Вы не зашли.
кларисса написал:
Оригинальное сообщение #41487
"Ленинградцы в Испании"
Рекомендую. Можно разделить статьи "пополам" и отсканировать по 2 - если это интересно.
Список офицеров республиканского флота, имеющие фамилии, напоминающие русские.
Ховосский (Jovosky) - ММ 14
Хуан Гарсия (С.П. Лисин) - ПЛ С-4
Антонио Эредия (? - но точно русский) - ЭМ Эсканьо
Хуан Вальдес (Н.П. Египко) - ПЛ С-2
Рамон Эрнандес (В. Дрозд) - Нач. див. ЭМ
Н. Кузнецов, заменен Н. Питерским
Д. Николас (Г. Мезенцев) - транспорты
С Рамишвили - Картахенская ВМБ
Луис Мартинес (И.А. Бурмистров) - ПЛ С-6
Педро Фернандес (вероятно Н. Анин) - КР Либертад
В. Алафузов
Паоло (?) - комиссар ПЛ С-6
Н.И Ильин - див. ЭМ
Н.Е. Басистый - штаб флота
М. Сергеев - ком. ЭМ Гравина
По работе ,Дмитриева "Атакуют подводники" у респбуликанцев были:
Н.Г. Кузнецов, В.А. Алафузов, С.С. Рамишвили, В.П. Дрозд, Н.П. Египко, Г.И. Кузмин, С.п. Лисин, И.в. Граев, В.а. Егоров, Н.Е. Басистый, И.А. Бурмистров.
А.Г. Головко, И.Д. Елисеев, В.Л. Богденко, Г.В, Жуков, С.Д. Солоухин, Л.К. Бекренев
А. Батраков, С. Осипов, В. Лихолетов, Г. Мезенцев, А. Анин, Н. Павлович, Н.А. Питерский, Н.и. Ильн, М. Сергеев.
Кроме того, в РГА ВМФ видел документы подписанные Н.Абрамовым и С. Сапожниковым.
Еще забыл, по испанским документам проходит некто Кирильо. Похоже тоже русский. Но фамилии не знаю.
Nico написал:
Оригинальное сообщение #42787
И.в. Граев
Видимо, Грачев?
Девочко - связь. ЕМНИП, ЧФ, Красный Кавказ.
boxer написал:
Оригинальное сообщение #41563
торпедных катеров
Пока - Широкорад. Чудо - оружие Страны Советов. 4 Г-5. И полстранички об их действиях.
boxer написал:
Оригинальное сообщение #41563
торпедных катеров переданных республиканцам
Известно только несколько вариантов испанских номеров...
ОСИПОВ Кирилл Осипович (29.01.1898–09.05.1945). Родился в д. Лисичино Старорусского р-на Новгородской обл. Образование: Школа юнг (16), УМО (17), ВМУ (22), ПК СККС (25), ВМА (31). Награды: 3 ордена, медали и именное оружие. Флагман 2 ранга. Контр-адмирал.
Мин «АГ-23» (22), ПК «АГ-23» (22–23), ПК «Нерпа» (25), ПК «АГ-23» (25–26), «АГ-24» (12.01.26–09.02.26–10.28), КДнпл 1 ЧФ (31–32), КБпл 1 МСДВ (32–38), Военный советник испанской республиканской армии (38), Нач ВМ инспекции ВМФ (38–39). Арестован и освобожден (38–39). Уполномоченный ГП (39–40), ассистент и доцент кафедры ВМА (40–42), Представитель ГМШ ВМФ [323] (42–43), Нач морской группы при Ш ДВ фронта (43), Нач ТОВВМУ (43–45).
сарычев написал:
Оригинальное сообщение #45451
Оригинальное сообщение #41563
торпедных катеров
Ну нету этих данных в архивах. Уже многие искали и не нашли. И между прочим количество передаваемых катеров должно быть не 4, а до десятка минимум. Французы не пропустили.
Существует версия что катера поставлялись испанцам прямо с заводов. Поэтому их и нет в военных архивах, ищите в миде и во в экономике.
Упоминалось еще, что личный состав для них направлялся из состава бригады торпедных катеров ЧФ.
Ну а Широкорада использовать в качестве источника просто непрелично. Лучше поищите выпуск про Г-5 авторы Соломонов и Кулагин.
Отредактированно Немо (24.04.2009 10:11:50)
Грачёв, Иван Васильевич. Воевал в Испании под именем Хуан Гарсиа (Juan García), командовал испанской пл C-1 (XI.1938 — 23.12.1938). По нашим данным [Платонов, Лурье], в то же самое время, 1938 — 1939, командовал пл М-74.
За рубежом были опубликованы некоторые архивные материалы, хранящиеся в РГА ВМФ, касательно деятельности наших подводников в Испании. Документы опубликованы в переводе на испанский язык. Возможно ли получить копии с русских оригиналов в цифре, не выезжая в Питер (за плату)?
РГА ВМФ Фонд р-1529, оп. 1, д. 115, л. 413-444; Бурмистров, переход С-4 из Бордо в Картахену
РГА ВМФ Фонд р-1529, оп. 1, д. 115, л. 445-472; С-6, переход С-2 из Франции
РГА ВМФ Фонд 35082, оп. 1, д. 45, л. 18-26; Кузьмин о ситуации во флоте 25.09.1938
РГА ВМФ Фонд 35082, оп. 1, д. 45, л. 27-33; Кузьмин С-1, С-2, С-4 25.09.1938
РГА ВМФ Фонд р-1529, оп. 1, д. 118, л. 2-5; Сапожников, генерал Качанов, Егоров, С-2 12.08 – 20.11.1938
РГА ВМФ Фонд р-1529, оп. 1, д. 118, л. 6-14; Егоров и Сапожников, С-2 12.08 – 20.11.1938
Есть детальная информация из испанских военно-морских источников о действиях советских торпедных катеров (включая их послевоенную судьбу) и катерников (!) в ходе Гражданской войны в Испании 1936-39 г.г.
Ла-Специя написал:
Оригинальное сообщение #114052
Есть детальная информация
Ну не томите же.
Документы из архивов Армады (дословный перевод с испанского)...
...Советские торпедные катера типа Г-5 выпускались сериями. Серии 7, 8 и 9 строились в период с 1934 по 1936 г.г. Серия 10 выпущена в 1937 году, а серия 11 завершена в 1945 году. Всего было построено 297 таких (Г-5) торпедных катеров.
Те четыре катера, которые были закуплены и переданы испанскому республиканскому флоту, судя по всему, принадлежали 8 серии, хотя некоторые источники относят их к 7 (Пржемислав Будзбон) или даже 9 (Геральд Хавсон) сериям.
Среди зарубежных специалистов до настоящего времени нет единодушия относительно нумерации имевшихся в ВМС Испании катеров. Так, если верить Юргену Майстеру, эти корабли были известны как DAR 1, 2, 3 и 4. При этом следует заметить, что катера, именуемые сокращенно DAR (Defensa Antisubmarina Rapida, т.е. "Быстрая противолодочная оборона") и входившие в состав республиканского флота, являлись на самом деле не торпедными, а противолодочными катерами, построенными во Франции и США. Некоторые источники торпедные катера типа Г-5 ошибочно называют кораблями с бортовыми номерами 11, 22, 33 и 44. Вместе с тем, в официальных испанских документах указанные четыре советских торпедных катера фигурируют под бортовыми номерами 11, 21, 31 и 41.
Итак, далее следует детальный отчет - в хронологическом порядке - о наиболее значимых событиях в боевой биографии советских торпедных катеров типа Г-5 в ходе Гражданской войны в Испании...
1937 год
1 мая. - В начале 1937 года правительство Испанской республики приобрело в Советском Союзе четыре торпедных катера типа Г-5 для несения сторожевой службы, борьбы с подводными лодками и нанесения внезапных ударов по крупным надводным кораблям франкистского флота (в документах - "национального флота").
Первые два катера прибыли в Картахену 1 мая на верхней палубе теплохода "Кабо де Санто Томе" (Y-28) водоизмещением 12.589 бррт, который забрал свой груз в порту Одессы. Кроме того, этот транспорт доставил для указанных катеров восемь 533-мм торпед и пять турельных установок для 7,62-мм зенитных пулеметов Дегтярева.
Советский капитан 1 ранга В.А.Алафузов, назначенный советником в штаб республиканского флота, сразу же занялся советскими торпедными катерами типа Г-5, добившись выделения в их интересах необходимых помещений в училище подводного плавания на ГВМБ в Картахене.
На катерах работали также несколько советских морских офицеров-специалистов, которые в первый же день приступили к распаковке прибывших катеров, настойчиво работая день и ночь с тем, чтобы как можно скорее ввести их в строй. Среди этих офицеров можно выделить капитана 3 ранга А.П.Коровнюха (A.P.Korovnuch), псевдоним - Хосе Мартинес Риос,котрый был назначен командиром флотилии советских торпедных катеров; капитан-лейтенантов В.А.Ларионова, А.П.Батракова, В.П.Лихолетова, С.А.Осипова и Б.А.Ансобетова (B.A.Ansobetov), которые были командирами катеров, механиков и мотористов Еримеева, Ужвенко, Вродливца (Vrodlivets) и Белова, а также переводчика А.Коробытина (A.Korobityn).
3 мая. - В этот день советские инструкторы осуществили первые выходы в прибрежные воды вблизи Картахены двумя торпедными катерами типа Г-5, проведя их ходовые испытания.
5 мая. - 5мая на борт были приняты торпеды, и катера типа Г-5 совершили в паре переход на базу в Портмане недалеко от Картахены.
!7 мая. - 17 мая советские специалисты приступили к обучению будущих испанских катерников. При этом началась подготовка одновременно четырех экипажей, для чего запросили добровольцев, которых отбирал лично командир базы в Картахене.
В Испании каждый торпедный катер типа Г-5 имел экипаж из шести человек, а именно: командир, старший помощник (в качестве заместителя командира), механик, радиотелеграфист, торпедист и моторист.
15 июня. - В середине июня два только что прибывших торпедных катера совершили 13-суточный поход с заходами в Аликанте, Таррагону, Барселону и Росас, а затем перешли к обеспечению противолодочной обороны, охраняя выходящие и заходящие в Картахену корабли республиканского флота.
21 июня. - В этот день в Картахену прибыли другие два советских торпедных катера типа Г-5, доставленные на борту испанского транспорта "Альдекоа" (Y-34) водоизмещением 6.088 бррт вместе с восемью 533-мм торпедами, 200 глубинными бомбами М-1 и шестью 7,62-мм пулеметами ДА.
28 июня. - В этот день вступили в строй два советских торпедных катера, прибывшие на борту "Альдекоа". Из общего числа в четыре единицы формируется Флотилия торпедных катеров. Одновременно с этим катерам присвоены бортовые номера 11, 21, 31 и 41, которые были нанесены краской на рубку каждого из них.
Июль. - В июле 1937 года четыре советских торпедных катера типа Г-5 перешли в небольшой порт Портман (на латыни PORTUS MAGNUS), древнеримский порт вблизи Картахены, где была развернута их база.
В самом городке Портмане в самом большом здании, известном как дом Мигеля Сапаты Саеса, "дяди Волка", разместились офицеры и экипажи торпедных катеров из числа испанцев, а также советские морские офицеры, механики, мотористы и переводчики, общая численность которых, включая и тех, и других, доходила до 200 человек.
Мол и окружающая его территория были объявлены военной зоной Портмана, которую по всему периметру обнесли колючей проволокой, и куда был запрещен проход местным рыбакам. Именно с июля 1937 года торпедным катерам типа Г-5 была поставлена конкретная задача встречать в море и сопровождать транспортные суда Y ("Игрек"), которые доставляли военные грузы из СССР (первоначально из черноморских портов Феодосия, Керчь, Одесса, Севастополь) в республиканскую Испанию, обеспечивая их прикрытие от ударов авиации и подводных лодок противника.
Ла-Специя написал:
Оригинальное сообщение #115076
Документы из архивов Армады
Спасибо!!!
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #115282
Спасибо!!!
И от меня
Не стоит благодарности. Но это далеко не вся информация об участии советских торпедных катеров типа Г-5 и их экипажей в войне в Испании.
В частности, есть описание боя торпедных катеров №№ 31 и 41 30 июля 1937 года, включая обстоятельства последующей гибели катера № 41 на траверзе Аренис де Мар. По данным наших историков Монахова и Рыбалкина, в этом бою получили ранения находившиеся на борту № 31 командир группы катеров капитан-лейтенант В.П.Лихолетов, механик флотилии Еремин и старшина группы мотористов Ужвенко. На № 41 в ходе боя с тремя немецкими гидросамолетами "Хенкель" Не.59 из 88 авиаэскадры Легиона "Кондор" ПОГИБ командир катера капитан-лейтенант В.А.ЛАРИОНОВ и получил ранения старшина группы мотористов Вродливцев. При этом испанский историк Хосе Луис Инфьеста Перес, ученый-эсперт по вопросам советского участия в Гражданской войне в Испании, утверждает, что В.А.Ларионов оказался первым советским военным моряком, погибшим в ходе этой войны.
Так это или нет? Если у кого-либо сведения о судьбе капитан-лейтенанта В.А.Ларионова? Может быть, испанцы ошибаются?
С уважением
Ла-Специя написал:
Оригинальное сообщение #115076
а также переводчика А.Коробытина (A.Korobityn).
"БЫВШИХ РАЗВЕДЧИКОВ НЕ БЫВАЕТ
Я хочу подробно рассказать об этом человеке не только потому, что это мой первый наставник в разведке, ставший одним из добрых друзей, но и для того, чтобы мои сыновья глубже почувствовали, что такое патриотизм и любовь к Родине, что значит самоотверженность и преданность делу, которому ты служишь; как найти себя в любой трудной ситуации и как не потерять своё лицо под жёсткими ударами судьбы.
И ещё потому, что хочу, чтобы память об этом человеке продолжала житъ.
Мы встретились с Алексеем Павловичем Коробициным уже под конец войны..."
С http://www.litrossia.ru/2008/17/02777.html
"Из состава 1-ой БТКА Черноморского флота в Испанию направились катерники-добровольцы. В мае 1937 г. в главную военноморскую базу Испании - порт Картахену - вошел лайнер "Санто Томе" с первыми четырьмя катерами Г-5 на борту. Командовал ими старший лейтенант В. А. Ларионов. Базу для катеров устроили в небольшой бухте Порман близ Картахены. Катера обеспечивали противолодочную оборону у Картахены, выходили в море на поиски вражеских кораблей. В дальнейшем, после прибытия новых партий катеров, они стали охранять прибрежные коммуникации от Картахены до Барселоны. Снабжение катеров производилось с "подвижных баз" - грузовиков, чему способствовала хорошо развитая сеть дорог. Именно в Испании выяснилось, что установленный на Г-5 пехотный пулемет Деггярева ДП совершенно непригоден для борьбы с самолетами врага".
С http://www.svavia.ru/info/lib/lib_glprint.html
Контр-адмирал Грищенко Григорий Евтеевич
"Родился 10 марта 1902 года в селе Ново-Константиновка, ныне Приазовского р-на Запорожской обл., Украина.
Службу в ВМФ начал в 1924 году в звании краснофлотца учебного судна. В 1927 году - ученик-шифровальщик, а через год шифровальщик Северо-Западного района СНиС.
В 1932 году Грищенко уже помощник начальника 8-го отдела (шифровального) штаба МСЧМ (Морских сил Черного моря). Затем еще несколько должностей по восходящей, и в начале 1936 года он уже руководитель Специальных курсов комсостава штаба РККА. В это же время, в 1935-1936 годах, Григорий Евтеевич проходит 2 курса математического факультета МГУ, до этого заканчивает Специальные курсы при штабе РККА, а позже, в 1940-1941 гг., досрочно - командный факультет ВМА им. К. Е. Ворошилова.
Участник боевых действий в Испании в 1936-1939 годах в качестве сотрудника Разведывательного Управления РККА, офицера связи на крейсере «Либертад», затем старшего помощника командира корабля. Неоднократно участвовал в выполнении боевых операций. Наиболее интересная, на взгляд многих, должность, которую исполнял Григорий Евтеевич в испанский период, - шифровальщик ВМАТ (военно-морского атташе) Н. Г. Кузнецова".
С http://flot.com/blog/historyofNVMU/?PAGEN_1=8
Буйный написал:
Оригинальное сообщение #115394
установленный на Г-5 пехотный пулемет Деггярева ДП совершенно непригоден для борьбы с самолетами врага
Это не совсем верно. На катерах Г-5 устанавливались турельные спаренные авиационные пулеметы Дегтярева модификации ДА (Дегтярева Авиационный). Этот пулемет даже внешне никак не похож на пехотный вариант пулемета ДП
С уважением