Вы не зашли.
Бляха-муха, задолбал этот сайт... ни хера не получается.
Короче, вот ссылка: https://ibb.co/8zxgVxW
У кого получится вставить изображение, буду признателен.
Отредактированно А.Иванов (10.06.2022 17:42:29)
Решил вставить сюда.
Про серию 40 (46)-пушечных фрегатов типа «Пётр Апостол» (+ «Иоанн Богослов», «Царь Константин», «Фёдор Стратилат», «Сошествие Св. Духа») известно много. Строились на Рогожско-хуторской верфи с 1787 по 1791 гг.; первые два строил И. Должников, остальные – И. Иванов, причем последние строились подрядом.
Вроде бы друг от друга не отличались, по вооружению – на «Петре» и «Иоанне», кроме пушек стояли фальконеты – по 14 штук. Кроме того, на «Иоанне Богослове», вместо штатных 22-х 12-фнт. пушек, было 19 пушек и 3 18-фнт. единорога (такое вооружение не менялось и после войны).
Так вот, именно «Иоанн Богослов» меня и заинтересовал по одной непонятной для меня причине. Фрегаты строились примерно в одно время, с небольшой разницей в 1 – 2 года. Два («Константин» и «Стратилат») погибли по навигационным причинам в конце века (1798 г.), «Сошествие Св.Духа» участвовал в походе Ушакова и дотянул до нач. 19 в. «Пётр Апостол» после войны с турками в основном стоял в порту, но тоже дожил до конца века. А вот «Иоанн Богослов» - сгорел в 1794 году в Николаеве. Бывает…
Но проблема в том, что по каким-то причинам именно этот фрегат оказался гораздо хуже остальных – сгорел он тогда, когда его уже собирались разломать. Разломать по его «полной ветхости». Странно – введен в строй был в 1789 году – 5 лет службы, совсем и немного. Можно, конечно обвинить Таганрогскую портовую контору и мастера Должникова в плохом качестве постройки. Но Должников, кстати, был неплохой мастер, даже талантливый. Правда его всегда держали на вторых ролях, его проекты не реализовывались, он больше занимался тимберовкой и перестройкой судов. Возможно, на этой почве и бухать стал. К тому же его постройки фрегат «Пётр Апостол», если и был похуже остальных (постройки мастера Иванова), но не считался «ветхим» - дотянул до 1799 года или дольше…
Какие мнения будут – что не так было с фрегатом «Иоанн Богослов»?
Отредактированно STEFAN (07.02.2023 20:59:30)
Возможные причины:
1. Плохой строевой лес. Примеров достаточно, причем это происходило даже с царь-кораблями. Франц. Victoriex 108, 1675 негодный лес, ни разу не выходил в море, слом в 1685. Наш "Захарий и Елисавет" 100, спуск 1747, в море был один раз в 1749, при мобилизации1757 г. выяснилось, что корабль такой гнилой, что его сразу отправили на слом.
2. Хоть лес и хороший, но не содержался должным образом. Еще один царь-корабль - франц. Foudroyant 110, 1724, в его формуляре запись: "Содержался плохо, ни разу не был в море, быстро сгнил", к 1740 г. - негоден и списан.
Эд написал:
#1568220
1. Плохой строевой лес.
Эд написал:
#1568220
2. Хоть лес и хороший, но не содержался должным образом.
Вполне возможно, но... Оба фрегата (по крайней мере по официальным источникам) были заложены одновременно в декабре 1787 года, строились одновременно и начали службу практически одновременно (в 1789 году). По свидетельствам того же Войновича, были построены очень хорошо (лучше, чем херсонские!), за исключением плохого такелажа. По логике, лес должен был для обоих использоваться одинаковый - какой смысл на один использовать приличный, на другой - гнильё? Но "Пётр Апостол" оказался значительно качественней построен и прослужил дольше. Кстати, в плохом качестве исполнения работ Пустошкин (главный в те годы на Азовском море) обвинял мастера Иванова, но не Должникова.
Интересно, что в сборнике Веселаго датой закладки "Петра" показан 1783 г., причем число и месяц - соответствуют официальной общепринятой дате. Видимо, просто опечатка. Зато у "Иоанна Богослова", во-первых неправильно показана длина (133 фута - видимо, тоже опечатка), а во-вторых (что интересней) - дата закладки вообще не стоит - ПРОЧЕРК!
У меня есть по этому поводу предположение на грани нонсенса, но слишком смелое...
Отредактированно STEFAN (08.02.2023 19:26:45)
STEFAN написал:
#1568373
"Пётр Апостол" и "Иоанн Богослов"
Разные судостроители были. Если верить Скрицкий Н. В. Катасанов А.С. // Самые знаменитые кораблестроители России.. — М.: Вече, 2002. — 416 с. "Петра" строил Катасанов. Судостроительная деятельность А.С. Катасанова была высоко оценена князем Г.А. Потемкиным. В своем письме Екатерине Второй в апреле 1789 года он так характеризовал его «…одним словом, из всех один мастер корабельный — честный человек» и предлагал «...подполковника и мастера корабельного Катасанова достойного за труды свои награждения чином полковничьим». Кроме того "Петр" головной корабль серии из шести фрегатов типа «Пётр Апостол», строившихся на верфи в Рогожских хуторах с 1787 по 1791 год. Ну, а первому и внимания больше в смысле выбора дерева.
Отредактированно Юрген (08.02.2023 20:35:35)
Можно привести много примеров, когда вроде бы одновременно заложенные корабли, на одних верфях, одними и теми же строителями и из одних материалов, имели совершенно разные карьеры. Скажем, в 1750-е гг. в Испании началось массовое строительство флота, за несколько лет было спущено почти полсотни ЛК, в основном, 74-пушечных; строили их нанятые британцы-католики. Но: одни из них оставались в строю до следующего века, а другие становились негодными уже через несколько лет. Причины оказались банальными: на неудачных ЛК - слишком много материалов б/у, экономия на металлах и главное - плохое вентилирование внутренних помещений. Первоначально проекты были британские, но вскоре испанцы (Хорхе Хуан и Антонио Ульоа) переработали проекты, корабли стали лучше.
Юрген написал:
#1568376
"Петра" строил Катасанов.
Не уверен. Нужно проверить его передвижения хотя бы по датам. Вот чертёж этих фрегатов - возможно и Катасанова. Стиль похож. Но возможно, что и Афанасьева - подобная форма днища представлена на нескольких его поздних чертежах.
Понятно одно - фрегаты типа "Пётр Апостол", как кажется - это срезанные (на бумаге) двухдечники 54-пуш. ранга, широковатые для фрегатов, даже длина 143 фута - стандартная для 54-пушечников 50-60-х гг.
Юрген написал:
#1568376
В своем письме Екатерине Второй в апреле 1789 года он так характеризовал его «…одним словом, из всех один мастер корабельный — честный человек»
Кстати, Ушаков, судя по всему его терпеть не мог - считал плутом. (Другое дело - уважал Афанасьева). Позже критиковал архитектурные нововведения Катасанова, в частности сплошные палубы новых кораблей.
Юрген написал:
#1568376
"Петра" строил Катасанов.
Нет, не сходится. В 1788-89 гг. Катасанов находился в Севастополе - вероятно, ремонтировал поврежденные в 1787 г. корабли и фрегаты, переделывал под военные крейсерские посудины и т.д. В Таганрог был послан в конце лета 1789 года в помощь, прежде всего, Иванову (достраивал "Константина" и "Стратилата"). А первые два уже вооружались для похода. Кстати - из них "Богослов" был в высокой степени готовности еще осенью 1788 г., по словам Потемкина "весной мог уже выйти", а "Пётр" пока доделывался. "Богослова" первого вывели в море на камелях весной 1789 года...
Отредактированно STEFAN (10.06.2024 18:41:21)
STEFAN написал:
#1568381
Ушаков, судя по всему его терпеть не мог..
У Федора Федоровича характерец был еще тот... О Катасанове писал по памяти - "за базар не отвечаю". Бросил, как версию. Давненько в паруса не влезал - мог и спутать.
Эд написал:
#1568379
вроде бы одновременно заложенные корабли, на одних верфях, одними и теми же строителями и из одних материалов, имели совершенно разные карьеры.
Как и в любой "большоя системе" (а корабль по тем временам вполне на это понятие тянул) помимо прочего всплывает много случайных факторов, которые учесть не получается.
Юрген написал:
#1568400
У Федора Федоровича характерец был еще тот...
Кажется, первое высказывание Фёдора Фёдоровича звучало так: «…корабельный мастер Катасанов, человек мнимой о себе надменности, неприлежный в должности, оказывающий себя больше великоречием, нежели сущим делом, который … все свое внимание употребил на несоответственные военному ныне времени большей части затейные великолепности экипажей, мебелей и весьма долговременным строением из пильного камня собственного дому, которым и конца не видно. Сими и многими другими затеями отвлекает весьма надобных людей от должности…».
Позже Ушаков жаловался на Катасанова самому Потемкину по причине медленного ремонта и переделке им корабля "Леонтий Мученик" (пленный турецкий).
По теме фрегатов "Апостол" и "Богослов".
Внимательно почитал документы - к 1794 году "Апостол Пётр" похоже также был уже достаточно ветхим. Во всяком случае, хотя его еще долго не разбирали, но, в отличие от своих "систершипов" "Константина", "Стратилата" и "Сошествия Св. Духа" этот фрегат до конца своих дней уже никогда не покидал Севастопольскую бухту.
Вероятно, Эд прав насчет плохого качества леса. Хотя, по логике, должно было быть наоборот: первоначально фрегаты было поручено строить на Гнилотонской верфи, но позже, по предложению капитана П.Пустошкина строительство перенесли в Рогожские Хутора - там уже были деревянные эллинги и под навесами были запасы высушенного леса. А более поздние фрегаты (подрядчика Фурсова) строились уже из привозного леса. Или лес в Рогожкино больше мокнул при весенних паводках, чем сох, или изначально был хреновый.
Хотя есть еще версия - "Иоанн Богослов" был заложен раньше - в 1783 году. (Отсюда и прочерк в графе "заложен" в списке Веселаго - не знал или сомневался?). А зимой 1787 г. местное начальство провело маленькую аферу - съэкономило бабло (ясно в чей карман) и выдало старой закладки корабль (его набор) за новый. Правда, не совсем понятно - можно ли такое незаметно провернуть? И возможно ли подогнать размеры, ведь фрегаты строились по новому, только присланному чертежу?
Эд написал:
#1568379
на неудачных ЛК - слишком много материалов б/у
Встречался с подобным на наших стройках. Броун и Рамз строили одновременно два одинаковых корабля. Только Броун постоянно браковал древесину, а Рамз довольно редко. Результат - разный срок службы.
STEFAN написал:
#1568455
есть еще версия - "Иоанн Богослов" был заложен раньше - в 1783 году. (Отсюда и прочерк в графе "заложен" в списке Веселаго - не знал или сомневался?).
С одной стороны - бред, конечно...
Но вот обратил внимание на один документ (без точной даты), но судя по всему - начало 1783 г.
В "Ведомости о судах, находящихся в Херсоне и Азовской флотилии" есть такие сведения:
В Таганроге, помимо находившихся там поляки "Екатерина", всякой мелочи - ботов, галиотов, волика и ластовых посудин, тимберовавшегося (по сути строившегося по новой) фрегата "Почтальон", якобы 26 и 31 октября 1782 г. начали строить два новых судна. Интересно какие?
Еще более интересное.
На Рогожкинской верфи находились: на воде - фрегат "Двенадцатый";
на стапелях - фрегаты "Четырнадцатый", "Пятнадцатый" и "Шестнадцатый" (их перевели из Гнилой Тони, поставили на стапеля для доделки, а заодно, чтобы меньше гнили),
плюс (на стапеле!) - некое "Новое судно".
А вот что это было за судно - вопрос? Получается, что некое судно, которое первым заложено на новой верфи. Поначалу подумал, что это "Вестник" (а вдруг его не на Самбеке строили?). Но нет - его то строили на Самбеке - документы подтверждают. Тогда какое?
STEFAN написал:
#1568373
дата закладки вообще не стоит - ПРОЧЕРК
В рукописных документах того времени прочерк означал "тоже самое".
STEFAN написал:
#1568206
А вот «Иоанн Богослов» - сгорел в 1794 году в Николаеве.
Согласно рукописи "Обозрения кораблестроения на Черном море с показанием всех построенных судов" (с. 46-47) "Сгорел в походе 1794 г. от случившегося на нем пожара".
STEFAN написал:
#1568373
Веселаго датой закладки "Петра" показан 1783 г., причем число и месяц - соответствуют официальной общепринятой дате. Видимо, просто опечатка.
Только предположеие. Возможно, Петр и Иоанн были заложены в 1783 г. как корабли, а достраивались уже как фрегаты. Лес был казенного заготовления. Федор Карпович Фурсов, который был подрядчиком остальных фрегатов этой серии, лес брал с тех же казенных дач, но сразу начинал строить. Любопытно, и другое по контрактам с ним (1-й заказ на Федора заключен в начале 1788 г.) все они числятся фрегатами, но при приеме Константина в казну он был обозначен как "корабль". А 32-пушечный фрегат "Иоанн Златоуст" строился Фурсовым из лесов, оставшихся от прежних построек, и прослужил 20 лет. Суда, находящиеся на открытых стапелях гниют быстрее, чем лес, хранящийся под навесом.
STEFAN написал:
#1568893
1782 г.
Единственное судно, которое было спущено в Таганроге в 1782 г., согласно "Обозрения...", - 14-пушечный бриг "Абельтаж" ("Кем построен по делам не отыскано, Когда исключен из числа судов ЧФ в делах не отыскано"). Но в одном из списков (без даты) "Абельтаж" ("Абельтас") указан как корсарское судно, принадлежащее Фурсову) и 3-мачтовое. В этом же списке есть еще одно такое же судно Фурсова - "Феникс", по "Обозрению..." - это 12-пушечная бригантина "Феникс", построенная в Таганроге в 1787 г. Оба судна были оценены по 14 тыс. руб.
Отредактированно Симен2 (12.03.2023 11:10:53)
Симен2 написал:
#1571661
Согласно рукописи "Обозрения кораблестроения на Черном море с показанием всех построенных судов" (с. 46-47) "Сгорел в походе 1794 г. от случившегося на нем пожара".
https://ibb.co/5TF5cvd
Как то так.
Симен2 написал:
#1571661
Возможно, Петр и Иоанн были заложены в 1783 г. как корабли, а достраивались уже как фрегаты.
Тоже думал об этом. Нет данных. Но размеры их и конструкция вполне корабельные. Если смотреть на чертежи - срезанный двухдечник 54-пушечник.
Симен2 написал:
#1571661
Любопытно, и другое по контрактам с ним (1-й заказ на Федора заключен в начале 1788 г.) все они числятся фрегатами, но при приеме Константина в казну он был обозначен как "корабль".
Так это Потемкин приказал все фрегаты 40-пуш. и выше "именовать линейными кораблями" - в 1788 году, кажется. Уже после войны их вновь переклассифицировали во фрегаты.
Симен2 написал:
#1571661
Суда, находящиеся на открытых стапелях гниют быстрее, чем лес, хранящийся под навесом.
Не спорю.
Симен2 написал:
#1571661
32-пушечный фрегат "Иоанн Златоуст" строился Фурсовым из лесов, оставшихся от прежних построек, и прослужил 20 лет.
Даже дольше - до 1815 года.
Симен2 написал:
#1571661
14-пушечный бриг "Абельтаж" ("Кем построен по делам не отыскано, Когда исключен из числа судов ЧФ в делах не отыскано"). Но в одном из списков (без даты) "Абельтаж" ("Абельтас") указан как корсарское судно, принадлежащее Фурсову) и 3-мачтовое. В этом же списке есть еще одно такое же судно Фурсова - "Феникс", по "Обозрению..." - это 12-пушечная бригантина "Феникс", построенная в Таганроге в 1787 г.
В то время бриг и бригантина (если она не гребная, а были вообще, как малые галеры) - практически одно и то же. Половина корсарских бригантин во время этой войны несли три мачты, в том числе и "Феникс". Вероятно оба судна принадлежали до войны Фурсову. Как и, возможно, 2-мачтовый "Донай". Но была еще пара его судов, весьма ценных для флота - "Возжвижение Честнаго Креста" и "Архистратиг Гавриил" (позже их переименовали).
У меня есть документы о том, что и после войны, и даже в начале 19 века Фурсов владел целой флотилией торговых судов. Причем, главным его шкипером был Бенардаки, бывший командир бригантины "Феникс". Два его сына пошли служить в военный флот, но умерли молодыми. А третий его сын стал очень богатым человеком, и после Крымской войны именно на его деньги была построена греческая церковь Давида Селунского в Петербурге, к сожалению до нас не дожившая - ее снесли в "хрущскую оттепель"...
Симен2 написал:
#1571661
Единственное судно, которое было спущено в Таганроге в 1782 г.,
STEFAN написал:
#1568893
плюс (на стапеле!) - некое "Новое судно".
Тут довольно тонкий момент - речь идет именно о Рогожской верфи. Все-таки - не Таганрог.
STEFAN написал:
Я знаю об этом письме, поэтому и привел полностью другой источник, кстати, кто его автор точно неизвестно, я предполагаю Кумани, но написан он в Николаеве по данным портового архива, вероятно, в 1842 г.
STEFAN написал:
#1571674
Бенардаки
Интересно. А это не он или его потомок потом основал Сормовский завод ?
Симен2 написал:
#1571684
А это не он или его потомок потом основал Сормовский завод ?
Он. Дмитрий Егорович Бенардаки - сын Егора Бенардаки, греческого корсара, командира "Феникса".
STEFAN написал:
#1571671
Как то так.
Ал. Соколов, Летопись крушений и пожаров судов русского флота, стр. 43 - Иоанн Богослов сгорел до днища 11 ноября 1794 г., "стоя в реке Буге у Николаева при перемывке крют-камеры".
Нашел у Гребенщиковой во 2-м томе её "Истории Черноморского флота"...
Речь шла о гибели части флотилии в Лимане зимой 1788 - 89 гг.
Дословно: "Одну из береговых батарей российские солдаты в шутку называли "Диван" (??? - почему в шутку?), и в сводке за декабрь указано, что "батарея Диван повреждена льдом", но этот же лёд, набившийся под неё, не позволяет ей затонуть."
Сразу непонятки - как БЕРЕГОВАЯ батарея вообще может затонуть? Бред же. Видимо, либо автор тупит, либо речь идет о ПЛАВУЧЕЙ батареи. И судя по описанию - мелкосидящей и плоскодонной. Заинтересовался, стал смотреть источники.
В "Описании дел Морского министерства" надыбал данные "О крушении БОМБАРДИРСКОГО судна "Диван". (получается - не "солдаты в шутку", а вполне официальное название.
Стало быть - бомбардирская батарея, с мортирами. В лиманской флотилии пара таких имелась, но они не имели названий, только номера. И зиму ту пережили.
Потом нашел такое - "Ордер Потемкина контр-адмиралу Мордвинову" от 16 августа 1788 г. С такой информацией: "Равным образом ожидаю я нетерпеливо прибытия байдака, мортирами вооружаемого".
(кроме того, ожидал Светлейший и несколько катеров с мортирами.
И приказ Потемкина от 18 августа: "Судно с ЧЕТЫРЬМЯ морскими мортирами отделывается в Херсоне, которое и прибудет к гребной флотилии".
Четыре мортиры - это серьёзно. Вероятно байдак был не маленький. Кстати - байдак, это та же речная барка, или другое?
Предположение - этот "мортирный байдак" и был той самой батареей "Диван". Фактически - боевое судно, не числившееся пока ни в одном сборнике, начиная с Веселаго.
Какие будут соображения по данному вопросу?
Уважаемые коллеги!
Есть ли данные о турецком флоте, действовавшем в Лимане в 1787 г?
Его участии в нападении на Кинбурн?