Сейчас на борту: 
BORMAN82,
John Smith,
S300,
STEFAN,
швед2S8,
Юрген
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2 3

#1 18.05.2012 11:39:46

Старый Судоремонтник
Гость




Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Господа!
История Новороссийской военно-морской базы практически не изучена и имеет много белых пятен. Одно из которых - её деятельность в 1918  - 1920 гг. Надеюсь, что с Ваше помощью мне удастся эту деятельность восстановить
Небольшой экскурс в историю НВМБ.
Новороссийск основывался в 1838 году именно как Военно-морская база. Императорский указ гласил:
" ИМЕТЬ ПРИ УСТЬЕ РЕКИ ЦЕМЕС ГЛАВНЫЙ ПОРТ ИЛИ ПРИСТАНЬ ДЛЯ БЕРЕГОВОЙ НАШЕЙ ЭСКАДРЫ ".
( ЦГА ВМФ  ф. 243   оп. 1   д. 3934 л.л. 10 с оборотом, подлинник )
Но командование Черноморским флотом проигнорировало Указ. Базы не создало, а строительство Адмиралтейства в Новороссийске переложило на Отдельный Кавказский корпус, который возводил его за счёт «экстроординарных сумм». В результате Адмиралтейство вошло в строй в 1850 году.
После Крымской войны, в Цемесской бухте была Константиновская морская станция, которая должна было стать военно-морской базой, но по окончании Кавказской войны станция была упразднена.
Так Новороссийск и не стал военно-морской базой Черноморского флота.
(Продолжение следует)

#2 22.05.2012 12:45:38

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Возрождена Новороссийская военно-морская  база приказом № 331 от 18 апреля 1916 года командира Черноморского флота адмирала А.В .Колчака. Правда, в Новороссийске был образована не база, а временный военный порт. Первым командиром его стал капитан 2 ранга Якушев, которого в августе 1916 года сменил капитан 1 ранга Верховский.
НГА,  ф. 5,  оп. 1,  д. 116,  л. 104 и 156, подлинник.
В 2011 году Новороссийский исторический музей-заповедник проводил круглый стол, а фактически конференцию, посвященную 95-летию Новороссийского временного военного порта. Но, увы, материалы так и не были ни изданы, ни выложены в Интернет.
Сразу же начались работы по оборудованию военно-морской базы в Новороссийске. В бухте были установлены противолодочные сети, по побережью - батареи полевой артиллерии и наблюдательные посты. В районе поселка Мысхако приступили к работам по строительству береговой батареи из 6-ти дюймовых орудий " Кане ". 28 августа 1916 года на заседании под председательством начальника гарнизона Новороссийска были разработаны меры по защите береговой полосы бухты от неприятеля.  Охрана побережья была возложена на 229-ю пешую Донскую дружину совместно с частями пограничной стражи. На каждой пристани обязали " иметь ружейных сторожей ", для рыбаков установили места и часы посадки в шлюпки под надзором военных, удить рыбу с пристани разрешалось только лицам, получившим соответствующие удостоверения от полиции.
НГА,  ф. 5,  оп. 1,  д. 116,  л. 158 - 159, подлинник.
Флот не дал командиру порта ни одного судна. И он был вынужден мобилизовать оставшиеся в порту, после предыдущих мобилизаций 1914 и 1915 годов, гражданские суда. Военными транспортами стали пароходы "Христиан Небе", "Дружба", винтовые шхуны "Дооб" и "Пенай", портовыми судами числились буксиры "Новороссiйскъ", "Марiя",  катера "Работник", "Эдинька" и "Экспресс", а земснаряду "Кербедз" было присвоено почетное звание спасательное судно. Не мобилизованными остались только парусные шхуны, гулеты, требоки и несамоходные шаланды земкаравана.
НГА,  ф. 5,  оп. 1,  д. 127,  л. 8 - 9 с оборотом, подлинник,
    А потом наступила революция 1917 года. Пока не найдены документы об участии чинов и служащих Временного военного порта в этом. Но военно-морская база прекратила своё существование. Боевые корабли ушли в Севастополь, мобилизованные – забрали хозяева, то есть собственники судов.

#3 22.05.2012 15:11:29

сарычев
Контр-адмиралъ
k-admiral
Сообщений: 6492




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #534805
Сразу же начались работы по оборудованию военно-морской базы в Новороссийске.

А что, после "побудки" в 14-м, когда Брестлау и обстрелял, и поджег, ничего не было сделано?


Sapienti sat

#4 22.05.2012 16:36:09

Ромуальд
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Старый Судоремонтник - лучше всего ситуация по 18 - 20 гг. в Вашем порту описана в третьем томе Гражданской войны. Боевые действия на морях озерных и речных системах выпущенном в 1926 г. Разумеется боевых расписаний на конкретные даты что было в порту и кому подчинялось нет однако очень хорошо дана эвакуация судов флота в 19 году (первый уход эскадры от красных) - действия судов из порта против зеленых и грузин в 1919 + эвакуация в 1920 и первые дела красных по воссозданию там базы. Более полного описания мероприятий по тому времени я не встречал. Там были задействованы в роли авторов участиники как с красной так и с белой стороны вернувшиеся к тому времени в СССР - работа очень серьезная.

Отредактированно Ромуальд (22.05.2012 16:37:46)

#5 22.05.2012 16:46:04

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Да, до 1916 года ни каких реальных мер к защите Цемесской бухты и Новороссийского порта ни кто не принимал. Считалось, что Российский флот может перехватить турецкий.

#6 22.05.2012 16:46:16

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

26 августа 1918 года в Новороссийск вошёл отряд Добровольческой армией под командованием полковника А.П. Колосовского и кубанские казаки под командованием генерала В.Л. Покровского. И в городе на следующий день наступило 14 августа. Первое что сделали, вернули старый стиль.
Положение Добровольческих войск в Новороссийске было очень неопределённом. В городе находился германо-турецкий батальон со своими командирами, соблюдавший «вооружённый нейтралитет», на рейде стоял четырёхтрубный миноносец под германским флагом. Но расправу белых над жителями города немецкие военные не прекратили, посчитав это личным делом русских.
Черноморским военным губернатором был назначен полковник Генерального штаба А.П. Кутепов. К нему на приём несколько раз приходило командование германского батальона, но тот от обсуждения каких-либо вопросов отказался.
Положение Добровольческой армии оказалось очень неопределённым. С одной стороны ни на какой контакт А.П. Кутепов с немецкими командованием не шёл, с другой в городе находились немецкие войска и флот. И можно было ожидать в любой момент подхода крейсера «Гебен».
Тем не менее, работы по воссозданию военно-морской базы начались. Было образовано управление военного порта с командиром порта капитан 2 ранга В.Н. Потёмкин. В Новороссийск стали стекаться морские офицеры, гардемарины, кадеты Морского корпуса. Рядовых матросов не было. Многие матросы эскадры, из оставшихся в городе после ухода Таманской армии, были просто зверски убиты казаками. Был поднят миноносец «Лётчик» и поставлен на ремонт на завод «Судосталь». 25 октября 1918 года Управляющий заводом «Судосталь» обращается к командиру Новороссийского военного порта:
    «…об отпуске 2-х пудов керосина и ½ ведра чистого спирта, необходимого для ремонта динамомашины с извлечённого из моря миноносца «Летун».
(НГА Ф. Р-33, оп. 1, д. 12, л. 31, подлинник)
Начались работы по извлечению снарядов с затопленных кораблей. При этом командование столкнулось с тем, что руководство предприятий свои коммерческие интересы ставило выше интересов Добровольческой армии. Так на просьбу выделить водолазный аппарат и водолазов, Заведующий Коммерческим агентством ВКЖД ответил:
       " Имею честь сообщить, что наши водолазы заняты срочными работами по ремонту пароходов и установке массивов и потому нет возможности, без ущерба для работы, командировать их в распоряжение заведующего плавучими средствами..."
(НГА ф. 19,  оп. 1,  д. 29,  лл. 446 – 447, подлинник)
С каких кораблей поднимали снаряды – неизвестно, скорее всего с тех, что лежали на малой глубине и чьи мачты торчали из воды.
В сентябре 1918 года в Черноморской губернии была проведена мобилизация, оказавшаяся успешной. Поселяне охотно шли в отряды по охране побережья от немцев, грузин и кубанских казаков, которые по границе Черноморской губернии установили пограничные посты. И совершенно не желали идти воевать в Добровольческую армию.
(М.Г. Бобрук, П.М. Пушнов, И.Ф, Ткаченко, Д.В, Лискевич «С оружием в руках» в сборнике «Героическое подполье» М. Политиздат 1975 г., 416 с., с илл., стр. 89)
В Новоросийке комплектовали разные подразделения Добровольческой армии, а так же национальные соединения Чехословацкий батальон, Польский легион, который вошёл в дивизию, сформированную генералом Русской императорской армии Люцианом Желиговским из поляков, находящихся на Кубани и в Черномории. В апреле 1919 года эта дивизия перешла в Польшу и стала 10-й пехотной дивизией польской армии. Выполнялся мелкий ремонт воинского оборудования на заводах города.
Немцы не препятствовали мобилизации и формированию воинских частей и ремонту оборудования.
Но отсутствие каких-либо документов дает основание полагать, что при немцах ни какие корабли и катера не были мобилизованы для нужд военно-морской базы.

#7 22.05.2012 21:53:03

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Маленько дополню.
На 1.09. 15 года в городе находились- штаб 39 ополченческой бригады, 229 пешая дружина ее и нештатная 8 орудийная батарея из ее состава.Остальные дружины прикрывали побережье дальше к югу ,а одна была в ЕкатеринодЫре.
Береговая оборона ,скорее всего, осуществлялась именно этой батареей.
Далее появился вот такой документ
http://rufort.info/index.php?topic=949.0
То есть на этот момент БО Новороссийска существует.А далее сплошные косвенные моменты.
В книге И.Т. Сирченко упоминается,что по приходе эскадры из Севастополя начались восстановление двух 6" батарей и начата подготовка линкоров к ведению перекидного огня.
Предавшись фантазиям, можно предположить,что имелись 2 6" батареи Кане- одна на Мысхако, другая где-то в районе Кабардинки(тогда этот поселок до моря не доходил). Две батареи надежно перекрывали фарватер от поползновений немецко-турецких крейсеров,у которых теоретически имелся только один выход безнаказанно осуществить диверсию- перекидной огонь по городу через приморский хребет( для того и "Волю" приспосабливали к ведению огня таким образом).
Если батареи были дерево-земляными,то до 18 года их сооружения могли придти в негодность,особенно если вовремя не ремонтировать.
Возможно,одна из батарей была трехорудийной(это интерпретация косвенных данных,ибо есть один заказ "Судостали" на изготовление трех панорам к пушкам Кане начала 19 года.Можно предположить,что при уходе красных из города наскоро сняли панорамы,а вот орудия испортить не смогли).
В архиве дело по ополченцам только одно и то жидкое,но из него следует,что в 16 году остатки бывшей турецкой крепости Суджук-Кале использовались ополченцами для охраны побережья. Там располагались караулы.

#8 22.05.2012 22:02:59

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Вот маленько по судоремонту времен ВСЮР,
"Судоремонт при ВСЮР.
Список  кораблей и судов, проходивших ремонт на заводе, велик и включает 39 случаев  их. В архивном деле имеются 36 разделов об этом ремонте и ремонт транспорта «Ингул», «Дерзкого», «Беспокойного» и вспомогательного крейсера «Траян» упоминается отдельно. Но с ведением документации не все обстоит благополучно. Раздел о ремонте итальянского миноносца «Терио» документов о нем не содержит, в разделе о ремонте парохода «Тюлень» рассказывается о ремонте подводной лодки «Тюлень». В разделе о ремонте подлодки «Утка» лежит документ о ремонте электромоторов на все той же подлодке «Тюлень» и более ничего. Поэтому, возможно, число отремонтированных кораблей отличается от приведенных цифр.
Итого завод производил ремонт на вспомогательном крейсере «Траян» ( на тот момент, скорее всего, уже возвращенном Румынии),  эскадренные миноносцы и миноносцы «Беспокойный»,  « Дерзкий» «Пылкий», «Поспешный», «Строгий», «Свирепый», «Терио», канонерская лодка «Терец», подводные лодки АГ-22,»Тюлень», «Утка», транспорты «Принцип», «Рион», «Рома», № 119,113,412, «Шилка», пароходы «Св. Николай», «Осторожный», «Полезный»(2 раза), «Пенай», «Теодор», «Феофания», «Худи - Кермен», «Чорох», «Черномор», посыльные суда «Разведчик», №10, шхуны «Слово», «Хрисси», №10, катера «Петр», «Подпоручик», «Циклоп», «Харлынец». Название и классификация кораблей и судов автором сохранена, за исключением «Тюленя».
В основном производился ремонт судовых трубопроводов, гальюнов и камбузов.
Но были и другие работы – на «Дерзком» перечеканены заклепки и восстановлены разошедшиеся швы в носу и корме корабля. На  «Беспокойном» исправлены две погнутых шлюпбалки.
Ремонт эсминцев часто протекал по такой схеме – первоначально производились только самые необходимые работы по поддержанию условий жизни экипажа, а затем список работ увеличивался. Но при этом часто их все выполнять не успевали из-за необходимости участия корабля в боях.
Так первоначальный список работ на «Пылком» ограничивался приведением в порядок камбуза (замена прогоревшей кладки, изготовление вышедших из строя форсунок и клапанов ). Затем потребовалось осмотреть турбины и холодильники, изготовить недостающую мебель для командирских помещений, утраченные  крышки к иллюминаторам боевой рубки и пр. Стоимость ремонта составила  688 тысяч рублей.
Любопытно, что в ходе ремонта с корабля сняли дальномерную тумбу и установили ее на кормовой мостик крейсера «Кагул».
На «Поспешном» первоначальный список ремонтных работ состоял из 10 пунктов- изготовление утраченных самоваров, ремонт камбузного оборудования, офицерских ватерклозетов, изготовление недостающей мебели в офицерские помещения и пр. Затем список возрос до сотни пунктов, требовавшихся почти всем системам корабля. Поэтому ремонт был срочно закончен и корабль 3 июня в срочном порядке покинул Новороссийск.
Ремонт «Строгого» согласно смете должен был обойтись в 1 миллион 100 тысяч рублей, поэтому он был тоже прекращен в срочном порядке.
Ремонт «Свирепого» был проведен на сумму 269869 рублей.
Ремонт «Рома»- 166574 рубля.
Ремонт «Ингула»- 200411 рублей 34 копейки.
Любопытно, что администрация завода предложила своеобразный бартер - вместо денег за ремонт «Свирепого», «Пылкого», «Ромы» и «Ингула» (около 1 миллиона 300 тысяч рублей) предоставить заводу 3 судовых котла Бельвиля общей нагревательной поверхностью в 450 квадратных метров. Завод планировал установить их   на заводской электростанции для подачи пара на 2 турбогенератора.
На АГ-22 ремонтировались 3 якоря электромоторов системы «Скандия».
На «Тюлене» ремонтировался электромотор циркуляционной помпы."(с)
Добавлю,что буксир "Новороссийск" и земснаряд "Кербедз" дожили до красных и послужили и им.
"Терец" заводом ремонтировался еще раз - при Советской власти.

#9 22.05.2012 23:17:50

Ромуальд
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Уважаемый sezin - а можно чуть подробней по 412 -му ? (судя по всему "Эльпидифор" с этим номером имеется ввиду ?). В какие сроки ремонтили и в чем суть работ ? Почему спрашиваю - в недавно вышедшей "Кампе" где его судьба рассматривалась довольно подробно говорится об уходе из Николаева лишь в сентябре 1919 г. и то в Севастополь. На ноябрь 1919 стоит в Ейске. В Новороссийске с начала 1920 однако куча событий в которых задействован включая эвакуацию белых частей с побережья. Вероятно ремонт был недолгим ?
Его практически только - что в строй ввели после серьезных испытаний. Наверное какие - то мелочи или где серьезно успел "влететь" ? В журнале об этом событии не слова.

#10 23.05.2012 00:49:18

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

К сожалению, в данную часть я не заглядывал.Насчет "Эльпидифора"- я тоже думал,но подтвердить не смогу.

Общее впечатление о ремонтах транспортов- водопроводно-канализационные системы.Что-то иное- редко.
Сейчас архив в процессе переезда,поэтому до осени туда не попадешь.

#11 23.05.2012 14:27:14

konstantyn_lvk
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

По-хорошему, конечно, тему надо бы копать одновременно в НГА и РГАВМФ, тут в первую очередь фонд р-338 Штаб главного командира Севастопольского порта (белых), т.к. именно он, имея права товарища мормина, ведал портами, включая Новороссийский, а его штаб руководил вообще тылом флота, скажем так. Фонды штаба командующего ЧМ белых и Морского управления ВСЮР само собой.

#12 23.05.2012 22:24:25

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Вот документ формально более поздних времен,но опирающийся на деяния ВСЮР.
Эвакуация Новороссийска в начале 20 года была проведена с катастрофическим результатом.
Вот один ее отголосок.
"Л.20 от 20.02. 1921года «Прошу изготовить для заколачивания дульных и казенных частей орудий деревянные пробки  для 8 дюймоых орудий – восьми штук, 6 дюймовых орудий  восьми штук, 130 мм орудий четырех штук, 120 мм орудий шести штук и 75 мм орудий десяти штук и выслать на Восточный мол двух слесарей для снятия затворов орудий».
Эта многочисленная артиллерия и другое артиллерийское имущество украшало Восточный мол почти год после оставления города белыми и вот, наконец, приняты хоть какие – то меры чтобы орудия не портились от воздействия влаги, морской соли и пр.
Но это был еще не конец истории. В бумагах Черноморского окружного комитета сохранилось категорическое требование военпорту  в двухдневный срок очистить этот мол от орудий и имущества, чтобы могли разгрузиться пароходы с грузом для голодающих из Америки. Датирован документ осенью 1921 года."(с)
Системы орудий не указаны( однозначно только в одном случае),но складирование такого количества орудий и какого-то другого имущества на километровой длины молу сильно мешает его использованию для эвакуации.
Кроме того, поставка такого количества орудий в Новороссийск результат  значительных поставок из-за рубежа либо оочень значительная каннибализация севастопольских кораблей. В зависимости от того, какие это были системы.
И еще один штрих об эвакуации
"О запрещении населению вылавливать из моря ящики с патронами"-такой документ был издан....

#13 24.05.2012 12:29:35

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Господа!
Спасибо за поддержку. Увы, в РГА ВМФ мне уже не попасть. Но в 80-е мне там довелось побывать. Кроме этого архива есть документы в ГАКК, в бывшем партархиве, сейчас ЦХДНИКК, наверное, в Военно-историческом. Много где надо побывать, посмотреть. но жизни моей не хватит на всё.
Спасибо за дополнения. При обстреле Новороссийска 16 октября 1914 года батарея стояла на развалинах крепости Суджук-кале, но не сделала ни одного выстрела, а прислуга разбежалась. Впрочем, трехдюймовые полевые орудия со шрапнелью не представляли угрозы для боевых кораблей. Тем более трехлинейные винтовки Мосина. Но если это считать достойной охраной порта.
Продолжение будет чуток по-позже

#14 24.05.2012 17:01:31

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

В начале октября по городу распространились слухи о приходе союзной эскадры в Новороссийск. И оказались правдой. 11 октября у Черноморского губернатора состоялось совещание с участием командира Военного порта и других должностных лиц, на котором было решено, что высадка командного состава Союзного флота будет произведена на городской пристани, а на второй пристани будет приготовлен поезд на случай, если командование «пожелают ехать в Екатеринодар». Пристань решено было декорировать  национальными флагами, что одобрено и совещанием.
12 октября 1918 года Черноморский военный губернатор получил телеграмму № 4837 из штаба Добровольческой армии:   
«По приказанию главнокомандующего для выработки приёма и церемониала встречи союзной эскадры как в Новороссийске, так и в Екатеринодаре, назначена комиссия, в которую должны войти по одному представителю от губернаторства и от города Новороссийска тчк. Представители должны в кратчайшее время прибыть в Екатеринодар и явиться к председателю комиссии генерал-лейтенанту ЛЯХОВУ Борзиковская 85 тчк.
                             Подписал генерал-майор Эрн».
Хотелось бы обратить внимание на дату. 12 октября по старому стилю – это 25 октября по новому. Ещё официально не окончилась Первая Мировая война, но уже все знали, что флот союзников войдёт в Черное море.
Черноморский военный губернатор в тот же день переложил все заботы о встрече эскадры на Новороссийского городского голову А.А. Никулина. А заботы о декорировании пристаней и здания вокзала были возложены правлением ВКЖД – Владикавказской железной дороги на заведывающего (именно так!) работами по станции Новороссийск инженера В.Я. Кричевского. Не надо этому удивляться. Большая часть причалов Новороссийского порта принадлежали ВКЖД.
В Екатеринодаре был создан Распорядительный комитет по встрече эскадры во главе с генералом Ляховым, а Новороссийский городской голова всё взял на себя. И сразу же столкнулся с неразрешимой проблемой – в Новороссийске и окрестностях не оказалось нужной материи для флагов. И он вынужден был обратиться к генералу Ляхову
«…позволяю себе обратиться к Вам с покорнейшей просьбой: не найдете ли возможным поручить кому-нибудь из Ваших подчинённых закупить за счёт города и отправить сюда самой простой материи 99 аршин …»
    Кроме того он сообщал:
«… Содержатель гостиницы «Европа», которому предложено устроить завтрак, заявил, что для того, что бы в настоящее время достать нужную провизию, он должен знать о дне прибытия эскадры за 4 – 5 дней. Это заявление покорнейше прошу принять сведению, а так же прислать мне меню и подробный церемониал, которого я ещё не получил».
Предложенное меню было следующим: для завтрака – закуски, бульон, рыба, птица, сладкое, сыры, фрукты, конфеты, кофе, ликёры; для обеда – закуски, суп, рыба, птица, зелень, сладкое, сыры, фрукты, конфеты, кофе, ликёры.
Ко всему прочему, Екатеринодарский городской голова ответил коллеге:
«Настоящим имею честь сообщить, что нужной Вам материи для флагов в 
Екатеринодаре не оказалось».
Пришлось Городской Управе срочно печатать обращение и расклевать его по городу:             «Граждане г. Новороссийска !
     Ожидается прибытие в Новороссийск эскадры союзных с Россией держав Согласия.
      По этому случаю необходимо заблаговременно принять надлежащие меры к достойной и торжественной встрече дорогих гостей.
      Между прочим, необходимо озаботиться украшением тех улиц, по которым представители эскадры проследуют в город и, в частности, убрать этот путь национальными флагами.
       К несчастью, полное отсутствие в городе необходимых для флагов материи, лишили Городскую Управу возможности приобрести флаги за счёт городской казны.
       В виду этого Городская Управа обращается к Вам, Новороссийские граждане, с убедительной просьбой представить в её распоряжение на несколько дней имеющиеся у Вас национальные флаги, которые она использует для украшения улиц в дни пребывания в городе представителей наших доблестных союзников, а по миновании надобности, возвратить их по принадлежности.
       Обращаясь с настоящей просьбой к Вам, граждане Новороссийска, Управа питает уверенность в том, что Вы не откажете помочь в ея стремлении достойным образом встретить верных и доблестных друзей нашей дорогой Родины»
НГА ф. 2, оп. 1, д. 959, л. 24, подлинник
Кроме того, пришлось ещё просить одну цистерну «лёгкой нефти специально для электрической станции по случаю ожидаемого прибытия союзной эскадры».
Куда и когда исчезли немецкий миноносец с рейда и батальон из города – неизвестно.
10 (23) ноября в Новороссийск прибыли английский крейсер «Ливерпуль», французский крейсер «Эрнест Ренан» и три миноносца. Была устроена торжественная встреча, обед для командования в гостинице «Европа» и нижних чинов в Народном доме. На судах прибыли представители союзного командования: от Англии генерал Пуль и полковник Кисс, от Франции капитаны Фуке и Бертелло и лейтенант Эрлих. Делегация отправилась в Екатеринодар на встречу с А.И. Деникиным и в Новочеркасск – с П.Н. Красновым.
25 ноября корабли союзников ушли в Севастополь. Сведений о том, что был оставлен миноносец на рейде – не имеется. А Городская Управа рассматривала счета на оплату обеда на 250 персон в честь представителей союзных держав, проходивший в Новороссийске 10 ноября (23 ноября) 1918 года:
    - ресторатору Крылову                                           - 3125 рублей;
    - кондитеру Ф. Метелику за 250 слоеных пирожков        -  375 рублей;
    - за вино 50 бутылок по 10 рублей, приобретенного у Черноморского
      комитета призрения пострадавших от войны              -  500 рублей;
    - за аренду посуды магазину Степанова                      -  350 рублей;
    Кроме того, обществу " Чашка чая " за 50 бутылок вина и 9 не возвращенных тарелок было уплачено 50 рублей, вместо просимых им 527 руб.

#15 25.05.2012 12:09:52

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Несколько отклоняясь от темы, хочу отметить, что генерал Пуль и другие офицеры союзников прибыли в Новороссийск с конкретными предложениями о помощи. Н.Н. Стариков в своей работе «Кто добил Россию?» пишет, что 27-го января к П.Н.Краснову прибыли с чрезвычайными полномочиями начальник французской миссии капитан Фуке и с ним английский капитан Келзет. Они предложили ему подписать следующий договор «о помощи»:

«Мы, представитель французского главного командования на Чёрном море, капитан Фуке, с одной стороны, и донской атаман, председатель совета министров Донского войска, представители Донского правительства и Круга, с другой, сим удостоверяем, что с сего числа и впредь:
1. Мы вполне признаем полное и единое командование над собою генерала Деникина и его совета министров.
2. Как высшую над собою власть в военном, политическом, административном и внутреннем отношении признаем власть французского главнокомандующего генерала Франше д'Эспере.
3. Согласно с переговорами 9-го февраля (28-го января) с капитаном Фуке все эти вопросы выяснены с ним вместе и что с сего времени все распоряжения, отдаваемые Войску, будут делаться с ведома капитана Фуке.
4. Мы обязываемся всем достоянием Войска Донского заплатить все убытки французских граждан, проживающих в Угольном районе «Донец» и где бы они ни находились, происшедшие вследствие отсутствия порядка в стране, в чём бы они ни выражались, в порче машин и приспособлений, в отсутствии рабочей силы, мы обязаны возместить потерявшим трудоспособность, а также семьям убитых вследствие беспорядков и заплатить полностью среднюю доходность предприятий с причислением к ней 5-процентной надбавки за всё то время, когда предприятия эти почему-либо не работали, начиная с 1914 года, для чего составить особую комиссию из представителей угольных промышленников и французского консула…»

Пётр Николаевич не только не подписал такого «союзного договора», но  изгнал иноземных офицеров и огласил этот договор на заседании Войскового круга. В итоге, Атаман П.Н. Краснов был переизбран кругом, как германофил! Так отблагодарил Круг своего Атамана, создавшего фактически независимое государство Всевеликое Войско Донское, признанное странами Тройственного союза.
Какие договора союзники предложили А.И. Деникину, правительствам Дона и Кубани, заявивших о своей независимости от России, мне установить не удалось. Но помощь союзники оказывали, значит о чём то они договорились.
Тут так хочется порассуждать о том, на сколько это правильно, получать военную помощь из-за границы, что бы вести войну с собственным народом.
Но я молчу…

#16 28.05.2012 11:41:01

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Уход немцев из Новороссийска мог позволить создать в Новороссийске полноценную военно-морскую базу, опираясь на порт ВКЖД и промышленные предприятия Новороссийска и Екатеринодара. За три месяца была изучена производственная база обоих городов, возможные источники поступления сырья. Эти два города моги стать арсеналом ВСЮР. Но, увы, восторжествовала традиционна точка зрения. И А.И.Деникин  назначил вице-адмирала В.А. Канина командующим Черноморским флотом с расположением в Севастополе, где и без того было два флота Украинский и Крымско-татарский, так называемого Крымского правительства. Фактически весь флот находился под контролем французов и для выхода в море русских кораблей из Севастополя необходимо был получать разрешение французских властей.
А в Новороссийск шла своя жизнь, далёкая от Севастопольской. Здесь реально создавали флот ВСЮР, Белый флот.
Провели ревизию судостроения в городе. Завод «Судосталь», эвакуированный из Ревеля, к строительству эсминцев так и не приступил и брался за любую работу. Самым выгодным для завода оказалось строительство бронепоездов, ремонт бронеавтомобилей и выполнение бронировки тракторов «Ломбард» и «Рустон». А так же выполнение различных заказов сухопутных войск.
Кроме «Судостали» в городе было ещё три верфи.
О верфи «Шхуна» документов не сохранилось. Известно, что она была основана в 1914 году, и стапеля, предположительно, располагалась в районе современной площади Героев,  ближе к улице Свободы.
Ещё одна верфь была организована при заводе Макларен и Фрейшист, на которой работало до 300 человек. В 1925 году на стапелях верфи стояли корпуса «Жемчуг», «Суворов», «Николай», «Кубанец» и два корпуса без названия, в трюмах которых жили беспризорники.
Третья верфь № 38 была создана в конце 1916 года командиром Военного порта. На ней строились трехмачтовые парусно-моторные шхуны  г/п 15.000 тысяч пудов с двигателем 60 л.с. Финансирование строительства в сумме 920.000 рублей было выделено  Морским ведомством сразу. К началу 1919 года два судна «Баян» и «Аврора» спущены со стапелей. Две шхуны были почти готовы к спуску, надо было установить моторы (так тогда назвались главные двигатели), гребные валы и винты, провести конопатку корпуса. Пять других шхун были в разной степени готовности. Для двух не было моторов. А десятую шхуну так и не заложили. Предполагаемое время окончания постройки всех шхун август 1919 года.
Предположительно, все эти шхуны должны были имеет название букв русской азбуки. На стапеле стояли шхуны «Аз» и «Живете». Но моряками, после спуска, были переименованы в названия героических кораблей.
Ни каких данных по этим шхунам у меня нет. Возможно, достроенные после Гражданской войны эти шхуны стали суда Новороссийского морского торгового порта.
Основу флота НВМБ составили катера, снятые с затопленных кораблей. Они сохранили название своих кораблей. Их было легко ремонтировать – поднимать плавкраном на берег для докования. В декабре 1918 года командованием базы рассматривался вопрос о приобретении плавучего дока, что было необходимо для развития судоремонта. До получения дока осмотр подводной части и мелкий ремонт винто-рулевого комплекса, кингстоннов выполняли водолазы порта. Водолазы ВКЖД занималось ремонтом пристаней.
Первыми работами для Белого флота стало переоборудование пароходов «Саратов», «Россия» «Тислетор» и «Старлайн» для перевозки войск с лошадьми. В трюмах устанавливались нары для солдат и коновязи, на юте строили «скворечники» - временные гальюны для пассажиров. Эти корабли активно использовались в 1919 году для перевозки войск по побережью.
Но я ни как не могу понять, как по трапам в трюма лошадей заводили.
В декабре 1918 года, по инициативе военных моряков под командованием старшего лейтенанта А.П. Ваксмута и своими силами был вооружён ледокол «Полезный»  двумя 75-мм орудиями. Командиром этого первого корабля ВСЮР стал капитан 2 ранга С. Медведев, старшим офицером – старший лейтенант А. Ваксмут, артиллерийским офицером – лейтенант С. Ильвов, штурманом - лейтенант Тихомиров.  Все работы делала будущая команда корабля, но отдельные заказы отдавались на предприятия города. Так,    мастерские порта ремонтировали катер этого ледокола. А так же изготовили по образцу шурупы (так в документе) для крепления орудий на сумму 50 рублей 60 копеек.
НГА ф. 17, оп. 1, д. 149, л. 34, 38, 52 – 69, 607, подлинник
Таким же образом НВМБ изготовляла бронепоезда. Давая заказ на изготовление деталей другим предприятиям города, своими силами база проводила монтаж брони и орудий на жд платформы. По некоторым данным, на бронепоезд «Дмитрий Пожарский» были установлены орудия Батареи КАНЕ, стоявшей на Мысхако. Командиром этого бронепоезда стал командир Новороссийского военного порта капитан 2 ранга В.Н. Потёмкин. И в январе 1919 года ушёл с ним на фронт. Курировал работы по изготовлению бронепоездов старший лейтенант Верёвочкин.
Где брали морские орудия для установки на бронепоезда – мною не установлено. Частично Откуда-то они доставлялись. Так, есть запись, что 27 декабря 1918 года плавучими кранами производилась выгрузка орудий с баржи «Содецвет». Аналогичные записи есть и за другие месяцы.
Есть предположение, что снимали орудия с затопленных эсминцев. Но это 102-мм. Какие-то привезли англичане .Английские 5” стояли на бронепоезде «На Москву».
В свою защиту скажу, что дела архива на эту тему очень сильно почищены. Страницы имеют не одну нумерацию. В каких делах оставлено чуть больше половины листов, а в некоторых только ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ!!!
27 декабря  в Новороссийск прибыл английский транспорт " Кошин " с             запасами интендантского, медицинского и артиллерийского имущества для войск А.И. Деникина. Обещанная помощь союзниками стала приходить. Выгрузку судов производили на всех пристанях порта, как казённом, так и частных. Выгрузка производилась вручную, грузчиками. И только тяжеловесы снимались плавучими кранами. Появилось работа и у водолазов – поднимать упавшие за борт грузы. Сразу же скажу, что списков приходивших в порт кораблей не сохранилось.
Ещё одной заботой порта была выдача на корабли угля. Эта была серьезная проблема, так как своего угля на Кубани не было и он доставлялся из Донбасса. Контроль за расходом угля вёлся на самом высшем уровне.
Через месяц, 27 января из Варны на пароходе «Пётр Карпов» было доставлено 600 русских солдат. В источнике сказано – военнопленных. Но есть предположение, что это были солдаты Экспедиционного корпуса во Франции. Командование ВСЮР и отправители надеялись, что солдаты пополнят ряды Белой армии. Для ведения политической пропаганды среди в городе был создан конспиративный штаб со главе с А.Бреславским. В него вошли лучшие агитаторы и пропагандисты А. Гвай, А.Васильев-Шмидт, И. Пивоваров, Л. Сидорчук, М. Пустынник, А. Селиванов, Е. Калита, П. Моринец и другие. Их усилиями большое количество солдат, и без того не желающих воевать, было направлено в горы, к красно-зеленым партизанам
С апреля 1919 года в Новороссийске стали ремонтировать боевые корабли. 15 апреля были открыты заказы на ремонт тральщика «Ольга» и канонерской лодки «Терец».

#17 30.05.2012 00:29:18

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #538709
Но я ни как не могу понять, как по трапам в трюма лошадей заводили.

Это не нужно было.
Существовал способ подъема лошадей лебедкой и перенос ее в трюм.
При выгрузке процесс обратный.

#18 30.05.2012 12:14:08

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Спасибо, господин Sezin. Но думаю ,что всё таки какие-то способы были, так как лебёдкой - это очень долго.

#19 30.05.2012 16:04:17

Klaus
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

http://s03.radikal.ru/i176/1205/07/fff745b3cc43t.jpg

#20 30.05.2012 21:01:17

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #539943
Спасибо, господин Sezin. Но думаю ,что всё таки какие-то способы были, так как лебёдкой - это очень долго.

Думаю,что такой способ применялся на крупных судах,где проблемно провести лошадь по многим трапам  до трюма и спустить.
Если это некрупная посудина или баржа почти вровень с причалом-можно попытаться  провести просто так.
В случае болиндера-так вообще без проблем.*derisive*

#21 31.05.2012 11:41:16

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Спасибо, господа, за разъяснения.
"Саратов" всё же был крупный грузовой пароход, надо пониммать так и грузили лошадей стрелами "на телефон".
Мне рассказывали ветераны пароходства, чт ов 50-е годы на танкерах возили скот для рыбаков и китобое в Южной Атлинтике и под Антарктидой. Так погрука всегда была тяжелой операцией. Грузили в сетках береговыми кранами и обязательно с приключениями. То ногу сломают, то за борт корова упадёт. Зато в море - красота. Не танкер, а целая деревня. Под полубаком петухи поют, куры квохчут, под спардеком - свиньи хрюкают, а по палубе коровы бродят.
Наш порт то же отправлял на экспорт лошадей и коров. Приходил телоходик из Ливана, тысячи на три водоизмещения. На палубу грузили коров или лошадей в специальную надстройку, по-моему там для каждого пассажира было отдельное "спальное место" - стойло, а на крышу коровника - прессованное сено в тюках. И грузили их по сходням, без кранов.т А последние года три в порт приходит барановоз длиной метров под двести и этажей под шесть. И то же загоняли баранов по сходням на борт.
Вот и появились сомнения.

#22 31.05.2012 22:10:46

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

Еще в Новороссийске были судоремонтные мастерские порта (офиц. дата основания 1918 год, выпускалась даже медаль посвященная  юбилею).
Потом судоремонтные мастерские переходили от порта к пароходству,потом стали заводом,завод существует  до сих пор.
Правда ,в те годы они были ооочень слабенькими,а станочного парка вовсе не имели. Имелся слип, паровозное депо на три "кукушки" ,пара сараев,и это почти что все.
А совсем недалеко "Судосталь" все пытался как-то построить планируемое стапельное хозяйство или хотя бы мортонов эллинг.
Но эти два одиночества так и не встретились.

#23 01.06.2012 15:31:15

Старый Судоремонтник
Гость




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

А в апреле 1919 года обстановка резко изменилась. В Крым вошла Красная армия Советской Украины. Это наступление не смогли сдержать белые войска. Не помогли и союзники. Они ещё  24 марта на Парижской конференции союзных держав принято решение об отводе войск из Черноморских портов, за исключением Новороссийска, который удерживала армия Деникина. 29 марта был освобожден Очаков, 6 апреля - Одесса, 8 - Джанкой, 11 – Симферополь и Евпаторию, 12 - Балаклава. Под Севастополем наступающие войска сдерживали 340-мм орудия французский линкоров «Жан Бар» и «Мирабо».
Вновь, как год назад, началась спешная эвакуация, теперь уже Белого флота из Севастополя в Новороссийск. 25 марта главным командиром судов и портов Черного моря был назначен контр-адмирал М.П. Саблин, тот самый, которому в апреле 1918 году довелось уже уводить флот из Севастополя в Новороссийск. Ему вновь пришлось готовить корабли к эвакуации: комплектовать экипажами, принимать топливо, грузить флотские запасы и материалы, выполнять срочные ремонтные работы. Французский адмирал Амет, назначил последним сроком для выхода русских судов 16 апреля в 15 часов, после чего все оставшиеся суда должны были спустить русские флаги. По получении вышеуказанного письма адмирал Саблин приказал всем кораблям, имевшим на то возможность, выходить в море для следования в Новороссийск. Утром из Северной бухты под флагом адмирала Саблина вышел «Кагул» и последним кораблем в 15 часов подводная лодка «Тюлень». В течение двух суток «Кагул», на случай оказания кому-либо помощи, крейсировал у Южного берега Крыма, пока не прошли все корабли. Своими машинами шли: посыльное судно «Буг», № 7 (бывший миноносец № 273), транспорты и пароходы. Пароход «Дмитрий» вел на буксире подводные лодки «Утка» и «Буревестник», буксир «Бельбек» — миноносец «Жаркий», «Доброволец» — миноносец «Живой», который с полпути пошел своим ходом. Кроме того, шли на буксирах: эскадренные миноносцы «Поспешный» и «Пылкий», миноносцы «Строгий» и «Свирепый», канонерская лодка «Терец», посыльное судно № 10 (бывшим миноносец № 258) и транспорт «Рион». Вернувшаяся из Каркинитского залива канонерская лодка № 15 ушла в Керчь.
26 апреля подводные лодки «Орлан», «Гагара», «Кит», «Кашалот», «Нарвал», «АГ-21», «Краб», «Скат», «Судак», «Лосось» и «Налим» были выведены на внешний рейд и потоплены подрывными патронами на большой глубине, тогда как приписанный к порту в 1917 году «Карп» был затоплен в Северной бухте. Подрывные команды английских матросов взорвали крышки цилиндров высокого давления и иногда упорные подшипники на шести старых линейных кораблях, крейсере «Память Меркурия», эскадренных миноносцах «Быстрый», «Жуткий», «Заветный» и даже на старых номерных миноносцах и служившем казармой транспорте «Березань». Лишь штабной корабль «Георгий Победоносец» почему-то избежал этой участи. Французы занялись приведением в негодность орудий береговых батарей и разгромили базу гидроавиации, уничтожив все самолеты.
Какие чувства испытывал контр-адмирал М.П. Саблин, когда своими глазами видел уничтожение Русского черноморского флота? Ведь он сам для этого приложил не мало усилий.
В Новороссийске, как и в 1918 году, флот не ждали. Не было ни помещений для размещения кадров, ни  материалов для ремонта, ни топлива, в общем, ничего. Все пришедшие в Новороссийск корабли требовали серьезного ремонта. За время беспрерывных походов во время войны и более чем года стоянки в Севастополе без присмотра механизмы и котлы были покрыты ржавчиной и грязью. Все что можно было утащить: инструмент, весла и паруса со шлюпок, сигнальные флаги, было утащено. Даже срезаны электрические провода со всеми выключателями и патронами и обивка мебели.
Для Новороссийской военно-морской базы наступило время расцвета. Командиром базы был назначен генерал Ставицкий. Реквизиционная комиссия под председательством контр-адмирала Травминского в IV районе города (Стандарт и Мефодиевка), который был закреплён за Базой, занималась реквизицией помещений для нужд флота. К концу мая было создано четыре общежития Морского ведомства в зданиях городских училищ и школ. Для складов конфисковались частные подворья.
В Новороссийск на флот потянулись добровольцы: гимназисты, молодёжь средних классов, казаки. Среди причин, побуждавших «охотников» поступать на флот была и та, что с флота на фронт не направляли. Матросов старого, императорского флота почти не было. Да и после казней матросов в августе 1918 года, мало кто из них хотел идти на службу в Белый флот. А «охотников» надо было всему учить. На транспорте «Рион» были организованы школы сигнальщиков и радиотелеграфистов, а на большой барже № 69 образован флотский экипаж. На яхте «Титания», стоящей на рейде Новороссийска, находилась школа практического обучения команд торгового флота. «Охотников» расписывали по кораблям и они вместе со всеми участвовали в ремонте.
Мощностей предприятий Новороссийска не хватало для выполнения ремонта даже такого малого количества кораблей. Часть кораблей вынуждена была уйти в Туапсе. Поэтому команды свои силами производили ремонт, отдавая заказы на заводы города.
Что делали заводы – сейчас установить не возможно, из дел изъято очень много документов. Завод «Судосталь» рекламировал выполнение всех работ – от ремонта главных турбин до лужения котлов на камбузах. И делал. По механическим мастерским порта сохранились отдельные заказы. Например, для ремонта подводной лодки «Тюлень» мастерскими изготовлена мачта и
крышка для подъёма аккумуляторов. Понятно, что это далеко не весь объём ремонта, но что осталось в архивах...
    После перехода флота в Новороссийск А.И. Деникин отдал приказ № 768 от 28 апреля 1919 года:
Приказываю работу на заводах и предприятиях, работающих на нужды Армии Вооружённых сил Юга России, считать обязательной и никакие стачки и забастовки, связанные с приостановлением таковых работ недопустимы.
На сколько это взаимосвязано – не знаю. Но хочется думать, что отдан спецмиально, что бы новороссийские рабочие не сорвали ремонт флота.
А порт продолжал разгружать суда, пришедшие с военной помощью. Плавучими кранами выгружались орудия, автомобили, танки, самолёты.
23 мая 1919 года закончен ремонт посыльного судна «Лётчик» с переборкой всех механизмов.
НГА ф. 17, оп. 1, д. 149, л. 443, подлинник
А 25 мая 1919 года в Новороссийск вошёл док. Док стоял в Мариуполе. При отступлении большевиков был затоплен. При белых – поднять и, по указанию коменданта Мариупольского порта господина Медведева, спешно эвакуирован в Новороссийск.
НГА ф. 17, оп. 1, д. 160, л. 9, подлинник
Док перегонял буксир «Черномор». Хотя бок был мал, что бы поднимать эсминцы типа «Новик», но он мог поднимать все остальные корабли и суда.
«Главный командир судов и портов Черного Азовского морей доносил начальнику Морского управления о своём желании передать, поднятый в
Мариуполе и приведённый в Новороссийск, плавучий док в ведение торгового мореплавания. Начальник морского управления даёт своё согласие на передачу этого дока с тем условием, что военные корабли будут иметь преимущество входа в док перед прочими кораблями, и что корабли, необходимые для выполнения каких-либо оперативных или военных целей так же будут пользоваться этим преимуществом». И док остался за Казенным торговым портом Новороссийска. Весь июнь док ремонтировался. 3 июля комиссией порта был осмотрен док перед вводом в эксплуатацию и был произведен первый подъем: канонерская лодка «Терец», длина 216 фут, ширина 40 фут, углубление 12 фут, вес около 1200 т. Предполагаемые работы: очистка и притирка кингстонов, осмотр обшивки, переклёпка части заклёпок, исправление, очистка и окраска подводной части. С этого подъема началась непрерывная работа дока. Шли заказы на подъём не только военных, но и частных судов. Миноносцы «Жаркий», «Строгий», который простоял с 10 по 26 июля, шхуна «Мариетта Н», парохода «Святой Николай» и так далее. Ни одного дня док не простаивал. Работы хватало.
Казалось, база зажила нормальной жизнью. Налажен судоремонт, обеспечение кораблей необходимым снабжением, подготовка специалистов. Корабли выходили из Новороссийска для выполнения различных заданий командования.
Но… Как всегда, появляется но…
2 июня Белая Армия вновь освободила Севастополь. И все командиры кораблей, все офицеры рванули туда. Уводили корабли, не закончившие ремонт. И база вновь опустела…

#24 01.06.2012 15:59:28

Петрович
Капитанъ II ранга
k2r
Откуда: Киев
Сообщений: 6868




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

sezin написал:

Оригинальное сообщение #539833
Существовал способ подъема лошадей лебедкой и перенос ее в трюм.
При выгрузке процесс обратный.

http://s019.radikal.ru/i635/1206/e8/70f1aa9ceafct.jpg

#25 01.06.2012 16:49:52

sezin
Участник форума
Иногда всплывающий подводный град Новогеоргиевск
Сообщений: 961




Re: Новороссийска военно-морская база ВСЮР

sezin написал:

Оригинальное сообщение #535080
Итого завод производил ремонт на вспомогательном крейсере «Траян» ( на тот момент, скорее всего, уже возвращенном Румынии),  эскадренные миноносцы и миноносцы «Беспокойный»,  « Дерзкий» «Пылкий», «Поспешный», «Строгий», «Свирепый», «Терио», канонерская лодка «Терец», подводные лодки АГ-22,»Тюлень», «Утка», транспорты «Принцип», «Рион», «Рома», № 119,113,412, «Шилка», пароходы «Св. Николай», «Осторожный», «Полезный»(2 раза), «Пенай», «Теодор», «Феофания», «Худи - Кермен», «Чорох», «Черномор», посыльные суда «Разведчик», №10, шхуны «Слово», «Хрисси», №10, катера «Петр», «Подпоручик», «Циклоп», «Харлынец». Название и классификация кораблей и судов автором сохранена, за исключением «Тюленя».

Старый Судоремонтник написал:

Оригинальное сообщение #541412
Утром из Северной бухты под флагом адмирала Саблина вышел «Кагул» и последним кораблем в 15 часов подводная лодка «Тюлень». В течение двух суток «Кагул», на случай оказания кому-либо помощи, крейсировал у Южного берега Крыма, пока не прошли все корабли. Своими машинами шли: посыльное судно «Буг», № 7 (бывший миноносец № 273), транспорты и пароходы. Пароход «Дмитрий» вел на буксире подводные лодки «Утка» и «Буревестник», буксир «Бельбек» — миноносец «Жаркий», «Доброволец» — миноносец «Живой», который с полпути пошел своим ходом. Кроме того, шли на буксирах: эскадренные миноносцы «Поспешный» и «Пылкий», миноносцы «Строгий» и «Свирепый», канонерская лодка «Терец», посыльное судно № 10 (бывшим миноносец № 258) и транспорт «Рион». Вернувшаяся из Каркинитского залива канонерская лодка № 15 ушла в Керчь.

Рекомендую сравнить оба списка.

Страниц: 1 2 3


Board footer