Вы не зашли.
Предлагаю обсудить вопрос о соотношении сил противостоящих флотов: русского и англо- французского в Крымскую войну.
Официальная версия гласит, что союзники имели подавляющее количественное и качественное (парусно- винтовые корабли) превосходство. В целом, конечно же, англо- французский объединённый флот намного превосходил русский (хотя при этом интересно узнать конкретные цифры). Но ведь не все англо- французские корабли единовременно могли вести военные действия с Россией, не говоря уже о том, что они действовали на разных ТВД. Вот тут уже немного обсуждалось: http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=608 и выяснилось, что весной 1854 года союзная эскадра в Чёрном море была фактически равна по силе русскому флоту: по 14 линейных кораблей с каждой стороны, наличие у союзников в т.ч. 3 парусно- винтовых не даёт им решающего перевеса. То есть Черноморский флот имел весной 1854 года шансы на победу в бою и в последующем надежду попытаться бить врага по частям (как японцы в РЯВ разгромили численно превосходящий русский флот).
В связи с этим интересно: какова численность Балтийского флота и противостоящей ему англо- французской эскадры в различные периоды войны, а равно Черноморского флота и противовостоящей ему англо- французской эскадры на момент высадки в Крыму десанта ? Какими резервами в виде строящихся кораблей располагал Балтийский флот (с Черноморским тут вроде всё ясно) ? Каковы ТТХ кораблей сторон и их вооружения ? Велик ли процент парусно- винтовых кораблей у союзников (впрочем ясно, к концу войны он увеличивался) ? Сопоставим ли уровень боевой подготовки русских и англо- французских моряков ?
Serbal написал:
В связи с этим интересно: какова численность Балтийского флота и противостоящей ему англо- французской эскадры в различные периоды войны, а равно Черноморского флота и противовостоящей ему англо- французской эскадры на момент высадки в Крыму десанта ? Какими резервами в виде строящихся кораблей располагал Балтийский флот (с Черноморским тут вроде всё ясно) ? Каковы ТТХ кораблей сторон и их вооружения ? Велик ли процент парусно- винтовых кораблей у союзников (впрочем ясно, к концу войны он увеличивался) ? Сопоставим ли уровень боевой подготовки русских и англо- французских моряков ?
В общем, все эти данные есть. Только по боевой подготовке нет подробностей, но косвенные данные имеются также. Есть списки всех флотов. частвовавших в кампаниях 1854-56 гг., ТТХ всех кораблей участников - русских, английских, французских, в основном, египетских, только по туркам меньше деталей. Многое из этого было опубликовано на прежней Цусиме. Сперва надо посмотреть, что уже есть, затем установить приоритеты. Вопрос очень обширный.
У меня есть таблицы состава сил союзников в 1854 г. в ЧМ (название, пушки, тоннаж, л.с.) и крупные в БМ, также и в 1855 г. Если ув. модератор подскажет, как здесь поместить таблицу, я могу ее выложить. Поскольку материалов очень много, необходимо конкретизировать вопросы.
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1854-56 гг. на море (Черное море и Балтика)
Основные источники:
П. Бабенчиков. Атака Севастополя англо-французским флотом в 1854 г., СПб., 1870
Морской сборник, 1854-56 гг.
Bazancourt. L’expedition de Crimee. La marine francaise dans la mer Noire et la Baltique, t.1-2, Paris, 1858
L. Guerin. Histoire de la derniere guerre de Russie, t.1-2, Paris, 1858
A.W. Kinglake. The Invasion of the Crimea. V. 6, Lpz., 1868
G.B. Earp. The History of the Baltic Campaign of 1854. London, 1857
Clowes, Laird. The Royal Navy. A History, v. 6, London 1903
Russian War, 1854. Baltic and Black Sea. Ed. By D. Bonner-Smith and A.C. Dewar, London 1943 (Public. of the Navy Records Society, v. 83)
Russian War, 1855. Baltic office. correspondence. Ed. By D. Bonner-Smith, London, 1944 (Public. of the Navy Records Society, v. 84)
Russian War, 1855. Black Sea, London 1945 (Public. of the NRS, v. 85)
Journal of the Royal United Service Institute, London, 1854-56
Moniteur, Paris, 1854-55
A. Marrouin, Histoire medicale de la flotte francaise, Paris 1861
H. Vigneron, Precis critique et militaire de la guerre d’Orient, Paris, 1858
Кампания 1854 г.
Черное море
Английский флот
НАЗВАНИЕ ПУШКИ ЭКИПАЖ НОМИНАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ Л.С.
Britannia 120 985
Trafalgar 120 970
Queen 116 950
Agamemnon 91 850 600 л.с.
Rodney 92 820
Albion 90 820
London 90 820
Vengeance 84 750
Bellerophon 78 650
Sans-Pareil 71 700 350
Фрегаты и мелочь
Antelope 3 65 264
Arethusa 50 500
Apollo (парусный воен. транспорт) 8 84
Ardent 5 65 200
Arrow 6 160
Banshee 2 60 350
Beagle 4
Caradoc 2 65 350
Cyclops 6 195 320
Diamond (парусный) 28 260
Firebrand 16 200 410
Furious 16 220 400
Fury 6 160 515
Gladiator 6 195
Harpy 1
Highflyer 26 230 250
Industry -
Inflexible 6 160 378
Leander 50 500
Lynx 6
Medina 4 65 312
Megaera 8 200
Miranda 14 250
Modeste 18 175
Niger 14 170 400
Retribution 28 300 400
Salamander 6 185
Sampson 6 200 467
Shearwater 8 54 160
Sidon 22 200 560
Simoom 18 300
Sphinx 6
Spiteful 6
Spitfire 2 50 140
Stromboli 6 160
Swallow 9
Terrible 21 300 800
Tiger 16 220 400
Tribune 31 350 300
Triton 3 65 260
Vesuvius 6 160 280
Viper 6
Vulcan 6 60
Wasp 14 150 100
Французский флот
Ville de Paris 120/112 1079/1100
Montebello 120/118 1130/1137 140
Valmy 122/118 1130/1109
Friedland 120/116 1079/1145
Henri IV 100/88 883/932
Iena 90 /932
Bayard 90/84 814/872
Napoleon 100/94 929/948 900
Suffren 90 /885
Charlemagne 80 864/827 450
Jupiter 82 /821
Alger 80/74 /693
Jean Bart 80/78 864/861 450
Marengo 80/74 /678
Ville de Marseille 80 /705
Мелочь
Beaumanoir (парусный бриг) 20
Cacique 14 /264 450
Caffarelli 14 450
Caton 4 300
Cerf (парусный бриг) 10
Descartes 20 540
Gomer 16 450
Heron 2 200
Magellan 14 450
Mercure (парусный бриг) 20
Mogador 8 /314 650
Mouette 2 200
Olivier (парусный бриг) 20
Pomone (фрегат) 40 /386 220
Primauget 8 400
Promethee (железный) 4 200
Roland 8 400
Salamandre (железный) 2 120
Sane 14 450
Serieuse (парусный корвет) 30
Vauban 20 450
Кол-во пушек и экипажи – штатные/по состоянию на 1 октября 1854 г. Кроме того, было большое кол-во транспортных судов, в т.ч. фрегатов, корветов, п/х-фрегатов и т.д., временно используемых для перевозки войск. По бол-ву судов есть состав артиллерийского вооружения. Имеются подробности линий баталии кораблей союзников при бомбардировке Одессы и Севастополя.
Османская эскадра
Mahmoudiye 124 1220 Капудан-паша (ген.-адм.) Ахмет-паша
Peyk-I Zafer 96/90 800 Реал-бей (контр-адм.) Пир-Мохаммед-бей
Teshrifiye 96/90 800 Реал-бей Мушавер-паша (Адольфус Слэйд)
Memdouhiye 90/84 750
Nusretiye (двухдечный фрегат) 76 600 Реал-бей Мустафа-паша (ком. легких сил)
Peik-I Mesirit 80 710
Мелочь
Jeyran-I Bahri (парусный корвет) 30 250
Ferah-Numa (то же) 30 250
Saika (парусный бриг) 18 150
Jai-I Fera (то же) 18 150
Taif 30 320 550/450 л.с.
Medjidiye 30 320 450
Muhbir-I Surur (винтовой фр.) 22 350 550
Feiza Bahri 30 320 450
Shaak-i Shaadi 24 300 450
Esser-I Jeddid 8 150 300
8 90 120
Eregli 2 130 180
Tair-I Bahri 8 130 180
Shehper п/х
Peik-I Tijaret п/х
В бомбардировке Севастополя 17 октября 1854 г. участвовали Mahmudiye и Teshrifiye. В Стамбуле находилось большое кол-во мелких военных судов, используемых для перевозки войск, грузов и т.п. Турецкие п/х-фр. имели более мощные машины, чем наши; у турок уже был один винтовой ФР.
Египетский дивизион
Abadj-I Jihad (Ben Zuhaf) 104 1000 Адм. Хасан-паша
Halep (Fayoum) 104 1000
Mafta Jihad 90 900
ФР и мелочь
Bahira 64 500
Damiad 54 450 Погиб при Синопе
Reshid (Rosetta) 64 500
Zir-I Jihad 54 450
Samah Bahri (корвет) 26 150
Tahud-Haikur то же 26 150
Surhar (бриг) 18 120
Nil п/х 8 170 300 л.с.
Pevashuhar то же 4 80 225
Балтика
(только ЛК и ФР, без мелких)
Английский флот
Duke of Wellington 131 1100 780 л.с. вице-адм. Нэпир, контр-адм. Сеймур
Royal George 102 990 400
St. Jeanne d’Acre 101 900 600
Princess Royal 91 850 400
James Watt 91 820 600
Nile 91 820 400
Caesar 91 850 400
Majestic 80 750 400
Cressy 80 750 400
Neptune 120 970 Контр-адм. Корри (ком. парусных ЛК)
St. George 120 970
Prince Regent 92 820
Monarch 84 750
Boscawen 70 659
Cumberland 70 625
Edinburgh (этот и 3 следующих – срезанные 74-пуш.) 58 660 450 контр-адм. Чедз
Hogue 60 600 450
Ajax 58 600 450
Blenheim 60 600 450
Imperieuse 51 530 360
Arrogant 47 450 360
Amphion 34 320 300
Leopard (колесный) 18 280 560 контр-адм. Пламридж (ком. колесной мелочи)
и 24 мелких судна – п/х-фр., корветы, шлюпы – почти все паровые.
Французская эскадра
Inflexible 90/82 Контр-адм. Персеваль-Дршен
Duguesclin 90/82 Контр-адм. Пенно (затем пересел на Austerlitz)
Tage 100/90
Hercule 100/90
Jemmapes 100/90
Breslaw 90/82
Duperre 80/70
Trident 80/70
Austerlitz 100/86 500 л.с. экипаж – 883 чел.
Semillante 60/56
Andromaque 60/56
Vengeance 60/56
Poursouivante 50
Virginie 50
Zenobie 50
и свита паровой мелочи. 3 парусных ЛК и 3 ФР использовались в качестве транспортов (без орудий) для перевозки войск.
Кампания 1855 г.
Кол-во больших кораблей значительно уменьшилось, в основном были канонерки и мортирные суда, которые применялись при бомбардировке Керчи, Кинбурна и Свеаборга (есть их названия и т.д.). Ниже сведения только по крупным судам.
Черное море
Английский флот
Royal Albert 121 1070 500 л.с. вице-адм. Лайонс
Hannibal 91 860 450 контр-адм. Стюарт
Algiers 91 860 600
Agamemnon 91 860 600
St. Jeanne d’Acre 101 970 600
Princess Royal 91 880 400
Французский флот (состав менялся в течение года)
Montebello 114 1019 140 вице-адм. Брюа
Napoleon 90 929 900 контр-адм. Шарнэ
Charlemagne 80 866 450
Wagram 90 897 650
Ulm 90 907 615
Jean Bart 76 849 450
Friedland 114 1122
Alger 70 744
Pomone 36 385 220
Кроме того, значит. кол-во фр. ЛК и ФР (с сокращ. воор.) использовалось для перевозки войск. Имеются также данные по балтийской кампании 1855 г. и по кампании 1856 г.
Эд написал:
У меня есть таблицы
Может пока обойтись численными данными. Для начала разобраться с русскими. По ЧФ вроде уже выкладывали. Нужна Балтика. Неплохо бы оценить и общее количество пароходов не принадлежавших непосредственно Морскому ведомству и возможность их использования.
Georg G-L написал:
Нужна Балтика
БФ: в Кронштадте - 2 дивизии - 17 ЛК, 2 ФР, 8 пх-фр. Блокшивный отряд - 3 ЛК, 3 ФР, 1 корвет, 5 пх. В Свеаборге - 1 дивизия - 7 ЛК, 1 ФР, 3 пх. Всех паровых судов в Морском ведомстве числилось 23.
Georg G-L написал:
Неплохо бы оценить и общее количество пароходов не принадлежавших непосредственно Морскому ведомству и возможность их использования.
Очевидно, они все или почти все были колесные, небольшие, годились как буксиры , посыльные суда и транспорты.
Эд написал:
они все или почти все были колесные
На ЧФ была одна винтовая шхуна... Неужели все небольшие?
Эд написал:
Кол-во пушек и экипажи – штатные/по состоянию на 1 октября 1854 г. Кроме того, было большое кол-во транспортных судов, в т.ч. фрегатов, корветов, п/х-фрегатов и т.д., временно используемых для перевозки войск.
Состав англо- французской эскадры в марте 1854 года:
тип корабля- название- количество пушек- мощность машин
Англичане:
Парусно- винтовые линкоры - 2 ед.- "Agamemnon"- 91 - 600 л.с.; "Sans- Pareil"- 70 - 350 л.с.
Парусные линкоры - 8 ед. - "Britannia", "Trafalgar"- 120; "Queen"- 116; "Albion"- 91, "London", "Rodney"- 90; "Vengeance"- 84; "Bellerophon"- 80.
Парусно- винтовой фрегат - 1 ед. - "Highflyer"- 21 - 250 л.с.
Парусные фрегаты - 2 ед. - "Arethusa", "Leander"- 50.
Пароходофрегаты- 12 ед. - "Retribution"- 28 - 400 л.с.; "Sidon"- 21 - 560 л.с., "Terrible"- 21 - 800 л.с., "Furious", "Tiger"- 16 - 400 л.с.; "Shearwater"- 8- 160 л.с.; "Cyclops"- 6 - 320 л.с.; "Firebrand"- 6 - 410 л.с.; "Fury", "Vesuvius"- 6 - 160 л.с.; "Inflexible"- 6 - 378 л.с.; "Sampson"- 6 - 460 л.с.
Парусно- винтовые корветы- 2 ед. - "Niger"- 14 - 400 л.с.; "Wasp"- 6 - 100 л.с.
Парусные корветы- 3 ед. - "Diamond"- 28; "Modeste"- 18 "Frolic"- 16.
Вооружённые колёсные пароходы- 6 ед. - "Ardent"- 5 - 200 л.с.; "Spitfire"- 5- 140 л.с.; "Antelope"- 3 - 264 л.с.; "Triton"- 3- 260 л.с.; "Banshee", "Caradoc"- 2- 350 л.с.
Вооружённый парусный транспорт- 1 ед.- "Apollo"- 8.
Французы:
Парусно- винтовой линкор- 1 ед. - "Charlemagne"- 80 - 450 л.с.
Парусные линкоры- 8 ед. - "Friedland", "Valmy", "Ville de Paris"- 114; "Henri IV"- 100; "Iena"- 82; "Bayard", "Jupiter"- 80; "Marengo"- 70.
Пароходофрегаты- 7 ед. - "Descartes", "Vauban"- 20 - 540 л.с.; "Gomer"- 16 - 450 л.с.; "Cacique", "Magellan", "Sane"- 14 - 450 л.с.; "Mogador"- 8 - 650 л.с.
Парусно- винтовой корвет- 1 ед. - "Caton"- 4 - 260 л.с.
Парусный корвет- 1 ед. - "Serieuse"- 30.
Вооружённые колёсные пароходы- 4 ед. - "Promethee"- 4 - 200 л.с.; "Heron", "Mouette"- 2 - 200 л.с.; "Salamandre"- 2 - 120 л.с.
Парусные бриги- 4 ед. - "Beaumanoir", "Mercure", "Olivier"- 20; "Cerf"- 10.
Итого:
Линкоры- 19 ед. (в т.ч. 3 парусно- винтовых); фрегаты- 3 ед. (в т.ч. 1 парусно- винтовой); пароходофрегаты (колёсные)- 19 ед.; корветы- 7 ед. (в т.ч. 3 парусно- винтовых); вооружённые колёсные пароходы- 10 ед.; парусные бриги- 4 ед.; вооружённый парусный транспорт- 1 ед.
Выводы: 1. Соотношение сил всё же в целом в пользу союзников: 19 линкоров против 14 русских (это я поторопился сделать вывод о полном равенстве сил весной 1854 года).
2. У союзников всего 3 парусно- винтовых линкора, причём мощность машин "Charlemagne" и "Sans- Pareil", скажем так, не впечатляет, так что я был скорее прав говоря о том, что только один парусно- винтовой линкор у союзников был полноценным паровым кораблём (хотя и считал его ошибочно за "Napoleon", а он оказался ""Agamemnon" ).
3. Соотношение сил 19: 14 для русских отнюдь не безнадёжное, а 3 парусно- винтовых линкора союзникам погоды не сделают, сражаться с союзной эскадрой и иметь при этом шансы на успех в марте 1854 года русский Черноморский флот мог.
4. Исходя из приведённого Вами списка, к осени 1854 года у союзников на Чёрном море добавились (из крупных кораблей только у французов):
Парусно- винтовые линкоры- 3 ед. - "Montebello"- 120 - 140 л.с.; "Napoleon"- 100 - 900 л.с.; "Jean Bart"- 80 - 450 л.с.
Парусные линкоры- 3 ед. - "Suffren"- 90; "Alger", "Ville de Marseille"- 80.
Парусно- винтовой фрегат- 1 ед. - "Pomone"- 40 - 220 л.с.
+ кое- что из мелочи как у англичан, так и у французов.
Эд написал:
БФ: в Кронштадте - 2 дивизии - 17 ЛК, 2 ФР, 8 пх-фр. Блокшивный отряд - 3 ЛК, 3 ФР, 1 корвет, 5 пх. В Свеаборге - 1 дивизия - 7 ЛК, 1 ФР, 3 пх. Всех паровых судов в Морском ведомстве числилось 23.
У меня сведения о несколько другом составе Балтийского флота на начало 1854 года: 26 линейных кораблей, 14 фрегатов, 9 пароходофрегатов, 2 корвета. Хотя на точности своих даных не настаиваю, т.к. это только указание на общее количество, а не список кораблей.
Serbal написал:
другом составе Балтийского флота на начало 1854 года: 26 линейных кораблей, 14 фрегатов, 9 пароходофрегатов, 2 корвета.
Это общая штатная численность, как она была дана в "Мор. Сб." в начале 1854 г., включая корабли в постройке и т.п., самые точные сведения по штатному составу БФ и ЧФ - в ежегодных изданиях "Памятной книжки Морского ведомства" (изд. с 1853 г.), с 1854 г. дается также фактическое вооружение судов. Есть расписание флотов на 10.06.1853, 1.01.1854, 1.02.1855, 18.02.1856. Скажем, вк 1854 г. в БФ - 28 ЛК, в т.ч. Орел, Выборг, Константин, которые были в постройке или перестройке, вне штатов - Вола, Гангут (перестр.), Лефорт - закончена тимберовка, но не отделан, а Арсис, хоть и в штате, но уже не годен.
Я привел данные из статьи Истомина в "Мор. Сб." 1904 г. - "БФ 50 лет назад", здесь даны фактически вооруженные суда во время Высочайшего смотра 24 апреля 1854 г., приведены имена капитанов, флагманов и число экипажей. Приведены также схемы диспозиции 1 и 2 флотских дивизий на Малом Кронштадтском рейде 27.04 и 10.05.1854 г. и Блокшивного отряда 27.04.1854 г.
Всем привет!
Почему русский флот не развернул войну на комуникациях, тем более, что каперство было ещё допустимым?
Буйный написал:
Почему русский флот не развернул войну на комуникациях
А как ее развернуть? Балтика и ЧМ блокированы, на Белом море ничего нет, в ТО - ФР Аврора - заблокирован 3-мя англ. паровыми шлюпами в Татарском "заливе" (англичане не знали, что это - пролив). Как будто, какие-то американские доброхоты обратились с просьбой к нашему Морскому ведомству принять их на русскую службу для каперства, но пока это все шло в дебрях нашей бюрократии, война закончилась.
Простите, что вмешиваюсь, но...
Serbal написал:
мощность машин "Charlemagne" и "Sans- Pareil", скажем так, не впечатляет
испытания «Шарлеманя» в конце 1851 года. Этот корабль с 450-сильной машиной, оснащенный подъемным винтом,
показал прекрасную управляемость под парусами, и хорошую скорость под парами: девять с половиной узлов.
Serbal написал:
я был скорее прав говоря о том, что только один парусно- винтовой линкор у союзников был полноценным паровым кораблём
В.А.Корнилов <о корабле Двенадцать апостолов> «... Корабль мой...в бейдевинд же крутой, два раза имел более 8 узлов на одном рифе брамсели, крену до 7 градусов... . Если корабль в бейдевинд развивал скорость до 8 уз, то в фордевинд имел все 12!"
Как видите, даже "не впечатляющий" мощностью своей машины "Charlemagne" под парами уступал одному
из лучших ходоков русского флота только на фордевинд и только при наиболее благоприятных
ветровых условиях.
Serbal написал:
19: 14 для русских отнюдь не безнадёжное, а 3 парусно- винтовых линкора союзникам погоды не сделают
16-ти союзных линкоров вполне хватит, чтобы связать боем и ограничить маневр 14-ти русских, чтобы трем
паровым ЛК (даже с "не впечатляющими" машинами) без помех занять выгодную позицию для расстрела
русских, например, продольным огнем.
Serbal написал:
сражаться с союзной эскадрой и иметь при этом шансы на успех в марте 1854 года русский Черноморский флот мог.
Сражаться - мог безусловно. А вот "шансы на успех"? В чем Вы их видите? Можно, конечно, расчитывать на "золотое"
попадание, но девятнадцать раз подряд?! Впрочем, вероятность победы, безусловно, не нулевая,
как не нулевая и вероятность того, что ведро с кипящей водой в раскаленной печи вдруг замерзнет.
Но вряд ли кто-то захочет проводить подобный эксперимент.
Отредактированно Пустобрех (03.02.2009 18:41:50)
Эд написал:
А как ее развернуть? Балтика и ЧМ блокированы, на Белом море ничего нет
А какова, в таком случае, была цель постройки во время войны в Архангельске вооруженных винтовых шхун?
Пустобрех написал:
А какова, в таком случае, была цель постройки во время войны в Архангельске вооруженных винтовых шхун?
Действительно, осенью 1855 г. в СПб и Архангельске были заложены 20 паровых корветов и клиперов. Вы думаете, это весомый аргумент в пользу того, что Россия решила переходить к крейсерской войне? Но сама война-то уже шла к концу, это было ясно всем. С падением Севастополя она должна была скоро закончиться. Характерно, что до этой войны император Николай и не помышлял о крейсерской войне, и для нее ничего не строилось. Вообще, крейсерская война возможна, если имеются заморские базы (и угольные станции) или при слабом противодействии противника. Понятен успех нашей экспедиции к Америке в 1863 г. и крейсерства Алабамы, Шенандоа. Если бы даже наши винтовые крейсера успели до окончания войны, не понятно, каую они могли бы принести конкретную пользу. В прошлом все попытки вести крейсерскую войну оказывались неудачными, при этом их эффект был незначителен и покупался очень дорогой ценой (захирением линейного флота).
Эд написал:
Действительно, осенью 1855 г. в СПб и Архангельске были заложены 20 паровых корветов и клиперов. Вы думаете, это весомый аргумент в пользу того, что Россия решила переходить к крейсерской войне?
Нет, я этого никогда не утверждал, наоборот...
В марте 1855 г. главный командир Архангельского порта вице-адмирал С.П. Хрущев предложил для усиления оброны Белого моря построить винтовую лодку. В Морском министерстве приняли решение о постройке шести «винтовых лодок».
Распоряжение о постройке дано 12 сентября 1855 г., работы начаты 24 сентября. Все шесть кораблей были заложены в один день - 5 января 1856 г.
Тем не менее, в случае необходимости (продлись война дольше), вести крейсерскую войну силами этих кораблей было можно.
Ваше утверждение...
Эд написал:
Вообще, крейсерская война возможна, если имеются заморские базы (и угольные станции)
именно к этим кораблям относится в наименьшей степени. Это не были крейсера последней четверти XIX века, когда
паруса стремительно уходили в разряд вспомогательных. Архангельские клипера, в первую очередь, были хорошими
парусными кораблями, что доказал переход «Разбойника», «Стрелка», «Пластуна» и «Джигита», не имевших в тот
момент механической установки, из Архангельска в Кронштадт.
А вот мнение об их мореходных качествах под парусами А.А.Попова...
«Между значительным количеством разнородных судов, на которых я имел счастье служить доселе, не было ни одного, столь остойчивого на волнении, как клипер «Разбойник»... Несмотря на довольно большую зыбь и соответствующую силе ветра парусность, в клипер не попало ни одной брызги; 6,5 и 7 узлов в крутой бейдевинд не могли образовать волну или пену перед носом - то и другое выходило от середины судна. Крен не превышал 4 градусов».
Так что именно для этих судов, пожалуй, не стоит преувеличивать значение угольных станций. Кроме того, навскидку не помню,
но в то время, как мне кажется, еще не было законов, запрещающим нейтралам продажу угля.
Отредактированно Пустобрех (04.02.2009 16:25:57)
Пустобрех написал:
Простите, что вмешиваюсь, но...
Наоборот... Присоединяйтесь...
Пустобрех написал:
вооруженных винтовых шхун?
Инициатор строительства - адм. Хрущев называл их "лодками", будуший адм. Попов их испытывавший - "клиперами"...
Эд написал:
в ТО - ФР Аврора
помимо "Авроры" там были еще "Оливуца", "Двина" и пароход "Меньшиков" и суда Русско-американской компании... А на "Палладе" - пушки для их вооружения..
Serbal написал:
Сопоставим ли уровень боевой подготовки русских и англо- французских моряков ?
В этом отношении соотношение уровня подготовки на флотах такое же, как и в армиях. Но надо зднсь смотреть шире и брать все аспекты - социальные, экономические, политические. Именно по этим показателям Россия и проиграла войну, а не потому, что у нее было меньше штуцеров и паровых судов: у Пруссии в 1870 г. тоже было меньше бр-цев и ружья были хуже. То, что еще годилось при Екатерине, Павле и Александре, уже не годилось при Николае. И кризис вооруженных сил России стал явственным уже в войну 1827-29 г.
Уважаемые коллеги,
предлагаю Вашему вниманию предметы имеющие прямое отношение к теме дейстия флотов союзников в Крымской (Восточной) войне.
Великобритания
Кокарда королевского военно-морского флота.
Бронза. 7,71 гр. Размер 68 х 35 мм.
Балтийская медаль 1854-1855 г.
Серебро, Диаметр 36 мм.
“Балтийской медалью” были награждены участники Балтийского (Кронштадт, Бомарзунд, Свеаборг и Гельсингфорс), Северного (Кола) и Тихоокеанского (Петропавловск-Камчатский) походов флота Великобритании.
Крымская медаль 1854 г.
С тремя пряжками "Севастополь", "Инкерман", и "Альма".
Серебро. Диаметр 36 мм.
Крымская медаль 1854 г.
С двумя пряжками "Севастополь" и "Инкерман".
Серебро, 42,85 гр. Диаметр 36 мм.
Крымская медаль 1854 г.
С пряжкой "Альма".
Серебро, 36,06 гр. Диаметр 36 мм.
С уважением, МК
продолжение
Османская Империя
Медаль Славы 1269 г.х. (1853 г.)
Серебро, 16,69 гр. Диаметр 33 мм.
Эти медали вручалась военнослужащим и гражданским лицам - подданным Османской Империи за заслуги в ходе боевых действий, в том числе, за Крымскую войну.
Трофейная карта с парохода "Берваз-Бахри"
С уважением, МК
Отредактированно АЗАРД (04.02.2009 15:00:13)
АЗАРД написал:
Северного (Кола) и Тихоокеанского (Петропавловск-Камчатский) походов флота Великобритании.
За это только и награждать - "медали позора"... хорошо хоть за Соловки, Лямцу и Пушлахту планок не придумали...
АЗАРД написал:
Крымская медаль 1854 г.
С тремя пряжками
ЕМНИП была еще планка "Азов" - за действия на Азовском море...
Georg G-L написал:
за Соловки
Британский десант 6-7 июля 1854 г. на Соловецких островах ознаменовался грабежами, вплоть до покражи церковных кружек с медными деньгами, о чем писали английские же газеты.
Отредактированно Эд (04.02.2009 15:16:05)
Эд написал:
Британский десант 6-7 июля 1854 г. на Соловецких островах ознаменовался грабежами, вплоть до покражи церковных кружек с медными деньгами, о чем писали английские же газеты.
Причем к самому кремлю англичане высадится не рискнули, грабили на Заячьем острове... см. в ветке "Корабли штурмуют бастионы..."
Serbal написал:
Сопоставим ли уровень боевой подготовки русских и англо- французских моряков ?
Если обратиться к официальным источникам (не знаю уж, насколько они объективны), правда более раннего периода, то картина весьма благоприятна для русских...
Представляет интерес фрагмент доклада князя А.С.Меншикова императору 7 мая 1840 года; Прибывший в Кронштадт английский 36-пушечный фрегат “Pike” принадлежит к числу первых судов, построенных по системе Саймондса, которые отличаются необыкновенными измерениями. Ширина фрегата “Pike” равняется, без нескольких дюймов, ширине 80-пушечного корабля. На воде он очень красив, и все, что относится до корпуса судна, то есть работа строителя, то весьма хорошо; ж что же касается до капитана, как-то: вооружение и внутренний порядок, то в самом жалком положении: вооружение не чисто..., внутренность фрегата неопрятна, гребные суда нехороши. Становился на якорь и убирал паруса очень худо, что подает повод к заключению и о непорядочном управлении сего судна... [/i]
5 сентября 1844 года М.П.Лазарев отдал приказ по флоту: [i]всем без исключения офицерам, кондукторам и нижним чинам сдавать теоретические экзамены, чтобы показать настоящее дело по части маневров парусами и пушечной экзерциции.
К этому времени система тренировки, обучения и морская выучка экипажа корабля достигли небывалых вершин мастерства: так, например, морские артиллеристы вели огонь из 68-фунтовых орудий со скорострельностью 2 выст./мин!
Пустобрех написал:
фрагмент доклада князя А.С.Меншикова
Источники мож и объективны, но компетентность князя сомнительна...
Пустобрех написал:
морские артиллеристы вели огонь из 68-фунтовых орудий со скорострельностью 2 выст./мин!
Если это неприциельная стрельба одиночного орудия, то это ВМФ-шоу и не более того.
Если это прицельная стрельба всей батареей, то, наверное, очень круто...
А вот состояние "ближе к войне"...
В 1850 году на флоте значительно уменьшилось количество унтер-офицеров и старослужащих матросов, что привело к теоретическому и практическому ослаблению команд.... Вновь была проделана большая работа по обучению морскому делу прибывших во флот новобранцев.
10 августа<1853 г.> состоялась гонка кораблей. «Двенадцать Апостолов» показал превосходные скоростные качества , а его команда — быстроту и меткость артиллерийского огня: из 36-фунтовых пушко-карронад при угле возвышения 80 ядра попадали на расстояния более 1000 саженей (1830 м), гребные суда спускали менее, чем за 20 мин.
Буйный написал:
Если это прицельная стрельба всей батареей, то, наверное, очень круто...
Полагаю это, все-таки, беглый огонь на постоянном прицеле, что, собственно, и требуется в бою в кильватерной колонне.
Эд написал:
кризис вооруженных сил России стал явственным уже в войну 1827-29 г.
С этим нельзя не согласиться, отставала сама "концепция" боевой подготовки...
В 1847—1 848 годах... В.А.Корнилов находился в служебной командировке в Лондоне с целью заказа пароходофрегата для флота. Находясь в Англии, Владимир Алексеевич часто бывал на учебном артиллерийском корабле «Excellent», где знакомился с постановкой артиллерийского учения в английском флоте. После возвращения он неоднократно высказывал мысль о необходимости иметь на Черном море такой же корабль,
но, как говорится, увы и ах...
Отредактированно Пустобрех (04.02.2009 17:44:31)