Сейчас на борту: 
John Smith,
jurdenis,
Mihael,
mihapm,
швед2S8,
Эд
   [Подробнее...]

Страниц: 1 2

#1 09.02.2012 21:44:04

Лот
Гость




Трагедия шхуны "Тюлень".

Три гардемарина, Георгий Семенов, Николай Коринтели и Федор Чигаев совершили беспримерный подвиг, дрейфуя на шхуне "Тюлень", с 28 мая по 20 сентября 1919г., в Тихом океане.
Журнал Катера и Яхты №4, 1976г.
Ю.А. Шеманский "Дрейф шхуны Тюлень."

Спойлер :

http://s43.radikal.ru/i102/1202/d4/4cb4cca655fdt.jpghttp://s017.radikal.ru/i412/1202/ba/4318b9cb90b1t.jpg
http://s018.radikal.ru/i500/1202/9f/473f3d5cad9bt.jpg

Иная редакция этой статьи.

Спойлер :

#2 10.02.2012 01:53:15

Лот
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

http://s017.radikal.ru/i425/1202/12/ffb152936639t.jpg
http://s005.radikal.ru/i212/1202/5c/3a53f314cbe5t.jpg
Гардемарины 2-й роты. На этом фото, возможно, есть наши герои.
Взято с этого сайта.
http://www.oldvladivostok.ru/photos/?p= … 152&a=

Отредактированно Лот (10.02.2012 02:16:28)

#3 10.02.2012 18:08:14

marlin
Гардемаринъ
gardemarin
Сообщений: 562




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Спасибо Лот за статьи.
Читал их много лет назад. Широкой публике об этом практически ничего не известно.
Знают только про Тэшку и Зиганьшина.
С Камчатки в шеститидесятые еще унесло в Океан маленький КЖ и вынесло к Алеутским островам, пытались завести главный 3Д-6, грели его, но он только на пол оборота проворачивался. Месяца через два под парусом вышли к м.Лопатка, были спасены. КЖ взяли на буксир, но спасатель дал большой ход и оторвал носовую палубу с кнехтом. А всего дрейфовали больше ста суток.

#4 10.02.2012 18:14:12

Лот
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Спасибо за ответ.
В фотоархиве, в посте "Фотографии кораблей после боев и судов с повреждениями", я вставил Дальневосточников. Вечная память.

#5 11.02.2012 17:24:52

Балтиец
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Еще есть очерк того же Ю.А.Шеманского "Дрейф шхуны "Тюлень" в сборнике "Бригантина 72-73".

#6 13.10.2013 09:37:53

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Послесловие



Впервые статья «Дрейф Тюленя» была опубликована в журнале «Наука и Жизнь» №12 за 1968г. Одновременно и  журнал «Огонёк» в №12 за 1968г. напечатал статью Ю.Шеманского на «Обломках Тюленя». А в 1972г. И в сборнике «Океан» появилась статья «Трагедия шхуны Тюлень».
ЦК ВЛКСМ рекомендует эти статьи к прочтению молодёжи, «в них показан образец мужества и стойкости молодых людей, будущих строителей социализма в нашей стране».

P.S. Кому интересны статьи могу выслать, они все у меня есть в PDF.                                               

                                     

    Неожиданое заключение.



Чем больше я читал про «Тюленя», про гардемаринов Морского Училища выпуска 1920г., тем больше меня не покидало чувство, что что то не то.
Концы с концами не сходятся.
А прочитал я все воспоминания, очерки статьи, заметки, некоторые письма.
Теперь по порядку.
1. Экипаж шхуны «Тюлень» состоял из 10 человек, в том числе откомандированные для прохождения «навигационной практики в парусном плавании» гардемарины Георгий Семёнов, Фёдор Чигаев, Николай Коринтели.
Погибли все 7 членов экипажа. Здесь какая то неувязка что погибли все, а гардемарины все живы.
Ну всяк бывает.
2.Во всех воспоминаниях гардемаринов Морского Училища никто не упоминает про это плавание, тем более про гибель шхуны. В мемуарах есть масса всевозможных мелких подробностей, но такого  нет. Про поход на Камчатку и Ном есть, про гибель одного товарища во время похода есть, а про «Тюлень» ни слова.
3.Из  статьи корабельного гардемарина И.М. Белавенца «Выпуск Морского Училища 1920г.» мы узнаём, что 2 декабря 1918г. Из МУ было отчислено более 2-х десятков человек за монархические настроения, которые пополнили собой воинские части колчаковской армии.
«Ушедших на бронепоезде Сибирской флотилии в 1919 году на запад: Корцин-Жуковский, Зандрок, Могучий, Коринтелли, Попов (2-ой роты О. Г. К.), Шишикин.
Служивших в Казачьих частях: Псиол, Лайминг, Малыгин, Семенов Георгий, Казанский, Фролов, Хардалло, Слюз.»
В списках отчисленных и направленных в войска
(РГА  ВМФ, ф. Р-2028, оп.1, д.12, л.72) значится также Фёдор Чигаев.

То есть, летом 1919г. Эти молодые люди находились в действующей армии и очень далеко от Владивостока. Сведений о дезертирстве нет.
Более того, гардемарин Б. Афросимов, тоже отчисленный из МУ, в своих воспоминаниях « Скитания одного из многих» пишет, что в ноябре 1919г. в Чите встречал Ф. Чигаева. 

"11 ноября 1919 г. полк выступил из Омска пешим порядком на Ново-Николаевск, я заболел тифом и, как безнадежный, был оставлен в Ново-Николаевске. Полк же двигался дальше. Оправившись немного от тифа и узнав, что скоро придут красные, я бежал из госпиталя на вокзал, где с трудом попал в санитарный поезд. Вскоре поезд наш двинулся. Пройдя трое суток, на четвертые попал в руки красных. Пробыл у них в плену 1 ½ суток, мне удалось бежать к полякам. С ними я сделал небольшой маршрут, а потом присоединился к нашим частям. За это время наш Морской Учебный полк был окружен красными и попал в плен. Видишь, я и здесь выскочил. Присоединившись к Воткинской дивизии и поступив в конный дивизион, я был два раза ранен в ногу. Вследствие осложнения в сердце от тифа, мне пришлось из конного дивизиона уйти, перейдя в Броневую дивизию. В Чите встретил Чигаева., Любченко. Невдалеке, где-то в станице стоял сотней Малыгин Петр. Будучи еще в Сибири, на станции Половина встретил в Чешском эшелоне во 2-м Кавалерийском полку Тараевича и больного тифом Ляльку Лайминга. Несмотря на мои уговоры идти, не один из них со мной не пошел. Они оставались в эшелоне, и попали в плен.»
http://www.rodmurmana.narod.ru/Koltun6-2.htm
3.В статье «Трагедия шхуны Тюлень», сборник Океан, 1972г.,  Ю.Шеманский пишет «Двоим спасшимся пришлось наняться штурманами на иностранные пароходы, которые должны были зайти во Вла­дивосток. Третий попал на остров Ява. Там он работал по­мощником начальника порта в небольшой бухте.»
Но это один к одному строки из биографии другого гардемарина А.В.Олонгрена.
После эвакуации «Орла» из Владивостока 31 января 1920г. Олонгрен списался с корабля в Сингапуре и
«В Сингапуре Александр нашел работу в качестве второго помощника на грузовом судне.
Примерно через год он списался с судна на берег. С помощью хорошего знакомого, ставшего мужем его матери (а она перебралась к сыну, открыла там постоялый двор), Александр получил возможность устроиться помощником надзирателя в порту в бухте Сурабая на Яве.»

http://www.ourbaku.com/index.php5/%D0%9 … %B5%D0%BD_(%D0%9E%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D1%80%D1%8D%D0%BD,_%D0%9E%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8A_)_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_-_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%91%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0,_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F_II 

Выходит что Ю.Шеманский  некоторые факты из биографии Олонгрена А.В. вставил в биографию своего героя. Известно, что Ю. Шемагнский переписывался со многими жившими за границей своими однокашниками и естественно, как сложились их судьбы знал тоже.

                                                           

  Так что же с плаванием «Тюленя»?



Ещё до выхода первой статьи Ю. Шеманского в 1968г. В СССР в 1967г. приезжал из Франции      однокашник и товарищ Ю. Шеманского по Морскому Училищу Д.Д.Парфёнов. Друзья встречались, им было о чём поговорить. С 1914г. учились в одних стенах, дважды совершили плавание на «Орле», учавствовали в эвакуации из Крыма, от Врангеля получили погоны мичманов. Вот что пишет Парфёнов:
«...В заключении скажу несколько слов о нашей встрече с Шеманским, он ведь пишет книгу «Последние Гардемарины», то есть о нас и о Китицине. Я о ней с ним говорил и перелистал быстро, то, что не пошло на разрешение к заданию(? неразборчиво).
Достаточно сказать что написание сие весьма «причёсано» для советской цензуры, но вышла не история «Последних Гардемарин»    а скорее роман или повесть о дружбе.»

Отредактированно Lot (13.10.2013 09:40:22)

#7 13.10.2013 18:07:55

Азов
Капитанъ I ранга
k1r
Линкор "Императрица Екатерина Великая" он же Линкор "Свободная Россия"
Сообщений: 4833




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Lot написал:

Оригинальное сообщение #752182
    Неожиданое заключение.



Чем больше я читал про «Тюленя», про гардемаринов Морского Училища выпуска 1920г., тем больше меня не покидало чувство, что что то не то.

Типа...а был ли мальчик?...)


Ваша задача не в том, чтобы умереть за свою родину, а  заставить врага умереть за свою!

Генерал Джордж Паттон

#8 13.10.2013 18:41:35

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Азов написал:

Оригинальное сообщение #752299
Типа...а был ли мальчик?...)

Совершенно верно.
Нет никаких упоминаний в мемуарах гардемариноав про это.
Просто художественная проза.
Моя версия такая, к 50-ю Великой Октябрьской Социалистической Революции всем участникам ПВМ к пенсии сделали надбавки. Главным для надбавки было доказать службу в РИА или РИФ с 1914-1918гг., что делалось по запросу в соответствующий архив, а также привести факты неучастия в белых и иных формированиях. По первому пункту находится легко, а по второму статьи, дескать были на ДВ, но плавали на «Тюлене», а не служили у Колчака. Вот и помог Шеманский своим друзьям.
К моменту написания статьи в живых оставались Чигаев, ещё в 1976г. Он проживал в Одессе и Семёнов.
Семёнов умер в 1971г., рак лёгких,.
Коринтелли 3 декабля 1937г. Был расстрелян, реабилитирован 8 мая 1858г.
Как пишет тот же Парфёнов в своём письме, находясь в ссылке влез в какие то партийные интриги, поставил не на того партийного начальника. Начальник проиграл и тоже был расстрелян.
Они все прошли через ссылки, Шеманский не в Питере до войны с ними встречался, а вместе с Чигаевым и Коринтелли лесоразработками занимался под Архангельском.
Там выше есть статья Зандрока «Шхуна Валюта», как он после «демобилизации» с Семёновым на Чёрном море построили шхуну.
Так вот, Зандрок, гардемарин МУ, тоже служил у Колчака, а потом отсидел очень прилично, его даже Солженицин поминает. Умер, недождавшись выхода своей статьи 4-го июля 1976г.

Отредактированно Lot (13.10.2013 18:43:38)

#9 13.10.2013 18:57:26

Азов
Капитанъ I ранга
k1r
Линкор "Императрица Екатерина Великая" он же Линкор "Свободная Россия"
Сообщений: 4833




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Lot написал:

Оригинальное сообщение #752309
Моя версия такая, к 50-ю Великой Октябрьской Социалистической Революции всем участникам ПВМ к пенсии сделали надбавки. Главным для надбавки было доказать службу в РИА или РИФ с 1914-1918гг.,

Я помню ещё в конце 70-х видел в аэропорту и на ж/д вокзале объявления у касс "Участники Великой Отечественной, Гражданской и Первой Мировой войн обслуживаются вне очереди"


Ваша задача не в том, чтобы умереть за свою родину, а  заставить врага умереть за свою!

Генерал Джордж Паттон

#10 13.10.2013 19:04:39

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Азов написал:

Оригинальное сообщение #752316
Я помню ещё в конце 70-х видел в аэропорту и на ж/д вокзале объявления у касс "Участники Великой Отечественной, Гражданской и Первой Мировой войн обслуживаются вне очереди"

Сам Ю.Шеманский аж 2 Георгия на "колчаковских фронтах" получил , а потом их носил вместе с сов. наградами, мол за ПМВ!
http://i59.fastpic.ru/thumb/2013/1013/d9/b2c0b4869f41b5f811ef17fe3c0319d9.jpeg

Отредактированно Lot (13.10.2013 19:05:03)

#11 13.10.2013 19:35:46

Азов
Капитанъ I ранга
k1r
Линкор "Императрица Екатерина Великая" он же Линкор "Свободная Россия"
Сообщений: 4833




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Lot написал:

Оригинальное сообщение #752309
К моменту написания статьи в живых оставались Чигаев, ещё в 1976г. Он проживал в Одессе и Семёнов.
Семёнов умер в 1971г., рак лёгких,.

Кстати припоминаю что Шеманский в своей статье писал что Семёнов племянник цусимского Семёнова - автора "Расплаты"...


Ваша задача не в том, чтобы умереть за свою родину, а  заставить врага умереть за свою!

Генерал Джордж Паттон

#12 13.10.2013 19:40:34

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Азов написал:

Оригинальное сообщение #752337
что Семёнов племянник цусимского Семёнова - автора "Расплаты"...

За геологические изыскания был награждён орденом Ленина.

#13 13.10.2013 20:51:48

Азов
Капитанъ I ранга
k1r
Линкор "Императрица Екатерина Великая" он же Линкор "Свободная Россия"
Сообщений: 4833




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Lot написал:

Оригинальное сообщение #752322
Сам Ю.Шеманский аж 2 Георгия на "колчаковских фронтах" получил , а потом их носил вместе с сов. наградами, мол за ПМВ!

Довольно интересная личность этот Шеманский...


http://s16.radikal.ru/i190/1310/a6/73a48cfd97f7.jpg

Капитан дальнего плавания
Ю. А. Шеманский.
Гардемарин Морского училища во Владивостоке. Произведен в корабельные гардемарины 02.04.1920 г. приказом начальника МУв Сингапуре.
10.12.1920 г. приказом генерала П. Н. Врангеля произведен в мичманы.
Из Югославии в 20-е годы вернулся в СССР. Две Георгиевские ленточки в верхней планке - Георгиевские кресты 3-й и 4-й степени.
Фото 1981 г.  [/i]


с такой биографией ...да от Ильича без инфаркта и паралича...)


Ваша задача не в том, чтобы умереть за свою родину, а  заставить врага умереть за свою!

Генерал Джордж Паттон

#14 13.10.2013 21:07:16

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Азов написал:

Оригинальное сообщение #752366
с такой биографией ...да от Ильича без инфаркта и паралича...)

Ещё была Георгиевская медаль, летом 1917г. на практике получил.
Во время войны командир вспомогательного судна БФ, после войны капитан НИС "Профессор Месяцев", пр.615, автор многочисленных книг по любительскому рыболовству. Это у него семейное. Пока Юрий в 1918г. доблестно воевал в отряде атамана Семёнова, отец его  в Петрограде!!! создаёт Союз рыболовного спорта. И это в 1918г.
А после войны Ю. Шеманский переписывался и поддерживал отношения со своими однокашниками, как в СССР, так и за границей. Обменивался книгами, посылал свои статьи за границу. Очень интересная личность.

#15 13.10.2013 22:00:55

Азов
Капитанъ I ранга
k1r
Линкор "Императрица Екатерина Великая" он же Линкор "Свободная Россия"
Сообщений: 4833




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Lot написал:

Оригинальное сообщение #752373
Во время войны командир вспомогательного судна БФ, после войны капитан НИС "Профессор Месяцев", пр.615, автор многочисленных книг по любительскому рыболовству. Это у него семейное. Пока Юрий в 1918г. доблестно воевал в отряде атамана Семёнова, отец его  в Петрограде!!! создаёт Союз рыболовного спорта. И это в 1918г.
А после войны Ю. Шеманский переписывался и поддерживал отношения со своими однокашниками, как в СССР, так и за границей. Обменивался книгами, посылал свои статьи за границу. Очень интересная личность.

Что то тут не так...


Ваша задача не в том, чтобы умереть за свою родину, а  заставить врага умереть за свою!

Генерал Джордж Паттон

#16 13.10.2013 22:25:50

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Азов написал:

Оригинальное сообщение #752400
Что то тут не так...

Гардемарин Белавенец вёл специальный Бюллетень по выпуску 1920г. Собирал буквально всё о выпускниках, когда родился, когда женился, дети, внуки, племянники и т.п. Эти бюллетени объединили бывших гардемаринов за границей, и после смерти Белавенца в 1961г. бюллетени выходили до 1975г.
Шеманский переписывался со своим другом Захарченко, известным американским учёным, так переписка попала в бюллетени.
Парфёнов, побывав в СССР послала в в бюллетень очень большое письмо. Но в данном случае, меня больше интересует легенда о шхуне "Тюлень".

#17 13.10.2013 22:33:09

Азов
Капитанъ I ранга
k1r
Линкор "Императрица Екатерина Великая" он же Линкор "Свободная Россия"
Сообщений: 4833




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Lot написал:

Оригинальное сообщение #752412
Шеманский переписывался со своим другом Захарченко, известным американским учёным, так переписка попала в бюллетени.
Парфёнов, побывав в СССР послала в в бюллетень очень большое письмо. Но в данном случае, меня больше интересует легенда о шхуне "Тюлень".

Но уж слишком много...степеней свободы в эпоху "исторического материализма" у простого совслужащего Ю. Шеманского, который "был, состоял, участвовал..." не знаю правда "привлекался" ли?...)


Ваша задача не в том, чтобы умереть за свою родину, а  заставить врага умереть за свою!

Генерал Джордж Паттон

#18 13.10.2013 22:38:46

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Азов написал:

Оригинальное сообщение #752416
не знаю правда "привлекался" ли?...)

Я так понимаю, Шеманского сразу сослали после возвращения из Югославии.
Со слов француза Парфёнова,
"Он былв ссылке с Надёжиным, Чигаевым и Коринтелли в Архангельске.
Колька же Коринтелли погиб трагически. Они все трое попали на эксплуатацию лесных промыслов, были прикомандированы к воен. флоту. Сдав экзамен на штурманов дальнего плавания, стали сначала первыми помощниками, а потом капитанами кораблей, пользуясь относительно большой свободой Колька проявил большие организаторские способности и был снят с корабля на работы по устройству водных путей."

Дальше привожу скан, полностью письмо в оригинале я обещал в интернет не выкладывать.

Спойлер :

Перепечатаю, если будет интересно, выложу.

Отредактированно Lot (13.10.2013 22:44:47)

#19 13.10.2013 22:46:55

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Lot написал:

Оригинальное сообщение #752418
Но уж слишком много...степеней свободы в эпоху "исторического материализма" у простого совслужащего Ю. Шеманского, который "был, состоял, участвовал.

Я сам удивляюсь. :)

#20 13.10.2013 22:51:40

Азов
Капитанъ I ранга
k1r
Линкор "Императрица Екатерина Великая" он же Линкор "Свободная Россия"
Сообщений: 4833




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Lot написал:

Оригинальное сообщение #752418
Шеманского сразу сослали после возвращения из Югославии.

Тем более...)

Lot написал:

Оригинальное сообщение #752418
Перепечатаю, если будет интересно, выложу.

будет...


Ваша задача не в том, чтобы умереть за свою родину, а  заставить врага умереть за свою!

Генерал Джордж Паттон

#21 13.10.2013 22:58:07

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Азов написал:

Оригинальное сообщение #752421
Тем более...)

Вот поэтому эта история меня и заинтересовала, Сначала я выложил эту статью, полностью уверенный на 100% в её правдивость, а дальше стал копать, и всё больше и больше убеждался в фэнтезийности сюжета. Надо же как ловко ЦК ВЛКСМ обвёл вокруг пальца (молодые строители социализма).
А про Зандрока выложить материалы, тот, который про шхуну "Валюта" написал?

Отредактированно Lot (13.10.2013 22:58:21)

#22 13.10.2013 23:16:46

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Ранее приводил этот список

Lot написал:

Оригинальное сообщение #752182
«Ушедших на бронепоезде Сибирской флотилии в 1919 году на запад: Корцин-Жуковский, Зандрок, Могучий, Коринтелли, Попов (2-ой роты О. Г. К.), Шишикин.
Служивших в Казачьих частях: Псиол, Лайминг, Малыгин, Семенов Георгий, Казанский, Фролов, Хардалло, Слюз.»

Еще один авиатор (?), имеющий непосредственное отношение к Алтаю. ЗАНДРОК Николай Евгеньевич. Гардемарин Отдельных гардемаринских классов. В плавании на вспомогательном крейсере «Орел». В белых войсках Восточного фронта; с 28 фев. 1919 в Спасской авиашколе. Остался в СССР. Волков С. В. Офицеры флота и морского ведомства: Опыт мартиролога. - М. 2004г.
Отец его, Евгений Николаевич Зандрок, был довольно известным на Алтае и за его пределами человеком - предпринимателем, экономистом, "одним из крупнейших специалистов страхового дела в России, талантливым организатором и пропагандистом пчеловодства на Алтае". Известным человеком был и дед Николай Филиппович Зандрок - близкий к писателю Н. Лескову, назначившему его одним из своих душеприказчиков. Более подробно:
http://new.hist.asu.ru/biblio/sudbi/B4.html http://www.ap.altairegion.ru/267-05/gv.html

Е.Н. Зандрок в 1933 г. проживал в Барнауле, где был арестован ОГПУ и осужден на 5 лет. • Зандрок Евгений Николаевич Родился в 1875 г., г. Санкт-Петербург; русский; Консультант планового отдела горисполкома. Проживал: г. Барнаул.. Арестован 24 января 1933 г. Приговорен: Особой тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю 13 мая 1933 г., обв.: по ст. 58-10 УК. Приговор: к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован 6 октября 1989 г. прокуратурой Алтайского края Источник: Книга памяти Алтайского края lists.memo.ru "Из архивно-следственного дела Евгения Зандрока удалось только установить, что в 1933 году Георгий (Юрий) Зандрок [один из сыновей Е.Н. Зандрока] жил в Париже, а Николай - в Харькове и был ректором института механизации и инспектором флота Черного и Азовских морей. Борис [еще один сын, брат Георгия и Николая] служил в Институте механизации лесного хозяйства в Харькове.
Из Всероссийского мартиролога жертв политических репрессий известно, что Николай Евгеньевич Зандрок был впоследствии приговорен и находился в вологодских лагерях".
http://www.ap.altairegion.ru/267-05/gv.html
Зандрон Николай Евгеньевич Родился в 1898 г., г. С.-Петербург; русский; Мурманрыба, судомеханические мастерские, главный инженер. Проживал: г. Мурманск, пос. Абрам-Мыс.. Арестован 22 июня 1938 г. Приговорен: Особое совещание при НКВД СССР 29 сентября 1939 г., обв.: ст. 58-6 УК.. Приговор: 5 лет ИТЛ. Реабилитирован 11 апреля 1956 г. Военным трибуналом Северного военного округа. Источник: Книга памяти Мурманской обл. • Зандрок Николай Евгениевич Родился в 1898 г., г. Ленинград; ГЛАВНЫЙ ТЕХНОЛОГ ВОЛОГОДСКОГО МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАВОДА. Проживал: г. Вологда Вологодской обл., В-Вологодское Шоссе, 22-А Кв. 2. Арестован 30 апреля 1949 г. УМГБ ВО Приговорен: Особым Совещанием при МГБ СССР 11 июня 1949 г., обв.: шпионская деятельность. Приговор: СОСЛАТЬ НА ПОСЕЛЕНИЕ В КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, СЕЛО Б-Мурта Реабилитирован 11 апреля 1956 г. ВОЕННЫМ ТРИБУНАЛОМ СЕВЕРНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА за отсутствием состава преступления Источник: Книга памяти Вологодской обл. - подготовительные материалы

lists.memo.ru

Отредактированно Lot (13.10.2013 23:18:07)

#23 13.10.2013 23:17:21

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

Свои воспоминания о Николае Зандроке, относящиеся к его пребыванию в Вятлаге в конце 1941-нач. 1942 г. оставил прообраз солженицинского Сологдина (из романа "В круге первом") Дмитрий Михайлович Панин (Панин Д.М. "Лубянка-Экибастуз. Лагерные записки", изд. в 1973 г. в Париже) см.
http://lib.rus.ec/b/256727/read#t21
"Моя конструкторская деятельность подходила к концу, и я уже начал подумывать о своей норке в электроцехе. Но вот неожиданно из управления приехал заключенный Зандрок. Распахнулась дверь, и вошел рослый, мужественный человек, в ладной, человекообразной одежде. Лицо его было высечено как бы из мрамора, смелые голубые глаза смотрели в упор, на голове — стальной ёжик седых волос. В Москве такие люди стали большой редкостью. Сняв шапку, он протянул нам руку: «Зандрок». Знакомимся. Какие мы были, по сравнению с ним, запущенные, обросшие, грязные! Светский, обходительный, ловкий, он был интересным собеседником, понимающим, с кем говорит, и очень всем понравился. Приехал он отремонтировать крупный дизель допотопной конструкции, у которого при перевозках была сорвана система зажигания. В тайге, почти без книг, без возможности получить консультацию, без образцов — такую работу сделать не просто. И меня сильно потянуло обратно в электроцех. Зандрок очень просто сумел переломить мое нежелание. — Наши товарищи на новом пятнадцатом лагпункте — а там был только лесоповал — сидят без света, у них нет бани, их заедают вши. Мы обязаны прийти им на помощь. Все было понятно без него, но новым прозвучало «наши товарищи», подразумевалось — «по несчастью». В разрозненности, разобщенности, взаимном недоверии лагерной жизни остались еще чувства к семье, ближайшей родне и нескольким друзьям. Все остальное было морем вражды, ненависти, предательства… И вдруг в его устах прозвучала давно уже забытая нотка, если не чувства братства, то хоть солидарности людей, находящихся в ужасном состоянии. И что-то во мне повернулось. Время страшное, да это только еще начало. Хватит хорониться! У кого короткий меч, подходи к опасности ближе, как требовал кто-то из цезарей в древнем Риме. А когда я узнал, еще, что на «пятнадцатый» попал мой «кореш» из Бутырок, вопрос был для меня окончательно решен. Я стал думать над конструкцией дизеля, и вскоре мы наладили систему зажигания..."
"Таков был Зандрок, словно родившийся для подвигов. Весной 1942 года его по спецнаряду вызвали в Кировскую трудколонию срочно налаживать производство сухопутных мин. Больше десяти дней он ждал конвоя, и все это время проводил в нашей мастерской, в разговорах. Я старался с утра исполнить обязанности в цехе, чтобы потом уже не отрываться, и с упоением слушал этого великолепного рассказчика. На германскую он попасть не успел, но в 1917 году прекрасный, чистый юноша с возвышенными, благородными идеалами был уже юнкером где-то на востоке, кажется, в Казани. Училище целиком примкнуло к белогвардейцам, став одной из наиболее надежных частей Колчака. Описание сражений, в которых он принимал участие, было необычайно увлекательным. Их бросали туда, где требовались самоотверженность и героизм. Поражала его стойкость и верность идее Белого движения. После того, как чехи предали и выдали Колчака для расстрела красным, Зандрок остался в числе малочисленных соединений, которые сохранили боеспособность и вырвались в Монголию… Он описывал годы эмиграции, Китай, прием у Чан Кай-ши, где угощали изысканным лакомством — мозгами еще теплой обезьяны, — а также гостеприимство в Японии, невероятное, с точки зрения европейских обычаев. В Шанхае или Маньчжурии он устроился вполне сносно, но все время ему чего-то не хватало. Он возвращается добровольно в СССР, и за недопустимую доверчивость платит годами ссылок, тюрем, этапов, лагерей..."
Видимо летчиком он все же не стал, иначе бы непременно об этом упомянул в разговоре, а Панин бы запомнил.

#24 13.10.2013 23:24:53

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

После всего этого я Ю. Шеманским восторгаюсь!
На палубе "Орла", Гонконг, 1918г. Стоит Шеманский Ю.А.  слева сидит Захарченко К.Л. Друзья до гробовой доски, хотя жили в разных странах.
Статья про Захарченко в Вики.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0% … 0%B8%D1%87
http://i60.fastpic.ru/thumb/2013/1110/89/f02658ac5ef28880e9848e209546f789.jpeg

Отредактированно Lot (10.11.2013 10:32:27)

#25 13.10.2013 23:47:33

Lot
Гость




Re: Трагедия шхуны "Тюлень".

За подавление мятежа Гайды, список награждённых. Всего было уничтожено 1500 мятежников, пленных после изощрённых пыток (но не могут казаки без этого) всех расстреляли. Морское Училище принимало участие в подавлении мятежа и в расстрелах.
http://i60.fastpic.ru/thumb/2013/1013/dc/7685b096e6ae81d0f631f138434f09dc.jpeg

Страниц: 1 2


Board footer