Вы не зашли.
Kronma написал:
#1578024
Необходимо прочитать оригинал фразы Старка, чтобы понять, о чём именно он говорил.
А ещё лучше послушать самого Старка.
Есть только то, что дошло до нас через Мельникова и Крестьянинова, причём зафиксировано на бумаге (топором не вырубишь).
Зачем тогда придумывать какую-то альтернативу?
Может Старк на завтрак "просрочку" съел, живот подвело - в итоге крейсер ему не такой, какой хотелось...
Мы же не будем предъявлять повару, что он, скотина эдакая, новый корабль захотел забраковать!
Отредактированно Mozk (28.05.2023 15:09:30)
Mozk написал:
#1578126
Есть только то, что дошло до нас
Вот я и предлагаю посмотреть документ, написанный самим Старком, а не его пересказ.
Mozk написал:
#1578126
зачем придумывать какую-то альтернативу?
Не понял, какую альтернативу?
Стволяр написал:
#1578120
А показана ли на данных чертежах толщина палубного настила под данной броней?
Конкретно под бронёй не показана, но на продольных разрезах проставлена толщина листов настилки жилой палубы = 1/4" = 6,35 мм.
Также на них показаны толщины листов броневой палубы:
Верхний лист 45/64" = 17,86 мм, нижний лист 19/32" = 15,08 мм, общая толщина = 32,94 = 33 мм.
Кормовая 6-дм башня, фрагмент продольного разреза:
Носовая 6-дм башня, фрагмент продольного разреза:
Кормовая 6-дм башня, фрагмент поперечного сечения:
Отредактированно Kronma (28.05.2023 15:49:58)
Kronma написал:
#1578135
Конкретно под бронёй не показана, но на продольных разрезах проставлена толщина листов настилки жилой палубы = 1/4" = 6,35 мм.
Тогда позволю себе еще одну "изначально потенциально ложную" теорию, уважаемый Kronma. 25,4+6,35 мм=31,75 мм. Но если считать без дробных долей - то 31 мм ровно. На каком-то чертеже теоретически могли указать совокупную толщину палубы (броня плюс настил), а за давностью времени и ветхостью чертежа, отражающейся на четкости цифр на нем, "3" могло читаться как "5", а "7" как "1". В итоге якобы "51,15" вместо "31,75" округлили до 51 мм - и получили цифру, которую и включил в свои работы Мельников.
Хотя это я, пожалуй, совсем уж "загоняюсь"...
Да, загоняетесь. Если на чертеже написано 3 никак 5 не прочтешь.
Хотя некоторые деятели в миделе по Азову умудрялись 7 за 4 выдавать
Боярин написал:
#1578161
Да, загоняетесь. Если на чертеже написано 3 никак 5 не прочтешь.
Скажем так - загоняюсь, конечно, но не без оснований, уважаемый коллега. Порой, разбираясь в имеющихся в книгах старых русских чертежах с их рукописными цифровыми обозначениями, да еще и утратившими четкость после сканирования и ужатия в относительно малый размер, именно с цифрами "3"/"5"/"8" и "1"/"7" (да и той же "4") имел больше всего проблем в их распознавании и отграничении друг от друга.
С уважением. Стволяр.
Отредактированно Стволяр (28.05.2023 19:02:25)
Kronma написал:
#1578136
Полагаете, Мельников был сослуживцем Старка?
А-а! Это получилось неплохо!
Kronma написал:
#1578136
Или всё же работал в Архиве с документами 80-летней давности?
Вот тут конечно ?.
Мельников, он да, мог себе позволить своё субъективное мнениЁ подАть как убедительно-общественно-массовое.
Со Старком вполне могла произойти аналогия.
У Рафаила такое не прокатит.
У всех его пассажей есть источник. Где-то кто-то что-то сказал. Это было Рафаилом зафиксировано и в нужном месте выдано.
Другое дело, что источник может быть сомнительный.
Например, Алексеев - внебрачный сын Александра II - взято им из БСЭ.
Рюрик - Таймс назвала жемчужиной Кильской эскадры - взято им из книги Балтийский судостроительный. 1970.
Рафа уже не волнует, что в самой Таймс про жемчужину ни слова.
Главное - отсебятиной он никогда не занимался
Стволяр написал:
#1578154
округлили до 51 мм - и получили цифру, которую и включил в свои работы Мельников.
Слабое место этой теории в том, что толщина 51 мм указана именно для брони подачных труб, а не для палубного бронирования (пусть и дополнительного, но всё равно - горизонтального).
Я даже не могу представить, чисто теоретически, в какой из частей подачных труб можно было уменьшить толщину с 73 до 51 мм, и почему?
Мельников довольно подробно расписывает историю проектирования и постройки корабля, указывает на уменьшение толщины брони подачных труб с проектных 75 мм до 73 мм, но нигде и никак не объясняет, откуда взялась толщина 51 мм.
Я всё же склонен считать, что это какая-то цифра из проектной спецификации (или другой техдокументации), которая затем ошибочно перекочевала в текст книги Мельникова в виде справочных данных. Достаточно взглянуть, как автор в разных частях книги весьма вольно говорит о толщине бронирования элеваторов. Она то 40 мм, то от неё отказываются вовсе, затем вновь появляются 35 мм, позже - 25 мм. В общем, целостной картины по этому вопросу у меня не сложилось. Возможно, то же - и с бронёй подачных труб.
Отредактированно Kronma (28.05.2023 23:17:09)
Kronma написал:
#1578196
Слабое место этой теории в том, что толщина 51 мм указана именно для брони подачных труб, а не для палубного бронирования (пусть и дополнительного, но всё равно - горизонтального).
Я даже не могу представить, чисто теоретически, в какой из частей подачных труб можно было уменьшить толщину с 73 до 51 мм, и почему?
И на этот счет у меня есть одна версия, уважаемый Kronma.
Если провести аналогию с вертикальной броней самих башен "Богатыря" со товарищи (лобовая часть - 125 мм, тыльная - 90 мм), то можно было бы теоретически допустить, что утончили броню с 73 до 51 мм в плитах барбетов, обращенных в корму (для носовой башни) и в нос (для кормовой) - как в потенциально наименее поражаемых зонах (на прилагаемом рисунке эти участки отмечены красным).
То есть, с учетом сказанного Р.М.Мельниковым о разбиении каждого из двух верхних ярусов брони подачных труб на четыре плиты - в одной из этих четырех плит. Ну а ответ на вопрос "Почему?" - вероятнее всего, для минимизации перегрузки с учетом всех изменений, внесенных в проект в России.
С уважением. Стволяр.
Стволяр написал:
#1578207
можно было бы теоретически допустить, что утончили броню с 73 до 51 мм в плитах барбетов, обращенных в корму (для носовой башни) и в нос (для кормовой)
Это выглядит логичным, и это было первое, о чём я подумал.
Но, на чертежах, датированных 12-10-1902 и 02-12-1902гг, толщина всех плит поясов подачных труб одинаковая, и равна 73 мм.
Здесь у плит одинаковый вес, и стало быть, одинаковая толщина:
И на этом фрагменте чертежа толщина всех плит одинаковая:
Допускаю, что на каком-то из заседаний МТК в 1903 г. было принято решение уменьшить толщину плит в наименее поражаемых зонах, и у меня просто нет этого чертежа, но тогда ответ надо искать в текстовых документах, в переписке.
Кроме того, Мельников наверняка упомянул бы об этом факте, однако нет...
Боярин написал:
#1578188
У Рафаила такое не прокатит.
У всех его пассажей есть источник. Где-то кто-то что-то сказал. Это было Рафаилом зафиксировано и в нужном месте выдано.
"Где-то кто-то что-то сказал" - наверно это ближе всего к истине.
Тем более, что на постреволюционном пространстве всё царское офицерство представлялось бездарным и чуждым трудовому народу Страны Советов. Про РЯВ так вообще сплошной негатив, и на агитационном поле Старк изначально назывался одним из виновников первых потерь в войне. Вполне могли ему и Богатыря "прибавить"
В этом случае на первый план выступает личность самого адмирала Старка. Насколько он был профи в своей должности? Честно говоря, я про него толком не интересовался. Да и тема для этого нужна другая
Mozk написал:
#1578215
на первый план выступает личность самого адмирала Старка
На первый план выступает исходный текст фразы Старка про слабость бронирования (или вовсе небронирование?) подачных труб 6-дм башен "богатырей".
Kronma написал:
#1578235
На первый план выступает исходный текст фразы Старка про слабость бронирования (или вовсе небронирование?) подачных труб 6-дм башен "богатырей".
Поразмыслил тут на досуге - и родил еще пару концептуально родственных идей насчет того, почему Старк мог выразиться подобным образом.
1. Из работ Р.М.Мельникова косвенно следует, что по первоначальной спецификации броню крейсера (включая и вертикальную) предполагалось выполнить из обычной сименс-мартеновской стали - и лишь позже МТК настоял на ее замене на крупповскую (для вертикальных плит):
Посему, если Старк был знаком только с этой самой первичной спецификацией (или даже с какими-то промежуточными решениями МТК, правившими данную спецификацию по части качества брони, но не касавшимися защиты именно подачных труб) - его мнение получает хоть какое-то обоснование. Формально обычная судостроительная сталь, пусть даже и 73-мм толщины - это все же не броня.
2. Еще один вариант касается отражения информации о защите крейсера в приводившемся немецком источнике 1902 года. Там про броню башен прямо сказано, что это броня - "Mantelplatten" и "Panzerplatten" (насколько я понял, соответственно "поверхностно упрочненные плиты" и "броневые плиты"). А вот про защиту подачных труб - просто "ungehartetem Nickelstahl" ("незакаленная никелевая сталь"), без всякой приставки про "Panzer":
И такую словесную конструкцию Оскар Викторович, если был знаком именно с нею, тоже, полагаю, мог расценить как свидетельствующую о неброневом характере материала подачных труб.
При этом в обеих версиях он, получается, не отрицает наличие прикрытия подачных труб башен, но просто не признает его броневым.
С уважением. Стволяр.
Стволяр написал:
#1578472
он, получается, не отрицает наличие прикрытия подачных труб башен, но просто не признает его броневым.
Полагаю, это наиболее логичное объяснение, ув. коллега.