Вы не зашли.
Всех с наступающим!
Уважаемый BarSeek, огромное спасибо!
maslopoop написал:
Оригинальное сообщение #340615
ЕМНИП, остов М-97 лежит почти рядом...
В смысле "почти рядом", если координаты атаки в финском донесении указаны как 60.00,3 с.ш./25.16 в.д.? Место обнаружения остова намного западнее - 59.50 с.ш./24.30 в.д. Характер повреждений - отсутствие носовой части - явно говорит о подрыве на мине, а не о поражении глубинной бомбой.
Всех с наступившим 2011-м!
Хотелось бы продолжить интересную беседу по финской ПЛО, в частности пройтись по случаям атак на вернувшиеся из походов ПЛ.
Первым по списку идет атака на "Лембит" в ранние часы 18 сентября:
Botik Petra Velikogo написал:
Хотелось бы продолжить интересную беседу по финской ПЛО, в частности пройтись по случаям атак на вернувшиеся из походов ПЛ.
Первым по списку идет атака на "Лембит" в ранние часы 18 сентября
Там примерно то же самое, что в предшествующем случае. Обнаружили ПЛ на поверхности в 00.15, открыли огонь из авт. пушек, фиксировали попадания в рубку, у обоих пушки вышли из строя, продолжать огонь не смогли. ПЛ погрузилась, сбросили гл.бомбы - 3 на 25 м, 2 на 40 м и 1 на 60 м. Брошенный для обозначения места буй утоп из-за короткого якорного конца. Оставались на месте до рассвета, чтобы посмотреть на результаты, но никаких следов не обнаружили.
Отредактированно BarSeek (01.01.2011 21:29:10)
Botik Petra Velikogo написал:
Буквально спустя сутки (рано утром 19-го) финны гоняли С-9
Аналогично : в 02.50 VMV15 и 16 обнаружили на поверхности в указанном месте ПЛ курсом на восток. Из-за темноты и сильной встречной волны заметили её всего в 40 м впереди. VMV15 открыл по ней огонь из пушки , ПЛ начала погружение, VMV15 сбросил 2 бомбы на 25 м, 1 на 60 и 1 на 40, одна не взорвалась. Сбросили буй и патрулировали у места до утра, утром ничего особенного не обнаружили, буя тоже.
Большое спасибо. Теперь самое для меня интересное - дневное преследование С-12 22.9.1942 по наведению авиации
Botik Petra Velikogo написал:
Теперь самое для меня интересное - дневное преследование С-12 22.9.1942 по наведению авиации
06.15 VMV16 отправился из Hakasalo к месту бомбардировки (согласно донесению VMV2 и 14), проверить, нет ли на поверхности каких-нибудь её результатов. 06.25 VMV2 и 14 , находясь по-прежнему на месте бомбардировки, снова заметили ПЛ на расстоянии примерно 4 мили и направились к ней полным ходом, однако та быстро погрузилась и определить её место не смогли. 08.25 Над упомянутым местом летал наш самолёт, просматривая окрестности. 08.45 На место прибыл VMV16 , однако ничего особенного не обнаружено. (далее до 15.30 записи о передвижениях катеров).
15.30 VMV 15 и 16 по распоряжению ком. отряда Вяйнямёйнена отправились в район к югу от Söderskär. 17.13. VMV15 и 16 прибыли в указанное место, над которым кружил двухмоторный бомбардировщик, сбрасывая бомбы и указывая место ракетами. VMV15 и 16 приступили к сбросу бомб в месте , где на поверхности было большое количество масла. Оба сбросили по 6 бомб на 40 м. После этого было отмечено дальнейшее усиленное всплытие масла на поверхность. 18.00 На место прибыли ещё два немецких гидросамолёта , которые также сбросили бомбы там, откуда на поверхность поднималось масло. 18.35 VMV15 и 16 отправились в обратный путь. 18.45 замечен ещё один 2-моторный бомбардировщик, который кружил в том месте, исчезнув, как и предыдущие, в северном направлении. 20.15 VMV15 и 16 прибыли в Hakasalo
Botik Petra Velikogo написал:
Теперь пропущенное мной боевое столкновение вечером 21 сентября с возвращавшейся Щ-310
20.30 VMV2, 14 и тральщики отправились на патрулирование по распоряж. ком. отряда Вяйнямёйнена. VMV2 находился дальше 14-го, а тральщики остались у границы шхер. 22.25. VMV2 обнаружил на юге ПЛ на поверхности, идя курсом SW (LE). 22.30. VMV2 повернул полным ходом к ПЛ. 22.35. VMV2 открыл по ПЛ из пушки огонь, длившийся около 3 минут. Одновременно действия VMV2 были замечены VMV14 , который также полным ходом направился к месту. Под воздействием арт.огня ПЛ начала погружение примерно в 300 м от корабля. 22.40. VMV2 начал сброс глуб. бомб. Первая была на 25 м и, вероятно, имела прямое попадание , так как при взрыве в воздух поднялся высокий столб воды и дыма и взрыв показался мощнее обычного. После этого VMV2 сбросил 3 бомбы на 40 м. Осмотрели место бомбардировки и обнаружили большое количество масла. Затем было сброшено ещё две бомбы на 60 м, из которых одна не взорвалась. Координаты места бомбардировки 60-01-30N, 26-03-00E. Поскольку VMV2 шёл впереди, а VMV14 следом, с 14-го не могли вести огонь по ПЛ. 22.50. В месте, обозначенном VMV2 патронами с фосфором, VMV14 сбросил 4 бомбы на 40 и 60 м . После бомбардировки VMV 14 отметил место буем. Все вместе с подошедшими тральщиками оставались там до рассвета, курсируя поблизости.
BarSeek написал:
Оригинальное сообщение #341021
в 02.50 VMV15 и 16 обнаружили на поверхности в указанном месте ПЛ курсом на восток.
..ув. Мирослав! у меня вопрос по С-9 утром 19.9.42 - лодка шла на восток, хотя по логике должна была идти на запад.. где-то читал (не в "Мурзилке"), что, обнаружив катера командир нашей лодки не стал погружаться, а решил потопить катер таранным ударом, якобы вспомнив довоенный случай непреднамеренного потопления, ЕМНИП, С-102 финской лайбы... в документах о С-9 Вам не попадалось подтверждения этого решения или это байки....
Уважаемый BarSeek, Вам большущее спасибо!
Последнее в 1942 г. боестолкновение финские катера имели с возвращавшейся из похода С-13 утром 15 октября
maslopoop написал:
Оригинальное сообщение #341700
..ув. Мирослав! у меня вопрос по С-9 утром 19.9.42 - лодка шла на восток, хотя по логике должна была идти на запад.. где-то читал (не в "Мурзилке"), что, обнаружив катера командир нашей лодки не стал погружаться, а решил потопить катер таранным ударом, якобы вспомнив довоенный случай непреднамеренного потопления, ЕМНИП, С-102 финской лайбы... в документах о С-9 Вам не попадалось подтверждения этого решения или это байки....
Все правильно, в момент обнаружения катеров ПЛ шла на восток - она заряжала батарею, двигаясь галсами. Решение на таран было, но принял его не командир, а вахтенный офицер. Вот донесение Мыльникова о походе:
Mohr написал:
Оригинальное сообщение #342180
А его немцы подняли и в строй ввели под названием "Пингвин". Было такое?
Может название и дали, но не поднимали и не ремонтировали уж точно - нет никаких тому документальных свидетельств.
Botik Petra Velikogo написал:
Последнее в 1942 г. боестолкновение финские катера имели с возвращавшейся из похода С-13 утром 15 октября
01.45. VMV13 и 15 услышали с запада шум двигателя. Когда стало возможным наблюдать ПЛ, против нее была произведена атака. VMV15 отстал из-за неполадки с одним из главных двигателей. У VMV13 не заработала автоматическая пушка. Когда ПЛ начала погружение, 13-й сбросил 5 глуб.бомб (2 на 25 м и 3 на 40 м). Первая бомба взорвалась мощнее обычного и образовала […] столб дыма. Затем бросили коробку с фосфором, однако та не загорелась. VMV15, в свою очередь, сбросил в том же месте 2 бомбы на 60 м. После оба корабля курсировали у этого места , однако из-за темноты ничего видно не было. 03.15. VMV15 начал прослушивание при помощи аппаратуры. 05.45-06. VMV13 ничего особенного не слышал. 06.00. Оба корабля курсировали до рассвета у места бомбардировки и заметили несколько масляных пятен и следы жира(смазки), однако явного ничего. 08.30. VMV13 и 15 возвращаются назад в связи с ветром.
Уважаемый BarSeek!
Благодаря Вашей помощи количество вопросов по боевым столкновениям наших ПЛ с финнами стремительно уменьшается
С учетом этого попытаюсь обратиться к Вам за помощью в переводе более пространного эпизода - с 6 по 9 сентября финны вели преследование Л-3, а параллельно, как я понял, имели еще и ряд ложных контактов. Вот ЖБД 1-й флотилии СКА:
Сунув нос благодаря уважаемым Мирославу Эдуардовичу и BarSeek в финские архивы, испытал обиду, что кроме самих финнов практически никто их читать не может. Поэтому разжился словарём и попробовал разобрать хотя бы один эпизод, ранее уже тут освещённый, но теперь со стороны авиации (их отчёты напечатаны на машинке, и читать гораздо проще).
Сильно не пинайте, до сего дня я с финским вообще не сталкивался.
22.10.42 атаки авиации 6-й эскадрильи на С-12
SB-10 вылет 12.00 – 14.10
В 13.45 в квадрате h116a30 была обнаружена подлодка в полупогруженном состоянии на расстоянии около 5 миль. При сближении лодка быстро погрузилась, оставив на поверхности небольшое пятно масла (или нефти). Сброшены 2 глубинные бомбы с установкой на 24 и 40 м. На этом месте поднялось большое свежее пятно нефти. Наблюдая за этим местом в течение 15 мин. видели образование пятна нефти длиной около 200 м.
SB-13 вылет 14.15 – 15.15
В квадрате h116a30 в масляное пятно в 14.52 сбросил сначала первую глубинную бомбу (на 25 м), а в 14.58 вторую (на 40 м). Результатом бомбёжки было энергичное всплытие нефти.
SB-11 вылет 15.35 – 17.25
В 16.30 сбросил в нефтяное пятно 1 глубинную бомбу (на 25 м). При этом нефтяное пятно медленно двигалось на восток. В 16.40 сбросил вторую бомбу (40 м). То же движение на восток. В 17.10 на место прибыли 2 VMV и 2 Арадо, которые в 17.05 (нестыковка во времени, но так в документах) так же сбросили 4 бомбы в то же самое место.
SB-12 вылет 17.15 – 19.00
Подлодки не наблюдал.
SB-10 вылет 17.35 – 19.25
В 17.55 в квадрате h116a30 обнаружил 2 VMV, которые сбрасывали глубинные бомбы. В 19.00 в квадрате h116a30 свежее пятно нефти около 150 м длиной, на которое сбросил две глубинные бомбы (на 25 и 40 м). VMV в это время находились у Сёдерскар (маяк в 25 км вост. Хельсинки). В других местах ничего особенного.
SB-9 вылет 18.00 – 18.50
В 18.20 в квадрате h116a35 по-прежнему плотное нефтяное пятно, ранее двигавшееся на восток, однако сейчас стоящее на месте. Вскоре по прибытии сбросил на нефть две глубинные бомбы (на 40 м). На месте находились 2 VMV, которые сбрасывали глубинные бомбы на том же самом месте.
Если кому интересно, постараюсь перевести ещё.
С уважением,
Уважаемый savera!
Очень интересно. Если честно у меня краткое изложение докладов 6-й авиафлотилии уже имеется Правда, все они касаются лишь бомбардировок реально или мнимо замеченных субмарин. Если бомбардировки не было - нет и информации, а она, в первую очередь по замеченным на поверхности масляным пятнам весьма необходима для разгадывания ребусов по пропавшим без вести ПЛ 3-го эшелона. Смотрите, что получается:
Рано утром 2 октября 1942 г. Щ-320 погрузилась на Восточном Гогландском плесе и пошла на запад. Если не считать того, что утром 7 октября немецкий БО-1218 наблюдал сильный взрыв у зап. оконечности о. Найссар нет никаких событий, которые можно было бы связать с гибелью ПЛ. Видели ли финские летчики 2-7 октября какие-нибудь масляные пятна на поверхности залива? Было ли пятно утром 7 октября у Найссара (если нет, то это самовзрыв мины)?
Между 11 и 14 октября при выходе погибают Щ-302 и Щ-311, но по ним ув. Барсик уже переводил и ситуация более-менее понятна.
Между 20 и 30 октября при обратном форсировании пропадает Щ-308 и мы снова не имеем ни одного конкретного факта, который можно было бы уверенно связать с ее гибелью. Отчасти накладывается на это период исчезновение Щ-304 между утром 29 октября и утром 2 ноября - снова пятен нет или мы о них не знаем. Немцы между вечером 25 и утром 30 октября зафиксировали 8 подводных взрывов на обоих заграждениях, но не понятно были ли после этого с воздуха зафиксированы масляные пятна. Могли быть взрывы и на "Юминде", но их немецкие корабли не фиксировали, а вот воздушная разведка масляные пятна отслеживала.
Затем середина ноября, когда пропадают при обратном форсировании Щ-306 и, возможно Щ-302. Что наблюдалось с воздуха между 12 и 16 ноября. Знаю, что в последний из указанных дней финский самолет наблюдал взрыв мины и свежее пятно в сев. части заграждения Юминда.
Ну и если захочется постичь все глубины финского языка, то есть еще большой фонд радиоразведки их флота
http://digi.narc.fi/digi/dosearch.ka?ay=41491.SARK
Если они осуществляли радиопеленгование выходов в эфир наших ПЛ в 1942 г., это тоже могло бы сильно помочь в разгадывании места и причин гибели.
Уважаемый Мирослав Эдуардович! Сейчас постараюсь посмотреть, сначала по 6-й флотилии, это займёт время, т.к. в день иногда было около 10 вылетов, ну а потом и дальше.
С уважением,
Спасибо большое. Понятно, что тут быстрого и большого результата ждать не приходится. Информируйте, пожалуйста, если найдется что-то интересное.
25.10.42
Райпон RI-137 вылет 12.55 – 15.05
В квадрате a110b47 небольшое пятно нефти в виде полосы длиной около 0,5 мили с северо-востока на юго-запад (или наоборот, не очень понял). Свежая нефть поднимается юго-западнее.
Всего в этот день 3 вылета, все Райпоны, остальные ничего не нашли.
26.10.42
SB-12 вылет 9.00 – 11.00
В 10.10 замечено небольшое свежее пятно нефти в квадрате h113d64. На пятно сброшена 1 глубинная бомба (40 м). Эффекта не наблюдалось.
В 10.40 в квадрате h115с26 похоже свежая нефть.
Ничего похожего на быстрое прибавление нефти не наблюдается.
Вообще в период с 25 октября по 3 ноября включительно нефтяные пятна обнаруживались достаточно часто, почти через день.
Как только немного разберусь в них, сразу выложу.
Спасибо!
savera написал:
Оригинальное сообщение #342431
В квадрате a110b47
Это район Аландского моря
savera написал:
Это миль 10 южнее Ханко
savera написал:
Оригинальное сообщение #342459
В 10.40 в квадрате h115с26 похоже свежая нефть.
А вот это интересно - МЗ "Насхорн", миль 10 южнее Поркалла-Удд.
savera написал:
Оригинальное сообщение #342459
Вообще в период с 25 октября по 3 ноября включительно нефтяные пятна обнаруживались достаточно часто, почти через день.
На самом деле если отбросить те районы, где ПЛ быть не могли, остается не так уж им много.
Мирослав Эдуардович, Ваше новое исследование будет посвящено исключительно разбору летней компании 42 на Балтике? Если так, то было бы ОЧЕНЬ славно. Давно хотел увидеть исследование с осмыслением произошедшего, со всеми потерями сторон и полностью документальное с максимальным привлечением всего имеющегося.....
Вообще-то я делаю задел для переиздания средних подлодок ("щуки" + "эски" одной книгой) а так же подбиваю хвосты для 2-го издания "Летописи". Написать книгу именно про кампанию 1942 г. тоже хотелось бы, но все это отдаленная перспектива.
Понял Вас. А компания 42-го, на мой взгляд, единственная настояшая компания нашего ВМФ за всю войну.
Конечно, на ЧМ и СФ лодки выходили в походы круглогодично, но там, как я помню, не было таких отдельных компаний. Рутина была, а в 42-м на Балтике...Целая операция, единственная в своем роде.
Или я не прав?
ass555 написал:
Оригинальное сообщение #342489
Целая операция, единственная в своем роде. Или я не прав?
Ну если честно, я не стал бы называть это операцией. Планировалось одно, получалось немного другое, затем задним числом выдали то, что получилось за нечто глубокомысленное. Действия балтийских ПЛ в 1942 г. примечательны не тем, как их планировал штаб, а тем, что командиры после 1941 г. встряхнулись и в весьма сложных условиях нашли в себе достаточно мастерства, чтобы нанести врагу заметный урон, оказав немалое психологическое воздействие.
Botik Petra Velikogo написал:
Оригинальное сообщение #342496
командиры после 1941 г. встряхнулись и в весьма сложных условиях нашли в себе достаточно мастерства, чтобы нанести врагу заметный урон, оказав немалое психологическое воздействие.
Было бы здорово посмотреть на итоговые цифры этой компании. Потери противника и Шведов - безвозвратные и поврежденные, обстоятельства гибели/повреждений, авторы с нашей стороны, ну и наши потери.
Конечно, Вам не до этого, но, такая информация и Вам в последствии будет полезна, а тут она станет украшением темы, да и Форума в целом....
Хотя, Вы уже выкладывали свою таблицу по успехам наших ПЛ, но там не было по оптерям никакой информации...