Сейчас на борту: 
Olegus1974k,
RDX,
sezin,
shuricos,
Алексей Логинов,
Юрген
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#51 06.02.2018 19:16:49

Andrey152
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Москва
Линейный корабль "Севастополь "
Сообщений: 4631




Re: Десант на Босфор

Andrey152 написал:

#1247773
Я не про амурские мониторы говорю, у Черникова есть большая «энциклопедия мониторов». Там как раз про 12-дм мониторы  для Босфора есть информация, даже картинка представлена, где на монитор возгромождена 12-дм гаубица????

Выглядит это так:

https://b.radikal.ru/b16/1802/00/334db7bf06d9t.jpg

https://a.radikal.ru/a11/1802/bd/649d52142285t.jpg

https://c.radikal.ru/c05/1802/aa/e6aabce76cfbt.jpg

https://a.radikal.ru/a37/1802/ba/07ad7cbad516t.jpg

https://d.radikal.ru/d41/1802/fc/247eefce4527t.jpg

https://c.radikal.ru/c38/1802/b7/971c2c68cdf7t.jpg

Отредактированно Andrey152 (06.02.2018 19:17:28)


С уважением, Андрей Тамеев

#52 06.02.2018 23:07:59

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Десант на Босфор

1

Andrey152 написал:

#1247773
Я не про амурские мониторы говорю, у Черникова есть большая «энциклопедия мониторов». Там как раз про 12-дм мониторы  для Босфора есть информация, даже картинка представлена, где на монитор возгромождена 12-дм гаубица????

Да, я вас сразу не понял.
Но вы писали о 12-дм пушках, а Черников – о мониторах с 305-мм гаубицей (ведь Эбергард хотел, чтобы орудия мониторов имел “снаряды и заряды для гаубичной стрельбы с большими углами падения и возможно большим разрывным зарядом”). 
И что вас так удивило?
Речь шла о вот такой 305-мм гаубице обр. 1915 года с длиной ствола в 20 кал. (сравните с рисунком Черникова):

https://b.radikal.ru/b31/1802/67/44b076541416t.jpg

Эти гаубицы Морвед заказал ОСЗ, как раз в количестве 8 штук. К июлю 1915 года две из них уже были готовы.   
При стрельбе “морским” фугасным снарядом обр. 1911 года вес порохового заряда такой гаубицы был в 5,5 раз меньше веса заряда 12”/52 пушки, а вес самой гаубицы был раза в 4 меньше веса пушки.   

Andrey152 написал:

#1247773
Под «Императором Александром III” понимается, естественно, линкор, пушки с которого в 1915 г. передали для мониторов в связи с отсутствием турбин для линкора и переносом срока его сдачи.

Так уж прямо передали?

#53 06.02.2018 23:32:22

Andrey152
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Москва
Линейный корабль "Севастополь "
Сообщений: 4631




Re: Десант на Босфор

Good написал:

#1247971
Так уж прямо передали?

ф.949, оп.1, д.68. л.9
МГШ сообщает распределение 12"/52 , переданных в распоряжение Командующего флотом БМ:
4-12"/52 с ЛК "Император Александр III" из числа не предназначавшихся на мониторы, подлежат передаче в МКИПВ и отправлены в Ревель
4-12"/52 с ЛК "Император Александр III" из числа предназначавшихся на мониторы, готовности 1 очереди, подлежат отправке в Або, в распоряжение Начальника Або-Оландской позиции
4-12"/52 с ЛК "Император Александр III" из числа предназначавшихся на мониторы, готовности 2 очереди, подлежат передаче в МКИПВ и отправлены в Ревель

Good написал:

#1247971
Но вы писали о 12-дм пушках, а Черников – о мониторах с 305-мм гаубицей (ведь Эбергард хотел, чтобы орудия мониторов имел “снаряды и заряды для гаубичной стрельбы с большими углами падения и возможно большим разрывным зарядом”). 

А вот этому нет НИКАКИХ подтверждений, это чистая фантазия Черникова


С уважением, Андрей Тамеев

#54 07.02.2018 00:43:16

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Десант на Босфор

Andrey152 написал:

#1247975
ф.949, оп.1, д.68. л.9
МГШ сообщает распределение 12"/52 , переданных в распоряжение Командующего флотом БМ:[/quote]
А дата этого сообщения МГШ известна?

Andrey152 написал:

#1247975
А вот этому нет НИКАКИХ подтверждений, это чистая фантазия Черникова

Да, конечно, вам как специалисту виднее.
Но раз “это чистая фантазия Черникова”, то тогда и ваш вопрос исчерпан.

#55 07.02.2018 06:19:44

Andrey152
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Москва
Линейный корабль "Севастополь "
Сообщений: 4631




Re: Десант на Босфор

Good написал:

#1247983
А дата этого сообщения МГШ известна?

Ноябрь 1915 г.

Good написал:

#1247983
Но раз “это чистая фантазия Черникова”, то тогда и ваш вопрос исчерпан.

Мой вопрос был:

Andrey152 написал:

#1247316
Подскажите, а что известно достоверного про черноморские мониторы 1915 г. с вооружением из 12-дм орудий с "Имеператора Александра III"?

Мониторы то были. Так что вопрос совсем не исчерпан...

Отредактированно Andrey152 (07.02.2018 06:20:19)


С уважением, Андрей Тамеев

#56 07.02.2018 07:55:57

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Десант на Босфор

Andrey152 написал:

#1247997
Ноябрь 1915 г.

Тогда понятно.
Комиссия при МГШ закончила свою работу в октябре.

#57 07.02.2018 09:27:00

Andrey152
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: Москва
Линейный корабль "Севастополь "
Сообщений: 4631




Re: Десант на Босфор

Good написал:

#1248012
Комиссия при МГШ закончила свою работу в октябре.

Именно так


С уважением, Андрей Тамеев

#58 07.02.2018 11:20:02

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Десант на Босфор

Кстати, в другой своей работе Черников писал, что тяжелый монитор с тремя 14" орудиями, проект которого разрабатывал Адмиралтейский завод, предназначался для Балтики - "для действий на минно-артиллерийских позициях" (Грибовский В. Ю., Черников И. И. Броненосец "Адмирал Ушаков" - СПб.: "Судостроение", 1996. - с. 121-124).

#59 11.02.2018 18:35:58

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Десант на Босфор

О войсках для десанта и опыте проведения десантных операций (продолжение).

В первой половине 1916 года русские успешно осуществили ряд десантов и высадок войск на необорудованное побережье Лазистана: тактические десанты (по 2,1 тыс. человек) у Атины и Мепаври, а также высадки – двух пластунских бригад с артиллерией в Ризе (около 18,4 тыс. человек), 1-й Кубанской пластунской бригады в Хамуркане (более 8,2 тыс. человек), 127-й (более 16,8 тыс. человек) и 123-й (более 17,6 тыс. человек) пехотных дивизий последовательно, в бухте Кавата (около Трапезунда). [38] И хотя высадки осуществлялись на побережье, уже занятое русскими войсками, они планировались и выполнялись как десант в тыл противника.
В результате был получен большой опыт в проведении всех этапов десантной операции – от посадки войск на транспорты, конвоирования силами флота десантного соединения на переходе морем, мероприятий по ПЛО и ПМО, по охране места десантирования, до создания базы высадки и формирования пунктов высадки. Была также определена оптимальная организация управления такой операцией.   
В отношении ПЛО, следует отдельно отметить, что потери Транспортной флотилии от действий германских подводных лодок часто очень преувеличиваются. Например в [39] указывается:“С весны 1916 г. … усилилась деятельность немецких подводных лодок. К началу июля 1916 г. было потеряно 30 крупных транспортов (25% транспортной флотилии), не считая двух госпитальных судов…”
В действительности, за год (с сентября 1915 года – до сентября 1916 года) действий на Черном море подводных лодок противника, они сумели потопить всего лишь 5 транспортов (№ 46 “Патагония”, № 55 “Роклиф”, № 72 “Флорида”, № 77 “Цементкруг”, № 108 “Тевере”) общей вместимостью 16074 брт и 2 госпитальных судна (№ 51 “Португаль”, № 120 “Вперед”) Транспортной флотилии. [40]
Воодушевленное успехом совместных с армией операций в Лазистане, руководство Морведа обратилось к Ставке с предложением осуществить, отложенную ранее на неопределенный срок, Босфорскую экспедицию. Но Алексеев был против этого проекта. Он считал, что “решение судьбы настоящей войны будет зависеть, главным образом, от хода дел на европейском театре, то есть французско бельгийском и нашем западном. … Мы не имеем права в данный период разбрасывать наши войска и направлять их на выполнение хотя и серьезных, но, тем не менее, второстепенных задач на удаленном участке.” [19] Кроме того, Алексеев полагал, что для захвата пролива и Константинополя необходима целая десантная армия силой в 3,5-4 корпуса и самое удобное место для её высадки – это устье реки Сакария, расположенное в 4-5 дневных переходах от Босфора. Но наличные транспортные средства флота были не в состоянии “в должный срок перебросить столь многочисленную армию и обеспечить её снабжение”, на основании чего Алексеев делал заключение о том, что “Черноморский флот вообще не в силах выполнить Босфорскую операцию”. [41] 
Однако, в июньской (1916 года) директиве Ставки Черноморскому флоту, наряду с указанием “перевозить силами Транспортной флотилии максимально возможное количество грузов, необходимых для обороны и для войск юго-западного края” ставилась задача подготовить в 2-3 месячный срок транспортные и десантные средства “для осуществления самостоятельной десантной операции (силой в 3-4 корпуса) на занятое противником побережье, при этом достигнуть возможности поднять и высадить одновременно не менее 3 пехотных дивизий и 3 артиллерийских бригад с их обозами”. [38]
По расчетам штаба Хоменко, для одновременной перевозки указанных в директиве войск численностью около 61 тыс. человек, более 13,1 тыс. лошадей, около 1400 голов скота и более 3,6 тыс. повозок и орудий имелось 42 транспорта и ещё 31 необходимо было переоборудовать из грузовых в войсковые. Общая грузоподъемность транспортов, привлекаемых к десантной операции составляла 16 млн. пудов, а всего суда Транспортной флотилии были способны одновременно перевезти 18 млн. пудов груза (данные на август 1916 года). [19] Оставшегося тоннажа хватало для снабжения Кавказкой армии, но объем перевозимых общегосударственных хозяйственных грузов во время проведения десантной операции должен был конечно несколько уменьшится (см. пост 43).
В июле 1916 года Эбергард был заменен молодым и энергичным Колчаком.         
Новый командующий флотом намеревался убедить Ставку как в возможности, так и в необходимости Босфорской экспедиции, которую руководство Морведа планировало осуществить в сентябре 1916 года. [41]
По данным разведки флота в районе Босфора находилась только одна турецкая дивизия слабого состава. Разведгруппы, высаживаемые ночью с эсминцев на предполагаемых участках высадки (у мыса Кара-Бурну на европейском побережье и у Ривы на азиатском побережье) установили, что окопы и другие полевые укрепления, которые турки возвели ещё в начале 1915 года, когда они ожидали высадки русского десанта, “не только не заняты, но даже никем не охраняются и пришли в полное запустение”. Что касается подкреплений, то турки могли перебросить их к Босфору либо с Галлиполийского полуострова, либо с Салоникского или Кавказского фронтов. Однако, вследствие малой пропускной способности турецких железных дорог и почти полного уничтожения Черноморским флотом турецких морских перевозочных средств, эти подкрепления могли прибыть к Константинополю не ранее чем через 5-6 дней (с Галлиполийского полуострова), 10-15 дней (с Салоникского фронта) и 22-25 дней (с Кавказского фронта). [41]     
И действительно, к концу августа 1916 года в районах, относительно близких к Босфору, находились следующие турецкие войска [42]:       
во Фракии (в т. ч. в Константинополе) – 1-я армия (Эсат-паша) в составе 49-й пехотной дивизии и 1-й кавалерийской бригады;
на Галлиполийском полуострове – 5-я армия (О. Лиман фон Зандерс) в составе I-го корпуса (14-я и 16-я пехотные дивизии);
в Македонии (Салоникский фронт) – 50-я пехотная дивизия;
в Румынии – VI-й корпус (15-я, 25-я пехотные дивизии) и отдельная 26-я пехотная дивизия;
в Галиции – XV-й корпус (19-я и 20-я пехотные дивизии).
Исходя из данных разведки Морской штаб Верховного Главнокомандующего считал достаточным назначить в состав десанта для “внезапного овладения Босфором” только 5 дивизий. Согласно разработанному подробному плану операции 1-й эшелон десанта включал 3 дивизии. Две из них должны были высадится на рассвете “по обоим сторонам пролива”. Третья дивизия высаживалась “в зависимости от выяснившейся на берегу обстановки”.  Десант захватывал входные батареи и вечером того же дня флот входил в Босфор. Далее, “десантные войска ночным штурмом, при содействии флота, овладевают группой батарей района среднего Босфора, вслед за чем проход для флота к Константинополю свободен.” Утром следующего дня, освободившиеся от десанта суда Транспортной флотилии отправляются в “ближайшие порты” за 2-м эшелоном десантных войск (2 дивизии). Этот эшелон должен прибыть к Босфору на 6-й день с начала операции и после высадки занять Чаталджинскую позицию, “чем пресекалась всякая связь Турции с её союзниками”. [41]             
К концу августа 1916 года в Черноморском флоте имелись следующие средства высадки десанта (приблизительно, т. к. точных данных мне найти не удалось): 50 “самоходов” (“болиндеров”) (часть из них без двигателей) [43], не менее 50 десантных ботов и 25 паровых и моторных катеров [19], а также как минимум 20 “эльпидифоров”.  Для буксировки “самоходов” можно было привлечь более десятка относительно мощных и мореходных буксиров и ледоколов.
При использовании для высадки двух дивизий 1-го эшелона десанта (40 тыс. человек, 8,7 тыс. лошадей, 0,9 тыс. голов скота и 2,4 тыс. повозок и орудий) хотя бы 80% имеющихся средств высадки – т. е. 16 “эльпидифоров”, 40 “самоходов”, 40 ботов с соответствующим количеством паровых и моторных катеров, а также буксиров, эти дивизии могли быть полностью высажены на берег при благоприятной погоде за 12 часов, даже в том случае, если транспортам пришлось бы остановиться не ближе чем в 4 милях от берега (вне действия полевой артиллерии противника, если бы таковая им использовалась). Порядок расчета времени высадки см. в [44].
В Морском штабе Верховного Главнокомандующего считали, что 1-й эшелон десанта должен состоять “из отборных войск, привыкших к действиям в пересеченной местности, ибо успех в подобного рода операциях не столько зависит от количества войск, сколько от их качества.” [41]
В Морведе в то время состояло только 3 воинские части, которые можно было назвать “морской пехотой”. Это отдельная морская бригада (морская бригада сухопутного фронта Морской крепости Императора Петра Великого) 8-батальонного состава, 1-й отдельный морской батальон Черноморского флота и отдельный батальон Гвардейского экипажа. Но в 1-м эшелоне десантных войск могли быть использованы только два последних батальона, т. к. отдельная морская бригада, судя по воспоминаниям её начальника контр-адмирала Фабрицкого [45], имела низкую боеспособность и могла привлекаться только для охраны побережья.   
Поэтому Морскому штабу Верховного Главнокомандующего пришлось включить в состав десанта армейские соединения. По мнению морского командования 1-й эшелон должен был состоять из пластунов и “кавказских гренадеров”. [41]
Все четыре Кубанские пластунские бригады находились на Кавказского фронте, где к сентябрю 1916 года боевые действия уже в основном закончились, и их можно задействовать в Босфорской операции, тем более что при отсутствии этих бригад боевой состав Кавказской армии уменьшался всего лишь примерно на 10% [46].
Кавказская гренадерская дивизия (“кавказские гренадеры”) входила в состав II-го Кавказского армейского корпуса 10-й армии Западного фронта. А т. к. эта дивизия занимала пассивный участок, то её тоже можно было без особых проблем привлечь к десантной операции.
К двум дивизиям 2-го эшелона десанта планировщики операции особенных требований не предъявляли. Поэтому при выборе этих дивизий были возможны самые разные варианты.
Например, 3-я Кавказская стрелковая дивизия, уже участвовавшая в подготовке десанта на Босфор весной 1915 года и находившаяся в августе 1916 года в резерве 5-й армии Северного фронта, а также, скажем, Сербская добровольческая пехотная дивизия, в то время закончившая формирование в Одесском военном округе.
27 августа в войну вступила Румыния и это событие послужило дополнительным доводом для Алексеева против проведения Босфорской экспедиции. Хотя очевидно (по крайней мере сейчас), что высадка десанта у Константинополя, помимо весьма вероятного вывода Турции из войны, оказала бы гораздо большее влияние на боевые действия в Румынии нежели ввод на румынскую территорию корпуса Зайончковского.     
А вообще, как писал Бубнов, при ведении переговоров со Ставкой о Босфорской операции “определенно выяснилось, что отрицательное отношение к ней со стороны сухопутного командования основывается не столько на возражениях против операции, как таковой, сколько на недоверии к флоту и к оперативным способностям командования на Черном море.”
Тогда Морской штаб Верховного Главнокомандующего “потеряв всякую надежду” получить войска от сухопутного командования “решился прибегнуть к крайней мере, а именно – сформировать для Босфорской операции собственный десантный отряд.” [41]
В конце 1916 года началось формирование отдельной Черноморской морской дивизии. На Черное море была перевезена отдельная морская бригада, которая затем была развернута в отдельную Балтийскую морскую дивизию. 1-й отдельный морской батальон Черноморского флота был переформирован в 3-батальонный морской полк, который впоследствии хотели развернуть в бригаду. В начале 1917 года предполагалось сформировать на базе Черноморской морской дивизии 2-дивизионный корпус, а батальон Гвардейского экипажа тоже развернуть в 3-батальонный полк. [38] 

[38] Флот в Первой мировой войне. Том I – М.: Воениздат, 1964. – c. 411, 431, 551, 552.
[39] Македон Ю. А. Использование судов торгового флота в военное время – Л.-М.: Госмориздат, 1940. – c. 125.
[40] Гончаров А. С., Заблоцкий В. П. Подводные лодки кайзера на Черном море (1915-1918 годы)//Гангут. 2003. №34 и №35.
[41] К истории действий русского флота в мировую войну: к.-адм. Бубнов. – Почему Россия не завладела Босфором во время минувшей войны//Зарубежный Морской сборник. №13 – Пльзень: 1931.
[42] Erickson E. J. Ordered to Die: A History of the Ottoman Army in the First World War –  Westport, Connecticut: Greenwood, 2001. – p. 134.
[43] Черников И. И. Черноморские десантные баржи//Судостроение. 1982. №9.
[44] http://kortic.borda.ru/?1-15-60-0000009 … 1354119411
[45] http://krotov.info/history/20/1900/fabrizky_1926.htm
[46] Масловский Е. В. Мировая война на Кавказском фронте 1914-1917 г. Стратегический очерк – Париж: Возрождение, 1933. – с. 407, 479-481, 484, 492.

Отредактированно Good (13.02.2018 12:43:05)

#60 18.02.2018 19:26:23

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Десант на Босфор

О “слишком большом” расстоянии от Одессы до Босфора и об отсутствии рядом с местом высадки десанта закрытых стоянок для поддерживающих его транспортных и военных судов.

Действительно, Босфор находится, скажем так, не близко от русских портов – в 283 милях от Севастополя и в 329 милях от Одессы. [47] Отряд транспортов с десантом, со средней скоростью 7 узлов, мог совершить переход к Босфору из Севастополя за 41 час, а из Одессы – за 47 часов. 
Не касаясь многочисленных и разнообразных планов десантной экспедиции на Босфор, выработанных в разное время до ПМВ, остановлюсь только на первом из планов военного времени, разработанным 2-й оперативной частью МГШ в конце 1914 года с учетом сложившейся на Черном море обстановки после прихода туда “Гебена” и “Бреслау”. [48]
По этому плану предполагалось, после достижения господства русского флота на Черном море высадить главные силы десантной армии в болгарском порту Бургас “для движения их к Константинополю через Чаталджинские позиции, при постоянном охвате правого фланга турецкой армии посредством новых десантных высадок со стороны Черного моря. Одновременно планировалось высадить отдельный отряд у Эрегли – “для действий на сообщения Константинополя (и турецкой армии в Европе) с Анатолией”. А т. к. такую операцию предполагалось провести после “решения борьбы массовых армий на главном театре, то и необходимые силы для десантной армии, и необходимый для их высадки порт Бургас” считались обеспеченными.   
В марте 1915 года, в ответ на директиву Ставки, в которой Черноморскому флоту указывалось “оказать содействие в виде демонстрации у проливов, которая, в зависимости от достижения нашими союзниками успеха, может быть развита включительно до занятия Босфора совместно Черноморским флотом и флотом союзников” [49], Эбергард предложил немедленно занять рейд Бургаса. Он писал в своем докладе в Ставку: “…получив разрешение на занятие Бургаса хотя бы силою, я приму немедленные меры к оборудованию этой бухты в безопасную якорную стоянку и защищенный с моря пункт снабжения флота и войск десантного корпуса. Плавучая база в составе мастерской, госпиталя, угольных, нефтяных и водяных транспортов, спасательного судна, баз подводного плавания и партий траления оборудована. Крейсера-базы гидроаэропланов готовы и испытаны. Боновое заграждение может быть взято из Севастополя. Запас мин заграждения вполне достаточен для надлежащего заминирования подходов к базе. Севастопольская крепостная артиллерия подготовляется для переноса на Босфор или в Бургас, если бы в этом встретилась надобность…”. [50] (Порт Бургас, расположенный в 110 милях от входа в Босфорский пролив, имеет “совершенно укрытый, очень просторный рейд”. Другой такой ближайший к Босфору закрытый рейд – это Синоп, который находится на таком же расстоянии от этого пролива, что и Севастополь.)
Но, как указывалось выше, договориться с болгарами не удалось, а от предложения захватить Бургас силой русское руководство отказалось, не желая создавать себе нового противника.
Следует отметить, что суда флота, поддерживающие десант на Босфор, могли также использовать для погрузки топлива (снабжения) и укрытия от штормов бухты Эрегли, Зунгулдак и Иниада. Но удобство погрузки и безопасность стоянки в этих бухтах существенно зависели от состояния погоды.
Так, рейд Эрегли, который находится на анатолийском берегу на расстоянии 100 миль к востоку от Босфора, хорошо закрыт с севера, востока, удовлетворительно с юга, но совершенно открыт с запада.
В бухте Зунгулдак, расположенной в 128 милях от Босфорского пролива, стоянка судов флота на рейде могла быть обеспечена только при восточных и южных ветрах, потому что она совершенно открыта с севера и запада. “В гавани у мола, имеющего около 150 саженей длины, может стать один корабль и несколько миноносцев.”
Бухта Иниада расположена в 60 милях к северо-западу от Босфора на европейском берегу. “Это просторный рейд, закрытый с запада, с севера и с северо-востока и открытый с юга через восток до северо-востока.” [48]
Осенью 1915 года, когда Болгария вступила в войну и напала на Сербию, идея высадки десанта в болгарском порту (на этот раз в Варне) возникла вновь. Планируя вторжение на болгарскую территорию с целью помощи сербам, русское командование предполагало провести войска в Болгарию через румынскую Добруджу или, в крайнем случае, перевезти их по Дунаю (в том числе в румынских территориальных водах) на судах Экспедиции особого назначения и высадить в Рущуке. Однако, Румыния отказалась нарушить свой нейтралитет и тогда сам Алексеев (!) предложил высадить в Варне целую армию (7-ю) в составе 7 пехотных дивизий. Но морское руководство считало такую операцию слишком рискованной и для её выполнения выдвинуло ряд предварительных условий (фактически отговорок). Например, Эбергард предложил сначала “приобрести” для организации снабжения десанта базу в румынской Констанце (расстояние от Констанцы до Варны – 80 миль, в то время как от Одессы до Варны – 245 миль). [51] Кетлинский вообще считал, что наилучшей помощью Сербии является не вторжение в Болгарию, а высадка десанта на Босфор, которую правда можно будет осуществить только после “полного разгрома балканских армий врагов”. [52] А когда Ненюков, докладывая в Ставке, сообщил, что появившиеся в Черном море 3 германские подводные лодки “сделали десантную операцию фактически невозможной”, то Алексееву ничего больше не оставалось, как пригрозив “переформировать Черноморский флот в пешие бригады” :), отказаться от болгарской экспедиции. [51]
Как указывалось в моем предыдущем посте, летом 1916 года, после замены Эбергарда Колчаком, Морской штаб Верховного Главнокомандующего совместно с штабом Черноморского флота разработал новый план Босфорской десантной операции.
Прежде всего в этом плане, на основании опыта весенних десантных операций в Лазистане, было предусмотрено существенное сокращение времени выгрузки десантных войск (со всеми их грузами) с транспортов на берег. Это достигалось в основном путем использования для перевозки пехоты десанта специальных высадочных средств (“самоходов” и “эльпидифоров”), каждое из которых могло взять на борт в среднем по 800 чел. [44] Планировалось высаживать: в 1-ю очередь (в течение 1-2 часов, в зависимости от расстояния от места остановки транспортов до берега) – всю пехоту с пулеметами и морские команды связи; во 2-ю очередь (между вторым и шестым часами) – разгрузочные команды и команды пристаней, остальные части связи, артиллерию с зарядными ящиками, патронные двуколки и т. д.; в 3-ю очередь (между четвертым и двенадцатым часами) – артиллерийские парки, обозы, команды побережья высадки и т. п. [53]
При соблюдении такого графика первые две дивизии десанта высаживались в течение 12 часов и выгруженные транспорты уже на рассвете второго дня высадки могли следовать в Одессу и Севастополь за войсками 2-го эшелона десанта. В тот же день, согласно плану операции, Черноморский флот должен был войти в Босфор. [41]
Т. о. суда, обслуживающие десант, получали “безопасную якорную стоянку и защищенный с моря пункт снабжения флота и войск”. Для обеспечения этого “пункта” выполнялись мероприятия, предусмотренные еще Эбергардом в марте 1915 года (см. выше) – ввод в пролив судов т. н. плавучей базы флота и, при необходимости, установка минных заграждений, береговых орудий, создание боновых заграждений.
После уничтожения или вытеснения из Босфора в Мраморное море германо-турецких военных кораблей Черное море становилось безопасным от надводных кораблей неприятеля. Оставалась только угроза от подводных лодок.
В сентябре 1916 года, когда планировалось осуществить высадку десанта на Босфор, в Черном море находилось 7 германских подводных лодок. Пять из них (U33, UB7, UB8, UB14 и UB42) базировались в Евксинограде, а ещё две (UB45 и UC15) находились в Проливе. [54]
Константинопольские лодки будут уничтожены, захвачены или выгнаны в Мраморное море в процессе десантной операции, а база подводных лодок в Евксинограде может быть заблокирована минными заграждениями, как это и было в действительности сделано к концу 1916 года.       
Во время высадки десанта и форсирования Босфора флоту необходимо будет также нейтрализовать минные и боносетевое заграждения противника.
Турецкое боносетевое заграждение [55] было установлено примерно в 4,5 милях от входа в Босфор.
В отношении минных заграждений в [56] указывается, что “…поставив три заграждения в 148 мин у русского побережья в Черном море и 488 мин в Дарданеллах, турецкий флот полностью израсходовал имевшийся запас мин, вследствие чего не могли быть выставлены оборонительные заграждения в наиболее важных участках анатолийского побережья: в особенности для защиты Зунгулдака и Эрегли, где находились угольные копи…” Об отсутствии у турок оборонительных минных заграждений свидетельствуют также и действия русских эсминцев, которые во время постановки мин у Босфора или высадки “агентов” иногда подходили очень близко к турецкому берегу. Поэтому можно с достаточным основанием предположить, что у турок были выставлены только совсем незначительные минные заграждения непосредственно при входе в Пролив.   
Теперь о снабжении высадившихся войск.
Согласно [57], армейскому корпусу в составе 48 тыс. человек и 16,5 тыс. лошадей требовалось в сутки 10,5 тыс. пудов продфуража. Численность десантных войск (5 дивизий) с учетом персонала базы высадки могла ориентировочно составить до 105 тыс. человек и до 23 тыс. лошадей (см. численность трех десантных дивизий, приведенная в посте 59). Отсюда, потребность этих сил в продфураже не должна была превысить 20 тыс. пудов (около 328 т) или около 197 рт (продфураж весом в 1 т занимает по объему в среднем 0,6 регистровой тонны [53]) в сутки .
В [57] также приводится количество грузов (в объемной мере – в вагонах), которые должны были перевозиться в сутки для нужд действующей армии. Из них около 70% продфураж, а остальное – вещевое довольствие, артиллерийские и инженерно-технические грузы, пополнение людьми и лошадьми.
Тогда общий объем грузов всех видов снабжения войск, высадившихся на Босфоре и ведущих боевые действия, должен составить немногим более 280 рт в сутки. Для доставки этих грузов, при обороте транспортов в 7 суток (порт погрузки Одесса), требовались суда общей вместимостью примерно в 3300 брт.   

[47] Флот в Первой мировой войне. Том I – М.: Воениздат, 1964. – c. 319.
[48] Козлов Д. Ю. Нарушение морских коммуникаций по опыту действий Российского флота в Первой мировой войне (1914-1917) – М.: “Русский Фонд Содействия Образованию и Науке”, 2012. – c. 451, 464.
[49] Новиков Н. Операции флота против берега на Черном море в 1914 – 1917 гг. – М.: Воениздат, 1937. – c. 91.
[50] Лукин В. К. Заметки о боевой деятельности Черноморского флота в период 1914–1918 гг. – СПб.: Petronius, 2008. – c. 123.
[51] Каширин В. Б. Несостоявшаяся экспедиция русских вооруженных сил на Балканы осенью 1915 года//Новая и новейшая история. 2004. №6.
[52] Петров М. Морская оборона берегов в опыте последних войн России – Л.: Издание военной типографии Управления Делами Наркомвоенмор и РВС СССР, 1927. – с. 188, 189.
[53] Гельмерсен П. В. Морские перевозки – Л.: Издание Отделения Военных Сообщений при Ленингр. Инст. Инж. Путей Сообщ., 1930. – с. 81, 82, 213, 214.
[54] Гончаров А. С., Заблоцкий В. П. Подводные лодки кайзера на Черном море (1915-1918 годы)//Гангут. 2003. №35.
[55] Приданников М. И. Сторожевые катера фирмы “Гринпорт”//Морская коллекция. 2011. №5.
[56] Гончаров Л. Г., Денисов Б. А. Использование мин в мировую империалистическую войну 1914-1918 гг. – М.-Л.: Госвоенмориздат НКВМФ СССР, 1940. – c. 123, 124, 126, 127.
[57] Васильев Н. Транспорт России в войне 1914-1918 гг. – М.: Воениздат, 1939. – c. 80, 150.

#61 29.04.2019 19:18:19

Юрген
Капитанъ I ранга
k1r
Откуда: С-Петербург
Сообщений: 9755




Re: Десант на Босфор

#62 04.02.2023 11:52:49

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Десант на Босфор

Попробую реанимировать тему. Тем более, что она осталась не до конца раскрытой.
Поэтому добавлю информацию из новых источников.

Good написал:

#1234541
а) для перевозки и высадки достаточного десанта, а также его дальнейшего снабжения не было соответствующего тоннажа;

Для начала раскрою довоенные (до Первой войны) представления о десантных операциях и, что интересно для ответа на вопрос уважаемого Good'a, о необходимом наряде перевозочных средств.

И. Защук. "Русский флот. Справочная книжка для сухопутных офицеров". С-Петербург, 1912 г.
Глава IX. Десантные операции.
3. Определение количества судов, потребных для десанта, и распределение по ним войск и грузов.

Спойлер :

Считая грубо, большой военный транспорт может вмещать примерно 1 батальон военного состава с соответственной частью обоза, эскадрон или батарею с обозом же. Для перевозки корпуса военного состава (32 батальона, 12 батарей, 24 эскадрона, 2 конных батареи) необходимо около 70 больших транспортов. (выделано мной)

Получаем, что на основании опыта учений и перевозки войск на ДВ, представление о необходимом наряде судов для Босфорской операции у офицеров флота было. Причем весьма здравое и подтверждённое дальнейшей историей.

Упс. Не указал источник
https://www.simvolika.org/vv044_11.htm

Отредактированно Константин (04.02.2023 14:36:42)


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#63 04.02.2023 14:35:50

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Десант на Босфор

Уже в ходе войны, судя по архивному делу 25 февраля 1915 года, на подпись Морскому министру предоставлен доклад 2-го отделения Морского Генерального штаба за подписью капитана 1-го ранга Головина, "Десантные операции. Соображения по перевозке войск Транспортной флотилией по Чёрному морю и денежные ассигнования."

В Докладе перечислены годные для десантной операции пароходы: 52 русских, 9 враждебных держав и 12 дружественных и нейтральных держав, всего 73 единицы. Распределение этих 73 пароходов по портам. Далее описаны мероприятия по оборудованию этих пароходов для перевозки войск и предполагаемые расходы. Предложены состав отрядов (в общих чертах), порядки составления планов перевозки, места сбора транспортов в портах, посадки, перехода, высадки, обратные переходы, снабжения войск. Отдельно предложен график перехода отрядов за несколько рейсов.

Русские пароходы, предложенные в Докладе (орфография сохранена):

Спойлер :

Трофейные пароходы:

Спойлер :

N.B. Обращает на себя внимание, что указанные в списке "Истокъ" и "Эрна", а так же неуказанные "Атос" и "Олег" РОПиТа, к моменту доклада уже бесславно утонули у Зунгулдака. О чём в МГШ, по видимому, не знали.
Союзные и нейтральные пароходы:

Спойлер :

Для этих 73 пароходов указывается вместимость в "условных ротах", так как Военное ведомство требовало нераздельность подразделений при перевозке. В пехоте - рота, в кавалерии и артиллерии - взвод.
Все суда предлагалось разделить на 7 отрядов, по 10-11 единиц. Кроме того в Докладе указывается, но не перечисляется, 7 пароходов для чисто транспортных функций. Для отряда предполагается высадка в течении 11 часов. После чего отряд возвращается в порт погрузки для второго рейса.

По расчету в Докладе первым рейсом предполагается перевезти: 164 роты (пехотные, саперные, телеграфные, искровые), 11 эскадронов и 15 батарей, 10 штабов пехотных полков, 2 штаба кавалерийских полков, 3 управления артиллерийских бригад, 2 штаба дивизий . Всего 1138 офицеров, 50874 нижних чинов, 9365 лошадей, 209 орудий и пулемётов, 416 зарядных ящиков и патронных двуколок, 954 двуколок, 476 парных повозок, 12 четырёхконных повозок и 203 походных кухонь.
За второй рейс: 98 рот, 9 эскадронов, 15 батарей, 6 штабов пехотных полков, 2 штаба кавалерийского полка, 2 управления артиллерийских бригад, 2 штаба дивизий, штаб армии, 6 артиллерийских парков, 6 дивизионных лазаретов, хлебопекарни. Всего 1153 офицера, 38633 нижних чинов, 11220 лошадей, 168 орудий и пулеметов, 336 зарядных ящиков и патронных двуколок, 1463 двуколок, 773 парных повозок, 186 четырёхконных повозок и 2 походных кухни.
Всего за два рейса планируется перевезти армию в составе 4-х пехотных дивизий по 16 батальонов, 4-х кавалерийских полков, всего 20 эскадронов, 5-и артиллерийских бригад, всего 30 батарей (по видимому 24 легких, 6 мортирных и тяжелых).

Доклад здесь
https://book-olds.ru/BookLibrary/00923- … .-RIF.html
и здесь
https://gwar.mil.ru/documents/view/64004959/

Отредактированно Константин (04.02.2023 14:39:24)


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#64 04.02.2023 15:11:32

knl_1983
Участник форума
Сообщений: 47




Re: Десант на Босфор

2

Так, для интереса. Численность личного состава, количество вооружения и боеприпасов Босфорского укрепленного района примерно в апреле-мае 1915 г. по турецким данным: 398 офицеров, 972 унтер-офицера, 14 771 рядовой, 175 пушек, 3163 винтовки, 38 516 артиллерийских снаряда, 1 009 151 патрон (Birinci Dünya Harbinde Türk Harbi. VIII cilt. Deniz Harekâti. Gnkur. Basımevi - Ankara, 1976).

#65 04.02.2023 16:23:31

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Десант на Босфор

knl_1983 написал:

#1567928
Так, для интереса. Численность личного состава...

Не густо..! Особенно 3+ тыс винтовок. Да ещё деленное на два, по берегам пролива.
Гораздо большую опасность на этот период представляют 1-я и 2-я турецкие армии во Фракии. 12 дивизий или 108 расчетных батальонов.
Но здесь зависит от оперативных планов нашего командования. Где будет высадка?
Впрочем, я не отвечаю на этот вопрос. Я только показываю на основе документов перевозочные возможности Транспортной флотилии.

Продолжение следует...


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#66 05.02.2023 10:05:14

knl_1983
Участник форума
Сообщений: 47




Re: Десант на Босфор

Константин написал:

#1567934
Особенно 3+ тыс винтовок.

Одна винтовка даже не на троих, а почти на пятерых )))

#67 18.02.2023 09:32:04

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Десант на Босфор

knl_1983 написал:

#1567928
Численность личного состава, количество вооружения и боеприпасов Босфорского укрепленного района примерно в апреле-мае 1915 г. по турецким данным: 398 офицеров, 972 унтер-офицера, 14 771 рядовой, 175 пушек, 3163 винтовки...

Это численность гарнизонов босфорских укреплений, поэтому так мало винтовок и относительно много орудий.

#68 25.02.2023 11:09:41

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Десант на Босфор

Между работой Защука и докладом Головнина, считаю, следует вставить еще один документ. "Предварительные соображения для расчета технической стороны Константинопольской десантной операции", датированные 1-м июнем 1914 года, за подписью капитана 2-го ранга Александра Васильевича Немитца.

Документ обширный и пересказывать его не вижу смысла. "Читаем. Наслаждаемся" (с)
https://gwar.mil.ru/documents/view/?id= … urial_docs


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#69 26.02.2023 10:14:48

Good
Старшiй лейтенантъ
st-let
Сообщений: 2307




Re: Десант на Босфор

Отчет о подготовке десантной операции на Черном море в 1915 году:
https://gwar.mil.ru/documents/view/5801 … z=58806453

Страниц: 1 2 3


Board footer