Вы не зашли.
Гайдукъ
У меня следующий вопрос.
Были ли к флотилиям как-то присоединены авиаотряды? Если да, то какие самолеты в них были и по скольку?
Россiя Однозначно были. К Чудской озерной (есть документ из Московской публички- добыл Антон Ч.) был прикреплен гидроотряд из 4 лет. лодок Григоровича (модель нужно уточнять так как в приказе только количество и штаты отряда). О его боевых действиях лично мне достоверно нечего не известно. Этот вопрос до конца не проработан и требует своего иследователя.
В том же приказе идет речь о создании еще двух гидроотрядов в Одессе и смешаного (сухопутного базирования) под Николаевым. Были ли они также приписаны к какой либо флотилии мне не известно.
СУ ГАА
Ув . коллеги!
В ВИЖ -2-88г был состав Рижской ВФл Военведа на 8.15-8.17гг и 2-е форм. 10.17- 2. 18гг.
Если интересует - могу выложить.
С ув. Вох.
boxer Конечно нада, а-то сидим тут сами придумываем а оказывается все уже давно есть.
РоссiяПриказ дотирован началом 1917 года так что могли быть и варианты более поздних моделей хотя Вы наверное правы. Россiя а кто Вам мешает начать прорабатывать тему? Пекопанные темы как нетронутые девушки влекут и недаются. При желании из темы можно сделать -цукерку. Могем г-ну Петрову видному знатоку авиации порекомендовать ваш интерес к теме.
СУ ГАА
Предлагаю обсудить вопрос практически не раскрытый - крепостные флотилии. Итак из общего представленного списка к ним можно отнести:
Ковенская и Гродненская крепостные на Немане;
Усть-Двинская крепостная;
Варшавская и Ивангородская крепостная на Висле.
Чтобы не пошла далее в массы неправильная информация, решил подключиться и поделиться некоторыми своими наработками по флотилиям Великой войны и по Военведу. Темой занимаюсь уже лет 20, исключительно с архивными материалами и опираясь на них, я кое в чем с "классиком" Черниковым категорически не согласен. Но о расхождениях пока не будем.
Начнем с Военведа и постараемся отделить мух от котлет. Все перечисленные уважаемым Гайдуком формирования никогда флотилиями не являлись. Более того, термин "флотилия" в Военведе употреблялся только к Морведа, но к своим - никогда. Да и называть сборище судов в крепостях, к тому же имевших разное подчинение - ГАУ и ГИУ (ГВТУ), флотилиями просто язык не поворачивается. Даже когда, уже в ходе войны, Военвед решил создать 2 соединения на Висле и одно на Немане, их назвали речными броневыми отрядами, хотя по планируемой структуре это были бы именно флотилии. Я беру на себя смелость сказать, что определение "крепостная флотилия" пошел от моряков которым было тяжело разобраться в действительно сложной структуре Военведа и поэтому они употребляли более им понятное определение.
А теперь перейдем к "крепостным флотилиям" указанных уважаемым Гайдуком. Сразу хочу сказать, что с таким же успехом к ним можно отнести и суда Свеаборгской, Выборгской и Кронштадской крепостей на Балтике, Очаковской, Михайловской и Севастопольской крепостей на Черном море и Николаевской и Владивостокской крепостей на Тихом океане. Применительно к Балтике, количество судов в Кронштадте и Свеаборге намного превышает в Усть-Двинске, но к ним, почему то, термин "крепостная флотилия" не применяют. Поэтому с Усть-Двинска и начнем.
Усть-Двинская "крепостная флотилия".
До начала войны в крепости Усть-Двинск, находящейся недалеко от устья Западной Двины, было всего несколько судов: пароход "Бомбардир Никитин" в Крепостной артиллерии и минный транспорт "Могучий", минный паровой катер "Отрадный", 2 стационера № 1 и № 2 и 5 рабочих минных катеров №№ 1-5 в крепостной минной роте. После начала войны было привлечено для нужд крепости 27 пароходов и катеров (в основном мелких буксиров Рижского торгового порта) для выполнения различных нужд крепости: для перевозок небольших партий людей и грузов и буксировки барж. Поскольку до войны почти все, кроме одного, суда (паровые и моторные) относились к Усть-Двинской кмр, в ней был заведующий судами роты, то к ней все привлеченные пароходы и передали в подчинение. Ни одно из судов крепости вооружения не имело. В документах крепости, 12-й армии и ГВТУ эти суда никогда флотилией не назывались. Флотилия появилась позже - Рижская речная флотилия (1-го формирования), но формировало ее Морское ведомство своим личным составом, своей артиллерией и судами, мобидизованными Морведом. Действовала флотилия, в основном, на реке Аа Курляндская, но одно время входила в Боевой состав Усть-Двинской крепости не входя в ее состав как подразделение крепости. Отсюда, видимо, и начинается некоторая путаница с флотилиями. После оставления Риги и Усть-Двинска Военвед официально передал почти все суда крепости в Морвед, который распределил их по разным своим структурам, в том числе и в Рижскую речную флотилию (2-го формирования). Судьба ее известна - затоплена в Пернове в феврале 1918 г.
Гродненская "крепостная флотилия".
Самая мною мало изученная структура. Однозначно могу сказать , что для крепости было привлечено 2 парохода (встречалось число 4). Поэтому говорить о судах Гродненской крепости как о флотилии не приходится.
Ковенская "крепостная флотилия".
Говорить о ней довольно сложно, так как пока информации найдено недостаточно и единую картину не очень складываются. Но точно известно, что после начала войны именно крепость мобилизовала порядка полутора десятка пароходов и катеров. Но достаточно скоро часть из них были забраны прибывшей в крепость ротой Гвардейского экипажа, а 2 парохода даже вооружены и бронированы. И если в это время появилось название "Неманская флотилия" то относится оно может только к пароходам, находившимся в ведении Гвардейского экипажа, то есть к Морведу. В документах Морведа такое название встречается, но относится оно к 1916 г. в переписке о Чудской флотилии, так как часть пароходов ее были вооружены артиллерией, предназначенной для судов Неманской флотилии. Осталось непонятным, относится это название к существовавшей в Ковне флотилии или это были планы Морведа развития флотилии на Немане. Так что и эта флотилия к Военведу никакого отношения не имеет.
Варшавская и Ивангородские "крепостные флотилии" на Висле.
Здесь все свалено в кучу. Варшавской флотилии никогда не существовало и Варшавская крепость, так же как и крепость Иван-Город, до войны своих судов не имели. Варшавская крепость к тому же была упразднена. Но суда Военведа на Висле были и до войны. Для обороны Вислы Военведом в конце 19-го века были сформированы Наревская и Вислянская речные минные роты. Действовать они должны были одна в районе крепости Новогеоргиевск, а другая в районе крепости Иван-Город. Своих судов они не имели, а должны были использовать паровые паромы и паровые катера Новогеоргиевского речного военного порта Военведа. Порт был образован в конце 19-го века на территории Новодворского укрепления крепости Новогеоргиевск для чего были срыты часть укреплений, вырыт ковш порта и к нему подведены железнодорожные пути. В составе судов порта входили ледокол, канонерская лодка (пароход), 9 паровых паромов и 5 паровых катеров. 4 парома в случае войны должны были обеспечивать переправу войск через Вислу, 1 обслуживать саперов, а оставшиеся суда - обслуживать минные роты. Вооружения они так же не имели. На деле же получилось все не так. ПОсле начала войны Военвед мобилизовал почти весь пригодный Вислинский паровой флот - порядка 40 пароходов. Действовали они на перевозке грузов и людей в разных частях русской Вислы и уже в 1914 г. порядка 10 из них было потеряно. Мины на реке ставили прибывшие моряки причем, по моим данным, только против Германии для чего В Новогеоргиевске батальону Гвардейского экипажа были переданы 3 парохода из числа мобилизованных Военведом (пароход "Фюрстенберг" в ходе боевых действий был потерян). Один паром тоже был потерян в 1914 г., а все остальные суда порта были уничтожены при сдаче крепости. Против Австро_венгрии мины ставить не пришлось, а наоборот - вести разминирование Вислы от австрийских мин. Эти занималась специально присланная с балтики команда старшего лейтенанта Аверкиева. В крепости Иван-Город была создана флотилия, но не Военведом, а командиром отдельного батальона 2-го Балтийского флотского экипажа капитаном 1-го ранга Мазуровым из трофейных пароходов и катеров и катеров, привезенных с собой в крепость. В документах крепости она называется просто "Военная флотилия" (в том числе и в приказе о ее содании), но иногда встречается название и Ивангородская флотилия. Флотилия была создана приказом коменданта крепости, но обслуживалась батальоном 2-го Бфэ. Так что к какому ведомству ее отнести - непонятно. При оставлении крепости пароходы и чась катеров были уничтожены, а чась катеров была эвакуирована и стала основой флотилии Отдельного Морского Полка (Бригады) Особого назначения на Припяти, в дальнейшем - "Флотилии речных катеров" Морведа, катера которой воевалиыли и на Припяти, и на Дунае, и на озере Мядель и даже были посланы на Урмию.
И в заключение (пока) кое что о Чудской флотилии и авиации. Ни одна из флотилший, созданных во время Великой войны по штатам авиации не имела. С Чудской флотилией сложнее. Флотилия была создана Морведом как часть Чудской озерной позицией Военведа, начальником которых был контр-адмирал Коломейцев. В состав позиции вошли флотилия, батареии (из армейских орудий), части армии. Был и Чудской авиационный отряд. Ничего мне по нему не попадалось. Но уже в 1916 г. все части с позиции были убраны, построенные сооружения законсервированы, а флотилия разоружена (но не ликвидирована). ТОгда же выдимо убрали и авиацию. В 1917 г. отряд числится в составе гарнизона Морской Крепости Императора Петра Великого.
На этом пока закончу. Принимаю любую информацию, дополнения и конструктивную критику. Но сразу оговорюсь - с творчеством уважаемого мною "классика" Ивана Ивановича Черникова я хорошо знаком.
Тритон написал:
Оригинальное сообщение #64583
Ни одна из флотилший, созданных во время Великой войны по штатам авиации не имела.
Что будем делать с Ванской флотилией? Сформирована в 1916, т.е. во время ПМВ, а летом 1917 (емнип в июне) "на довольствие" было зачислено два самолета. Один летчик из Гатчины, другой- Баку.
Отредактированно Россiя (11.05.2009 18:41:00)
Что будем делать с Ванской флотилией?
Я сказал - по штатам. А за замечание спасибо - учту.
Тритон написал:
Оригинальное сообщение #64718
Я сказал - по штатам.
Понял.
С ув.
Отредактированно Россiя (11.05.2009 20:44:05)
По Ванской флотилии у меня материала маловато, но кое что есть, в том числе и судовой состав. А вот про наличии в ней авиации мне документов не встречалось. Еще раз спасибо. А может Вы и фамилии летчиков назовете?
С уважением.
Тритон написал:
Оригинальное сообщение #64787
А может Вы и фамилии летчиков назовете?
С этим проблемы. Но посмотрю.
На пост 32.
В далеком 1988г сделал выписку из ВИЖ №2.
Может *баян* -но обещал-сделал.
Рижская военная флотилия Военого Ведомства. 1-е форм. авг. 15-авг. 17гг.
Ком-щие- к2р В. Антонов , с дек. 16г- к2р. Д. Нелидов.
В подч. 7-го ВС стр. корпуса Сев. Фронта.
Состав- впх *Новгород* б. *Агата* -3 ранга- 2-75мм, 2пул.
* Псков* б. ?? -3ранга- 2-75мм, 1 пул.
*Колывань* б. *Дален* - 4 ранга-2-57 мм зен. , 1 пул.
тр. № 1-б . *Курземнекс*
№-2- б. *Лелупнекс*-по 1 пул.
Моторные катера -б. *Лилли*, *Надя*, *Танго*, *Болиндер* и 2 ед. от Кронштадского порта -по 1 пул.
Л.с.- 6 офицеров, 65 солдат-минеров , 35- вольнонаемных.
22авг .17г, после эвакуации У,Дв. крепости- частью взорваны, частью раскассированы по БФ.
2-е формирование-окт. 17-февр. 18гг. Пернов. к2р Д. Нелидов, в подч. Ком. 12 Армии Сев. фронта.
Состав- *Новгород*, *Псков*, *Изабелла*. *Могучий*, * Бомбардир Никитин*, буксиры-*Надежда* , *Леонид*.
ТР№1 и №2- факт. находились в Моонзунде.
21 февраля 18г -взорваны в Пернове из-за угрозы захвата немцами и невозможности вывода в зимних условиях.
(См. пп. 151,152, 157-163 спр-ка *Потерь* Кости Стрельбицкого) .
С ув. Вох.
boxer написал:
Оригинальное сообщение #65475
* Псков* б. ??
Бывший рижский пассажирский пароход "N"
Ув. А.Г.!
Ты считаешь , что это было имя собственное ?
Т.е. были А.В. С и пр. ?
Не спорю с спецом-просто интересно ?
(кстати в ВИЖе - Н ).
С ув. В.
boxer Так точно. В Риге пароходы принадлежащие муниципалитету носили имена буковки. Ну не хватало фантазии что тут сделаеш.
Примерно так. А пароход именно "N" так как "Н" совсем другой и фото имеется обеих и в разных ипостасиях. Короче скоро книга моя с Рамзесом (3 недели макс) там все будет розложенно по полкам .
С уважением ГАА
Тритон Свое время Вы вспоминали что с Припятской флотилии ФМБОН летом 1917 года на Кавказ (Ванскую) перебрасывали 6 катеров в том числе и "Сандомирец" нет ли подробностей по вопросу и прочих имен?
Пью написал:
Оригинальное сообщение #70876
первых действующих лиц с Волги и Каспия.
А кого-бы Вы назвали первыми действующими на Волге и Каспии в период ГВ?
Буйный А к чему собственно вопрос?
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #71102
А к чему собственно вопрос?
Кого заносить, к примеру, в первую тройку: командующего флотилией, комиссара, начальника штаба или сухопутного командира, который отвечал за данное оперативное направление?
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #57695
Противник не вступал в боевой контакт, плюс хорошая организация береговых батарей, отталкивающих противника даже от плана боя как такового.
cудя по документам в 1917 по Дунайской флотилии РИ боеспособность румын оценивалась исключительно негативно
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #57525
А имел ли место хоть один нормальный бой нашей Дунайской флотилии?
что считать нормальным боем? Именно от РИФ-Австровенгры+болгары?
Pz.beob.wg написал:
Оригинальное сообщение #76509
cудя по документам в 1917 по Дунайской флотилии РИ боеспособность румын оценивалась исключительно негативно
Между прочим, на Дунае (в устье) стояли и русские батареи.
Pz.beob.wg написал:
Оригинальное сообщение #76509
что считать нормальным боем? Именно от РИФ-Австровенгры+болгары?
Какие угодно бои с участием кораблей нашей Дун.флотилии.
Россiя написал:
Оригинальное сообщение #76523
Между прочим, на Дунае (в устье) стояли и русские батареи.
А они между прочим строились и наперешейке между Чудским и Псковским озером. Вот план батареи Литер А участка Чудской озерной позиции у Теплого озера из 6 дм гаубиц. ПАлан снят в 60 е годы на местности. (Предоставлено Гордеевым С.)
Гайдукъ написал:
Оригинальное сообщение #76626
А они между прочим строились и наперешейке между Чудским и Псковским озером.
Я, право, в курсе Схема интересная
А нет схем по поводу ББ в устье Дуная?
Россiя написал:
Между прочим, на Дунае (в устье) стояли и русские батареи.
Какие угодно бои с участием кораблей нашей Дун.флотилии.
вы спрашивали про румынскую флотилию вам ответили.При чем тут батареи мне совсем не ясно.
Боев с участием наших кораблей море-с участиме кораблей ЭОНа,Транспортной флотилии,болиндеры постонно гвоздили по берегу,канлодки мореходные тоже.Легкие катера обстреливали посты и высаживали десанты.Постоянно обстреливались неприятельские аэропланы.Проводили разведку боем,захватывали рыбаков и языков - австрийцев и болгар.