штеттина, поскольку уже разгружался в Васе. В этот день оттуда вышел отряд в составе ТР Керкплейн, Муанса, Альдебаран.
Шведский пароход "Margareta" ( 1272 брт ),который был потоплен 9 июля 1942 г. в точке 58.26 с.ш. 17.13 в.д. торпедой подводной лодки "С-7" (Лисин).
Пароход "Margareta",доставив в Германию груз железной руды,возвращался в Швецию с грузом кокса.Судно шло в составе шведского конвоя,но отстало от него,так как не смогло выдержать требуемой скорости.
Пароход "Margareta" был потоплен ПЛ "С-7" в шведских территориальных водах в 19 час.58 мин. в ходе атаки с надводного положения ( дистанция 4 кабельтовых ). Погибло 14 шведских моряков ( спаслось 4 моряка, среди которых был один раненый ).
Шведский пароход "Bengt Sture" ( 872 брт ),который был потоплен ночью 29 октября 1942 г. в точке 54.58 с.ш. 17.26 в.д. торпедой подводной лодки "Щ-406" (Осипов).
Пароход "Bengt Sture",доставив в Германию груз железной руды,возвращался в Швецию с грузом угля.
Погибло 8 шведских моряков.
7 членов команды судна,среди которых была одна женщина,были приняты на борт подводной лодки "Щ-406". Шведские моряки погибли в СССР после мая 1943 года при невыясненных обстоятельствах.
Отредактированно Кибардин Г.А. (05.06.2020 15:40:05)
При возвращении в базу,24 ноября 1944 года в 8 часов подводная лодка "Л-21" ( Могилевский ) в точке 58 гр.02 мин. с.ш., 18 гр.10 мин. в.д. потопила торпедами шведский пассажирский пароход "Hansa" ( 563 брт ). Атака была произведена тремя торпедами с надводного положения ( дистанция 8-9 кабельтовых ).Из 86 человек, находившихся на борту судна,спаслось лишь двое.
Погибло 22 члена команды судна ( в том числе 7 женщин ) и 62 пассажира ( из них 54 мужчины,7 женщин и один ребёнок ).
Среди погибших пассажиров было 35 шведских военнослужащих ( в том числе полковник,заместитель начальника штаба армии ).
Вместе с судном на дно ушёл ценный военный груз:2540 килограммов взрывчатки ( 2490 кг нитролита и 50 кг тротила ),детонаторы и 2500 метров детонационного шнура.
Шведский пароход "Hansa".
На карте красной стрелкой отмечено место гибели парохода "Hansa".
Упаковка взрывчатки аналогичная тем,которые были на борту парохода "Hansa".
Отредактированно Кибардин Г.А. (08.07.2020 13:29:50)
Первая оценка количества жертв на судне "Hansa" опубликованная в шведской прессе 26 ноября 1944 года.
Тогда считалось,что погибло 83 человека,в том числе 27 гражданских пассажиров,34 военнослужащих и 22 члена команды судна.Позже было уточнено,что всего погибло 84 человека ( добавился ещё один пассажир ).Количество погибших шведских военнослужащих в шведских источниках колеблется от 34 до 35 человек. Это объясняется тем,что статус одного человека не совсем ясен ( молодой человек ехал,чтобы устраиваться на работу в шведский военный оркестр ).Поэтому в одних шведских источниках этот человек учитывается как военнослужащий,а в других-как гражданское лицо.
Спаслось лишь два человека:капитан шведской армии Arne Mohlin и третий штурман судна Arne Thuresson.
Arne Mohlin и Arne Thuresson вскоре после спасения.
Фотографии 12 человек погибших на судне "Hansa".
Слева направо:
Rolf Lindqvist-полковник
Martin Klintberg-капитан судна "Hansa"
Allan Bratt-таможенный контролёр
Torsten Gustafsson-рыболовный инспектор
John Olsson-пастор ( известный в Швеции пастор-проповедник )
John Olsson-капитан торгового флота (однофамилец пастора )
Ragnar Hallden-ревизор ( капитан запаса-военный чиновник )
Далее идут фотографии пяти женщин-членов команды судна ( официантки,уборщицы,поварихи и т.п. )
Britt Carlsson 6 лет ( погибла на судне "Hansa" ).
Britt Carlsson вместе со своей мамой Ester Carlsson ( погибла вместе с дочерью ).
Отредактированно Кибардин Г.А. (25.08.2020 01:43:19)
5 ноября 1942 года в Аландском море финская подводная лодка "Ветехинен" торпедами и артиллерией атаковала советскую подводную лодку "Щ-305".В ходе этой атаки произошло непреднамеренное столкновение ПЛ "Ветехинен" с ПЛ "Щ-305",в результате которого ПЛ "Щ-305" погибла.
У ПЛ "Ветехинен" в результате столкновения треснул форштевень,была потеряна часть зубцов сетепрорезателя,правый горизонтальный руль был заклинен,вода стала поступать в баластную цистерну.
ПЛ "Ветехинен" с трудом дошла до базы (в ходе перехода постоянно приходилось откачивать поступающую воду ),после чего была поставлена в сухой док для ремонта.
Погибшая в результате столкновения ПЛ "Щ-305" числится в списках успехов финского флота,а вот серьёзно повреждённая ПЛ "Ветехинен" в списках успехов советских подводников почему то не значится,хотя все предпосылки для этого имеются.Причём,в списках успехов советских подводников,например,значится БДБ "F-188",которая получила лёгкие повреждения в результате попадания 45 мм снаряда в ходе боя с ПЛ "Щ-408" 22 мая 1943 года.Лично я считаю,что повреждённая в результате столкновения ПЛ "Ветехинен" должна числиться в списках успехов советских подводников.
Подводная лодка "Ветехинен" в доке после столкновения.В месте столкновения видно отсутствие нескольких зубцов сетепрорезателя.
Кибардин Г.А. написал:
#1465039
Лично я считаю,что повреждённая в результате столкновения ПЛ "Ветехинен" должна числиться в списках успехов советских подводников.
Никто не может запретить Вам числить "Ветехинен" в собственном списке успехов сов. подводников. В свой авторский список я этот случай не включил и не включу, поскольку не считаю успехом сов. подводников дать нанести по себе таранный удар. Это могло стать поводом насмешек и надо мной, и над сов. подводниками, "добившимися" такого "успеха".
Повреждение ПЛ "Ветехинен"- это более весомый и понятный успех по сравнению с уничтоженем шведского судна "Ганза" ( погибло 84 человека ) подводной лодкой "Л-21",которое есть в Вашем авторском списке успехов советских ПЛ.
Если считать,что потопление нейтрального судна- это не успех,а просто-результат,то тогда и повреждение финской подводной лодки-это результат действий советских подводников.Конечно,оба случая могут вызывать недоумение,но я в данном случае просто констатирую факты.В каком из двух случаев над успехами советских подводников могут посмеяться:я не знаю.Всё зависит от воспитания человека.
Кибардин Г.А. написал:
#1465039
повреждённая в результате столкновения ПЛ "Ветехинен" должна числиться в списках успехов советских подводников
Ну тогда надо включать в список "Щ-421" потопленную "К-22".
С уважением, Фёдор.
Ну вот,уже начинается откровенный трёп.Это без меня.