Вы не зашли.
Холера-Хам написал:
Слыщал и картинку видел...монструозус, воруженный сорокопятками...
Холера-Хам,если Вам не нравится - нарисуйте какой вам нравится...Только предварительно забудьте о "шнельботах","элко" и прочих бывших ПОТОМ...
vvy написал:
Да? А я так понял, что обсуждалась ШВАК.
Поначалу - да, но потом разговор сполз на сухопутный вариант ШВАК - ТНШ-20:
asdik написал:
ШВАК прицельная дальность до 7 км.(это которая в мотор-пушку, которую ставили на Т-60)
Ибо у чистой ШВАК баллистика была настолько хороша, что её на земле использовали лишь когда совсем припрёт... в той же Туле предпочли городить МЗА из 23-мм опытняка, чем из серийных ШВАК.
Что же до ТНШ - Вы же должны помнить про перевооружение уже поставленных в войска Т-40С с ДШК на ТНШ-20... точнее, куда уходили высвободившиеся ДШК. Почему-то, ТНШ-20 эта структура не хотела...
Отредактированно AlexeyRA (07.01.2009 16:07:23)
vvy написал:
Вообще-то Г-6 был принят от промышленности летом 1939 г...
Эт тот, который на ЧФ с 37мм использовали как танкер для ТКА?
Pr.Eugen написал:
Как правило, в споре рождается истина...Иногда.
И там же она подыхает...Иногда...
Зенитное вооружение вещь важная,спору нет. Но можно спросить собственно о катере:какие критерии мореходности уважаемый Автор темы считает приемлимыми.т.е в первую очередь,какую высоту волны должен "держать" катер на максимальной/крейсерской скорости не испытывая опасных для конструкции ударных нагрузок?
Понимание пришло, но в необходимости БЫСТРОХОДНОГО (около 40уз), а значит небольшогокатера, с возможностью реализации этого понимания была напряженка. Даже если пока отбросить проблему воружения ( в конце концов 21К есть, ДК (ДШК), в крайнем случае 4М - не супер, но за неимением гербовой...). Вопрос упирается в корпус, силовую. Стали создавать серию Д. Что-то приемлимое получилось только к 41-му году. Раньше и не могли - создание быстроходного катера очень нетривиальная задача и конструкторская и технологическая, а где кадры взять? Зарубежные аналоги некатят: скотт-перновские по ширине, люрсен по скорости и водоизмещению (ну неготовы мы были в 35-41г, к ТКА в 50т и более, да и кроме немцев до начала войны - никто, покрайней мере в серии или в качестве основной концепции). Г-6 - эксперимент, и неудачный и моряки это поняли.
Что может-быть из более-менее реальных альтернатив?
Единственный УДАЧНЫЙ довоенный, серийный быстроходный катер - МО-4. С позиции послезнания - возможно можно было-бы сделать на базе него - несколько удлиннить, поставить 4-й двигатель. Или наоборот максимально облегчить.Это ВОЗМОЖНО позволило бы получить 30-35уз, 2х533, 1х45мм, 2-4х12.7, при водоизмещении 60-65т, а при облегчении аналог S-1. Но это в любом случае Немецкий путь, т.е. не наш, не Английский, не Американский, во время войны по нему толко Итальянцы пошли (кстати любопытный поворот событий, особенно учитывая довоенную любовь к скорости) и в некоторой степени Англичане с D серией(но это больше артилерийские катера в пртивовес S-кам).
Вопрос, КТО ВЫДАСТ хотябы в 38-39г. ТАКОЕ задание? Т.е. ТКА приближающийся к шнельботам? ТКА с ПРОЕКТНОЙ скоростью до 35уз и водоизмещением 40-60т.? Выход из ЖД габаритов тогда тоже на уровне задания исключен, и с этим на ТОТ момент я пожалуй соглашусь(пример МО-4 и габариты S-1 позволяют допустить мысль, что в ЖД габариты, при ограничении скороти 30-35 уз можно влезть). А заниматся проектами без конкретного ТЗ и заказа НЕКОМУ было, а кто мог тот делал серии Д и СМ, 123-й и тд. НЕХВАТОЛО тогда КАДРОВ, НЕХВАТОЛО, и инженерных и рабочих, НЕХВАТАЛО заводов с ВЫСОКОЙ или даже ДОСТАТОЧНОЙ и ПРИЕМЛИМОЙ технологической культурой. Т.е. помоему реальная альтернатива - аналог шнельбота (итальянцы в в конце-концов так и поступили) либо на базе МО-4, либо при тех. помощи немцев, но с нашей СУ. Можно или до испании, или позже через какого нибудь нейтрала. Хотя я думаю, если-бы зазвенели деньги, то Люрсен на Испанию закрыл-бы глаза. Но ТКА со скоростью 30-35 узлов был военным не интересен(а выше с учетом имевшихся двигателей при круглоскулом корпусе и не получиш), как и ТКА в 50-60, а затем и 100-120т (смотрим послевоенное катеростроение - глисирующие катера с острой скулой - 183пр, 205-206 но тут уже за 100 перешли и тд) Т.е. к круглоскулые торпедные\ракетные катера мы не делали никогда. А темболее до 41г.
Т.е. есть 2 варианта(ЖД габариты незыблимы): или реальность Д-3, Д-200 (в идеале с М-50 - тут просто неуспели к 41г. начать серийное производство, как и 25мм, автомат). Думаю к 43г. был-бы аналог ТД-200, с 3хМ-50, 2х533 или 4х450, 1х25мм, 2-4х12.7. Или наш аналог люрсена (менее быстроходный)- возможно, это более верный вариант до отказа от ЖД ограничений, но по нему так и не пошли.
С уваженем Александр
А если сделать корпус разборным, состоящим из двух продольных половинок: лево и правой. По мотору в каждой. Съёмная рубка. Так что ширины ЖД габарита хватит. А вот длинну можно увеличить, и не таике длинномеры ездили в то время по ЖД. 356 мм пушки, например.
По мотору мало, надо ставить по 2, а это уже под 50т. водоизмещение. Но главное, сильно сомневаюсь в возможности НАДЕЖНОГО соединения 2-х половин. Динамические нагрузки там немаленькие. Плюс салошная продольная перегородка - та еще радость при планировке помещений. По этому пути, насколько я помню никто не шел (для скростных судов).
С уважением Александр
EAA написал:
По этому пути, насколько я помню никто не шел (для скростных судов).
Так СССР - практически единственная страна с несколькими изолированными морскими театрами действий. Придётся идти.
И вней некому заниматься такими "изысками". Даже если сделать такой корпус, то после перевозки через полстраны я весьма сомневаюсь, что его смогут собрать без щелей (плотно пригнать деревянную конструкцию длиной 20м., и высотой 2м. будет почти невозможно) Плюс при нахождении в воде корпус набухает. коробится, щели по ДП не избежать. В лучшем случае можно говорить о одноразовой перевозке с завода. В таком случае проще организовать сборку из комплектов на месте.
Я думаю, что строительсво катеров в 50т. и более, и не предпологали, а с более компактные считали что уложатся в ЖД габариты. В принципе так и получилось ТД-200, ТМ-200, но уже после войны. А появление 183пр - это уже анализ результатов ВОВ и ВВ2 и опыта использования ленд-лиза.
EAA написал:
Даже если сделать такой корпус, то после перевозки через полстраны я весьма сомневаюсь, что его смогут собрать без щелей (плотно пригнать деревянную конструкцию длиной 20м., и высотой 2м. будет почти невозможно) П
Так деревянныес амолёты перевозили в разобраном состоянии, или я ошибаюсь?
Со снятыми грыльями - да. НО, сравните условия эксплуатации катера и самолета, это несколько разные вещи. Катер 2/3 жизни проводит на воде, в условиях постоянных брызг и заливания. Дерево этого нелюбит. И если даже моролитные конструкции "набирали" воду, то представте, что будет в месте стыка 2-х половин?
И еще, сравните площадь и периметр стыка в самолете (крыло-центроплан, или крыло-фюзеляж), и катера - сечение по ДП. Обеспечить плотное соединени конструкции длинной 1,5-2м, ивысотой до .5м., и катера с корпусом длинной20-25м. и высотой 2-2,3 м - это несколько разные вещи.
EAA написал:
это несколько разные вещи.
Несколько разные,но не невозможные...
По поводу дерева: в "парусные" времена были "более другие" деревья?
По платфомам...есть "двойные" платформы длиной 24 м для перевозки груза высотой до 4 м.
Так что "разрезной деревянный" делать смысла нет.
По поводу дерева: в "парусные" времена были "более другие" деревья?
Одинаковые, и проблемы схожие. С ними боролись, но вопросы с гниением и "набуханием" деревянных конструкций решили только с появлением современных полимерных клеев и смол.
По платфомам...есть "двойные" платформы длиной 24 м для перевозки груза высотой до 4 м.
Согласен, перевозка грузов таких длин и шириной до 4м. не вызывало особых проблем.
Просто в 81-м посту предложили делать катер из двух половин, каждая шириной до 4м.
Мне кажется, что на тот момент создание и серийное производство и эксплуатация такого катера были сопряжены с такими трыдностями, что это не имело смысла. И наверно главное: не ставилась такая задача. Считали, что уложатся в ж.д. габариты. Возможно потому, что не ожидали, что катера так быстро "подрастут"
По моему мнению, надо было развивать МО-4, и делать на его базе разные варианты.
Но для этого надо согласиться на скорость до 35уз, а то и меньше, а на это тогда не пошли.
И мне кажется, что наш ВМФ очень недооценил роль "москитного" флота в будущей войне. Хотя это характерно для всех флотов. Но у Англичан, и США был мощный моб. резерв в виде частных верфей по производству гражданских быстроходных катеров для часного потребления. У нас его небыло. Ну, а немцы с их дизелями создали великолепные образцы торпедных катеров, и ГЛАВНОЕ свое R-боты. Но по ним очень мало информации, по моему мнению - это самые удачные катера WW2.
Правда, кроме нас никто не заморачивался ЖД габаритами. Но мне кажетца, и для наших условий эта проблема к концу 30-х потеряла актуальность. Европейские театры были соеденены внутренними водными путями (или я не прав?). А требовании уложится в ж.д. габариты осталось.
Оставался только ДВ. Очень важный и напряженный на тот момент театр. Но как оказалось слишком на нем зациклились.... Но это послезнание.
Про катера:
Любой катер начинается с ТЗ ... а ТЗ формируется относительно концепции ...
Основная концепция катера Г-5 ... это оборона баз ... то-есть нанесение совместных ударов катерами и береговой авиацией по флоту противника ... Относительно этой концепции нужны максимально быстроходные катера с минмальными размерами ...
Нужно учитывать ещё и то. что во время принятия этой концепции у СССР не было полноценного флота и такие катера в какой-то мере создавали иллюзию защиты от возможной морской десантной операции противника ...
Катера МО-4 это сильный компромисс ... он создавался как катер НКВД с возможностью использования (в случае войны) для обороны баз от ПЛ и катеров противника ... То-есть это катер-пограничник, но ни в коем случае не специализированный "охотник за ПЛ" или "сторожевик" для защиты судоа от ПЛ, авиации и катеров ... Просто он оказался наиболее приспособленным к этой роли по причине того, что частично эти функции были озвучены заказчиками в ТЗ ...
Относительно силовой устаноки:
В 30-х годах в СССР не было специализированного катерного двигателя. Ни бензинового ни дизеля. Дизелестроение находилось в "начале пути" и ждать катерного дизеля смысла не было ... он мог-бы появится в 40-х, а катер нужен сейчас ...
Мз бензиновых ... более-менее удачной была адаптация авиамотора в катерный ГАМ-34 ... первая буква означает "Глиссерный" ... и это очень точное определение ... ГАМ-34 очень "не любил" малые обороты ... Очень сильно сказывались его авиационные корни на моторесурсе ... этот недостаток частично нивелировался частым обслуживанием в мирное время, в военное иногда ставил "к стенке" до 50% катеров ... про расход и опасность авиационного бензина - говорить не буду ...
Для удачного катера - нужны очень хорошие двигатели ... создание такого КАТЕРНОГО бензомотора в 30-х было возможно ...
Он должен был-бы работать низкокачественном автомобильном бензине, работать неограниченное время во всем диапазоне частот вращения, быть намного более "ресурсным" и надёжным по сравнению с авиамотором ... ко всему прочему, катерный бензомотор не так жестко ограничивает массо-габаритные показатели, по сравнению с авиамотором ...
Мощность такого двигателя должна быть 1200-1600л.с ...
И только ПОСЛЕ наличия такого двигателя, можно приступать к проектированию катеров по новому ТЗ (новой концепции)
ПЫСЫ: Из всех государств участвоваших во 2-й мировой войне, только Германия смогла "довести до ума" катерный дизель ... и то к 1945 году ...
Специально для "EAA"
Единственный УДАЧНЫЙ довоенный, серийный быстроходный катер - МО-4. С позиции послезнания - возможно можно было-бы сделать на базе него - несколько удлиннить, поставить 4-й двигатель. Или наоборот максимально облегчить.Это ВОЗМОЖНО позволило бы получить 30-35уз, 2х533, 1х45мм, 2-4х12.7, при водоизмещении 60-65т, а при облегчении аналог S-1.
МО-4
Водоизмещение 56 т. Размеры 26.9 х 4 х 1.26 м. 3 бензиновых мотора ГАМ-34БС, 2550 л. с. Скорость 26 узлов. Вооружение: 2 х 1 х 45 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 8 больших глубинных бомб, 24 малые глубинные бомбы, 4 мины, 6 дымовых шашек.
За что полюбился МО-4, это за мореходность ... В требованиях ОСНОВНОГО заказчика (НКВД - пограничников) мореходность было прописана. Именно поэтому у МО-4 КРУГЛОСКУЛЫЕ обводы и с подьёмом килевой линии почти до ватерлинии ... это означает только то, что обводы не расчитаны на достижение высоких скоростей ... Хоть облегчите вы корпус. хоть 4 двигателя поставите, хоть удлинните, хоть укоротите - "скользить" он не будет! Его обводы менее подходящие для скоростей "за 30 узлов" чем у шнелльбота ... а уж немцы с обводами шнелльбота горя много хапнули ...
Вопрос, КТО ВЫДАСТ хотябы в 38-39г. ТАКОЕ задание? Т.е. ТКА приближающийся к шнельботам? ТКА с ПРОЕКТНОЙ скоростью до 35уз и водоизмещением 40-60т.? Выход из ЖД габаритов тогда тоже на уровне задания исключен, и с этим на ТОТ момент я пожалуй соглашусь(пример МО-4 и габариты S-1 позволяют допустить мысль, что в ЖД габариты, при ограничении скороти 30-35 уз можно влезть).
1) Такое ТЗ выдаётся только при наличии концепции ... а основная концепция в те годы(38-39г) - это "океанский флот" ... и учитывая, что существующая концепция применения ТКА "оборонительная", то при попытке "влезть" с новой "наступательной" концепцией - высоки шансы уехать в ГУЛАГ как "вредителю" ... проще проектировать и сторить крейсерские ПЛ и эскадренные тральщики
2) МО-4 можно перевозить по ЖД на специальном четырёхосном транспортёре ... Это изначально заложено в проекте ...
А заниматся проектами без конкретного ТЗ и заказа НЕКОМУ было, а кто мог тот делал серии Д и СМ, 123-й и тд
Вы удивительно правы! Если нет ТЗ то ЧТО можно проектировать? и для КОГО? если у военных нет даже концепции как использовать ЭТО.
Отредактированно hryak (25.03.2009 19:50:50)
Насчет дерева в качестве конструкционного матерьяла, так боюсь хорошие пиломатериалы, высушенные и из дуба или другого ценного дерева обойдутся даже для такой лесной страны как россия или канада\бразилия дороже чем стальной корпус.,
За что полюбился МО-4, это за мореходность ... В требованиях ОСНОВНОГО заказчика (НКВД - пограничников) мореходность было прописана. Именно поэтому у МО-4 КРУГЛОСКУЛЫЕ обводы и с подьёмом килевой линии почти до ватерлинии ... это означает только то, что обводы не расчитаны на достижение высоких скоростей ... Хоть облегчите вы корпус. хоть 4 двигателя поставите, хоть удлинните, хоть укоротите - "скользить" он не будет! Его обводы менее подходящие для скоростей "за 30 узлов" чем у шнелльбота ... а уж немцы с обводами шнелльбота горя много хапнули ..
Полностью согласен, но ЕСЛИБЫ БЫЛО ТЗ на мореходный умеренно скоростной ТКА, то я думаю, это КБ отталкивальсьбы именно от МО-4, естественно с коректировкой, которая вылиласьбы в совершенно новый проект, но взяли-бы за основу МО-4, и не столько по обводам, сколько по конструкции и технологии.(Ну, а наши и с остроскулым Д-3 помучались, да и у англичан не все сразу получилось, что делать, проектирование скоростных катеров и сейчас нетривиальная задача, а тогда темболее.)
1) Такое ТЗ выдаётся только при наличии концепции ... а основная концепция в те годы(38-39г) - это "океанский флот" ... и учитывая, что существующая концепция применения ТКА "оборонительная", то при попытке "влезть" с новой "наступательной" концепцией - высоки шансы уехать в ГУЛАГ как "вредителю" ... проще проектировать и сторить крейсерские ПЛ и эскадренные тральщики
Ну предположим ТЗ на ТКА дальнего действия таки выдали... Правда на скоростной, а значит небольшой. И под него сделали Д-3, правда не очень скоростной...
2) МО-4 можно перевозить по ЖД на специальном четырёхосном транспортёре ... Это изначально заложено в проекте ...
А заниматся проектами без конкретного ТЗ и заказа НЕКОМУ было, а кто мог тот делал серии Д и СМ, 123-й и тд
Вы удивительно правы! Если нет ТЗ то ЧТО можно проектировать? и для КОГО? если у военных нет даже концепции как использовать ЭТО.
Совершенно согласен.
Полностью согласен, но ЕСЛИБЫ БЫЛО ТЗ на мореходный умеренно скоростной ТКА, то я думаю, это КБ отталкивальсьбы именно от МО-4, естественно с коректировкой, которая вылиласьбы в совершенно новый проект, но взяли-бы за основу МО-4, и не столько по обводам, сколько по конструкции и технологии.
Конструкция и технологии деревянных круглоскулых и остроскулых катеров имеют отличия, причем в некоторых случаях очень значительные. Если взять корпус МО-4 и попытатся увеличить скорость, то нужно полностью новую кормовую часть (примерно от середины катера) ... которая будет остроскулой и с плавным подъёмом килевой линии к транцу ... углубление транца должно быть примерно 1\3 - 2\5 от углубления по миделю ... в носовой части придётся ставить довольно большой волноотражатель, который будет припятствовать "замыванию" бортов ... ширину катера придётся увеличить процентов на 20-25 ... иначе при выходе на частичное глиссирование корма катера будет "проваливатся" ... большая ширина сразу лишает катер возможности транспортировки по ж\д ... любая перегрузка катера приведёт к тому, что он не сможет выдти на частичное глиссирование и будет "пахать дно кормой" ... чтобы не увеличивать водоизмещение - нужно будет уменьшить длинну ...
И в итоге мы получим увеличенный Д-3 с круглоскулыми носовыми обводами и меньшей скоростью
На базе ГАМ-34 сделаны очень удачные катера ...
МО-4 56т 26уз (3 двигателя)
Д-3 32т 37уз (3 двигателя)
МО-Д-3 32т 32уз (3 жвигателя)
Г-5 18т 50уз (2 двигателя)
Довольно гармоничная линейка ...
Когда в СССР стали поступать 1200 сильные "паккарды" по ленд-лизу, то сразу появилась новая линейка катеров:
БМО 62т 22уз (2 двигателя)
ОД-200 46т 24уз (2 двигателя)
"Комсомолец" 23т 48уз (2 двигателя)
ПЫСЫ: Можно выдать ТЗ, можно выдать два ТЗ, три-четыре-пять ... если нет двигателя - катера не будет
EAA написал:
Оригинальное сообщение #32391
Дерево этого нелюбит.
И если даже моролитные конструкции "набирали" воду, то представте, что будет в месте стыка 2-х половин?
Дерево вполне это терпит.
Ни чего не будет. Потечет пару дней и забухнет.
komo78 написал:
Оригинальное сообщение #48088
Насчет дерева в качестве конструкционного матерьяла, так боюсь хорошие пиломатериалы, высушенные и из дуба или другого ценного дерева обойдутся даже для такой лесной страны как россия или канада\бразилия дороже чем стальной корпус.,
Это вы совершенно напрасно так думаете. В те годы, технология деревянного судостроения, не была ещё забыта.
Хороших п/м было навалом. Ценные породы дерева и не нужны. К стати, для наружной обшивки, лучше всего подходит ель.
Для глисирующего корпуса, совершенно не важно, какие используются обводы. Важно одно, условия отрыва потока, т.е. нужно кромка. Это вполне можно обеспечить и при округлых обводах.
По всей видимости, создание крупных глисирующих катеров, натолкнулось на проблемму отсутствия двигателя достаточной мощности.
Да и речь в данном обсуждении идет не о ТКА, а об универсальном катере (торпедноартилерийском). По всей видимости, при такой постановке задачи, требования высокой скорости будут излишними.
Для глисирующего корпуса, совершенно не важно, какие используются обводы. Важно одно, условия отрыва потока, т.е. нужно кромка. Это вполне можно обеспечить и при округлых обводах.
У круглоскулого глиссирующего гидродинамическое качество ниже на 20-25% чем у остроскулого глиссирующего ... это есть во всех учебниках ...
hryak написал:
Оригинальное сообщение #48962
У круглоскулого глиссирующего гидродинамическое качество ниже на 20-25% чем у остроскулого глиссирующего ... это есть во всех учебниках ...
Т.е. вот так вот и написано? Без указания режима движения и т.д? Странный учебник.
Как пример, посмотрите корпуса катеров Ренато Леви.