Сейчас на борту: 
Arseny,
rytik32,
Алекс
   [Подробнее...]

Страниц: 1 … 50 51 52 53 54 … 88

#1276 08.04.2012 20:03:00

Олег 69
Лейтенантъ
let
Откуда: Новосибирск
Сообщений: 1983




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Вик написал:

Оригинальное сообщение #509213
БРБО создавались, в первую очередь, для защиты своих берегов. А с этим вполне справятся береговые батареи

Береговые батареи имеют один существенный недостаток- их нельзя переместить к тому месту где находиться противник. ББО создавались как мобильное средство способное оказаться в нужном месте в нужное время.

Вик написал:

Оригинальное сообщение #509213
устаревшие, но перевооруженные ЭБРы.

Они имеют слишком большую осадку. Да и стоимость перевооружения того же Петра Великого вполне сопоставима со стоимостью постройки ББО.

Вик написал:

Оригинальное сообщение #509215
К этим воззрениям еще бы и денег.

Эти воззрения появились именно из-за отсутствия денег. Хотелось кораблей побольше при небогатом бюджете.

#1277 08.04.2012 21:55:43

Parabellum762
Гость




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Константин написал:

Оригинальное сообщение #507619
Это не в жесткую альтернативу, а к Золотареву с его засланцем в "Генерал-адмирал".

Видимо, это было ругательство? А кто такой Золотарев?

Константин написал:

Оригинальное сообщение #507627
Компоновка альт "пересвета", надеюсь окончательная.

28 10-элементных котлов Бельвиля с экономайзерами под 21 атмосферу.
Паропроизводительность 10-элементного котла нам хорошо известна по "Цесаревичу". Таким образом получим 22800 и.л.с.

А мне кажется, обводы корпуса лучше взять от французского Шарлемань:
http://www.korabli.eu/blogs/bronenoscy/ … kie-dannye
Очень уж он, собака французская, стройный.

Не увеличивая ширины Добавить 20 метров, отделяющих Шарлемань от Пересвета - влезет третья машина и дополнительные котлы.

#1278 08.04.2012 22:08:39

адм
Лейтенантъ
let
Откуда: Ижевск
Сообщений: 5793




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Parabellum762 написал:

Оригинальное сообщение #509568
Очень уж он, собака французская, стройный.

Узкий и глубокосидящий. Как раз то что нужно для получения хороших скоростных характеристик. Но это не наш путь - надо канал проходить.


Не следует думать, что новые идеи побеждают путем острых дискуссий, в которых создатели нового переубеждают своих оппонентов. Старые идеи уступают новым таким образом, что носители старого умирают, а новое поколение воспитывается в новых идеях, воспринимая их как нечто само собой разумеющееся.

#1279 08.04.2012 22:40:11

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Parabellum762 написал:

Оригинальное сообщение #509568
Видимо, это было ругательство? А кто такой Золотарев?

Ругательство-ругательство!
Генерал-Адмирал моей альтернативы не прогрессор и не засланец. Он человек в своей среде испытывающий все сиюминутные влияния обстановки.
Только в отличии от реального Алексея Александровича, "Ох и ленив мой Великий Князь" (с) адмирал Шестаков, он обладает деловыми качествами на уровне своих кузенов, Сергея Михайловича и Александра Михайловича.
Важно для понимания изменений характера Генерал-Адмирала:
Он не просто в молодости плавал под присмотром адмирала Посьета и охотился на бизонов с Буффало Билом, а действительно постигал морскую науку. Он не стал почетным заседателем в МТК, а заинтересовался новым видом морских вооружений - минным оружием и принял действительное участие в работе комиссии по приобретению мин Уайтхеда.
На Геренал-Адмирала большое и не приятное впечателние произвела не готовность нашего флота к войне с Турцией. Когда в единственным большим судном способным принять участие в войне оказался деревянный броненосный фрегат "Севастополь", да и тот пришлось интернировать в Италии. Остальные пять броненосных фрегатов и один броненосец оказались или в ремонте или недостороены. Что коренным образом сказалось на ходе войны. Черноморский флот не смог в ввиду явной слабости оказать поддержку армии, Балтийский флот не смог оказать давление на турецкий флот со стороны Средиземного моря и отвлечь его из Черного моря. Русская армия была вынуждена держать побережье значительные силы для предотвращения десанта и не смогла сосредоточить на Балканах достаточное количество войск для быстрой и решительной победы, а турецкая армия беспрепятственно перебрасывала подкрепления морем из Египта, Сирии и Албании.
Стараниями Генерал-Адмирала, который по собственному настоянию не отправился в очередное плавание на "Светлане" осенью 1876 года, стало снабжение во время войны вверенного ему Дунайского отряда торпедами с самого начала. К началу войны в реальности мы получили уже достаточно мин Уайтхеда, но по старой русской традиции приберегли дорогостоящее оружие как раз в тот момент когда оно было действительно необходимо. В альтернативе этого не произошло и турецкая Дунайская флотилия была парализована самым решительным образом.
Альтернативный Алексей Александрович прекрасно видел стагнацию Российского флота времен позднего Константина Николаевича и имел желание и возможности для изменения существующего положения. Тем более кстати для выполнения этого пришлось убийство Венценосного отца и воцарение брата.


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#1280 08.04.2012 23:11:48

Parabellum762
Гость




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

1

Аскольд написал:

Оригинальное сообщение #507683
Для чего надо было 1,5 десятка лет прогрессорствовать и развивать свой судпром если не можем развить свой конструктивный тип?

Вообще, я считаю, Генерал-Адмирал должен бы начать бы с формулирования новой ТЕОРИИ применения броненосцев. Потому что тогда как раз теоретических наработок не хватало, все тыкались в разные стороны как слепые котята...

могучий перевес над всеми остальными участниками гонки вооружений нам даст четкое понимание того, как будут происходить боевые действия на море
(никаких торпед и таранных ударов, чисто артиллерийский огонь с больших дистанций)

Вот, например:

Вик написал:

Оригинальное сообщение #508941
То, что Вы, ув.Константин, показали на рисунке, может рассматриваться, как развитие первоначальной идеи реальных Полтав. Принимается решение о переходе на 8дм СК. Калибр более солидный, число орудий уменьшается.

Блестящая мысль! Но в то время до этой мысли никто не додумался. Более того, все флоты мира дружно уменьшили калибр СК до 6".
Потому что 8" орудие дает еле-еле 1,5 выстрела в минуту по 114 кг = 171 кг а 6" орудие - 4 выстрела по 50 кг = 200 кг.
Получалось, что 6" орудие позволяет выпустить по врагу БОЛЬШЕ снарядов, при этом весит легче и места занимает меньше!
Аля улю, все флоты стали менять средний калибр.

А всего навсего нужна была новая КОНЦЕПЦИЯ о применении артиллерии преимущественно на больших дальностях - и всё. 6" снаряды имеют меньше дальность, у них ниже точность на больших дистанциях - поэтому СК должен быть 8".

Аскольд написал:

Оригинальное сообщение #507683
в 1900 и Германия начинает строить БРКР. Отсюда логичный ответ в виде закладки в 1900 году альтПересветов в качестве ответа на японские и немецкие БРКР.

А мы с английским флотом уже не конкурируем? Я думал, Пересветы нужны были как мощное средство преодоления анти-рейдерской обороны на английских коммуникациях...

#1281 08.04.2012 23:25:03

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

После вступления в должность Алексей Александрович неизбежно попал под влияние более опытного энергичного адмирала Шестакова.
Я, как человек воспитанный в основном на книгах Рафаила Михайловича Мельникова, всегда был склонен демонизировать адмирала Ивана Алексеевича Шестакова. Только в последнее время, после более глубокого изучения и переосмысления эпохи, мое мнение поколебалось. Окончательно понять, что все было на много сложнее и драматичнее помогла книга Кондратенко "Морская политика России 80-х годов 19 века". Настоятельно эту книгу рекомендую.
Альтернативный Генерал-Адмирал деятельно участвует в формировании морской политики. Он не отдает на откуп все флотские дела управляющему министерством Шестакову и начальнику Главного морского штаба Чихачуву. Собственно он сглаживает многие радикальные их решения, что позволяет избежать некоторых ошибок в развитии флота в 80-х годах.
В дальнейшем у Генерал-Адмирала вырабатывается свое видение развитие флота. Под его влиянием уже в начале 90-х происходит окончательный отказ от концепции двух флотов, отказ от ведения крейсерской войны большими и дорогостоящими броненосными крейсерами, переход на концепцию броненосного флота. В то же время в своем развитии Российский флот в 90-х не избежал перекоса. Флот оказался разбалансированным именно в сторону броненосцев.


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#1282 08.04.2012 23:36:20

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Parabellum762 написал:

Оригинальное сообщение #509602
Вообще, я считаю, Генерал-Адмирал должен бы начать бы с формулирования новой ТЕОРИИ применения броненосцев. Потому что тогда как раз теоретических наработок не хватало, все тыкались в разные стороны как слепые котята...

В альтернативе теорией почти не занимаются как и в реальности. Склонению к броненосному флоту Генерал-Адмирал, и под его влиянием и руководство ведомством вообще, происходит скорее по наитию, а не путем аналитической работы. Становление органа выполняющего роль Генерального штаба происходит очень медленно и тяжело. "... нельзя преподавать латынь не имея латинистов, а выработать новую науку не имея чем проверить выводы, т.е. судов, бесполезная канцелярщина, о которой Лихачев так печалится." Шестаков в ответ на "Службу генерального штаба во флоте" Лихачева.


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#1283 09.04.2012 00:34:37

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

1

Тяжело отвечать на каждый вопрос уважаемых коллег, поэтому постараюсь свести ответы в один пост.

Броненосцы береговой обороны.
Еще раз о причинах их появления, которые некоторые уважаемые коллеги просто не хотят видеть. В начале 90-х годов Россия изменила свой внешнеполитический вектор от не устойчивого и только потенциального союза с Германией на союз с Францией. Естественно Германия становится потенциальным врагом номер один. Превосходя в этом даже Британию. Все развитие флота 80-х было направлено в основном против Британии, а суда для Балтийского моря 60-х стремительно устаревали. В этих условиях кроме ЭБРов, которых на БФ строится четыре и еще три запланированы для противодействия восьми "зигфридам" нужны аналогичные корабли с малой осадкой для замены мониторов, башенных фрегатов и лодок. "Петр", даже модернизированный, а в силу конструктивных его особенностей такая модернизация вряд ли возможна, малой осадкой не обладает. Убогого "Гангута", который отчасти мог выполнять роль ББО в альтернативе нет. Береговая оборона на Балтике сосредоточена исключительно в Финском и Рижском заливах. Стоимость одной 5-орудийной 11"/20 или 10"/45 батареи примерно 1 млн. руб., при отсутствии подвижности ББО.

16-узловые "россии".
В альтернативе не стали выделять средства на броненосцы для крейсерской войны, а сосредоточились продолжении линии "А3"-"Наварин"-"Сисой"-"Претропавловск". Именно для формирования эскадры с отрядами состоящих из судов этих серий увеличение скорости и не требуется. Тем более, что, как я уже говорил, все мировые строящиеся броненосцы пока не 18-узловые. А практики, что концевые корабли линии должны иметь превосходство в скорости над головными, еще нет, так как нет опыта эскадры их нескольких отрядов. "Россия" это "Потемкин" для Балтики.

Не строить 7-й и 8-й броненосец для ЧФ.
Операцию по овладению проливами ни кто и ни когда не отменял. Для нее только выбирали подходящее время. Поэтому отменять строительство двух броненосцев и в конечном итоге не получить эскадру их двух 4-корабельных отрядов в начале 900-х мягко говоря не разумно. Британская Средиземноморская эскадра в течении 90-х постоянно растет в количестве. Кроме того прекращать строительство на черноморских верфях капиталшипов значит терять с таким трудом накопленный опыт. Строительство не броненосных судов сохранить этот опыт не позволит. Да и с минными постановками для появления механизированного способа вполне справляются "Буг", "Дунай" и мобилизированные пароходы РОПиТ, а с ролью ближних разведчиков существующие минные крейсера.
Не стоит забывать, что альтернативная концепция использования флота подразумевает операцию по овладению проливами не только со стороны Черного моря силами ЧФ, но и со стороны Средиземного моря силами БФ с потенциальным участием Французского флота. В этих условиях броненосцы ЧФ могут понадобиться для эскадренного сражения уже в средиземноморских водах.
Да и "екатерины" устареют раньше "потемкиных" и опять у нас образуется пробел в капиталшипах, когда срарые уже пора списывать, новые еще не построены, а воевать не чем.


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#1284 09.04.2012 01:16:23

Аскольд
Мичманъ
michman
Сообщений: 7637




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Константин написал:

Оригинальное сообщение #509593
На Геренал-Адмирала большое и не приятное впечателние произвела не готовность нашего флота к войне с Турцией. Когда в единственным большим судном способным принять участие в войне оказался деревянный броненосный фрегат "Севастополь", да и тот пришлось интернировать в Италии. Остальные пять броненосных фрегатов и один броненосец оказались или в ремонте или недостороены. Что коренным образом сказалось на ходе войны. Черноморский флот не смог в ввиду явной слабости оказать поддержку армии, Балтийский флот не смог оказать давление на турецкий флот со стороны Средиземного моря и отвлечь его из Черного моря. Русская армия была вынуждена держать побережье значительные силы для предотвращения десанта и не смогла сосредоточить на Балканах достаточное количество войск для быстрой и решительной победы, а турецкая армия беспрепятственно перебрасывала подкрепления морем из Египта, Сирии и Албании.

Наверное имели ввиду "Петропавловск", который в мае 1877 после ремонта последовал из Италии в Кронштадт без всяких там интернирований? Может дело не в неготовности, а слабости флота? И какая могла быть отправка броненосцев в Средиземное море на фоне обострения отношений с Англией?
На Генерал-Адмирала могло сильнее произвести впечатление неспособность отправить в океан крейсера. А их наличие могло сказаться на позиции Англии в отношении России. На фоне этого он может не отказаться от крейсерской составляющей в составе флота.
И насколько быстрее и решительнее была бы победа? Просто раньше остановились бы у Адрианополя не решившись взять столицу? А вот если бы вывели в океан крейсера как в 1876, может и на сухопутном театре были бы решительнее.

#1285 09.04.2012 02:06:23

Аскольд
Мичманъ
michman
Сообщений: 7637




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Константин написал:

Оригинальное сообщение #509633
16-узловые "россии".
В альтернативе не стали выделять средства на броненосцы для крейсерской войны, а сосредоточились продолжении линии "А3"-"Наварин"-"Сисой"-"Претропавловск". Именно для формирования эскадры с отрядами состоящих из судов этих серий увеличение скорости и не требуется. Тем более, что, как я уже говорил, все мировые строящиеся броненосцы пока не 18-узловые. А практики, что концевые корабли линии должны иметь превосходство в скорости над головными, еще нет, так как нет опыта эскадры их нескольких отрядов. "Россия" это "Потемкин" для Балтики.

В реале практическая эскадра броненосцев сформировалась на ЧМ в конце 80-х. Только опыт ее плаваний приживался медленно. В альтернативе дееспособная эскадра броненосцев будет и на Балтике (правда более короткий срок). Плюс большее бдение со стороны Г-А. Так что к 1896 году уже будет значительный опыт практического плавания для соответствующих оргвыводов. Не забывайте что черноморская эскадра состоит из 15 и 16 узловых броненосцев с 4 летней разницей в возрасте.
Что до Балтики на 1896 - 2 эбра с 15 узлами, 2 эбра с 16 узлами, 6 эбров с 16 узлами в постройке и достройке, всего 10 эбров. На Балтике тоже будут эскадры из 4-х корабельные отрядов? Но тогда эбры типа "Россия" получаются головными для 2-ой эскадры, которая и будет более быстроходной.

Константин написал:

Оригинальное сообщение #509633
Не строить 7-й и 8-й броненосец для ЧФ.
Операцию по овладению проливами ни кто и ни когда не отменял. Для нее только выбирали подходящее время. Поэтому отменять строительство двух броненосцев и в конечном итоге не получить эскадру их двух 4-корабельных отрядов в начале 900-х мягко говоря не разумно. Британская Средиземноморская эскадра в течении 90-х постоянно растет в количестве. Кроме того прекращать строительство на черноморских верфях капиталшипов значит терять с таким трудом накопленный опыт. Строительство не броненосных судов сохранить этот опыт не позволит. Да и с минными постановками для появления механизированного способа вполне справляются "Буг", "Дунай" и мобилизированные пароходы РОПиТ, а с ролью ближних разведчиков существующие минные крейсера.
Не стоит забывать, что альтернативная концепция использования флота подразумевает операцию по овладению проливами не только со стороны Черного моря силами ЧФ, но и со стороны Средиземного моря силами БФ с потенциальным участием Французского флота. В этих условиях броненосцы ЧФ могут понадобиться для эскадренного сражения уже в средиземноморских водах.
Да и "екатерины" устареют раньше "потемкиных" и опять у нас образуется пробел в капиталшипах, когда срарые уже пора списывать, новые еще не построены, а воевать не чем.

Отмена как "высшая мера". Как компромисс - перенос постройки "Потемкина" на 1898. Строительсто эбров по 1 единице в 90-е на ЧМ выглядит странно на фоне стремления к серийности, а так закладка "Потемкина" со "Златоустом" в 1898 позволяет соблюсти серийность и с финансовой стороны предпочтительнее.
Чтобы не терять судостроительный опыт на ЧМ - стройте на нем корабли для Балтики, экономя при этом средства на развитии верфей.
Если на СМ будет 14 наших броненосцев, потом к ним после захвата проливов добавятся 6 эбров с ЧМ (итого 20), то может это лучше чем 12 эбров на СМ м 8 эбров ЧМ?. Вдруг придется махаться вместе с французами против англов(Фашода например), а проливы захвачены не будут? "Лишняя" пара эбров на Балтике/СМ будет пополезнее.
При штате 8 эбров для ЧМ всегда будет разрыв между головными и концевыми сериями если, конечно, не плюнуть на судострой строя эскадру за короткий срок - в течении 10 лет.
"Екатерины" станут старыми и их придется списывать к 10-м, когда и "Потемкины" устареют. Если "Екатерины" пройдут модернизацию в 90-е по проекту 99-го года, то они не будут уступать "Потемкиным".

#1286 09.04.2012 02:11:47

Аскольд
Мичманъ
michman
Сообщений: 7637




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

1

Parabellum762 написал:

Оригинальное сообщение #509602
А мы с английским флотом уже не конкурируем? Я думал, Пересветы нужны были как мощное средство преодоления анти-рейдерской обороны на английских коммуникациях...

Скорее пытаемся сохранить получить превосходство над немецким флотом. Также, дееспособная броненосная эскадра или две на СМ вместе с французами будет для англов пострашнее чем несколько рюриковичей в океане.

#1287 09.04.2012 02:30:51

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

О строительстве на черноморских верфях судов для БФ и о судостроительных заводах вообще.
Захват проливов возможен только в условиях войны с Британией, причем не важно, что станет причиной, а что следствием. Или захват приливов спровоцирует войну или война с другим поводом позволит провести эту операцию, например Британия начнет войну с другой державой и можно будет воспользоваться моментом. В любом случае ЧФ придется сражаться с РН. Но в случае если Россия ввяжется в войну с другой страной, например с Германией и Австро-Венгрией или с Китаем и/или Японией, то суда ЧФ будут заперты на Черном море и суда предназначавшиеся для БФ и, соответственно на них потраченные деньги, не попадут на ТВД. Пример единичных проходов судов РИФ проливами, причем только в мирное время, показывает всю сложность дипломатического обеспечения данного действа. Тем не менее мысль усилить в мирное время при благоприятных обстоятельствах не будет покидать ведомство. Пример тому заказ в 1901-02 годах черноморским заводам броненосных крейсеров однотипных балтийским.
Кроме того судостроительных возможностей на Балтике вполне достаточно для обеспечения судостроительной программы 1890 года, а именно она является существенным отличием альтернативы от реальности. Балтийский завод под эту программу вынужден построить большой каменный эллинг на два года раньше реальности. На Галерном островке, не отданном в аренду Франко-Русскому заводу, в конце 80-х будет проведена коренная реконструкция, сходная с реальной послевоенной. Будут построены большая судостроительная мастерская, расширены другие участки, оборудован достроечный бассейн в рукаве Фонтанки. Генерал-Адмирал, под впечатлением успехов Британских казенных адмиралтейств, на которых в 1885-86 годах проведена коренная реконструкция, пожелает иметь на Галерном островке образцовое судостроительное предприятие. Деньги на реконструкцию будут получены путем экономии тоннажа "доскорострельного" альтернативного флота по сравнению с реальным. В начале 90-х реконструкции подвергнется и Новое адмиралтейство. На нем так же будут построены новые мастерские и оборудована достроечная стенка на месте экипажных магазинов Петербургского порта. Магазаины будут переведены на Сальный Буян переданный из Военного воедомства в Морское. Кроме того с 1891 года в Петербургском порту будет введена система "Нового судостроения", что и позволит снизить стоимость судов до уровня Балтийского завода и на сэкономленные средства произвести модернизацию Нового адмиралтейства. Введение системы "Нового судостроения" начнет осуществлять Кази в должности чиновника по особым поручениям при Его Высочестве, Главном командире Флота и Морского ведомства. В итоге с 90-х годов на казенных петербургских заводах мы будем располагать большими каменным и деревянным эллингами на Галерном островке, большими каменным и деревянным и малым каменным эллингами на Новом Адмиралтействе, большими каменным и деревянным эллингами и открытым малым стапелем на Балтийском заводе.
Из частных заводов Балтики большим металлическим эллингом будет располагать только Невский завод и то только к концу 90-х. Остальные заводы могут строить только минные суда.
На Черном море военным судостроением в начале 90-х будет заниматься только Николаевское адмиралтейство, располагая для этого одним большим двумя малыми эллингами и двумя стапелями для миноносцев. Верфь РОПиТ в Севастополе после постройки двух броненосцев и трех канонерских лодок 80-х годов до своей передачи обратно в казну в 1897 году военных судов строить не будет. После возвращения в казну и переименования в Лазаревское адмиралтейство завод будет заниматься только достройкой николаевских судов и судоремонтом.
В том же 1897 году начнется строительство в Николаеве двух новых заводов Николаевского судостроительного, больше известного как Наваль, и Черноморского механического. Оба завода принадлежат Обществу николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ). Только в отличии от реальности Общество принадлежит не бельгийцам, а французам, Парижско-нидерландскому банку в монополию которого входят Шнейдер, Форж э шантье де Мидетеран и Норман. Дело в том, что в 1885 году Генерал-Адмирал запретил передачу Спасского адмиралтейства через отставного капитана 1-го ранга Семечкина (того самого) бельгийской фирме "Джон Коккрилл". Вообще контакты с бельгийцами Генерал-Адмирал ограничил, бельгийцы не получили заказ и на МКУ черноморского броненосца.
В 80-х годах Генерал-Адмирал сторонник жесткой централизации управления судостроением, отсюда и запрет на передачу в аренду и Галерного островка и Спасского адмиралтейства. Только к началу 90-х его позиции под воиянием Каза начнут меняться и с середины 90-х в частные руки будут переданы и Спасское адмиралтейство и Охтинская верфь. Первое отойдет французам, вторая Ярроу. Только Шихау останется без бывшего казенного предприятия и будет вынужден организовывать производство на купленном ревельском заводе Беккера.
Таким образом покупать у Крампа "завод под ключ" в 1898-99 гг за счет казны нет ни какого смысла. Тем более строить этот завод на Дальнем Востоке, где отсутствие рабочей силы, дороговизна всех завозных материалов и комплектующих сделают изделия поистине золотыми. А от предложения построить такой завод на свои средства и строить суда по фиксированной, европейской цене Крамп и сам откажется.


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#1288 09.04.2012 11:16:34

Parabellum762
Гость




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Константин написал:

Оригинальное сообщение #509593
Генерал-Адмирал моей альтернативы не прогрессор и не засланец. Он человек в своей среде испытывающий все сиюминутные влияния обстановки.
...он обладает деловыми качествами
Он в молодости действительно постигал морскую науку. Он заинтересовался новым видом морских вооружений - минным оружием и принял действительное участие в работе комиссии
прекрасно видел стагнацию Российского флота ...имел желание и возможности для изменения существующего положения.

Так я же ж ничего против не говорю! Не надо быть засланцем и прогрессором, чтобы увлекаться работами морских теоретиков.

Разве не мог Великий Князь, постигнув морскую науку, увлечься серьезными книгами теоретиков маринистов? Еще до вступления в должность развлекаться геометрическими построениями линий баталии, умножать скорострельность на массу снаряда и т.п.?

XIX век - век всеобщей любви к научно-техническому прогрессу, век смелых мечтаний, экспериментов, теорий.
Убежденность главного морского шефа в пользе артиллерийского огня сама по себе могла бы помочь преодолеть множество проблем.
Взрывчатка, например.
Абель предложил использовать пикрат аммония в качестве ВВ еще в 1869 году. А в 1906 американец майор Данн запатентовал эту взрывчатку - флот США пользуется ей до сих пор(!).
Более безопасный, чем мелинит, пикрат аммония получить практически так же легко. Эффективность у него чуть меньше, но если использовать не в минах, а в снарядах - то эффективность пикрата аммония даже выше, чем у шимозы - можно меньше флегматизатора класть.
Понятно, почему на пикрат аммония не обратили внимания англы и французы. Они снаряжали свои снаряды мелинитом, и все у них было хорошо. А у нас не получалось с мелинитом, и после трагической гибели в 1891 году энтузиаста С.В. Панпушко работы по внедрению бризантных ВВ фактически были свернуты аж до РЯВ.
Вот тут-то бы ах как пригодился теоретически подкованный Великий Князь!
Твердо потребовать от боеприпасников, чтобы дали бы флоту бризантное ВВ, предложить попробовать вместо мелинита какие-либо соли пикриновой кислоты (ехимически активный мелинит образовывал с металлом снаряда нестабильные взрывоопасные соли. Сразу использовать соль - причем соль аммония очень даже напрашивается исходя их отрицательного кислородного баланса при взрыве мелинита), следить за процессом до тех пор, пока не будут получены положительные результаты.
Тараны - кому они нужны? Точно не океанскому рейдеру. Рейдеру предпочтительно вообще близко не приближаться к вражьим крупным кораблям - вот сама по себе из ниоткуда вылезает концепция быстроходного артиллерийского корабля.
Вместо таранов появляются носовые бульбы, корпус в оконечностях облегчается и удешевляется, за счет отказа от торпедного оружия высвобождается место в оконечностях, что так же ведет к упрощению, облегчению и удешевлению корабля....

#1289 09.04.2012 12:30:34

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Рюрик-2 написал:

Оригинальное сообщение #507756
А, я не мудрую...

Н-да! Тогда у меня пробел в образовании, нужно перечитать Корабельный устав.

Рюрик-2 написал:

Оригинальное сообщение #507756
А, что это за 8"-ый ББО-зверь?

Скачиваем и читаем Грибовского Броненосец "Адмирал Ушаков"

Рюрик-2 написал:

Оригинальное сообщение #507756
если честно - не понял. А, на что он опирается? .... и, что значит "висит в воздухе"?

Посмотрите на взаимное расположение каземата верхней палубы и вырез борта каземата батарейной палубы.
http://s019.radikal.ru/i603/1204/ac/abba36e6f3c5.jpg
http://s019.radikal.ru/i600/1204/73/82e884545fec.jpg


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#1290 09.04.2012 12:37:50

Parabellum762
Гость




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

А мне кажется, что нет нависаний. Каземат "выше этажом" просто стоит ближе к диаметральной оси...

ПС: не логичнее ли планы рисовать? "Вид сверху", так сказать...

Отредактированно Parabellum762 (09.04.2012 12:38:27)

#1291 09.04.2012 14:09:09

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

О "пересветах" вообще. О перемене местами серий броненосцев 1898 и 1900 годов, "пересветы" на "цесаревичей". И о "Маренго в составе МарИн НационАль.
Появление "пересветов" вызвано не только противодействием уже начатым воплощением в металле "асмоидам". Хотя их характеристики к концу 1897 года более-менее ясны, тот же ВКАМ приводит в 1897 году параметры японской программы 1895 года, 4 броненосца по 15140 тонн, 5 броненосных крейсеров 1-го класса по 9000 тонн, 3 бронепалубных крейсеров 2-го класса по 4850 тонн, 2 бронепалубных крейсера 2-го класса по 3200 тонн. Таблица ТТХ при этом указвыает на более скромное водоизмещение "асмоидов" в 7500 тонн, но дает скорость в 21 уз. К сожалению не могу посмотреть, что говорит Брасси про "асмоидов" в 1897-98 гг, любимый сынуля похоже убил хард с коллекцией книг.
Для противодействия шести японским броненосцам уже строятся шесть наших броненосцев хоть и с меньшей скоростью, не считая уже построенных. А даже пяти новым броненосным японским крейсерам противопоставить нам пока не чего.
Есть и другие причины для появления быстроходных броненосцев. Засидевшись на 16 узлах с "россиями" при появлении мощных и относительно легких МКУ появился соблазн перегнать не догоняя, что вообще характерно для нашего флота. Отряд новых 20-узловых броненосцев в составе эскадры должны нивелировать 16-узловую скорость остальных отрядов. Как справедливо указал коллега Аскольд к 1897 году наш флот наконец-то получит опыт действий отрядов в составе эскадры, в основном на Черном море, где четверка "екатерин" будет дополнена "Святителями" и "Ростиславом". Чего еще не было в случае с "россиями".
Еще одна причина появления "пересветов" это наконец случившееся насыщение флота броненосцами. По концепции флота 1890 года, под которую и была принята судостроительная программа "Усиления Балтийского флота" на 1891-1902 гг (программа вместо реальной пятилетней 1891-1895гг), РИФ должен располагать эскадрами на Черном, Балтийском морях, Тихом океане и Средиземном море. Три последних и формируются из состава БФ. Недостаток корабельного состава не позволял сформировать полноценную Средиземноморскую эскадру. Теперь такая возможность потенциально появилась. Средиземноморская эскадра из "пересветов" должна стать валентной силой способной действовать по политической обстановке из центральной позиции. Это предтеча "Свободной морской силы" реального межвоенного периода под которую строились "измаилы". В случае войны в Германией или Японией "пересветы" могут быстро перейти на один из ТВД. В случае войны с Британией и захвата проливов они могут действовать совместно с ЧФ или/и французским Средиземноморским флотом. В составе других эскадр и французского флота нет быстроходного крыла для эскадренного сражения.
Проектирование быстроходного броненосца в 1897-98 гг основано на собственном опыте, французы оказывают нам только содействие в МКУ. Не зря Генерал-Адмирал обхаживает Шнейдера, Нормана и Лаганя с начала 90-х, добиваясь за счет получения французским монопольным капиталом банковской группы Парижско-нидерландского банка прибыли от русских судостроительных программ заполучить новые технологии. Получить же технологию строительства броненосца Лаганя в это время нельзя, реальный "Цесаревич" проектировался в 1898-99 гг. Только увидев результат работы Лаганя, "Цесаревич"-"Маренго", который обладает рядом революционных решений как то ПТЗ, две броневые палубы, совмещение в ограниченном тоннаже сильного вооружения, защиты и скорости, мы сможем спроектировать свои "бородино".
Что касается как Генерал-Адмирал мог повлиять на появление лишнего броненосца в чужом флоте. Дело в том, что Франция конца 19 века обладала уникальным сочетанием внутри политических порядков. Отсутствие заказа на строительство FCM капиталшипа, и соответственно прибыли, повлечет активизацию лоббирования монопольным капиталом внутреннего заказа в правительстве. С другой стороны Франция была самой социально ориентированной страной тогдашнего мира. Отсутствие заказа означает потерю работы для персонала верфи, что в свою очередь повлечет активизацию местных депутатов и мэров всех уровней, а они традиционно имеют во Франции большой политический вес, для давления на правительство с другой стороны.
Французская концепция флота подразумевала дивизии трехкорабельного состава, реже двухкорабельного, еще реже четырехкорабельного. После строительства шести броненосцев, "Бреню" и "образцов", даже строительство предыдущей серии "Гош" (Ош") и трех "марсо" предполагала строительство еще двух броненосцев, отмененное в угоду "Молодой школе". В реальности французы построили три "шарлеманя", "Йену" и "Сюффрен". Как раз не хватает шестого броненосца. Далее последовали шесть "репюблик" и "либертэ". Отсутствующим шестым броненосцем и станет "Маренго" в девичестве "Цесаревич".


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#1292 09.04.2012 14:22:06

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Parabellum762 написал:

Оригинальное сообщение #509803
А мне кажется, что нет нависаний. Каземат "выше этажом" просто стоит ближе к диаметральной оси...

ПС: не логичнее ли планы рисовать? "Вид сверху", так сказать...

Для понимания смотрим чертеж "Потемкина"
http://s017.radikal.ru/i408/1204/ac/0f260ec66692.jpg


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#1293 09.04.2012 15:09:51

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Аскольд написал:

Оригинальное сообщение #509647
Наверное имели ввиду "Петропавловск", который в мае 1877 после ремонта последовал из Италии в Кронштадт без всяких там интернирований? Может дело не в неготовности, а слабости флота? И какая могла быть отправка броненосцев в Средиземное море на фоне обострения отношений с Англией?
На Генерал-Адмирала могло сильнее произвести впечатление неспособность отправить в океан крейсера. А их наличие могло сказаться на позиции Англии в отношении России. На фоне этого он может не отказаться от крейсерской составляющей в составе флота.
И насколько быстрее и решительнее была бы победа? Просто раньше остановились бы у Адрианополя не решившись взять столицу? А вот если бы вывели в океан крейсера как в 1876, может и на сухопутном театре были бы решительнее.

Речь идет именно о "Севастополе". Но это не суть важно.
Важно, что даже ограниченный по составу мореходный броненосный флот России не был готов к участию в РТВ вообще, не в 1876, не в 1877 годах. Россия не могла послать в море не одного относительно нового броненосного корабля, все либо в затяжном ремонте, либо не достроены. Самый сильный броненосуц, "Пётр Велткий" с его хромыми машинами было страшно отправлять из Кронштадта в Ревель, не то, что в Средиземное море.
Отсутствие русского флота в Черном море потребовало отвлечения значительных сил на охрану побережья, а господство турецкого флота не позволило наращивать Балканскую и Кавказскую армии в ходе компании самым быстрым и коротким путем из Одессы и Севастополя.
Отсутствие русской эскадры в Средиземном море позволило туркам беспрепятственно перебросить морем корпус Сулейман-паши и остановить Гурко у Старо-Загоры.
Так, что отсутствие именно броненосного флота и не позволило достичь решительных результатов в РТВ.
И отношение Британии к гипотетическим действиям русской броненосной эскадры в Средиземном море на противостояние с турецким броненосным флотом, кстати третьим в мире, не влияет. Дизарелли довольно четко сформулировал перед Мойкой требования: не нарушать работу Суэцкого канала, не занимать Стамбул и проливы. Именно для соблюдением этих требований и была послана эскадра адмирала Хорнби.

Отредактированно Константин (09.04.2012 15:24:04)


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#1294 09.04.2012 15:25:34

Parabellum762
Гость




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Константин написал:

Оригинальное сообщение #509846
Для понимания смотрим чертеж "Потемкина"

Но ведь никто же не заставляет ставить орудие "балконом" над пропастью?
Для понимания смотрим чертеж немецкого ЭБР Дойчланд:
http://www.korabli.eu/blogs/bronenoscy/ … kie-dannye

Орудия "2го этажа" смещены ближе к диаметральной плоскости, и никто ни над кем не нависает.

#1295 09.04.2012 15:31:11

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Аскольд написал:

Оригинальное сообщение #509658
В реале практическая эскадра броненосцев сформировалась на ЧМ в конце 80-х. Только опыт ее плаваний приживался медленно. В альтернативе дееспособная эскадра броненосцев будет и на Балтике (правда более короткий срок). Плюс большее бдение со стороны Г-А. Так что к 1896 году уже будет значительный опыт практического плавания для соответствующих оргвыводов. Не забывайте что черноморская эскадра состоит из 15 и 16 узловых броненосцев с 4 летней разницей в возрасте.
Что до Балтики на 1896 - 2 эбра с 15 узлами, 2 эбра с 16 узлами, 6 эбров с 16 узлами в постройке и достройке, всего 10 эбров. На Балтике тоже будут эскадры из 4-х корабельные отрядов? Но тогда эбры типа "Россия" получаются головными для 2-ой эскадры, которая и будет более быстроходной.

В альтернативе Практическая эскадра ЧФ в нормальном составе сформировалась только в начале 90-х, не забываем, что она строилась с 80-х 2+2, а не 3+1. Нормальный же опыт стало возможным накопить только с включением в ее состав "Святителей" и "Ростислава", то есть к 1897 году. Балтийские же четыре серии броненосцев, "нахимовы" (изначально броненосные суда, только в 1892 году переклассифицированы в крейсера), "А2", "наварины", "сисои", в силу политических причин ни когда вмести не собирались, а после строительства сразу уходили по одиночке или парами на Дальний Восток или Средиземноморье.
Так, что опыта в 1895-96 годах нет.


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#1296 09.04.2012 15:33:27

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Parabellum762 написал:

Оригинальное сообщение #509878
Но ведь никто же не заставляет ставить орудие "балконом" над пропастью?
Для понимания смотрим чертеж немецкого ЭБР Дойчланд:

Это не наш метод. Мы строим "потемкиных".


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#1297 09.04.2012 17:13:54

CVG
Гардемаринъ
gardemarin
Гроза дредноутов яматообразных Супердредноут "Слава" по кличке "Балтийский танк Славик".
Сообщений: 3876




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Нека - не то все же эти черноморцы. "Бородино" круче и именно на них нужно было сосредоточить все усилия. При более тщательной проработке проекта, можно было получить "Бородино" длиной 125-130м с 8 спаренными 6" АУ СК (по две на бортовом срезе) и с гарантированной скоростью 18,5-19уз. Разработать универсальную башню СК которая бы путем небольших изменений и замены лобового листа предусматривала установку либо двух 152мм орудий, либо одного 203-229мм. В зависимости от уровня прогресса в этих видах артсистем и предполагаемого противника средний калибр "СуперБородино" можно было бы изменять. Что до защиты, то за счет некоторого снижения сумашедшей и пока не очень нужной (только пока) палубной брони, под усилить бортовую. В частности забронировать артпогреба отдельной локальной броней.


Когда я поступаю хорошо - об этом ни кто не вспоминает. Когда я поступаю плохо - об этом ни кто не забывает.

#1298 09.04.2012 21:30:58

Аскольд
Мичманъ
michman
Сообщений: 7637




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Константин написал:

Оригинальное сообщение #509870
Речь идет именно о "Севастополе". Но это не суть важно.
Важно, что даже ограниченный по составу мореходный броненосный флот России не был готов к участию в РТВ вообще, не в 1876, не в 1877 годах. Россия не могла послать в море не одного относительно нового броненосного корабля, все либо в затяжном ремонте, либо не достроены. Самый сильный броненосуц, "Пётр Велткий" с его хромыми машинами было страшно отправлять из Кронштадта в Ревель, не то, что в Средиземное море.
Отсутствие русского флота в Черном море потребовало отвлечения значительных сил на охрану побережья, а господство турецкого флота не позволило наращивать Балканскую и Кавказскую армии в ходе компании самым быстрым и коротким путем из Одессы и Севастополя.
Отсутствие русской эскадры в Средиземном море позволило туркам беспрепятственно перебросить морем корпус Сулейман-паши и остановить Гурко у Старо-Загоры.
Так, что отсутствие именно броненосного флота и не позволило достичь решительных результатов в РТВ.
И отношение Британии к гипотетическим действиям русской броненосной эскадры в Средиземном море на противостояние с турецким броненосным флотом, кстати третьим в мире, не влияет. Дизарелли довольно четко сформулировал перед Мойкой требования: не нарушать работу Суэцкого канала, не занимать Стамбул и проливы. Именно для соблюдением этих требований и была послана эскадра адмирала Хорнби.

Все же "Петропавловск", но дествительно не суть:)
Ну, войны начинать когда все готово не всегда получается, причем у всех. И был ли смысл направлять броненосцы в 1877 на фоне обострения отношений с Англией в 1876. Не зря корабли экстренно со СМ вывели.
А вот крейсера могли и перевозкам турок мешать и находясь  в океане оказывать давление на Англию. Не просто так в Америке пароходы в крейсера переоборудовали. Так что "отсутствие именно броненосного флота и не позволило достичь решительных результатов в РТВ" не совсем корректно. Будь наши крейсера на в океане на коммуникациях, то и английской эскадры в проливах могло и не быть, а наши войска, наоборот, могли оказаться в Стамбуле.
И если "не нарушать работу Суэцкого канала, не занимать Стамбул и проливы. Именно для соблюдением этих требований и была послана эскадра адмирала Хорнби", то смысл направлять нашу эскадру в СМ. Ну помешаем перевозкам, ну окончиться война просто раньше. А далее все тоже. Может даже похуже - на фоне возможных боевых действий с Англией в 1878 наша эскадра могла быть блокирована англичанами с непредсказуемыми событиями.

#1299 09.04.2012 21:56:41

Константин
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Москва
Сообщений: 3457




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Аскольд написал:

Оригинальное сообщение #510173
Все же "Петропавловск", но дествительно не суть:)
Ну, войны начинать когда все готово не всегда получается, причем у всех. И был ли смысл направлять броненосцы в 1877 на фоне обострения отношений с Англией в 1876. Не зря корабли экстренно со СМ вывели.
А вот крейсера могли и перевозкам турок мешать и находясь  в океане оказывать давление на Англию. Не просто так в Америке пароходы в крейсера переоборудовали. Так что "отсутствие именно броненосного флота и не позволило достичь решительных результатов в РТВ" не совсем корректно. Будь наши крейсера на в океане на коммуникациях, то и английской эскадры в проливах могло и не быть, а наши войска, наоборот, могли оказаться в Стамбуле.
И если "не нарушать работу Суэцкого канала, не занимать Стамбул и проливы. Именно для соблюдением этих требований и была послана эскадра адмирала Хорнби", то смысл направлять нашу эскадру в СМ. Ну помешаем перевозкам, ну окончиться война просто раньше. А далее все тоже. Может даже похуже - на фоне возможных боевых действий с Англией в 1878 наша эскадра могла быть блокирована англичанами с непредсказуемыми событиями.

Как раз с Британией обострения отношений в 1876 году не было. Наоборот под влиянием собственного общественного мнения Британский кабинет занял позицию антитурецкую.
А вот эскадру Бутакова младшего вывели со Средиземного моря в веду откровенной слабости перед турецким флотом и не возможностью ее пополнения. Все что смогли это послать клипер "Крейсер", да потенциально мог присоединится к эскадре фрегат "Светлана". Это все 1876 год.
С открытием навигации 1877 года посылать в Средиземное море оказалось не кого. Один-два деревянных крейсера в Эгейском море были бы очень быстро перехвачены и уничтожены турецкими броненосными фрегатами или корветами. Имеющими кроме превосходства в вооружении и защищенности еще и превосходство в скорости.
Значение крейсеров в океане сильно преувеличено. Особенно когда Британия воевать и не собирается. А только запугивает Россию, эскадрами Хорнби и Кийза, и не без успеха.
Что касается возможной роли нашей Средиземноморской эскадры, то отсутствие корпуса Сулейман-паши на ТВД означало бы выход Гурко на оперативный простор а европейской Турции и подрыв веры защитников Плевны в деблокаду. Война окончилась бы на полгода раньше, Россия понесла бы гораздо меньше людских ("На Шипке все спокойно") и материальных потерь. Внешне- и внутриполитический эффект от выигранной быстрой войны для царского правительства был бы значительно благоприятнее. Нашим "европейским партнерам" было бы значительно труднее пересматривать Сан-Стефанское соглашение.

Отредактированно Константин (09.04.2012 22:00:02)


"Ошибка, допущенная в первоначальном развёртывании сил, едва ли может быть исправлена за всю компанию"
Генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке

#1300 09.04.2012 22:04:10

Parabellum762
Гость




Re: Вы Генерал-Адмирал 2 или Флот мечты.

Поддерживаю мысль о крейсерах.
Средиземное море для англов - важный, но не первостепенный бассейн, во время ВМВ они контроль над СМ почти полностью потеряли - и ничего. А вот судоходные линии к западу от Англии - это их аорта. Тут можно даже не нажимать - одного только намека на возможность появления в Северной Атлантике мощного рейдера достаточно: у торговцев начнется паника, придется организовывать караваны, товарооборот снизится, цены взлетят до небес...

Если уж говорить о совместных действиях России и Франции против Англии, то лучшая помощь, какую может оказать континентальная Россия атлантической Франции - это держать в Бресте или Сен-Назере корабль, который был бы сильнее всех кораблей, способных его догнать и быстрее всех кораблей, способных его утопить. (грубо говоря быстрее, чем Канопус и сильнее, чем Пауэрфул.)

Страниц: 1 … 50 51 52 53 54 … 88


Board footer