Вы не зашли.
Готовимся приступить к поискам в районе Лиепаи самолёта Ил-2 дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна. Буду признателен за любую информацию о месте падения самолёта и последнем бое.
Какой исходной информацией располагаем можно посмотреть здесь http://www.melkon.lv/ru/publ/publ08.php
Отредактированно Irben (22.04.2010 17:54:37)
Некоторым утешением может послужить то, что налет действительно был весьма успешным. Пароходы MINNA CORDS OTTERSBERG, танкер INKA сгорели или затонули, пароход ERIKA SCHUNEMANN с 800 т боеприпасов взлетел на воздух и волна от его взрыва причинила доп. повреждения и вызвала пожары. Пострадало еще 6 пароходов и буксир, а также водолазный катер KIEL 20. Погибло 6 солдат, 55 было ранено.
Советской стороне все это стоило 3 А-20, 13 Ил-2 и 2 Як-9.
В налетах участвовало 8 А-20, 23 Пе-2, 46 Ил-2 и 83 истребителя.
Заявлено было потопление 6 и повреждение 2 транспортов.
Игорь!
А эти:
Clara L.M. Russ (1600 брт)
Habicht (1431 брт)
Wega (377 брт)
не в Либаве сгинули?
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #227893
Clara L.M. Russ
У меня он тоже записан, но похоже что ошибочно - 16.5.47 в Любеке передана грекам и стала IOANNIS MARKETOS
Евгений К написал:
РТ WEGA в Либаве числится потопленным 15.10. Буксир WEGA - назватра, т.е. 15.12 сильно поврежден и по унылому предположению Адмирала Вост. Балтики, скорее всего будет списан вместе с его коллегой WINDAU.
Про Хабихт в данный момент ничего не могу сказать. У Динклаге потоплен в Либаве, в декабре 1944, но числа нет. Потом тоже поднят и в 1947 передан Голландии, так что в Либаве явно не оставался. Может один из поврежденных.
Тот список, что я дал выше - прямиком из документов. Конечно это не значит, что он на 100% верный, но все же посолиднее других.
igor написал:
Оригинальное сообщение #227897
У меня он тоже записан, но похоже что ошибочно - 16.5.47 в Любеке передана грекам и стала IOANNIS MARKETOS
14.12.1944 Советская авиация потопила (повредила) ТР противника «Clara L.M. Russ» (1600 брт) в порту Либава. Судно впоследствии было поднято и погибло в 1951 г. Информация требует уточнения.
У меня вот такая информация. Опять же, ничего утверждать не берусь.
Вот еще нашел...
14.12.1944 Советская авиация потопила ТР противника DC-09 «Habicht» (1431 брт) в порту Либава. По другой версии судно сгорело в результате пожара 27.12.1944 г. в Либаве. Восстановлено после войны.
И по Erika Schünemann:
Игорь! Точно "взлетело на воздух"?
ЕМНИП, что его затопили после войны в районе Скагеррака 17.10.1945 г..
С уважением.
Отредактированно Евгений К (30.04.2010 07:50:33)
Евгений!
Я ведь написал, что жертвы в Либаве 14.12.44 взяты мной из документов. Конкретно КТВ Адмирала Восточной Балтики.
С моей точки зрения, опровергнуть его могут либо другие документы, либо какие-то очень авторитетные исследования в количестве двух, а лучше трех.
Во-вторых, можно делать скидку на э... то, что Ольга Тонина назвала доказаетльствами сухопутности и подделки - склонности авторов к красному словцу. Может он не так уж и взлетел, и корпус остался цел, хз.
Однако, Динклаге вот тоже пишет про гибель его в Либаве 14.12.44, и больше ни гугу. Скажите, есть какой-то реальный смысл поднимать потопленный пароход 1889 г. постройки? Только сразу на слом возможно по частям.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #227900
14.12.1944 Советская авиация потопила ТР противника DC-09 «Habicht» (1431 брт) в порту Либава. По другой версии судно сгорело в результате пожара 27.12.1944 г. в Либаве. Восстановлено после войны.
Это, пардон, какая-то невообразимая каша. DC.09 - это строжевик из хафеншутцфлотилии (Deutschland Cuxhafen), что сразу видно по индексу, а никакой не транспорт. DC.09 бывш. Habicht - 164 брт, 365 т, рыболовный траулер с рег. № BV 65 из Бремена. Ревизирован как Н.409 уже 4.9.39, а ДС.09 стал с 1.6.42. Не тонул, не горел, не взрывался - если верить Гренеру. 13.7.45 возвращен владельцу.
Еще был один Хабихт - сторожевик на севере, он вообще не подходит.
Я думаю, самый реальный (пока) вариант - хабихт был поврежден 14.12.42 в Либаве при взрыве Эрики Шюнеманн или сов. бомбами, но не утонул - и далее см. выше.
Отредактированно igor (30.04.2010 10:37:50)
igor написал:
Оригинальное сообщение #227933
Однако, Динклаге вот тоже пишет про гибель его в Либаве 14.12.44, и больше ни гугу. Скажите, есть какой-то реальный смысл поднимать потопленный пароход 1889 г. постройки? Только сразу на слом возможно по частям.
Резонно.
Не пользуйтесь, други, мирамаром!
Будете иметь не красивое лицо.
igor написал:
Оригинальное сообщение #227889
Некоторым утешением может послужить то, что налет действительно был весьма успешным. Пароходы MINNA CORDS OTTERSBERG, танкер INKA сгорели или затонули, пароход ERIKA SCHUNEMANN с 800 т боеприпасов взлетел на воздух и волна от его взрыва причинила доп. повреждения и вызвала пожары. Пострадало еще 6 пароходов и буксир, а также водолазный катер KIEL 20. Погибло 6 солдат, 55 было ранено.
Советской стороне все это стоило 3 А-20, 13 Ил-2 и 2 Як-9.
В налетах участвовало 8 А-20, 23 Пе-2, 46 Ил-2 и 83 истребителя.
Заявлено было потопление 6 и повреждение 2 транспортов.
Вообще-то было два налета в этот день: морских и сухопутных летчиков. Здесь же оба объединены в один. Налет ВВС флота был раньше - по немецкому исчислению в 11.56-12.52. В результате него сели на грунт ТР "Оттерберг", "Клара Л.М. Русс", "Боре VI" (быв. фин.), получили повреждения ТР "Труде Шюнеман" и "Лютьехорн", буксир "Ханбург". Все остальное - результат налета армейцев, когда взорвались боеприпасы на ТР "Эрика Шюнеман".
igor написал:
Оригинальное сообщение #227897
У меня он тоже записан, но похоже что ошибочно - 16.5.47 в Любеке передана грекам и стала IOANNIS MARKETOS
Клара Л.М. Русс поднят и введен в строй, как и "Боре-6".
igor написал:
Оригинальное сообщение #227897
Тот список, что я дал выше - прямиком из документов. Конечно это не значит, что он на 100% верный, но все же посолиднее других.
Да, но с немецкими документами за этот период работать и работать. Слава Богу, что большинство из них сохранились - КТВ морского коменданта Либавы, зеетранспортшефа Вост. Балтики и KMD Данциг, к которому были приписаны суда.
Евгений К написал:
Оригинальное сообщение #227900
И по Erika Schünemann:
Игорь! Точно "взлетело на воздух"?
ЕМНИП, что его затопили после войны в районе Скагеррака 17.10.1945 г..
Я таких данных нигде не видел.
Если кого-то интересуют налеты на Либаву, следует организовать ветку в Сов. флоте, а не грузить местную по Н.Г. Степаняну.
Если же вернуться к сабжу, то проблема с обнаружением, а главное, опознанием самолета будет еще та. Во-первых, точных данных как погиб Степанян нет. Якобы прорвались ФВ-190, но на самом деле, как это бывало и при групповых зарубах на Севере, его просто потеряли из виду в огромной свалке. Она могла быть сбита и над портом, упасть на сушу или в акваторию гавани, которую чистили после войны.
Во-вторых, по моим подсчетам только морская авиация потеряла при налетах на Либаву 104 самолета, а сухопутная, я думаю, лишь чуть меньше. Опознать среди находок именно Ил-2 Степаняна будет весьма сложно.
Владимир написал:
Оригинальное сообщение #228106
Еще немного в тему, но это уже мемуары, со всеми вытекающими...
Прошу прощения, а разве и первая и вторая выкладки не из книги Гиляревского о 47-м шап?
Botik Petra Velikogo написал:
Прошу прощения, а разве и первая и вторая выкладки не из книги Гиляревского о 47-м шап?
Совершенно верно, обе из этой книги. Но первая со ссылкой на: "ЦВМА. - Ф. 3869. - Оп. 026369. - Д. 32. - С. 1 - 19"
Понятно, что не оригинал, но - как есть.
По второй, сами летчики полка говорили, что память В.Д. Маркова иногда подводила...
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #228020
Опознать среди находок именно Ил-2 Степаняна будет весьма сложно.
Благодарю за полезную информацию. Да задачка сложная. У Степаняна вроде был самолёт под номером 25 и на нём была надпись "Мститель". Председатель одного армянского колхоза подарил ему самолёт на свои сбережения. Не знаю летали ли лётчики с орденами, вроде в 1944 уже летали, ну и тем более командир полка. Номера орденов у меня есть.
Сейчас у нас вопрос откуда они считали 15 км, 8-10 км севернее Либавы. Можно предположить от траверзы (середины) либавского порта. Но это только предположения...
Мне рассказывали, что в 70-х годах видели карту (кальку) с нанесённым местом падения. Карта вроде была в центральном музее ВС в Москве. На все мои звонки музей ответил известно как...
Желаю хорошей погоды и удачи во время поиска.
Наш коллега Irben не сумел завесить фотографию самостоятельно.
фото, которое вроде бы считается самолётом Степаняна
Спасибо, Алексей!
Ищем характерные особенности окраски самолёта. На хвостовом оперении около звезды - белый кружок. Может быть эта отличительная особенность самолётов 47 шап? Есть ли ещё фотографии самолётов 47 шап? Можеть быть в книге Гиляровского?
Отредактированно Irben (10.05.2010 00:04:43)
В книге В. Гиляревского фотографий, к сожалению, нет...
Владимир написал:
Оригинальное сообщение #233281
К вопросу о фото ...
Господа.
Будете смеяться.
Если это смешно.
Передо мной лежит фотография этих же Ил-2, но без молнии.
ИМХО
1- явно грубая ретуш. Буквально замазанная. Обратите внимание на сочленение фюзеляжа и крыла на первой и второй фотографиях.
2- фотошоп, тоже весьма грубый. Молния слишком ровная. Номер переразмеренный. Звезды на моей фотографии и на снимках совершенно совпадают.
Отредактированно Евгений К (14.05.2010 20:03:00)
Верхнее фото давно известно (здесь оно в низком разрешении, не нашел лучше).
Нижнее, по моему мнению, "сделано" из верхнего, на нем (нижнем) отчетливо видны незакрашенные, но идентичные линии полей на земле ниже хвостовой части самолета с №25.
Уважаемые господа!Дозвольте присоединиться к вашей дискуссии.Предлагаю ещё одно фото "Ила" с номером 25,хранил у себя и не знал,что есть ему двойники.Взял отсюда http://ww2db.com/photo.php?list=A
http://radikal.ru/F/s55.radikal.ru/i150 … 5.jpg.html
Да, трудно себе представить, что такая раскраска была возможна в те годы... Но на стиль жизни и службы Нельсона Степаняна это похоже. Такой он и был по жизни...
Кстати по Степаняну...На его счету числятся миноносец,2СКР,тральщик,2ТКА...Вопрос,а что это за корабли вообще?