Вы не зашли.
С уважением к сообществу.
Предлагаю, по возможности поделиться информацией на данную тему.
1. 25 июля один из отрядов 2-го дивизиона находился в Риге. Ожидалось прибытие с моря нескольких наших боевых кораблей. В 17 час.17 мин. командир отряда катеров получил приказание командира Балтийского Оборонительного берегового района выслать в район подхода к Усть-Двинску два катера. Дополнительно было сообщено что в районе Ш 57°21' и Д 27°41’ наблюдалась немецкая подводная лодка. В 17 час.40 мин. звено катеров в составе ТКА-113 и ТКА-123 (командир лейтенат С.А. Глушков) под командованием командира ТКА-113 лейтенанта БАЮМОВА Н.Ф. вышло из базы. Катера были вооружены глубинными бомбами. В 18 час.20 мин. прибыв в назначенный район, катера заглушили моторы и стали ожидать подхода кораблей. Стояла хорошая погода, штиль. В 18 час.26 мин. за кормой ТКА-113, в расстоянии полутора кабельтовых (ст 2 ст Боровиковым) был обнаружен перископ подводной лодки. Катера завели моторы. Перископ скрылся, но след его на поверхности воды был хорошо виден. Лодка шла со скоростью не более 2-3 узлов. Построившись в строй фронта и сбрасывая глубинные бомбы, катера прошли над лодкой. После взрывов в районе лодки появились два больших масляных пятная и воздушные пузыри. Катера повернули не обратный курс и вторично пробомбили район обнаружения противника. На этот раз после взрывов бомб лодка подвсплыла и над поверхностью воды показалась часть рубки. После того, как рубка скрылась под водой, на месте подводной лодки образовалась большая воронка, появились пузыри воздуха и новые масляные пятна. Катера снова повернули на лодку и сбросили на нее третью серию глубинных бомб. После этой атаки катера заглушили моторы и стали вести наблюдение, за морем. На поверхности воды, кроме масляного пятна больше ничего не обнаружилось. В это время боевые корабли благополучно вошли в Ригу. В 19 час. 10 мин. катера завели моторы и так же возвратились в базу.
Н.Ф. Баюмов
Имеется ли подтверждения действий в данном районе пл противника и уклонения ее от атак тка?
2. В тех же числах тка под командованием лейтенант Чебыкина Михаила Григорьевича – сбитие старшим боцманом ст. 1 ст. Огромновым Василием Афанасьевичем самолета (двухмоторного бомбардировщика) противника.
В.А Огромнов
М.Г. Чебыкин
Имеются ли подтверждения потерь самолетов противника
С уважением
seabear написал:
Оригинальное сообщение #343230
Имеется ли подтверждения действий в данном районе пл противника и уклонения ее от атак тка?
Статью Мирослава Морозова по теме (действия нем. ПЛ на Балтике в 1941) не читали? Она в инете выложеная есть. Согласно ей, никакие ТКА немок не атаковали, но может с тех пор какие новые данные открылись. Подождем, что сам Мирослав скажет.
А вот про самолет вряд ли можно узнать. Даже за 1941 год полные потери немцев нигде не опубликованы.
Отредактированно igor (08.01.2011 21:29:44)
Добрый день! Небольшое уточнение по дате - 27 июня наши корабли покинули Усть-Двинск, а 1 июля в Риге уже были немцы. Так что описанный выше эпизод наверное имел место 25 июня 1941. Что касается немецких подлодок в Рижском заливе, то Мирослав Эдуардович на форуме уже по-моему отвечал на этот вопрос, но Уважаемый igor прав, подождём, что он сам скажет.
Уважаемый seabear, по-моему, Н.Ф. БАЮМОВ ещё недавно был жив, не подскажете, так ли это?
С уважением,
seabear написал:
Оригинальное сообщение #343230
25 июля один из отрядов 2-го дивизиона находился в Риге.
Вероятно, июня
seabear написал:
Оригинальное сообщение #343230
Имеется ли подтверждения действий в данном районе пл противника и уклонения ее от атак тка?
Нет, в Рижский залив ни немецкие, ни финские ПЛ никогда не заходили.
seabear написал:
Оригинальное сообщение #343230
В тех же числах тка под командованием лейтенант Чебыкина Михаила Григорьевича – сбитие старшим боцманом ст. 1 ст. Огромновым Василием Афанасьевичем самолета (двухмоторного бомбардировщика) противника.
Мне известна лишь заявка о сбитии Ме-109. Других не было
seabear написал:
Оригинальное сообщение #343230
Имеются ли подтверждения потерь самолетов противника
Авиакомандование "Остзее" потерь за 26-е не числит, резервная группа JG54 (на "мессерах" в Рижском заливе летала только она) тоже. Первая ее потеря над Балтикой - 29.7.41 в возд. бою сбит "мессер" известного впоследствии аса В. Новотны.
Кстати, Игорь, если нужен файл, который раньше болтался на несуществующем ныне www.jg54greenhearts.com/JG54Loss.zip могу кинуть.
Спасибо Мирослав, у меня есть.
Большое спасибо всем ответившим, отдельное Мирославу.
savera написал:
Оригинальное сообщение #343388
Добрый день! Небольшое уточнение по дате - 27 июня наши корабли покинули Усть-Двинск, а 1 июля в Риге уже были немцы. Так что описанный выше эпизод наверное имел место 25 июня 1941.
Прошу не стрелять в пианиста, он играет, что имеет. К сожалению источник агитпроп. Буду внимательнее.
Ну, не вижу ничего странного, первые боевые выхода. Кстати, из собственного опыта, на Балтике при подрыве ББ-1 ВСЕГДА на поверхности образуется пятно от иссиня-черного до пепельно-серого (в зависимости от глубины) цвета. В большинстве районов на поверхности образуется еще и радужная пленка. Время жизни такого пятна в зависимости от погоды до 3 часов и более. Так что, если еще и кусок железа(дерева) какой-нибудь со дна сковырнули - странного ничего.
savera написал:
Оригинальное сообщение #343388
Уважаемый seabear, по-моему, Н.Ф. БАЮМОВ ещё недавно был жив, не подскажете, так ли это?
Уточню. К моему большому сожалению из катерников того поколения пообщаться удалось только со ст. 2 ст. Анатолием Константиновичем Птицыным - участником печальных событий с ТКА-196 и ТКА-166 27 марта 1945 г.
Относительно сбития самолета история приблизительно такая же.
по подписи - работа политотдела бригады. 1942 год - блокадный Ленинград
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #343439
Кстати, Игорь, если нужен файл, который раньше болтался на несуществующем ныне www.jg54greenhearts.com/JG54Loss.zip могу кинуть.
а мне не будет трудно кинуть?
а есть ли данные по потерям других соединений?
http://narod.ru/disk/3085309001/JG54Loss.zip.html
Других таких подробных и компактных списков не встречал.
По северу есть большие таблицы, где перечислены все немецкие потери на театре (ну или как бы все - на самом деле есть пробелы, но данных очень много).
Есть правда списки по JG.30*, но это защита Рейха. Ларинцев и Заблоцкий на аирваре постепенно потери выкладывают по времени. Я не смотрел, насколько подробно.
igor написал:
Оригинальное сообщение #344013
Других таких подробных и компактных списков не встречал.
В книгах по некоторым эскадрам встречаются либо списки потерянных машин, либо списки потерянных экипажей. Многое из того, что действовало над морем у меня есть. Ну и потери авиакомандования "Остзее" за 1941 г. если не все, то в значительной степени вписаны в КТВ BdK (командующего крейсерами).
seabear написал:
Оригинальное сообщение #344008
Других таких подробных и компактных списков не встречал.
изумительная вещь.
seabear написал:
Оригинальное сообщение #344005
К сожалению источник агитпроп. Буду внимательнее.
http://s43.radikal.ru/i101/1101/d7/ead3af12c392t.jpg
Нет ли у Вас данных о действиях 1 дивизиона 8.07.1942 интересует именно агитпроп.
Если не против, предлагаю обсудить следующий эпизод.
Этот эпизод достаточно красочно описывает В.А. Бушуев в своих мемуарах "Торпедные катера в боях за Прибалтику" изд. Талин "Ээсти Раамат" 1989 г.
- в то время боцман на ТКА-93 В. Белугина. По его мемуарам дивизионом на тот момент командовал ст.л-т А.Н. Богданов, в море катера повел л-т Гуманенко на катере л-та Чебыкина. В отряд входили катера л-тов Иванова, Белугина и гл.старшины Афанасьева (все Г-5). Кроме того он говорит, что на подходе к Сырву отряд наблюдал "пикирующие бомбардировщики, завершившие операцию, начатую береговой артиллерией и тка". Потери врага описываются как 3 корабля потоплены и 9 повреждено. Ссылаясь на Трибуца - "По источникам противника 2 больших и 23 малых корабля были повреждены".
Лично я этого у Трибуца не нашел.
"Неделю спустя после этого боя, 12 июля, в свое первое сражение с врагом вступила батарея капитана А. М. Стебеля, открыв огонь по вражескому конвою на подходах к Ирбенскому проливу.
С этого дня батарея постоянно находилась в полной боевой готовности, закрывая вход в Рижский залив. Противник ничего не жалел, чтобы уничтожить ее — совершал массированные налеты, делал попытки расстрелять с моря, но безуспешно. Дальнобойность 180-миллиметровых орудий значительно превосходила дальность стрельбы любых кораблей противника, они не могли подойти к ней на достаточно близкое расстояние. Неуязвима батарея была и с воздуха. Ее прекрасно защищали броня и бетон, толстый слой земли. По приказанию генерала А. Б. Елисеева рядом с батареей была создана ложная огневая позиция, на которую фашисты сбросили не одну сотню бомб.
Донесение о конвое противника было получено в штабе флота около 18 часов. Вражеские суда, потрепанные батареей Стебеля, прошли уже Ирбенский пролив и находились на траверзе мыса Колгасрагс. Эскадренные миноносцы «Стойкий» и «Грозящий» получили приказ выйти в море, найти и уничтожить корабли противника. Но еще до того как их настигли эсминцы, задержавшиеся с выходом из-за отсутствия топлива, конвой обнаружила на рассвете 13 июля группа торпедных катеров под командованием В. П. Гуманенко. Они атаковали концевые суда конвоя, смело вор вались внутрь боевого порядка, нанося удары торпедами и пушечно пулеметным огнем. Возвратились без потерь. Вслед за ними мощны удары по конвою нанесла и авиация. Эскадренные миноносцы нагнал конвой у входного буя в Ригу, когда уже ничего нельзя было сделать.
Впервые в истории военно-морского флота торпедные катера самостоятельно, без поддержки и наведения, в условиях хорошей видимости атаковали врага, во много раз превосходящего по силам, и нанесли ему значительный урон. Для этого надо было обладать особыми качествами, и наши катерники доказали, что обладают ими. Противник недосчитался нескольких судов и кораблей.
Однако полностью разгромить конвой не удалось. Народный комиссар ВМФ и главком Северо-Западного направления обратили на это наше внимание, отметили недостатки в организации боевой [130] работы моряков, решительно потребовали улучшить воздушную разведку."
Я бы дорого дал за документ за подписью Кузнецова в котором "обращают внимание".
Да! Дико извиняюсь!
В бою участвовали ТКА № 17, 87, 73 и 93. Есть еще схема (примитивная), если она интересна.
mop написал:
Оригинальное сообщение #344163
Нет ли у Вас данных о действиях 1 дивизиона 8.07.1942 интересует именно агитпроп.
Ну какой может быть агитпроп о гибели катеров в ходе десанта на остров Соммерс? приказ Кузнецова № 00296 от 15 августа 1942 г. ЦВМА, ф. 79, д. 39809, л. 250—256.(есть в сети)
Есть короткие заметки о героизме отдельных лиц, и подписи под фотографиями Шилова, Дюкаря - погиб в бою 8 июля 1942 года. Еще упоминается ст 1 ст Фоменко (по-моему парторг дивизиона)
seabear написал:
Оригинальное сообщение #344211
Ну какой может быть агитпроп о гибели катеров в ходе десанта на остров Соммерс? приказ Кузнецова № 00296 от 15 августа 1942 г. ЦВМА, ф. 79, д. 39809, л. 250—256.(есть в сети)
Есть короткие заметки о героизме отдельных лиц, и подписи под фотографиями Шилова, Дюкаря - погиб в бою 8 июля 1942 года. Еще упоминается ст 1 ст Фоменко (по-моему парторг дивизиона)
Вот это и интересует живые рассказы о людях, фотографии, Дюкарь погиб в 1945 на фронте он выжил и вернулся из плена.
Дюкарь Павел Михайлович 1911 воентехник 1 ранга механик 2 отряда 3 дивизиона Бригады торпедных катеров после возвращения из плена направлен в ДА в звании рядового погиб в бою 13.4.1945 г.
http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=4531
Фоменко Семен Васильевич 1918 старшина 1 статьи катерный боцман ТКА-113 погиб в бою с канонерскими лодками "Уусима" и "Хямеенмаа" 8 июля 1942 года.
Отредактированно mop (10.01.2011 18:55:59)
mop написал:
Оригинальное сообщение #344217
Вот это и интересует живые рассказы о людях, фотографии, Дюкарь погиб в 1945 на фронте он выжил и вернулся из плена.
хорошо, с вашего разрешения подберу утром
По бою 13 июля, вопрос, конечно, интересный. Даже имея на руках практически все возможные немецкие документы нельзя ясно понять некоторые вопросы. Например, состав конвоя. Точно его лидером был тральщик М-251. Точно в него входили пять моторных тральщиков 2-й флотилии (R-28, -29, -168, -169, -170) и два торпедных катера (S-54, -58) , к которым позднее присоединилась еще одна пара (S-47, -57). Роль последних не до конца понятна в связи с отсутствием по непонятной причине КТВ 3-й флотилии ТКА за 1-ю половину июля. Точно все они охраняли корабли и суда Эксперементального соединения "Остзее". Лидер конвоя М-251 говорит, что их было 47 вымпелов. Командир десантного соединения в радиограмме в штаб BdK докладывает о 4 плавучих артбатареях, 21 барже, 1 танкере, 9 прибрежных теплоходах, 5 "мотор-ботах", но это не может быть правдой. В частности абсолютно точно в состав конвоя входили только три плавбатареи - тяжелая "Август", легкие "Гретхен" и "Германия". Был штабной корабль ДС "Фейя" и были 1-й и 2-й буксировочные отряды. По штату каждый отряд состоял из четырех буксирных караванов. Каждый караван включал буксир, две несамоходные баржи и два штурмовых катера, т.е. пять плавединиц. Таким образом, два буксировочных отряда и давали ок. 40 вымпелов. К буксировочным отрядам и плавбатареям нужно добавить Особую группу самоходных барж (три баржи и один люгер). Вот все это в сумме и давало те самые 47 вымпелов, а что касается танкер и прибрежных теплоходов - их там не было и по ходу прорыва они ни разу не фигурируют.
Этот прорыв был для немцев очень напряженным и в основном это напряжение было связано с налетами нашей авиации (всего немцы их числили 13 плюс еще несколько налетов без нумерации), двухкратным обстрелом с м. Церель, присутствием рядом ПЛ С-102 и угрозой появления наших ЭМ о чем немцы знали благодаря дешифровке наших переговоров. Бой с ТКА был лишь коротким эпизодом. Вот как он выглядел в немецких отчетных документах (перевод ув. Игоря):
"Атака ТКА. Особая группа – три самых больших моторизованных парома и дымзавечик TX.4 – из-за временных проблем с двигателями на пароме EEMLAND потеряла скорость. Находившееся с кормы звено МТЩ приняло на себя основную тяжесть обороны от нападения ТКА, так как ТПБ AUGUST и GERMANIA пришлось сначала поворачивать и возвращаться назад, чтобы принять участие в бою. Вражеские ТКА прорвались между отрядом и отставшей Особой группой и пытались эту группу отрезать. Немедленным поворотом AUGUST и GERMANIA угрожающее положение для Особой группы было ликвидировано..."
Боевое донесение ТБП «Август»:
"Атака ТКА
13.7.41 в 2.45 отряд атаковали 3 русских ТКА, подошедшие с кормы. Они закрыли дымзавесой заднюю часть отряда - особую группу (группу самоходных паромов). Затем они обстреляли ее пулеметными трассерами. ЛПБ GERMANIA морзянкой немедленно известила ТПБ AUGUST о нападении. Находившиеся позади отряда моторный тральщик (МТЩ-170) и ЛПБ GERMANIA обстреляли ТКА. ТПБ AUGUST повернула и на полном ходу направилась в конец отряда, при этом открыв беглый огонь по ТКА из 2-см зениток. Сама ТПБ AUGUST была тоже жестоко обстреляна с ТКА трассерами и пулеметами. Никто ранен не был, так как очереди постоянно шли слишком высоко.
Наши ТКА тотчас с кормы сблизились с врагом для атаки. Вследствие сильного обстрела вражеские ТКА вскоре отвернули, после того, как 2 из них выстрелили по одной торпеде, однако мимо. Пуски торпед ясно наблюдались с ТПБ AUGUST. По отходящим вражеским катерам с ТПБ AUGUST был сделан еще один выстрел 12,7-см орудия. В дымовой завесе вскоре после выстрела наблюдался короткий всплеск пламени. Можно на основании этого считать один вражеский ТКА уничтоженным".
Выдержки из КТВ ЛПБ GERMANIA:
"Воскресенье, 13.7.41
В 2.30 отсоединились от ТПБ AUGUST и пошли своим ходом на позицию. В 2.35 я заметил сзади приближающуюся стену дыма, из которой выскочили на большой скорости 3 ТКА. Я тут же дал тревогу и по колонне: подозрительные корабли сзади. Тут я увидел очереди с вражеских катеров по концу отряда, который сразу после этого прикрылся дымом. Чтобы вести огонь всеми орудиями, я резко повернул на левый борт, после короткого боя левый ТКА отвернул и исчез в дымзавесе, в то время, как правый пошел на нас в атаку и выпустил торпеду. Наш жестокий ответный огонь заставил замолчать его оружие. Я на полной скорость пошел назад, ТКА резко повернул на левый борт и вскоре скрылся в дыме. Поэтому его торпеда в цель не попала. В этой атаке было израсходовано 620 снарядов.
Поведение экипажа, полная самоотдача прислуги орудий, особенно ботсмаата Хурера, командира орудия и наводчика, были образцовы. На всех постах соблюдалось спокойствие и дисциплина".
В КТВ 2-й флотилии МТЩ бой описывается очень сухо:
В КТВ М-251 упоминается только о факте нападения, отбитого заградительным огнем.
Немцы числят следующие повреждения (потерь в людях за бой с ТКА нет):
ТБП "Август" - 40 пулеметных пробоин в левом борту, двумя пулями перебита противоминная обмотка, более 20 пулевых пробоин в мостике, после 90 выстрелов отказал 20-мм автомат (позднее отремонтирован).
Самоходные баржи B1P, B2P и Eemlan получили пулеметные пробоины в надводной части борта. Возможно небольшие повреждения от пулеметного обстрела получила несамоходная баржа A.297.PM, но скорее это дело рук наших истребителей.
Из выводов: "Буксировочный отряд без защиты МТЩ и подошедших позже ТКА наверняка был бы разгромлен вражескими ТКА, так как ТПБ и ЛПБ с их малой скоростью крайне сложно было нести оборону вдоль всего идущего отряда".
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #343439
Авиакомандование "Остзее" потерь за 26-е не числит, резервная группа JG54 (на "мессерах" в Рижском заливе летала только она) тоже. Первая ее потеря над Балтикой - 29.7.41 в возд. бою сбит "мессер" известного впоследствии аса В. Новотны.
Кстати, Игорь, если нужен файл, который раньше болтался на несуществующем ныне www.jg54greenhearts.com/JG54Loss.zip могу кинуть.
Йохен Прин указывает, что Новотны был сбит над Саарема (Ösel) 19.7.1941. Но по 26.7 потерь все равно нет.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #344238
Точно его лидером был тральщик М-251. Точно в него входили пять моторных тральщиков 2-й флотилии (R-28, -29, -168, -169, -170)
т.е тральщик М-251 - морской тральщик (мтщ) т. 1935. и 5 рейдовых тральщиков т. R-25 и R-151.
теперь по поводу группы самоходных барж - B1P, B2P и Eemlan где можно посмотреть, что это за звери?
МТЩ - это моторный тральщик, который у немцев назывался Raumboot. Как раз R.* это они и есть, хоть и маленькие кораблики, но далеко не рейдовые.
А М.251 - это более крупный корабль, "просто" тральщик, по немецки Minensuchboot. Тип у М.251 не 1935, а 1940.
Самоходные баржи - лохани, которые немцы реквизировали в 1940 г. для операции Зеелёве. Подвергались разным переделкам, типа установки десантных рамп. А так вообще обычные гражданские баржи.
mop написал:
Оригинальное сообщение #344217
Вот это и интересует живые рассказы о людях, фотографии, Дюкарь погиб в 1945 на фронте он выжил и вернулся из плена.
Дюкарь Павел Михайлович 1911 воентехник 1 ранга механик 2 отряда 3 дивизиона Бригады торпедных катеров после возвращения из плена направлен в ДА в звании рядового погиб в бою 13.4.1945 г.
mop написал:
Оригинальное сообщение #344217
Фоменко Семен Васильевич 1918 старшина 1 статьи катерный боцман ТКА-113 погиб в бою с канонерскими лодками "Уусима" и "Хямеенмаа" 8 июля 1942 года.