СОЗДАНИЕ АВИАНОСЦА.
Идея постройки авианосца для возрождающихся Кригсмарине возникла в умах германских адмиралов еще в 1932-33гг. Были рассмотрены несколько проектов, один из которых стал основой для дальнейшей работы, начатой в 1935 г. после заключения Англо-Германского Морского соглашения. Поскольку отставание Германии в проектировании АВ перед прочими морскими державами было очевидно и велико, было решено послать комиссию для изучения иностранного опыта сперва в Англию, а затем в Японию. Визит на авианосец "Глориес" в 1935г ничего не дал, зато из Японии командированные специалисты привезли бесценный опыт. 12 офицеров Люфтваффе, Кригсмарине и инженеров компании "Дойче Верке" довольно подробно изучили авианосцы Императорского флота "Кага" и "Акаги", и по возвращении на Родину работа закипела!
Если при проектировании и постройке собственно авианосца (23-25 тыс.т., 200000л.с.=35 уз., ГБП 80-100мм, НБП - 88мм, 16х150-мм, 12х105-мм, 16х37-мм, 28х20-мм) особых проблем не возникло, то в "авиационной составляющей", и в частности с взлетно-посадочным оборудованием дело шло туго, несмотря на повторный визит к японским коллегам в ноябре-декабре 1938г. (За "техническую помощь" в создании АВ японцы запросили немало, и только поддержка Редеру со стороны МИДа и генерала Э.Удета, курировавшего в Рейхсминистерстве авиации "авианосную тему" помогли выбить у Гитлера согласие на удовлетворение японских требований). В частности, фирме ДЕШИМАГ не удавалось создать работоспособную модель аэрофинишера, и пришлось скопировать японский образец, пневматическая катапульта не обладала достаточной мощностью для старта самолета свыше 3 т., и т.д. ...
Конкурс на создание моделей палубных истребителя, бомбардировщика и торпедоносца был объявлен среди ведущих германских авиастроительных фирм еще в январе 1937 г. На конкурс было представлено около десятка машин, из которых в кач-ве истребителя палубной авиации был выбран "Ar-197", в качестве торпедоносца - "Fi-167", в кач-ве разведчика/пикирующего бомбардировщика - "Ar-95". Самолетами этих типов было решено укомплектовать учебную эскадрилью 1./Tr.Gr.707, которой предстояло стать "кузницей кадров" для пилотов палубной авиации. Эскадрилья (3 "Ar-95", 6 "Ar-197", 12 "Fi-167") начала полеты в августе 1937г. Однако, конструкторам авиаконцернов "Мессершмитт", "Хенкель" и "Юнкерс" было рекомендовано продолжить работу и оптимизировать представленные ими модели для палубных ВПО...
По результатам второй командировки немецких кораблестроителей и авиационных специалистов в Японию (ноябрь-декабрь 1938 г.) было решено закупить лицензию на производство японских электромагнитных аэрофинишеров, вместо доводки отечественных гидромеханических. Также была достигнута договоренность о командировании группы немецких пилотов в кол-ве 22 чел. для "изучения опыта" полетов с авианосца. За столь щедрую помощь японских коллег пришлось заплатить информацией о новейших немецких разработках в области радиоэлектроники и электротехники, высокоточными станками и приборами.
В середине 1939 г. (когда готовность "Графа Цеппелина" составляла 66-70%) в экспериментальную авиагруппу для испытаний поступили первые машины нового поколения - "Не-112В", "Bf-109Т" и "Ju-87С". Новые машины показали превосходство в ЛТХ перед предшественниками, но оказалось, что они слишком тяжелы для катапульт и аэрофинишеров, а посадочная скорость слишком высока для ограниченной ВПП авианосца. Это только укрепило уверенность руководителей проекта в необходимости скорейшего создания более мощных катапульт и новых аэрофинишеров по японским технологиям.
На 6 сентября 1939 г. на АВ "Граф Цеппелин" вовсю шли работы по монтажу вспомогательного оборудования, когда 6 сентября Гитлер принял решение о сворачивании программы военно-морских вооружений (Программы "Зет"). С большим трудом руководству Кригсмарине при неохотной поддержке рейхсмаршала Геринга удалось отстоять достройку АВ "Граф Цеппелин"(готовность 70%), КРТ "Лютцов"(готовность 55%) и переделку в АВ КРТ "Зейдлиц"(готовность по корпусу и ЭУ 60%). 20 сентября работы были возобновлены и продолжились с удвоенной энергией.
12 апреля 1940 г. АВ "Граф Цеппелин" вошел в состав Кригсмарине, а уже 16 апреля вышел в море для проведения всесторонних комплексных испытаний, которые и продолжились до 22 мая 1940 г. Авианосец достиг скорости 33,8 узла при мощности ЭУ в 206 тыс. инд. сил, показал хорошую управляемость и мореходные качества. Пилотами эскадрильи 1./Tr.Gr.707 (командир эскадрильи - майор Вернер Мельдерс) было проведено 122 взлета и 63 посадки с палубы, при этом произошло 12 аварий машин (1 - "Аr-197", 2 - "Не-112", 6 - "Bf-109", 3 - "Ju-87"), погибло 8 чел.По окончании испытаний 22 мая авианосец вернулься на завод для окончательного монтажа оборудования и устранения неполадок, а комиссией под руководством генерал-лейтенанта Эрхарда Мильха (сменившего перегруженного работой по реорганизации Люфтваффе Эрнста Удета) были сделаны соответствующие выводы.
В качестве "штатных" машин для авиагруппы "Цеппелина" были выбраны истребитель "Ме-109Т", пикирующий бомбардировщик "Ju-87С" и торпедоносец "Fi-167". Несмотря на более подходящие для палубных ВПО хар-ки бипланов, командование Люфтваффе предпочитало иметь более сильные машины, авиагруппе которых в количестве 10-12 машин противостоять истребительной авиагруппе британских АВ, имеющих 20-25 машин, да к тому же противодействовать вражеской ударной авиации. "Bf-109Т" имел уверенное превосходство над истребителями противника в скорости и вооружении, но его ЛТХ затрудняли его использование с палубы (высокая посадочная скорость, большая длинна разбега, плохой обзор из кабины и недостаточная ширина и прочность шасси). Вилли Мессершмитту предложили срочно доработать машину, в частности, с целью улучшить обзор и переделать шасси, что позволило бы более уверенно совершать посадку на палубу. Включение в состав авиагруппы "Цеппелина" "штуки" было уступкой личным требованиям Геринга, впечатленного успешными действиями пикировщиков в небе Польши, Бельгии и Голланндии. А вот самолету Физелера на замену машины "нового поколения" не нашлось, поэтому решили оставить его в качестве "штатного" разведчика-бомбардировщика-торпедоносца...
19 августа 1940 г. "Граф Цеппелин" приступил к учебно-тренировочным походам, где отрабатывались действия по борьбе за живучесть, тактика ПВО/ПЛО, проводились учебно-тренировочные вылеты авиагруппы и взаимодействие с другими кораблями. Авианосец снабдили 8-ю аэрофинишерами системы "Мицуи/Хеншель" и новыми 5-тонными катапультами фирмы "Дешимаг", катапульты приводились тремя ступенями баллонов ВД (60, 120, 205 кг/см2) - заряда хватало на 18 пусков (два цикла: проверка+8 стартов), причём подзарядка баллонов высокого давления производилась постоянно, стартовый цикл катапульты - 2 минуты (1.57) Торпедоносцы "Fi-167" могли взлетать самостоятельно, используя кормовую часть взлетной палубы. Вновь на завод АВ вернулся в декабре, для монтажа систем ПУАО/ПУАЗО и РЛС, замены аэрофинишеров и установки аварийных сеток.
Тем временем эскадрилья 1./Tr.Gr.707 продолжала обучение пилотов на новых палубных машинах с учебных аэродромов - "Ме-109Т" (мод. со складными крыльями, усиленным "перевернутым" шасси, посадочным гаком, и двигателем Jumo 211Са) и "Ju-87C" (так же со складывающимся крылом, посадочным гаком и двигателем Jumo 211Da).
На начало апреля 1941 г. в составе 1./K.Gr.707 (боевой) находились:
1./Jа.Gr.77 - 22 "Ме-109Т", из них 18 боеспособны
Эк. 1 чел., взлетная масса макс. - 3250 кг., р-ры (длинахвысотахразмах крыла) - 9,3х3,8х10,5м., двигатель Jumo 211Са - 1200 л.с., скор.макс. - 545 км/ч., практич.потолок - 8500м., дальность макс. - 900км. (с ПТБ 1100км.), вооружение - 2х7,92мм MG-17, 2x20мм MG FF;
1./K.Gr.77 - 15 "Ju-87С", из них 12 боеспособны,
Эк. 2 чел., взлетная масса макс. - 4150 кг., р-ры (длинахвысотахразмах крыла) - 11,1х4,1х13,6м., двигатель Jumo 211Са - 1200 л.с., скор.макс. - 360 км/ч., практич.потолок - 8000м., дальность макс. - 790км. (с ПТБ 1100км.), вооружение - 2х7,92мм MG-17, 1x7,92мм MG-15; Бомбовая нагрузка макс. - 500кг.;
6 "Ar-95а", все боеспособны
Эк. 2 чел., взлетная масса макс. - 3650 кг., р-ры (длинахвысотахразмах крыла) - 9,3х3,6х12,5м., двигатель BMW 132Dc - 880 л.с., скор.макс. - 310 км/ч., практич.потолок - 7300м., дальность макс. - 1100км. (с ПТБ 1300км.), вооружение - 2х13мм MG-131, 1x7,92мм MG-81Z; Бомбовая нагрузка макс. - 250 кг.;
1./Torp.Gr.77 - 21 "Fi-167A-1", из них 19 боеспособны
Эк. 2 чел. взлетная масса макс. - 4853кг., р-ры (длинахвысотахразмах крыла) - 11,4х4,8х13,5м., двигатель Даймлер-Бенц DB-601В - 1100 л.с., скор.макс. - 320 км/ч., практич.потолок - 8200м., дальность макс. - 1250км. (с ПТБ 1500км.), вооружение - 2х7,92мм MG-17, 1х7,92 MG-15, бомбовая нагрузка макс. - 1000кг. или 1 авиаторпеда.
В составе 2./Tr..Gr.707 (испытательной) находилось:
"Bf-109Т" - 4 шт., "Ju-87C/Torp." - 8 шт., "Не-118" - 5 шт., "Ar-197" - 13 шт.,"Та-150/М" - 3 шт.
18 марта 1941 г. авианосец "Граф Цеппелин" окончательно вступил в боевой состав Кригсмарине, имея следующие ТТХ:
"Graf Zeppelin" - Дойчеверке, Киль. 28.02.36 - 08.12.38 - 12.04.40
Водоизмещение: 23200/29720 т., Размеры: 262,5 х 27(30)х 7,6 м.,
Машины: 4-вальный ТЗА «Браун-Бовери», 16 котлов «Ла Монт»; 200000 л.с. = 34,5 узл.,
Броня: пояс 80-100 мм, палуба 40-60 мм, казематы 20-30 мм.,
Экипаж: 2066 человек.
Вооружение: 8х2 — 150/55 мм, 6х2 — 105/65 мм, 16 - 37 мм (8 х 2), 5х4 + 4х1 - 20 мм,
Артиллерия противоминного калибра состояла из 16 орудий калибра 150 мм SKC/28, размешенных попарно в казематах, и имели обозначение - "левобортное I" и соответственно "правобортое I" и т.д. Дальность стрельбы 23000 м при максимальном угле возвышения. Скорострельность 16 выст/мин на установку (т.е. 8 на ствол). Углы ВН от -5* до +35*
Предусматривалось ведение заградительного огня (Sperrfeuer) по самолётам в поддержку (Unterstützen) зенитной артиллерии (дистанционные взрыватели к 15-см гранатам имелись), что позволяло вести зенитно-заградительный огонь на дистанциях от 4000 до 1000 м.
12 орудий калибра 105 мм SKC/33 устанавливались спереди и сзади надстройки-"острова" линейно-возвышенно, монтировались в спаренных установках Dopp.L.C/37 и имели обозначения "№1", "№2" и т.д.. Основное отличие зенитных установок новой конструкции по сравнению со стоящими на крейсерах было в применении более быстрых механизмов наведения, соответствующих возросшим скоростям самолетов. Кроме того, новая конструкция была несколько легче.
В состав зенитного вооружения ближнего действия авианосца входило двадцать автоматических пушек SK.C/30 калибра 37 мм., с длиной ствола 83 калибра, размещенных на лафетах LC/30 в спаренных установках на полукруглых вращающихся платформах. Эти довольно удачные установки производились, на оружейном заводе "Rheinishe Metallwarenfabrik".
Они имели превосходную трехкоординатную ориентацию на цель с большими углами возвышения стволов - от +85 до -10 градусов. Теоретическая скорострельность 80 выстрелов в минуту, но практически составляла только 30 выстрелов, что объяснялось ручной загрузкой снарядных обойм в орудие. Установки имели броневую противоосколочную защиту в виде легких щитков 8-мм. Размещались орудия следующим образом: восемь были размещены попарно по углам полетной палубы.
Кроме того, в мае были установлены пять счетверенных 20-мм установок "флакфирлинг" (Flak-38), и 4 одиночных 20-мм автомата.
Управление огнем орудий среднего калибра осуществлялось из центрального артиллерийского поста по данным из КДП главного (противоминного) калибра, для определения которых использовался 7-метровый дальномер, установленный на крыше артиллерийской рубки.
Управление зенитными орудиями осуществлялось из четырех рубок-постов типа SL-8, установленных попарно спереди и сзади трубы в полукруглых, бронированных колпаках, которые своим внешним видом, а также благодаря трехосевой ориентации, получили среди моряков прозвище "качающиеся горшки". Имелись также два вспомогательных поста управления зенитным огнем. Для ночных стрельб использовались два 4-метровых дальномера, установленные на марсовых площадках. В этих дальномерах применялись стереоскопы ЕМ.4-m типа R.40, позволяющие определить положение каждого самолета, в строю относительно корабля.
Централизованного управления огнем зенитной артиллерии малого калибра на "Цеппелине" не имелось. Измерение расстояния производилось десятью 1,25-метровыми дальномерами, данные о цели передавались командирам орудий по внутренней корабельной телефонной связи или голосом.
В ходе последней модернизации в апреле 1941 года "Граф Цеппелин" оснастили радаром "FuMо-23" установленных на КДП главного калибра. АВ оборудовался весьма эффективной системой гидролокации, точнее - двумя системами. Одна из них - пассивная "GHG", применялась в основном для обнаружения подводных лодок, хотя неоднократно с ее помощью "засекались" и выпущенные по кораблю торпеды. Помимо пассивных средств, отличавшихся в германском флоте высоким качеством, имелась и активная система "S-Gёrat", по принципу действия и эффективности аналогичную британскому "асдику". Она также позволяла в определенных условиях обнаруживать даже такие небольшие предметы, как, например, мины.
Авиагруппа: 16 - "Ме-109Т", 12 - "Ju-87C", 15 - "Fi-167А-1". В авиационный боекомплект входило: 20 1000-кг авиабомб ФАБ-1000, 45 ФАБ-500, 45 БРАБ-500, 120 ФАБ-250, 90 БРАБ-250, 120 ФАБ-100, 240 ФАБ-50, 80 торпед F5.
23 марта, в связи с участившимися налетами английской боибардировочной авиации авианосец был направлен в Готтенхаффен, где начал готовиться к кампании. С 17 апреля АВ в море в сопровождении ЛК "Бисмарк" и тяжелого крейсера "Принц Ойген" проводились совместные учения по маневрированию, учебное пополнение топлива в море с танкера "Бромберг", артиллерийские стрельбы, а также совместные учения по обнаружению торпед и подводных лодок, для которых привлекалась 25-я флотилия подводных лодок. Создавались реальные ситуации повреждения корабля для обучения аварийных партий при борьбе за живучесть и тушении пожаров. Авиагруппа отрабатывала учебные задачи по ПЛО и ПВО соединения. 6 мая корабли вернулись в базу.
После успешного в общем рейда линейных крейсеров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" в Атлантику под командованием адмирала Лютьенса (операция "Берлин") германское руководство решило развить успех. Однако, усиление налетов британской авиации на ВМБ Германии и особенно, трудности с выходом в океан в обход Британии требовали смены места базирования сил Кригсмарине. Помимо удаления от авиабаз противника и возможности свободного выхода в Атлантику, такая "рокировка" еще и расширяла оперативную зону действия, без дозаправок в море. Штаб Руководства Войной на Море (а конкретно - 1-й обер-квартимейстер контр-адмирал Отто Цилиакс) составил план новой операции, целью которой была переброска боеспособных крупных кораблей Кригсмарине на Центрально-Атлантический ТВД, с базированием на порты Южной Франции, Бордо и Сен-Назер. Командиром группы назначался контр-адмирал Отто Цилиакс ( первый кандидат на эту должность - вице адмирал Гюнтер Лютьенс, успешно проведший операцию "Берлин", погиб в авиакатастрофе 28 марта, возвращаясь из Бреста в Берлин.)
ПЛАН ОПЕРАЦИИ "МАЙСКАЯ ГРОЗА" ("Maygewitter").
Для окончательной победы над Британией необходимо резко активизировать усилия нашего флота, и в первую очередь - по борьбе за коммуникации в водах британской метрополии. Анализ предыдущих операций показал, что основной проблемой является обеспечение скрытности выхода рейдеров и удаленность германских ВМБ от оперативного района. Для устранения этих препятствий штаб РВМ признал целесообразным перевести достигшие боеготовности крупные надводные корабли ближе к операционной зоне, а именно в порты Южной Франции - Сен-Назер и Бордо. Поскольку противодействие противника переходу является более чем вероятным, принято решение провести боевую операцию по проводке в Сен-Назер ЛК "Бисмарк", АВ "Граф Цеппелин" и КРТ "Принц Ойген" под кодовым названием "Майская гроза".
Приказом командования флотом создается корабельная группа(Эскадра "Z") в составе:
- линкор "Бисмарк" (командир - кап.1 ранга Линдеман),
- авианосец "Граф Цеппелин" (командир - кап.1 ранга Вольдаг),
- тяжелый крейсер "Принй Ойген" (командир - кап.1 ранга Бринкман),
Командующий Эскадрой контр-адмирал Отто Цилиакс. На время проведения операции в подчинение Командующего передаются:
- 4 подводные лодки(U-108, U-98, U-97, U-74),
- танкер снабжения "Воллин" (порт Берген),
- танкер снабжения "Вайссенбург" (р-н о.Ян-Майен),
- танкер снабжения "Хайде" (р-н о. Ян-Майен),
- эскадренный танкер "Шпихерн" (300 миль южнее м.Фарвел, Гренландия),
- эскадренный танкер "Эрмланд"(район в 400 милях к западу от Азорских о-вов),
- танкер снабжения "Бельхен" (район в 700 миль северо-западнее Азорских о-вов).
В качестве эскорта Эскадре придаются эсминцы "Эрих Кёллнер", "Ганс Лоди", "Фридрих Эккольд" и "Фридрих Инн", прерыватели минных заграждений "Sperrbrecher 13" в "Sperrbrecher 31", 5-я флотилия тральщиков.
Оперативно соединение подчиняется непосредственно командующему группы "Норд" в Киле, а после выхода на просторы Атлантики переходит в подчинена группы "Вест" в Париже.
18 мая "Граф Цеппелин" в сопровождении ЭМ "Ганс Лоди" и "Фридрих Инн" должно сняться с якоря и выйти в море, где в 20.00 к ним присоединятся "Бисмарк", "Принц Ойген" и корабли эскорта: эсминцы "Эрих Кёлнер", "Фридрих Эккольд" и прерыватели минных заграждений "Sperrbrecher 13" и "Sperrbrecher 31" с тем, чтобы ночью 19/20 мая скрытно проследовать проливом Большой Бельт. По прохождении пролива через минные заграждения Эскадру будут сопровождать тральщики 5-й флотилии.
Флотилия эсминцев сопровождает Эскадру до параллели Бергена, далее следует в Гримстад-фьорд, где принимает топливо с танкера "Воллин" и возвращается в Киль.
Соединение должно не позднее 20.00 21 мая прибыть в точку рандеву 70* СШ 1' ЗД, принять запас топлива с танкеров "Вайссенбург" и "Хайде" и выйти в район севернее Исландии. Выбор маршрута в Атлантику остается за Командующим Эскадрой. При выборе маршрута восточнее Исландии следует прямо следовать в порт назначения. При выборе маршрута западнее Исландии Эскадра может произвести дозаправку с танкеров "Шпихерн" и "Эрмланд" в точке "Антон"(AJ-26) или с танкеров "Эрмланд" и "Бельхен" в точке "Бруно"(BD-68).
Эскадре следует избегать обнаружения и боя с превосходящими силами противника. При встрече с кораблями и судами противника, Командующий может принять решение на атаку, при условии, что это не помешает Эскадре выполнить основную задачу - прохождение в Сен-Назер с минимальными потерями. В случае принятия боя стремиться нанести противнику максимальный урон и оторваться от преследования. В случае, если прорыв сопряжен с опасностью потерь в корабельном составе, Командующий имеет полномочия прервать операцию.
Меры по маскировке выхода, маршруту и расчетам топлива для Эскадры Командующему представить не позднее 2 мая.
Перед началом операции следует развернуть севернее проходов в океан ПЛ: U-108, U-98, U-97, U-74 - в районе Фарреро-Исландского рубежа(АЕ-94), с целью метеорологической, ледовой и оперативной разведки не позднее 00.00 19 мая. ПЛ также должны атаковать обнаруженные корабли противника , до получения специального сигнала "Блиц", по получении которого всякие атаки кораблей запрещаются.
Во время операции силами Люфтваффе в Норвегии и Франции будет оказанно полное содействие и поддержка по первому требованию. Командующему Эскадрой следует полностью использовать возможности, предоставленные включением в состав Эскадры авианосца.
[right]Берлин. Штаб Руководства Войной на Море.
Гросс-адмирал Эрих Редер. 30.04.1941г."