Вы не зашли.
Страниц: 1
Периодически в Сети мелькает разрозненная инфа и фото подводной лодки (или лодок) ВМС Финляндии, построенной в 1930-х для действий в частности на Ладожском озере. А кому-то вообще попадалась подробная инфа о данном проекте?
Про эту лодку во всех справочниках кораблей ВМВ есть.
"Саукко" ее звали.
О, спасибо.
Она все-таки одна была (встречал упоминание во множественном числе).
Отредактированно Titanic (04.07.2025 13:47:21)
Titanic написал:
#1652249
ВМС Финляндии, построенной в 1930-х для действий в частности на Ладожском озере.
Финны построили сверхмалую подводную лодку «Саукко» (Saukko – «Выдра»; водоизмещение — 114/140 т, основные размерения – 32,4 x 4,1 x 2,9 м, скорость – 7/7,5 узлов, экипаж – 13 человек, вооружение – 12,7-мм пулемет, два 450-мм ТА, 9 мин; 6 после модернизации). Она стала единственной в мире подводной лодкой, спроектированной не для моря, а для озера, поскольку предназначалась для действий на Ладоге. По Тартусскому мирному договору 1920 года водоизмещение любого военного корабля на озере не должно было превышать 100 тонн, поэтому согласно техническому заданию водоизмещение лодки могло составить не более 99 тонн. Проект подготовлен германскими инженерами. Для удобства транспортировки ПЛ ее корпус выполнялся сборным из двух частей, вписывающихся в габариты железной дороги. Лодка была построена в 1928—1930 годах на верфи «Hietalahden Laivatelakka» в Турку. В середине 1930-х годов ее модернизировали, заменив неудачный дизель и установив дополнительные цистерны. Водоизмещение при этом возросло, а число принимаемых мин сократилось с девяти до шести. Поскольку ее реальное водоизмещение, особенно после модернизации, превысило ограничение*, на Ладожском озере «Саукко» так и не использовалась и в годы Второй мировой войны несла службу в Финском заливе. Как это не удивительно, но финны, в отличие от немцев, довольно добросовестно выполняли практически все международные договоры. Это стало главным аргументом для освобождения маршала Маннергейма (1867—1951) от международных санкций после окончания войны.
капитан написал:
#1652297
Там, НЯП, еще и "Малютки" действовали
Две малые подводные лодки серии шесть-бис с августа по декабрь 1943 - года действовали в позиционных районах Ладоги. На них были возложены задачи по ведению разведки, длительного наблюдения за подходами к базам, обеспечению выполнения операций, запланированных командованием Балтийского Флота. Субмарины этого класса на флоте прозвали "Малютками". Подлодки начали выполнять боевые задания в августе — после тщательной подготовки и изучения экипажами особенностей акватории. Субмарины действовали вдоль восточного побережья Ладожского озера, на подходах к району южнее острова Валаам, а также вдоль западного побережья — от острова Коневец до острова Рахмансари. Обе лодки благополучно вернулись в базу.
Юрген написал:
#1652342
подводные лодки серии шесть-бис с августа по декабрь 1943 - года действовали
Разве не летом-осенью 1942 года их перевели на Ладогу?
Возможно, в 1942-м "малютки" перешли с Балтики, а действовали в 1943-м?
Сибирский Стрелок написал:
#1652358
Разве не летом-осенью 1942 года их перевели
Летом 1942 года у Ладожской военной флотилии (ЛВФ) появился новый противник - флотилия объединённых сил Германии, Италии и Финляндии, сформированная для уничтожения советских кораблей на Ладоге и пресечения доставки грузов в Ленинград. После разгрома десанта у о. Сухо у советского командование имелись опасения, что в 1943-м враг попробует перебросить на Ладогу по железной дороге свои катера и малые корабли в рамках подготовки возможного летнего наступления на Ленинград. 14 мая 1943 г Нарком ВМФ СССР приказал командованию Краснознаменного Балтийского флота перевезти по железной дороге из Ленинграда на Ладогу две подводные лодки «М-77» и «М-79». (Приказ я нашел, но номер не указан "В целях разведки северной части Ладожского озера разрешить Военному Совету Краснознаменного Балтийского флота перевезти по железной дороге из Ленинграда на Ладожское озеро М-77 и М-79".)
Перевозка «малюток» началась 25 июня 1943-го, когда первой в путь отправилась «М-77». Частично разобранную, ее погрузили на две ж/д платформы и отправили на базу ЛВФ в Новую Ладогу, где лодку должны были собрать заново и спустить на воду. Скорость состава в дороге не превышала 10 км/ч, хотя он мог двигаться быстрее. Но в пути ему встречалось много высоковольтных линий, протянутых над рельсами. Поэтому транспортировку лодки на Ладогу обеспечивали бригады электриков, снимавших провода перед ее приближением. После переброски «М-77» в путь отправилась «М-79». К июлю 1943-го обе «малютки» были перевезены в Новую Ладогу, где началась их сборка. «М-77» первой вступила в строй и уже 5 августа она вышла в трехдневное учебное плавание на озере. «М-79» вступила в строй значительно позднее и только в конце сентября смогла впервые выйти в боевой поход.
Отредактированно Юрген (06.07.2025 19:18:43)
Сибирский Стрелок написал:
#1652358
а действовали в 1943-м?
Может кому пригодиться, статья из сборника научной конференции в ВИМАИВиВС:
"БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК НА ЛАДОЖСКОМ ОЗЕРЕ В 1943–1944 гг."
https://disk.yandex.ru/i/IKIlzL1Ku8t3ag
Страниц: 1