Авот названия судов пресловутого войскового конвоя - «Christiaan Huygens» (16 287 т), «Abosso» (11 030 т), «Georgic» (27 759 т), «Martand» (8 000 т), «Duchess of Richmond» (20 022 т), «Almanzora» (15 551 т), и «Orduna» (15 507 т).
Северная Атлантика, мостик ЛК "Бисмарк", 9.45 утра 24 мая.
Ноздри контр-адмирала Цилиакса хищно раздулись при этом известии. Он резко обернулся к оберлюфтваффе-офицеру майору Фрицу Гроху.
- Мы сумеем поднять ударную авиацию?
- Да, герр адмирал, но мы не сможем использовать пикировщики, низкая облачность не позволяет набрать высоту для пикирования...
- Фрегаттен-капитан! Рассчитайте курс перехвата, - адмирал повернулся к флаг-штурману Вольфу Нойендорфу .
- Герр адмирал, - счел нужным вмешаться командир линкора Эрнст Линдеман, - Вы намерены вступить в бой с линкором класса "Нельсон"?
- Нет, капитан-цур-зее! Я намерен нанести сильный авиаудар по противнику, а после доломать все, что останется на плаву! - Цилиакс вновь повернулся к флаг-штурману, - Что там у Вас с прокладкой, фрегаттен-капитан?
- Герр адмирал, если мы ляжем на курс 200*, то к 16.00 окажемся в 10-15 милях к востоку от противника!
- Отлично! Передайте приказ по эскадре - быть готовыми к бою, усилить наблюдение! Герр майор! Передайте приказ разведчику оставаться над целью и следить за ее курсом и скоростью, об изменениях обстановки докладывать немедлено. Приготовьте ему на смену наш "Арадо". "Цеппелину" приготовить ударную авиагруппу к вылету, все, что можно поднять в воздух! Разведчики, по возвращении из полета, следует включить в ударную группу. Главная цель - ЛИНКОР противника! Готт мит унс...
В 10.30 с "Бисмарка" на "Цеппелин" поступил приказ за подписями Гроха и Цилиакса:
"В 9.30 на расстоянии 80 миль к юго-юго-западу от Эскадры обнаружено соединение противника в составе ЛК класса "Родней", войскового ТР и 4-х ЭМ. Адмирал принял решение атаковать соединение противника. Командиру авианосца надлежит незамедлительно начать приготовления авиагруппы к атаке противника, предварительно приняв на борт самолеты, возвращающиеся из разведки. Авиагруппе надлежит быть готовой к вылету к 12.30 по местному времени.
Состав ударной авиагруппы следующий:
Первой взлетает эскадрилья 1/T.Gr.77 в кол-ве 12 машин, командир группы - командущий эскадрильей майор Штейнглиц. Вооружение - штатные торпеды, группа идет на цель, следуя указаниям с разведчика-корректировщика. Цель - ЛИНКОР противника - атаковать одновременно с пикирующими бомбардировщиками.
Второй взлетает эскадрилья 1/K.Gr.77 в кол-ве 12 машин, командир группы - командующий эскадрильей майор Риттер фон Экк, он же осуществляет командование авиагруппой. Вооружение - 250- и 500-кг фугасные авиабомбы, группа идет на цель, следуя указаниям с разведчика-корректировщика. Цель - ЛИНКОР противника, по-возможности подавить ЗА и ПУАО, снизив боеспособность. Атаковать с пологого пикирования, одновременно с выходом на цель торпедоносцев.
Третьей взлетает эскадрилья 1/Ja.Gr.77 в кол-ве 8 машин, командир группы - командующий эскадрильей гауптман Залевски. Группа идет на цель, следуя указаниям с разведчика-корректировщика. Цель - ЭМ противника - отвлечь внимание ЗА на себя, помешав вести огонь по торпедоносцам, атакующим ЛК. Атаковать ЭМ противника пушечно-пулеметным огнем одновременно с торпедоносцами.
По окончанию атаки сомкнутым строем вернуться на АВ."
Нервное ожидание последних дней сменилось бурной деятельностью - заправщики волокли заправочные шланги к машинам, механики прогревали моторы, оружейники укладывали в ниши пулеметные и орудийные ленты, штурманы склонились над планшетами, высчитывая курс и скорость эскадрилий, ведущие самолеты к цели... Наконец-то! Мы принимаем бой, более того, мы НАПАДАЕМ на боевое соединение ненавистных англичан!
В 11.05 авианосец развернулся для приема самолетов, а с катапульты "Бисмарка" стартовал "Арадо-196", направляемый на замену шестому "физелеру". Эскадра легла на курс перехвата, увеличив скорость до 24 узлов.
Северная Атлантика. Мостик авианосца "Граф Цеппелин". 24 мая, 11.40 утра.
Капитан-цур-зее Генрих Вольдаг и командир авиагруппы майор Вернер Мельдерс прошли на левое крыло мостика, так как от свежего северо-западного ветра не спасали поднятые воротники-капюшоны "зюйд-весток". Достали портсигары в полном молчании, майор протянул дрожащий огонек "Зиппо" капитану, затем прикурил сам. Молчание затягивалось.
- Вернер, ваш старший офицер сошел с ума? Мало того, что они посылают "штуки" в такую собачью погоду, те просто не смогут проявить себя как пикировщики... Так еще и гонят неизвестно зачем истребители!
- Старина Фриц не так глуп, как кажется, Генрих... "Штуки", они могут атаковать и с пологого пикирования, конечно, "шкуру" британца не пробьют, но зениткам, мостикам, КДП и прочим небронированным штуковинам придется "кисло". А истребители... конечно, со "штуками" им не сравниться, но внимание на эсминцах они отвлечь вполне в состоянии. А большего от них и не требуют. Кстати, распорядись подвесить на "Теодоры" по два 50-кг "гостинца".
- Ты всерьез расчитываешь потопить какой-либо эсминец 50-кг бомбой, Вернер?
- Нет конечно, Генрих. Но самолет, поливающий твою палубу свинцом и бомбящий, отвлечет внимание твоих зенитчиков надежнее, чем просто кружащий над мачтами, не так ли? Пойду-ка я, распоряжусь подготовить своего "дракона" к вылету...
- А как же приказ, Вернер? Авиагруппу должен вести фон Экк...
- А он ее и поведет. Но своих "коршунов" в этом бою поведу я. И лично отвечу за это перед адмиралом...
В 12.40 первый торпедоносец стартовал с палубы "Цеппелина", взлет остальных 11-ти машин занял чуть менее 10 минут. Палубная команда тут же кинулась разбирать закрывающее рельсы покрытие, чтобы позволить катапультировать тяжелые "юнкерсы" и "мссершмитты". К 13.30 взлетевшая последней "восьмерка" Мельдерса взяла курс вслед за ушедшими к цели штурмовиками и торпедоносцами...
Английское соединение, обнаруженное немецкой авиаразведкой, состояло из линейного корабля "Родней" (командир капитан 1 ранга Фредерик Нью Джордж Далримпр-Хэмилтон ), трансатлантического лайнера "Британик", превращенного в быстроходный войсковой транспорт и направляющегося в Канаду за пополнением для "Армии Нила" и 4-х эсминцев типа "Трайбл". Линкор был придан соединению не столько в опасении немецких рейдеров, сколько "за компанию" - старый и не слишком удачный корабль имел большие проблемы с корпусом в носовой части, и направлялся в Новый Свет для ремонта на верфи Бостона. Соединение покинуло Клайд в ночь с 21 на 22 мая и к утру 24 мая находилось уже более чем в 600-х милях от берегов Британии. Около 9.30 утра командиру Далримпр-Хэмилтону доложили, что РЛС засекла неопознаный самолет в 30 милях к северу, и это известие встревожило капитана. Это мог быть один из патрульных самолетов Берегового Командования из Исландии, мог быть одним из "нейтрального патруля" янки. Но он мог оказаться также и сверхдальним разведчиком "джерри", наводящим на его соединение свору немецких ПЛ, рыщущих в поисках добычи. Адмирал отправил запрос в Адмиралтейство, сообщив данные о самолете, и отдал приказ эсминцам эскорта - приготовиться к атаке, следовать противолодочным ордером - "коробочкой" - вокруг "больших дядек".
Ответ из Адмиралтейства пришел в 12.45 - обнаруженный над соединением самолет не может являться самолетом британских КВВС или ВСФ, возможность его принадлежности к ВВС "прочих союзных государств" в данный момент выясняется, о результатах будет сообщено сразу по их получении. Однако, "результатов" сэр Далримр-Хэмильтон так и не дождался. Вместо этого в 14.02 поступило сообщение о новой - групповой - воздушной цели в 40 милях, приближающейся с севера. Сомнений больше не оставалось - атака воздушного противника (а вовсе не ПЛ) последует с минуты на минуту! Командир британского соединения приказал построиться в ордер ПВО и отвернуть на зюйд, выигрывая время.
Скоординированной атаки разумеется не получилось. Эскадрилья Мельдерса обогнала имеющие почти вдвое меньшую скорость "юнкерсы", и теперь кружила над соединением противника, среди разрывов снарядов и трассеров. Торпедоносцев вообще не было видно. Каждая минута, проведенная в "выписывании вензелей" над противником уменьшала шансы вернуться на родную палубу - помимо опасности английских снарядов существовал и жесткий лимит времени - истребитель не биплан, и часами в воздухе находиться не может. Только сам Мельдерс знал, сколько силы воли ему потребовалось, чтобы не сбросить бомбы на первого, кто попадется, и не рвануть обратно, к "Цеппелину". Однако, он все же дождался, когда эскадрилья фон Экка перестроится в боевой порядок и ляжет на курс атаки, и только тогда скомандовал в микрофон:
- Говорит первый! Вторая пара (Rote) - атакует концевой ЭМ в правой колоне, третья пара - головной ЭМ в левой колоне, четвертая - концевой ЭМ в левой колоне. Я сам атакую головной правый. Начали, парни! Так, как учились в Норвегии и Франции. "Причешите" их как следует!
Заложив вираж под самой кромкой облаков, майор Мельдерс в пологом пике устремился на выбранный эсминец, ловя в прицел его форштевень. Как только стали различимы фигурки британских артиллеристов у баковых орудий, он начал выбирать ручку управления на себя, одновременно нажав на гашетку. Струи пуль и 20-мм снарядов хлестнули от зюйдштока, прошлись через орудийные площадки, мостик ЭМ, калеча и убивая вражеских моряков, и как только в прицеле показалась грот-мачта эсминца, Мельдерс сбросил бомбы. Два 50-кг фугаса рванули у борта, в районе кормы, осыпав борт и надстройки осколками. Ведомый повторил маневр командира эскадрильи, можно было полагать, что вражеские артиллеристы изрядно "отвлеклись", во всяком случае, огонь зениток сильно убавился...
Тем временем эскадрилья пикирующих бомбардировщиков майора фон Экка с носа выходила на главную цель - "Родней". Первая и вторая "тройки" несли по 1 250-кг и 4 50-кг фугасные бомбы, третья и четвертая - по 1 500-кг. Снижаясь в пологом пикировании с 600 до 200 м. сквозь зенитный огонь линкора (ЭМ были заняты эскадрильей Мельдерса) "штуки" сбрасывали бомбы. Первая серия фугасов легла у носовой части линкора, прямо у борта - неплохо для начала. Следующая взметнула столбы воды и огня слева, напротив гребного винта, метрах в 10-ти. Третья легла прямо по курсу корабля в 60 метрах. В атаку зашло второе звено: первый "юнкерс" - мимо, второй - мимо, третий - 250-кг фугас разорвался, ударившись о дымовую трубу справа на высоте примерно 2/3, сметая осколками и взрывной волной антены, кабели, расчеты ЗА две 50-кг бомбы легли на батарейной палубе, еще две за бортом. Почти следом напротив этого места в нескольких метрах от от борта лег 500-кг фугас самолета 3-го звена. Из трубы линкора выбросило густое облако черного дыма. Восьмой самолет положил бомбу слева за кормой корабля, метрах в 30-ти. Зато девятому неповезло...
Перед правой ведомой машиной 3-го звена, уже зашедшей на цель, разорвался черным облаком 120-мм снаряд. Самолет дернулся, стал заваливаться на крыло и оставляя дымный шлейф устремился вниз. Неизвестно, направлял ли пилот подбитую машину, или ее влекла инерция, но так и не выпустив бомбы "юнкерс" врезался в лобовую плиту средней башни. Яркая вспышка озарила сумрачное небо, затем раздался громовой удар, и машина исчезла в пламени взрыва сотен килограмм бензина и тринитротолуола. Экипажи 10-й и 11-й машин, потрясенные трагическим зрелищем (а может просто ослепленные вспышкой взрыва) положили свои бомбы мимо. Зато экипаж лейтенанта Ганса Руделя положил свою почти в цель - бомба скользнула по броне правого борта в районе башен ГК и разорвалась в глубине, под броневым поясом...
Эскадрилья торпедоносцев вышла к цели с опозданием, зато незамеченной противником. Торпедоносцы шли на высоте всего 50 метров, "физелер" - машина в управлении не слишком "строгая" и особого риска не было, а вот РЛС засечь воздушную цель на столь малой высоте были не в состоянии, наблюдатели же были поглощены боем, разворачивающимся у них над головами. Поэтому, когда бипланы с торпедами под брюхом начали выходить в атаку с носовых румбов, их обнаружили слишком поздно. Майор Иоахим Штенгель (не "фон"), несмотря на то, что являлся выходцем из Австрии-Остеррейха, славился своей пунктуальностью и педантичностью. Поэтому, едва завидев "фейрверк" в небе (это англичане устраивали "теплый прием" эскадрилье Мельдерса) приказал подчиненным разделиться и заходить на цель с разных бортов. Его шестерка обогнула английское соединение справа, а остальные 6 машин - слева. Выход в атаку они начали, когда пикировщики и истребители уже отходили, огрызаясь пулеметным огнем, а английское соединение сбавило ход и немного расстроило ордер (начали сказываться повреждения "Родни" - каждое из которых некритическое, но в сумме - неприятные). На дистанции 1500 метров Штенгель сбросил газ и начал постепенно снижаться к самым волнам, выдерживая параметры, необходимые для сброса торпеды (скорость - не более 190 км/ч, высота - не более 25-30 м...), и только тогда рядом с его самолетом начали взметаться столбы разрывов снарядов универсальной артиллерии.
Дистанция 1200 метров... 1100 метров... 1000... Грязно-серая туша линкора медлено растет на глазах... К самолету уже тянутся щупальца трассеров... 800 метров... 700... Пора!!! Майор бьет ладонью по ярко-красной кнопке сброса торпеды, и, почувствовав, как самолет подпрыгнул, освободившись от тяжести, тянет на себя рукоятку руля высоты, одновременно отворачивая вправо и добавляя газ. Торпеда устремиоась к цели, не успевающей отвернуть с гибельного курса. Слышен ликующий крик стрелка-радиста:
- Попали, герр майор! Вы попали! - но оборачиваться и смотреть на результат некогда, нужно уводить машину из под огня, и при этом не зацепить крылом волну. Результат увидят идущие следом.
А результаты, несмотря на внезапность атаки и расстроеную ПВО соединения, оказывались скромными. Цель поразили всего 2 торпеды - первая (майора Штенгеля) взорвалась под мостиком с правого борта, вторая (с одной из машин его же "шестерки") - под 3-ей башней ГК. вторая "шестерка", атаковавшая с левого борта, попаданий не добилась, но потеряла две машины. И это несмотря на последующие заверения пилотов, что торпеды были сброшены практически "в упор" и промазать было просто некуда! Видимо, оружейникам придется поломать головы...
...К 15.20, несмотря на ухудшение погоды, все эскадрильи вернулись на палубу "Графа Цеппелина". Помимо таранившего "Родней" "юнкерса" и двух сбитых "физилеров" два истребителя потнрпели аварию при посадке (машины пришли полностью в негодность, один пилот погиб, второй получил тяжелые травмы) и еще один пикировщик разбился при посадке, правда, экипаж остался цел. В целом, авиаудар можно было признать успешным!
Северная Атлантика, мостик ЛК "Родней". 24 мая, в 3 часа пополудни.
Появление немецких самолетов посреди Атлантики немало озадачило моряков британского соединения, от кэптена сэра Фредерика Далримпр-Хэмильтона до последнего юнги. Во-первых, оно свидетельствовало о близости германского авианосца. Как Береговое Командование и Флот Метрополии смогли это допустить?!? И почему Адмиралтейство не предупредило о возможности столь неприятной встречи??? Во-вторых, тактика немцев не укладывалась ни в схемы действия собственных ВСФ, ни в шаблоны их германских коллег в Северном и Средиземном морях!
Почему пожаловали истребители? Разве что немецкий наблюдатель принял лайнер за авианосец?..
Почему истребители атаковали эсминцы эскорта, как заправские штурмовики??? (О том, что Мельдерсу поставлена задача лишь "отвлечь" корабли эскорта, а бравый майор "немного превысил полномочия" британцы не догадывались.)
Почему немцы набросились на такую защищенную цель, как линкор, они что, всерьез собирались потопить его фугасками?
И как, черт возьми, немецким торпедоносцам удалось подкрасться незамеченными, и почти безнаказано всадить в "Родни" две торпеды? Куда смотрели радиометристы и зенитчики?
Последуют ли еще авианалеты?
Эти, и еще многие другие вопросы вертелись в голове сэра Фредерика, когда спустя час после окончания налета к нему приблизился коммандер Филлип Смартс с докладом.
- Докладывайте, Филлип. - кэптен недовольно поморщился, контуженная близким разрывом голова болела, - каковы наши повреждения?
- Кэптен, сэр! Наши потери не слишком значительны. Выведены из строя 2 универсальных и все автоматические зенитные орудия правого борта, в башне главного калибра В выведено из строя правое орудие. Затоплены отсеки ПТЗ в районе 95-110-го, 155-170-го, 195-210-го и 240-255-го шпангоутов с правого борта, обширные затопления в нос от 60-го шпангоута с левого борта - там поблизости разорвалось несколько бомб, сэр... Сквозь разошедшиеся швы поступает вода, затопив цепные ящики, попытка осушения их успеха пока не имеет. Ближайшая помпа производительностью 50 тонн оказалась затопленной, а 350-тонная помпа №1 оказалась нерабочей из-за повреждения электропроводки вследствие сотресений при взрывах, вода проникла в торпедный отсек, а затем в кладовую и осушительные камеры торпедного отсека, мы откачиваем ее 350-тонной помпой №2. Также для выравнивания крена на правый борт и дифферента на нос были проведены контр-затопления, крен уменьшился до 3*, дифферент - до 5-ти, всего мы приняли около 2000 т. воды, сэр, но все еще способны дать 18 узлов! И в довершение всех несчастий, мы лишились радиолокатора и дальней радиосвязи, сэр!
- Как там у прочих?
- На ЭМ "Мэшона" было выведено из строя рулевое управление, сэр, и он едва не столкнулся с "Британиком". Сейчас оно исправно, повреждения прочих кораблей незначительны.
- Мой первый помошник, Филлип?
- Тяжело ранен, сэр, находится в лазарете, но жизнь его вроде бы вне опасности.
- Скверно, Филлип. А мой второй помошник?
- Убит, сэр. Весьма сожалею.
- Совсем паршиво, не повезло, бедняге. Пережайте на эсминцы, у кого там нет повреждений радиостанции - пусть известят Адмиралтейство обо всем происшедшем.
- Сделано четверть часа назад, сэр!
Раздался зуммер внутрикорабельной связи, вахтенный офицер снял трубку и выслушав доклад повернулся к капитану.
- Сэр, с эсминца "Сомали" докладывают, в 15.10 РЛС засекла крупную надводную цель по пеленгу 360* на дистанции примерно 15 миль! Цель движется со скоростью более 20 узлов на зюйд-зюйд-вест...
Брови кэптена Далрипл-Хэмильтона сошлись к переносице.
- Кто бы это мог быть, а Филлип? Быстроходны и крупный, явно ищущий с нами встречи...
- Это... Немцы, сэр! Тот авианосец, чьи самолеты атаковали нас!
- Не думаю, Филлип. Скорее, это немецкий линейный крейсер или даже линкор, действующий совместно с тем авианосцем. Прикажите изготовиться к бою! "Британику" с "Эскимосом" занять позицию на 10 миль юго-восточнее эскадры, вне зоны видимости, прочим ЭМ приготовиться к постановке дымзавесы и торпедной атаке.
Взлетевший с палубы АВ вслед за ударной группой "физелер" (№ Т.1-34) с подвесными топливными баками, позволяющими находиться в воздухе до 5 часов, продолжал следить за британским соединением, поэтому с ее местоположением у немецких штурманов проблем не возникло. Около 15.00 "Бисмарк" пересек курс британцев за кормой в 18 милях и 15.32 лег на параллельный курс, начав сближение на 26 узлах. В 16.01 радиометристы доложили об обнаружении групповой цели по пеленгу 165* на дистанции 23 тыс. метров (12,4 мили). А ровно через полчаса британское соединение показалось из дымки на юго-востоке в 14,5 тыс. м. (8 милях) от линкора. В 16.33 старший артиллерийский офицер Адальберт Шнайдер "Бисмарка" открыл огонь.
Огонь велся из двух носовых башен ГК по данным из ЦАП, за 3 минуты было сделано 6 4-орудийных залпов, выпущено 24 бронебойных снаряда. Первые два залпа легли недолетами на 600 и 100 метров, третий перелетом на 400 метров, четвертый дал накрытие, снаряд 5-го залпа пробил борт напротив МО под углом ок. 45* от нормали в 3 футах выше ватерлинии, отрекошетировал от 330-мм плиты бронепояса, пробил внешнюю продольную переборку ПТЗ и разорвался в соседнем коффердаме. 6-ой залп лег за кормой "Родней", отворачивающего вправо. "Родней" немедленно ответил огнем СК, выпустив за то же время 72 фугасных снаряда. Превый разорвался на верхней палубе у волноотбойника перед башней "Антон", второй попал в носовую часть левого борта в 3-х м. от ватерлинии, но 60-мм лист броневой стали не пробил, третий - на прожекторной площадке левого борта, разбив прожекторы. Английский ЛК отвернул вправо, приводя противника в сектор обстрела всех орудий ГК, и открыл ответный огонь, стреляя 4-орудийными залпами. Первый залп лег в 500 м. впереди "Бисмарка", второй недолетом в 400 м., третий за кормой в 200 м., четвертый дал накрытие. Именно в этот момент - в 16.35 - дымовая завеса, поставленная ЭМ "Сомали", "Тартар" и "Мэшона" укрыла противников друг от друга Командир Линдеман решил не искушать судьбу и резко отвернул вправо, скрываясь за дождевым шквалом...
В 16.50 с мостика "Сомали" вновь увидели немецкий линкор на траверзе в 6,5 милях, тот немедленно открыл огонь теперь уже по эсминцам из орудий главного и среднего калибра. Было выпущено 144 150-мм и 80 380-мм фугасных снарядов, в 16.54 Далримп-Хэмильтон приказал ЭМ атаковать противника торпедами, а в 16.57 ЭМ "Мэшона" получил попадание 380-мм снаряда. Снаряд под острым углом попал в борт у мостика, прошил его насквозь и разорвался о переднюю переборку КО. Осколки и обломки конструкций изрешетили тонкую корабельную сталь, хлынувшая следом ледяная вода Атлантики довершила остальное. Котлы ЭМ взорвались, корабль переломился позади дымовой трубы, и две его половинки стали медленно оседать в бушующее море. В 17. 02, когда дистанция между противниками сократилась до 4-х с половиной миль, немецкий ЛК снова отвернул от выходящих в атаку ЭМ на север, пропав из вида. Преследовать его, теряя контакт с флагманом, капитаны ЭМ не решились и в 17.27 повернули к "Роднею", подобрав из воды немногих, уцелевших из команды "Мэшоны"(всего 13 человек).
Чувство облегчения у командира английского соединения, возникшее после ухода противника на север, длилось весьма недолго. В 17.36 вокруг "Роднея" вновь начали подниматься столбы воды от вражеских снарядов, а с КДП доложили о вновь показавшемся в 9 милях с северо-запада противнике. Сэр Далримпл-Хэмильтон приказал передать приказ на 2 оставшихся эсминца ставить дымовую завесу, а кораблю повернуть на восток, приводя противника в сектор огня ГК. Однако, противник этот оказался не "Бисмарком".
В 15.25 командир сопровождавшего авианосец "Принца Ойгена" Бринкман получил приказ Цилиакса оставить охранение и полным ходом следовать на соединение с флагманом. В 15.30 крейсер развил 30 узлов и направился на юг - 185*. Вскоре после 17 часов радиодальномер засек крупную скоростную цель, движущуюся навстречу, однако ею оказался "Бисмарк". С него приказали продолжать движение, и в 17.27 на юго-востоке открылась картина величаво движущегося "Роднея" в сопровождени ЭМ. Орудия носовых башен "Ойгена" уже находились в полной готовности и немеденно открыли огонь, обрушив на линкор противника град фугасных снарядов. "Родни" отвечал беглым огнем 152-мм орудий, выпустив не менее 100 снарядов. "Ойген" выпустил 48 203-мм снарядов, добившись 4-х попаданий. Первый попал в штрельдек, разнеся в щепки 50-футовый моторный вельбот, второй - под платформу кормового поста управления зенитным огнем (ПУАЗО выведен из строя) , третий - в борт в районе 305-го шпангоута, образовав дыру в 40 кв. футов (оказалось затопленным помещение выше отделения рулевых машин), четвертый - в башню СК №3 ПБ (башня вывшла из строя).
С "Родни" получено всего 2 попадания 152-мм снарядами - в верхний пост управления огнем и в кормовой пост управления прожекторами. Помимо этого, прежде чем укрыться за поставленной эсминцами дымзавесой, линкор успел сделать 4 залпа из 16" орудий, но все они легли большими прелетами, от 1800 до 1200 метров, английские артиллеристы приняли "Принца" за атаковавший их ранее линкор и неверно определили дистанцию. Практически в это же время (в 17.30) из мглистых сумерек на северо-востоке появился "Бисмарк"...
Избежав торпедной атаки, Линдеман следовал на север до 17.17, а затем повернул на курс 110*, проходя за кормой у следующего на юг "Родни". Отправив Бринкмана отвлечь внимание противника на себя, Цилиакс приказал зайти к северо-востоку от вражеского ЛК и внезапно атаковать одновременно с "Ойгеном", поставив противника "в два огня". Однако, отвернув к юго-востоку и закрывшись от "Ойгена" дымзавесой, Далримпл-Хэмильтон нарушил эти расчеты. Тем не менее, в 17.31 "Бисмарк" вновь открыл огонь по противнику, а в 17.32 "Родни" ответил, благо направление на противника (около 30* в корму от левого траверза) позволяло использовать ГК. За период с 17.31 до 17.38 ГК "Бисмарка" сделал по противнику 14 4-орудийных залпов, "Роднея" - 11.
А.Шнайдер вновь первым добился накрытия 3-им залпом, снаряд 5-го залпа (в 17.33) уничтожил кормовой пост управления огнем ПМК и разворотил кормовую рубку, шестого - разорвался в судовом лазарете, превратив его в коллективный склеп. В 17.34 5-м залпом "Родни" наконец поразил своего противника. Один 928-кг снаряд пробил 320-мм броню пояса и ряд переборок и взорвался в вентиляторной ХIV отсека, вызвав пожар в матросском кубрике , второй - носовую часть борта, пробив насвозь топливную цистерну отсека ХХI, выйдя с противоположного борта в 4-х м от ватерлинии. Капитан-цур-зее Линдеман немедленно совершил маневр уклонения. Повторного накрытия противника удалось добиться на 9-ом залпе, на 10-м (в 17.36) 2 380-мм снаряда попали в борт напротив КО и башнеподобную надстройку , первый пробил борт между башнями №2 и №3 ПМК левого борта и разорвался над ГБП, выведя из строя систему подачи боеприпасов обеих башен, второй уничтожил помещение вычислительной станции (орудия "Роднея" перешли на стрельбу по данным собственных дальномеров). Ответным (8-м) залпом "Родней" угодил из ГК в запасной носовой пост управления огнем "Бисмарка" и вывел из строя нижний носовой радиодальномер, "Бисмарк" вновь совершил коордонат, выходя из под накрытия. Тем не менее, на 11-ом залпе (в 17.37) 2 16" снаряда с "Роднея" вновь попали в цель - первый разбил катапульту и зенитную 105-мм установку №3 [i]левого борта, вызвав взрыв и пожар боезапаса (этим взрывом также был уничтожен самолетный ангар №2 с 2-мя ГСМ) и нанеся тяжелые потери в личном составе, второй взорвался в кормовой трансформаторной подстанции правого борта, вызвав пожар и уничтожив оборудование. Ответным 12-м залпом "Бисмарк" попал в основание кормового поста наведения с 4,57-м дальномером, но роковым дя его противника стал 13-й залп, произведенный в 17.38!
Первый снаряд угодил в ГБП напротив машинного помещения и разорвался о броневую плиту, не нанеся существенных повреждений (отсеки ПТЗ в этом р-не уже быи затоплены для выравнивания крена). Второй пробил надстройку прямо под ходовой рубкой и вышел с противоположного борта. Третий лег недолетом в 10-12 м., миновал толщу воды, вошел в борт под углом, близким к нормали в районе меж 115 и 120 шпангоутами в 1,5 м под нижней кромкой главного бронепояса, приподнявшегося вследствие увеличившегося до 5* крена на правый борт. Миновав одна за другой 4 переборки, снаряд разорвался в зарядном погребе башни Х. Наблюдатели с "Бисмарка" и подошедших английских ЭМ увидели, как бронеплиты крыши башни взлетели вверх, словно фанерки, и из башни вырвася клуб оранжево-бурого пламени. Спустя несколько мгновений носовая часть линкора скрылась в ослепительно-желтой вспышке взрыва артпогребов. Когда спустя минуту дым немного рассеялся, среди волн виднелась лишь стремительно уходящая в воду корма корабля с вращающимся винтом...
Помимо снарядов ГК в ходе боя противники активно использовали средний калибр. 150-мм установки "Бисмарка" сделали в общей сложности 660 выстрелов, добившись 23 попаданий, не повлиявших впрочем на боеспособность английского ЛК. Единственно значимыми из них было попадание в верхнюю палубу в 17.35, выкосившее орудийную прислугу бортовых 120-мм орудий, и в платформу приборов управления огнем (в 17.37), разбившее носовой пост управления огнем ПМК левого борта. ПМК и 120-мм орудия "Родни" выпустили по противнику не менее 500 снарядов, добившись 12 попаданий. В 17.33 2 снаряда 152- или 120-мм калибра разорвались на ходовом мостике ЛК, выведя из строя все приборы и находившихся там людей, в 17.35 снаряд разбил носовой пост управления зенитным огнем SL-8 ПБ. Спустя несколько секунд еще один среднекалиберный снаряд разорвался в ангаре №3, уничтожив самолеты и вызвав пожар, который был быстро потушен командой. Остальные снаряды, попав в борт и надстройки существенных разрушений не вызвали.
[/i] ДИЧЬ И ОХОТНИКИ.
Северная Атлантика, юго-западнее Фаррерских островов. 18.00-22.30 25 мая.
Эскадра Флота Метрополии Его Величества под командованием вице-адмирала сэра Джона Тови полным ходом шла на северо-запад. Флагманский линкор "Кинг Джордж V", авианосец "Викториес", КРЛ "Аурора", "Кения", "Галатея", "Гермион" и 7 эсминцев вышли из Скапа-Флоу в 5 утра 24 мая, и в 7 часов утра 25 мая прибыли в район патрулирования в 500 милях юго-западнее Фаррер. В 15.30 к ним присоединился ЛКР "Рипалс", прибывший из Клайда. Сэр Тови занял позицию, позволяющую перекрыть противнику как выход на просторы Атлантики, так и пути во Францию. Эскадра адмирала Холланда в составе ЛК "Хууд", "Принс оф Уэллс", АВ "Формидебдл" и 6-ти ЭМ патрулировала юго-западнее Исландии, перекрывая путь через Датский пролив и готовая взаимодействовать с флагманом при прорыве немцев через Фарреро-Исландский проход. Какой бы путь не избрали немцы, ловушка должна была захлопнуться.
Однако, сэр Тови, находившийся в данный момент в рубке "Кинг Джорджа V", мрачно хмурил брови - поводов для оптимизма у Командующего Флотом Метрополии не было. Сперва коллеги из КВВС изрядно оплошали, приняв за немецкий АВ закамуфлированный транспорт (Нет, но каковы эти джерри! Ведь приоритет в одурачивании противника с помощью "макетов" боевых кораблей бесспорно принадлежит британцам, а немцы способны лишь "обезьяничать", то у нас, то у японцев, то еще у кого!). Затем пришлось отправить на дозаправку патрульный крейсер "Аретьюза", находившийся в море почти неделю. Посланный ему на замену "Нептун" не то подорвался на дрейфующей мине, не то был торпедирован немецкой ПЛ, и был вынужден уйти в Лондондерри. И пока отправленный КР "Галатея" следовал в указаный район, немцы едва не проскользнули незамеченными! Кто бы мог подумать, что новоиспеченная немецкая палубная авиация сумеет не только взлететь в такую погоду (британская - совершенно иное дело!), но и полностью справиться со своей задачей - указать кораблям свободный от британских патрулей маршрут!?
В 18.05 пришло донесение с "Бирмингема" о радоилокационном контакте с неопознанным самолетом, в 19.58 "Манчестер" доложил о пеленгации неизвестной радиостанции, находящейся юго-западнее него - немцы были где-то рядом! Сэр Тови приказал поднять самолеты "Викториеса" на разведку. АВ лишь в марте вступил в строй Королевского Флота, его авиагруппу нельзя было признать полностью боеспособной, но на нем находилась 829-я эскадрилья "Суордфишей" (12 машин), переданная с готовившегося уйти в Гибралтар с грузом "харрикейнов" "Формидебла". Ее и подняли в воздух в 20.30 с заданием произвести разведку в секторе 180* к северо-востоку. В 21.45, уже на обратном курсе, один из разведчиков обнаружил следующую курсом 210* - прямо на Флот Метрополии - полным ходом немецкую эскадру в 90 милях! Менее чем через 2 часа противники должны были оказаться на дальности действенного огня друг друга. На генеральное артиллерийское сражение в надвигающихся сумерках сэр Тови не рискнул, вместо этого он известил о местоположении и курсе противника сэра Холланда и отвернул на северо-запад. Классическая "блокадная позиция" к юго-востоку от противника напрашивалась сама собой (позволяя контролировать движение и во Францию - на восток, и в Атлантику - на юг), но была невозможна. Эскадрилья с "Викториеса" находилась в небе и ее нужно было принять на палубу. В 21.55 крейсера и ЭМ ушли навстречу противнику, а в 22.06 с "Викториеса" в воздух поднялась 825-я эскадрилья торпедоносцев "Альбакор"...
В 22.38 сигнальщики немецкой эскадры, пытающиеся разглядеть на фоне вечерних туч жужжащий уже 3/4 часа самолет противника, заметили несколько приближающихся с разных траверзов темных точек. На кораблях сыграли "воздушную тревогу", экипажи заняли места в соответствии с боевым расписанием, и вскоре в цейссовскую оптику можно было четко различить увеличивающиеся в размерах силуэты бипланы, планирующие над самыми волнами. Британские торпедоносцы! Когда до цели было уже около 4000 м., германская эскадра резко повернула "все вдруг" влево на 90* и открыла огонь. Британские пилоты, впервые оказавшиеся под обстрелом противника, тем не менее не потеряли самообладания, и продолжили атаку. Две тройки атакующие с носа, несмотря на ураганный огонь противника, сбросили торпеды в 800 ярдах от цели.
Стальные рыбины, оставляя белесые следы, устремились навстречу кораблям, и сотни людей, на мостиках, в аккустических постах, "гнездах" зенитных установок, в плексиглассовых кабинах, замерли (кто с ужасом, а кто с предвкушением) в ожидании крушащих корабельные корпуса взрывов. Но смертоносные "сигары" прорезали строй безо всяких последствий, а сзади уже накатывали еще 6 торпедоносцев, и снова смерть, упакованная в металлические корпуса плюхается в воду и несется к вибрирующим от усилий энергоустановок (а кажется, что от страха!) кораблям. И снова не встают выше мачт водяные столбы, снова лай зениток не тонет в оглушительном грохоте взрыва сотен фунтов тринитротолуола.
Мучительный стон облегчения вырывается из глоток немецких моряков, а экипажи "альбакоров" задыхаются от жгучей досады. Как же так!? Ведь они образцово выполнили свой первый боевой вылет! Четко вышли на "место" по наводке разведчика, грамотно вышли в атаку, не дрогнули под огненным смерчем... И это все в пустую? ОТЧЕГО, БОЖЕ МИЛОСЕРДНЫЙ?!? Лишь совершив посадку на родной "Викториес" экипажи 9 (девяти!) уцелевших машин узнали причину столь оглушительного провала. Авиаторпеды, которыми была вооружена вылетевшая в атаку эскадрилья, имели магнитные взрыватели, которые просто не реагировали на размагниченные корпуса немецких кораблей! Впрочем, игра еще не была окончена...
В результате маневрирования при атаке торпедоносцев немецкая эскадра оказалась несколько западнее, чем рассчитывали ее встретить британские крейсера. В 23.10 на мостик "Бисмарка" поступило сообщение с "Принца Ойгена" - слева по курсу на дистанции 13 000 м. слышны шумы винтов множества быстроходных кораблей. Реакция Командующего была молниеносной: "Перестроиться в ордер "пеленга". Курс 180*, скорость увеличить до 30 узлов." На кораблях эскадры включили радиодальномеры и когда британские эсминцы стали появляться из сумеречной дымки в 8000 метров, Соединение Z уже встретило их в перестроенном порядке (впереди "Принц Ойген", в 300 м. сзади и правее "Бисмарк", далее "Граф Цеппелин"), ощетинившись всеми стволами в полной боеготовности. В 23.17 немецкие корабли открыли огонь по атакующему противнику. 8 - 380-мм, 8 - 203-мм, 14 - 150-мм, 28 - 105-мм орудий, не считая мелкокалиберной артиллерии, создали невероятную плотность огня! Благодаря своевременному перестроению немцев эсминцы выходили на рубеж торпедной атаки в 6000 ярдов неодновременно. Тот, кто знает о чем речь, оценит всю сложность задачи командиров британских эсминцев - противник оказался на параллельном курсе, его скорость около 30 узлов, 3-4 балльная волна бьет с скулу, противник "видит" тебя на экранах РЛС, а ты, едва различив его силуэт, оказываешься под его плотным огнем...
3 ЭМ левого фланга британской линии атаковали первыми - один из них был потоплен 2-мя попаданиями 8" снарядов, два других успели выпустить торпеды, прежде чем были превращены в пылающие руины, 2 из них прошли под килем крейсера не разорвавшись. Следом атаковали 4 ЭМ, составляющие центр британской линии, один из которых был потоплен 15" снарядом с "Бисмарка", прочие выпустили торпеды, но попаданий не добились - слишком велика была скорость немецких кораблей и дистанция, а подойти ближе было просто самоубийственно. Последними атаковали 2 правофланговых ЭМ, но их торпеды были выпущены вслед германской эскадре и просто отброшены струями бешено вращающихся винтов.
Британские КРЛ пытались поддержать огнем ГК атаку собственных эсминцев. С "Ауроры" добились попаданий в катапульту и кормовой мостик на "Ойгене"(кормовой радар вышел из строя на 2,5 часа), в ответ немец всадил 8" снаряд в носовое машинное отделение, и на этом бой для британца закончился. "Кения" вынесла на "Бисмарке" КДП левого борта, универсальную установку 105-мм орудий и еще 2-мя снарядами угодила в бронепояс. Ответный полный залп "Бисмарка" накрыл крейсер, изорвав антенны, выведя из строя радиосвязь и радиолокацию, изрешетил множеством осколков корпус и погасил огонь в топках носового КО. Командир крейсера благоразумно предпочел скрыться из видимости немецких артиллеристов. "Гермион" добился 4-х попаданий в "Цеппелин" - в "горшок" SL-8 №3, в ангарную палубу(был выведен из строя компрессор левой катапульты), в надстройку(уничтожена штурманская рубка) и в кормовой кубрик старшин. В ответ он получил 2 150-мм снаряда с авианосца, не причинивших серьезных повреждений, однако, после переноса огня с "Бисмарка" отвалил в темноту и принялся вести наблюдение с помощью РЛС.
Эскадра миновала зону непогоды и снежно-дождевых зарядов, устойчивый ветер с северо-запада в 5-6 баллов разогнал туман, видимость улучшилась до 9-10 тыс метров, тяжелые сизые тучи неслись на высоте 1500 метров, волнение составляло около 3-х баллов. Командир авианосца Генрих Вольдаг, посоветовавшись с майором Вернером Мельдерсом, осуществлявщим командование палубной авиацией, известил командующего, что готов поднять самолеты. Экипажи 4-х разведчиков были выбраны из числа прочих как лучшие из лучших, элита элит морской авиации. Предстоящий вылет был достаточно сложным - предстояло провести разведку по курсу соединения в непростых метеоусловиях, соблюдая полное радиомолчание. Выход в эфир разрешался бы только для сообщения о курсе и скорости противника, если таковой обнаружиться, радиопривод будет отключен, и включат его только по истечении 4-х с половиной часов после старта, когда горючее будет уже практически на исходе. Что станет с экипажем колесной машины в открытом океане, если заглохнет мотор, расход горючего окажется выше расчетного, или штурман ошибется с местоположением родного авианосца, лучше и не думать. А еще нужно тщательно оглядывать море, на те 9-10 км., что позволяет видимость. Ни в коем случае нельзя упустить противника, бой грозит гибелью не только твоим товарищам, но и тебе самому - в разгар сражения никто не станет разворачиваться на ветер и принимать самолеты...
Усиление радиообмена между командованием "кригсмарине" во Франции и адресатами в море не осталось незамеченным Службой Радионаблюдения Королевского Флота. В сочетании с неопределенностью местоположения ряда крупных НК это вызывало определенные опасения, поэтому Адмиралтейство разослало предупреждение командирам эскорта конвоев в Атлантике о возможной активизации действий вражеских рейдеров и приказало соединениям сэра Тови и сэра Холланда находиться в состоянии немедленной готовности к выходу в море...
...До расчетной точки было около 950 миль - почти 2-е суток экономическим ходом. Полосы тумана и снежно-дождевых заряды, временами ограничивавшие видимость до 17-20 кабельтовых, шквалистый северо-западный ветер силой в 6-8 баллов гнал крутую волну, тяжелые сизые тучи неслись на высоте 600 метров. Командир авианосца Генрих Вольдаг, посоветовавшись с майором Вернером Мельдерсом, осуществлявщим командование палубной авиацией, известил командующего, что он "не гарантирует взлет, а уж тем более посадку в таких условиях". Адмирал отложил выпуск авиаразведчиков, надеясь на улучшение погоды, корабли шли, обшаривая горизонт лучами радиодальномеров. Вечером около 19 часов Эскадра пересекла курс конвоя ОВ-324 в 30 милях впереди конвоя, но противники разминулись, не обнаружив друг друга.
В 14.20 25 мая состоялась встреча c заправщиками в заданном районе АJ-25. "Принц Ойген" принял с танкера "Бёльхен" 1300 т. топлива, закончив заправку к 22.00. Далее Эскадра вместе со "Бёльхен" двинулась на юг 10-узловой скоростью - заправляться ночью адмирал не рискнул, и отложил заправку до утра. С 6.20 до 12.40 топливо принимал "Бисмарк", заправив всего 1100 тонн. Далее в 13.25 заправку с танкера начал "Граф Цеппелин", закончив ее в 23.00 26 мая и приняв 1560 тонн. Перед немецкой Эскадрой лежали просторы Атлантики.
К утру 27 мая Эскадра миновала зону непогоды и снежно-дождевых зарядов, устойчивый ветер с юго-запада в 2-3 балла разогнал туман, видимость улучшилась до 18-20 тыс метров, рваные облака неслись на высоте 1500 - 3000 метров, волнение составляло около 3-х баллов. Командир авианосца Генрих Вольдаг, известил командующего, что готов поднять самолеты. Адмирал приказать провести разведку в секторе 180* на дальность 120 миль, и в 8.30 на "Цеппелин" поступило распоряжение быть готовыми поднять 7 разведчиков к 10.00. Начиная с 10.05 разведывательные экипажи должны отправляться в полет, согласно разработанному майором Грохом и капитаном 3 ранга Накамурой плану:
Соединение идёт курсом 135 град. (SOst), скорость 20 узлов.
Маршрут №1 - взлёт в 10.05, курс 270 град., дистанция 90 миль (т.е. полёт на это расстояние), в 10ч37м поворот на 90 град. влево (т.е. на курс параллельный курсу соединения), дистанция 60 миль, в 11ч07м поворот влево на курс 72 град. для возвращения на авианосец (расчётное время возвращения 11ч46м).
Маршрут №2 - взлёт в 10.06, курс 90 град., дистанция 90 миль, в 10ч38м поворот на 90 град. вправо, дистанция 60 миль, в 11ч08м поворот вправо на курс 307 град. для возвращения на авианосец (расчётное время возвращения 11ч47м).
Маршрут №3 - взлёт в 10.07, курс 236 град., дистанция 120 миль, в 10ч57м поворот на 90 град. влево, дистанция 60 миль, в 11ч21м поворот влево на курс 41 град. для возвращения на авианосец (расчётное время возвращения 12ч04м).
Маршрут №4 - взлёт в 10.08, курс 134 град., дистанция 120 миль, в 10ч57м поворот на 90 град. вправо, дистанция 60 миль, в 11ч22м поворот вправо на курс 319 град. для возвращения на авианосец (расчётное время возвращения 12ч05м).
Маршрут №5 - взлёт в 10.09, курс 209 град., дистанция 150 миль, в 11ч11м поворот на 90 град. влево, дистанция 60 миль, в 11ч36м поворот влево на курс 11 град. для возвращения на авианосец (расчётное время возвращения 12ч04м).
Маршрут №6 - взлёт в 10.10, курс 151 град., дистанция 150 миль, в 11ч12м поворот на 90 град. вправо, дистанция 60 миль, в 11ч37м поворот вправо на курс 349 град. для возвращения на авианосец (расчётное время возвращения 12ч05м).
Маршрут №7 - взлёт в 10.11, курс 180 град., дистанция 180 миль, в 11ч25 поворот на обратный курс для возвращения на авианосец (расчётное время возвращения 12ч21м).
Таким образом нечетные разведывательные маршруты располагаются справа от курса соединения, чётные - слева, №7 - по оси следования.
Запуск состоялся четко по графику: в 10.05 первая машина покинула палубу и начала набирать высоту, а в 10.25 уже все 7 машин ушли в небо, и авианосец повернул за флагманом, стремясь занять свое место в строю. В 10.42 на "Бисмарке" получили донесение с разведчика Т-1.12, следующего маршрутом № 5:
"В 90 милях к SSW от Эскадры обнаружен вражеский конвой из 40-50 транспортов в охранении нескольких малых эскортных кораблей. Конвой движется курсом на восток со скоростью 7-8 узлов."
Конвой HX-128 в составе 47-ми траспортов с военными материалами вышел из Галлифакса 20 мая и следовал в Ливерпуль. В охранении конвоя следовал ВсКр "Калифорния" и шлюпы ПВО "Тотлэнд", "Сеннен", "Уэлни". Кроме того, на следующий день дальнее прикрытие конвоя должны были осуществлять ЛК "Ривендж" и 4 канадских эсминца, следующие с конвоем SC-32.
Утро 25 мая застало конвой в следующем ордере: головным шла "Калифорния" - единственный корабль в эскорте, имеющий РЛС - следом шестью колоннами транспорты, "Сеннен" и "Уэлни" несли охранение на флангах, "Тотлэнд" замыкал строй. В 10.40 коммодору конвоя доложили с поста радионаблюдения, что в 20 милях к NNO от конвоя обнаружена одиночная воздушная цель. Коммодор приказал немедленно связаться с самолетом и запросить его позывные. Экипаж самолета на радиозапрос не ответил, и пройдя вдоль конвоя на расстоянии 6 миль, скрылся на северо-востоке. Это мог быть гидросамолет с одного из британских кораблей охраны конвоев, мог принадлежать Береговому патрулю США, в конце концов, на самолете просто могла быть неиправной рация, однако, коммодор отправил радиограмму в штаб Командования Западных Подходов:
"В 10.40 пополуночи над конвоем обнаружен неопознанный самолет. Является ли он патрульным самолетом британских КВВС или ВСФ?"
Ответ пришел только в 13.50, когда было уже слишком поздно...
Реакция Цилиакса на донесения разведывательного самолета была почти мгновенной - экипажу было приказано покинуть район, как только достоверно определят курс и скорость конвоя - несмотря на увещевания Гроха, адмирал предпочел потерять контакт с противником риску быть обнаруженным. План, в кстренном порядке разработанный Цилиаксом при участии Линдемана, Гроха и Нойендорфа был прост и основывался на "домашних наработках" штаба РВМ. До конвоя всего 90 миль - 3,5 часа хода. "Бисмарк" атакует с NO и свяжет боем корабли эскорта. Спустя 20-30 минут с NW "Ойген" и "Цеппелин" атакуют беззащитные транспорты, стараясь артиллерийским огнем и торпедами отправить на дно как можно больше. За полчаса до атаки "Цеппелин" выпустит торпедоносцы, которые должны атаковать конвой одновременно с КРТ и АВ. После того корабли отходят на SО, разрывают контакт с противником, принимают самолеты и на полной скорости уходят на юг.
Северная Атлантика, мостик HMS "Калифорния", 14.30 27 мая.
Вахтенный офицер обратился к коммодору конвоя:
- Сэр, полученно сообщение из поста радионометристов, в 12 милях к NO обнаружена крупная надводная цель, скорость свыше 20 узлов, курс 220*...
Десятки глаз впились в норд-остовую четверть горизонта, где уже зловеще вырисовывались мачты неизвестного корабля. Тотчас же по радио был сделан запрос позывных... Медленно тянулись минуты, ответа не последовало. Дистанция тем временем сократилась до 9 миль, коммодор опустил 20-кратный бинокль:
- Соболезную, джентльмены, перед нами - линкор противника. Надеюсь, каждый из нас исполнит свой долг до конца...
Эфир взорвался целым гейзером радиограмм с "Калифорнии":
1) "Конвою немедленно повернуть на зюйд, восемь румбов! Походный ордер "Е"."
2) "Кораблям эскорта прикрыть конвой дымзавесой! Бой с рейдером противника неизбежен!"
3) "Срочно по Флоту! Конвой НХ-128 в районе ... атакован линкором противника! Эскорт ведет бой!"
Дистанция между "Калифорнией" и "Бисмарком" составляла уже 6 миль, было 14.42, когда Линдеман приказал открыть огонь. "Калифорния" виделась с "Бисмарка" под невыгодным углом - около 35* справа по курсу - но старший артиллерист Адальберт Шнейдер прекрасно знал свое дело, и уже 3-им 4-орудийным залпом накрыл цель. Далее 15" фугасы начали рвать металл старого лайнера. В 14.50 "Бисмарк" сблизился с противником до 30 кабельтовых и повернул к югу, приводя цель в угол обстрела всем бортом. Спустя 5 минут отважный мобилизованный крейсер погружался носом в пучину, пылая как куча хвороста, а Шнейдер перенес огонь на "Уэлни" и "Сеннен", пытающихся прикрыть дымзавесой почти полсотни транспортов. Маленькие шлюпы, все вооружение которых состояло из одного 5"-орудия и нескольких зенитных автоматов, тем не менее не дрогнули под градом снарядов и продолжая свое дело вели огонь по врагу, и даже добились трех попаданий! Однако, дуэль длилась недолго, первым неповезло "Уэлни" - два огненно-бурых столба взвились над баком и позади трубы шлюпа, и корабль стал стремительно валиться на левый борт. "Сеннен" попытался укрыть дымзавесой гибнущего товарища, но сам был разорван бортовыми залпами могучего противника.
- Герр адмирал, эскорт противника уничтожен! До транспортов - 20 кабельтовых!
- Топите их, капитан-цур-зее! Топите их всех!...
В 14.22 всего в 22-х милях от конвоя "Граф Цеппелин" развернулся против ветра, на SSW, и выпустил 8-ку "физелеров" с торпедами. На катапультных тележках на ангарной палубе грело моторы звено истребителей в 2-минутной готовности - на всякий случай! В 14.31 авианосец вслед за "Принцем" взял курс на конвой, и на 28-узловой скорости начал сближение с противником. В 15.02 корабли с NW вышли на дистанцию 45 кабельтовых, и открыли огонь по транспортам...
Группа торпедоносцев под командованием уроженца Остеррейха майора Вальтера Штейнглица вышла на следующий к югу конвой в 14.45 с правого носового сектора. Противодействия кораблей эскорта не было, очереди немногочисленных "эрликонов", установленных на некоторых судах конвоя были опасны скорее их соседям по ордеру, и атака прошла почти в полигонных условиях. Торпедоносцы выходили на громадную цель звеньями по 4 машины, сбрасывали торпеды, и главной заботой пилотов было выдержать курс и скорость, да, пожалуй, еще не врезаться в борта и надстройки своих жертв. Экипажи добились 6-ти попаданий:
Транспорт "Бэррвин", груженый зерном, затонул спустя полчасапосле атаки;
Транспорт "Барон Хейг", груженый лесом, остался на плаву и дошел до Ливерпуля;
Транспорт "Монреаль Сити", с генеральным грузом, затонул к ночи;
Транспорт "Тремминард", груженый пшеницей и 6" снарядами, загорелся, был покинут экипажем и вечером добит торпедой британского ЭМ;
Норвежский танкер "Скараас" потерял добрую половину своего содержимого, но дошел до Ливерпуля;
Транспорт "Свифтпул", с грузом зерна и а/м, затонул в течении часа.
Кроме того, шведский транспорт "Хьяльмарен", груженный металлом, таранил "Тистлегорм", груженный сахаром, последний лишился хода и к ночи затонул...
Бринкман и Вольдаг артиллерийским огнем потопили 3 судна: "Десиджер", "Тилапа" и танкер "Ольтения II". Еще 2: "Харперли" и "Эмпайр Киттиуэйк" были потоплены торпедами с "Ойгена". Танкер "Садероу" с китовым жиром в танках тоже получил торпеду, потерял практически весь груз, но пришел в порт. Тем временем Линдеман потопил артогнем "Ла Пас" и "Ланкастер Кастл" и приканчивал "Пилар де Ларринага" (в числе прочего, транспорт перевозил тринитротолуол, но взрывчатый груз не сдетонировал!), когда из-за остатков дымзавесы выскочил "Тотлэнд", и открыл огонь по противнику!
- Герр капитан, прикажите лечь на курс отхода и известить об этом Бринкмана и Вольдага! Мы достаточно задержались у этих калош... И пусть уже герр Шнейдер заткнет этот сумасшедший эскортник!
- Яволь, герр адмирал! Курс 155, скорость 24, передайте на "Ойген" и "Цеппелин" сигнал "Отход". И соедините меня с центральным артиллерийским постом...
В 15.35 корабли Эскадры соединились и взяли курс на юго-восток. Именно в этот момент