Вы не зашли.
Вот, кажется Serbal спрашивал про то, почему ждали вражеских десантов. Хроника просто пестрит постоянными сообщениями разведки про то, что немцы активно готовятся к его высадке в Болгарии, что там сосредоточено дохрена транспортов и войск. 18 августа авиаразведка обнаружила караван из 12 ТР, вышедших из Сулины - считалось, что это десант, впоследствие разгромленный сов. авиацией, попавший на мины и повернувший обратно 21.8.41.
Затем, когда морской десант "был отбит", стали циркулировать слухи, что в Болгарии сосредоточены 3 авиадесантных дивизии и огромное количество транспортных самолетов.
Короче говоря, отвратительная работа разведки и отличная немецкая деза сделали очень много для потери Крыма.
igor написал:
Оригинальное сообщение #253709
Может кому чего пригодится.
Очень даже пригодится!
С уважением.
Serbal написал:
Оригинальное сообщение #253671
Вы не могли бы подробнее описать этот эпизод ?
поищу,выложу.
igor написал:
Оригинальное сообщение #253710
Короче говоря, отвратительная работа разведки и отличная немецкая деза сделали очень много для потери Крыма.
У Широкорада очень сочно об этом написано
Не упоминайте этого дядю в приличном обществе. Он плохой.
igor написал:
Оригинальное сообщение #253709
Может кому чего пригодится
Благодарю.
Каждый из нас обладает неким запасом информации, поэтому пытался дать новую ниточку в поисках для тех, кого интересуют плавдоки > может у кого-то есть иная информация по деятельности ВМК Одесса в этот период (это, кстати, и вопрос-просьба).
Я имел возможность заглянуть в Исторический формуляр части - но он уже писался после войны и события начала войны описаны со слов ветеранов и в обще-произвольной форме.
Отредактированно seaberserk (17.06.2010 12:28:25)
Анатолий написал:
Оригинальное сообщение #253728
поищу,выложу
Анатолий Николаевич, это скорее всего в хронике "73 героических дня" отражено (у меня её сейчас под рукой нет)
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #253646
Как ты знаешь, всю жизнь копирую и переписываю, все по истории торгового флота, что попадает в руки. Вот и пригождается, наконец.
Я поэтому тебя и спросил - у тебя источник воспоминания ветеранов торг флота ( которые написаны через лет 15 после окончания войны) либо данные архивов?
А как точно расшифровывается ВМК Одесса?
igor написал:
Оригинальное сообщение #253814
А как точно расшифровывается ВМК Одесса
ВМК Одесса > военно-морская комендатура порта Одесса.
есть ещё вариант обозначения > ЗКУмор Одесса. Такое обозначение в документации и в общении (в т.ч. и в официальном) в органах военных сообщений. Расшифровывается так: "З" - изначальный телеграфный адрес органов военных сообщений (перевозок) на транспорте (появилось на ж.д., а затем по ведомственной телефонно-телеграфной связи и распространилось на остальные органы ВОСО - на морском и воздушном транспорте), "КУ" - комендатура участка, "мор" - означает принадлежность к морскому бассейну < соответственно "КУмор"/"КУвод" - комендатура водного участка; и затем указывается крупнейший порт в зоне ответственности комендатуры.
есть ещё вариант > КВОСО п.Одесса. Это обозначение применялось в общих документах на флоте (начиная со штаба и до отдельных в/частей, где не обязательно было знать полное наименование структуры - т.к. органы ВОСО были центрального подчинения, а воинские перевозки имели определённый гриф секретности). В последнее время существования одесская морская комендатура имела название - Комендатура военных сообщений водного участка и портов Одесса и Ильичёвск. Расформирована "грамотным" руководством страны на стыке тысячелетий.
обозначение "ВМК" существовало в довоенный и военный период. Что интересно: в 1941г. ВМК НКВМФ имели по штату 3 офицера (военный комендант и два помощника), а в Одессе по факту - 4 (плюс временно приписанные, это не считая комендантов транспортов).
структурно ВМК Одесса подчинялась УВТСнаЧМ.
Отредактированно seaberserk (17.06.2010 16:35:58)
seaberserk
Поздравляю с появлением на Форуме
и интересными коментами.
Анатолий написал:
Оригинальное сообщение #253860
Поздравляю с появлением на Форуме
и интересными коментами.
grazie.
кстати, недавно видел информацию, что первый начальник УВТСнаЧМ капитан 3 ранга Б.В.Бортновский до этого назначения служил на подлодках на Чёрном море.
Большое спасибо за информацию из "Хроники". Но дока, о потоплении которого 06.09. упоминалось ранее, я там не вижу...
Он есть только в справочнике потерь? Как то вообще он никуда не "клеится"...
rspc написал:
Оригинальное сообщение #253812
Я поэтому тебя и спросил - у тебя источник воспоминания ветеранов торг флота ( которые написаны через лет 15 после окончания войны) либо данные архивов?
После известных тебе эпизодов, на вопрос: - "где взял?", отвечаю только при публикации – ссылкой на источник.
С уважением
http://www.blackseatrans.com/article.php?articleID=1970
Может кто-то из участников форума поможет автору?
Заранее благодарен!
С уважением,
Алексеев Игорь, Одесса.
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #254117
После известных тебе эпизодов, на вопрос: - "где взял?", отвечаю только при публикации – ссылкой на источник.
С уважением
Как я и думал, "Скупые строки документов" - это воспоминания ветеранов, которые были у Клещевского П.П.
Неужели будешь давать ссылки на источник?
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #254152
Может кто-то из участников форума поможет автору
Игорь, имеется в Одессе такая морская организация - Черномортехфлот (ЧТФ). 8 лет назад вышла их книга (приличный том). Давали мне её на время - посему выписал то, что меня интересовало по ГОО. Там и эвакуация их плавсредств, и ведение б/действий на бассейне, и переоборудование (вроде, точно не помню).
Стеблиненко В.Н., Супрун М.А. «История Черномортехфлота: к 70-летию со дня основания». - Одесса, «Астропринт», 2002.
seaberserk написал:
Оригинальное сообщение #254204
Игорь, имеется в Одессе такая морская организация - Черномортехфлот (ЧТФ). 8 лет назад вышла их книга (приличный том). Давали мне её на время - посему выписал то, что меня интересовало по ГОО. Там и эвакуация их плавсредств, и ведение б/действий на бассейне, и переоборудование (вроде, точно не помню).
Стеблиненко В.Н., Супрун М.А. «История Черномортехфлота: к 70-летию со дня основания». - Одесса, «Астропринт», 2002.
Книга у меня есть и она действительно замечательно написана. Спасибо!
seaberserk - Вы, как я понял, одессит?
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #254214
seaberserk - Вы, как я понял, одессит?
таки-да (если интересно: родился на Пересыпи)
seaberserk написал:
Оригинальное сообщение #254228
таки-да (если интересно: родился на Пересыпи)
Seaberserk!
Извините, не знаю, как Вас зовут
И я, таки да оттуда. Учился в старейшей в городе школе № 113 (в 1965 году ей уже исполнилось 75 лет), что на Московской, т.е., пардон на ПЕРВОЙ УЛИЦЕ!
Только жил я на Известковой - практически на границе Пересыпи и Слободки. Есть там Попа-гора, если знаете, ныне почти рухнувший спуск Пассионарии. Так я с него в детстве еще на велосипеде ездил, рискуя попасть по 20-й трамвай.
С уважением,
Игорь
Насчёт ссылок на воспоминания ветеранов, хроники и прочие вторичные источники.
Несомненно, архивные документы гораздо более важный и ценный источник информации. Но сохранились ли они по данному вопросу и в какой полноте?
Хроника - конечно источник вторичный и несвободный от ошибок и упущений (особенно за 1941 г.), однако она писана непосредственно на документах. Тасазать следующая за ними в ряду стоящих на убывание.
При отсутствии доступа в архив лучше чем что-либо другое.
Что касается дока 6.9.41, в Хронике он никак не упоминается, хотя про многочисленные налеты авиации есть, утопленный утром ТЩ-493 ХАДЖИБЕЙ наличествует там и там.
aligvi написал:
Оригинальное сообщение #254152
Может кто-то из участников форума поможет автору?
Заранее благодарен!
Пароход ДЕСНА подорвался на мине не 21 июля, а 20-го, в 5.57, у м. Кыз-Аул. Т.к. судно осталось наплаву, его отбуксировали в Керчь.
Утверждение об отмене бомбардировок вражеских портов неверно - бомбили и 26, и 27, и 28-го. 26-го например знаменитое "звено" - И-16, доставленные к цели на ТБ-3.
"К тому времени на советских же минах уже погибло 2 советских транспорта." - а кто второй? Один это КОЛА 19 июля, а вот второго нет. ДЕСНА-то не погибла.
Подрыв ЛЕНИНА записан везде как 23.20, а не 23.33.
Что касается погибших, Хроника и Справочник потерь дают 650 чел. На ЛЕНИНЕ было 700 призывников, 458 эвакуированных и 92 члена экипажа. Из них спасли 600. Ну а сколько неучтенных, этого наверное узнать не удастся, точно как и на ГУСТЛОФФЕ.
Пароход ДЕСНА подорвался на мине не 21 июля, а 20-го, в 5.57, у м. Кыз-Аул. Т.к. судно осталось наплаву, его отбуксировали в Керчь.
По данным Музея морского флота: "...21 июля в районе Эльчан-Кая (у Кыз-Аула) на траверзе горы Опук в 4 часа 10 минут произошел подрыв транспорта на наших минах. Из Керченского пролива вышли и подошли на помощь транспорты «КРЫМ» и «ЛЕНИН» и сняли часть пассажиров. ". Эту же дату называют 5 человек спасенных, с которыми я лично встречался. Несколько из них в этот день празднуют свой второй день рождения.
"Хроника...", "Хроникой...", но в ней неточностей также предостаточно. Взять хотя бы численность погруженных на "Ленин" людей!
Благодарю за помощь
С уважением
Suvso написал:
Оригинальное сообщение #254235
Насчёт ссылок на воспоминания ветеранов, хроники и прочие вторичные источники.
Несомненно, архивные документы гораздо более важный и ценный источник информации.
согласен, что архив имеет главный достойный внимания документ, однако воспоминания ветеранов бывают не такими уж и вторичными с точки зрения исторической справедливости. Понимаю, что воспоминания ветерана, подкреплённые документами тех лет (плюс его устное описание вкупе с грамотным изложением) - это не так часто имеет место, но...
возможно это исключение из правил когда обыкновенный наш офицер имел документы, которых не было даже (по различным причинам) в архивах.
пример: военным комендантом в пункте Кротково на Мысхако (Малая земля) в 1943г. был ст. инженер-лейтенант Ю.В.Черепнин. Всю ВОВ служил в органах ВОСО на Чёрном море, уволился в запас уже в послевоенное время в звании инженер-майора и несколько десятков лет был гражанским специалистом в УВОСОнаЧБ (где и служил с ВОВ). Именно Юлий Васильевич (1917-2000) был инициатором, вдохновителем, организатором создания в УВОСОнаЧБ музея воинской славы части. Были предоставлены (а также найдены) документы по образованию Управления (1939), найден оригинал приказа на призыв на "скачки" офицеров запаса на 90 суток - а тут фрицы напали, но у нас уже втянувшиеся в работу офицеры на месте (!), целый ряд фотографий офицеров ВОСО ЧМ военного периода, ...
правда воспоминаний в печатном виде мало - кого смог Ю.В.Черепнин попросил/заставил написать. Они были оформлены в отдельные книги-скорсшиватели, а в 2002г. и в 2005г. вышел сборник воспоминаний "Военные сообщения на море: страницы истории" (Одесса, "Астропринт").
иногда документы ветерана через призму его взглядов и анализа событий - немаловажный фактор в поисках чего-то нового...
с уважением