Вы не зашли.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #150193
А Вы уверены, что фото 1898, а не 1902?
Фото действительно вызывает у меня вопросы. Например - почему буксир на фото только один.
Но судя по окраске Наварина - это все же именно 1898. В 1902-ом он был белый.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #150193
Всё-таки реалии - это фото в одном случае, и текст - в другом. Достоверность первого свидетельства в данном случае безусловно выше.
Но и достоверность второго не вызывает сомнений.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #150193
Кроме того, из текстов известно ещё и то, что:
Цесаревич простоял в Порт-Саиде почти 2 суток, готовясь к проходу канала и ожидая разрешения.
Баян пошёл в канал спустя сутки после ухода Цесаревича.
И что из этого следует?
vs18 написал:
Оригинальное сообщение #150201
Поступали и возражения, и протесты, в том числе и от союзников-французов, и все равно стояли "ровно столько, сколько требовалось", периодически имитируя выполнение требований.
Союзники-французы выражали протесты против стоянки русских в Суде??
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150187
В 1904 году "Наварин" буксировался портовым катером.
Не может являться фактом изначально неправдоподобное утверждение, если оно больше ничем не подкреплено.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150207
И что из этого следует?
Я бы не сказал, что из этого что-то прямо следует. Но повод для размышлений есть - хотя бы о том, пустили бы в пролив сразу два бородинца. Если Баян пошёл через сутки после Цесаревича - а ведь спешили. Из этого так же следует, что реализовать схему Цесаревича никак было нельзя, поскольку Египет разрешал стоять в тер. водах сутки, а не двое.
В конечном итоге - если смотреть на предложенную ув. anton'ом схему - то её ключевым недостатком является то, что бородинцы и Ослябя длительное время будут иметь крайне небольшой запас угля и воды на борту, что в случае любого форс-мажора и невозможности догрузиться в море будет иметь очень тяжёлые последствия.
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #150227
Не может являться фактом изначально неправдоподобное утверждение, если оно больше ничем не подкреплено.
Это Вам оно почему то кажется неправдоподобным.
А вот для меня, более 15 лет профессионально занимающегося буксировкой судов - в таком положении дел ничего неправдоподобного нет.
Один и тот же караван может вести буксир и в 740 сил, и в 500, и в 300, и в 225, и в 150, и в 90 сил - в зависимости от различных обстоятельств, или просто от наличия буксировщика. Причем все перечисленные случаи - из реальной практики.
И в этом плане когда один броненосец ведет первый раз мощный буксир, второй раз - портовый катер, а другой броненосец вообще проходит своим ходом - это вполне нормальное явление. И ничего неправдоподобного в нем нет.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150253
все перечисленные случаи - из реальной практики.
И в этом плане когда один броненосец ведет первый раз мощный буксир, второй раз - портовый катер
Не знаю, какие условия ставились для проводки буксируемых судов в Вашей практике, но не стоит их прямо переносить на события столетней давности. Может, скоростной режим не так важен при буксировке по широкой реке, а в узком канале важно его выдерживать, может, течение влияло на мощность буксира в Вашем личном случае, и т.д.. И то, что портовый катер сможет буксировать ЭБР со скоростью хотя бы 5 узлов и полностью контролировать направление его движения - выглядит очень неправдоподобно.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #150234
Но повод для размышлений есть - хотя бы о том, пустили бы в пролив сразу два бородинца. Если Баян пошёл через сутки после Цесаревича - а ведь спешили.
Ну а то, что уже в военное время одновременно пускали в канал весь состав отрядов Фелькерзама и Небогатова - Вас не убеждает в напрасности такого рода сомнений?
realswat написал:
Оригинальное сообщение #150234
Из этого так же следует, что реализовать схему Цесаревича никак было нельзя, поскольку Египет разрешал стоять в тер. водах сутки, а не двое.
Так сам Цесаревич разве не за сутки произвел удифферентовку?
realswat написал:
Оригинальное сообщение #150234
В конечном итоге - если смотреть на предложенную ув. anton'ом схему - то её ключевым недостатком является то, что бородинцы и Ослябя длительное время будут иметь крайне небольшой запас угля и воды на борту, что в случае любого форс-мажора и невозможности догрузиться в море будет иметь очень тяжёлые последствия.
Ну уж сутки то в Суэце им дадут постоять.
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #150260
Может, скоростной режим не так важен при буксировке по широкой реке, а в узком канале важно его выдерживать
Скоростной режим важен и там, и там.
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #150260
И то, что портовый катер сможет буксировать ЭБР со скоростью хотя бы 5 узлов и полностью контролировать направление его движения - выглядит очень неправдоподобно.
Разумеется до 5 узлов он его не разгонит. Смысл такого портового катера - только в подстраховке, в подруливании на сложных участках.
При этом броненосец конечно должен подрабатывать своими машинами, а вот подруливать им портовый катер сможет весьма эффективно.
Ведь тут есть очень важный аспект - катер может оттягивать нос броненосца, в то время как сам он, управляясь своими машинами и рулем - может подруливать только кормой, что в условиях узкого канала не всегда удобно.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150271
катер может оттягивать нос броненосца
Это если успеет среагировать на скорости в 5 узлов в узком канале. Не знаю, что может заставить использовать портовые катера вместо более надёжных буксирных пароходов. И использования для буксировки в канале ЭБРа портовым катером я более не встречал, и склонен думать об ошибке составителя.
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #150274
Это если успеет среагировать на скорости в 5 узлов в узком канале.
А ему и не надо успевать. Он должен идти на скорости в 5 узлов по фарватеру, и нос броненосца поддерживать, не давать увалиться.
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #150274
Не знаю, что может заставить использовать портовые катера вместо более надёжных буксирных пароходов.
Только финансовая экономия. Не больше, но и не меньше.
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #150274
И использования для буксировки в канале ЭБРа портовым катером я более не встречал, и склонен думать об ошибке составителя.
Зато встречали упоминание и вовсе о полном отказе ЭБРа от любых буксирных средств.
А ведь подстраховывающий портовый катер - это гораздо лучше, чем совсем ничего.
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #150274
и склонен думать об ошибке составителя.
Еще раз - Вы можете в это верить. Но вот оснований для такой веры нет. Впрочем, для веры оснований и не требуется.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150262
Ну а то, что уже в военное время одновременно пускали в канал весь состав отрядов Фелькерзама и Небогатова - Вас не убеждает в напрасности такого рода сомнений?
Нет, поскольку есть основания полагать, что проводка кораблей вроде Цесаревича (имеющих близкую к предельной осадку) была особым событием. А таких кораблей в составе отрядов Фелькерзама и Небогатова не было.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #150284
Нет, поскольку есть основания полагать, что проводка кораблей вроде Цесаревича (имеющих близкую к предельной осадку) была особым событием. А таких кораблей в составе отрядов Фелькерзама и Небогатова не было.
Ну как сказать - не было.
Вот, смотрим Сулигу. Осадка Цесаревича 7,92м.
Осадка Наварина - 8,4м.
Может быть конечно есть и более точные данные, но вполне известно, что Наварин был здорово перегружен относительно первоначального проекта, а Цесаревич получился с очень незначительной перегрузкой. Умеют буржуи...
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150287
Осадка Наварина - 8,4м.
В Гангуте 3 полное подтверждение этой инфы:
проектная осадка 7,62, фактическая 8,40.
В Стапеле 4:
проектная 7,62
на испытаниях 7,47 носом, 8,13 кормой.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150282
Он должен идти на скорости в 5 узлов по фарватеру, и нос броненосца поддерживать, не давать увалиться.
Если в результате поломки в машине "Наварин" вбок потянет - не удержит ведь катер его.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150282
Только финансовая экономия.
При общей стоимости дальних походов расход на буксир - мелочь, неоправданная экономия. Даже в мирном 1898 году "экономить" не стали.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150282
Зато встречали упоминание и вовсе о полном отказе ЭБРа от любых буксирных средств.
...когда речь шла уже не о "Наварине".
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150282
Но вот оснований для такой веры нет.
У меня как раз нет оснований верить написанному: "портовый катер". Тем более, что там же упоминается, что корабли шли "на буксире", а не "самостоятельно, с подстраховкой катером".
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150287
Осадка Цесаревича 7,92м.
По Мельникову:
"Придя в Порт-Саид утром 27 сентября, начали удифферентовывать броненосец для получения осадки, требующейся при прохождении каналом (не более 8 м). На нос перенесли ряд грузов (305-мм и 152-мм снаряды, провизию, шкиперские запасы и предметы снаряжения). Спустили на воду минные катера и шлюпки, откачали за борт 100 т пресной воды. Тем самым осадку носом с 8,87 м довели до 8,16, а кормой — с 8,38 м до 8,01 м. (Так же, видимо, могли поступить и броненосцы 2-й Тихоокеанской эскадры, которые спустя год З.П. Рожественский повел вокруг Африки).
Работу закончили в полдень 25-го, но идти своим ходом броненосцу не разрешили. Ночное плавание тоже запретили. В путь на буксирах тронулись только утром 29-го."
Т.е. в канал Цесаревич пошел с средней осадкой менее 8,1 м. Всяко меньше, чем у Наварина.
Отредактированно Grosse (27.11.2009 18:10:13)
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #150299
Если в результате поломки в машине "Наварин" вбок потянет - не удержит ведь катер его.
В результате какой поломки его должно потянуть вбок?
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #150299
При общей стоимости дальних походов расход на буксир - мелочь, неоправданная экономия. Даже в мирном 1898 году "экономить" не стали.
Вы все время смотрите однобоко.
А ведь с точки зрения того, что можно было бы вообще без буксиров обойтись - это уже неоправданные расходы.
Но видимо им там на месте было виднее, и они посчитали что и расходы эти оправданы, но и больше тратить смысла нет.
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #150299
Тем более, что там же упоминается, что корабли шли "на буксире", а не "самостоятельно, с подстраховкой катером".
Все верно. Если катер идет впереди, и тянет броненосец буксиром, то правильно будет написать - шли на буксире, даже если при этом подрабатывали собственными машинами.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150310
В результате какой поломки его должно потянуть вбок?
Да мало ли что может привести к падению оборотов одной из машин, на что не сразу успеют среагировать.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150310
А ведь с точки зрения того, что можно было бы вообще без буксиров обойтись
У командиров "Наварина" и "Сисоя" таких "точек зрения" не было. Не знали они секретов буксировки, известных Вам...
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150310
Если катер идет впереди, и тянет броненосец буксиром, то правильно будет написать - шли на буксире, даже если при этом подрабатывали собственными машинами.
Катер броненосец не потянет, если тот пойдёт на 20-30 оборотах, а при интенсивной работе машинами броненосца возможны "сюрпризы", с которыми катер не справится. А иначе можно было бы и своими минными катерами воспользоваться.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150295
фактическая 8,40.
Осталось определитmся с термином "фактическая осадка" и узнать, каковая она была у Цесаревича, Бородинцев, Ослябя...
Может, дело не только в осадке - но факт состоит в том, что проводка таких кораблей, как Цесаревич и Громобой, обставлялась особо.
С какой осадкой проходил канал Наварин, не известно.
Отредактированно realswat (27.11.2009 18:53:24)
Показания флагманского штурмана 2 ТОЭ полковника Филипповского:
Цель посылки 2-й эскадры на Восток была, главным образом, соединение с 1-й эскадрой. Маршрут эскадры, время и места погрузки углем, а так же потребное количество угля и число пароходов-угольщиков были разработаны мною при содействии полковника Осипова и капитана 2 ранга Де-Ливрона, при чем были разработаны 3 пути 2-й эскадры: 1) Суэцким каналом, 2) Мысом Доброй Надежды и 3) Магеллановым проливом.
В 1-й половине [увы, пропуск, месяца нет] три проекта путей были доложены ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ в Царском Селе, и, тогда же, был выбран смешанный маршрут: часть эскадры, с допустимой осадкой, должна была идти Суэцким каналом, а более глубоко-сидящие – Мысом Доброй Надежды, чтобы соединиться у Мадагскара в Диего-Суареце. Дальнейший путь был разработан только до Чусанского архипелага, так как с этого пункта надеялись войти в сношение с 1-й эскадрой, и 2-я эскадра поступала под начальство Командующего флотом в Тихом океане.
Показания Вирениуса:
По вопросу: чем вызывалось разделение эскадры в Танжере и могли ли наши новые броненосцы, типа «Суворов», пройти Суэцким каналом при условии предварительной разгрузки, я могу только сказать, что распоряжение это делалось волей адмирала; что же касается броненосцев типа «Суворов», то полагаю, что с имевшимся на них количеством запасов углубление не позволяло им пройти Суэцким каналом; разгрузка же в Порт-Саиде, для приведения углубления к 27’3”, наибольшим тогда допускавшимся в канале, представляла непреодолимые затруднения по количеству потребных разгрузочных средств, и по недостатку времени на работу разгрузки и обратной нагрузки, согласно объявленным правилам нейтралитета Египта, не допускавшим стоянки более 24-х часов ни в Суэце, ни в Порт-Саиде, кроме вынужденных чрезвычайными обстоятельствами: штормом или движением в канале.
Показания Авелана:
При уходе 2-й эскадры из России у меня лично не было увернности, что Порт-Артур продержится до прихода в Тихий океан 2-й эскадры, и что первая эскадра к этому времени будет всё ещё существовать, но всё же я считал это возможным.
Показания флаг-капитана отряда Небогатова Кросса
Отряд наш ушёл из Либавы, пробиваясь через набитый, чуть не до дна, в аванпорте лёд и испытал немало затруднений при предварительных выходах судов в море для уничтожения девиации и испытания артиллерии.
Все благодарности - ув. vov.
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #149968
И потом, у "бородинцев" с полными ( и "сверхполными") запасами угля и так метацентрическая высота была "не очень", а уж с уменьшением боезапаса что с ней будет...
Ничего страшного. МВ Бородинцев в нормальном грузу при D=13516т h=1,26м. У Ал-ра 3 на испытаниях при D=14091т h=1,14м. И все же не надо считать русских инженеров столь неквалифицированными, что они спроектировали и построили корабли, которые при расходе боезапаса переворачивались, не имея повреждений. Вспомним, что они и были предназначены для расходования боезапаса.
Я бы не драматизировал трудности прохождения Суэца отрядом кораблей.
Цитирую по "Цусима: хроника похода и сражения", 2007.
с.39
"12 ноября (Суэцкий канал)
С 7 часов отряд под проводкой лоцмана стал проходить Суэцкий канал. Первыми миноносцы (ход
10 узлов), затем крейсер II ранга "Алмаз" (8 узлов), далее эскадренные броненосцы "Сисой
Великий" и "Наварин" на буксире портовых катеров. Корабли отряда, пройдя каналом до
наступления темноты, на ночь были введены в Большое Соленое озеро.
13 ноября (Суэц)
В 6 часов утра броненосцы, крейсера и транспорты, выйдя из озера, продолжили прохождение
канала. В 14 часов отряд прибыл в Суэц и стал на якорь в бухте."
Это об отряде Фелькерзама. Состав отряда: броненосцы "Сисой Великий" и "Наварин", крейсера
"Светлана", "Алмаз" и "Жемчуг", транспорты "Ярославль", "Меркурий", "Юпитер", "Тамбов",
"Китай", "Князь Горчаков", "Киев", "Владимир" и "Воронеж", а также 7 миноносцев. Итого 14
крупных кораблей и 7 миноносцев. Время прохождения канала отрядом - 31 час.
с.98
"12 марта
В 4 часа утра суда отряда на буксирах портовых катеров начали поочередно входить в канал. По
каналу движение производилось самостоятельно, но с лоцманами. Все встречные пароходы
задерживались в озерах. К 23 часам отряд прошел канал и стал на якорь в Суэце. Переход занял
16 часов."
Это об отряде Небогатова. Состав отряда: броненосец "Имп.Николай I", броненосцы БО "Ген-адм
Апраксин", "Адм.Сенявин" и "Адм.Ушаков", крейсер "Вл.Мономах", транспорты "Кострома",
"Курония", "Ксения", "Герман Лерхе" и "Граф Строганов", буксир "Свирь". Итого 10 крупных
кораблей и "Свирь".
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #149980
И я скорее поверю, что по ошибке вместо "буксира" в текст попал "портовый катер",
Вопрос сложный, но составитель "Хроники" капитан 1 ранга Новиков, доктор военно-морских наук, один из ведущих специалистов в этом вопросе еще в РИФ, а затем в Советском ВМФ. Впервые работа опубликована в 1912 г, когда были живы участники этого прохода канала. Такая ошибка резанула бы глаз морскому офицеру, ее бы заметили.
realswat написал:
Оригинальное сообщение #150193
Кроме того, из текстов известно ещё и то, что:
Цесаревич простоял в Порт-Саиде почти 2 суток, готовясь к проходу канала и ожидая разрешения.
Баян пошёл в канал спустя сутки после ухода Цесаревича.
Но известно и то, что ни Феркельзам, ни Небогатов, ни Добротворский разрешения не ждали, входили в канал через сутки после прихода в Порт-Саид, причем отрядами, один корабль за другим.
Grosse написал:
Оригинальное сообщение #150253
А вот для меня, более 15 лет профессионально занимающегося буксировкой судов - в таком положении дел ничего неправдоподобного нет.
На месте оппонентов я бы обратил внимание на эту фразу. Судя по ней, ув.Grosse знает, о чем говорит.
Пересвет написал:
Оригинальное сообщение #150260
Может, скоростной режим не так важен при буксировке по широкой реке, а в узком канале важно его выдерживать, может, течение влияло на мощность буксира в Вашем личном случае, и т.д..
1. Реки-то широкие, а вот фарватер на них, как правило, не очень.
2. "Личный случай" длился 15 лет.
Отредактированно Вик (27.11.2009 21:56:56)
realswat написал:
Оригинальное сообщение #150118
Так что схема "с бородинцев на транспорты" могла оказаться схемой "хвост вытащил - нос увяз".
Транспорты можно было взять специально для проводки из Одессы, РОПиТ. Загрузили их всем необходимым на Черном море (а туда по ЖД), перегрузили на корабли на рейде Суэца и отправили обратно в Одессу. При правильном расчете делов для транспортов - максимум месяц от Одессы до Одессы. Вес 12дм боекомплекта на ЭБРе - порядка 140 тонн. На весь отряд хватит одного ТР. Учитывая все остальное берем три, можно четыре. Найти их не проблема. Могу назвать десятка 1,5-2 подходящих для этих целей пароходов РОПиТ, не использованных в походе эскадры.
По поводу длительности подготовки Цесаревича к походу канала.
1. На нем грузы ПЕРЕНОСИЛИ, а не выгружали. А это все же дольше. И все это заняло сутки.
2. Занялись дифферентовкой уже в Порт-Саиде, а можно было начать и раньше.