Вы не зашли.
Эд написал:
#1619741
Бой галеры вели преимущественно артиллерией, и был специальный абордажный отряд
Так о том и речь. Поэтому и по русским галерам 18 века и интересует разбивка заявленной общей численности на борту по категориям комсостав/матросы и артиллеристы/солдаты/гребцы. И если солдаты были гребцами, то как они после перехода на вёслах находили силы сражаться в абордажных боях?
Буйный написал:
#1619809
И если солдаты были гребцами, то как они после перехода на вёслах находили силы сражаться в абордажных боях?
Скорее всего, гребли посменно, хотя могла быть и особая абордажная партия. В 1742 г. армия передала флоту, в основном, на галеры, 7788 чел. В 1743 г. бою со шведскими галерами у Корпострёма на 22-баночных галерах было до 380 чел. (армейских, моряков и артиллеристов).
И снова по этим непонятным «уборным» и ораниенбаумским галерам.
1) Информация Веселаго о постройке в 1746 году 22-баночной галеры верна и подтверждается документами. Причем, галера была не только построена, но и почти отделана:
«14 августа (1746 г.) …Адмиралтейств-коллегия имели рассуждение: понеже по высочайшему Ея И.В. соизволению построена и ныне богато убирается 22-баночная галера…» - далее идет обсуждение как «украсить» гребцов и матросов, поскольку «по такому богатому убранству в матросских шляпах сидеть им весьма не прилично». Далее – обсуждение пошива гребецких колпаков из хорошего сукна с желтою тесьмой…
А пятью днями позже выясняется, что императрица соизволила приготовить только ботик, а галеру «спуском еще оставить и быть ей на штапеле»… Впрочем, «украшение» галеры продолжалось.
Не понятно одно – почему (по Веселаго) абсолютно оснащенную галеру так и оставили «на штапеле» на целых 15 лет? И как она за это время не пришла в полную негодность? Очень хороший лес? Или были приняты меры по ее консервации?
2) 19 января 1758 г. следует приказ наследника Петра Федоровича «построить галеру по учиненному чертежу», строить должен Алатченин «немедленно», употребив леса из оставшихся от ботов и шлюпок, не трогая «настоящих галерных лесов».
Возможно, речь шла о галере «Св. Елизавета», 12-баночной, небольшой, длиной, порядка 85 футов. Этим можно объяснить и указание о галерных лесах – для столь небольшой галерки они были не нужны.
3) Что за галера была спущена и отделана в начале июня 1762 года, которая получила наименование «Россия»?
Очень возможно, что это была та самая 22-баночная галера, построенная полтора десятка лет назад. Если это действительно она, то, возможно, она подверглась серьезной переделке, тем же мастером Алатчениным.
В случае, если «Россия» действительно была перетимберована, стоит допустить, что она значительно изменила внешний вид, вероятно, было уменьшено и число банок до 16-ти. Этим объясняется и число экипажа – 140 человек (если 4 чел. на весло – 128 гребцов, остальные – матросы), плюс несколько офицеров. Для 22-баночной галеры - маловато.
Таким образом, показанный ранее чертеж, с подписью бригадира Алатченина, вполне соответствует этой галере.
https://i.ibb.co/R7kcLzv/01.jpg
И еще один интересный момент:
STEFAN написал:
#1619517
12 июня командующий придворными судами лейтенант Семиков доложил коллегии, что он с отрядом судов – яхтами Транспорт Анна, Вирцоу и галерой Россия получил императорское повеление следовать «до петергофского рейда» (в Ораниенбаум?).
Но придворные суда в Ораниенбаум не успели уйти (или приказ был проигнорирован?).
2 июля Екатерина повелела «стоящую на Неве реке обще с яхтами уборную галеру разружить». Коллегия распорядилась «… ввесть в Галерную гавань и разружить, припасы и материалы отдать в магазины, и ту галеру вытащить под сарай на эллинг, … раскрыть по прежнему, дабы проходил ветер, для сохранения от гнилости…».
Т. е., получается, что такая процедура имела место и раньше?
По ораниенбаумским судам.
Скорее всего этот кораблик и есть "корабль" "Ораниенбаум" - по другому интерпретировать подпись, сделанную Ф.Игнатьевым в 80-х (приблизительно) годах, не получается.
Очень возможно, имелась на нем и третья (средняя) мачта.
Попробовал реконструировать и получается. что суденышко реально маленькое. Рослому человеку на нем вообще неуютно бы пришлось.
Насчет артиллерии - поставить 12 маленьких пушечек на палубе наверное возможно. Плюс штук восемь вертлюжных на носу и юте - по сути игрушечных... Отсюда и 20 пушек получится.
STEFAN написал:
#1619857
Насчет артиллерии - поставить 12 маленьких пушечек на палубе наверное возможно. Плюс штук восемь вертлюжных на носу и юте - по сути игрушечных... Отсюда и 20 пушек получится.
На мой взгляд, зыбковато. Надо искать...
А.Иванов написал:
#1619870
На мой взгляд, зыбковато. Надо искать...
???
Кстати, даже в официальных документах название этого городка часто искажали. Видимо, для русского человека слишком мудрено звучало...
Отредактированно STEFAN (01.08.2024 21:50:31)
А.Иванов написал:
#1619536
"Св.Андрей", пишет Осипов, Екатерине нравился, поэтому в 1776 г. вместо пришедшего в ветхость повелено построить новый мастеру Селянинову и в 1779 г. со старыми декоративными элементами новый фрегат отправлен в Ораниенбаум.
То есть в 1791 году было велено разломать его?
Была еще "министерская" яхта Св. Андрей. Связи нет?
А чем так смущают галеры годами стоящие на слипе?
Ещё в античности гребные суда хранили в ангарах, когда не было войны. И срок службы трирем как бы не 100 лет получался. Аналогично венецианцы хранили свои галеры в Арсенале.
Несколько позже венецианцы, а затем и французы с англичанами выяснили, что если парусник хранить в готовом или почти готовом виде на стапеле (но обязательно накрытый от осадков), то дерево дополнительно высыхает и потом такой парусник служит куда дольше кораблей построенных за стандартный срок.
Олег написал:
#1619880
дерево дополнительно высыхает
Пересохшее дерево становится хрупким, кроме того, появляется так называемая "сухая гниль". С этим постоянно сталкивался в закрашенных моделях 18 века. Казалось бы, закрасил и красота, однако, под краской дерево превращается со временем просто в пыль. Так что, долго хранить на берегу, что в открытом виде, что в закрытом, одинаково плохо - рассыхаются пазы, выпадает конопатка, дерево становится хрупким, а при опускании такого пересохшего дерева в воду, оно начинает стремительно всасывать в себя как губка, но это на молекулярная вода, поэтому только вред. Наверное все слышали о поливе палуб для предотвращения рассыхания пазов? Так что, все хорошо в меру.
STEFAN написал:
#1619875
Была еще "министерская" яхта Св. Андрей. Связи нет?
Нет, связи нет - чертеж яхты известен, довольно обычная яхта.
STEFAN написал:
#1619875
То есть в 1791 году было велено разломать его?
Наверно... Так получается, что на чертеже второй кораблик. Насколько он подобен первому?
STEFAN написал:
#1619873
Кстати, даже в официальных документах название этого городка часто искажали. Видимо, для русского человека слишком мудрено звучало...
Ну, вот... Зачем же надо было морочить голову окружающим? Местные коренные до сих пор произносят "Ранбов" (или Рамбов), приезжие жители - Раненбом, остальные стараются не произносить, больше Ломоносовым обзывают.))
Кстати, в каком чине подписан Игнатьев на чертеже? Просто напомню, что в 1778-1782 годах он находился в Архангельске, и если подписан учеником, то совпадает, по Осипову, с годами, когда Селянинов делал второй кораблик, 1776-1779. Вполне мог в качестве учебной работы копировать подлинник.
Про пушки все довольно зыбко, или источник врет, или кораблик не тот. Но 1-фунтовые пушки на станках одним человеком не справиться, хотя бы два необходимо. Следовательно, одних пушкарей требуется от 24 до 40 человек. Великоват экипаж. Да и как их крепить на открытой палубе??
Отредактированно А.Иванов (02.08.2024 16:23:41)
А.Иванов написал:
#1619910
Пересохшее дерево становится хрупким, кроме того, появляется так называемая "сухая гниль". С этим постоянно сталкивался в закрашенных моделях 18 века.
Вряд ли модели строились из дерева, которое предварительно сушилось лет 5.
Все нации исключительно хвалили корабли, которые после постройки лет 20 стояли на стапеле (закрытые от прямого дождя, конечно же).
Олег написал:
#1619913
Вряд ли модели строились из дерева, которое предварительно сушилось лет 5.
Как Вам сказать... Попадались заказы мастеров на липовые, ольховые и березовые кряжи для изготовления моделей, адресованные в Адмиралтейские мастерские. Так что, дерево шло совсем не спиленное по случаю "во дворе", а вполне себе судостроительное.
Дело не в высыхании, вернее не совсем только в этом высыхании. К примеру, несколько лет на Дороге жизни "высыхал" деревянный морской охотник, к тому же накрытый со всех сторон. Как результат, весь в труху с просевшими оконечностями. А открытым сохранялся в более-менее приличном состоянии... Дерево дышит, следовательно дело не в самом процессе высыхания, а в том, как обеспечить правильное проветривание и ограждение от резких перепадов влажности, сопровождающих осадки.
Вообще, детали моделей полагалось строить из тех же материалов, из которых были построены реальные корабли.
А.Иванов написал:
#1619921
Дерево дышит, следовательно дело не в самом процессе высыхания, а в том, как обеспечить правильное проветривание и ограждение от резких перепадов влажности, сопровождающих осадки.
Английский фрегат Unicorn уже 3й век разменял, у нас галера "Тверь" немного до 200 лет не дотянула, "Пернов" перевалил за 100 лет.
А если строить абы как из непонятного леса - долго такое не проживет, хоть в воде, хоть на суше.
У нас вообще кажется не особо заморачивались методами увеличить срок службы деревянных кораблей. Это англичане строили трёхдечники по 5-7 лет (из предварительно высушенного дерева), мы гораздо быстрее. Да, служили наши корабли меньше, так построить им замену не проблема. Леса много, он дешев.
А.Иванов написал:
#1619912
Кстати, в каком чине подписан Игнатьев на чертеже?
Ни в каком. Просто Фёдор Игнатьев.
Олег написал:
#1619913
Все нации исключительно хвалили корабли, которые после постройки лет 20 стояли на стапеле (закрытые от прямого дождя, конечно же).
Ещё можно вспомнить "Пенсильванию" - она помоему лет 30 стояла. Но всё таки климат в Питере совсем не такой, как на юге США и тем более в Греции.
Олег написал:
#1619880
Ещё в античности гребные суда хранили в ангарах, когда не было войны. И срок службы трирем как бы не 100 лет получался. Аналогично венецианцы хранили свои галеры в Арсенале.
Не для российских реалий. Галеры хранились, даже десятилетиями... но, результат был неоднозначным.
Чаще случалось - корабли просто приходили в негодность прямо на стапеле.
Насчет данной галеры смущают несколько моментов: почему "уборная" галера, стоимостью две-три обычных военных галеры, не использовалась по своему прямому назначению, а ветшала, стоя на стапеле? Могли же использовать в качестве прогулочной яхты.
По Веселаго - 22-баночная (соответствует документам), но размерения смущают - как у военных 22-баночных галер. Но у тех не столь длинная кормовая надстройка. Хотя, для подобной галеры можно и расстояние между банками ужать.
Но, если в 1762 году была спущена и оснащена именно она, тогда маловат для неё экипаж - 140 чел. В общем - вопросов и сомнений хватает...
H-44 написал:
#1619940
Ещё можно вспомнить "Пенсильванию" - она помоему лет 30 стояла.
Прамы Донской флотилии 1735 - 41 гг. , построенные в 1723 - 24 гг., оставленные на стапелях до 1735 года, потом спущенные, оказались боеспособны лишь на пару лет. В 1738 году - в полной негодности. Еще несколько лет протянули, но фактически в качестве блокшивов, стоящих на мели, и магазинов.
А сколько было кораблей, просто сгнивших еще на стапеле...
STEFAN написал:
#1619930
Просто Фёдор Игнатьев.
Так, "чем дальше в лес, тем..." Если не поймем, почему Игнатьев не проставил свой чин, как это было принято, то и не определимся с датировкой чертежа. Следовательно, не определимся вообще, что именно за кораблик он изобразил.
По данным Гребенщиковой, Ф.Игнатьев в 1776-1781 годах находился в Англии на учебе. У меня таких данных нет, а ссылки Гребенщикова не дала. Наоборот, по моим "железобетонным" данным - эти документы имею в архиве - Федор Игнатьев находился в службе с 1762 г., с 1769 г. имел чин обученного тимермана, т.е. уже прошел ступени ученика 3, 2, 1 класса. В 1770 и 1771 годах последовательно представлялся к чину корабельного подмастерья, с аттестатами Портнова и Селянинова, а в списке апреля 1772 г. значится уже подмастерье прапорщицкого ранга, в 1773 г. представлен аттестат от Мазини, значит именно с ним занимался неудачным гребным судном "Вахмейстер". В 1775 г. получил ранг поручика. В 1777 г. отмечен находящимся в Кронштадте и представлялся в аттестатном списке к капитанскому рангу. Т.е., уже нижняя дата по Гребенщиковой - в Англии с 1776 г. - несколько сомнительна. Наконец в списках 1782 г. находится в Кронштадте в капитанском ранге и представляется в корабельные мастера майорского ранга. О том, что с 1778 по 1782 годы он находился в Архангельске, "глаголет" Википедия - у меня таких данных нет. Правда, в 2023 г. вышел 2-томник Баёва "Поморье в истории России", где, судя по оглавлению, подробно рассмотрены все мастера, работавшие в Архангельске. Но эту книжку достать пока не получается - нет нигде адреса, по которому можно было бы заказать. Таким образом, единственное время, когда Игнатьев мог не указать своего чина по причине, скорее всего, ожидания решения о повышении, является время 1770-1771 годов. Но, что за ранинбаумский кораблик мог быть в это время. Кстати, в аттестатах указано, что Игнатьев еще не представил чертежей для аттестации. Может, с этим связано и представление этого чертежа - проект самого Игнатьева для аттестации - хотя тут же возникает вопрос, что такого чертежа одного маловато для аттестации в подмастерья, если только он не был в числе нескольких чертежей-проектов. И второй, если этот чертеж действительно аттестационный, то насколько вероятно, что он был реализован. Во всяком случае, отметки, что снято с натуры на чертеже нет... Может, потому и не находится на чертеже никаких следов артиллерийского вооружения, что это нереализованный аттестационный проект?
А.Иванов написал:
#1619998
Может, потому и не находится на чертеже никаких следов артиллерийского вооружения, что это нереализованный аттестационный проект?
А зачем он нужен для Ораниенбаума? После смерти Петра III ораниенбаумская "флотилия" оказалась особо никому не нужна. Мне самому показалось странным, что не указан чин. Может просто забыл. Узнать бы, что есть на обороте, может какая-нибудь информация.
. .
Алексей Логинов написал:
#1620296
Чертежи хранящиеся в ЦВММ.
Жаль, качество ни к черту.
Насчет канонерских лодок времен Русско-Шведской войны 1788 - 90 гг.
Данные Веселаго:
Некоторые вещи вызывают сомнения.